Квартиры на Электрозаводской в строящихся домах на карте Москвы. Дом на электрозаводской
Особняк Носова — здание в стиле модерн
Когда подходишь к деревянному особняку недалеко от метро «Электрозаводская», возникает ощущение, что попадаешь на дачу начала прошлого века – с замечательной круглой верандой, резными деревянными ограждениями и перилами. Это редчайший для Москвы образец деревянного модерна, в котором прослеживается влияние франко-бельгийского варианта стиля. Знаменитый архитектор Лев Кекушев построил дом по заказу фабриканта Василия Дмитриевича Носова. Его отец со своими братьями основал небольшую ткацкую фабрику на берегу Хапиловского пруда в первой половине 19 века. За несколько десятилетий предприятие заметно разрослось. Василий Дмитриевич, долгое время возглавлявший семейный бизнес, с 1880-х годов жил в нынешнем доме № 1 по Малой Семеновской улице. А потом решил переехать, оставив особняк единственному сыну, Василию Васильевичу, и его жене Евфимии Павловне, урожденной Рябушинской. Новый дом по соседству Носов решил строить в дереве: во-первых, чтобы ускорить работу; кроме того, деревянные стены лучше держат тепло, чем кирпич, и в них более «здоровый воздух» - рассказывает в своих «Воспоминаниях» внук В. Д. Носова Ю. А. Бахрушин.
Дом был разделён на мужскую и женскую половину. Вдовец Василий Дмитриевич и мужская прислуга поселились в первом этаже, а наверху жила младшая из шести дочерей Носова – Августа. На праздники в доме собиралось всё большое семейство; особенно широко праздновали масленицу.
В советские годы в особняке с круглой верандой разместился детский сад, затем его сменило общежитие, после – НИИ шерсти… С 1989 года здесь находится нотно-музыкальный отдел Российской Государственной библиотеки для молодёжи.
Предыдущие реставрационные работы по особняку проводились более 10 лет назад - в период 2000-2006 годов. К 2012 появились проблемы с кровлей – начались протечки, локальные точечные ремонты не помогали. На фасаде появились трещины, места с «бухтящей» штукатуркой, особенно пострадали восточный и северный фасады. Деревянный декор из-за нарушения лако-красочного слоя начал подгнивать и фрагментами требовал замены.
В 2015 году была проведена покраска и ремонт штукатурной поверхности фасадов, деревянные конструкции фасада, мансарды, кровли и веранды были обработаны огнезащитными и антисептическими покрытиями, выполнена ее гидроизоляция.
um.mos.ru
Особняк купца В.Д. Носова на Электрозаводской ул. 12/1: фото, время работы, как добраться и что посмотреть
Фото Особняка купца В.Д. Носова на Электрозаводской
Особняк В.Д. Носова – двухэтажный дом московского купца-старообрядца Василия Дмитриевича Носова. На сегодняшний день здание является филиалом Российской государственной библиотеки молодежи, в котором расположены Историко-культурный центр «Особняк купца В.Д. Носова», Центр русского модерна и Нотно-музыкальный отдел.
В 1902 году в связи с женитьбой своего сына Василия на Евфимии Рябушинской - дочери известного столичного предпринимателя и коллекционера П.М. Рябушинского, Василием Дмитриевичем было принято решение старый дом, находившийся на Введенской площади, подарить новобрачным, а для себя возвести новый особняк. Так, всего лишь через год, в 1903 г., Носов-старший переехал в только-что возведенный дом на Электрозаводской улице 12.
Проект особняка принадлежит русскому зодчему Л.Н. Кекушеву, автору таких известных построек в Москве, как Гостиница «Метрополь», Особняк О.А. Листа, Особняк и доходный дом А.И. Кекушевой на Остоженке, Иверские торговые ряды на Никольской, здание железнодорожного вокзала в Царицыно и др.
Изначально Носов хотел построить дом исключительно по увиденному им в американском журнале образцу но, в процессе строительства (апрель-ноябрь 1903 г.) особняк пережил многочисленные изменения. В результате был возведен деревянный дом в два этажа на каменном полуподвале, с фигурными козырьками, обширными террасами и деревянным резным декором.
