Ташкент: к чёрту архитектуру, общественный транспорт и пешеходов. Гершман аркадий
Аркадий Гершман — Блоги — Эхо Москвы
Вы когда-нибудь замечали, что в одних местах вам хочется ходить без перерывов, а другие пройти как можно скорее? Какие-то улицы хочется перенести на холст и повесить у себя дома, а другие хочется побыстрее забыть, а ещё лучше – снести бульдозером. У всех по-разному проявляется отношение к городу, но улицы играют в этом ключевую роль. Как же сделать «городские артерии» хорошими?
Открою страшную тайну: универсального рецепта не существует. Каждый город и его жители уникальны, поэтому повторить успех одного места даже в рамках одного города чаще всего невозможно. Существуют скорее общие принципы, которые позволяют с бОльшей долей вероятности не наделать ошибок и запустить процесс превращения кирпича и бетона в живое и безопасное общественное пространство. На мой взгляд, ключевыми принципами создания комфортного города являются:
Человеческий размер
Учёные и архитекторы давно посчитали габариты человека и выявили простую закономерность: город должен быть сомасштабен человеку. На психику давит не только слишком высокая и монструозная застройка, но и пустота. Большие дома скорее отторгают человека на улице, ведь они элементарно не умещаются в поле зрения и обезличиваются. Слишком широкие улицы тяжело преодолевать, а люди на другой стороне кажутся муравьями. Всё это не есть хорошо.
Чтобы застройка не отторгала человека придумали правило зрительного контакта: если человек с улицы может различить лицо человека на самом высоком этаже, то такая застройка приемлема (примерно до 7 этажей). Получается связь людей в домах и нет чувства бетонных заборов вдоль улицы. Дополнительно улучшается безопасность – за улицей и происходящем постоянно кто-то «приглядывает» из окон.
Правило человеческого масштаба особенно важно для жилых домов – в таких условиях дома не превращаются в человейники, жители спокойно могут запомнить лица соседей. За счёт этого зона комфорта и ответственности легче распространяется за порог квартиры – подъезд, двор и улица не кажутся чьим-то чужим.
Фасад – часть тротуара
Ходить вдоль забора или пустыря скучно, что увеличивает субъективное время ходьбы. Другое дело ходить вдоль домов и разглядывать архитектуру, витрины и подъезды:
Особенно хорошо иметь бизнес на первых этажах домов – это создаёт шаговую доступность разных сервисов и благ для жителей, мотивируя больше ходить пешком, а не ездить на машине. Для сторонних людей это уличная жизнь, за которой приятно наблюдать.
Тротуар принято разделять на три части: фасадную часть с бизнесом и палисадниками, транзитную для прохода и буферную с зеленью и мебелью. Хорошим правилом считается разделять все три зоны дизайном мощения и уличной мебелью.
Непрерывная городская среда
Почему людям так нравится гулять по центру Петербурга, Праги или Вены? Потому что во время ходьбы они не уткнутся в какую-нибудь Тверскую или Кремлёвское кольцо, которые невозможно нормально перейти:
Комфортная среда должна быть непрерывной: никаких пустырей, огромных развязок, подземных переходов или забора железной дороги. Разрыв городской среды означает рукотворное создание препятствий. Это как река, которую тяжело перейти.
Каждое препятствие снижает удовольствие от города и приводит к отказу от ходьбы. Поэтому города должны быть компактными и плотными. Промзоны, развязки или огромные стоянки нужно убирать с улиц, если вы хотите сделать место комфортным для людей. неправильно
правильно
Уникальный дизайн
Люди не роботы, поэтому нам важно не просто что-то делать, а делать это с интересом. Выше уже было про фасады вдоль улицы, но тема намного шире: важно создать архитектурное разнообразие, уникальный вид улицы, озеленение и просто насытить место деталями. В идеале у каждого места города должно быть своё лицо, чтобы его не перепутали с другим.
Обезличенная застройка или одинаковое мощение с городскими фонарями лишают город уникальности, люди перестанут ассоциировать место с собой. Изучать такие города скучно, хочется быстрее промотать путь из точки А в Б, а не наслаждаться каждым шагом.
Тут опять можно вспомнить Петербург или центр Москвы – каждая арка таит в себе что-то уникальное, туда хочется зайти и раскрыть тайну места. Нет двух одинаковых арок, а внутри двора может быть спрятан дом-замок или осветительная решётка конца 19 века – уникальные детали и история крайне важны.
