Уровень загрязнения воздуха в Москве. Экологическая обстановка сегодня в москве
Уровень загрязнения воздуха в Москве
Столица России – один из самых больших городов на планете. Разумеется, в ней присутствуют все проблемы мегаполисов. Главная из них – это загрязнение воздуха в Москве. Проблема появилась больше десятилетия назад и с каждым годом только усугубляется. Это может стать причиной настоящей техногенной экологической катастрофы.
Норма чистого атмосферного воздуха
Естественный атмосферный воздух – это смесь газов, основными из которых считаются азот и кислород. Их объем составляет 97-99 % в зависимости от местности и атмосферного давления. Также в небольших количествах в воздухе содержатся углекислый газ, водород, инертные газы, пары воды. Такой состав считается оптимальным для жизнедеятельности. В результате этого происходит постоянный круговорот газов в природе.
Но деятельность человека вносит в него существенные изменения. К примеру, просто в закрытом помещении без растений один человек за несколько часов может изменить процентное соотношение кислорода, углекислого газа и паров воды только за счет того, что он будет там дышать. Представьте только, каким может быть загрязнение воздуха в Москве сегодня, где живут миллионы людей, ездят тысячи машин и работают огромные промышленные предприятия?
Главные вредные примеси
По данным исследований, больше всего концентрация в атмосфере над городом у фенола, углекислого и угарного газов, бензапирена, формальдегида, диоксидов азота. Следовательно, увеличение процентного количества этих газов влечет за собой снижение концентрации кислорода. На сегодня можно констатировать, что уровень загрязнения воздуха в Москве превысил допустимые нормы в 1,5-2 раза, что становится крайне опасно для проживающих на этой территории людей. Ведь мало того, что они недополучают необходимый им кислород, так еще и травят организм опасными ядовитыми и канцерогенными газами, которые имеют огромную концентрацию в московском воздухе даже в закрытых помещениях.
Источники загрязнения воздуха в Москве
Почему же с каждым годом в столице России становится все труднее дышать? По данным последних исследований, главной причиной загрязнения воздуха в Москве выступают автомобили. Они заполнили столицу на каждой большой автостраде и маленькой улочке, на проспектах и во дворах. 83 % окисей углерода поступает в атмосферу именно вследствие работы двигателей внутреннего сгорания.
На территории столицы есть несколько крупных промышленных предприятий, которые также выступают источниками, вызывающими загрязнение воздуха в Москве. Хотя на большинстве из них и стоят современные очистительные системы, в атмосферу все же попадают опасные для жизни газы.
Третьим по величине загрязняющим источником являются большие ТЭС и котельные, которые работают на угле и мазуте. Они обогащают воздух мегаполиса большим количеством продуктов сгорания, таких как угарный и углекислый газы.
Факторы, повышающие концентрацию вредных веществ
Примечательно то, что количество вредных газов в воздухе столицы России не всегда и не всюду одинаково. Есть несколько факторов, которые способствуют его очищению или большему загрязнению.
По статистическим данным, на одного человека в Москве приходится примерно 7 квадратных метров зеленых насаждений. Это очень мало в сравнении с другими большими городами. В тех регионах, где концентрация парков больше, воздух намного чище, чем во всем остальном городе. Во время облачной погоды воздух не может сам очищаться, и у земли собирается большое количество газов, которые вызывают жалобы местного населения на плохое самочувствие. Повышенная влажность также удерживает у земли газы, вызывая загрязнение атмосферного воздуха в Москве. А вот морозная погода, наоборот, способна его временно очистить.
Самые загрязненные регионы
В столице самыми грязными регионами считаются промышленные Южный и Юго-Восточный округи. Особенно плохой воздух в Капотне, Люблино, Марьино, Бирюлево. Здесь располагаются крупные промышленные заводы.
Высок уровень загрязнения воздуха в Москве и непосредственно в центре. Здесь нет огромных предприятий, зато самая большая концентрация автомобилей. К тому же все помнят о знаменитых московских пробках. Именно в них машины вырабатывают больше всего вредных газов, поскольку двигатели работают не на полную мощность, и нефтепродукты не успевают сгореть полностью, образуя угарный газ.