Любящий все новое купец Носов задумал особняк, максимально обустроенный для жизни. Его дом был оборудован централизованным водяным отоплением, холодным и горячим водоснабжением. Носовы проживали в доме до октябрьской революции, после которой семья была выселена, а особняк национализирован. В советские времена в здании располагались Пролетарский музей, детские ясли, общежитие для работников швейной фабрики, а также Дом культуры.
За 70 лет советской власти большая часть деревянных деталей отделки была утрачена, изначально открытые балкон и веранды были застеклены, снесены крыльцо и веранда с южной стороны дома, в подвальном помещении устроены санузлы, а к северо-восточному крыльцу было достроено одноэтажное здание.
В 1989 году особняк Носова был передан на баланс Государственной республиканской юношеской библиотеке, а с 1991 года начались полномасштабные работы по реставрации здания, которые успешно завершились в 2009 г.
Особняк В.Д. Носова расположен в шумном промышленном районе столицы, спрятавшись между многочисленными сооружениями Электрозавода. Правда, оказавшись во внутреннем дворике, практически никаких посторонних звуков не слышно.
Особняк выполнен в манере загородной дачи с обтекающей дом верандой. Хотя такой стиль не свойствен классическому модерну, но, тем не менее, он полностью укладывался в рамки старообрядчества. Для староверцев жилище – это их крепость, они очень ревностно относились к своему имуществу и приватности. Именно это и можно заметить по расположению окон в особняке – верхние находятся на такой высоте, что в них невозможно заглянуть, а те, которые снизу, трехчастные, утоплены и слегка прикрыты скамейками.
В декоративной отделке фасада здания использованы разнообразные фигурные резные обрамления и козырьки.
Фасад со стороны главного входа украшен открытой верандой с резным деревянным декором.
Кроме основного входа в дом, есть еще три дополнительных, в декоративном оформлении не схожих между собой.
Большие арочные окна выдержаны в едином с домом стиле – модерн.
В отделке интерьера особняка преобладает дерево – им полностью оформлены прихожая, дверные обрамления, двухмаршевая лестница, нижние части стен кабинета и холла.
Деревянная скамья между этажами выдержана в одном стиле с лестницей.
Окна в особняке обрамлены изящными рамами.
Дорога из сеней ведет в большой зал, который когда-то был гостиной Носовых. Здесь размещен оригинальный буфет-камин, украшенный керамическим декором и латунным экраном.
Сегодня в гостиной периодически проходят музыкальные и литературные вечера.
На втором этаже также неплохо сохранились камин, дверные ручки, оконные рамы и стекла, системы отопления, решетки батарей.
На стенах подвешены портреты семьи Носовых.
Веранда над главным входом находится в прекрасном состоянии, правда, деревянные рамы заменены на стеклопакеты.
Сегодня особняк В.Д. Носова открыт для всех желающих. В читальном зале можно поработать за компьютером, а в соседнем, где размещена фонотека, послушать любую интересующую звукозапись. Иногда здесь проходят концерты вокальной, джазовой и классической музыки, реже – выставки современной графики и живописи.
Один раз в неделю в особняке проводится бесплатная экскурсия, в которую включены посещение открытой веранды на втором этаже и просмотр документального кинофильма о семье Носовых.
Адрес: г. Москва, ул. Электрозаводская, 12/1, ближайшая станция метро «Электрозаводская».
График работы: пн.-пт. – 12:00-19:00.
mos-holidays.ru
Новостройки у метро Электрозаводская от 6.85 млн руб в Москве
Станция метро "Электрозаводская" находится на Арбатско-Петровской линии. Она имеет наземный вестибюль и один выход в город. Свое название станция получила за близкое расположение электрозавода имени Куйбышева.
В настоящее время в этом районе активно ведутся строительные работы. Новостройки у метро "Электрозаводская" идеальны для тех, кто предпочитает спокойную размеренную жизнь вдали от шумного городского центра. Здесь время немного замедляет свой бег, позволяет прочувствовать каждый момент жизни и отдохнуть от суеты.
