Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Выстроенная школа


Современное школьное здание

Образовательный смысл в жизни ребёнка несут не только учебники и уроки, но также и общение со сверстниками, и внешкольные впечатления, и, конечно же, пространства, которые ребёнок осваивает. 

Чтобы понять, какой смысл для развития ребёнка у того или иного явления и события, задайте себе вопрос: какой опыт получит ребенок, став его участником или очевидцем? Чему это ребёнка может научить? В нашей статье мы постараемся объяснить, какой образовательный смысл может нести пространство школы и каким оно должно для этого стать.

Мы уже обсуждали, что современная российская школьная архитектура остановилась в развитии на своём советском этапе. Большинство наших школьных зданий — это типовые коробки, подобные зданиям заводов, поликлиник, казарм и общежитий. 

Они созданы как места массового хранения безликих людей, которых после специальной унифицирующей обработки выпускают наружу, в так называемый «реальный мир».

Существуют разные попытки решить эту проблему. Например, с 60-х годов стали появляться школы, чьи здания больше похожи на современные вузы — технологичные, с индивидуальной архитектурой. Обычно они и возникают при университетах:

image_image

Гимназия при МГУ

(источник: msu.ru)

Подобные пространства помогают ученикам чувствовать себя наравне со взрослыми значимыми участниками образования. Этого стремятся достичь и те, кто проектирует школы-офисы, где у детей есть свои индивидуальные кубиклы или даже маленькие кабинеты. Подобные школы стали появляться в 90-е:

image_image

Школа-офис в Аризоне

(источник: hechingerreport.org)

Это, с одной стороны, тоже путь к унификации, но зато у учеников есть персональные пространства. Но что дают подобные здания? Фактически они с детства помещают ребёнка в мир, где он должен действовать как взрослый, тем самым ограничивают его возможности самореализоваться именно как ребёнку. 

Но задача школы — не поскорее закончить период детства, а дать ребёнку прожить его, насладиться им и извлечь из него необходимые уроки. Каким должно быть здание школы, где, с одной стороны, не принижают значимость личности ученика, а с другой, дают им возможности оставаться самими собой, а не указывают ему, как нужно вести себя, что быть похожим на взрослого?

Это здание должно представлять из себя индивидуальное и свободное общественно-культурное пространство, в котором ребёнок хочет находиться, в котором он может гулять, учиться, развиваться, радоваться и играть. Такое пространство, которое ученик будет готов с удовольствием осваивать по своей воле.

Каковы основные критерии такого здания и каковы тенденции при строительстве современных школ?

Открытость

image_image

Архитектурная концепция «Умной школы», Иркутск  

(источник: умная-школа.рф)

Учёба в школе, как и жизнь за её пределами, — это не путешествие в одиночку, а совместная деятельность. И школа должна отражать это — для всех учеников и учителей здание должно быть общим, доступным, открытым.

Понятно, почему эта тенденция появилась. Нам очень хочется уйти от этого типа школьного коридора, где практически нет света, где всё зажато, и где коридор - это просто проход от одного места обучения к другому.

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Как этого достичь? Один из базовых принципов открытости состоит в том, чтобы обеспечить доступ ко всем учебным помещениям и позволить ученикам осваивать их в свободное время. Классы не должны быть закрыты на замок, как будто их обитателям есть что скрывать или чего стесняться. Очередь, выстроенная у закрытой двери столовой, спортзала, раздевалки, актового зала, — совершенно ненужная детям вещь. Они не преступники и не арестанты, чтобы скрывать от них то, что построено для их развития.

Одновременно с этим, каждый из нас имеет право на личное пространство и потребность в нём. И школьное здание должно обеспечить возможность уединиться, побыть наедине со своими мыслями или поговорить с кем-то наедине.

image_image

Хорошкола, Москва 

(источник: krost.ru)

Поэтому с открытостью лучше не перебарщивать. Во многих новых школах было принято решение делать лестницы прозрачными. Московская Хорошевская гимназия выбрала такое архитектурное решение. Да, это выглядит светлее и современнее, но для учениц и учительниц, которые ходят в школе в юбках, подобные прозрачные лестницы по понятным причинам вызывают серьёзный дискомфорт.

Просторность

image_image

Один из атриумов «Хорошколы», Москва

(источник: realty.rbc.ru)

Внутреннее устройство современных школ может удивить неподготовленного зрителя тем, насколько там просторно, насколько много там нефункционального места, которое просто радует глаз.

Такой подход к школьной архитектуре гораздо больше соответствует мироощущению современного человека. Даже в больших, экономически мощных и, казалось бы, насквозь прагматичных городах мы ищем непрагматическую альтернативу: такие места, где можно отвлечься от суеты, где можно насладиться эстетикой и получить чистые эмоции.

Безусловно, в просторном помещении больше красоты, но не для всех детей просторность автоматически означает комфорт. Наоборот: есть дети, которые теряются в таких пространствах, которым в них плохо. Например, это дети с расстройством аутистического спектра. 

Для обеспечения инклюзивности с этими детьми нужна особая работа по адаптации к таким большим неконтролируемым пространствам. И, опять же, возникает потребность к диверсификации пространства — чтобы вместе с общей открытой территорией для ребёнка было доступно пространство с камерной обстановкой.

