Закон о реновации жилищного фонда Москвы. Проект федерального закона о реновации
Проект закона о реновации
Когда старое жильё приходит в негодность, дальнейшее проживание в нём становится опасным для жизни и здоровья жильцов. В таких случаях государством предусматриваются мероприятия по сносу устаревших домов с предоставлением их собственникам новой жилплощади. С целью регулирования процессов реновации жилищного фонда Москвы был выдвинут законопроект соответствующего Федерального закона.
Описание проекта закона о реновации
Программа по улучшению жилищных условий в столице Российской Федерации инициирована мэром Сергеем Собяниным. В целях программы – реновация и снос малоэтажных обветшалых домов.
В числе законопроектов данное предложение находилось до недавнего времени. Однако 14 июня 2017 года Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве» N 141-ФЗ был принят Госдумой в третьем чтении. Из числа проголосовавших депутатов, 399 отдали свои голоса за утверждение закона о реновации жилищного фонда в Москве, двое проголосовали против и один воздержался.
Положения Федерального закона о реновации хрущевок в Москве вступили в силу 1 июля 2017 года после одобрения Советом Федерации, состоявшегося 28 июня того же года. Рассматриваемый нормативный акт включает в себя 15 статей и регламентирует порядок реновационных действий в отношении московского жилищного фонда. В день промульгации закона окончательно утверждён список обветшалых жилых зданий, определяемых под снос.
Согласно новому закону, под реновацию попадут типовые дома не выше девяти этажей, спроектированные в период с 1957 по 1968 год. Дома, находящиеся в аварийном состоянии, будут снесены в порядке, определённом действительным законодательством.
Процедура переселения граждан подразумевает предоставление более комфортных квартир. Предполагается, что средняя стоимость предоставляемого жилья будет на 30% дороже рыночной стоимости прежней квартиры собственников.
Текст нововведенного нормативного акта гласит, что ипотечники будут выплачивать кредитные взносы в том размере, в котором выплачивали изначально. Разница в стоимости между прежним жильём и предоставленным по программе переселения значения не имеет.
Решение об определении жилого массива в программу реновации принимается посредством голосования собственником квартир. Положительное решение выносится на основании положительных голосов не менее чем 2/3 из общего числа голосующих. Несогласные с решением о переселении жители будут переселены по программе в судебном порядке. Данные собственники вправе обжаловать решение суда, но при наличии согласия на реновационные процедуры большинства жителей дома, добиться отмены данных процедур несогласным будет почти невозможно.
Однако если одна треть из общего числа собственников дома примет решение о выходе из программы реновации, настоящий закон позволяет выйти из указанной программы в любой момент, пока не предоставлена первая квартира для переезда. Голоса не участвовавших в голосовании или воздержавшихся жителей в равной пропорции делятся между проголосовавшими «за» и «против». Данная мера принята во избежание неправомерного использования голосов.
Поправки в закон о реновации, принятые во втором чтении
После первого чтения законопроект о реновациях подвергся критике со стороны депутатов и общественности. Было очевидно, что его текст требует ряда значительных изменений и поправок. Ко дню второго чтения количество внесённых поправок составило 138 единиц. Изменения в будущий закон внесли представители всех четырёх фракций. В процессе второго чтения были внесены ещё 4 поправки. Второе чтение закона о реновации состоялось 9 июня 2017 года.
Из числа поправок, внесённых в законопроект при втором чтении, можно выделить следующие:
- Решение вопроса бывших коммуналок — согласно нововведению, жильцы коммунальных квартир получат отдельное жильё;
- Компенсации собственникам нежилых помещений в домах, определённых под программу реновации — согласно закону, данные граждане должны получить компенсацию в размере стоимости рассматриваемого помещения;
- Определение ветхости и технического состояния строения – чем оно старше, тем быстрее происходит расселение жильцов;
- В случае переселения, гражданин имеет право на новую квартиру или денежный эквивалент в размере рыночной стоимости предыдущей квартиры с учётом суммы на капитальный ремонт.
Привнесённые в текст законопроекта поправки обеспечивают соблюдение юридических и собственнических прав жильцов в случае сноса устаревшего жилого дома и переселения граждан в более подходящий для проживания объект. Кроме того, были организованы открытые парламентские слушания нововведённого нормативного акта, в которых на добровольной основе принимали участие жители хрущовок.
Общественная реакция
Нормативы принятого закона вызвали недоверие и негативные эмоции у некоторого числа резидентов пятиэтажек. В дни чтений законопроекта совершались стихийные митинги. Первая акция протеста собрала около 20 000 человек.
Между тем, москвичи бьют рекорды по явке на собрания жильцов домов, попадающих в списки на реновацию по закону. Уже через 3 недели со дня второго чтения число проголосовавших составляло 60%. Согласно результатам голосования, около 400 домов отказываются от переселения. Учитывая, что всего в реновационных списках 4500 домов, большинство москвичей выступает за переселение.
Скачать текст Федерального закона
С целью подробного ознакомления с поправками, внесёнными в настоящий Федеральный закон «О статусе столицы Российской Федерации», необходимо углубиться в изучение нормативов недавно принятого закона о реновации.
Актуальный текст Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве» N 141-ФЗ можно скачать по ссылке:
Похожие законы
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):210fz.ru
Федеральный закон о реновации в Российской Федерации
Столица Российской Федерации – Москва – является самым густонаселенным городом в нашей стране и даже в Европе. По самым скромным официальным подсчетам, численность населения Москвы на сегодняшний день составляет более 12 млн. человек. Это территория с огромным экономическим потенциалом. Стоимость земли здесь поистине баснословная. Однако на плечах города тяжким бременем лежит ветхий жилой фонд, который более не отвечает запросам современного города, устарев как морально, так и физически. Этот фактор блокирует возможность развития современной инфраструктуры города. Поэтому в 2017 году московские власти решились на кардинальные меры, приняв резонансный закон о реновации жилья.
Общие сведения
Федеральный закон N 141-ФЗ о внесении изменений в закон 1993-го года «О статусе столицы РФ» был принят и одобрен в июне 2017 года. Вступил в силу 1 июля того же года (с момента его официального опубликования). Содержит 15 статей.
Закон представляет собой масштабный комплекс поправок и нововведений. В обиходе получил название «закона о реновации». Программа реновации города Москвы – проект, организованный московским правительством. Направлен на снос старого жилья, построенного в 1957—1968 годах, главным образом это московские «хрущевки».
Целью проекта является обновление архитектурного облика столицы. В планах властей г. Москвы — проведение международного архитектурного конкурса на проектирование и создание новых жилых кварталов, которые будут возводиться на освобожденных площадках. Жильцы домов, подлежащих сносу, будут расселяться в квартиры в новостройках. На месте старых домов будут возводиться современные панельные и монолитные здания.
Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ о занятости населения здесь:
Реновация жилищного фонда столицы будет производиться в течение 15 лет. По результатам голосования москвичей в нее будет включено более пяти тысяч домов.
Также читайте ФЗ о частной детективной деятельности. Подробности тут:
Основные положения 141 ФЗ
В статьях принятого «закона о реновации хрущевок в Москве» разъясняется порядок включения многоквартирного дома в программу реновации, предоставления компенсации собственникам жилых и нежилых помещений таких домов и другие существенные аспекты. Рассмотрим подробно основные положения.
В программу включаются многоквартирные дома не выше девяти этажей, построенные по типовым проектам 1957-1968 гг. — так называемые «хрущевки» .
Вопрос о включении жилого дома в проект реновации решается путем общего голосования жильцов. Для участия в программе необходимо набрать не менее 2/3 голосов «за».
Читайте также о ФЗ 115 в новой редакции. подробности по ссылке:
В решении о выводе из эксплуатации (речь идет о специальном документе) должны содержаться планируемая дата сноса дома, входящего в проект реновации, и иные сведения, обозначенные нормативным актом г. Москвы. Согласно части 3 статьи 7 закона, нельзя принять решение о выводе здания из эксплуатации до тех пор, пока не будет произведено выселение всех владельцев и нанимателей квартир дома, включенного в проект о реновации.
Хозяевам жилых помещений предоставляются следующие гарантии по обеспечению их жилищных прав:
- Новое равноценное жилье. Таковым считается жилье, площадь и количество комнат в котором не меньше, чем в изъятом. Здание, в которое предстоит переселиться новым жильцам, должно соответствовать всем технических требованиям и требованиям в части благоустройства, перечень которых также определяется законодательным актом г. Москвы.Новое здание должно находиться в том же районе, где находилось старое жилье. Исключениями являются Троицкий, Новомосковский и Зеленоградский округа г. Москвы. Их жителям предоставят жилье в пределах указанных административных округов.
- Равноценное денежное возмещение.
С момента опубликования закона более невозможно внести в перечень новые здания, так как в программу реновации могут попасть лишь те дома, жильцы которых провели голосование об участии в данном проекте до официального опубликования закона.
ФЗ 214 в редакции 2018 года по ссылке:
Однако выход из программы реновации возможен. Для этого необходимо провести повторное голосование. Если более одной трети жильцов проголосуют «против», дом будет исключен из проекта.
Положения закона РФ от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (в редакции настоящего федерального закона), не касаются вопросов о признании многоквартирного здания аварийным и подлежащим обязательному сносу.
Если договор аренды нежилого помещения субъектом малого или среднего бизнеса был прекращен в связи с проектом реновации, заключается новое арендное соглашение с предоставлением равнозначного помещения, находящегося в муниципальной собственности г. Москвы в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 17.1 ФЗ N 135 «О защите конкуренции”. Новый договор заключается без торга и с сохранением всех предоставленных льгот.
В Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» добавлена статья 41.1. Согласно ее положениям, изменение предмета ипотеки не считается поводом для пересмотра обязанностей сторон по договору об ипотеке жилья в многоквартирном доме, входящем в перечень зданий, включенных в программу реновации жилого фонда.
Читайте о последних изменениях в законе ФЗ 99 по ссылке:
Скачать федеральный закон о реновации в последней редакции
Закон 141-ФЗ о реновации жилья в Москве был принят спустя долгое время, затраченное на обсуждение, корректировку и доработку. Проект стал, пожалуй, самым резонансным событием в Москве за долгое время. Прежде чем обрести окончательную форму, законопроект претерпел огромное множество изменений.
Программа реновации жилого фонда г. Москвы – весьма перспективный проект, который призван освободить столицу от старых и неэстетичных домов, а также улучшить бытовые условия для жителей столицы.
Для детального ознакомления со всеми особенностями закона о реновации жилья, предлагаем скачать Федеральный закон N 141-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ «О статусе столицы» и отдельные законодательные акты в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте РФ – г. федерального значения Москве».
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):lawlinks.ru
Правовое управление Госдумы разнесло проект закона о "реновации"
Как уже знают или догадываются большинство читателей, афера с т.н. "реновацией" является абсолютным беззаконием и противоречит целому ряду основополагающих норм Конституции РФ.
Наспех слепленный по заказу строительной мафии проект закона о принудительной депортации москвичей вызвал неприятие даже у ко всему привыкших думских юристов. Правовое управление Госдумы нашло в нём массу противоречий и несоответствий.
Напомним, что профильный комитет Госдумы по транспорту и строительству поддержал собянинский законопроект и предложил принять его в первом чтении. Однако замечания Правового управления Госдумы ставят эту процедуру под сомнение.
Ниже приводится полный текст заключения (см. карточку законопроекта на официальном сайте ГД.)
По поручению Совета Государственной Думы(протокол от 14.03.2017 № 33, пункт 104)
Заключениепо проекту федерального закона № 120505-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации – городе федерального значения Москве», внесенному депутатами Государственной Думы Н.Н.Гончаром, И.В.Белых, Г.Г.Онищенко и другими, а также членами Совета Федерации З.Ф.Драгункиной, В.И.Долгих
(первое чтение)
Проектом федерального закона предлагается установить особенности регулирования отдельных правоотношений (в том числе градостроительных, земельных, жилищных и других) в целях «реновации жилищного фонда» в столице Российской Федерации – городе федерального значения Москве. Для этого вносятся изменения в том числе в Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (далее – Закон о статусе столицы).
Задачами проекта, как следует из пояснительной записки, являются «создание прозрачных правил при реализации проекта реновации жилищного фонда в городе Москве, обеспечение жилищных прав граждан при их переселении и максимальное сокращение сроков строительства нового жилищного фонда взамен старых пятиэтажек».
Закон о статусе столицы регулирует отношения, связанные с обеспечением реализации прав и обязанностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации.
С учетом изложенного полагаем, что указанные отношения не связаны с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации.
Проектом не учитываются положения законодательства Российской Федерации, устанавливающие приоритет норм кодифицированных актов перед нормами других нормативных правовых актов (см. статью 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), статью 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), статью 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), статью 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). В связи с этим установление особенностей регулирования соответствующих отношений невозможно без внесения изменений в указанные кодифицированные акты (например, особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения, в том числе в Москве, предусматриваются главой 9 ГрК РФ).
Кроме того, обращаем внимание на следующее.
1. Отсутствует определение главного для проекта понятия «реновация жилищного фонда». В правоприменительной практике оно имеет различное толкование (см., например, Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.01.2016 № 80-р, постановление Правительства Москвы от 21.01.2003 № 28-ПП «О программе капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки начиная с 2003 года и основных объемных показателях на 2003-2004 годы», «СП 147.13330.2012. Свод правил. Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции» (утвержден Приказом Госстроя от 27.12.2012 № 134/ГС).
