Жилища донских казаков. Казачий дом


Казачий курень - Церковь Успения Богородицы » Церковь Успения Богородицы

Мы работаем благодаря Вашей помощи – тем средствам, которые жертвуют читатели. Поддержите сайт Klin-demianovo.ru!

Мы будем благодарны тем, кто откликнется и поможет.Карта Сбербанка 5469 4000 3308 3978Яндекс Деньги 410011967293378WebMoney: R309471478607

“Мой дом – моя крепость” – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Кроме того, в нем явственно прослеживаются черты самобытной древнейшей истории. Казачий курень – еще один довод против теории о происхождении казачества из беглого населения России.

Попытаемся рассмотреть альтернативную ей версию при помощи описания жилища казаков.

На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Степняки – кочевники жили в “кибитках” (юртах) или в балаганах. Такие шатры – балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на полевых станах. Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде – это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии.

На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона и Прикавказья, одинаковыми приемами строительства роднящая эти далекие друг от друга места с Дагестаном и Прикаспием.

Первые поселения возникали в плавнях – речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь – вода близко. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных. Воспоминания о них сохранилась в названиях. “Чиганаки” – это и есть постройка на сваях. А жили в них люди племени “чигов”. Не случайно, видно, верхнедонских казаков дразнят “чигой востропузой”.

Черты свайной постройки легко читаются в современном казачьем жилище. Казачий курень – двухэтажный. Скорее всего, это не выросший до второго этажа “подклет”, а воспоминание о сваях, на которых когда-то стояли жилища. Древнейшие поселения хазар располагались в низовья рек. Да и совсем недавно еще в Черкасске весной и осенью казаки ездили, друг к другу в гости на лодках, а сам городок в периоды разливов был непреступен.

Современный казачий курень

Современный курень – двухэтажный, “полукаменный”, то есть первый этаж – кирпичный (прежде – саманный, из кирпича–сырца), второй – деревянный. Чем дальше на север, тем первый этаж ниже. А на Северском Донце он уже больше похож на подвал, хотя характерные черты казачьей постройки видны и здесь. Первый этаж, как правило, не жилой, а хозяйственный. Считалось, что “жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне”.

Но уже в начале XX века хозяева куреней спешно убирают верхний этаж. Это было связано с раскулачиванием донских казаков (1929). Такой дом был менее заметным и менее броским. После войны строили дома из деревянных пластин позднее – кирпичные, в которых практически не осталось элементов казачьего куреня.

Название “курень” – монгольское. Слово “куриться”, то есть пускать легкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения. Слово “курень” означает “круглый”, еще шире – “гармоничный”, если попробовать “расчленить” это слово и перевести, то вот, что получится: “куря” – круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу. Монголы куренем называли кочевья, окруженные телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. В этом значении слово бытовало у запорожцев. Куренем у запорожцев и у кубанцев назывался полк.

Донские историки, занимавшиеся проблемой происхождения куреня, пришли к выводу, что курень – по типу постройки, новгородского происхождения, обычная окраска его в желтый цвет установилась, вероятно, преемственно от новгородцев.

Часто можно услышать высказывания знаменитостей о красоте казачьих станиц, основу которых составляют дома казаков – курени.

Вот, например, что сказал Ф.Крюков о Старочеркасске: “Поблизости к собору он напоминает до некоторой степени город: дома каменные, двухэтажные, довольно красивые. …Но чем дальше я уходил от собора, тем более Старочеркасск превращался в самую обыкновенную низовую станицу: выкрашенные в желтую краску домики на высоких деревянных фундаментах, или с “низами”, т.е. с нижним полуэтажом, с деревянными галерейками (“балясами”) кругом, тесно лепились друг к другу, густая зелень маленьких садиков выглядывала на улицу через живописные развалины плетней…”

Путешествуя по Дону, Ф.Крюков не оставил без внимания и другие станицы. “…Мы подъезжали к станице Раздорской. Вид – необычный, небольшие домики, крытые тесом, железом, камышом, неправильно разбросанные по гористому берегу, желтые с белыми ставнями и белые с желтыми…”

А вот как отзывался о донских куренях В. Воронов: “…В палисадниках среди зелени и цветов – голубая диковинная резьба наличников, настоящая русская кружевная вязь, как во владимирских или ярославских деревнях…”

Строительство куреня

Прежде чем рассматривать архитектурные особенности и внутреннее убранство куреня целесообразно ознакомиться с этапами его строительства.

Строительство куреня начиналось с укладки фундамента, основным компонентом которого являлся ракушечник или песчаник. Также незаменимым элементом служила строительная глина, скрепляющая их. Фундамент постепенно переходил в стены первого этажа, то есть низов. Второй этаж был деревянный. Верхняя часть дома рубилась из местного леса: дубового, тополевого, ольхового, но бревенчатые стены встречались чрезвычайно редко: обыкновенно ствол обтесывали с четырех сторон и даже распиливали на толстые пластины; щели забивали глиной, обмазывали глиной снаружи и белили.

Появился тип “круглого дома”, в три – четыре окна на улицу, одна стена чаще бывает просто глухая. Непременно особенностью казачьего куреня является балкончик и “галдарея”, т.е. забранный досками наружный коридор. Балкончик, которым опоясан весь дом, у казаков называется – балясником. Не случайно, про женщин, которые сплетничали на таком балкончике, говорили, что они “лясы точат”. Он служил для того, чтобы удобно было открывать и закрывать ставни. А так же для того, чтобы удобно было гостям, наблюдать в окнах семейные праздники (свадьбу, проводы) и далее вести беседу (сплетничать) о гостеприимстве хозяев. Крытое крылечко – рундук ведет с балясника в галдарею, куда вела внешняя лестница с парадным резным крыльцом с навесом наверху.

Во второй половине XIX столетия на карнизах, фронтонах, стойках крыльца и других деталях появился резной орнамент с очень сложным геометрическим рисунком, основу которого составлял характерный в донском казачьем прикладном искусстве мотив – виноградный ус, виноградная лоза.