К слову, в этом деле очень полезен стрит-арт в разных его проявлениях. Можно закупить 1000 гномов и расставить его по всему городу, чтобы у жителей и туристов появился азарт найти их всех. Дополненная реальность (привет Покемон-го) станет хорошим инструментом для активации города с помощью игровой механики и случайных уникальных штук.
Безопасность и доступность
Сегодня основным источником опасности в городе является автомобиль. Люди ошибаются, дизайн пространства должен это учитывать и не допускать жертв от таких ошибок. Для этого улицы делают с элементами успокоения трафика: островки безопасности, круговые перекрёстки, узкие полосы, велодорожки, парковка в шахматном порядке и так далее. Особо нужно проработать пешеходные переходы – это зона стресса для людей. Тут много нюансов, подробно про это я уже писал.
Нужно учитывать не только вероятность аварий, но и второстепенные проблемы: шум и пыль. Улица не должна быть многополосной и комфортной для скоростной езды, ведь это лишает людей на тротуаре возможности общаться между собой и медленно убивает жителей домов (бессонница, нервы, болезни слуха и тд).
Среда должна быть доступной для мам с колясками, детей и инвалидов. Ровный тротуар, пологие спуски и отсутствие лестниц без крайней необходимости делают среду комфортной абсолютно для каждого из нас. Люди ленивы, никто из нас не любит лестницы, даже молодые и здоровые – поэтому от подземных (и тем более надземных) переходов следует отказаться. Тем более они всё равно не решают проблемы пробок и безопасности.
Смешанная застройка
Дома и улицы – это кирпичи и бетон, они не делают город интересным и комфортным. Нужно вдохнуть жизнь во всё это, а для этого нужны люди.
Деление районов на спальные и деловые искусственно приводит к вымиранию мест: днём пустуют улицы спальных районов, а вечером и в выходные – деловых. Всё это плохо отражается на безопасности местности, транспорте и привлекательности города для бизнеса. Это можно избежать, если изначально создавать район для жизни, работы, учёбы и отдыха.
Практически все центры исторических городов сделаны по такому сценарию: в рамках одного квартала есть жилые дома, места для работы, социальные учреждения, торговля, кафешки и так далее. Улицы не вымирают, поток клиентов стабилен, можно жить рядом с работой и так далее – все в плюсе.
Активация жителей
С этим уже сложнее – любовь жителей к городу невозможно потрогать, но это хорошо считывается эмоционально. Важно создать взаимосвязь человек-город, дать понять, что всё вокруг – общий дом. Для этого важна историческая преемственность, знакомство с соседями и торговцами на улицах и ощущение, что ты участвуешь в жизни города.
Самое ужасное, что можно сделать в этом плане – крушить и ломать всё на своём пути. Простой пример: жители могли посадить дерево 30-40 лет назад, многие жильцы это помнят и ассоциируют себя с этим деревом, ведь они участвовали в посадке, следили за его жизнью и так далее. Может кто-то врезался в это дерево во время езды на велосипеде в детстве, у кого-то была свадьба, когда дерево было на уровне первого этажа, а сейчас дерево на уровне второго и у человека родился сын – это всё откладывается в голове и эмоциях. Если в один прекрасный день вы решите срубить дерево ради парковки и даже не предупредите жителей, то лишите человека связи с городом и плюнете ему в душу.
Важно подключать местных жителей и бизнес к городским проектам. Всегда будут недовольные и чьи-то интересы будут ущемлены ради большинства, но важно сделать людей сторонниками проекта и попытаться найти золотой компромисс. Делать это нужно не в виде публичных слушаний перед выходом строителей или сбора предложений через Активный гражданин, а в офлайн условиях через семинары, воркшопы и исследования.
Только учтите, что сначала многие будут хотеть «парковки, детские садики и лес!» – люди часто не знают, что хорошо, а что плохо и не знают, чего просить. Поэтому важно подключать сначала специалистов, потом объяснять жителям общие моменты и после уже включать их в работу. Это сложно, но так правильно и в долгосрочном плане сделает всех счастливее.
Оригинал
echo.msk.ru
Аркадий Гершман — Блоги — Эхо Москвы
На Москву посмотрели, пора бы уже подвести урбанитоги для России. Год был насыщенным: понятие городской среды и общественных пространств пришло даже в Саратов, Путин лично призывает к соучаствующему проектированию городов, а в Уфе отключают электротранспорт из-за неоплаты счетов. Заборизация и театр безопасности
Города всё больше напоминают зону. Вышел из квартиры – ты по умолчанию самоубийца или террорист. В итоге улицы утопают в заборах, дети смотрят на мир из школ и садиков сквозь решётки, а просто пройти в метро или уехать на электричке нельзя без сеанса унижения.