мобильность

image_image

Атриум в инженерном корпусе школы № 548, Москва

(источник: realty.rbc.ru)

Одна из важнейших тенденций в устройстве школьного здания — это изменяемость и вариативное использование пространств.

Нам очень хочется преодолеть сверхфункциональность, привязку к интерьеру и к образовательной задаче, которые всегда были в классическом кабинете.

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

В школах с мобильным внутренним интерьером ребёнок и учитель могут менять пространство под себя — всё передвинуть и переставить, как им требуется. У предметов нет своего место, оно появляется по необходимости. Только не сравнивайте это с перестановкой стульев и парт в классической школе — там это в первую очередь мука и физическая нагрузка, а не образовательный инструмент.

Однако, опять же, у мобильности есть обратная сторона. Многие дети и учителя сталкиваются со сложностями: они не понимают, что делать в этих пространствах, как заточить их под образовательные задачи. Так, в некоторых случаях в погоне за мобильностью школьная библиотека может получить «лежаки» вместо парт и стульев.

image_image

Пример менее удачной организации библиотечного пространства в школе № 1392 в Ватутинках, Москва

(источник: realty.rbc.ru)

Мобильная среда требует от ребёнка постоянных размышлений о том, как его использовать, в то время как в стандартном кабинете этой адаптации и трансформации пространства под себя не нужно.

креативность

Ещё недавно все кабинеты были абсолютно одинаковы, в какой бы город страны или мира мы ни приехали. Мы очень хотим, чтобы детское образовательное пространство было креативным. 

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Современные школы стремятся как к тому, чтобы отличаться от других школ, так и к тому, чтобы внутри себя иметь функциональное разнообразие. Безусловно, индивидуально спроектированное здание и увлекательное пространство, которое ребёнку будет интересно исследовать, — это важный образовательный тренд.

Но у креатива тоже должна быть определённая граница — граница разумности. Образование — это в том числе усвоение нормы, привыкание к функциональному использованию того или иного пространства, предмета.

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

image_image

Пример мене удачного креативного оформления общественного пространства в начальной школе Св. Марии, Мельбурн

(источник: biteinto.info)

Опять же, дети с особенностями развития сталкиваются в «слишком креативном» пространстве с адаптивными проблемами, они не понимают, что от них требуется и как использовать окружающий их интерфейс.

Во всём нужен баланс

Хочется сказать всем проектировщикам образовательных пространств: воздержитесь от чрезмерной гонки за трендами. При проектировании здания обязательно необходимо соблюдать баланс:

Отсутствие этого баланса — типичная ошибка многих школ, как классических, так и современных школ «новой волны». 

Если вы пытаетесь сделать школу слишком закрытой, аскетичной и строгой, дети в ней будут чувствовать себя загнанными в узкие рамки системы. 

image_image

Пример менее удачной организации пространства в школе № 1392 в Ватутинках

(источник: realty.rbc.ru)

Если вы пытаетесь сделать школу сверхоткрытой, чистым экспериментом, то дети окажутся в очень сложной ситуации, когда пространство, вроде бы предназначенное для образования, будет непонятным и сложным к использованию. Сверхоткрытая, слишком просторная и до мозга костей креативная школа потеряет свою образовательную значимость и превратится просто в место временного содержания детей, не всегда при этом для них комфортного.

image_image

Этот спортивный блок в московской «Хорошколе» внушителен, но очень нагружен и практически лишён свободного пространства

(источник: realty.rbc.ru)

С чем ещё нужно быть аккуратнее, так это с цветом. У нас сложилось представление, что яркое и даже аляповатое — это то, что больше всего подходит детским пространствам. Но, по сути, это просто попытка действовать от противного — мы устали от мрачного однообразия классического школьного здания и пытаемся сделать всё по-другому. 

Опыт зарубежных коллег показывает, что лучше делать внутреннее убранство школы достаточно нейтральным, и не надо бояться холодных цветов и естественности дерева, камня или металла.

image_image

Вот так оформлять класс даже для начальной школы — перебор

(источник: i.pinimg.com)

Искать новое в привычном

Проектировщикам школ нужно понимать, что образовательным ресурсом могут обладать такие элементы здания, которые привычно не рассматриваются как образовательные инструменты. Современный тренд — это не только превращение образовательного пространства класса в нечто более сложное, но и превращение лестниц, коридоров, актовых залов — в полноценные образовательные пространства.

Образовательные зоны в коридорах и залах создаются с помощью изоляции участков пространства — с помощью ширм или специальной планировки. У образовательных уголков и стендов огромный потенциал, потому что они постоянно окружают детей, обращают на себя внимание, служат дополнительным источником для самообразования. Чем больше такого будет в школе, тем лучше.

Крайне мало в российских школах используется образовательный ресурс лестниц. А вы только посмотрите, как легко и просто они могут применяться для усвоения, например, арифметических навыков:

image_image

Лестница в одной из школ штата Вайоминг

(источник: static1.squarespace.com)

Что касается актовых залов, то традиционно внимание в них уделяется лишь сцене и зрительским местам — ведь это там, как кажется на первый взгляд, и происходит представление. Но тогда не учитывается, что большая часть  образовательного процесса при подготовке выступлений происходит и за сценой, и в оставшейся части зала. 