Отсутствие единого определения понятия «реновация жилищного фонда» делает неопределенной цель установления особенностей регулирования соответствующих правоотношений (пункт 2 статьи 1 проекта) и может негативно сказаться на единообразии применения проектируемых норм.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 15.07.1999 № 11-П, от 27.05.2003 № 9-П, от 27.05.2008 № 8-П, от 30.06.2011 № 14-П, от 21.03.2013 № 6-П, от 18.07.2013, от 11.11.2014 № 29-П) - вводимые федеральным законодателем нормы должны отвечать критериям определенности, ясности и недвусмысленности.
2. Из наименования проекта следует, что отдельные законодательные акты Российской Федерации изменяются «в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации – городе федерального значения Москве». Однако федеральное законодательство не содержит общих правил «реновации жилищного фонда». В настоящее время им предусмотрены, например, механизмы признания жилищного фонда аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и переселения в связи с этим граждан из такого жилищного фонда. Следовательно, вести речь об установлении особенностей реновации жилищного фонда представляется некорректным.
Кроме того, проект в целом не содержит особенностей реновации жилищного фонда, им предусматриваются особенности регулирования отдельных (градостроительных, земельных и других) отношений.
Отношения по реновации предлагается регулировать в основном правовыми актами города Москвы. Для этого вносятся изменения в статью 4 Закона о статусе столицы, дополняющие содержащийся в ней перечень полномочий органов государственной власти города Москвы новыми полномочиями.
Такой подход, по нашему мнению, не способствует выполнению поставленных проектом задач и требует дополнительного обсуждения. Учитывая изложенное, полагаем необходимым предусмотреть в федеральном законодательном акте следующее:
а) содержание программы реновации жилищного фонда либо критерии определения ее содержания;б) критерии определения объектов капитального строительства, подлежащих сносу в соответствии с программой реновации жилищного фонда;в) порядок принятия решения о реновации жилищного фонда, а также его форму и исчерпывающее содержание;г) случаи и формы выявления и учета мнения населения по вопросам реализации программы реновации жилищного фонда;д) существенные условия договора, заключаемого между собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации жилищного фонда, и уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы или фондом содействия реновации жилищного фонда в городе Москве, а также особенности заключения такого договора.3. Предложенный проектом механизм реализации решения о реновации жилищного фонда (проектируемые статьи 71 и 73 Закона о статусе столицы) в части оснований для выселения, освобождения помещения, прекращения права собственности на него и предоставления равнозначного помещения, ограничений на обжалование соответствующих судебных постановлений требует дополнительного обсуждения с учетом необходимости надлежащего обеспечения конституционных прав граждан, в том числе наследственных прав и прав ребенка (не ясно, как предлагаемый механизм будет учитывать требования законодательства о наследовании имущества, например, в части формирования наследственной массы в случае смерти наследодателя, заключившего договор о переходе права собственности на жилое помещение, но не получившего предоставляемого жилого помещения, а также об обеспечении прав ребенка при отчуждении недвижимого имущества, например, в части получения соответствующего согласия органа опеки и попечительства).
В соответствии со статьей 235 ГК РФ право собственности прекращается в случаях, прямо предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника его имущества допускается только по основаниям, указанным в пункте 2 данной статьи. Предусмотренное в проекте основание прекращения права собственности по существу представляет собой новый вид изъятия имущества. При этом гарантии соблюдения прав собственника не очевидны. Например, принудительное изъятие недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 2392 ГК РФ, статья 32 Жилищного кодекса) возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Проектом же предусматривается предоставление равнозначного помещения в случае заключения соответствующего договора, а если такой договор в течение 60 дней со дня направления собственнику помещения предложения о предоставлении равнозначного помещения заключен не был - выселение, освобождение помещения, прекращение права собственности на него в судебном порядке без какого-либо возмещения. При этом в силу прямого указания проектируемых норм собственник жилого помещения (в отличие от собственника нежилого помещения) вправе обжаловать указанное судебное решение «только в части равнозначности предоставляемого жилого помещения», что ставит собственников в неравные условия и необоснованно ограничивает их право на судебную защиту.
Кроме того, учитывая, что проект соответствующего договора может быть получен гораздо позже даты его фактического направления, представляется более правильным предусмотреть различные обстоятельства, которые могут повлиять на порядок расчета указанного шестидесятидневного срока.
При определении равнозначности помещений не учитывается его рыночная стоимость (с учетом затрат собственника на неотделимые улучшения помещения), удаленность предоставляемого помещения от обмениваемого помещения, а значит, при прочих равных условиях помещения могут различаться в том числе не в пользу собственника и быть значительно удалены друг от друга, что, вероятно, скажется на их рыночной стоимости, в том числе с учетом возможного ухудшения их транспортной доступности. Кроме того, отсутствует указание на необходимость обеспечения условий доступности предоставляемых помещений для маломобильных граждан. В этой ситуации предоставляемое помещение вряд ли можно будет считать равнозначным и равноценным.
Кроме того, проектом исключается возможность выбора предоставляемых помещений из нескольких вариантов, что с учетом возможного изменения района, в котором располагается соответствующее помещение, нуждается в дополнительном обсуждении.
4. Положения проекта, в соответствии с которыми органы государственной власти города Москвы наделяются полномочиями по регулированию отдельных правоотношений по вопросам исключительного ведения Российской Федерации (регулирование договорных отношений, в том числе установление особенностей предоставления услуг по электро-, тепло-, водо- и газоснабжению, государственной регистрации недвижимости, техническое регулирование) и положения о приоритете нормативных правовых актов города Москвы перед положениями нормативных правовых актов Российской Федерации (части 5, 11 статьи 71 Закона о статусе столицы, статья 5 проекта) нуждаются в уточнении. При этом следует учесть, что в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по вопросам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, а нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации имеет приоритет только в случае его издания по вопросам, не относящимся к ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (например, законодательство Российской Федерации о техническом регулировании находится в ведении Российской Федерации, а законодательство о градостроительной деятельности, земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации).
Также требует обсуждения полномочие органов государственной власти города Москвы по определению порядка установления публичного сервитута для целей, предусмотренных Законом о статусе столицы (проектируемый абзац 17 его статьи 4 Закона о статусе столицы), поскольку порядок его установления регулируется федеральным законодательством (общий порядок - статья 23 Земельного кодекса Российской Федерации, особенности установления сервитута, см., например, главу 4 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В связи с проектируемой частью 9 статьи 71 Закона о статусе столицы следует учесть и то, что публичный сервитут устанавливается в отношении только сформированных земельных участков и только соответствующим нормативным правовым актом (статья 23 Земельного кодекса).