Шахиды победили – в обществе страх, а люди тем временем гибнут от шрапнели заборов.
Тупые закупки и импортозамещение
Санкции довели систему до абсурда – города даже не могут прописать в требованиях уборку города пылесосами, потому что… у нас нет производителя пылесосов, а закупать у врагов их нельзя.
Лебедев хорошо недавно написал про тупой бюрократизм – попробуйте выбрать себе жену по ФЗ-44 и прочим нормативам. Возможности для воровства и освоения никуда не делись, но заказать хорошую работу для горожан и быстро её воплотить очень сложно.
Профнепригодность
Чиновники хорошо научились играть в игру престолов, но города продолжают превращаться в мир постапокалипсиса. Не стоит ждать изменений на местах, пока чиновники ничего не понимают в городском развитии.
Доходит до смешного – предлагаешь сделать что-либо новое, хорошее и дешёвое, но тебя посылают. Просто так раньше не делали и это что-то непонятное, например, дизайн-код. Поэтому все федеральные программы после спуска ниже уровня Москвы упираются в забор и побелку деревьев.
Нигилизм жителей
Большинство привыкло жить в г… Парковка и грязь у подъезда? Так было всегда, у нас климат такой. Разбитый запаркованный тротуар? Ну так где парковаться, не идти же пешком 50 метров. Трамвай похож на гроб с колёсами? Это же бабковоз, а не транспорт успешных людей.
Люди не знают, что можно жить иначе, что нужно бороться за свой город. Куда проще тихо ненавидеть свою жизнь и ругать мэра на кухне, чем открыто требовать качественной среды вокруг и объединяться за эту идею.
Самое грустное, что болото стало зоной комфорта: пытаешься вытащить людей из него, а они сопротивляются.
Высасывание денег
У муниципалитетов нет средств делать что-либо значимое и вообще стимула развиваться, пока федерация пылесосит деньги с городов. Некоторые миллионники сумели с этим жить и не зависеть полностью от подачек федерации, но большая часть тупо сидит на субсидиях и межбюджетных подачках. Доходит до смешного: часто нет денег для поддержания новых улиц или велодорожек, построенных по федеральным программам.
С одной стороны, нехватка денег часто спасает города от сноса исторического наследия, эстакад и всяких подземных переходов. Тюмень и Москва хороший пример, как деньги не компенсируют уровень компетенции. С другой стороны, люди продолжают бежать в Москву и Петербург за человеческими условиями жизни и перспективами. Кто был в Твери – поймёт меня.
Полная деградация общественного транспорта
Ну что господа, дно пробито! Советский задел общественного транспорта практически полностью прогнил. Лишь несколько городов сумели сохранить транспортные системы и с умом их докрутить, в других же начинается царство маршруток и полная зависимость от личного автомобиля.
С другой стороны, от этого дна уже можно отталкиваться.
Новые общественные пространства
Варяги наступают на города России – появляются знаковые общественные пространства в миллионниках и крупных городах. Делают их при помощи АИЖК и КБ Стрелки руками местных проектировщиков – сделать самостоятельно хороший проект в большинстве городах России просто некому, даже при наличии денег. Хотят получить мерседес, дают денег на хонду, а получается почему-то всегда Жигули. Поэтому Стрелка готовит концепцию вместе с местными проектировщиками, АИЖК даёт денег, а местные власти уже занимаются поддержанием.
Не всегда всё получается хорошо: от 100% задумки идёт выхлоп в 50-70% при реализации, но когда этим занимаются местные чиновники и гражданпроекты, то получается не больше 20-30% (исключения есть, но это исключения).
В общем, горожане с этого года получают реальный пример нормального общественного места. Когда можно потрогать «как в Европе», то унылые разноцветные песочницы с турником и флагами ЕдРа у своего дома уже не прокатывают.
Заодно прокачиваются местные проектировщики, просвещаются чиновники и появляется заказ на нормальную городскую мебель с озеленением.
Так жить дальше нельзя
Последние заявления царя дают повод для сдержанного оптимизма. Нужно работать с людьми, нельзя строить однотипные человейники и так далее – об этом я пишу уже лет 5, а сейчас начинает появляться понимание тупикового сценария текущего развития у верхушки страны.