Чтобы школьный театр стал полноценным образовательным пространством, нужно приспособить его для самых разных нужд. В частности, обязательно сделать так, чтобы зрительские места могли убираться удобно и быстро, и зал превращался в открытую для экспериментов площадку.

image_image

Пример отличного актового зала в московской «Новой школе»

(источник: realty.rbc.ru)person_image

Автор: Марина Битянова

научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

О Центре разработки образовательных систем «Умная школа»: по заказу основателя благотворительного фонда «Новый дом», российского предпринимателя и филантропа Альберта Авдоляна центр реализует уникальный образовательный проект, в рамках которого на берегу реки Ангары у границы Иркутска будет построен масштабный образовательный комплекс, включающий школу, детский сад и посёлок постоянного проживания приёмных семей. Школа проектируется по индивидуальному проекту, в котором соблюдён баланс между открытостью и безопасностью, свободой и функциональностью. Задача «Умной школы» — соединить архитектурную идею, психологический дизайн и психологическое знание о развитии человека с образовательными целями. Подробнее о проекте можно прочитать здесь.

18 октября 2017, 17:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Умная школа

Центр разработки образовательных систем «Умная школа» открывает этот блог для учителей, родителей, директоров школ, представителей сообщества приемных семей и органов опеки – для всех, кто интересуется настоящим, будущим школьного образования и просто любит российскую школу.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Строительство школ — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Общеобразовательная школа на 400 мест. Москва, ул. Правды, вл. 1а, «Терра Аури»

Общеобразовательная школа на 550 мест (22 класса). Москва, ул. 8 Марта, вл. 4, Моспромпроект

Общеобразовательная школа на 550 мест (22 класса). Москва, ул. 8 Марта, вл. 4, МОСПРОМПРОЕКТ

Общеобразовательная школа на 550 мест. Ул. Перовская, вл. 66, корпус 10, Моспроект

Школа на 450 учащихся. Ул. Нарвская, вл. 1А, «Терра Аури»

Проект пристройки к гимназии. Ул. Крупской, д. 12, «Терра Аури»

Проект пристройки к гимназии - варианты колористических решений фасадов. Ул. Крупской, д. 12, «Терра Аури»

stroi.mos.ru

Как выглядит московская школа будущего — The Village

Расположение инженерного корпуса школы № 548 на Каширском шоссе за МКАД на самом деле логично: другие ее филиалы также находятся недалеко от Каширки — в районах Орехово-Борисово и Зябликово. Новое здание построили по индивидуальному проекту и на деньги Совхоза. Классы оснащены современным оборудованием, пространства для обучения и отдыха тщательно продуманы, ремонт сделан качественно. При этом школа государственная, а обучение в ней — бесплатное.

Концептуально здание разделили на два крыла (отдельно для младших и старших классов) и центральную часть. В каждом крыле есть учебные классы, атриумы и спортивные залы, в центральной части находятся столовая, библиотека и актовый зал. У младших детей много пространства для подвижных игр: мягкий вулкан, труба-горка со второго этажа на первый. У старших акцент сделан на совместной и индивидуальной работе. Еще у них есть свой бар, и на днях объявили конкурс на вакансию бармена: победитель должен уметь делать крутые коктейли и варить вкусный кофе.

Школа прозрачная: она просматривается от края до края — от пола до стеклянного потолка. Много смежных окон, позволяющих видеть из одного помещения то, что происходит в другом. Это дает ощущение общности, единого большого дома, в котором все друг друга знают. Совхоз имени Ленина — небольшое поселение, в котором школа стала его центром. Учителя, дети, их родители — вместе работают, учатся, ходят друг в другу в гости, а в школьном конференц-зале проходят поселковые собрания. Наверное, благодаря такой близости учительскую рискнули сделать тоже прозрачной. Там есть и переговорный модуль, и рабочие места, и даже свое кафе.

Все классные комнаты также находятся за стеклянными перегородками. Их сделали открытыми для того, чтобы занятия можно было выводить за пределы класса. Например, когда дети делятся на рабочие группы, часть из них может выйти поработать в коридор или атриум, при этом учитель будет видеть всех учеников.

Учиться можно везде: на лестницах амфитеатра перед школой, на акустических диванах в коридоре, за высокими столами в столовой, с видом на школьный двор, на широких подоконниках рекреаций. Мебель можно и нужно переставлять, выделять зоны перегородками, переносить экраны и подушки — в общем, трансформировать пространство и делать его более пригодным для занятий. В коридорах, как и в самих классах, есть много рабочих зон разных форматов. В холле перед входом в актовый зал стоят трибуны, которые можно использовать для игровых занятий. В классах, помимо мобильных парт и стульев, есть пуфы и диваны-трибуны. В некоторых аудиториях вместо классического учительского стула стоит кресло-качалка.

Чтобы школу приходилось ремонтировать как можно реже, для ее отделки выбрали износостойкие материалы: стекло, дерево и кирпич. Везде установлены особо прочные стекла, которые практически невозможно разбить. Кирпич, использованный во внутренней отделке, сложно деформировать или испортить. На стенах ― один из самых крепких материалов, HPL-панели (High Pressure Laminate). На лестницах между этажами ― резиновые покрытия для защиты от ушибов при падении. Коммуникации под потолком в коридорах и рекреациях открыты, чтобы дети могли видеть, как устроены инженерные системы, как дышит и функционирует школа.

www.the-village.ru

10 впечатляющих проектов со всего мира

Мы задумались: как выглядит современная архитектура общеобразовательных школ? Какую планировку и интерьер предлагают современные архитекторы? В этой статье вы прочитаете о самых интересных государственных школах, которые были построены за последние 4 года.