Резьбой покрывалась Широкая доска, которая прибивалась на фасаде под свесом крыши. В больших станицах уже в конце XVIII – начале XIX столетия стали строить вместо рундука балкон и крыльцо с резными стойками. Окна делились на две равные части: верхнюю – неподвижную и нижнюю – подвижную, которая по пазам поднималась вверх и закреплялась в нужном положении палочкой. Если посмотреть на казачий курень, то можно увидеть очень много окон, которые придают отличие казачьему куреню от великорусских и малорусских жилищ. Следует отметить, что окна располагались не только на втором этаже, но и на первом, в зависимости от вида куреня. Если первый этаж предполагался быть не жилым, то окна были лишь на втором этаже, а роль окон в низу выполняли небольшие отверстия, которые создавали сквозняк, необходимый для хранения продуктов. Общее количество окон в курене может достигать от 10 до 20. Снаружи окна закрывались одностворчатыми навесными ставнями, для которых так же характерны тонкие декорированные композиции. Окна обычно украшены резными наличниками. Из дерева выпиливали разнообразные фигурки, которые не только украшали, но и выполняли роль оберега (т.к. казаки были суеверны): должны были защищать от злых сил, чар и колдовства недобрых людей. Особо затейливой резьбой декор казачьих куреней, однако, не отличается; казаки не плотники, а наемным плотникам некогда было заниматься тонкими работами.

Крыша куреня была четырехскатная, некрутая – градусов около тридцати. Крышу крыли камышом, чаканом, соломой, а позднее железом. Во избежание пожара, выровненный «под гребешок» или «под щетку» сноп ржаной соломы, перед тем как уложить на крышу, макали в глиняный раствор. «Под гребешок» крыли камышом. И ныне жив этот способ. «Изогнутый похоже на рессору, с крупной чесалкой на выпуклой стороне. В прочесанном им камышовом снопе камышины лежали ровные, как струны, крыли с низу кверху, напуская на треть верхний ряд на нижний, иногда перевязывая снопы и всегда притужая жердями. Такая струнчатая крыша с тысячами камышовых отверстий, любимых ветром и пчелами, придавала дому неповторимый вид. Вершились четыре ската на прорез, как пальцы сквозь пальцы, щегольски.

Итак, дом готов. Готовый дом мазали. По стенам вбивали мелкие колышки: в щели, в трещины – чтобы лучше держалась обмазка. Позднее появилась клинцовка, решетовка – набитый – крест–накрест прутняк, а там и дранка. На обмазку глину замешивали с навозом, но без соломы; навоз был предпочтительный конский – сухой, рассыпчатый. Мазался сразу весь дом, поэтому звали много женщин.

Вымазанный, дом обычно стоял сутки. Затем две-три женщины подмазывали, затирали трещины, выглаживали неровности.

В дальнейшем у доброй хозяйки дом был, как конфетка. Она сама его «мазикала» каждый год жидкой глиной. Со временем обмазка приобрела каменную крепость.

Чердаку (полатям) окна не полагались. Всходили туда по капитальной лестнице из прихожей. Лестница упиралась в оконышко в потолке, закрытое дверкой. Откидывая дверку вверх и на сторону, отворяли дорогу на полати свету. Его вполне хватало, чтобы не перепутать золотое ожерелье лука с цинковой, панучей связкой вяленых лещей. Всё на чердаке распределялось относительно дымохода и трубы, столпа. Сухо пахнувшие кирпичом и глиняной обмазкой горизонтальный дымоход (лежень) и труба венчали собой двухуровневую отопительную систему.

После того как дом был «помазан» – его красили. Три цвета принимала старобытная казачья душа: голубой, синий, желтый.

Синька с мелом давала голубой и синий цвета. Желтая глина – желтый.

Глиной желтили также деревянные стены внутри и деревянные полы – «мосты». Первоначально деревянные полы не красились. Хозяйка «банила» их песком, с кирпичом, а после натирала глинкой. Просохшие, они светились теплой солнечной желтизной. Деревянные стены каркасных и саманных построек красили в белый цвет, а ставни – в желтый. Часто ставни и карнизы делали синими.

Все эти цвета гармонировали с разноцветным степным многотравьем, желтыми головками подсолнухов, белыми облаками на открытом широком просторе голубого донского неба.

Итак, с точки зрения архитектурного строительства курень готов. Но прежде чем перейти к изучению внутреннего убранства, рассмотрим несколько видов куреней. Деление которых, связанно с их архитектурными особенностями.

Архитектор С.И.Куликов, исследуя народное жилище Дона, показал, как постепенно шло развитие жилища от землянки с глинобитными полами, составляющей из одной теплой комнаты – избы, и холодных сеней – чана, – до многокомнатных жилых домов.

Сначала строили курени, состоящие из двух комнат, – прихожки и горницы – разделенных между собой печью. Такой дом получил название «пятистенок», потому что, кроме четырех наружных стен, в нем была внутренняя, разделявшая комнаты. К такому дому примыкали сени, чулан и галдарея.

С разделением первой комнаты на две – прихожку и стряпную – возник трехкомнатный курень, или круглый дом, получивший самое широкое распространение. Сени использовались как кладовка. В прихожке стояли топчан и табурет с ведром воды, над топчаном висела жердочка для полотенца. Такие виды куреней выделил С.И. Куликов, а исследователи донской народной архитектуры выделяют до 5-ти и более типов куреней.

1-й тип: двухэтажная постройка с 2-мя или 4-мя крыльцами, с обходной галереей на уровне 2-го этажа. Дом имел вынос карниза до 1 метра, традиционный декор по деревянным конструкциям в 3-6 рядов, крыльца с декорированными «зонтами», резными стойками и балясинами по маршам лестниц и галерее.

2-й тип: полутораэтажная постройка. Первый этаж – цокольный с хозяйственными помещениями. Обходная галерея в уровне верхнего этажа с глубокой верандой на южном фасаде, 2 или 3 крыльца, одно из них парадное, без лестничного марша к земле. Фасады с различным пластическим решением.

3-й тип: похож на предыдущий. Но отделочный вход в цокольном этаже, обходная галерея и веранда на два фасада, с южной и западной сторон.

4-й тип: одноэтажная постройка на высоком цоколе. Курень имел узкий обход в уровне пола жилого этажа, бывали варианты без перил. Парадное кольцо без полумарша вниз на уличном фасаде и хозяйственное крыльцо с полумаршем во двор.

5-й тип: одноэтажная постройка на высоком цоколе без обходной галереи глубокой угловой верандой, на которую выходила дверь и 2 – 3 окна. Веранда имела парадное крыльцо с “зонтом” и полумаршем в уровень земли, ориентированным на улицу.