ТЭС также больше всего в центральной части Москвы. Они сжигают уголь и мазут, обогащая воздух все теми же угарным и углекислым газами. Кроме того, они дают еще и опасные канцерогены, существенно влияющие на здоровье москвичей.
Чистый воздух в Москве
Есть в столице и относительно чистые регионы, в которых уровень вредных газов приближается к норме. Конечно, автомобили и небольшая промышленность оставляют и здесь свой негативный след, но по сравнению с промышленными регионами здесь довольно чисто и свежо. Географически это западные районы, особенно расположенные за МКАД. В Ясенево, Теплом Стане и Северном Бутово можно без опасений дышать полной грудью. В северной части города также есть несколько районов, которые относительно благоприятны для нормальной жизни, – это Митино, Строгино и Крылатское. Во всем остальном загрязнение воздуха в Москве сегодня можно назвать близким к критическому. Это особенно настораживает потому, что с каждым годом ситуация только ухудшается. Есть опасения, что скоро в городе не останется районов, где воздух будет более-менее чистым.
Болезни
Невозможность нормально дышать вызывает целый ряд неприятных ощущений и хронических заболеваний. Особенно к этому чувствительны дети и люди пожилого возраста.
Ученые констатируют, что загрязнение воздуха в Москве сейчас стало причиной наличия у каждого пятого астмы или астматического фактора. Дети в пять раз чаще болеют пневмонией, бронхитом, аденоидами и полипами верхних дыхательных путей.
Недостаток кислорода вызывает кислородное голодание мозга. Вследствие этого развиваются частые головные боли, мигрени, пониженный уровень концентрации внимания. Опасный угарный газ становится причиной сонливости и общей усталости. На фоне всего этого развиваются сердечно-сосудистые заболевания, диабет, неврозы.
Наличие большого количества пыли в воздухе не позволяет естественным фильтрам в носу всю ее задержать. Она попадает в легкие, оседает в них и сокращает их объем. Кроме того, пыль может содержать очень опасные вещества, которые, накапливаясь, вызывают раковые опухоли.
Когда москвичи попадают за город или в лес, у них начинается головокружение и мигрень. Так организм реагирует на непривычно большое количество кислорода, который поступает в кровь. Это ненормальное явление показывает реальное влияние загрязнения воздуха в Москве на здоровье человека.
Борьба за очищение воздуха
Ученые каждый год внимательно изучают причины, факторы и темпы загрязнения воздуха в Москве. 2014 год показал, что наблюдается тенденция к ухудшению, хотя постоянно принимаются меры по уменьшению вредных примесей в воздухе.
На заводах и ТЭС устанавливают фильтры, которые удерживают самые опасные продукты их деятельности. Для разгрузки автомобильного потока строятся новые развязки, мосты и тоннели. Чтобы воздух стал намного чище, постоянно увеличиваются площади зеленых насаждений. Ведь ничто так не очищает атмосферу, как деревья. Принимаются и административные меры наказания. За нарушение режима газообмена и выброс большего количества вредных газов штрафуются как владельцы частных автомобилей, так и крупные предприятия.
Но все равно результаты прогнозов неутешительные. Скоро в Москве чистый воздух может стать дефицитом, как это уже произошло в самых крупных городах мира. Чтобы этого не случилось завтра, нужно уже сегодня думать о том, стоит ли оставлять автомобиль с включенным двигателем на длительное время, пока вы ждете кого-то у подъезда.
fb.ru
Как изменилась экологическая обстановка в Москве за последние годы: Москва: Россия: Lenta.ru
Свалки, вырубка зеленых насаждений, пыльные улицы, загрязненный воздух, дикие пробки в центре города — такой запомнилась Москва середины 1990-х — начала 2000-х годов ее жителям. Все это воспринималось как нечто неизбежное — что еще ждать от большого города? Однако в последнее время экологическая обстановка в столице постепенно меняется. «Лента.ру» выясняла, много ли надо, чтобы дышать в столице стало легче.
В декабре 2016 года на Госсовете «Об экологическом развитии России в интересах будущих поколений» президент Владимир Путин говорил о необходимости модернизации технологических процессов, мониторинга состояния окружающей среды и содействия общественным экологическим организациям. Он обозначил основной вопрос, который необходимо решить: достичь кардинального снижения выброса вредных веществ в атмосферу и их сбросов в водоемы и почву.
