Летний сад в Петербурге. Летний сад парк
Летний сад в Санкт-Петербурге, описание, история, фото
Адрес: Дворцовая набережная
Режим работы: с 10.00 до 22.00
Стоимость: бесплатно
Созданию такого замечательного парка как Летний сад мы обязаны неутомимому Петру Первому, желающему превратить Россию, хотя бы локально, в черте одного города - в цивилизованную европейскую страну с прекрасными дворцами, садами, парковыми зонами, фонтанами и скульптурами.
Содержание:
- История создания
- Фонтаны и пруды летнего сада
- Скульптуры в парке
- Архитектура: дворцы, галереи, дома-музеи
Сегодняшний Летний сад намного отличается от петровского детища, он украсился новыми архитектурными сооружениями, памятниками и стал настоящим музеем искусств под открытым небом. Но дух Петра незримо присутствует в нем. Эффект присутствия усиливает Летний императорский дворец, организованные Петром фонтаны, привезенные при нем скульптуры и прочие сохранившиеся украшения.
Погулять по Летнему саду, зайти в петровский дворец, сфотографироваться на фоне фонтанов и скульптур, попить кофе в Кофейном домике – это далеко не полный перечень парковых доступных развлечений.
Создание Летнего сада
В начале 18 века, в разгар продолжающейся Северной войны Петр Первый строит новый город с Адмиралтейством, с дворцами и парками. На небольшом островке между Невой, Фонтанкой, Мойкой, а позднее и прорытой в 1711 году Лебяжьей канавкой по инициативе Петра начала формироваться территория Летнего сада. Это был пробный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России. И опыт вполне удачный!
Аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге
Мечту императора о версальском саде воплощала в жизнь большая группа архитекторов (И.Матвеев, М.Земцов и другие), художников, садовников при непосредственном руководстве мастера Ивана Угрюмова. Здесь работало множество крепостных и вольнонаемных рабочих. Тоннами завозилась земля, высаживались деревья и кустарники, проводились и облагораживались дорожки. Приглашенные садовники были то голландцами, то французами, поэтому сад формировался то в голландском, то во французском стиле.
Первый проект будущего сада с архитектурным его запланированным делением на ровные аллеи, с четкой организацией посадок из деревьев и кустарников, Петр нарисовал сам еще в 1704 году. По его задумке этот парк должен был стать культурным городским местом отдыха, но с элементами загородной усадьбы. Для контроля за ведущимися работами и для летнего семейного проживания в формирующемся саду строится Летний дворец Петра Первого (1711-1714 гг).
Летний Сад времен Петра I
Сад был разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. Часть сада, находящаяся ближе к Летнему дворцу называлась Первым Летним садом (Парадным), более южная его территория до Мойки – Вторым (Красным или Хозяйственным). А садовая часть за Мойкой – это уже был Третий Летний сад (Сад ее Величества) – подарок Петра своей супруге - сегодня Михайловский, по названию находящегося там замка. В 1719 году между Первым и Вторым садами был прорыт Поперечный канал, засыпанный после наводнения 1777 года.
В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и т.д. В Хозяйственной части были посажены фруктовые деревья и кустарники, между которыми высевались пряные травы, употребляемые в пищу.
С 1725 года архитектурными работами в Летнем саду руководил придворный императорский архитектор Ф.Растрелли, который за время своей деятельности кроме всего прочего построил Летний дворец Анны Иоанновны, создал фонтанный каскад «Амфитеатр» с центральным «Коронным» фонтаном.
Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже пропускалась только знатная публика. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и А.Пушкин, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер.
По аллеям сада не раз хаживали Жуковский и Крылов, Чайковский и Гончаров, Блок и Ахматова…В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.
Летний сад Петербурга - фото сверху
В советские годы Летний сад был запущен. К жизни его вернула реконструкция начала 21 столетия. Для поддержания Летнего сада в надлежащем виде, в нем и сегодня идут постоянные работы по реставрации, восстановлению и сохранению архитектурных и прочих достопримечательностей. Также ведется неусыпный контроль за состоянием деревьев - больные лечатся, засохшие удаляются, новые высаживаются.
Фонтаны и пруды
Парадная часть Летнего сада делилась на четыре основные площадки: Дворцовую (Дамскую), Шкиперную, Добродетелей и Круговорот суток. На первой площадке обычно гуляла и отдыхала императрица с придворными дамами. На второй – сам император с заезжими гостями.
Петр Первый в Летнем саду ( худ.Бенуа)
Все четыре садовые зоны сада были обустроены фонтанами - первыми в России подобными гидротехническими сооружениями. Вода в них качалась паровой французской машиной из Фонтанки, которая именно из-за фонтанов Летнего сада и стала так называться, ведь до этого она была просто Безымянным Ериком. Первые парковые фонтаны не были так вычурны и декоративны как последующие, украсившие Петергоф и другие загородные парковые ансамбли, но они очень оживляли парковый пейзаж.
Фонтан "Пирамида"
Многие восстановленные фонтаны хранят память о царствующих особах в своих названиях. Например, один из первых фонтанов главной аллеи со стороны Дворцовой набережной «Царицын» увековечил память о Екатерине Первой, которая в этом месте любила встречать гостей. Фонтан «Пирамида», установленный на четвертой площадке по повелению той же Екатерины повторяет одноименный Петергофский.
Фонтан "Царицын"
Всего территорию Летнего сада украшало более пятидесяти фонтанов. Многие из них располагались на территории Лабиринтового сооружения Второго Летнего сада. Оформлялись они цветным мрамором, декоративным камнем и деревом.
Кроме многочисленных фонтанов, парковая территория была оснащена и прудами. При создании Второго Летнего сада планировалось создать цепочку каскадных прудов. Были организованы несколько водоемов – Форелиев, Цветочный, Мельничный и Карпиев. Созданные пруды не только способствовали осушению и облагораживанию садовой территории, в них разводили разнообразную рыбу, о чем красноречиво говорят их названия.
Карпиев пруд
Из всех созданных при Петре Первом прудов на сегодняшний день сохранился только Карпиев, который находится недалеко от входа со стороны Мойки, там же где установлена порфировая ваза. Пруд неоднократно реставрировался и сегодня поддерживается в хорошем состоянии. Его давно облюбовали белые лебеди, которые уже привыкли быть объектом фотосъемок.
После крупномасштабной реконструкции сада, проходившей в конце первого десятилетия 21 века, был возвращен к жизни и Менажерийный (в переводе с фран. – зверинец) пруд. Этот пруд также возник при Петре Первом и по его проекту по ходу главной аллеи. В нем разводили всевозможных птиц от морских уток до индейских гусей, для которых были обустроены специальные домики. Этот пруд был сильно поврежден наводнением и засыпан. Только благодаря реставраторам мы можем любоваться еще одним ландшафтным детищем Петра.
Менажерийный пруд
Парковые скульптуры
Кроме великолепных фонтанов в обустройстве сада вторым обязательным элементом паркового дизайна являлись скульптуры. Первыми парковыми скульптурными украшениями были барельефы из терракоты, выполненные по заказу самого Петра, воплощающие мифологические сюжеты, связанные с морем. На одних монументальных панелях были изображены амуры, катающиеся на морских животных. На других богиня мудрости Минерва держала военные трофеи. Но не все они были достаточно хорошего качества.