Внутреннее убранство куреня

Первый этаж куреня традиционно называется низы. В центре низов находится комната без окон, но с небольшими отверстиями в стене. Донские казаки называли эту комнату “холодной”. Веками отработанные приемы строительства позволяли так построить “холодную”, что в ней постоянно дул сквознячок, остывший в окружающих эту комнату каморах. В прежние времена в холодной легко можно было наблюдать такую картину: сладко пахнут пучки трав, горы яблок, арбузов, развешанный на нитках на сквознячке виноград; вся семья собирается, расстелив кошму на прохладном глиняном полу, пьет “взвар” или ест ледяные шипящие соленые арбузы в полдень, в самую жару, когда над степью плывет в пыльном мареве жары испепеляющее солнце.

Коморы узким коридором окаймляют холодную по периметру при помощи окон – отверстий. Когда-то здесь в нишах хранилось оружие. Узкая единственная дверь (обязательно открывающаяся во внутрь, чтобы легко было подпереть ее бревном или камнем) вела на первый, заглубленный, этаж. Войти сюда можно было только по одному, согнувшись под низкой притолокой, и сразу ухнуть на две ступеньки вниз – мой дом – моя крепость.

А в старину можно было грохнуться и ниже: прямо перед дверью устраивали “ловчий погреб” – яму с колом по середине, закрытую в обычное время деревянным щитом. Враг, ворвавшийся в курень, сразу же попадал туда. Вообще, в эту часть куреня чужие не ходили. Гости обычно поднимались по широким ступеням (“порожкам”) на второй этаж и попадали на “балясы” – балкон-галерею, террасу. С террасы, пройдя по узкому коридору, мы попадаем в главную комнату (зала), которая всегда была готова к приему гостей. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах (тонкое металлическое покрытие на иконе, оставляющее открытым только изображение лиц и рук). Перед божницей висела зажженная лампада (небольшой сосуд с фитилем, наполненный деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей).

По божнице и между самими иконами висели в маленьких пучках засушенные травы и разные украшения из цветной бумаги и колосьев. Здесь же в углу, под святым образом (иконой) стоял стол, накрытый всегда чистой скатертью. Вдоль стен располагались лавки. В домах состоятельных казаков у одной из стен ставили еще несколько стульев, или из обычного дерева, или резные с высокими спинками из ценных пород деревьев.

Все стены залы были увешены оружием и сбруей. Ружья, сабли (шашки), кинжалы, пояса с серебряными пряжками, сафьяновые мешочки для пуль. Богатство парадной сбруи зависело от состоятельности хозяина дома.

В этой комнате стоял поставчик (постав) – шкаф для размещения посуды со стеклянными дверцами, через которые хорошо видна расставленная в порядке “гостевая” посуда. В центре зала всегда стоял стол. Накрытый скатертью и всегда готовый к приему гостей. У фасадной стены в одном простенке стоял цветок, а в другом висело зеркало, и стоял на полу сундук–скрытня, окованный железом. В правом углу размещалась кровать, покрытая байковым или сшитым из лоскутков одеялом. На каждом конце кровати лежали по две взбитые пуховые подушки. На окнах над кроватью вешали ситцевые занавески. Летом такими же занавесками завешивали печь, дверные проемы. Сундук–скрытню покрывали лоскутной постилкой. Украшением комнаты служили рисунки, гравюры с изображением битв, парадов, осад крепостей, а так же семейные фотографии в деревянных резных рамках или портреты лиц царской семьи, казачьих атаманов. На подоконниках и табуретках стояли в горшках комнатные цветы. Особенной любовью казачек пользовались герань, олеандры, кадки с которыми выставлялись на балконе.

Из залы дверь вела в спальню, где стояла большая кровать с горой перин и подушек из приданого хозяйки. Эту комнату казаки называли домушкой. Около кровати висела люлька для младенца, в ней он находился до 4-6 месяцев, а затем ее заменяли на кованную из железа качающуюся люльку.

В правом углу спальни должен стоять сундук, который, как и сундук-скрытня покрыт лоскутной постилкой. В таком сундуке хозяйка дома хранила приданное, одежду, украшения.

В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, оружием, на окнах также были цветы.

При любом количестве комнат обязательно выделялась в самостоятельное помещение кухня, или стряпная, где готовили и ели пищу. В кухне, кроме печи для хлеба, размещалась плита для приготовления пищи и полки с домашней утварью. На полках и в шкафах–поставках расставлялись кастрюли и чугунки, миски, деревянные ложки, ведра, казаны и медные объемные кубы для воды. Для приготовления и хранения пищи пользовались также глиняной посудой, которая также располагалась на полочках поставов. Глиняные сосуды имели разнообразные формы и соответственно названия: кубышки (узкогорлые сосуды с широко раздутыми боками), махотки – низкие кувшины с широким горлом без ручек, по-русски – “крынка”, макитры – большие широкие горшки, кувшины – вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом с ручкой, носиком, иногда с крышкой и т.д. Для придания изделиям нарядного вида их покрывали “поливой”: зеленой, синей, коричневой (глазурью из свинцовой слюды и оловянного пепла).

Донские курени отличались чистотой и нарядностью. Выходя из кухни, мы вновь попадем в коридор–галерею. Вот доказательство происхождения слова “курень”, то есть расположение комнат по кругу, откуда мы вошли, туда же мы и вернулись.

В коридоре-галерее хозяйка хранила сбор лечебных трав, ближе к выходу стоял сундук, на котором были ведра с водой, над ними висело коромысло, при помощи которого казачки носили воду. Тут же вдоль стен могли стоять лавки, стулья.

Вот так в чистоте и уюте жили казаки в своих куренях.

Мебель зажиточного казачьего дома

Вниманию посетителей музея предлагается интерьер одной из комнат куреня, принадлежавшего зажиточному казаку. Находящуюся в ней мебель мог себе позволить не каждый станичник, а лишь тот, у кого на это были средства. Представленная экспозиция не имела цели воссоздать интерьер богатого дома. Здесь представлены отдельные предметы из обстановки «парадных комнат». Те казаки, которые по роду своей службы бывали в «Европе», получали представление о «красивой» архитектуре и богатом убранстве дома могли позволить себе заказать «красивый» дом и мебель.