5. Содержащиеся в проекте процессуальные нормы (части 7 и 8 статьи 73 Закона о статусе столицы), не только не относятся к предмету его регулирования (они могут содержаться только в соответствующем процессуальном кодексе), но и противоречат положениям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, немедленное исполнение судебного решения предусматривается только для некоторых категорий дел, например, взыскание алиментов, выплата работнику заработной платы в течение трех месяцев и другие (статья 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Применение данного процессуального механизма в проекте не обосновано.
В отношении возможности рассмотрения судом соответствующих требований при оспаривании актов высшего исполнительного органа государственной власти города Москвы, на основании которых соответствующие лица обращаются в суд с требованием о понуждению к заключению соответствующего договора, об освобождении жилого помещения, о прекращении права собственности на него, не учитывается тот факт, что суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела (статья 215 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
6. Проектируемые изменения понятия «статус столицы Российской Федерации» (пункт 1 статьи 1 проекта) нуждаются в уточнении в части исключения возможности его расширительного толкования (в проектируемых изменениях не указаны территории, устойчивое развитие которых предполагается обеспечивать; формулировка «…установленными в соответствии с настоящим Законом» допускает установление таких особенностей в правовом акте любого уровня при наличии ссылки на такой акт в Законе о статусе столицы, что не соотносится с положениями его статьи 3, в соответствии с которыми статус столицы Российской Федерации устанавливается Законом о статусе столицы). Кроме того, в отличие от действующей редакции этого понятия в предлагаемых изменениях отсутствует ограничение установления соответствующих особенностей (в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации), что делает некорректными изменения статьи 4 Закона о статусе столицы, в которой устанавливаются полномочия органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации.
Поскольку новые полномочия могут потребовать расходов бюджетных средств, полагаем необходимым учесть положения пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие условия выделения бюджетных ассигнований на принятие новых расходных обязательств.
7. Положения проектируемой части 1 статьи 71 Закона о статусе столицы не основаны на положениях статьи 41 ГрК РФ, в соответствии с которой подготовка документации по планировке территории, предусмотренной ГрК РФ, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
8. Согласно проектируемой части 2 статьи 71 Закона о статусе столицы в целях реализации решений о реновации подготовка документации по планировке территории осуществляется без учета ранее утвержденной документации по планировке территории. В связи с этим не ясно, является ли она действующей после принятия решения о реновации, прекращает свое действие при утверждении новой документации по планировке территории или действует в части, непротиворечащей новой документации по планировке территории.
9. Положения проектируемой части 4 статьи 71 Закона о статусе столицы, допускающие возможность осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе фондом содействия реновации жилищного фонда в городе Москве) без образования соответствующего земельного участка, противоречат основам земельного, градостроительного и гражданского законодательства. Границами земельного участка определяются пределы осуществления права собственности и иных прав на земельный участок, в том числе в части застройки земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Кроме того, требует уточнения вопрос о содержании градостроительного плана в части указания в нем границ земельного участка (часть 3 статьи 44 ГрК РФ).
В проектируемой части 12 статьи 71 Закона о статусе столицы следует указать, каким законодательством определяется порядок разработки специальных технических условий.
10. Часть 11 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требует обсуждения с учетом принципа достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости в части возможности государственной регистрации прав на любые сооружения без предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок.
11. Согласно проектируемой статье 72 Закона о статусе столицы городом Москвой создается фонд содействия реновации жилищного фонда в городе Москве, который может осуществлять в том числе предпринимательскую деятельность. При этом не указывается его организационно-правовая форма. Если его создание предполагается в организационно-правовой форме фонда, то следует учесть, что в соответствии со статьей 12317 ГК РФ юридическое лицо в организационно-правовой форме фонда может быть учреждено только гражданами и (или) юридическими лицами в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, правовое положение создаваемого фонда требует более детального регулирования.
Кроме того, некорректно отождествление фонда содействия реновации жилищного фонда в городе Москве, как самостоятельного юридического лица, с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы (проектируемый абзац 18 статьи 4 Закона о статусе столицы).
Положения проекта о наделении фонда статусом застройщика не относится к предмету регулирования Закона о статусе столицы, получение соответствующего статуса должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» с соблюдений установленных им требований, направленных на обеспечение прав участников долевого строительства.
12. Положения проектируемой статьи 73 Закона о статусе столицы о выселении, освобождении жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, который включен в решение о реновации, прекращении права собственности на указанное жилое помещение не относится к предмету регулирования рассматриваемой статьи, поскольку не направлено на обеспечение жилищных прав граждан. В связи с этим также являются некорректными изменения Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
13. В соответствии с частью 2 статьи 73 Закона о статусе столицы нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти города Москвы могут быть утверждены особенности освобождения жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации жилищного фонда, освобождение же такого жилого помещения осуществляется путем заключения соответствующего договора. В связи с этим полагаем, что все вопросы освобождения жилого помещения должны решаться в указанном договоре, как документе, являющемся правовым основанием для освобождения соответствующего жилого помещения его собственником и гарантией согласования воли его сторон. Кроме того, следует учесть, что заключаемый договор носит гражданско-правовой характер и его стороны должны руководствоваться основными началами гражданского законодательства (статья 1 ГК РФ).
14. Положения проектируемой части 11 статьи 73 Закона о статусе столицы в части использования уплаченных взносов на капитальный ремонт сносимого многоквартирного дома «на цели реализации программы» не согласуются с общим порядком использования средств фонда капитального ремонта, установленным статьей 174 Жилищного кодекса.
15. Проектируемые в статье 7 изменения Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) является необоснованным и противоречащим принципам контрактной системы в сфере закупок (статья 6 Федерального закона № 44-ФЗ).
16. Обращаем также внимание на то, что в федеральном законодательстве не используется термин «первый период индустриального домостроения» (проектируемые положения статьи 4 Закона о статусе столицы).
Заместитель начальника управления
О.Ю.Гвоздилина
visualhistory.livejournal.com
Закон о реновации жилищного фонда в Москве
Содержание статьи
В Госдуму в марте 2017 года был внесен специальный законопроект о реновации жилищного фонда Москвы. Он предполагает, что будет введена особая программа о сносе и реновации старых построек, что приведет за собой необходимость переселения большого количества людей.
Основные положения законопроекта
Закон о реновации жилищного фонда непосредственно в Москве определяет основные моменты:
- Утверждается программа реновации жилого фонда столицы.
- Определяются источники финансирования данной программы, за счет которых обеспечивается ее реализация. Законопроект о сносе пятиэтажек учитывает, что будут использоваться не только средства из Госбюджета, но и из столичного бюджета.
- Имеется специальный перечень различных серий проектов многоэтажных домов, подлежащих сносу в соответствии с законом о реновации пятиэтажек.