Затем для оформления парка Петр посылает в Италию специальных людей, разбирающихся в искусстве (С.Рагузинского и Ю.Кологривова), обязанности которых заключались в поиске и покупке подходящих скульптурных изваяний.
Скульптуры Летнего сада
Много скульптур, украсивших парк, было приобретено именно этими людьми, в том числе и знаменитая Венера Таврическая, найденная во время итальянских раскопок. Центральная аллея, идущая от Невы вглубь сада, с уложенной на ней белой и черной мраморной плиткой, была украшена двенадцатью парными мраморными колоннами. На этой аллее впервые в России и была установлена обнаженная женская скульптура Венеры Таврической. Парадокс состоял в том, что русский народ, не привыкший к подобному эстетическому зрелищу, старался накинуть на статую что-нибудь из одежды, поэтому к Венере был приставлен охранник с ружьем. Сегодня эту Венеру можно увидеть в залах Государственного Эрмитажа.
Многие из античных скульптур были замечательными портретными бюстами (Марк Аврелий, Нерон, Ю.Цезарь, А.Македонский и т.д.). Большинство скульптур были авторскими работами. Среди изваяний были также изображения персонажей античных мифов и аллегорические фигуры. Группа скульптур изображает время суток, другая – время года и т.д.
Амур и Психея
Второй Летний сад был украшен удивительным Лабиринтом с 60-ю скульптурными композициями на темы басен Эзопа. Для не очень знакомых с творчеством древнегреческого поэта были установлены пояснительные стенды с кратким пересказом.
Фонтаны и скульптуры Летнего сада Петербурга
Некоторые из мраморных скульптур, установленных в Летнем саду, говорят, были привезены лично Петром Первым. К концу жизни Петра Летний сад имел около 100 скульптурных изваяний, а к концу 18 века их было уже около двухсот. Но до нашего времени сохранилось не более 90 прекрасных произведений венецианских мастеров, но и те в весьма потрепанном состоянии. Все сохранившиеся произведения искусства, простоявшие практически 300 лет под открытым небом, отреставрированы и перевезены в Михайловский замок, а сделанные с них копии украшают теперь аллеи Летнего сада.
В 1839 году, в честь установившихся хороших отношений между так долго враждовавшими странами, шведский король Карл Четырнадцатый подарил Николаю Первому порфировую вазу темно-красного цвета, которая стала символичным украшением Летнего сада Петра Первого. Эту замечательную пятиметровую вазу из розового гранита водрузили при входе в парк около Мойки.
Порфировая ваза
В середине 19 века в Летнем саду устанавливается еще один замечательный памятник – памятник И.Крылову (автор П.Клодт). Известный русский баснописец с книгой в руке сидит на камне постамента, украшенного сюжетными горельефами по мотивам наиболее известных его басен.
Памятник И.Крылову
Архитектурные сооружения Летнего сада
В парковой зоне сада в 18-19 веках находилось множество строений. Прежде всего, это, конечно же, Летний дворец Петра Первого.
Летний дворец Петра Первого
Кроме него, специально для Екатерины Первой на берегах Невы и Лебяжьей канавки возводится деревянный Второй Летний дворец (Золотые или Новые палаты). Дворец давно утрачен, но сохранилась информация о том, что золотая кожа была отделкой его главного зала, живописные холсты украшали потолки и каждую комнату обогревали прекрасные изразцовые печи (арх.Д.Трезини и М.Земцов). А перед Екатерининским дворцом в фонтанном павильоне стоял большой Готторпский глобус-планетарий (сегодня он находится в Кунсткамере). При дворце имелась большая терраса, от которой по лестнице можно было спуститься к воде.
Готторпский глобус-планетарий
Строится в Летнем саду и Картинная галерея для выставки полотен европейских мастеров. Дело в том, что будучи в Амстердаме, Петр Первый купил несколько картин, написанных Рубенсом, Рембрантом, Ван-Дейком и т.д. Частично их разместили именно в этой галерее.
Также вдоль Невы сооружаются специальные торжественные галереи для проведения праздников и танцев. Земцов сооружает «Залу для славных торжествований», которая вместе с дворцом Екатерины и Картинной галереей образовала своеобразный архитектурный ансамбль. В интерьере Залы использовался резной дуб, декоративная живопись, шпалеры и позолота. При Анне Иоанновне торжественная зала была разобрана и перенесена к Карпиеву пруду, а вместо него Растрелли строит одноэтажный Летний дворец Анны Иоанновны. Позже при Елизавете Петровне этот дворец был также разобран и перевезен в Екатерингоф.
Самое оригинальное архитектурное садовое сооружение петровской эпохи находилось на берегу Фонтанки. Там был оформлен прямоугольный Грот с купольной крышей. Вдоль стен внутри него располагались скульптуры и колоннада, в отделке стен использовались раковины, разноцветные стекла и толченое стекло. Вход в грот охранялся Позолоченной колесницей Нептуна, стоящей на каменной горе, украшенной морскими раковинами. В одном из трех гротовских помещений был установлен орган, звучащий под напором воды. Петровский Грот был удивительным произведением ландшафтного дизайна своего времени.
Грот Летнего сада в 18 веке
К сожалению, страшное наводнение 1777 года вывело из строя фонтаны и сильно повредило Грот. Фонтаны впоследствии были восстановлены, а вот грот в конце 18 века был переделан в Кофейный домик (арх.К.Росси). От Петровского Грота сохранились только основания стен, так что можно представить себе размеры утраченного сооружения.
Кофейный домик
Фасады нового архитектурного объекта – Кофейного домика - ровные и гладкие, оживленные только декоративной скульптурой в виде масок, гирлянд и венков. Говорят, что под Кофейным домиком находятся подземные тоннели, но куда они ведут и для чего создавались, остается загадкой. После постройки нового садового павильона его взял в аренду итальянский кондитер Пьяцца, торговавший здесь своими изделиями. Оттуда и пошло название Кофейного домика.
Интерьер Кофейного домика сегодня
Южнее Летнего Дворца расположен деревянный Чайный домик, в котором сегодня проводятся выставки (арх. Л.Шарлеман), в 19 веке это была кладовая, а при Петре здесь шумела Липовая роща.
Чайный домик
Недалеко находился и Птичник с орлами и различными редкими птицами. Было сооружено несколько каменных оранжерей, в которых произрастали редкие декоративные растения южной полосы России, включая апельсиновые и лимонные деревья, тропический молочай и т.д. Эти деревья выращивались в больших кадках и летом украшали садовые аллеи.
Малая оранжерея
Поистине символом города стала знаменитая Ограда Летнего сада. Ограждение сада, названное А.Ахматовой лучшим в мире, было сооружено уже намного позже петровского царствования. Архитекторы Ю.Фельтен и П.Егоров в 70-х годах 18 века создали поистине великолепное архитектурное совершенство из тридцати шести гранитных колонн, украшенных вазами и урнами и соединенных между собой ажурной металлической решеткой с позолоченными орнаментами.