Скептики скажут про предвыборные обещания, но дам небольшой спойлер: работа над всем этим идёт уже больше года. Будем надеяться, что новые стандарты и типологии помогут быстрее перейти на новый уровень развития. Хотя ждать всего и сразу бессмысленно.
Ничего не упустил?
Оригинал
echo.msk.ru
к чёрту архитектуру, общественный транспорт и пешеходов : gre4ark
Пришло время погулять по солнечному Ташкенту! Вы уже могли посмотреть на основной вектор развития города, шикарные рынки и местную паранойю, но это не весь Ташкент! Сложно передать словами забеги через многополосные улицы, гонки на новых Мерседесах или особенности местной архитектуры, но я постараюсь ;)
У урбанистов и архитекторов есть термин «эффект Бразилиа», который описывает новую безжизненную застройку на основе чёткого деления города по функциям. Часто его употребляют совместно с архитектурой в стиле Birdshit. В своё время так была построена столица Бразилии город Бразилиа (никакой фантазии), а ещё центр Ташкента. На месте небольших улиц с плотной среднеэтажной застройки после землетрясения появились широкие проспекты и административный район города:
Всё делалось по передовым на тот момент взглядам в архитекторе, поэтому весь центр Ташкента напоминает Поклонную гору в Москве: много пустоты, безжизненность, но зато красивый вид на фотокарточках:
Естественно при этом делались широкие проспекты, потому что каждому градостроителю известны СНИПы на проезд танков:
После развала Союза в центре города оставалось множество пустого пространства, поэтому часть центра продолжают застраивать по сей день. Только место архитектуры заняла вкусовщина. Колонны с нержавейкой надолго останутся в моих кошмарах:
Новый стиль застройки сложно назвать евроремонтом или классическим, тут выдумали местный стиль из стекла, колонн, белого алюминиевого вентфасада и дополняют локально всё это ташкентским барокко:
Я не архитектор, но потерю пропорций и китч несложно заметить даже при посредственном чувстве прекрасного:
Плюс подобной застройки в поле для архитектора – не нужно учитывать контекст местности, ведь вокруг ничего нет. Но мы-то знаем, что одинокие дома с пустотой вокруг не создают город, а скорее убивают его.
На фоне всего этого ужаса модернизм или дореволюционное здание – оазисы в пустоте:
Хотя достройка и кустарный ремонт оставляют свои отпечатки на них тоже:
Ташкент известен всесоюзным восстановлением после землетрясения. В город привезли строителей со всех республик для возведения новых домов, каждая республика строила свои серии домов, но сегодня трудно понять первоначальную задумку планировщиков и архитекторов:
Царство самостроя и безнаказанности. Многие думают, что это только проблема внешнего вида, но подобный улучшайзинг приводит к быстрому разрушению конструкций – балконы не рассчитаны на дополнительную статическую нагрузку в таком объёме.
Задумано...
... и факт:
На этом фоне самозахват дворов под сады и парковки кажется детской страшилкой:
Тем более общее состояние дворов напрямую мотивирует отхватить кусок ничейной земли и сделать на нём хоть что-нибудь полезное:
Системы арыков (каналы) и фонтанов давно не работают, а дворы стали минипустыней и парковкой
Пустота и потеря человеческого масштаба свойственна и общественным зонам города:
Тут банально нечего делать, а многие пешеходные зоны или скверы отрезаны от остального города:
Новый парк города, сделан по всем хипстерским принципам: велодорожки, воркаут, кофейни и современная уличная мебель. Только вот скамейки с фонарями купили, а нормальных управленцев забыли заказать. В итоге свободное общественное пространство для общения и отдыха превратилось в зону запретов. Открою страшную тайну – газон специально делают для ходьбы и отдыха.
Как только кто-то из администрации заметил популярное среди горожан место, так сразу было решено повесить замок и взымать плату за проход и фото. Москвичи в этот момент могут пустить горькую слезу по платному входу в Парк Горького с шаурмечными и пивнухами – какой современный парк мы тогда потерял город!
Как уже можно было понять ранее, город не отличается дружелюбностью к человеку. Последние десятилетия город развивался исходя из запросов автомобилистов, прошлый президент даже новые улицы открывал на скорости 100 км/ч на своём джипе:
Пока в городе нет пробок, но количество машин постоянно растёт, а качество тротуаров и общественного транспорта падает. Это неминуемо приведёт к автозависимости города – мир ещё не знает других примеров последствий от подобных надругательств. Пока же в Узбекистане и Ташкенте запредельный уровень смертности на дорогах.