Инфраструктура района довольно развита. Недалеко от метро находится большое количество детских садов, школ и высших учебных заведений, в частности – Московский институт международных экономических отношений. Пополнить запас знаний можно также в Российской государственной юношеской библиотеке. Несмотря на обилие интернет-ресурсов, она является популярной среди учащихся. Потому строящиеся дома у "Электрозаводской" находят хозяев среди семей, в которых подрастают дети. Для них в этом районе также находится спортшкола олимпийского резерва, где можно не только укрепить тело и дух, но и вырастить настоящих спортсменов – будущую гордость страны.
Культурно провести время можно в театре Кирилла Ковалева, расположенном в районе метро. Строящиеся дома всегда обрастают еще большим количеством заведений, призванных скрашивать досуг, с удобством совершать шопинг или ухаживать за собой.
Для тех, кто хочет перекусить быстро и недорого, недалеко от станции действует столовая. Любителям более изысканных блюд стоит посетить ресторан или кафе, которые тоже имеются в наличии.
Новостройки всегда предпочтительнее старого дома. Во-первых, в отношении планировки: она более современная, квартиры – теплые и просторные. Кроме того, делая ремонт, можно сразу обустроить жилье по своему вкусу, внести необходимые изменения, не занимаясь демонтажом старых конструкций. Дома имеют продолжительный срок эксплуатации, не придется столкнуться с вышедшими из строя коммуникациями.
mskguru.ru
Электрозаводская: пять домов - пять историй.
Старообрядцы братья Носовы - основатели суконно-шерстяной фабрики на берегу Хапиловки - были простыми ткачами. В 1829 г., основали на берегу Хапиловского пруда небольшую фабрику, выпускавшую драдедамовые платки. Браться сами ткали, красили и сушили платки, а жены их делали бахрому. К 1880 году на фабрике работали более 1000 человек.Главой дела в продолжение многих лет был сын одного из основателей – Василий Дмитриевич Носов. Именно он заказал себе у архитектора Л.Н.Кекушева новый особняк в модном стиле «модерн», который и был выстроен по соседству на берегу речки Хапиловки в 1903 году.
Любящий все новое В.Д.Носов задумал свой дом со всеми достижениями комфорта того времени: водяным отоплением, горячей и холодной водой. Вместе с тем, дом строился не каменный, а деревянный – для того, чтобы в нем был более здоровый воздух, лучше сохранялось тепло. И кстати, утверждается, что это единственное в Москве деревянное здание в стиле модерн. Считается, что по стилю дом напоминает швейцарское шале, что это ранний франко-бельгийский модерн, а я скажу - это же дача (та самая русская dacha, что не переводится ни на один язык). С террасками, балкончиками и прочими милыми сердцу атрибутами загородного быта.
А какие решетки...
Облик особняка (помимо архитектора, конечно) по-видимому определяла жена сына В.Д.Носова Евстафия Павловна. Она была из семьи Рябушинских (еще одна история, которую, надеюсь, расскажу) и близка к кругам художественной интеллигенции В доме она устроила художественный салон, где ставились пьесы А. Толстого и М. Кузмина. Портреты хозяйки дома писали К.А. Сомов и А.Я. Головин, ее скульптурный бюст лепила А.С. Голубкина. В коллекции русской живописи Е. П. Носовой были картины Рокотова, Боровиковского, Венецианова, Кипренского. По примеру П.М. Третьякова, Евстафия Павловна собиралась со временем передать коллекцию городу, а сам дом сделать своеобразным музейным экспонатом. Архитектор И.В. Жолтовский построил в особняке парадный столовый зал, три стены которого должен был расписывать В.А. Серов. Эскизы росписи, по отзыву И.Э. Грабаря, изобиловали «чудесными деталями и хитроумными выдумками», но воплощены не были – художник вскоре скоропостижно скончался. Для отделки парадной лестницы Е.П. Носова пригласила М.В. Добужинского.После революции Е.П. Носова уехала за границу и дожила там до преклонных лет. В доме сначала открыли Пролетарский музей, потом детские ясли, Дворец культуры и, наконец, Дом комсомольца и школьника. К счастью, сведения интернета о том, что интерьеры полностью уничтожены, не соответствуют действительности. Дом - это объект культурного наследия федерального значения. Сейчас в нем располагается филиал Российской Государственной юношеской библиотеки, там проводятся выставки, и если внимательно следить за анонсами, то туда можно попасть. Суда по фото (можно посмотреть здесь) оно того стоит: красиво очень!