Ограда Летнего сада
В архитектуре парка появились и новые объекты, как например, сугубо парковый Археологический музей для сохранности найденных при парковых работах экспонатов, под него была перестроена бывшая павильонная Голубятня. На Менажерейном пруду сооружена беседка. Отреставрированы «Малая оранжерея» и Хозяйственный двор.
Археологический музей
По Летнему саду можно гулять самостоятельно, можно воспользоваться проводящимися здесь экскурсиями. В выходные дни в Летнем саду проходят различные выставки, и играет духовой оркестр.
Летний сад работает все дни кроме вторника и последнего понедельника месяца. С мая по сентябрь включительно он открыт с 10 утра до 22.00. В зимне-осенний период – с 10.00 до 20.00.
Читайте также
russo-travel.ru
Летний сад
Я уверена, что у каждого города-городка-поселения, которые вы навещаете во время ваших странствий-путешествий, есть особые «знаковые» места, знакомство с которыми, на мой взгляд, непременно. Одна из подобных достопримечательностей Петербурга — его роскошный Летний сад.
Прогулка здесь лично мне всегда доставляет массу положительных эмоций. Мне это место по нраву даже в дождливую погоду, когда ты бродишь по старинным аллеям под защитой непременного спутника и верного друга любого петербуржца — зонта. Окружающая красота заставляет звучать в вашей душе романтическую мелодию: в солнечные дни — мажорную, а в непогоду — минорную, но тоже по-своему очаровательную.
Иногда среди спешки дней нам очень полезно бывать в подобных местах, где время замирает, а мы сами прекращаем куда-то бежать и просто предаемся созерцанию, находясь наедине с окружающим благолепием. Старинный парк и вы. Прекрасное свидание!
Давайте вместе послушаем, о чём шелестит листва, и попробуем разгадать тайны, которые таят молча взирающие на гостей скульптуры. Мне кажется, что основатель Петербурга — Пётр Великий тоже был из племени романтиков.
Ведь именно по его повелениям создавались дворцы и парки, которые и сегодня «примагничивают» к себе и горожан, и путешественников.
Парк Кадриорг в Эстонии, Виестура в Риге… Безусловно, что уж в столице России, в своём любимом детище — Петербурге — Император ещё более радел о садах и парковых ансамблях. Одним из них и является герой моего рассказа.
Этапы создания
Во-первых, сразу обращу ваше внимание на то, что Летний сад — старейший в нашем городе. Судите сами: Санкт-Петербург основан в 1703, а сад заложен в 1704 году. Он занял место располагавшейся здесь прежде Мызы, некогда бывшей в собственности шведского офицера Коноу. Именно тут Петру Великому захотелось устроить свою летнюю резиденцию.
Для её украшения уже в 1704 году велено было доставить в Северную Венецию цветы. Они были однолетними (их ещё называют «летниками»), вот отсюда и пошло название сада — Летний.
Первые шаги
Главным мастером по созданию Летнего сада стал Иван Матвеевич Угрюмов. Кстати, трудился он под руководством Петра I. Меня всегда удивляет кипучая энергия нашего монарха, которому было дело до всего, что творилось во время его правления.
В число начальных работ входило: разработка садовой планировки и создание его границ, устройство мелиоративного канала для осушения почв. Я думаю, что всем известен факт, что местность, на которой расположился Петербург, была болотистой. Потому необходимо было укрепить и осушить территорию. Помимо канала были устроены водоемы, несколько лет производилась насыпка грунта, высаживались деревья и кустарники.
Также к числу первых работ относится создание гаванца (ковшеобразной гавани) и начало возведения фонтанов (первых в России). Водные каскады были декорированы скульптурами в виде сцен из Эзоповых басен (у каждого находилась табличка с разъяснением произведения). Их создание послужило для наименования бегущей близ речки — Фонтанки, которую для удобства водного сообщения в 1705 году перегородили плотиной.
Кстати, для технического оснащения фонтанов новатор Пётр Великий даже закупает за границей паровую машину. Так что вы сами можете видеть, что уже изначально работа тут кипела с размахом и применением инженерных новшеств.
Отмечу, что первые скульптуры, украсившие парк, появились ещё в 1707 году. Их перевезли из львовского замка С. Лещинского. Из архивных записей, свидетельствующих голосом датского посла, мы можем узнать, что уже в 1710 году в саду находится порядка 30 мраморных скульптур «в том числе — бюст короля Польского Себесскаго...» Позже по приказу Петра Великого из Италии привезут порядка 200 скульптур. Мастер Угрюмов скончался в 1707 году. Теперь за работами над Летним садом надзирал небезызвестный А. В. Кикин (о нём и его знаменитых палатах вы можете почитать здесь ). Здесь в 1709 году появляется деревянный Летний петровский дворец. Обстановка которого, на мой взгляд, была предельно проста.
Сам сад имел регулярную, то есть геометрически правильную планировку, для публичного доступа он был закрыт.
Балы, фейерверки и прочие светские мероприятия проводились здесь лишь для гостей Государя.
Совершенствование Летнего сада
Думаю, что прекрасный сад в центре столицы, безусловно, заслуживал превращения в один из её шедевров. Здесь к 1719 году завершается устройство Лебяжьей канавки (канал назван так в силу облюбования его лебедями). Знаменитый Федерико Трезини к 1714 году заканчивает постройку Летнего Петровского дворца, где император впоследствии проживал до 1725 года в теплое время года.
С юга у дворца был устроен гаванец. Здание с трёх сторон было окружено водой и добраться к нему можно было только на судах. Расскажу вам ещё одну необычность. По линии с Летним дворцом стараниями Г. Маттарнови были устроены открытые галереи для отдыха. Так вот, в центральной из них установили подарок папы Климента XI, сделанный этим католическим предводителем Петру I, а именно — статую Венеры. И вот эта самая скульптура стала первым в России выставленным на показ изображением обнаженного женского тела.
Вот так. А чтобы со статуей чего-нибудь недоброго не учинили, Пётр I повелел приставить к ней персонального часового. Галереи и дворец стояли прямо на берегу Невы, берег был усилен сваями, позже его увеличат вглубь реки.
Насчёт первого садовника в разных источниках есть противоречивые версии, но большинство историков склоняются к мысли, что был им голландец Ян Роозен. Петру Великому больше импонировали сады именно в голландском стиле. Отсюда и выбор мастера. Правда, уже в 1716 году над садом начал «колдовать» француз Жан Батист Леблон. Теперь здесь появились и нотки регулярных французских садов.
Под его началом архитектор М. Земцов вдоль Лебяжьего канала соорудил значительный цветочный партер с фонтаном. Вдоль центральной аллеи были устроены четыре боскета (группы древесных насаждений, образующие живую изгородь). Думаю, что и вам будет интересно узнать, что по началу механизмы, осуществляющие подъем воды в фонтанах, работали при помощи конной тяги. Но с техническим прогрессом их заменила «водоподъемная машина» инженера Т. Дезагюлье.