Таких в станице Раздорской было немного. На центральной улице сохранилось всего несколько таких домов. Это дом, торгового казака Г.М.Устинова, дом Терпуговых, находящийся сегодня на капитальном ремонте.

Зажиточный станичник мог привезти понравившуюся мебель из-за границы. Перед вами зеркала, среди которых, вполне возможно, присутствуют «заморские» красавицы. При изготовлении рам зеркал применялась резьба. Можно отметить сколько фантазии и любви вложили мастера в изготовление этих великолепных изделий! Каждое из них не только служило для отражения красоты хозяйки дома, оно украшало сам дом. Зеркала были распространены широко. Они были, практически, в каждом доме.

Зеркала в богато декорированных рамах ассоциируются с периодом барокко: сложные профили карнизов; в то же время присутствуют стили орнаментов из других эпох – романский стиль (геометрический орнамент) и готика (лиственный).

Также достаточно широко, распространён был в станице гардероб.

Выдавая девушку замуж, давалось «за ней» приданое. В семьях по беднее это был сундук, а побогаче – гардероб.

Громоздкую мебель везти из-за границы было не только не сподручно и дорого, в этом просто не было необходимости. В станице Раздорской жил местный мастер – краснодеревщик Самойленко Василий Петрович. Буфеты и комод, представленные на экспозиции, изготовлены здесь в 20-е годы прошлого века.

Комод, практически лишённый декора, можно отнести к так называемой «столярной мебели». Такая мебель имеет ясные очертания без подражания архитектурным формам.

Декоры буфетов, напротив, перегружены элементами, относящимися к самым разным стилям мебели. Тимпан, пилястры представляют «ренессанс», акротерионы – это «готика», филёнки – «барокко», геометрический орнамент фризов – «романский стиль».

Кресло с высокой спинкой сделано в традициях классицизма с его строгими формами.

Кресло с гнутой спинкой принадлежит к разряду «венских».

Шкаф – филёнчатые двери (рамочно-филёночная вязка применялась с поздней готики), утраченный тимпан из эпохи Ренессанса, декоративные полуколонны (принадлежность классицизма).

Часы – явно привозные. Вещь в станице достаточно редкая, доступная избранным.

Все перечисленные выше экспонаты представлены в экспозиции и посетителю становится понятно, что хотя перед нами мебель различных стилей, но от этого она не теряет своей прелести и создаёт впечатление изящества и красоты.

Двор казака

Усадьбы казаков – дворы с амбарами и сараями, скотные дворы-базы содержались в чистоте и порядке.

“Каждый казак – государь с своем дворе” – говорит пословица. Если с юридической точки зрения это было действительно так, и даже атаман не мог войти во двор казака без его разрешения, все же существовали предписания, которые всеми “гражданами станичного государства” выполнялись неукоснительно.

Первым таким требованием-обычаем было: для каждой службы отдельное строение. То есть отдельно конюшня – самое дорогое строение в усадьбе (иной раз дороже куреня), как правило, каменное, кирпичное, саманное или деревянное; отдельно – коровник, курятник, свинарник, сараи, амбары.

Вторым требованием являлось наличие нескольких дворов: перед куренем – баз (тюрк. песчаный), за куренем – лавада, а сам курень – крыльцом на улицу, окнами в поле, точно как казаки ложились спать у костра – лицом в сторону врага. На задах, рядом с куренем, выращивали овощи, почти в каждом дворе – виноградники, оставшееся место обычно было занято картофелем. Площадь, которую занимал двор казака, была очень мала. Дома были расположены очень компактно, расстояние между соседними домами, особенно в центре станицы – несколько метров. Дело в том, что в старину и сейчас станичные земли – пай казаков, находились за Доном. В самой станице огороды, как их теперь называют, были базами, а фрукты и виноград выращивали в так называемых садах, которые находились на склонах бугров (холмов). Вот так казаки экономно и рационально использовали землю. Для того чтобы зимой в доме было тепло, необходимо было сделать запас угля и дров. Хранилище для дров находится за домом, а навес для угля – рядом с домом. Местом для отдыха обычно служит лавочка перед куренем, у забора, или оплетенная виноградная беседка между домом и летней кухней.

Особо нужно сказать о летних кухнях (летницы). Летницы – чисто казачья постройка, и, надо сказать, разумная. В летнице с весны до глубокой осени готовилась еда, и здесь же семья часто и кушала, что освобождало дом от кухонной толчеи и утвари. Но строительство летницы обеспечивало не только удобство в приготовлении пищи, но и уберегало курень от пожара.

Старые станицы очень часто горели. Это было связано с тем, что вся застройка была деревянной, и дома располагались на расстоянии вытянутой руки. Поэтому, стоило загореться одному дому, как от возникшего пожара выгорала целая улица, а иногда и весь населенный пункт. Казаки принимали чрезвычайные меры предосторожности, на лето все печи в домах опечатывались, и готовить можно было только в землянках или летницах. Виновников пожара выселяли из станицы.

Часто рядом с летней кухней можно увидеть небольшую примитивную печку-горнушку (горн) из кирпича под небольшим навесом. Для удобства около печи ставили стол и лавки, за которыми летом обедала семья.

Не менее важной застройкой являлся колодец “журавль” – название напрямую связано с птицей журавль, т.к. внешний вид колодца напоминает эту птицу, стоящую на одной ноге и пьющую воду. У казаков особым уважением пользовались копатели колодцев. Эта работа была сопряжена с невероятно тяжким трудом и смертельной опасностью, поэтому часто колодцы копались “по обету” – людьми, “замаливавшими грех”.

Во время рытья колодца копатель не прикасался ни к вину, ни к деньгам, некоторые давали обет молчания. Станичники вскладчину нанимали музыкантов, которые играли постоянно, пока шла работа. Иногда колодезник требовал, чтобы во время работы непрерывно читался Псалтырь.

О чем думал он, пробираясь через меловые и песчаные пласты иногда на глубину 40 метров, и оплетая стенки вокруг себя ветками карагача? Что вспоминал? О ком молился? Появление воды в колодце означало, что обет исполнен и Бог простил грех дававшего обет. Но вода могла быть соленой или горькой. Поэтому каждый степной колодец был бережно хранимым чудом.