Современные школы: 10 примеров впечатляющих проектов по мнению редакции

1. Школа Walden Dos

Место

Школа находится на северо-западе Мехико. Она построена на месте старой школы, которую окружали бизнес центры, магистраль и река. Такое расположение сложно назвать безопасным, к тому же в окна школы почти не проникал естественный свет из-за тени высоток. В итоге школу и зону вокруг неё перестроили с нуля.

Архитектура

Внутри и снаружи школы архитектор Мигель Монтор (Miguel Montor) спроектировал сады. Стеклянные двери и окна от пола до потолка отделяют сады от классов. Благодаря этому детям не нужно далеко идти, чтобы поиграть на природе, а преподаватели могут проводить занятия на свежем воздухе.

Для строительства школы Мигель выбрал экологические материалы: бетон и дерево. А для цветовой палитры — только те цвета, которые можно увидеть в лесу.

2. Школа Liyuan

Современные школы Современные школы

Место

Средняя школа Liyuan расположена в центре китайского город Уси. Здание разделено на 2 части, которые находятся по разные стороны реки. Соединяет их мост-коридор, в котором расположена столовая с панорамными окнами.

Архитектура

Команда из архитектурной компании Minax Architects спроектировала школу так, чтобы она минимально походила на традиционную школу. Волнистый, гладкий и динамичный фасад создаёт дружелюбную и спокойную атмосферу.

А быть более расслабленными ученикам и преподавателям помогают дополнительные зоны отдыха. Помимо обычных окон на последних этажах спроектированы еще и круглые — в потолке. Они позволяют впускать еще больше естественного света.

3. Школа The Roc

Место

Здание находится во французском городе Туркуэн. Постройка соединяет две соседние школы. В ней расположены дополнительные классы, столовая и зал, где родители ждут детей.

Архитектура

Здание выглядит как огромный каменный блок, парящий над землёй. Такая архитектура выбрана неслучайно. Директоры школ хотели, чтобы дети, смотря на подвешенную скалу, понимали - всё возможно.

Внутри здания архитекторы спроектировали гладкие переходы из помещения в помещение — никаких острых углов, перегородок и швов в отделке. Чтобы ученикам было уютней находиться в большом обеденном зале, архитекторы использовали специальную штукатурку, которая подавляет эхо. После занятий дети встречают родителей в помещении при входе в школу. Оно построено в виде леса, где роль деревьев играют белые тонкие колонны.

4. Школа The Ecole Jean-Moulin

Место

Школа находится в городке на севере Франции. Постройку окружают каналы, холмы и малоэтажные дома 60-х годов. Чтобы здание «влилось» в природный ландшафт, его построили в виде большой зелёной волны.

Архитектура

Школа состоит из двух корпусов. Небольшой корпус младшей школы «накрывает волной» корпусом средней школы.  Архитекторы отмечают, что старались создать лёгкую атмосферу, в которой детям будет приятно учиться и отдыхать. Такую среду формируют волнообразные формы, зелёный газон на крыше, наполненные светом пространства и экологичные материалы: дерево, бетон, сталь.

5. Школа Hessenwald

Место

Здание расположено между несколькими немецкими деревнями. В нем находится младшая, средняя и старшая школы. Помимо этого, в здании есть общественный центр. Там взрослые и дети играют на музыкальных инструментах, смотрят кино и ухаживают за школьным садом.

Архитектура

Здание делится на 3 павильона, которые окружают пространство общественного центра. В каждом павильоне установлены передвижные читальные платформы. Парты в классах имеют форму клякс, которые можно собрать как мозаику в одну большую кляксу. Так же, как и парты, лавочки в коридорах ученики могут передвигать, как захотят.

К павильонам примыкает постройка, где находится школьный сад и лаборатория для изучения растений. На окна в лаборатории наклеено специальное солнцезащитное покрытие, а стены отделаны деревом. Это создаёт ощущение, что вы находитесь в лесу в тени крон деревьев.

6. Школа Nord-Osterdal

Место

Старшая школа Nord-Osterdal расположена в маленьком городке на востоке Норвегии. Здание построено на холме, с которого видно и город, и национальный парк.

Архитектура

Почти вся школа построена из дерева — главное условие заказчика. Исключением стали прорезиненные полы, шерстяные элементы потолка и бетонные стены на цокольном этаже.

Чтобы в учебных классах было больше естественного света, они построены по периметру здания. Помещения, которые не требуют окон (кинотеатр, спортзал и столовая), размещены в центре. На последнем этаже расположена комната для курения с окнами в потолке.

7. Школа Mouriz

Место

Здание находится в городе Парадеш на севере Португалии. На первом этаже постройки расположен детский сад, а на втором — начальная школа.

Архитектура

Внимательнее всего архитекторы подошли к планировке здания. Пути, по которым школьники идут к столовой или к спортивным площадкам, не пересекаются с путями детсадовцев. Это сделано для того, чтобы бегущие школьники случайно не сбили малышей.