Стоит ли удивляться трупам людей, когда проектировщики забывают про переходы или делают их без светофора через 8-12 полос, ставят ограды в человеческий рост и так далее? После резонансных случаев на подобные трассы вешают знак ограничения в 50 км/ч, но его все игнорируют.
Если улица приглашает вдавить педаль в пол, то смысла в знаках нет. Инфраструктура должна диктовать правильное поведение водителю и прощать человеческие ошибки, здесь же идёт провоцирование смертей:
Особенно страшно смотреть на тешкентские улицы по вечерам:
Каждый подобный переход не просто стресс для горожан, а прямое покушение на убийство:
Иногда пешеходов пытаются загнать в под- и надземные переходы. Все мы знаем, что нет ничего более бестолкового и вредного, чем такие переходы на обычных улицах – люди при первой же возможности пытаются перебежать по земле, а водители этого не ожидают. Поэтому переходы в разных уровнях делают только на трассах.
Вырубка зелени ради расширения приводит к повышению температуры поверхности, плавлению асфальта и ядовитым испарениям. Моря асфальта в прямом смысле убивает округу и требует колоссальных средств на ремонт самого себя.
Рано или поздно городу придётся превращать свои трассы в нормальные улицы и бульвары, а заодно подтягивать общественный транспорт. Последний пока что на крайне примитивном уровне.
Город закупает новые MANы и Мерседесы Коннекто, ставит стеклянные остановки с защитой со всех сторон, но это лишь верхушка айсберга. Внутренние проблемы транспортной системы легко понять, когда два водителя устраивают гонки, кондуктор не выдаёт билет, невозможно узнать маршруты от остановки и так далее.
С таким транспортом невозможно планировать поездки по времени и банально опасно ездить.
Отдельной «похвалы» заслуживает введение разных билетов на наземный транспорт и метро, ликвидацию удобных остановок у станций и прочие вещи по разделению общественного транспорта города. В итоге вместо единого механизма город получает две плохо работающих системы транспорта.
Маршрутное табло лучше всего отражает ташкентскую реальность: закупили, поставили, но почему-то ничего не работает. Кстати, забавный факт: у новых Мерседесов тут постоянно взрывается подвеска – плохое обслуживание и перегрузка дают о себе знать. Ещё они частенько горят в летние месяцы.
Ещё Ташкент знаменит убийством трамвая, который работал здесь с 1912 по 2016 года. Город управляется в ручном режиме, поэтому сначала тут обновили весь трамвайный чешскими вагонами, а после решили добавить ещё полос на улицы. Ситуация абсолютно типичная для середины 20 века, но абсурдная для 21 столетия. Дело в эффективности – трамвай уделывает автобусы по провозной способности, плюс экологически чистый. Поэтому сегодня города возвращают на свои улицы трамвай, даже если 40 лет назад с помпой асфальтировали рельсы.
Теперь город взял курс на метро! Правда строительство тяжёлого советского метро оказалось дорогой затеей, поэтому думают пускать линии по эстакадам или по земле. Опыт Бутовской линии метро в Москве хорошо показывает эффективность решения: по утрам и вечерам приходится пускать поезда со скорость велосипеда (15 км/ч) из-за уровня шума.
Я бы очень хотел показать красивые станции ташкентского подземелья, но за фотографирование там отрубают руку отвозят в отделение. Поэтому вот вам красивый и недовольный местный котик:
Мэрии и жителям придётся приложить очень много усилий, чтобы сделать город безопасным, комфортным и интересным. Важно будет пересмотреть принципы транспортного планирование, застройки, работы и банально нанять людей с хорошим вкусом и опытом на управленческие должности. Скорее всего центр города спасёт только массовая перестройка на основе принципов компактности, дружелюбности и смешанности. Но я верю, что Ташкент когда-нибудь станет не хуже какого-нибудь Тель-Авива. Make Tashkent friendly again!
Поделиться записью:
А ещё можно подписаться в...
Посты по теме:Как в Ташкенте пешеходов запретили
Паранойя – требование времени!
Базары Узбекистана (ФОТО)
Мои путешествия
gre4ark.livejournal.com
Tags - Город для людей
gre4ark.livejournal.com
«Некрасиво, гадко и стыдно!» - Аркадий Гершман о вандализме на памятном знаке «Я люблю Шахты»
Хулиганы оставили на арт-объекте надпись «За Гершмана» и оскорбительные надписи на заборе строящегося дома предпринимателя.