Колодцы увенчивали надписи: “Люди добрые, испейтя водицы и казаков, бедных пожалейтя, грехи им проститя и в молитвах помянитя”, “Сей колодец выкопал по обету донской казак, раб божий Степан в память матери, рабы божьей, Аграфены. Воды его чисты, как материнская любовь, и бесконечны, как слезы матери моей, пролитые по мне”.

Ближе ста сажень от колодца запрещалось поить коней и прогонять скотину, дорогу можно было проложить только в 300 саженях от колодца.

Все подворья казаков огорожены заборами, которые называются “Плетни” – от слова плести. Очень часто казаки сами плели эти заборы, дабы избежать шкоды животных. Их плели из лозы, которую заготавливали ранней весной. Заборы могли быть каменными – из ракушечника, песчаника.

Источник – Раздорский музей

klin-demianovo.ru

Жилища донских казаков - MicroArticles

Из истории образования станиц на Дону

Ушли в прошлое времена бранных тревог и походов, исчезли в камышовых зарослях следы старинных казачьих городков. Когда-то небольшие укрепления стали разрастаться в обширные селения – станицы.

Слово «станица», бытовавшее издавна на Дону во многих значениях, с конца XYIII века употреблялось только в значении «селение».

Первоначально слово «станица» не обозначало населённый пункт. Это было родоплеменное или товарищеское объединение семей, родов или даже племён. Существовали «зимовые» и «легковые» станицы, которые посылались к царю с дипломатическими поручениями. Были в таких станицах атаманы и послы с охраной. Это были боевые или охотничьи отряды. Иногда их тоже называли станицами.

Станицы кочевали под защитой городка, и в случае опасности они или скрывались за стенами городка, или откочёвывали подальше. Станице принадлежала территория, которую называли юртом.

Постепенно городки были поглощены станицами.

Станицы переняли от городков всё внутренне устройство: центральная площадь – майдан, в восточной его части – церковь или собор, напротив через площадь – Атаманское правление. Площадь окружали кузницы, оружейные, амбары, ссыпки для зерна.… Рядом с майданом обязательно тянулись коновязи, где ставили коней.

Со временем боевое назначение майдана сменилось на торговое, и на широком пространстве между церковью и правлением зашумели знаменитые ярмарки, а вокруг него появились гимназии, магазины и даже театр…

Из истории усадьбы казака

Одна из пословиц гласит: «Каждый казак – государь в своём дворе». Даже атаман не мог войти во двор казака без разрешения владельца.

Существовали предписания, которые должны были выполняться всеми «гражданами станичного общества» неукоснительно.

Вид жилища зависел от состоятельности его хозяина. А к середине XYII века казачество уже не было однородным по социальному составу: оно распалось на две неравные группы – домовитые, зажиточные казаки, и голутвенные, неимущие.

Независимо от сословия, казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение.

Название «курень» - монгольское. Слово «куриться», то есть пускать лёгкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения. Слово «курень» означает «круглый», ещё шире – «гармоничный».

На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое казаки называют куренём, повлияла речная культура Нижнего Дона и Предкавказья.

Первые поселения возникали в плавнях – речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь – вода близко. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними заполняли землёй. Крышу делали из камыша, с отверстием для выхода дыма.

На Дону часто случались широкие многокилометровые разливы реки, поэтому стали строить свайные дома – чиганаки. В них жили люди племени «чигов» .

В современном казачьем доме легко угадать черты свайной постройки. Казачий курень – двухэтажный. Это, скорее всего, воспоминания о сваях. В Старочеркасске совсем ещё недавно весной и осенью во время разлива Дона в гости друг к другу казаки ездили на лодках.

Первый этаж куреня делали из кирпича , а второй строили из дерева. Первый этаж, как правило, был хозяйственный. Считалось, что «жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне».

В центре первого этажа находится комната без окон, которую донские казаки называют «холодной», в ней постоянно дул лёгкий сквознячок. В полдень, в самую жару в этой комнате собиралась вся семья, пила «узвар» или ела ледяные шипящие солёные арбузы.

По периметру узким коридором окаймляют холодную каморы. Когда-то здесь хранилось оружие. Узкая единственная дверь вела на первый, заглубленный этаж, куда войти можно было только по одному, согнувшись под низкой притолокой, и сразу упасть на две ступеньки вниз -мой дом – моя крепость. А в старину можно было грохнуться и ниже: прямо перед дверью устраивали «ловчий погреб» - яму с колом посредине, закрытую в обычное время деревянным щитом. Враг, ворвавшийся в курень, сразу же попадал туда. Чужие в эту часть куреня не ходили.

Гости обычно поднимались по широким ступеням на второй этаж и попадали на «балясы» - балкон-галерею, террасу, которая иногда окружала весь дом.

Курень чётко делился на левую, женскую, и правую, мужскую. Половины. Прямо за сенцами располагалась самая большая комната, зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда.

В маленьком куреньке главным стержнем, вокруг которого располагались помещения, была печь - грубка. От неё направо располагалась кунацкая, где в казарменной простоте жили неженатые сыновья хозяина – главы семьи. Налево – девичья, детская и стряпка. Левая сторона была потеплее.

В большом курене богатого казака все комнаты строго были разделены. Женщины и маленькие дети никогда не заходили в кунацкую: там было оружие. Дети без разрешения не входили в комнату родителей.

Крыты курени были камышом или соломой. Такая крыша могла простоять до сорока лет, но одна беда – горит как порох. Казаки стали крыть дома железом. Такую крышу казачки приспособились использовать для сушки фруктов.

Для каждой службы – отдельное строение, то есть отдельно конюшня – самое дорогое строение в усадьбе . Как правило, конюшню строили из кирпича. Отдельно – курятник, коровник, свинарник и другие хозяйственные постройки.

Усадьба состояла из нескольких дворов: перед куренём – баз, за куренём – левада, а сам курень – крыльцом на улицу, а окнами выходил в поле . На задах – огороды. Виноградники, сады и бахчи в станицах располагались в специально отведённых местах, нарезанных уделах, которые были либо общими – хуторскими, либо частновладельческими. Под бахчи земля отводилась и раздавалась на паи ежегодно.

Такое размещение усадьбы объяснялось сравнительным обилием земли и опасением пожара.

С приходом весны в куренях переставали готовить и переселялись летнюю кухню – стряпку.