- Содержится список строений, попадающих под закон, причем выступать объектом может не только старый многоквартирный дом, но и схожее сооружение по конструктивным особенностям.
- Прописывается порядок определения и учета пожеланий собственников строений. Предполагается, что мнение жильцов каждого сносимого дома будет приниматься в расчет в случае принятия закона о реновации.
- Имеется приблизительный договор, который будет заключаться между собственниками квартир и специальными уполномоченными организациями, на которых будет возложена обязанность по реализации законопроекта о сносе пятиэтажек в Москве.
- Описывается порядок, на основании которого предполагается улучшить условия проживания для каждого владельца квартиры, находящейся в доме, попадающем под снос.
- Устанавливаются определенные ситуации, при которых допускается исключить из законопроекта о сносе хрущевок какое-либо строение.
Таким образом, законопроект, внесенный на рассмотрение в Госдуму, содержит множество важной информации для каждого жильца пятиэтажки.
Особенно интересным для каждого владельца квартиры в старом доме является список попадающих под снос пятиэтажек и результаты голосования. Со свежей информацией можно ознакомиться на сайте мэрии Москвы здесь.
Содержание пояснительной записки
Закон о сносе пятиэтажек в Москве 2017 года содержит дополнительно пояснительную записку. В ней прописываются важные сведения:
- Правила подготовки территории, создания проекта, а также строительства и ввода разных строений, предназначенных для проживания частных лиц. Данный процесс в соответствии с нормами занимает примерно 3,5 года. Проект федерального закона о реновации вовсе предполагает, что строительство новых объектов должно осуществляться не дольше двух лет.
- Рассматривается новый порядок, используемый для выявления мнения населения относительно реализации данной программы.
- Указываются определенные границы земли, на которой предполагается реализация закона о сносе пятиэтажек. Здесь же прописываются непосредственные адреса домов, подлежащих сносу.
- Прописывается, что новые дома будут возводиться из монолита или разных качественных современных панелей, обладающих хорошими показателями теплоизоляции. При переселении людям не потребуется тратить средства, так как все квартиры будут обладать оптимальной планировкой и качественной отделкой, поэтому гарантируется полная подготовка жилья.
- Описывается порядок переселения людей из домов, которых коснулась реновация, в новые квартиры.
- Федеральный закон содержит информацию о том, что переселение осуществляется бесплатно, поэтому людям не потребуется уплачивать какие-либо средства при въезде в новое жилье. Принимаемый закон учитывает, что новые квартиры по квадратуре будут соответствовать жилью в сносимых домах.
- В законе о расселении пятиэтажек имеется приблизительный расчет, указывающий, что стоимость нового жилья по сравнению со старыми квартирами увеличится примерно на 35%.
- Поправки указывают на то, что люди будут переселяться либо в этот же район, либо в соседний, поэтому им не потребуется переезжать на значительное расстояние.
- Примут дополнительно возможность для фонда привлекать деньги самих жителей в соответствии с договором долевого участия. В этом случае люди смогут получить квартиры, которые по квадратуре будут больше, чем их прошлое жилье.
Таким образом, по новому законодательству обеспечиваются грамотные и оптимальные условия для переселения людей из старых домов.
Другие особенности принятия закона
Госдума внесла законопроект под номером 120505-7, причем многих людей интересуют основные аспекты данного ФЗ. К ним относятся:
- Собственникам квартир, которые находятся в домах, подходящих под закон о реновации хрущевок, будут направляться специальные контракты. После получения данного документа, им дается 60 дней на согласие с этим процессом. Если же договор не подписывается собственниками жилой недвижимости, то выселяться они будут в принудительном порядке. Оспорить допускается только ситуацию, если предоставляется жилье, которое по размерам будет меньше, чем старая квартира. Незаконных действий не должно быть, поэтому они легко оспариваются в суде.
- Основной целью данного проекта является полное устранение из столицы старого жилья, причем удаляются не только внешне непривлекательные конструкции, но и морально устаревшие.
- Посмотреть список домов, подходящих под закон, можно будет в скором времени.
- Решение о сносимых или несносимых домах принимаются региональными властями столицы. Допускается сносить не только пятиэтажки, но и другие многоквартирные строения, попадающие под закон в соответствии со своими конструктивными особенностями.
- Авторы указывают, что при решении, какие именно строения будут сноситься, учитываются не только технические параметры, но и их соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям. Для пятиэтажного дома, как и для другого жилого строения, важно, чтобы сооружение отвечало требованиям пожарной безопасности.
Авторами данного законопроекта о пятиэтажках выступают депутаты от Москвы И. Белых, Н. Гончар и Г. Онищенко. Разработка его производилась при поддержке члена Совета Федерации З. Драгункиной.
Изымается жилье на основании решения законодательства. После того как будет принято данное решение, направляется сразу соответствующий договор владельцам жилой недвижимости. В нем указывается, что по новому закону будет предоставлено собственнику квартиры равнозначное жилье. Самовольно отказаться от переезда владельцы квартир могут, однако власти непременно обратятся в суд, что приведет к принудительному выселению.
Как только все контракты будут подписаны, дом выводится из эксплуатации, после чего производится переход права собственности на новые квартиры для жильцов старого дома.
Первое чтение указывает на то, что у людей имеются ограничения в области оспаривания решения суда, по которому они принудительно выселяются из своих квартир. Но допускается обжаловать ситуации, когда предоставляются новые квартиры, имеющие следующие особенности:
- располагается квартира на значительном отдалении от старого жилья, поэтому у людей возникают сложности с поездками на работу, а также с посещением детьми сада или школы;
- квадратура новой жилой недвижимости отличается от размера старой квартиры;
- жилье имеет неподходящую планировку в соответствии с количеством членов семьи.
Важно! На втором чтении законопроекта о реновации указывается, что строения будут сноситься без необходимости принятия соответствующего решения.
Последние сведения относительно данного ФЗ содержат данные о том, что существование строения прекращается с того момента, когда оно вносится в список многоквартирных домов, подлежащих сносу.
Второе чтение закона точно содержит данные о том, что никаким образом не будет выплачиваться доплата, поэтому применяются только равнозначные по квадратуре квартиры. При этом будет иметься одинаковое количество комнат. Дополнительно учитываются конструктивные особенности каждой квартиры, поэтому существует возможность, что новое жилье будет немного больше по площади по сравнению со старым жильем.
Важно! Для людей данный законопроект считается выгодным, так как они получат квартиры, которые по стоимости будут дороже, чем их старая недвижимость примерно на 35%.
Для содействия данной программе была организована специальная федерация, называемая фондом. Он может выступать не только заказчиком, но и непосредственным застройщиком. Участки для возведения новых домов предоставляются региональными властями без проведения торгов, а также они передаются в безвозмездное пользование.