Но несмотря на то, что 2017 год был объявлен президентом Годом экологии, завершившаяся зима не дает много поводов для оптимизма. Как отмечает Андрей Нагибин, председатель правления общероссийской общественной организации «Зеленый патруль», пока значительной активности бизнеса и местных властей в деле защиты окружающей среды не наблюдается, хотя планы на уровне регионов были утверждены еще 2016 году. «Создается впечатление, что все опять ждут какую-то дополнительную отмашку сверху», — сетует он.
Тем не менее такая ситуация, к счастью, наблюдается не во всех регионах. Согласно «Экологическому рейтингу субъектов РФ», составленному «Зеленым патрулем», одну из лидирующих позиций занимают Москва и Санкт-Петербург. По словам Романа Пукалова, директора природоохранных программ этой организации, в обеих столицах многое делалось для улучшения качества воздуха и благоустройства территорий. Помимо этого, Москва вошла в тройку лидеров рейтинга экологического управления за 2015 год, составленного по поручению главы Минприроды Сергея Донского.
Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости
В 2016 году, по словам руководителя Департамента природопользования Москвы Антона Кульбачевского, Москва сохранила свой статус самого озелененного города. Москвичи хорошо помнят, как в течение всего лета и осени прошлого года город бился за это место. На более чем 30 улицах было высажено свыше трех тысяч деревьев — лип, вязов, рябины, каштанов, дубов, кленов — хотя изначально предполагалось высадить 2875. На Тверскую вернулась липовая аллея, вырубленная в 1990-е, было проведено озеленение Нового Арбата и многих других улиц.
В городе действительно стало чище. Улицы убирает современная техника, снег вывозится своевременно, улучшается качество газонов. Благодаря этому удалось снизить загрязнение воздуха — уменьшить содержание взвешенных частиц, одного из приоритетных загрязнителей, по данным ВОЗ.
В связи с этим Кульбачевский отметил, что экологическое благоустройство города не должно сводиться к визуальному эффекту, назвав декоративные газоны «зелеными пустынями». Он подчеркнул необходимость поддержки природных ландшафтов, которые могут быть не менее привлекательными, чем искусственные — ведь содержать их существенно экономичнее, благодаря естественным механизмам самовосстановления. Собственно, в большинстве московских дворов и маленьких сквериков долгие годы были именно такие ландшафты. Там произрастали те виды растений, которым комфортно в этих условиях. Бездумное увлечение декоративными газонами привело к тому, что в тенистых местах солнцелюбивая трава просто не приживалась, и раз в два года ее приходилось пересевать.
Антон Кульбачевский
Фото: Артем Житенев / РИА Новости
Москва постепенно преодолевает проблему постоянно растущего автопарка. Несомненно, не каждому водителю нравятся изменения, произошедшие в организации дорожного движения, но они эффективны, о чем говорит, в том числе и зарубежный опыт. Расширение зон платной парковки и сужение полос, так не нравящиеся автолюбителям, принесли положительные результаты в плане экологии. За пять лет среднегодовые концентрации основных загрязняющих веществ — оксида азота и оксида углерода — снизились в 2-2,2 раза. Позитивная динамика этих показателей превзошла ожидания, что позволяет говорить об успехе реформы московской транспортной политики.
Кульбачевский отметил снижение содержания нефтепродуктов в воде самого проблемного участка реки Москвы. Основная причина тому — масштабная реконструкция очистных сооружений города.
Предприятия теплоэнергетики, дающие 50 процентов всех выбросов московской промышленности в атмосферу, также показали хорошую динамику. За счет введения современных мощностей и мер по энергосбережению Мосэнерго удалось сократить выбросы на 30 процентов.
Любой НПЗ в мире неизбежно влияет на окружающую среду, воздействуя на воздух, почву и водоемы. Современные технологии позволяют минимизировать такое воздействие. Благодаря этому в Европе, например, в Вене и Роттердаме, НПЗ остаются неотъемлемой частью мегаполисов.