Дом второй - готика +?
Почти точно напротив дачи Носова высятся башни вот этого сооружения, напоминающего готический замок, особенно если смотреть вот так - снизу вверх. Такова была промышленная архитектура в годы первой мировой войны (!!). Это всего-навсего завод.История здания такова. Оно было заложено в 1915 году как завод Товарищества русско-французских заводов «Проводник». Это было крупная фирма, производившая изделия из резины и каучука, – от галош до автомобильных шин, – а ее отделения и магазины располагались по всей России. Сами заводы находились в Риге, но с началом Первой мировой войны были эвакуированы из-за угрозы немецкой оккупации. Вот для этого эвакуированного завода и строилось столь роскошное здание.
Строительство завода было приостановлено с революцией, и лишь в 1925 году было решено его закончить, но уже без сложных готических украшений. Так что от первоначального замысла остался только этот фасад. Здание правда все равно производит впечатление и неплохо гармонирует с "парадным" фасадом. Хотя конечно совсем не то...
Оно было достроено в 1926 году, к 1928 году сюда стали переводиться производственные предприятия, занимающиеся изготовлением электроламп. Предприятию было присвоено название «Электрозавод», позднее - МЭЛЗ. Сейчас, судя по вывеске, опять Электрозавод. Здание достаточно запущено, и там располагается уйма мелких фирм и фирмочек, а к комплексу Электрозавода относится множество построек самых разных эпох и архитектур. Часть их покажу немного дальше.
Дом третий - модерн плюс Сталинский ампирКак я уже писала, в начале 20 века эти места были бедной рабочей окраиной Москвы под названием Хапиловка (по имени речки). В феврале 1901 года городская дума постановила построить 10 «народных театров» на окраинах города. Один из них было решено создать как раз в этих местах - на Введенской площади. Церковники было против (рядом храм), тогда местные фабриканты составили петицию в защиту немедленного строительства: «Город собирается строить не какой-нибудь балаган, способный возмутить общественную благопристойность, а театр, то есть учреждение, причисленное теперь к числу учреждений образовательных».В 1903 году народный дом был всё-таки построен и вскоре поставил первый спектакль. Введенский народный дом был единственным муниципальным народным домом в Москве до 1914 года, а его бессменным попечителем был А. А. Бахрушин.
После революции 1917 года народный дом продолжал работать как «рабочий дворец». В 1947 году сюда был перенесен Театр имени Моссовета (площадь стала площадью Журавлева). Для новых постояльцев старое здание было надстроено в стиле позднего сталинского ампира. Новое здание использует старые фундаменты, несущие стены и основу планировки 1903 года. И получилось вот это...
На новом месте театр Моссовета потерял старых зрителей и в итоге в 1959 переехал обратно в центр. Здание было передано Дворцу культуры МЭЛЗ, пик его славы пришелся на 1988 год, когда здесь была премьера Ассы с выступлениями всех звезд русского рока. В 2009 году ДК МЭЛЗ был переименован в «Дворец на Яузе».
Вот такая разная и причудливая судьба трех зданий, стоящих буквально на одном пятачке и выстроенных примерно в одну эпоху. Два других здания - это другие эпохи, и расположены они чуть дальше - в нескольких сотнях метров от "пятачка".