На печи в летней кухне не спали, она не служила для обогрева. Топили её хворостом, соломой, кукурузными будыльями или кизяками.

Кизяки давали особый пепел, он долго сохранял жар.

Казачья кухня отличалась стерильной чистотой. Печь подбеливали после каждой стряпни. Над закрытым чёрной железной заслонкой печным жерлом – хаблом – всегда был вмазан кусочек зеркальца: стряпухе посмотреться – не измазалась ли сажей.

Радом с печью – стол, чтобы еда была «с пылу, с жару». В нескольких шагах от стряпки – погреб, где в холоде и на льду хранились мясные и молочные продукты. Над летней стряпкой под навесом висели связки лука, перца, вяленой рыбы.

www.microarticles.ru

«Казачий Дон» культурно-исторический туристский комплекс в ст. Старочеркасской

- это еще одна частичка культурного наследия станицы Старочеркасская. Здесь Вы сможете познакомиться с казачьей архитектурой, обычаями и укладом жизни, историей и фольклором, национальной кухней и ремеслами казаков. Возрождая православные традиции донского казачества – возрождаем Россию!

Концепция

Культурно-исторический туристский комплекс «Казачий Дон» - это уникальный проект, позволяющий всем желающим познакомиться с жизнью и историей донских казаков. Идея создания комплекса «Казачий Дон» получила благословение православной церкви в 2004 году в лице архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона (в настоящее время митрополита Ростовского и Ярославского), что определило принципы развития проекта как «культура, традиции и духовное возрождение».

В основе концепции «Казачьего Дона» – гармоничное сочетание изложенных принципов и активного отдыха. Как этнографический комплекс, «Казачий Дон» возрождает исконные донские традиции в духе православия. Центральное место занимает Свято-Покровский храм-часовня в память о казаках, упокоившихся на чужбине. Проекты застройки и воссоздания исторических зданий разработаны Патриаршим архитектурно-реставрационным центром Троице-Сергиевой Лавры в традициях казачьей архитектуры XVIII века.

Образовательная идея проекта заключается в ответе на вопрос: «Кто такой казак?». Покровское подворье с музейной экспозицией является ключевым звеном в понимании «духовного образа казака». Различные социальные проекты, такие как «Покровские экспедиции», продолжают традиции казачьего образования и воспитания детей, а также создают условия для развития научных исследований в области истории казачьего зарубежья.

Комплекс становится одним из самых перспективных этнографических проектов на Дону, где есть все для культурного, семейного и спортивного отдыха, привлекающего сегодня многих городских жителей. Реализация коммерческой части позволяет развить туристическую индустрию и создать условия для комфортного отдыха и досуга жителей и гостей Юга России.

xn--80aamkggc4ai0g.xn--p1ai

Казачье жилье – Казачья станица

 

Казачье жилище.

Особенности возникновения и развития казачьих поселений тесно связаны с освоением новых земель, а в более поздние сроки — колонизацией Северного Кавказа. Для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношении места: крутые берега рек, возвышенности, защищенные оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и земляным валом. Нередки были случаи смены первоначального местоположения.

Учитывая это, можно предположить, что изначально казаки предпочитали легкоразборные конструкции, которые можно было легко демонтировать. Так, историческое название станицы Вешенской – Вежки – происходит от древнего общеславянского слова «вежа», означавшего простейший конический шалаш. В частности, в лесостепной и степной зонах Восточной Европы в домонгольское время восточные славяне называли вежами полукочевничьи сборно-разборные или транспортабельные войлочные жилища, впоследствии известные в русском языке под терминами «кибитка» или «юрта».

Видимо, от таких веж и произошло название селения Вежки, что указывает на тип жилищ в нем. Надо заметить, что у хоперских казаков в беднейших казачьих усадьбах еще к  XVIII в. сохранились жилые полуземлянки под названием «шиш» в виде конических шалашей с очагами.

Шалаши вполне соответствовали походному образу жизни казаков и теплому климату. Жилища казаков возводились с использованием местных строительных материалов: леса, глины, перемешанной с соломой, и камыша.

В XVIII – XIX вв. в связи с резким увеличением численности поселений – именно тогда создавали погранично-оборонительные линии, произошли перемены в организации поселений. Поселения эти обычно назывались станицами, видимо, название происходит от слова «стан», что «на Руси в XI – XVII вв. означало название военного лагеря, который обычно разбивался на возвышенном месте и укреплялся повозками…», забором, иногда рвом или земляным валом.

Как правило, станицы ставились в укромных местах, чаще вдоль речек и ручьев, и были хорошо приспособлены к защите от нападений. В XVIII – XIX вв. при закладке любой станицы плугом нарезались ее границы, вокруг намеченных границ рыли ров, наполняли его водой, насыпали земляной вал, по периметру которого сажали колючий терновник, тем самым, создавая дополнительную защиту. С южной и северной сторон (реже с четырех) устанавливали ворота, охранявшиеся круглосуточно и закрывавшиеся с заходом солнца. Казаки старались вернуться домой и загнать скотину до темноты.

Обычно станицы застраивались компактно, улицы были прямыми, на них двумя рядами строились хаты. Характерной чертой каждой казачьей станицы была церковь, всегда располагавшаяся на возвышенном месте. Неподалеку — административные здания, клубы для увеселений, школы и гимназии, базарные ряды и торговые лавки. В центре станицы находилась Соборная или центральная площадь. Вокруг каждой станицы нарезался земельный юрт с лесами и сенокосами, выгоном для скота и пахотными землями.

В это же время получил распространение новый тип жилища – курень (на территории Области Войка Донского).  Казачий курень — наземная срубная (реже — каменная) двухкамерная постройка. (Слово «курень» — тюркско-монгольского происхождения, то же, что и русское «стан»).

В этом отношении очень показательно устройство, сохранившееся в некоторых казачьих усадьбах в хоперских и соседних придонских станицах вплоть до нынешнего столетия — специфическая отопительная система в жилых помещениях с обогревательными дымовыми каналами под полом или под лавками под названием «подземка». Печка-«подземка», «поземелька», выложенная из сырцового кирпича (2 х 1 х 0,5м) с «лежанками» соединялась с русской печью. У русских подобные образцы печей не встречаются. Такая система более подобна кану, известному у монголов, чжурчженей, бохайцев, киданей. К тому же она напоминает к золотоордынскую П-образную суфу.