Один из символов города Шахты вновь испортили вандалы. На сей раз их жертвой стал памятный знак на ул.Маяковской «Я люблю Шахты». На «сердце» памятника в ночь с 4 на 5 мая появилась надпись «За Гершмана». Позже выяснилось, что оскорбительные надписи неизвестные оставили на заборе строящегося дома предпринимателя, депутата городской Думы г.Шахты, а также участника предварительного голосования на выборы в Государственную думу от партии Единая Россия Аркадия Гершмана. Несмотря на непогоду, Аркадий Лазаревич проехал к испорченному памятнику и выступил с заявлением по поводу случившегося.
Аркадий Гершман, депутат городской Думы г.Шахты, председатель Ассоциации предпринимателей Ростовской области:
-Я очень возмущен этой ситуацией и обязательно обращусь в правоохранительные органы. Если это просто хулиганская выходка, то надо искать нарушителей и наказывать. А если это выборные технологии, то большая просьба ко всем кандидатам, которые участвуют в предварительном голосовании, пожалуйста, переговорите со своими политологами, с теми, кто вместе с вами готовится к выборам — если уже решили прийти в наш город, в мой родной город Шахты, то ведите себя достойно. Уважайте памятники, уважайте труд людей. Я уверен, что шахтинцы на такое не способны, это кто-то из другого города. Когда я увидел этот ужас, не смог промолчать. Некрасиво, гадко и стыдно! Завод «Техмаш» к 210-летнему юбилею подарил такой объект, а тут накануне 9 Мая такое хулиганство. Мы уже связались с руководством завода, и естественно, своими силами восстановим краску, так как мое имя было использовано вандалами. Если кто-то видел, как портят знак, просьба обращаться городскую полицию или к нам, в Ассоциацию предпринимателей.
Знак "Я люблю Шахты" испортили вандалы в ночь с 4 на 5 мая. |
Аркадий Гершман возмущен поступком неизвестных. |
kvu.su
gre4ark - Profile
Кто я?Меня зовут Аркадий Гершман, родился в Красноярске, живу и творю в Москве. И тут я веду свой блог, где высказываю личное мнение по поводу разных городских и не только тем.
О чём журнал?Журнал о городах, об удобных городах, в которых человек не чувствуют себя ущемлённым и забытым. В России сейчас с этим большая проблема, которая во многом существует из-за информационного голода- многие не знают, каким город должен быть на самом деле, и принимают действительность за норму. Как раз с этим я и пытаюсь бороться
Что я делаю ещё?Всякие проекты, связанные с аналитикой города. Об этом есть отдельная страница: http://gre4ark.livejournal.com/286966.html
За что в бан?За унижение других людей и откровенную глупость
Можно ли перепечатать мой пост на другой ресурс?Только с моего согласия и полного указания авторства и первоисточника
Реклама и комментарииВы рекламодатель или агентство? Тогда вам сюда: реклама в блоге, что и как Хотите взять у меня комментарий? Не проблема: 8-917-59-45-768 или [email protected]
Я сторонник того, что человек развивается и учится всю жизнь. Корочка об образовании может ничего не говорить, особенно в нашей системе образования. Тем не менее, вера советского человека в цвет штанов и название вуза всеобъемлюща. Моя компетенция подкреплена:- Юрист муниципально-административного права (по факту ещё конституционное), НИУ ВШЭ, 2015 год- Финансирование и спонсирование общественного транспорта, Международный союз общественного транспорта (UITP), 2016 год- Проектирование городов, Пенсильванский университет, 2016 год- Городские проекты, Шанинка (РАНХиГС), 2018 год
Процесс образования вечен, а на все дополнительные образовательные программы я записываюсь в первую очередь за новыми знаниями – сертификаты, грамоты, благодарности и тд давно лежат в папке где-то в шкафу. Число же прочтённых статей, книг или часов лекций и докладов посчитать уже невозможно.
Ещё я один из авторов Веломосквы
gre4ark.livejournal.com
Аркадий Гершман
- Home
- Trends
- LIVE
- Home
- Trends
- Live TV
Categories
- Film & Animation
- Autos & Vehicles
- Music
- Pets & Animals
- Sports
- Travel & Events
- Gaming
- Comedy
- Entertainment
- Howto & Style
- Science & Technology
- Copyright © 2007-2018
vevo.site