Дом четвертый - "Лужковская" архитектура
Жилой комплекс "Солнечная арка" с аркой высотой 11 этажей на берегу Яузы был сдан строительной компанией мадам Батуриной в конце 2009 года. К сожалению, за исключением цен на квартиры и особенностей инфраструктуры, никаких интересных сведений о нем найти не удалось. Хотя дом, если не спорить о вкусах, очевидно нетривиальный.Вот такое на нем сбоку архитектурное излишество
Если забраться по наружной лестнице на уровень второго этажа, то открывается вид на квартал, где расположены разнообразные здания Электрозавода.
И последний пятый дом - древнерусской зодчество.
Этот храм заслуживает более подробного рассказа, но я буду краткой.Храм Покрова в Рубцове появился благодаря тому, что здесь располагался загородный дворец первого Романова - Михаила Федоровича. Царь жил здесь пока обстраивался Кремль после разрушения его поляками. Храм был построен в 1628 году в память отражения гетмана Сагайдачного, едва не взявшего приступом Москву на Покров 1618 года.Церковь очень красивая и кажется даже древнее своего начала 17 века.
Вот такое путешествие через эпохи и архитектурные стили. Интересное и... грустное. Или только для меня грустное?
moscow-i-ya.livejournal.com
Особняк Носова и его интерьеры: шик и изящество на Электрозаводской
Прямо напротив главного входа в Электрозавод, на одноимённой ему улице стоит деревянный особняк в стиле модерн. Это творение самого Льва Кекушева, построенное для фабриканта Василия Дмитриевича Носова. Редкий пример деревянного модерна в Москве, он ещё и прекрасно сохранил свои интерьеры. Мебель, камины, напольная плитка, деревянная лестница, оконные рамы, люстры — всё осталось с 1903 года почти без изменений.
Так давайте же пройдёмся по этим интерьерам и узнаем, кто такие Носовы и почему они построили свой особняк именно здесь, посреди фабрик и заводов —>
Дело основали трое братьев – Василий, Дмитрий и Иван Носовы, в начале 19 века они были простыми ткачами. Тем не менее, накопили стартовый капитал, и в 1829 году открыли текстильную фабрику на окраине Москвы, в Семёновском, у Хапиловского пруда. Начинали с женских платков, потом – сукно для армии, большие объёмы ткани продавали на Кавказ, где из неё делали черкески. В 1880-е «Промышленно-торговым товариществом мануфактур братьев Носовых» управлял сын одного из братьев-основателей, Василий Дмитриевич Носов. У них имелся амбар-офис в Большом Черкасском переулке, магазин в Лубянском пассаже. Территория фабрики растянулась на половину длины Малой Семёновской улицы и вдоль берега речки Хапиловки. Работало в то время на ней больше 1000 человек.
Фабрика Носовых. На переднем плане — Малая Семёновская улица, по левому краю кадра — старый особняк Василия Дмитриевича Носова, правее его сад с фонтаном и оранжереями. Ещё правее начинаются фабричные корпуса. А перед ними по линии Малой Семёновской — ещё один сохранившийся особняк Носовых. Правее — плотина Хапиловского пруда, выводившая в то время к Суворовской улице. Все фабричные корпуса, расположенные слева от плотины, сохранились, те, что справа снесены.
Сам Василий Дмитриевич жил здесь же, у фабрики. В 1872 году он купил участок на углу Лаврентьевской и Малой Семёновской улиц и построил собственный дом. Особняк рядом с фабрикой — типичная история для начала и середины 19 века, но даже на рубеже 20 века такое ещё бывало.
Василий Дмитриевич Носов с шестью дочерьми.
Купец Носов был женат на Клавдии Жучковой и у них родилось 7 детей – 6 дочек и один сын. Жена Носова очень рано умерла, и все семейные дела и забота о детях легли на плечи Василия Дмитриевича. Большинство детей не обрадовали его своим выбором женихов или невест. Лишь только дочка Вера, на радость отцу, вышла замуж за купеческого сына Алексея Александровича Бахрушина, коллекционера и основателя театрального музея. Дочь Екатерина вышла замуж за мелкопоместного дворянина Силина, отец не был в восторге. Варвара влюбилась в князя Александра Енгалычева, отец только через полтора месяца рыданий и упрашиваний своей дочери дал ей благословление. Купец Носов следовал патриархальным и консервативным купеческим традициям и считал, что его дети должны создавать семьи тоже только с купеческими детьми, из своего сословия. Дворяне уже не котировались. Сын Василий, вроде бы, выбрал себе дочку Павла Михайловича Рябушинского, купца и текстильного фабриканта. Но и тут отец был недоволен. Рябушинские считались скандальной семьёй, например, отец невесты, купец-старообрядец Павел Михайлович, развёлся со своей первой женой, и в 50 лет украл 18-летнюю невесту младшего брата, женившись на ней.