На втором этаже потолки повторяют изгибы крыши. Смотря на окна, может показаться, что они установлены рандомно. Таким способом архитекторы создали весёлую атмосферу в классах, которые стали пространством для творчества и развития воображения детей.

8. Jean Moulin

Место

Школа расположена на берегу реки Маас во Франции. Участок находится на холме в окружении леса. Под крышей школы отведено место для маленького отеля, где могут жить ученики и преподаватели. Помимо этого, на участке находятся площадки для баскетбола, волейбола, гандбола и лёгкой атлетики.

Архитектура

Школа стоит на месте гимназии 60-х годов. Старое здание было построено из неэкологичных материалов и к тому же загрязняло окружающую среду отходами. В 2007 году был объявлен конкурс на реконструкцию участка.

Команда из агентства Duncan Lewis Scape Architects победила в конкурсе. Архитекторы построили эко-здание, которое будто утопает в холме. В каждом классе установлены панорамные окна, поэтому помещения залиты естественным светом. Роль коротких лестниц выполняют пандусы, а вместо длинных — установлены лифты. Архитекторы отмечают, что благодаря отсутствию лестниц ученики с ограниченными возможностями будут чувствовать себя физически и психологически комфортнее.

9. Школа Kibera

Место

Школа находится в крупнейшей трущобе Кении — городе Кибера. Школа появилась благодаря испанскому фотографу Ивану Баан (Iwan Baan). Во время фото-проекта о трущобах Иван наткнулся на единственную школу в Кибере. В ней не было туалетов, электричества и даже нормальной крыши. Здание окружали свалки и открытая канализация, а сама школа больше походила на груду мусора.

В том же году в музее искусств Копенгагена Иван увидел красочный павильон. Он принадлежал архитектурному агентству SelgasCano. Фотограф связался с архитекторами и попросил пожертвовать постройку детям Киберы. Команда SelgasCano не только согласилась, но и переделала павильон так, чтобы он стал более удобен в качестве школы.

Архитектура

Агентство SelgasCano известно тем, что строит павильоны из дешёвых, но прочных материалов: ДСП, пластика и дерева. Школа в Кибере не стала исключением.

В 2-х этажной постройке размещаются классы, туалеты, кухня, кабинет директора и большое помещение для проведения мероприятий. С первого на второй этаж ведёт широкая лестница, которую иногда используют в роли лавочек. Вместо сидений также используют пластиковые контейнеры, наполненные водой. Они стоят по периметру здания и «прикрепляют» его к земле.

10. Школа Panta Rhei

Современные школы Современные школы

Место

Школа находится на юге Амстердама в Нидерландах. С внешней стороны здание не представляет никакого интереса, но внутри находится то, что называется «Panta Rei». Буквально это выражение переводится как «поток».

Интерьер

В школе почти нет стандартных классов. Студенты учатся в открытых многофункциональных пространствах. Парты спроектированы специально для школы: они имеют разные асимметричные формы. Сдвигая столы, можно собрать круг, квадрат или звезду.

Главные акценты в интерьере школы — текстовые «узоры».  Дизайнеры попросили учеников выбрать любимые отрывки поэм и стихотворений. Лучшие тексты были напечатаны на полах, стенах и партах.

Фото: Онис Люкей, Су Шанглианг, Люк Боегли, Джерон Муш, D’HOUNDT+BAJART architectes.

Ещё больше статей об архитектуре школ читайте в наших статьях:

— Школа-кластер от компании Ackermann+Raff

— Футуристическое здание школы от Atelier REC architecture

— Современная школа от архитектурного агентства Ecker Architekten

losko.ru

Строительство школ и БНК — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Основными проблемами в сфере общего образования Москвы оставались неравномерность размещения школ на территории города и неприспособленность зданий к обучению детей с ограниченными физическими возможностями. Необходимые условия были созданы только в 40% зданий школ. При этом потребность в новых местах в общеобразовательных школах нарастает.

 

Численность детей школьного возраста в Москве ежегодно растет. Поэтому задача по открытию новых общеобразовательных учреждений решается уже сегодня.

Стройкомплекс ежегодно выполняет программу строительства новых школ, сооружения пристроек для размещения блоков начальных классов (БНК) к общеобразовательным учреждениям в рамках Адресной инвестиционной программы (АИП).

В 2017 году за счет городского бюджета в столице ввели четыре школы на 4175 мест и три блока начальных классов на 1100 мест. В 2018 Адресной инвестиционной программой предусмротрено строительство четырех школ на 3025 учеников и двух БНК на 650 мест.

Активное строительство объектов образрвания ведется в ТиНАО. За шесть лет в Новой Москве ввели 13 школ на 12061 учащихся. Комплексный подход к развитию новых территорий позволил ликвидировать дефицит мест в детских садах и школах. 

К 2035 году на присоединенных территориях за счет городского бюджета и инвесторов планируется построить 320 школ.

 

 

 

«Объемы финансирования, которые направляются на развитие социальной инфраструктуры, будут сохранены. Москва выполнит все свои обязательства по строительству детских садов, школ, больниц, поликлиник и других социальных объектов», - заявил ранее заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин. 

 

 

 

 

За счет средств городского бюджета в 2018-2020 годах планируется возвести 61 школу на 30775 мест.