Таким образом, закон о реновации считается довольно необычным решением властей, основной целью которого является замена старых и непривлекательных многоквартирных домов новыми современными строениями. При этом реализовываться он будет в принудительном порядке, если «за» переселение проголосовало более 2/3 жильцов дома.
Поэтому владельцы квартир в таких домах не будут обладать возможностью оспорить данное решение и в любом случае будут переселены в новые дома, находящиеся в том же районе, а их новые квартиры будут равнозначны старому жилью.
Результаты парламентских слушаний
По данному законопроекту прошли парламентские слушания, в результате которых появились важные поправки:
- Относительно крепкие кирпичные дома будут сноситься в конце реализации программы, рассчитанной на 15-20 лет.
- Взамен комнаты в коммуналке будет предоставляться отдельная квартира.
- Представители малого и среднего бизнеса смогут заключить договор аренды равнозначного помещения с сохранением всех имеющихся льгот и без проведения торгов.
- После вступления в силу закона о реновации в программу переселения войти будет уже нельзя, но выйти из нее будет можно.
- Ипотечный кредит перейдет на новое помещение.
- Желающие, как указано в поправках, смогут за дополнительную плату получить квартиры большей площади или с большим количеством комнат, в том числе это может быть сделано за счет средств материнского капитала.
- В новой квартире жилая площадь и число комнат должны быть не меньше, чем в старой, при этом общая площадь обязана превышать площадь прежней.
- Новая квартира должна иметь улучшенную отделку.
- Прописан и вариант выбора денег вместо жилья.
В настоящее время закон принят во втором чтении. Текст закона ко второму чтению можно увидеть здесь. Всего, ко второму слушанию, в закон было внесено более 100 поправок, большинство из них принято. Третье чтение законопроекта о реновации планируется на 14 июня.
gdemani.ru
Проект закона о реновации жилья
Проект закона об особенностях реновации жилья в столице представил депутатам ГД Сергей Собянин
Проект закона об особенностях реновации жилья в столице представил Сергей Собянин. По приглашению депутатов он выступил на Совете Госдумы и поделился планами города по вопросу сноса пятиэтажек и реновации устаревшего жилфонда. Мэр Москвы, в частности, пояснил, как предполагается проводить столь сложный, растянутый во времени и материально затратный процесс.
Выступая перед депутатами, Сергей Собянин напомнил, что намечено к сносу порядка восемь тысяч домов и переселению более полутора миллионов москвичей. Если говорить о Восточном округе, то программа должна коснуться всех районов, кроме Новокосина и Вешняков. Больше всего пятиэтажек насчитывается в районе Перово. Судя по всему там грядёт масштабное переселение и многие жители уже жалеют свои зелёные дворы…
Глава города заверил, переселять людей будут в границах районов. В крайнем случае — в соседний район или округ. Жилая площадь будет представляться метр в метр, но общая площадь за счет более просторных кухонь, сантехнических и подсобных помещений существенно вырастет. По мнению Собянина, необходимо разработать и специальные мероприятия для облегчения процедуры увеличения жилплощади всем желающим это сделать. Возможны такие варианты, как программа рассрочки и льготная ипотека.
При этом градоначальник подчеркнул ещё раз, без согласия жителей дом сноситься не будет. Опрашивать горожан предлагается поквартирно через мобильное приложение или в центрах госуслуг. На выражение своего мнения у москвичей имеется больше месяца.
Законопроект, который вынесен на обсуждение в Госдуму, призван не затягивать с программой реновации и способствовать скорейшему её завершению. Первое чтение запланировано на 19 апреля.
Мосгордума готовит отзыв на законопроект о реновации
К подготовке проекта постановления Московской городской Думы «Об отзыве на проект федерального закона № 120505-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации — городе федерального значения Москве» приступили депутаты профильных комиссия МГД. Новый документ определит принципы реновации жилищного фонда в Москве. В нём будет идти речь об упрощении процедур, необходимых для обновления устаревших кварталов. Естественно, все они будут направлены на благоустройство и повышение качества жизни москвичей. Председатель комиссии МГД по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов (фракция «Единая Россия») подчеркнул, что вопросы, затрагивающие данный законопроект, крайне важны для столицы.
Федеральные законодатели предлагают упростить взаимоотношения властей с собственниками недвижимости на территории реновации объектов жилищной застройки и установить ряд особенностей осуществления градостроительной деятельности. В документе оговариваются и принципы переселения из сносимых домов в благоустроенные жилые помещения. Законопроектом также предусматривается создание специального фонда содействия реновации, который будет выступать как заказчиком нового строительства, так и непосредственно застройщиком.
Оксана Квитанова
Фото: открытые источники
www.vao-mos.info
Закон о реновации жилищного фонда в Москве, последние редакции
В 2017 году стартовала масштабная программа по реновации жилищного фонда столицы. Для регулирования деятельности всех причастных коммерческих предприятий, государственных органов, а также защиты прав владельцев жилья был принят ряд постановлений и законов, с которыми важно ознакомиться, если вам требуется вникнуть в положение вещей.
Постановление Правительства Москвы №245-ПП от 2 мая 2017 года
В нем утверждены правила по которым должны проходить голосования среди жильцов дома за включение в программу реновации или исключения из него. Срок начала голосования среди собственников квартир в домах, перечисленных в опубликованном на сайтах Мэра и Правительства Москвы перечне, установлен на 15 мая, а окончание — на 15 июня 2017 года.
Постановление Правительства Москвы №260-ПП от 11 мая 2017 года
Согласно данному постановлению, дом можно включить в программу лишь в том случае, если на это согласны как минимум 2/3 собственников от их общего количества. Кроме того, установлена возможность созвать общее собрание жильцов, чтобы провести голосование о включении дома в проект, даже если его нет в опубликованном властями столицы перечне.
Закон №14 от 17 мая 2017 года
Законом установлены дополнительные гарантии для владельцев жилых и нежилых помещений в домах, попадающих под реновацию. Его основные тезисы:
- Устанавливается гарантированный учет мнения жителей – дом можно включить или исключить из перечня на всех этапах формирования программы.
- Собственникам и нанимателям предоставляются жилые помещения, равнозначные тем, которые они освобождают, а также прописаны критерии равнозначности: увеличенная общая площадь, равные или увеличенные жилая площадь и количество комнат, соответствие стандартам благоустройства и расположение в том же районе (с некоторыми исключениями).
- Собственник вправе получить равноценное возмещение. Для этого ему необходимо обратиться с письменным заявлением и указать в нем, какую компенсацию он хочет — деньги или квартиру, которая равноценна прежней.
- Закреплены дополнительные гарантии лицам, стоящим в очереди на улучшение жилищных условий. Жители домов, попавших в программу, могут получить такое улучшение вне очереди.