Вода поступала из Безымянного Ерика (Фонтанки). Около 1719 года Летний сад был разделён Поперечным каналом. В то же время произошло соединение рек Мойки и Фонтанки, и сад оказался на острове. Все пруды и каналы использовались не только для осушения территории, но также и в качестве декорирования пространства. В те времена приложил здесь свои таланты и архитектор А. Шлютер. Благодаря ему в Летнем саду в 1725 году появляется павильон «Грот».
Тогда же в саду был вырыт и Карпиев пруд.
Труды Ф. Б. Растрелли
Как вы видите, множество известных мастеров в XVIII веке потрудились над созданием Летнего сада.
Среди них был и знаменитый Ф. Б. Растрелли. На невской набережной в 1732 году благодаря ему появляется деревянный дворец для Анны Иоанновны. Потом он создает грандиозный каскад «Амфитеатр», а в центре партерной композиции — самый нарядный фонтан — «Коронный».
Наводнение 1777 года и последующие за ним преобразования
Придя к власти, дочь Петра Великого Елизавета более либерально взглянула на назначение Летнего сада, позволив публике посещать его во время своего отсутствия, в начале по воскресеньям и в праздники, а потом и в четверги.
Петербург в 1777 году постигло бедственное наводнение. Были разрушены уникальные фонтаны и Грот Шлютера. Правящая в то время Екатерина Великая не захотела их восстанавливать. Ей, рьяной вольтерианке, были более по душе английские сады-садочки.
При этой Государыне в Летнем саду были разобраны Акведук, по которому подавалась к фонтанам вода, Лабиринт и Людские покои, засыпаны гаванец и Поперечный канал. Теперь сад вновь обрёл единое пространство. На берегу Лебяжьей канавки в конце XVIII века появляется каменная терраса (проект Г. П. Пильникова), а на месте разрушенного Грота в 1826 году Карл Росси устраивает «Кофейный домик».
Ещё до наводнения было решено создать ограду Летнего сада. Первоначально в 1771 году её проект был предложен Ю. Фельтеном. А наблюдателем за воплощение данной идеи с 1772 года стал П. Егоров. Не смотря на наводнение, грандиозная работа над этим шедевральным сооружением, начатая ещё в 1771 году, завершилась к 1784 году.
Уточню, что решётка была выполнена тульскими кузнецами. Гранит для ограды доставили из Финляндии. Над созданием колонн и декорирующих элементов трудились доки из Путилова и Шлиссельбурга.
Кстати, в 1824 году русский учёный Д. Соколов напишет, что решетка Летнего сада может быть причислена к чудесам мира.Помните устоявшееся выражение «семь чудес света» и объекты, причисленные к ним?
Мне всегда казалось это, мягко скажем, странноватым. По-моему, очень скучно было бы жить в таком мире, где и чудес-то всего по пальцам рук пересчитать... По-моему — к этой семёрке для правдивой картины надо приписать длинную вереницу нулей... И Летний сад Санкт-Петербурга тому живое подтверждение!
Изменения в XIX веке
Каждый век вносил в пространство Летнего сада свои преобразования. Из значительных для периода XIX века перечислю следующее:
- К кофейному домику прибавился Чайный (проект Л. И. Шарлеманя).
- Появляется новое заморское украшение-презент шведского короля Карла XIV нашему монарху Николаю I — гранитная (порфировая) ваза.
- Знаменитый своими конями на Аничковом мосту П. Клодт становится автором памятника И. А. Крылову, установленному в Летнем саду в 1855 году.
- Символом спасения императора Александра II от покушения становится часовня (автор Р. Кузьмин), встроенная в Невскую ограду.
Мне кажется весьма занятным тот факт, что именно здесь, в Летнем саду с начала XIX века появилась интересная традиция, прижившаяся почти на столетие — тут проходил смотр невест.
Советское время
Послереволюционные изменения садового ансамбля начались уже в 1918 году, когда вначале закрыли, а к 1930 году уничтожили памятную часовню, заменив её секцией рядового звена Невской ограды. Также в те годы возникали идеи по переоборудованию сада с целью сделать его публичным, но средств на это (может быть, к счастью) не нашлось.
Во время войны на пространстве Летнего сада находилась зенитная батарея. В Кофейном домике была оборудована казарма, в Чайном — оружейный склад. Скульптуры спасали, зарыв в землю. Конечно, бомбёжки Ленинграда плачевно сказались и на садовой территории. В весну 1942 года цветники и газоны были переданы школам для огороднических нужд.
Потому одна из аллей в память о тех событиях называется Школьной.
После войны сад восстановили (Проект Т. Дубяго). На Карпиевом пруду появились лебеди.
Теперь Летний сад стал излюбленным местом для прогулок ленинградцев и гостей города. Кстати, в те годы там играла оркестровая музыка, проходили открытые вернисажи. Архитектор Н. Туманова в начале 70-ых годов XX века предлагала проект по восстановлению фонтанов и «садовых затей», но его не осуществили.
А вот на месте Большой оранжереи и Зеленого кабинета в 1970 году зачем-то соорудили Хозяйственный двор и здание ТП. Из-за этого нововведения была утрачена часть поперечной аллеи, ведущей от Фонтанки к Лебяжьей канавке. Именно в то время из-за вандализма было разрушено множество скульптур. То, что не сумели сделать наводнения и война, случилось от рук своих же советских сограждан. Я никогда не смогу понять мотивов для таких варварских поступков. К сожалению, происходят они порой и по сей день. Из-за подобных событий с 1984 года оригиналы статуй стали заменять на копии.
Летний сад сегодня
Конечно, нам — горожанам отрадно, что современные власти много внимания уделяют сохранению дворцово-парковых ансамблей города. В итоге в XXI веке проведен ряд реконструкционных работ.
Государственный Русский музей принял под своё крыло в 2004 году Летний сад совместно с домиком Петра I и его Летним дворцом.
Эти уникальные объекты стали музейными филиалами. Колоссальная работа первого восстановительного этапа оказалась выполнена к 2012 году.
В течение трёх лет были отреставрированы скульптуры и мраморные пьедесталы (в том числе и Порфирова ваза — тот самый подарок шведского короля), изготовлены скульптурные копии, отреставрирована чугунная ограда, воссозданы центральные ворота Ю. Фельтона, 9 фонтанов, боскеты «Птичий двор», «Крестовое гульбище», «Менажерийный пруд», «Французский партер», воссозданы павильоны «Малая оранжерея» и «Голубятня».
Произведена перестройка Хозяйственного двора. Теперь сад находится под современной системой охраны. Были вырублены больные, старые деревья и насажены новые. После реставрации 27 мая 2012 (в день рождения города) состоялось торжественное открытие обновленного Летнего сада.
Я сама двояко отношусь к «новым веяниям» в его образе. Мне кажется, что сад словно «утеснили» бесконечные решетки-заборы вдоль аллей и дорожек. Но тем не менее, он прекрасен.
Я бы рассматривала его, как одно из возможных мест отдыха для вашего экскурсионного маршрута: Карпиев пруд с моими любимыми лебедями, тень деревьев, прохлада от опоясывающих остров каналов, успокаивающие взор фонтаны... Иногда здесь устраиваются различные мероприятия.