Старый особняк Носовых, в котором поселился сын Василий с женой Евфимией.
Василий Васильевич Носов в 1902 году женился на красавице Евфимии Павловне Рябушинской, и поселились молодые в доме отца Василия Дмитриевича на Введенской площади (нынешняя площадь Журавлева). Поначалу отец жил вместе с ними и со своей незамужней сестрой. Но потом что-то незаладилось, по одной версии Василий Васильевич не сошёлся характером с женой сына, по другой версии он просто не хотел мешать молодым. В 1903 году он решил построить себе отдельный новый дом, пригласив для работы архитектора Кекушева.
Окончательный вариант проекта дома Носова.
Первый проект был в стиле фахверк, дом предполагался каменным. Носову не очень понравилось, он попросил переделать проект, к тому же хотел дом построить как можно быстрее, в дереве. Второй проект тоже не устроил заказчика, и только третий был реализован. Дом построили в 1903 году за 10 месяцев.
Дом напоминает американские коттеджи второй половины 19 века, прямых аналогов в Москве нет. Аналоги только дачные, а этот дом городской.
Входим на территорию особняка с Элетрозаводской улицы. Ворота в стиле модерн новые, подлинная ограда была утрачена в советское время.
Кекушев проявил себя мастером работы над деревом в этом особняке. Центральная секция веранды изначально не была застеклена.
А вот как дом выглядел до революции.
В советское время вся веранда целиком, да ещё и балкон сверху, были застеклены. Фотография 1980-х годов.
Шикарная деревянная резьба.
Входим внутрь. На бывшей кухне сохранилась напольная метлахская плитка немецкого производства, фирмы Villeroy & Boch.
Это гостиная на первом этаже. Многие предметы мебели чудом сохранились, проектировал их сам Кекушев. Подлинны и деревянные двери с витражными вставками. Потолок — простой, по принципу рационального модерна, тут нет безумных гнутых линий франко-бельгийского ар-нуво. В советское время в особняке разместился дом пионеров, это был его актовый зал. Сейчас — музыкальная гостиная.
Самое интересное в гостиной — камин-сервант.
Керамика выполнена в Абрамцевской мастерской, возможно, при участии Врубеля.
Эта люстра тоже подлинная, как и почти все светильники в доме.
Переходим в соседнее помещение — малую гостиную. Парадная часть дома небольшая — всего две гостиных, остальные — жилые и функциональные. Если в 18 и в большей части 19 века в жилых особняках доминировала анфиладная планировка, с множеством бальных и парадных комнат, то к началу 20 века основной упор делался на жилые помещения, особняки эволюционировали в сторону привычной нам квартирной или коттеджной планировки.
Вся изначальная оконная столярка сохранилась, в том числе ручки и шпингалеты.
Из малой гостиной попадаем в холл. Перед нами главный вход в особняк. Подобные массивные деревянные двери — частое явление в творчестве Льва Кекушева.
Гости, посещавшие Носова, сами оставляли в прихожей верхнюю одежду, никаких швейцаров и камердинеров не было, хотя слуги в доме имелись.
Крючки в стиле модерн, сохранившиеся с 1903 года.
Следующая комната — кабинет хозяина. Ещё один Амбрамцевский камин, а слева — пальто, в котором Носов ходил последние два года жизни. Люстра и настенные бра изначальные, только плафоны уже советские.
Василий Дмитриевич до 1912 года управлял фабрикой и работал в этом кабинете. После революции особняк и фабрики отняли, но первое время Носов состоял в комитете по созданию текстильных фабрик. Дожил он до 1920 года. Бышая Носовская фабрика с тех пор называлась «Освобождённый труд».