- Перечислены категории граждан, которые вправе рассчитывать на помощь при переселении – это ветераны, одинокие пенсионеры, инвалиды, малоимущие и многодетные. Кроме того, отдельным нормативным актом устанавливаются иные категории.
- Владельцам нежилых помещений предоставляется равноценное возмещение, форму которого они могут выбрать – деньги или новое помещение.
- Владельцы квартир в домах, вошедших в программу, освобождаются от взносов на капремонт.
- Установлены требования по благоустройству прилегающих к домам территорий и обеспеченности объектами инфраструктуры на уровне, не ниже установленных нормативов.
- Утверждены новые градостроительные нормативы, которые позволяют гарантировать удобство для маломобильных граждан. Прописаны правила размещения входов в подъезды, нежилые помещения, установлено требование к наличию конструктивных элементов под размещение внешних блоков кондиционеров.
Постановление Правительства Москвы №326-ПП от 1 июня 2017 года
Данным постановлением изменены отдельные пункты в постановление №245-ПП. С этого момента упразднен пункт 6.5, устанавливавший порядок учета голосов жителей, не принимавших участие в голосовании по вопросу включения дома в проект реновации. Новый пункт 6.9(1) устанавливает более разумные правила учета, по которым голоса «молчунов» разделяются пропорционально голосам жителей, участвовавших в голосовании.
Федеральный закон №141-ФЗ от 01.07.2017
Данным законом утверждены изменения в законе РФ «О статусе столицы Российской Федерации» и некоторых других законодательных актах. Прописаны критерии попадания домов в список программы реновации – к ним относятся здания 1957-1968 годов постройки и аналогичные им. Дома, признанные аварийными, не включаются в программу, так как их будут расселять и сносить на прежних условиях.
Законом установлены новые правила использования земельных участков, закреплены установленные принятыми ранее постановлениями и законами гарантии для жителей домов, участвующих в программе реновации.Выделенный на переезд срок увеличен до 90 дней вместо прежних 60, при этом выселение не возможно, пока собственникам или нанимателям не предоставят новые жилые помещения или денежную компенсацию за старую квартиру. При переселении учитывается доступность инфраструктуры. Установлены гарантии равноценных компенсаций владельцам нежилых помещений. Прописана очередность сноса домов, попавших в программу – первыми сносятся наиболее ветхие объекты.
Постановление Правительства Москвы №624-ПП от 1 сентября 2017 года
В постановлении расписан порядок, в котором рассматриваются обращения об исключении домов из списка попавших под реновацию. Согласно ему, копии протоколов собрания и прочие документы предоставляются в Государственную жилищную инспекцию города Москвы. Также указаны нормативы, по которым должны быть оформлены все бумаги и сроки рассмотрения документов.
renovar.ru
Отзыв на проект федерального закона № 120505-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве» (Решение Совета от 23 марта 2017 года № 7.2/76)
10.04.2017 (обновлено 10.04.2017 в 13:56)
Заседание № 76
Отзыв
на проект федерального закона № 120505-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве»
Проект федерального закона № 120505-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве» (далее – Проект) заявлен как направленный на создание правовых условий для обеспечения граждан – жителей города Москвы комфортным и современным жильем, обновления жилищного фонда в городе Москве.
Основные задачи, решаемые, согласно пояснительной записке, Проектом: создание прозрачных правил при реализации проекта реновации жилищного фонда в городе Москве, обеспечение жилищных прав граждан при их переселении и максимальное сокращение сроков строительства нового жилищного фонда взамен старых пятиэтажек.
Проектом предлагается внесение ряда изменений в действующие федеральные законы.
1. Проект предлагает дополнить Закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-1 (ред. от 29.12.2014) «О статусе столицы Российской Федерации» положением о том, что правовое положение города Москвы обуславливается помимо прочего «особенностями обеспечения устойчивого развития территории».
Устойчивое развитие территорий, согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, есть обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Проект не уточняет особенностей обеспечения устойчивого развития территории города Москвы как столицы Российской Федерации.
Общественный консультативный совета политических партий при Московской городской Думе (далее - Совет) отмечает, что вопрос обеспечения устойчивого градостроительного развития города Москвы как территории является на протяжении всей новейшей истории города ключевым. Уничтожение зеленого пояса города Москвы, уплотнительная застройка, сокращение площадей озелененных территорий внутри города, замена зеленых насаждений парковочным пространством, перенаселенность города, постоянно увеличивающийся уровень плотности и высотности застройки ставит под вопрос устойчивое развитие территории города Москвы.
2. Проект, используя понятие «реновация жилищного фонда» не дает его легального определения. Действующее законодательство также не содержит в себя понятия «реновация жилищного фонда». Не сформулированы критерии отнесения того или иного объекта жилищного фонда к объекту, подлежащему реновации. Указанные условия позволяют свободно трактовать понятие «реновации жилищного фонда».
При этом Проект фактически наделяет органы исполнительной власти города Москвы свободой усмотрения при принятии решения о реновации жилищного фонда. Волюнтаризм, отсутствие или неопределенность условий и оснований принятия решения является, согласно Правилам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», коррупциогенным фактором.
Более того, Проект демонстрирует сознательное игнорирование органов представительной власти, как органов местного самоуправления, так и Московской городской Думы: Проект не предусматривает процедуру учета мнения указанных органов власти.
3. Проект вводит понятие «равнозначное жилое помещение», которое предоставляется собственнику жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации, в обмен на принадлежащее ему жилое помещение.
Часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации гарантирует охрану частной собственности.
Часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации содержит в себе два условия принудительного отчуждения имущества, которые должны выполняться одновременно. Первое условие: изъятие для государственных нужд, второе – обязательное предварительное и равноценное возмещение.
Действующее законодательство не содержит в перечне оснований для изъятия собственности для государственных и муниципальных нужд такие основания как жилищное строительство и «реновация жилищного фонда».
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации указывает, что ограничения прав и свобод человека и гражданина: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Задача реновации жилищного фонда города Москвы не может являться основанием для ограничения прав и свобод граждан.
Более того, вопреки мнению, изложенному авторами Проекта в пояснительной записке, Совет утверждает, что существующего правового регулирования достаточно для решения задачи по обновлению жилищного фонда: с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение о сносе дома, о капитальном ремонте, реконструкции или реновации.
Проект не соответствует Конституции Российской Федерации и в части сформулированного положения о предоставлении гражданам равнозначного жилого помещения.
Конституция Российской Федерации говорит о равноценности, а не равнозначности возмещения изъятой собственности. По правилам части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Возмещение за изымаемое имущество может предоставляться как в денежной форме, так и в форме предоставления равноценного жилого помещения по выбору собственника.
В Проекте отсутствует право выбора собственника формы возмещения.