В московском правительстве уверяют, что точно такие применяют и в Капотне. Благодаря их внедрению в период с 2011 по 2015 годы предприятию удалось снизить вредные выбросы в атмосферу на 36 процентов, а негативное воздействие на окружающую среду в целом — на 50 процентов. Установка современных очистных сооружений и демонтаж старых повысили степень очистки сточных вод до 95 процентов.
Переход в 2013 году завода на выпуск топлива экологического класса Евро-5 также положительный сказался на экологии Москвы. Дело в том, что 90 процентов загрязняющих воздух выбросов производит автотранспорт. Поскольку доля топлива МНПЗ на рынке столичного региона составляет треть, то повышение его качества позволило существенно снизить объем этих выбросов.
На этом, впрочем, предприятие останавливаться не собирается. С начала 2017 года на МНПЗ ведутся работы по реконструкции установки каталитического крекинга и первичной обработки нефти.
Завершается строительства очистных сооружений проекта «Биосфера». Они вводятся в эксплуатацию осенью и позволят повысить эффективность очистки сточных вод до 99 процентов. Помимо этого, в 2017 году заработает установка очистки сернисто-щелочных стоков.
И все же, несмотря на все достижения последних лет, экологическая ситуация в Москве далека от идеала. Дальнейшему улучшению окружающей среды мегаполиса призвана способствовать программа департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы до 2030 года.
Основных направлений работы три: транспорт, предприятия и работа с экологическим сознанием населения.
С 1 января 2016 года в Москве введен запрет на оборот топлива ниже класса Евро-5, однако это лишь часть проблемы. Основной объем вредных веществ дают машины, стоящие в пробках. Поэтому в рамках долгосрочной стратегии власти сосредоточатся на дальнейшем уменьшении количества автомобилей на городских улицах и расширении зон платных парковок, а также увеличении числа велодорожек.
Что касается промышленности, то в Москве останутся только те компании, которые готовы модернизировать свое производство и приводить его в соответствие с экологическими нормами.
Приоритетом будет и развитие системы контроля над состоянием окружающей среды. В столице уже действует более 50 стационарных постов для наблюдения за качеством воздуха, и их число будет расти. Расширится и система мониторинга промышленных предприятий, на многих из которых уже проводятся регулярные замеры выбросов вредных веществ.
Помимо этого, граждан будут информировать о состоянии воздуха в зоне влияния заводов с помощью интерактивных экранов — «Экоинформеров». Один из них уже работает в Капотне с 2015 года.
Планируется снижать уровень шумового загрязнения города на линии общественной и жилой застройки, производить восстановление почвенного покрова в промзонах. Существенно уменьшится объем твердых отходов, подлежащих захоронению, благодаря вторичной переработке раздельно собранного и раздельно отсортированного мусора. Снизится энергопотребление во всех секторах — здесь на помощь придут нетрадиционные и возобновляемые источники энергии.
lenta.ru
Экологическая обстановка в Москве
О состояние экологии в Москве, факторы, оказывающие влияние, почему это опасно!
Человек тесно взаимосвязан с природой. Его состояние напрямую зависит от природных происшествий и экологической обстановки в районе проживания. При отсутствии объектов живой природы человек начинает испытывать дискомфорт, несмотря на комфорт цивилизации.
Обострение экологических проблем заметно влияет на эмоциональное состояние человека и на его здоровье. Именно отсюда вытекает большинство болезней нашего времени.
Научно-технический прогресс не мог пройти бесследно. В последнее десятилетие экологи и медицинские работники писали статьи и делали множество докладов на тему чрезвычайно опасной экологической обстановки в Москве. «Проживать в Москве вредно для здоровья, говорили они. Особенно для детского».
Были проведены различные исследования, результат которых показал, что с развитием новых технологий и установлением новых производственных заводов состояние загрязнения резко накрыло большую часть мегаполиса. Воздух пропитан крайне опасными для человека веществами и токсинами, которые, попадая внутрь во время дыхания, вызывают тяжёлые заболевания. И что самое страшное, с каждым днём состояние экологии приходит всё в более плачевное состояние, экологическая карта Москвы, на ней можно увидеть сложившуюся ситуацию в подмосковье.