Стол, стулья и письменные принадлежности взяты из музея фабрики «Освобождённый труд». Скорее всего за ними работал управляющий, возможно сам Василий Дмитриевич.
Купец Носов страстно увлекался охотой и рыбалкой, ездил охотиться в окрестности подмосковного имения Дорохово. Над дверью висят его ружьё и охотничий трофей. Вообще, Носов вёл здоровый образ жизни, до конца своих дней каждое утро обливался двумя вёдрами холодной воды, катался на лыжах, даже учредил в Сокольниках лыжное общество.
Реклама товарищества Носовых.
Взгляд на веранду.
А это бывшая спальня Василия Дмитриевича, здесь мебель не сохранилась.
Зато остался изначальный светильник.
Видимо, комнатка для мужской прислуги рядом со спальней.
Из гостиной лестница ведёт на второй этаж. Мастерство Кекушева во всей красе.
Потолок лестничного холла с сиренами и Змеем-Горынычем.
Лестница и окно с мотивами ар-нуво. Слева — изящная скамейка в том же стиле.
Вид в обратную сторону.
Поднимаемся по лестнице на второй этаж и оказываемся на этой площадке. Справа за дверью — чёрная лестница.
Холл второго этажа. Отсюда выход на балкон.
Виды с балкона сейчас не лучшие.
Все оконные рамы подлинные. Несмотря на то, что это 1903 год, расстекловка выглядит очень современно. Окно справа больше похоже на окна советских панельных домов, чем на дореволюционные.
Второй этаж — это женская половина дома. Помимо женской прислуги тут жила Августа — младшая дочь Василия Дмитриевича. Комната с очередным абрамцевским камином — кабинет Августы Носовой.
Все три камина — разные. В двух из них, помимо майоликовой плитки, есть вставки из кованной меди.
Подлинная лампа в одной из комнат на втором этаже.
Вставка в одной из дверей.
Бышая спальня Августы Носовой, сейчас — кинозал.
Спускаемся вниз по чёрной лестнице.
Вокруг особняка Носова теперь сплошные заводы и фабрики. С одной стороны — бывшая Носовская фабрика, а напротив — Электрозавод. Но, в 1903 году такого не было. Между особняком и фабрикой Носова умещался сад с гротом, фонтанами и оранжереями. Участок выходил прямо к речке Хапиловке, а на её другом берегу, на месте Электрозавода ещё оставался живописный луг. С балкона было видно Яузу, сквозь невысокие деревянные дома и сады напротив. Больше 10 лет Василий Дмитриевич наслаждался прекрасными видами, но в 1915 году бывшие луга выкупило товарищество Проводник, резиновое производство которого эвакуировали из Риги, по случаю первой Мировой войны. По проекту Клейна и Евланова был построен огромный заводской комплекс. Но уже через два года грянула революция и Носова выселили из собственного дома. В советские годы в здании бывшего «Проводника» разместился Электроламповый завод, к нему в 1926 году провели первую в Москве электрифицированную ветку железной дороги. Речку Хапиловку окончательно забрали в коллектор только в 1970-е годы, тогда же спустили и одноимённый с ней пруд.
В советское время в особняке Носовых находился пролетарский музей, детский сад, дом культуры и дом пионеров. Несмотря на всё это, интерьер на удивление хорошо сохранился. С конца 1980-х, и с перерывами до 2008 года шла реставрация. Сейчас дом занимает нотно-музыкальный отел библиотеки молодёжи.
В завершение полюбуемся ещё раз деревянной резьбой авторства Льва Кекушева. Творческий пик архитектора пришёлся именно на 1900-е годы, на эпоху раннего модерна, а после 1910-го года архитектор почти ничего не строил. Его последнее здание расположено неподалёку от особняка Носова, на Преображенке, — это старообрядческая больница, возведённая в 1912 году. Долгое время не было известно, что потом случилось с архитектором, и до какого года он дожил. Тем не менее, в дореволюционных справочниках Лев Николаевич упоминается вплоть до 1917 года. В 2006 году найдена автобиография дочери Кекушева, которая пишет, что с 1913 года архитектор страдал психическими заболеваниями и был помещён в психиатрическую больницу. Умер, видимо, в 1917-1918 годах.