 

 

 

 

Школы, которые планируется построить в 2018 году за счет бюджета г. Москвы

САО

  • Район Бескудниковский,  мкр. 6, корп. 16, на месте сноса здания детского сада № 519 (школа на 550 мест)
  • Улица Петрозаводская, д. 19 (пристройка, 350 мест)

ЗАО

  • Пересечение улицы Волынской и улицы Авиаторов (школа, 550 мест)
  • Улица Исаковского, вл.29, корп. 1 (пристройка, 400 мест)

НАО

  • Город Московский, мкр. «Град Московский»  (школа на 1000 мест)
  • Поселение Сосенское, поселок Коммунарка (школа на 1100 мест)

ВАО

  • Улица Бориса  Жигуленкова, д. 9 и д. 11, на месте сноса  зданий бывшего недействующего  детского сада и действующего детского  сада № 609 (БНК, 250 мест, в том числе 150 школьных и 100 дошкольных)

ЮВАО

  • Район Некрасовка,  кв. 7 (школа на  1100 мест)
  • Район Кузьминки,  Окская улица, д. 16, корп. 3 (БНК на  350 мест)

СВАО

  • Дмитровское шоссе,  вл. 167, корп. 13 (школа,  825 мест)

СЗАО

  • Улица Твардовского,  вл. 2 -14 (школа, 550 мест)

 

 

 

 

Фотогалерея

 

 

stroi.mos.ru

Как построить школу, в которой хочется учиться

Александр Томашенко и Иван Колманок из бюро ai-architects рассказали «Мелу», как спроектировать школу по всем правилам, но не по шаблону и простимулировать у детей желание учиться.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Среда, в которой мы живем, учимся и работаем, — один из главных факторов, который определяет наш уровень счастья и способность к обучению. Исследования говорят о том, что архитектура и дизайн школы влияют на обучаемость детей до 25% (в плохую или хорошую сторону). Почему же российские школы в большинстве своем выглядят довольно безрадостно? С таким вопросом и задачей спроектировать школу, в которой хочется учиться, в архитектурное бюро ai-architects обратился предприниматель из Тольятти.

Бизнесмен попросил команду под руководством архитекторов Александра Томашенко и Ивана Колманок спроектировать общеобразовательную школу на 352 ученика «по западному» образцу.

Школа по проекту ai-architects

Начнем с того, что город Тольятти довольно-таки унылый с архитектурной точки зрения. Поэтому и задача сделать в нем школу, уровень дизайна которой соответствует европейским стандартам, совсем нетривиальная. Архитекторы приняли вызов и для начала провели исследование — изучили архитектуру лучших европейских школ. Большинство из них объединяют следующие принципы, которые были применены в школе в Тольятти.

Яркие краски фасадов
Яркие краски фасадов

Архитекторы хотят создать в школе современное и жизнеутверждающее пространство, наполненное цветом и светом. Доказано, что яркая цветовая гамма благотворно влияет на когнитивные способности.

В проекте школы в Тольятти ai-architects предложили сплошное остекление. Но стекла эти расцвечены яркими красками. Необычный стеклянный фасад обеспечивает наилучшую инсоляцию — ученью нужен свет. Разные цвета в этом проекте не ограничены фасадом: модульные вставки в оформлении общественного пространства и детской площадки, примыкающей к школе, создают единый ансамбль.

Школа и прилегающая территория формируют цельный комплекс

И отсюда еще одно важное правило: работая над внешним обликом и интерьером учебного заведения, не забывайте о прилегающей территории. Школьный двор, спортивная площадка — важные части учебного процесса и весьма значимы для жизни детей.

Архитектура вне времени
Долговечные современные материалы удобны в эксплуатации

Здание, созданное сегодня, должно остаться актуальным и через 20, и через 30 лет. Поэтому технологии и материалы в таких проектах нужно использовать самые качественные и основательные. Здание школы должно быть не «модным», а, в первую очередь, долговечным.

Например, в проекте школы в Тольятти использовали высококачественный металлический профиль и стеклопакеты для устройства необычного «ячеистого» остекления. В интерьерах школы современные долговечные полимерные наливные полы сочетаются с яркими поверхностями стен, где комбинируется «голый» бетон и стены под покраску. Все решения долговечны и удобны в эксплуатации.

Гибкое пространство
Гибкое пространство

Легкие трансформируемые перегородки и мультифункциональные помещения уже давно используются в офисном дизайне. Что мешает применять их и в школе? Ноу-хау проекта в Тольятти — зал-трансформер, который может использоваться и как актовый и как спортивный. Архитекторы также разработали ряд дополнительных блоков-классов для иностранных языков.

По правилам, но не по шаблонам
По правилам, но не по шаблонам - проект от ai-architects

Как бы мы ни относились к строительным нормам для общеобразовательных школ, многие из которых перешли в современные регламенты из советских времен, с ними приходится считаться. В школе в Тольятти будут расположены 4 языковых класса (это входит в нормативную базу для российских школ). Также прилегающая к школе территория спроектирована из расчета 50 метров на каждого ученика, что также соответствует требованиям к учебным заведениям.

Однако, даже работая по устаревшим «советским» правилам, вполне возможно создать современную школу, в которой хочется учиться.