Проект нарушает право собственников нежилых помещений еще в бóльшей степени, чем жилых. Понятие сохранение района размещения объекта не действует в отношении собственников нежилых помещений, которым Проектом предполагается предоставление просто равнозначного помещения.
4. Проект предоставляет органам исполнительной власти города Москвы принимать решение о порядке, случаях и формах выявления и учета мнения населения по вопросам реализации программы, в том числе в целях принятия решении о реновации.
Градостроительный кодекс Российской Федерации содержит перечень градостроительных документов проекты которых и проекты по внесению изменений, в которые подлежат вынесению на публичные слушания. В случае, если так называемые решения о реновации будут приниматься, потребуется внесение изменений, как в документы территориального планирования, так и в документы градостроительного зонирования. Поквартальное преобразование территорий города в рамках реновации существенным образом будет сказываться как на общегородских системах (системы ООПТ и озелененных территорий, общественного транспорта, дорожной инфраструктуры), так и на балансе социальной инфраструктуры внутри районов города. В этих условиях Совет считает необходимым сохранение института публичных слушаний по всем без исключения разрабатываемым градостроительным документам.
5. Проект указывает, что документация по планировке территории в целях реализации решений о реновации может быть утверждена как в отношении территории, в границах которой в соответствии с правилами землепользования и застройки города Москвы предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию, так и в отношении территории, в границах которой в соответствии с правилами землепользования и застройки не предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Совет напоминает, что Генеральный план города Москвы, утвержденный Законом города Москвы №17 от 5 мая 2010 года, выделил в соответствии с Градостроительным кодексом города Москвы территорий зон развития и территорий реорганизации (см. схему «Территории реорганизации и зон развития»).
Территории реорганизации, согласно действующему Градостроительному кодексу города Москвы, территории, подлежащие в соответствии с Генеральным планом города Москвы комплексному преобразованию, в том числе посредством изменения существующего функционального использования этих территорий, их планировочной структуры и ландшафта, посредством комплексной реконструкции и (или) сноса существующей застройки, нового комплексного строительства на освобождаемых и свободных от застройки территориях, регенерации исторической среды, восстановления, воссоздания природных и создания новых озелененных территорий.
В связи с изложенным, Совет считает, что решениям о реновации территории должны предшествовать внесения изменений в Генеральный план города Москвы, с выделением территорий, подлежащих реорганизации (реновации) в порядке, предусмотренном действующим градостроительным законодательством.
6. Проект допускает осуществление подготовительных работ со дня представления проектной документации объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого осуществляется в целях реализации решения о реновации, на государственную экспертизу и до выдачи разрешения на строительство указанного объекта.
В подготовительный этап строительных работ входят инженерно-геологические изыскания и создание геодезической разбивочной основы, расчистка и планировка территории, подготовка площадки к строительству и ее обустройство.
Вместе с тем, согласно действующим правилам, уничтожение и пересадка зеленых насаждений, находящихся в границах земельного участка, предоставленного для целей строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства или находящегося в частной собственности в соответствии с установленным видом разрешенного использования, производятся без порубочного билета и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений в соответствии с проектной документацией на основании разрешения на строительство, выданного Комитетом государственного строительного надзора города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы или Департаментом культурного наследия города Москвы, при наличии положительного заключения государственной экспертизы указанной проектной документации, проведенной уполномоченным государственным учреждением города Москвы.
Таким образом, Проект предлагает проводить расчистку территорий под строительства, включая вырубку зеленых насаждений без наличия положительного заключения проектной документации и разрешения на строительство. Подобные правила, по мнению Совета, приведут к злоупотреблениям строительными организациями правом на вырубку зеленых насаждений, что противоречит как основным принципам защиты зеленых насаждений, сформулированным в Законе города Москвы от 5 мая 1999 года № 17 «О защите зеленых насаждений», согласно которым граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений, так и градостроительному принципу устойчивого развития.
7. Проект вводит правило, согласно которому в целях реализации решения о реновации при подготовке документации по планировке территории, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы допускается отступление от требований, установленных техническими регламентами, сводами правил, в том числе санитарно-эпидемиологические требования, требования пожарной и иной безопасности.
Градостроительная практика, в том числе в городе Москве, изобилует примерами отступлений от требований санитарных и иных норм, обеспечивающих безопасность граждан.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную экологическую среду. Это право конкретизировано в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Вместе с тем, вопросы безопасности, согласно статье 71 Конституции Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации. По правилам части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, право на благоприятную окружающую среду не может быть ограничено по основаниям, указанным в Проекте в силу положений части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, наделение органов исполнительной власти города Москвы полномочиями по вопросам безопасности противоречит Конституции Российской Федерации.
8. Проектом предлагается разрешить осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы в целях реализации решений о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации».
Совет считает, что данное предложение раскрывает широкие возможности для коррупционного сговора между органами власти города Москвы и представителями строительных организаций.
Сегодняшнее положение на рынке недвижимости города Москвы, дает основания полагать, что государство в лице органов государственной власти города Москвы намерено использовать ресурс в виде десятков гектаров непродающихся объектов жилой недвижимости в Москве и Московской области не столько для решения жилищной проблемы жителей города Москвы, сколько, путем выкупа непродающейся недвижимости у застройщиков, для решения финансовых проблем аффилированных с властью кредитных организаций и застройщиков.
Совет выступает категорически против такой поправки.
Таким образом, проект федерального закона № 120505-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве»:
- не соответствует Конституции Российской Федерации;
- не соответствует действующему гражданскому, жилищному, градостроительному, земельному и природоохранному законодательству;
- исключает из единого правового поля Российской Федерации жителей города Москвы, собственников помещений в городе Москве;
- не дает понимания о направлении градостроительного развития города Москвы, не обеспечивает открытость, понятность и предсказуемость системы принятия градостроительных решений, что ставит в ситуацию неопределенности не только жителей города, собственников, но и бизнес;
- фактически направлен на уничтожение института частной собственности, как на жилые, так и на нежилые помещения, размещенные в границах субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москва;
- не решает сформулированных в пояснительной записке задач: вместо создания прозрачных правил при реализации проекта реновации жилищного фонда в городе Москве создаются коррупционные механизмы как для процесса принятия решения о реновации, так и для реализации проекта; вместо обеспечения жилищных прав граждан при их переселении – нарушение прав собственности и жилищных прав граждан – собственников жилых помещений.
На основании изложенного, Совет обращается:
к депутатам Московской городской Думы с просьбой направить отрицательный отзыв на проект федерального закона № 120505-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве»,
к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой отклонить проект федерального закона № 120505-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве» в первом чтении.
Председатель Совета Л.К.Айвар
23 марта 2017 года
duma.mos.ru