Тип жилища к XIX в. складывается из переплетения традиционных для казачества легких форм и заимствований у соседей (как русского, так и иноэтничного населения). Появляется хата (в некоторых регионах  – изба) с чуланом. В 60-70-е гг. XIX в. в Усть-Медведицком и Хоперском округах Войска Донского появились пятистенки. В низовых районах –  двухэтажные постройки. Видимо, это было обусловлено общим недостатком места и постоянными разливами рек. Не последнюю роль играло и материальное положение казаков.

Некоторые казаки в качестве временного жилья строили себе хаты-землянки, углубленные в земли, с так называемыми «подслеповатыми окошками», имевшими двускатную крышу, крытую дерном, с небольшим уклоном. Впрочем,  подавляющая часть донского низового казачества уже в начале XIX в. строила большие многокомнатные дома. К этому периоду на территории казачьих войск юга России имели место развитые формы строительства жилья. Срубные жилища, характерные для многих регионов России, в этих местах распространения не получили.

В XX в. тип казачьего жилища изменяется уже под воздействием общих интегрирующих тенденций, вызванных развитием капиталистических, товарно-денежных отношений, влиянием городского образа жизни и предписаниями войскового начальства.

При закладке жилищ у казаков существовали свои особые приметы и обычаи: на предназначенное для постройки место на ночь сыпали зерно, если на утро зерно было на месте, считалось, что место для постройки хорошее и все «пойдет в руку». Счастливым для постройки жилища считалось и то место, где на отдых располагался крупный рогатый скот. Чтобы в доме не было сырости, под матку, основную несущую перекладину в хате, подкладывали шерсть черного барашка. При закладке жилья казаки старались обязательно отслужить молебен.

xn----7sbaba2bkk6a1bl5cg4e2b.xn--p1ai

Казачий дом - ВОСТОЧНАЯ ОКРАИНА

          Казачий, это условно. Нет ни каких казачьих домов или вообще чего-то особенного - казачьего, во всяком случае, у нас в Забайкалье. Все эти казачьи традиции, которые возраждают "казаки", все это чистой воды выдумки, а само нынешнее забакальское "казачество" - забавная фантасмагория.      Далее описание дома дореволюционной постройки, в котором когда-то действительно жили забайкальские казаки Туринского поселка Кайдаловской станицы. В котором и мне довелось пожить, и  не один год

   Дом (изба) четырехстенный, с  террасой высотой не меньше метра.  Крыша покрыта тесом, скаты на восток и запад. В доме восемь окон, три из них выходят на южную сторону, с видом на небольшой палисадник и улицу, всего одно окно на северной стороне, по два окна с  двух других сторон, причем с восточной стороны оба окна выходят на террасу.  Частью окна двухстворчатые. В ночное время и в жару окна закрывались ставнями. Ночью ставни запирались на засов, представляющий собой металлическую пластину и такую же палку или штырь, конец которого через специальное отверстие просовывался внутрь помещения и там закреплялся металлической чекой.

  Вход в дом с восточной стороны с террасы через  сени.  Сени и кладовая пристроены к дому, брусовые,  оба названных помещения имеют по одному окну, хотя окна это слишком условно, фактически две небольших, не застекленных  бойницы ближе к потолку.  Дверь в сени из толстых досок, изнутри закрывается на большой деревянный засов, представляющий собой длинный брус с выемкой по торцам, при закрытие засов ложится (вставляется) в две кованые скобы, вбитые в колоды двери.  Дверь в дом низкая, при входе приходится пригибать голову и переступать через высокий порог.

 Зразу по входу кухня, во всю длину дома, потолки достаточно высокие. В правом дальнем углу раньше были иконы, остались следы от крепления и полочка.  Слева русская печь, причем не по центру избы, а ближе к дальней стене от входа. От печи до входной двери деревянная перегородка (по высоте сплошная), в которой двухстворчатая (филенчатая) дверь. Слева от входной двери рукомойник (для зимнего времени, летом на улице). Справа от входа на той же стене, в которой входная дверь, крючки для верхней одежды, примерно на уровне головы взрослого человека, вырезаны из дерева вставлялись или непосредственно в стену в заранее просверленные отверстия или в отдельную доску (было оба варианта).       Есть отдельный крюк возможно  для шашки, правее и выше остальных, хотя и на правой стене также был аналогичный крюк. Все эти крючки хоть похожи на зубья деревянной бороны, но видно, что сделаны специально для одежды.

  Дальше вешалки - угол,  в котором периодически держали телят в морозы, да и прочую живность, как напоминание об этом остались круглые железные скобы, вбитые в стену над полом и следы крепления загородки, да и сам пол носит следы повреждения от разъедания…

  А вообще о поле следует сказать отдельно, он сделан даже не из досок, а из широких, толстых плах, по всей длине избы, от хождения по нему, скобления при мытье, более мягкая древесина вытерлась, зато более крепкие сучки лучше сохранились и от этого пол выглядит волнистым. Но это только на кухне, в другой части избы пол достаточно ровный.

   Другая часть избы — это еще два помещения, образованные двумя деревянными перегородками, идущими от сторон печи, в каждой из перегородок двухстворчатые двери. Одно из помещений большое - зала (горница) с четырьмя окнами по двум сторонам, в центре в потолочную балку вбита круглая скоба для зыбки, другое помещение маленькое, не знаю,  для чего раньше использовали, при мне была спальня, вход в него, как из кухни, так из большой комнаты через двери. Из кухни в спальню проход закрывался занавеской, в принципе четвертая стена у этой комнатушки образовывалась тыльной стороной печи.

  Мне, конечно не известно, что находилось в избе в прежние времена – я не так древен. Поэтому можно только догадываться. Однако даже у бабушки советской сельской учительницы, в 60-70-е годы в интерьер жилья входило три сундука: прадедов казачий, прабабушкин весь окованный, для приданного и собственно бабушкин сундук для того же, но уже попроще.

   Про печь и подполье напишу отдельно, так как это довольно сложные и многофункциональные сооружения. Двор и надворные постройки это тоже целая система надо описывать отдельно.

P.S.

  Про полочку для беглых каторжан , я не забыл, не было такой, потому что в селе кроме казаков стояла конвойная команда.

albert-motsar.livejournal.com

Курень - казачий дом - Терский казак

В XIX веке курени строили из сруба, реже каменные, квадратные в плане дома с четырехскатной крышей.