Школа, в которой хочется учиться ai-architects
О проекте школы в Тольятти от архитектурного бюро ai-architects

Площадь школы — 6714 м².

Площадь благоустроенного участника рядом со школой — 1,7 га.

Количество учеников: 352 человека.

Место: город Тольятии, Автозаводский район, улица Юбилейная, дом 73.

Авторы проекта: Иван Колманок, Александр Томашенко, Василий Сошников, Антонина Новицкая, Алена Бусыгина, Анна Федосеенко, Ирина Беляева, Рустам Исанчурин (архитектурное бюро ai-architects).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Лучшие блоги недели на «Меле» #14

«Хорошо подумайте, прежде чем уходить после девятого класса»

4 трогательных истории из практики коррекционного педагога

mel.fm

В Москве открылись школы, построенные по новым архитектурным проектам

По проектам компании «Терра Аури» в Москве построен ряд общеобразовательных школ современного формата. Продуманное функциональное зонирование в них сочетается с индивидуальным обликом и доступностью для всех категорий учащихся. Среди недавних проектов — трехэтажная пристройка к гимназии № 1514 на улице Крупской, общеобразовательная школа в Покровском-Стрешневе и новая школа на Болотниковской улице.

Общеобразовательная школа на 475 мест на улице Большая Набережная, вл.23, СЗАО, Покровское-Стрешнево

Четырехэтажная школа общей площадью 7892,9 кв.м рассчитана на 475 учеников и предназначена для второй и третьей ступени образования: основной (5-9 классы) и старшей (10-11 классы).

«На примере этого проекта нам удалось показать, что возможно размещать вместительные и современные школы на небольшом участке, при этом соблюдая все санитарно-эпидемиологические требования к социально значимым объектам. Для этого было четко выверено технологическое задание в соответствии с учебным планом школы, что позволило разместить достаточное количество учебных помещений в условиях дефицита площади», — рассказал руководитель архитектурной мастерской «Терра Аури» Дмитрий Темников.

Здание школы в виде неправильного многоугольника расположено внутри плотной городской застройки. Форма обусловлена расположением окружающих жилых домов и проездов в соответствии с принципами квартальной застройки. Главный вход в школу с восточной стороны участка ориентирован на улицу Большая Набережная. Парадное крыльцо оборудовано пандусом для маломобильных групп населения.

«Проектирование и строительство образовательных учреждений интересно сложностью решения технологических процессов, обеспечения требований безопасности, а также доступности маломобильным группам населения, — подчеркнул Дмитрий Темников. — Ведь результатом планирования и оборудования различных функциональных групп помещений должен стать объект, работающий как единый организм».

Школа располагает просторными учебными кабинетами, в том числе специализированными — для проведения творческих, лингвистических и естественнонаучных занятий. Также в здании находятся различные административные помещения, два спортзала, медпункт, столовая, актовый зал с артистическими комнатами.

Учебные помещения оснащены всем необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-вспомогательными и мультимедийными материалами для успешной реализации теоретической и практической части образовательной программы.

«Во всех проектах, будь то жилой комплекс, ДОУ или школа, особое внимание мы уделяем созданию запоминающихся и ярких фасадов. Школа на Большой Набережной не является исключением. Фасады отделаны фиброцементными плитами „под дерево“, панелями „под кирпич“, керамогранитом. Сочетание различной отделки фасада, собранное в гармоничную композицию, придает индивидуальный и современный облик зданию», — отметил руководитель архитектурной мастерской «Терра Аури».

Трехэтажная пристройка с подвалом, техническим подпольем и встроенным ИТП к зданию существующей гимназии № 1514 на улице Крупской, д.12, ЮЗАО, Ломоносовский

Трехэтажная пристройка с подвалом, техническим подпольем и встроенным ИТП к зданию существующей гимназии №1514 на улице Крупской, д.12, ЮЗАО, Ломоносовский

О расширении образовательного учреждения дирекция, педагоги и родители просили уже давно: ученики средних и старших классов с трудом размещались в главном здании. При этом число желающих обучаться именно в этой гимназии с каждым годом увеличивается, ведь она входит в пятерку лучших учебных заведений города; сюда приезжают дети даже из отдаленных районов Москвы.

Новый корпус рассчитан на 225 учеников и включает в себя: медицинский блок, спортивный зал, столовую, учебные кабинеты, лаборантские, кабинеты информатики, актовый зал на 374 места с подсобными помещениями, библиотеку с читальным залом на 30 мест и медиатекой на 11 рабочих мест.

«Детские сады и школы являются объектами особой социальной значимости. Реализуемая сегодня комплексная модернизация зданий образовательных учреждений, в том числе и за счет пристраивания к ним дополнительных объемов, позволяет не только улучшить функциональные и технические качества, но и преобразить их визуальный облик, оказывающий влияние на формирование архитектурной среды и эстетических воззрений учащихся. Пристройка на Крупской улице служит естественным продолжением существующего здания, она полностью подчинена единому архитектурному и художественному замыслу — от объемно-пространственных решений до декоративно-цветовых элементов фасада,— подчеркнул Дмитрий Темников.— Этот проект наглядный пример того, что даже в рамках определенного бюджета можно строить и развить социальную сферу. Главное своевременно и правильно выстроить приоритеты».