Лидирующее место в загрязнении атмосферы безусловно принадлежит автомобилю. Практически у каждого человека сейчас имеется собственное средство передвижения, а то и не одно. Результат – ежедневные многотысячные пробки, вредные выхлопы, заражение воздуха смесью крайне опасных для здоровья веществ.
На состояние экологии влияет и своевременный вывоз мусора, уборка улиц.
Также сказывается недостаток зелёных насаждений. Они занимают не больше тридцати процентов городской территории. Этого недостаточно. Тем более плохая экологическая обстановка ежедневно оказывает на растения влияние. Нельзя забывать, что Москва – самый населённый город России, постоянное население составляет около пятнадцати миллионов человек. И это без учёта гостей столицы. Не зря экологи настоятельно рекомендуют и призывают озеленять улицы. Это станет некоторого рода защитой, очистителем воздуха.
Кроме того, подобные насаждения полезны не только в экологическом плане. Они благотворно влияют и на психологическое состояние человека, успокаивают и расслабляют, создают ощущение уюта. И в эстетическом плане город выигрывает.
Если в ближайшие несколько лет в экологическом плане ничего не изменится, проживание в Москве будет нести непосредственную угрозу здоровью и продолжительность жизни значительно сократится.
Пример пробуренной скважины на воду в Люберецком районе д.Торбеево Московской области
Водоносный слой на глубине 28 метров насыщен газом. Обусловлено это наличием большой продуктовой свалки в окрестности. Из скважины идёт и вода и газ.
Следующая > |
www.centrgeologiya.ru
«Экологическая обстановка в Москве может меняться в лучшую сторону»
Тимур Назмутдинов, руководитель ключевых проектов Eco Standart group, рассказал порталу Novostroy-M.ru об экологической обстановке в Московском регионе, факторах влияния на нее и о том, как она может меняться в ближайшие годы.
Какова экологическая обстановка в Москве в целом?
Экологическая ситуация в Москве, как и в большинстве мегаполисов, нормальная – характерная для городов. Т.е. нельзя сказать, что у нас все прекрасно, как в лесу, но и чего-то чрезвычайно ужасного тоже нет.
При этом в одних районах город оказывает на человека большее влияние, в других меньшее. Виды негативного воздействия, характерные для мегаполисов, представлены химическими факторами (наличие загрязняющих веществ в воздухе: автотранспорт и промышленные предприятия, а также объекты теплоэнергетики, очистные сооружения) и физическими (шум, вибрация, электромагнитное излучение, яркость и мерцание рекламных конструкций и др.). Поэтому при выборе места для проживания все равно нужно учитывать разные критерии, в том числе, где в районе можно проводить свободное время, гулять с детьми, есть ли рядом парки, зоны отдыха.
В каких районах Москвы экологическая обстановка наиболее благоприятная?
Традиционно западные и юго-западные районы Москвы считались более чистыми, а восточные и юго-восточные – более грязными. Это было связано с розой ветров (преимущественно в Москве ветры дуют с запада и юго-запада). Кроме того, промышленные предприятия в основном расположены именно на востоке и юго-востоке.
Но сейчас ситуация меняется из-за увеличения автотранспорта – теперь основной вклад в загрязнение атмосферы делают именно машины (почти 90%). Многие производства выносят за пределы города, многие работают не на полную мощность, на всех устанавливают новейшие очистные системы. Таким образом, рядом, например, с восточным Измайловским парком экологическая обстановка гораздо лучше, чем в непосредственной близости от Кутузовского проспекта или любой другой крупной автодороги на традиционно благополучном западе (и по состоянию воздуха, и по шуму, и по яркости, если окна выходят на магистраль).
Последние экологические карты Москвы, которые составляют на основе данных, предоставленных Департаментом природопользования и охраны окружающей среды, Мосэкомониторингом, уже больше похожи на «лоскутное одеяло»: относительно благополучные территории соседствуют с загрязненными во всех частях города. Хотя ситуация пока все еще хуже на юго-востоке (здесь работают нефтеперерабатывающий завод в Капотне и Курьяновские очистные сооружения).
Итак, при выборе района нужно в первую очередь изучать карты: выяснить, сколько в районе находится промышленных предприятий, автомагистралей, оживленных перекрестков, есть ли ТЭЦ.