Кстати, поблизости находятся Марсово поле, Мраморный дворец, Михайловский сад и храм Спас-на-Крови.
Как добраться
Советую воспользоваться метро — самый простой и удобный способ.
Надо выходить на станции «Гостиный двор» (1), и перейдя по подземному переходу Невский проспект, направляться по Садовой улице (она мне также очень симпатична) до набережной реки Мойки. Слева от вас будет знаменитое Марсово поле (2), а справа — Летний сад (3).
Для туристов-автомобилистов замечу, что парковка возможна на набережной Фонтанки и Лебяжьего канала.
Время посещения и стоимость входа
Летний сад встречает своих посетителей с мая по сентябрь с 10 до 22 часов, с октября по март — с 10 до 20 часов. По вторникам вход в него закрыт.
А вот в апреле сад уходит на «просушку», и доступ гостей в него прекращается. Отмечу, что Летний дворец Петра I в данный момент находится на реставрации.
Кстати, вы можете не просто прогуляться здесь «дикарём», но даже предварительно заказать экскурсию. Вход в Летний сад в настоящий момент бесплатный. О мероприятиях, проводимых на его территории (фестивалях, музейных ночах и пр.) и заказе экскурсионного сопровождения можно подробнее узнать здесь.
Напоследок
Думаю, что, посетив этот сад, вы получите приятные впечатления в любое время года.
Кроме того, если дойти до Невы, огибающей его с севера, то вы увидите прекрасную панораму города, в том числе и Петропавловскую крепость. Особо хороша она на закате.
Мне кажется, что неспроста так много творческих натур привлекали эти аллеи. О них упоминал А. С. Пушкин, проникновенно писала Анна Ахматова, а вместе с ними и целая поэтическая плеяда. Кстати, подробнее о его влиянии на творчество литераторов можно при желании почитать здесь. Конечно, и для художников он часто становился (и становится в наши дни) уголком вдохновения.
Присоединимся к ним и мы с вами, ведь «души прекрасные порывы» необходимо питать встречей с красотой. А в конце повествования я расскажу вам одну легенду. Жил на свете богатый английский джентльмен.
Денег у него было — куры не клюют. И путешествуя по миру, он как-то всё не мог заехать в Россию, хотя о необычайной красоте Петербурга был наслышан. И вот решил тот джентльмен на склоне своих лет всё же посмотреть на это «чудо из чудес». В акваторию Невы его яхта вошла в период белых ночей, и получилось так, что она встала напротив Летнего сада.
Впечатление от увиденного было таким сильным, что путешественник даже не стал сходить на берег, а отправился обратно восвояси. По его словам — что-то более прекрасное он в жизни теперь уже вряд ли увидит...
travelask.ru
Летний сад - Прогулки с дилетантом
Питер-2013 // Часть 16
1. Прежде, чем зайти в сад, немного оглядимся. Вот Троицкий мост через Неву, на нём вечно стоит пробка.
2. Съезд с моста упирается в Марсово поле (прежде Царицын луг). Это большая неинтересная прогулочная зона с памятникам борцам революции по центру.
3. Справа от поля стоит громада казарм Павловского гренадерского полка - сильно перестроенный дворец Елизаветы Петровны.
4. Ради собственного интереса я заглянул во двор Мраморного дворца.
5. Сюда переместили со Знаменской пощади памятник Александру III авторства Паоло Трубецкого. Грубоватой фигурой царь похож на упитанного казачьего урядника, но этот проект выбрала его вдова Мария Фёдоровна. Во дворе Мраморного дворца памятник поставили взамен ленинского броневика «Враг капитала».
6. Летний сад расположен на острове: за северной оградой плещется Нева, с юга и востока его омывают Мойка и Фонтанка, а западная граница прочерчена мелиоративной Лебяжьей канавкой.
7. Сад разделён геометрически чёткой сетью аллей. На пересечениях главной аллеи устроены четыре фонтана. Вот «Пирамида».
8. А вот «Царицын». Воду для фонтанов брали из реки Безымянный Ерик, которая с тех пор зовётся Фонтанкой.
9. Между аллеями расположены боскеты (дворики). В боскете «Птичий двор» стоит павильон «Голубятня».
10. А в боскете «Французский партер» в 1855 году поставили памятник баснописцу И. А. Крылову.
11. Так как автором выступил любимый скульптор Николая I барон Клодт, главным элементом памятника являются изображения животных.
12. Персонажи басен вылеплены с особым тщанием, чего не скажешь о фигуре автора.
13.
14.
15. В конце поперечной аллеи, на берегу Фонтанки стоит Кофейный домик, под которым сохранился грот времён Петра I.
16. Возле домика кристаллофонист играет на стеклянной арфе.
17. В северной части сада аллеи ограничены живыми изгородями выше человеческого роста. В их начале установлены скульптуры.
18. За изгородями могут ходить только работники сада.
19. Французский партер XVIII века вдоль канавки был воссоздан лишь при последней реконструкции.
20. Партер украшает «Похищение сабинянки». Коллекция статуй Летнего сада - работы итальянских мастеров конца XVII - начала XVIII века.
21. Бюст древнеримского вельможи.
22. «Аллегория архитектуры».
23. «Слава» Пьетро Баратта.
24. «Аврора» - богиня утренней зари.
25. «Диана» - богиня охоты.
26. Богиня мудрости Минерва фламандского мастера Томаса Квеллинуса раньше благодаря вандалам постоянно оставалась без копья.
27. «Беллона» (богиня войны) Альвизе Тальяпьетра.
28. «Аполлон Бельведерский» - копия с фиговым листком.
29. В южной части сада расположен Карпиев пруд, на берегу которого стоит огромная гранитная Эльфдаленская ваза, расколовшаяся пополам зимой 2008 года. Позади виден Михайловский замок, где сейчас хранятся оригиналы статуй из сада.
30. По берегам пруда пасутся утки, лебеди и чайки.
31. Выйдя через южные ворота, я направился дальше, через 1-й Инженерный мост, где Мойка вытекает из Фонтанки.
32. Возле моста на набережной сидит знаменитый Чижик-Пыжик, похищенный семь раз.
deletant.livejournal.com
Новый Летний сад: Прекрасный или Ужасный? Впечатления, воспоминания, выводы
Летний сад на карте города похож на зеленый остров, окруженный с четырех сторон Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей канавкой.
Мы вошли в парк со стороны Мойки и Михайловского замка.
Здесь, с южной стороны, Летний сад обнесен красивой чугунной оградой Шарлеманя. Возможно она менее изящна и знаменита, чем северная фельтоновская ограда, но тоже весь хороша. Одни только головы Медузы Горгоны чего стоят!
Летний сад... Вот он оказывается какой теперь...
А Карпиев пруд совсем не изменился, если не считать зеленой в клеточку изгороди, которая его теперь окружает.
В этой, пейзажной, части сада перемены видны не сильно...
И все равно Летний сад другой. Очень ухоженный, подчеркнуто аккуратный. Для сравнения фотография 2004 года. Я сижу на скамейке в тени высоких деревьев и наслаждаюсь жизнью.
А что сейчас? Нет, я хочу разобраться в своих мыслях и ощущениях. И обязательно ими поделюсь.