Трехэтажная пристройка с подвалом, техническим подпольем и встроенным ИТП к зданию существующей гимназии №1514 на улице Крупской, д.12, ЮЗАО, Ломоносовский

Школу также смогут посещать дети с ограниченными возможностями по здоровью: организована полноценная среда, позволяющая маломобильным группам населения (МГН) наравне с другими учащимися получать образование в соответствии с объемом и качеством образовательной программы. Помимо пандусов и расширенных входных зон, на дверях и внутри здания предусмотрена яркая контрастная маркировка.

Для инвалидов по зрению внутри пристройки созданы специальные тактильные направляющие полосы из керамической плитки или резиновой наклеивающейся ленты, обозначающие пути следования, препятствия и повороты.

Доступ МГН на все этажи здания обеспечивается при помощи лифта, в котором предусмотрены рельефные указатели, поручни, световая и звуковая информация. В кабинетах оборудованы ученические места для детей-инвалидов по одному для каждой категории МГН (нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха).

Начальная школа на 300 мест по адресу: Болотниковская ул., вл. 36А, ЮЗАО, Зюзино

Начальная школа на 300 мест по адресу: Болотниковская ул., вл. 36А, ЮЗАО, Зюзино.

Эта школа была спроектирована и построена за максимально короткие сроки — буквально за семь месяцев. Здание планировочно разделено на две части — учебную и общешкольную, между которыми в качестве связующего звена расположены рекреационные помещения. Учебная группа рассчитана на школу неполной I ступени (2,3,4 классы) обучения с обслуживающими помещениями. Общешкольная часть включает в себя спортивный и актовый залы, столовую, библиотеку-медиацентр, административные помещения, гардеробы учащихся, вестибюльную группу и фойе второго этажа.

Начальная школа на 300 мест по адресу: Болотниковская ул., вл. 36А, ЮЗАО, Зюзино.

Особое внимание в проекте уделено дизайну фасадов, колористическое решение которых увязано с окружающей застройкой, а структура распределения цветовых акцентов призвана выявить во внешнем облике здания его планировку и расположение ключевых функциональных блоков.

В качестве основного цвета фиброцементных плит облицовки навесного фасада выбран терракотовый оттенок, напоминающий кирпичную облицовку соседних жилых домов типовых серий. Конструктивный продольный шаг несущих колонн обозначен на фасаде вертикальными светло-оранжевыми полосами, между которыми в кажущемся случайном порядке расположены вертикальные полоски красного, лимонного и бежевого цветов. Они совпадают с простенками и импостами больших витражей.

Начальная школа на 300 мест по адресу: Болотниковская ул., вл. 36А, ЮЗАО, Зюзино.

Крупные помещения — такие, как спортивный зал, — акцентированы на фасаде при помощи серого фонового цвета облицовки и нарезкой узких вертикальных полосок серого, оранжевого, красного и лимонного цветов в простенках.

Венчающая фасадные плоскости светло-серая полоска карниза, опоясывающая все здание, нивелирует яркие цветы и замыкает их внутри четко обозначенного периметра стен.

Начальная школа на 300 мест по адресу: Болотниковская ул., вл. 36А, ЮЗАО, Зюзино.

"Сегодня в новом здании мы имеем светлые классы, оборудованные по последнему слову техники, высокие потолки, большой спортивный и актовый зал, широкие коридоры. Такую удобную планировку школ я давно не встречала. Очень хорошие условия для работы с учебниками и художественной литературой: большое книгохранилище, вместительная библиотека и удобный читальный зал. Школа полностью адаптирована для обучения детей с инвалидностью: пассажирские лифты, пандусы, широкие проходы между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске. Также удобно, что входные зоны в подвальные помещения, где размещены все инженерно-технические приборы, выведены на внешнюю сторону школы«,— рассказала заслуженный учитель РФ, директор средней общеобразовательной школы № 1279 с углубленным изучением английского языка Раиса Анисимова.

Начальная школа на 300 мест по адресу: Болотниковская ул., вл. 36А, ЮЗАО, Зюзино.

В каждом классе установлены интерактивные доски и проекторы. В школе даже есть собственная кинобудка, где можно транслировать учебно-просветительские видеоматериалы на широкоформатном и 3D экране. На третьем этаже предусмотрено помещение для танцев с небольшой сценой, различными музыкальными инструментами и яркой светодиодной подсветкой.

Начальная школа на 300 мест по адресу: Болотниковская ул., вл. 36А, ЮЗАО, Зюзино.

«Самая большая гордость и радость — это спортивный зал. Я от него в восторге! Когда к нам приезжал мэр Москвы Сергей Собянин, то он был приятно удивлен и даже спросил: — Это что спортивная школа?! И действительно, здесь есть все, чтобы считаться таковой: и баскетбольная, и волейбольная сетка, и настольный теннис, и турникеты, и огромное количество различного спортивного инвентаря. В нашей школе физкультурные занятия со старшеклассниками проводит участница олимпийских игр. Она как раз принимала оборудование для спортзала в новой школе. Ей настолько все понравилось, что я разрешила там проводить соревнования», — поделилась впечатлениями Раиса Анисимова. По ее словам, новая школа — это, прежде всего, комфортные условия для учебы, работы и общения между сверстниками.

Источник: АрхСовет

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

urbanlook.ru