Какие магистрали можно считать самыми губительными для экологии?
Все вылетные, Садовое кольцо, ТТК, МКАД.
И чем больше пробок на дороге, тем хуже?
На самом деле, не всегда. Значение имеет количество автомобилей, проезжающих по дороге в единицу времени. В Москве на крупных магистралях машины даже без пробок двигаются плотным потоком в большом количестве. И чем быстрее едет автомобиль, тем больше шума он создает.
На каком расстоянии должен быть расположен дом от магистрали, чтобы ее влияние было минимальным?
Чем дальше, тем лучше. На расстоянии 150-200 метров дорога в любом случае оказывает влияние, причем довольно сильное, 300 метров – уже меньше, 500 – еще меньше. Можно говорить, что 250-300 метров – это минимальное желательное расстояние от вылетной магистрали. При этом к менее загруженным внутри- и межрайонным дорогам дом может находиться и ближе.
Но стоит еще учитывать, что дома мы, как правило, проводим меньше времени, чем на работе. Желательно вести здоровый образ жизни, больше гулять в экологически благоприятных парковых зонах, чаще выезжать за город: так можно и нужно нивелировать негативное воздействие города.
А можно ли жить в центре Москвы?
В центре, конечно, самая неблагоприятная экологическая обстановка: здесь сконцентрирована деловая, культурная, политическая жизнь столицы, и в день бывает очень много автотранспорта. Кроме того, здесь мало детских площадок и практически нет парковых зон.
Пожалуй, жить можно только в более отдаленных районах, расположенных за Садовым кольцом, например, ближе к парковым зонам: Нескучному саду, Парку Горького (районы Якиманка, Хамовники, Донской, Хорошевский), «Сокольникам» (район Сокольники) и др. Также относительно неплохая обстановка в Тверском районе.
В каких районах, помимо центра, самая худшая обстановка?
Районы действующих промышленных предприятий, очистных сооружений, нефтеперерабатывающего завода. Например, Марьино, Капотня, Лефортово, район станции метро «Электозаводская».
А насколько далеко желательно жить от промышленных предприятий?
Каждый промышленный объект, в соответствии с законодательством, имеет свою санитарно-защитную зону. Для разных предприятий она может составлять от 50 метров до 1 тыс. метров и более.
При этом сейчас, когда строят жилье, эти нормы, как правило, соблюдают. По крайней мере, в Москве. Несоблюдение размеров санитарно-защитных зон характерно, скорее, для старой застройки вблизи предприятий и промзон: раньше требования были менее жесткими.
Платные парковки в центральных районах улучшают обстановку?
На этот счет есть противоречивая информация: с одной стороны, платные парковки вводят для того, чтобы снизить поток автотранспорта в центр, с другой стороны, транспортная способность центра увеличилась из-за соблюдения правил (дороги стали менее загроможденными) – теперь здесь проезжает больше машин, чем раньше. Другими словами, введение платных парковок практически никак не влияет на экологическую обстановку.
Как вы считаете, может ли улучшить экологическую обстановку введение платного въезда в Москву, который активно обсуждали в конце прошлого года?
Все будет зависеть от того, насколько снизится поток автотранспорта, въезжающего в город. Если транспортный поток снизится на 10-30%, то ситуация будет улучшаться.
Какие парки, лесные массивы лучше всего влияют на экологию?
Национальный парк «Лосиный остров», Измайловский парк, «Сокольники», заказник «Теплый стан», Битцевский лес, парк «Кузьминки», лесные массивы в Бутово и Ясенево, заказник «Тропаревский», «Воробьевы горы».
Какова площадь зеленых насаждений в Московском регионе? Насколько это отличается от других мировых мегаполисов?
В Москве площадь зеленых насаждений составляет 54,5% от общей площади (в Подмосковье – около 47%). На первом месте в рейтинге самых озелененных городов – Осло (Норвегия), где этот показатель равен 66%. Таким образом, можно сказать, что мы находимся примерно в начале списка.
Сейчас многие промышленные предприятия вынесены за пределы города. Насколько это улучшает обстановку?