Вот эти решетки-заборы многих пугают. Но они временные. Года через три их обещают убрать. А пока они играют роль опоры для кустарника.
Нет, никого я не видела здесь с кислыми или возмущенными минами. Народ ходит завороженно и с трепетом, как по музею, рассматривает скульптуры, читает информацию на многочисленных стендах, любуется архитектурой и фонтанами, отдыхает. Может это кого-то раздражает? Ну не могу я никак понять природы жесткого неприятия возрожденной легенды.
У кого-то возникают ощущения перегороженности, закрытости в обновленном варианте парка. Дескать, Марсово поле и другие близлежащие объекты не просматриваются. Когда гляжу на старинные гравюры, сразу становится понятно, откуда "ветер дует".
А мы идем дальше - вдоль Малой Оранжереи. Здесь располагается кафе. Но сейчас мокрые столики и стулья пусты.
В Летнем саду растут клены, липы, дубы, вязы. Часть из них посажена недавно, но есть и старинные деревья, возраст которых варьируется от 100 до 200 лет. И таких деревьев немало - около 30 %. Многие из них больны. Те, которые спасти было уже нельзя, спилили, остальные подлечили.
В таком угасающем состоянии находился до реставрации весь Летний сад. Деревья понемногу чахли. Скульптуры страдали от вандалов и природных факторов. Дворец Петра I ветшал. Летний сад был городским сквером, но уж точно на парадную летнюю резиденцию, которой задумывал Летний сад Петр I, никак не тянул. Именно поэтому мне изменения в Летнем саду нравятся, а кому-то нет.
Впрочем, правды ради надо отметить, парком для прогулок Летний сад стал уже очень давно - к концу XVIII века. В те времена здесь гуляла петербургская знать, а позже - рабочий класс и советская интеллигенция. Именно таким - прогулочным и светлым - его видел Пушкин, позднее Анна Ахматова, а еще позднее мы с вами. Фото ниже - из моего семейного архива. Это 2006 год.
Продолжаем прогулку. Со стороны Фонтанки стоит изящный Кофейный домик (1826 г.). Архитектор К.И. Росси.
По Фонтанке плывут кораблики... Здесь все без изменений.
Софи у Кофейного домика. Она стоит на светильнике - подсветке этого павильона. Кстати, подсветка павильонов - единственное освещение, которое есть в Летнем саду. Обычных фонарей в саду нет. Все максимально приближено к историческому оригиналу.
Летний сад полон укромных местечек, лабиринтов. Мне они очень нравятся. За каждым углом посетителей ждет что-то интересное.
Здесь под стеклянным куполом находятся раскопанные фрагменты старинного фонтана "Лакоста".
Скульптуры смотрятся, конечно, полнейшим новоделом. Но замена оригиналов на копии совершенно оправдана, с этим не поспоришь.
От Кофейного домика идем к Главной аллее.
Аллегория осени. Копия (фото 2013 г.) и оригинал (фото 2006 г.). Похожи?
На Главной аллее сада располагается несколько фонтанов. Фонтаны в Летнем саду эпохи Петра I - главная составляющая. Сейчас восстановлено восемь фонтанов.Фонтан "Пирамида" - один из самых красивых.
Скульптура "Ночь" - копия и оригинал (фотографии 2013 и 2006 гг. соответственно).
Фонтан на третьей площадке - фонтан без названия.
Шпалеры и берсо - одни из главных садово-парковых элементов.
Парадный партер, идущий вдоль Лебяжьей канавки, - самая просторная часть Летнего сада. Здесь находится фонтан "Коронный", который назван так из-за схожести формы струй с короной.
Что я думаю об Этом Летнем саде, увидев его? Красиво? Красиво. Более того - парадно, роскошно. Да, нет былой естественности, простоты. Старый Летний сад больше походил на благоустроенный островок леса, обычный сквер, а этот - регулярный, четко спланированный парк, который напомнил мне Петергоф. Еще бы! Создатель-то у них один - Петр I. И задумывался Летний сад Петром как парадная резиденция, ничем не уступающая садам Версаля. Задумывался по всем канонам моды, которая существовала тогда в Европе - скульптура, фонтаны, павильоны, птичники, цветники, пруды, лабиринты. Современному Летнему саду придали его первоначальный вид, каким он был в первой половине XVIII века. Летний сад торжественно красив. Кто бы что ни говорил. И зелени хватает, и простора достаточно, и решетки не критичны, если не придираться.
Декор "Коронного" фонтана.
В Летнем саду воссоздано четыре боскета. Это уединенные площадки, отгороженные от остальных частей парка живыми изгородями.Боскет "Птичий двор". В павильоне располагается музей археологических находок Летнего сада.
Вольеры пусты. В них планируют установить имитацию зверей, впрочем также было и 200 лет назад.
Фонтан "Гербовый".
Памятник И.А. Крылову.
Фонтан "Гербовый".
Боскет "Менажерийный пруд" предназначен для содержания водоплавающих птиц.
Фонтан на Царицыной площадке.
Мы с Софи в беседке.
Ограда Летнего сада, созданная Фельтоном, - настоящее произведение искусства.
Летний дворец Петра I (1710-1712 гг.), архитектор Доменико Трезини.
Летний дворец Петра I сейчас окружен двумя водоемами - Невой и Фонтанкой. Когда-то водоемов было три. Третий - "Гаванец" - пристань для лодок и небольших судов - сейчас восстановлен в безводном виде.
А это две последних фотографии, которые я сделала в Летнем саду. Аккумулятор моего Canon сел еще у фонтана "Пирамида". Теперь пришла очередь Panasonic. Значит пора отправляться домой...
Вот такой он новый Летний сад. Он не лучше и не хуже прежнего. Он другой... Знакомство с парком прошло благополучно. Жаль, что не все успели посмотреть. Сюда надо приезжать на день и желательно с утра, и смотреть все подробно. А посмотреть здесь есть что - фонтаны (четыре из восьми на своем историческом месте!), Аптекарский огород, Музей археологии Летнего сада, скульптуры. Да, копии. Оригиналы находятся в Михайловском замке. Он рядом. Буквально через дорогу. Можно сходить посмотреть.Новый Летний сад - это больше, чем сад или парк. Это музей под открытым небом. А значит место особенное.
История "под занавес". Вспоминаю, как 2005 году мы, прослушав экскурсию, погуляв по парку, нафотографировавшись со скульптурами и так, и эдак, искали красивое место для съемки. И за неимением ничего лучшего, присели у жиденькой клумбы с флоксами, которая находилась недалеко от Летнего дворца. И не забыть никогда, как метнулся к нам возмущенный дяденька-милиционер. Бежал, как угорелый, по газону с криками. Документ, подтверждающий сей факт, прилагаю. А ведь не от хорошей жизни мы там сели! Ну негде было особо фотографироваться.