В станицах по среднему и нижнему течению Дона преобладали курени с подпольем и жилыми «низами» (нижний этаж или полуэтаж, как правило, каменный или кирпичный). Чем южнее станица, тем выше были «низы».

Курень имеет специфическую планировку: традиционно печь располагалась в центре основного жилого помещения, а не в углу, как в жилищах русских крестьян. В XIX веке изменяли положение печи или выносили в «низы», стали использовать вместо русской печи швейцарку, голландку, грубки. Печь в нижнедонском курене обычно была без лежанки.

В курене выделялись перегородками отдельные комнаты, от трех до пяти (стряпка, кухня, спаленка, зала, прихожка). Зачастую комнаты были проходными и соединялись по кругу. Нижний уровень был разделен на два или три неравных помещения. Иногда в жилых «низах» устраивали кухню. Часто «низы» использовали как кладовую. Вход в «низы» был со двора. Жилые «низы» имели окна, а нежилые небольшие отверстия в стенах. Дом с нежилой комнатой на первом этаже назывался флигелем.

Курени с «низами» или на амшаннике (высокий фундамент) имели балясы - галереи вокруг всего дома, либо с двух-трех сторон дома, проходя по которым, можно было закрывать оконные ставни. Окна были на всех стенах. Также имелись галдареи - балконы или веранды-крыльцо, к которым во время разлива могли причаливать лодки.

При больших разливах, — писал В. Д. Сухоруков про Черкасск,— все место покрывается водою; в сие время жители друг к другу ездят на лодочках, а для пешеходов делаются из досок узкие помостки, проведенные с одного крыльца на другое или расположенные на воде в виде плавных мостиков... Иностранные путешественники, посещавшие Черкасск, говорят, что город может быть сходен с Венецией, если бы прилежно занялись его устройством.

Наружные стены куреней красились в яркие цвета. Курень украшался резьбой. Дома казаков содержались в чистоте.

Двор огораживался плетнем, камнями или штакетником; высоких заборов в станицах в старину не было. Во дворе находились хозяйственные постройки. В XIX веке дома в станицах стояли беспорядочно, улицы были не стройные.

terskiykazak.livejournal.com

Казачий курень: дом и крепость

21 ноября 2017, вт

Рубрика: Новости

Слово «курЕнь» обозначает казачье жилище, дом. Произошло оно из чагатайского языка, где kuran – это «толпа», «племя», «отряд воинов» и (неожиданно!) «пекарня». Интересно, что в Одессе куренями называют хлипкие постройки у самого моря, построенные из подручного материала. У запорожцев куренем называли деревню в 100 домов. Одновременно курень был в Запорожской сечи и единицей административного деления: несколько селений казаков составляли курень с куренным атаманом во главе.

Исторически «курень» представлял собою и место обитания, и оборонное сооружение. На устройство обычного казачьего жилища, называемого куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона и Предкавказья.Первые казачьи поселения возникали в плавнях (речных камышовых зарослях), жилища имели турлучные стены (то есть плетёные из двух рядов прутьев или камыша и заполненным землёй для тепла и прочности пространством между ними), камышовую крышу с отверстием для выхода дыма. Однако широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек — свайных, что и повлияло на дальнейшее развитие устройства строений.Черты свайной постройки легко предполагаются в современном казачьем жилище. Казачий курень — двухэтажный по устройству. И, скорее всего, его второй ярус — это не выросший до второго этажа «подклет», а воспоминание о сваях, на которых когда-то стояли жилища.Казачий курень бывает, как правило, двух видов: типа южнорусской (украинской) хаты (распространён более на Кубани) и двухэтажного типа (был распространён у верхнедонских казаков, на Кавказе). Последний тип назывался также «полукаменным», то есть первый этаж — кирпичный (прежде — саманный, из кирпича-сырца), второй — деревянный. Характерно, что чем северней поселения, тем первый этаж ниже. На Северском Донце же он больше похож на подвал, хотя характерные черты общей казачьей постройки видны и здесь.

 

Первый этаж, как правило, не жилой, хозяйственный (считалось, что «жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне») — называется «низы». Центром низов является, так называемая, «холодная» комната: без окон, но с небольшими отверстиями в стене, устроенные особым образом, позволяющие так ходить воздуху, что в ней постоянно дул сквознячок, остывший в окружающих эту комнату каморах. Каморы окаймляют «холодную» узким коридором. Входом внутрь служит узкая и низкая дверь, которая обычно открывается внутрь (чтобы легко можно было её подпереть), позволяющая войти только по одному, согнувшись под низкой притолокой (в прошлом за дверью могла быть устроена и яма для незваных гостей).

Главный вход в курень — по крыльцу («порожкам») устроен на второй этаж, окружённый особой террасой («балясами»). Главная комната («зало») отгорожена от входной двери сенями. В красном углу залы (левом напротив входа)— божница, под нею располагается стол (всегда накрытый чистой скатертью). Вдоль стен располагались лавки. Здесь же была печь, стоял «постав» (шкаф для размещения посуды со стеклянными дверцами). В центре залы всегда стоял обеденный стол. Убранство дополняли зеркало, сундук-скрытня, кровать (стоявшая в углу, покрытая байковым или сшитым из лоскутков одеялом).

Из залы дверь вела в спальню — на женскую половину, где стояла большая кровать, висела люлька для младенца, размещался сундук с вещами, прялка... Другая дверь из залы выходила на мужскую половину, то есть комнату («гридница», «кунацкая», «молодецкая»), предназначенную для подростков, холостых казаков.

При любом количестве комнат обязательно выделялась в самостоятельное помещение кухня, («стряпная», «стряпка»), где готовили и ели пищу. В кухню выходила одной стороной и печь, размещённая в залу. Здесь она имела и чугунную плиту. Также на кухне располагались шкафы с посудой и припасами.

В начале XX века хозяева куреней спешно убирают верхний этаж: это было связано с раскулачиванием донских казаков. Одноэтажный дом был менее заметным. После войны строили дома из деревянных пластин, а позднее – кирпичные, в которых практически не осталось элементов казачьего куреня.

Теги: казачий дон, старочеркасск, казачество, музей, экскурсия, образование, станица, старочеркасская, курень

xn--80aamkggc4ai0g.xn--p1ai