Безусловно, это весьма положительно влияет на экологическую обстановку. При этом необходимо помнить, что перед тем, как начинать застраивать бывшие промзоны, там необходимо проводить тщательные экологические исследования. А затем очистку территории (при необходимости).
На месте бывших производств, как правило, грунты загрязнены специфическими токсикантами – их необходимо заменять. Дело в том, что загрязненные почвы напрямую влияют на состояние воздуха за счет, во-первых, образования пыли, содержащей загрязняющие вещества, во-вторых, испарения загрязнителей.
Я могу сказать, что сейчас в Москве довольно высокий уровень сознательности в отношении экологии. Мы проводили исследования для нескольких парков – в результате загрязненные почвы там при создании новых газонов и площадок для отдыха меняли на чистые.
Застройщики жилой недвижимости тоже, по нашему опыту, выполняют требования законодательства, проводят экологические изыскания и исследования на начальных стадиях строительства.
Не становится ли экологическая обстановка хуже в Подмосковье из-за того, что туда выносят промышленные предприятия?
Думаю, что нет. Во-первых, их выносят не в одно место. Во-вторых, при организации производств сейчас соблюдают нормы закона (их негативное влияние на человека минимизируется), так же как и при строительстве в этих районах жилья.
На самом деле, влияние на человека в смысле экологии оказывают не только заводы и автотранспорт. Также огромную роль играют сами квартиры, офисные и административные помещения, где воздух зачастую гораздо грязнее, чем на улицах. Существуют проблемы пыли, эмиссии вредных веществ из предметов мебели, напольных покрытий, отделочных материалов, электромагнитных излучений. Кроме того, важно понимать, из чего построен сам дом.
Какие районы Подмосковья более благоприятны с экологической точки зрения, какие менее?
Основываясь на данных департамента природопользования Москвы, могу сказать, что наиболее неблагополучный район – Люберецкий.
К сильно загрязненным относятся: Шатурский, Каширский, Ногинский.
К загрязненным: Коломенский, Серпуховский, Павлово-Посадский, Подольский, Щелковский, Раменский, Пушкинский, Мытищинский, Красногорский, Балашихинский, Ленинский.
К слабо загрязненным: Клинский, Ступинский, Сергиево-Посадский, Домодедовский.
К достаточно чистым: Наро-Фоминский, Чеховский, Дмитровский, Солнечногорский, Одинцовский.
К особо чистым: Волоколамский, Егорьевский, Можайский, Рузский.
На трубах промышленных предприятий могут установить датчики, автоматически измеряющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Как, по-вашему, повлияет ли это благоприятно на экологию?
Конечно, это даст положительный результат. Предоставление данных с датчиков в онлайн режиме контролирующим органам или на сайты заводов повысит ответственность предприятий в вопросах охраны окружающей среды, позволит оперативно реагировать на повышение содержания загрязнителей в выбросах и не допускать сверхнормативного загрязнения среды.
Какие есть планы по улучшению экологической обстановки у властей?
У нас планируют применять западные стандарты по охране окружающей среды – внедрять и стимулировать к внедрению наилучшие доступные технологии на производствах, которые позволяют не бороться с последствиями, а исключать проблемы на самых начальных этапах. Эти инициативы будут внедрять поэтапно до 2019 года.
Какие еще меры могут улучшить экологию Москвы?
Рассредоточение потоков движения людей, так как сильно загружены не только автодороги, но и общественный транспорт, в том числе метро. Желательно сделать так, чтобы деловой, политический, культурный и туристический центры города находились в разных местах мегаполиса и за его пределами. Конечно, единовременно эти вопросы решить не получится. Но при желании и долгосрочном планировании развития города использование подобных подходов возможно.
Ваш прогноз – будет ли как-то меняться экологическая обстановка в Московском регионе?
Все зависит от того, какие мероприятия будут проводить власти города. Если действительно ограничат въезд в город, будут дальше выносить предприятия за пределы МКАД, ужесточат контроль на заводах, то ситуация станет меняться в лучшую сторону – есть слабоположительная тенденция. Но идеальным состояние окружающей среды, конечно, никогда не станет: это мегаполис. Однако, безусловно, нужно стремиться улучшать экологическую обстановку всеми доступными способами.
Дата публикации 01 апреля 2015www.novostroy-m.ru