Подбежал, отчитал, что нельзя ходить по газонам. На лавочке сидела пара пожилых петербуржцев. Они сделали ему замечание, что-то на тему, что нельзя себя так вести и что ничего страшного мы не сделали. Он переключился с нас и накинулся на них... А ведь нам даже в голову не могло придти, что мы делаем что-то запретное. Состояние газонов, как и состояние облезлой клумбы, говорили о том, что они не являются предметом неприкосновенности и заботы. А это тоже я. У Карпиева пруда. И тоже 2005 год. Извините за качество фото. Просто фотографирую фотографию. Для ускорения процесса.Зачем я рассказала эту историю? Это дополнительный комментарий к возмущенным крикам противников нового Летнего сада, что раньше сад был прекрасный, а сейчас ужасный.Поверьте, сейчас проблем где и с чем сфотографироваться в Летнем саду - не существует. Готовьте фотоаппарат и заражайте батарейки!
И в заключение хочу представить вам схемы и макет нового, а также гравюру старинного Летнего сада. Сравнивайте. И приезжайте сюда посмотреть на все сами!
План Летнего сада (фонтаны, боскеты, павильоны) План Летнего сада (аллеи парка) Фрагмент макета нового Летнего сада Алексей Зубов "Летний сад", гравюра, Государственный Эрмитажgalina-lukas.ru
Летний сад | Санкт-Петербург Центр
Вехи истории
Один из символов Санкт-Петербурга, Летний сад, был основан Петром I в 1704 году. Великий реформатор уделил организации сада большое внимание, лично определив его местоположение и границы, планировку и внутреннее наполнение.
Работы по устройству Летнего сада были поручены архитектору Ивану Угрюмову, который получил в свое распоряжение болотистую территорию, непригодную даже для высадки деревьев. С целью осушения почвы был вырыт мелиоративный канал, создана система водоемов. В огромном количестве сюда завозилась земля, которую подсыпали в разных частях сада по мере необходимости. Главный архитектор успел за 4 года создать твердую почву, пригодную для строительства, соорудить первые фонтаны, организовать гавань, которая обеспечивала доступ к саду небольших судов с Невы.
С 1710 года началась активная застройка территории архитектурными объектами. Будучи летней резиденцией Петра, сад долгое время оставался недоступным для обычной публики. Попасть в него можно было только по личному приглашению государя, который проводил здесь многочисленные балы и ассамблеи.
В период с 1710 по 1716 год к ландшафту сада добавились Лебяжий и Поперечный каналы. Строится каменный Летний дворец. Для оформления аллей сада из Италии была привезена коллекция скульптурных композиций. Зеленые насаждения в 1712 году перешли в ведение голландского садовника Яна Роозена, который за 13 лет придал царской резиденции облик европейского регулярного сада. Среди построек того времени стоит отметить Грот – уникальное для России парковое сооружение.
С 1725 по 1750 годы архитектурный парковый ансамбль дополняют блистательные постройки архитектора Растрелли.
При Императрице Елизавете Петровне Летний сад был открыт для широкой публики. Примыкавший до того к Неве сад, теперь отделяется от нее свайной набережной. К 1784 году заканчивается изготовление знаменитой ограды – решетки Летнего сада.
В правление Екатерины II регулярные сады в Европе выходят из моды, и царский парковый комплекс постепенно теряет свою актуальность. Поэтому, после трагического наводнения 1777 года, которое разрушило или повредило большинство построек Летнего сада, было принято решение не восстанавливать утраченные постройки и фонтаны, а обустроить сад в соответствии с новой модой. Разделенный изначально на две части, сад превращается в единый комплекс.
В XIX веке в саду появляются новые постройки. Павильон “Грот”, сильно пострадавший от наводнения, в 1826 году был преобразован архитектором Расстрелли в Кофейный домик. Со стороны Мойки достраивается Чайный домик.
Последняя реконструкция и капитальный ремонт ансамбля Летнего сада были завершены в 2012 году.
Постройки Летнего сада – утраченные и сохраненные
Летний дворец Петра
Одновременно с началом обустройства сада, Петр I повелел построить себе летнюю резиденцию, для чего была запружена река Фонтанка и вырыта гавань со стороны Невы. Сам царский дворец первоначально представлял собой небольшой деревянный домик с типичным европейским фасадом.
С началом каменного строительства в Петербурге, которое пришлось на 1710 год, преобразовалась и летняя резиденция. Вместо деревянного домика был возведен каменный двухэтажный дворец с четырехскатной крышей, увенчанной флюгером в виде Святого Георгия. Автором проекта стал Доминико Трезини. Постройка и отделка дворца были закончены к 1713 году. Здание летней резиденции Петра сохранилось до наших дней практически в первозданном виде, и может служить характерным примером архитектуры того времени. А с 1934 года во дворце работает мемориальный музей историко-художественной направленности.
Грот и Кофейный домик
Строительство Грота - уникального для России паркового объекта - началось в 1714 году. По распоряжению Петра I проект был поручен архитектору Андреасу Шлютеру. Закончились работы по его возведению и отделке лишь в 1725 году, когда уже не было в живых ни заказчика, ни исполнителя.
Внутреннее убранство Грота представляло собой царство подводного царя Нептуна. Для отделки помещений этого павильона из-за границы привозились различные виды мрамора, редкие раковины и специально заказанные скульптуры. Три зала, соединенные аркадой, находились под стеклянным куполом, через который струился свет, создавая особенную атмосферу.
Грот настолько пострадал от наводнения 1777 года, что Павлом I было принято решение разобрать его остатки. Позднее Александр I пытался предпринять восстановительные работы, не увенчавшиеся успехом, поскольку никакой документации о строительстве Грота не сохранилось.
В 1826 году архитектор Карл Росси использовал фундамент и уцелевшие стены Грота для строительства паркового павильона в стиле классицизма. В настоящее время эта постройка используется в качестве площадки для проведения художественных выставок, но память о том, что в XIX веке здесь была кофейня, сохранилась в названии павильона - «Кофейный домик».
Решетка Летнего сада
Знаменитые 36 колонн в обрамлении тончайшего металлического кружева с золочеными деталями – бессмертное творение архитектора Юрия Фельтена. Разработка ограды Летнего сада со стороны Невы началась 1770 году по приказу Екатерины II, а завершено ее строительство было лишь через 16 лет. Изначально в композицию решетки входили ворота, на месте которых была построена памятная часовня в память о покушении на жизнь Императора Александра I в 1866 году. В 1930 году часовню разрушили, установив на ее месте дополнительное звено ограды, и тем самым нарушив художественную целостность решетки, общая длина которой – 232 метра.
Коллекция скульптур Летнего сада
Основную часть коллекции скульптур Летнего сада составляют работы итальянских мастеров XVII-XVIII веков. Подбор композиций для украшения аллей Летнего сада начался при Петре I, когда в Италию с этой целью были отправлены знатоки искусства.
К 1728 году коллекция насчитывала уже более сотни скульптур как исторической, так и мифологической тематики. Часть собрания представляют собой скульптуры-аллегории.
В настоящее время скульптурная экспозиция Летнего сада насчитывает 92 объекта и принадлежит коллекции Русского музея. Множество статуй заменено копиями, поскольку из-за неблагоприятного климата, мраморные скульптуры сильно пострадали.
Интересные факты
Карпиев пруд, и другие пруды Летнего сада, создававшие его мелиорационную систему, были зарыблены редкими породами рыб, специально доставленными из акваторий Волги и Дона. Летний сад включал в себя не только парковый комплекс, но также и огород с теплицами для выращивания экзотических растений. Рыба к царскому столу нередко поставлялась из садовых прудов, а ананасы и бананы – из садовых оранжерей.
Во время проведения ассамблей, когда Летний сад был открыт для посетителей, действовало строгое ограничение на вход для лиц в серых кафтанах, а также для носителей бород.
В наши дни, по выходным, в хорошую погоду, на территории Летнего сада можно увидеть уникальное шоу марионеток.
peterburg.center
подробное описание, адрес и фото
Летний сад (Санкт-Петербург, Россия): подробное описание, адрес и фото. Возможности для спорта и отдыха, инфраструктура, кафе и рестораны в парке. Отзывы туристов.
Самым первым садом в новом городе стал Летний сад на берегу Невы. Он был заложен в 1704 г. по указу Петра I, принимавшего участие и в его проектировании. На территории сада для императора была возведена летняя резиденция, дошедшая до наших дней. Согласно моде того времени, по саду были проложены прямые аллеи, а деревьям и кустарникам придавались строгие геометрические формы. В 1706 году именно в Летнем саду начали обустраивать первые в России фонтаны, до наводнения 1777 г. здесь было более 50 фонтанов.
Поначалу сад засаживался только однолетними цветами, то есть «летником», отчего его и назвали Летним садом.
На протяжении почти полутора веков Летний сад был царской резиденцией, а со времен Николая I сад стал открыт для гуляния «всем военным и прилично одетым», однако вход был платным. В течение трех столетий ландшафт претерпел ряд изменений, но аллегорические скульптуры и статуи до сих пор украшают территорию, как и задумывал Петр I.
3 отзыва о Летнем саде
Летний сад 8.3 хорошо на основании 3 оценок
Добавить отзыв Следить
- Летний сад
Оценка: 6 нормально
Реконструкция Летнего сада вызвала не самые приятные чувства. Многие привыкли к другому его облику, полному воздуха и без всяких заборов, пусть и зеленых. Тем не менее, я бы посоветовала заглянуть сюда вечером, когда косые лучи заходящего солнца будто оживляют статуи, просвечивают сквозь листья и золотым потоком заполняют все вокруг. В это время суток это одно из самых прекрасных мест в городе. Другое очень интересное время для его посещения – это время проведения бесплатных ботанических экскурсийПредыдущая фотография Следующая фотография
- Летний сад
Оценка: 10 великолепно
Санкт-Петербург - это красивый и очень интересный город России. Хотя бы раз в своей жизни каждый путешественник должен посетить Санкт-Петербург. К тому же, город постоянно модернизируют, например, в знаменитом летнем саду провели реконструкцию (с 2008 года начали), после которой посещение сада стало еще более приятным. На входе в Летний сад мы встретили шарманщика, который играл громкие мелодии и собирал деньги. Одет он был очень символично, поэтому и был немедленно запечатлён на мой фотоаппарат!Предыдущая фотография Следующая фотография
- Летний сад
Оценка: 9 отлично
По приезду в Санкт-Петербург мне казалось, что за 2 недели я просто не успею осмотреть все главные достопримечательности этого города, но в итоге я посетила даже большую часть объектов культурного наследия северной столицы России, так как правильно спланировала всю программу отдыха. Для начала стоит ознакомиться с расположением всех объектов на карте города и постараться в день посетить ближайшие памятники и дворцы. Летний сад в Петербурге я посетила в тот же день, когда совершала экскурсию в храмПредыдущая фотография Следующая фотография
Добавить отзыв Следить
Санкт-Петербург и окрестности
- Где остановиться: для поездок в окрестностях Питера лучше всего остановиться в отелях Санкт-Петербурга.
- Что посмотреть: величественный Санкт-Петербург и его пригороды — великолепный Петергоф, сохранившийся в своем подлинном виде Ораниенбаум, музей-заповедник Гатчины, Павловск с одним из самых красивых пейзажных парков в мире, Янтарную комнату в Пушкине, морские форты Кронштадта, застроенный в стиле «северного модерна» Выборг, Старую Ладогу — первое место княжения Рюрика, крошечный, но крепкий Шлиссельбург, красивейшую Стрельну, а также старинный Тихвин, старинную крепость и церкви Приозерска, пограничный Ивангород.
- Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия.
- Самые популярные российские города и регионы: Золотое Кольцо, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.
Скоро на «Тонкостях»: Почему стюардессы настаивают на поднятых спинках сидений при взлете и посадке?
Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент
Спасибо! Теперь вы будете получать (не чаще, чем раз в неделю) наш фирменный дайджест. Осталось только подтвердить подписку по ссылке в письме, которое мы вам отправили.
tonkosti.ru
История создания Летнего садаИсторики выделяют даже целых семь этапов формирования этого паркового ансамбля. Началось строительство нового парка в 1704 году под руководством архитектора Ивана Угрюмова. На протяжении последующих шести лет были созданы планировка сада, очерчены его границы, посажены деревья, сооружены первые фонтаны. После смерти Угрюмова строительство продолжил А.В. Кикин. На втором этапе формирования сада были возведены Летний дворец, Большая оранжерея, Карпиев пруд, а также создана общая композиция парка. Во время третьего этапа в саду появились пруды и большие каналы. Четвертый этап формирования парка связан с известным петербургским архитектором Растрелли, который воздвиг для Анны Иоанновны деревянный дворец, а также создал один из самых красивых фонтанов. В следующие годы строительства сада была возведена Невская ограда, ставшая одним из символов города, а также построено множество фонтанов и скульптур. Скульптуры Летнего садаВ Летнем саду представлена целая коллекция мраморных скульптур, созданных итальянскими архитекторами в период с XVII по начало XVIII века. Уже в 1710 году этих скульптур в парке можно было насчитать около 30, а в последующие годы их количество стремительно увеличивалось. В Летнем саду установлены работы таких известных скульпторов, как Пьетро Баратта, Антонио Коррадини, Джованни Зорзони и многих других. Одной из самых известных и старинных скульптур в саду является статуя Венеры, которая датируется II-III веками до нашей эры. На сегодняшний день в в коллекцию сада входит 92 скульптуры. Но стоит отметить, что большинство оригинальных скульптур во время масштабной реставрации были заменены копиями и переданы в Эрмитаж. Фонтаны в Летнем садуУкрашением Летнего сада считаются, конечно же, фонтаны, которые являются одним из наиболее важных элементов в его композиции. Кстати, Петр I задумывал этот парковый ансамбль именно как сад фонтанов. Уже в 1725 году в Летнем саду было возведено 20 фонтанов, а в 1736 году их количество превысило 50. Сегодня в саду самыми известными фонтанами являются следующие: «Царицын», названный так в честь Екатерины I, «Гербовый», «Пирамида», «Коронный», «Яблоневый», «Нарцисс», «Тюленевый». Если вы собрались посетить Санкт-Петербург, включите в свой маршрут Летний сад. Посещение этой старинной достопримечательности наверняка запомнится вам надолго. |
ptr.portalglobus.ru