Над публикацией работали:
Текст: Александр ИвановФото: Александр Усольцев
Также может быть интересно
Эта запись была опубликована в Среда, мая 18, 2016 в 16:37 в теме: ГОРОД, Особняки. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .
moscowwalks.ru
Первоначально проект особняка представлял собой стилизацию фахверковой постройки в стиле Тюдор. Однако в окончательном варианте архитектор создал сооружение, напоминающее современные европейские загородные дома и виллы с обширными террасами, фигурными козырьками, деревянными резными обрамлениями. |
2. Очень красива ажурная деревянная терраса, где расположен главный вход в дом. |
Начнем с первого этажа... |
3. Кабинет В.Д. Носова. |
4. Справа над стулом надпись "Промышленно-торговое товарищество мануфактуръ братьевъ Носовыхъ" |
5. Стол В.Д. Носова. |
Василий Дмитриевич Носов был сыном старообрядцев братьев Носовых - основателей суконно-шерстяной фабрики на берегу Хапиловки. Он продолжил дело своих отцов и к 1880 году на фабрике работало более 1000 человек. Рядом по соседству им был выстроен дом в стиле модерн, проект которого был заказан архитектору Л.Н. Кекушеву в 1903 году. |
6. С конца 1980-х годов по 2008 год (с перерывами) в здании проходила реставрация, вернувшая первоначальный облик некоторым элементам внутренней отделки. |
7. Камин. |
8. Часы. |
9. Дверь. |
10. Парадная двухмаршевая лестница с огромным окном. |
11. Потолок над лестницей. |
12. Центральным элементом холла является камин, в отделке которого применены абрамцевские майоликовые изделия и кованая медь. В этом раньше находилась большая столовая, где как раз и проходили большие семейные обеды. |
13. В доме располагается хранилище Российской Государственной Юношеской Библиотеки. |
14. В доме открыт Историко-культурный центр для молодежи. |
15. Холл с центральным входом. Здание возводилось не из кирпича, а из дерева - это, по мнению деда, и ускоряло стройку, с которой он спешил, и имело свои преимущества для житья - более здоровый воздух в помещениях, сохранение тепла и т.д. |
16. |
17. |
18. Первые проекты дома. |
19. В одной из комнат сохранилась старая плитка. |
20. Вешалка. |
21. В здание можно попасть в будний день с 11 до 18, или прийти на концерт. |
22. |
23. Оконные рамы очень тщательно прорисованы и качественно выполнены, как и в остальных кекушевских постройках. |
24. Окно обращено в сад. |
25. |
И второй этаж... |
26. Наверху жила барышня младшая дочка Августа и женская прислуга. |
27. Уклад жизни в доме был русский степенный, но не купеческий. |
28. Самовар не стоял весь день на столе, здесь не потчевали до одурения, и не было послеобеденного сна. |
29. Масленичная трапеза длилась часами, блины подавались на всякие вкусы: и тонкие, и пышные, и с ветчиной, и со снетками, и с яйцами. Лососина как то особенно промораживалась и изготовлялось носовское фирменное блюдо - маринованные рыбьи хрящи и еще какие-то своеобразные яства. |
30. Большие окна впускают много света. |
31. Окна во всех кекушевских постройках всегда разные. |
32. Фотографии архитектора Л.Н. Кекушева с женой в имении Некрасова Райки. Про усадьбу Райки и кекушевские постройки в этом имении можно почитать у меня здесь. |
33. Камин на втором этаже. |
34. Будуар-кабинет Августы. |
35. На 2-м этаже (справа) висит копия работы художника Константина Сомова: "Портрет Е.П.Носовой", 1911 г, (оригинал хранится в Государственной Третьяковской галерее). А слева портрет Е.П.Носовой работы Александра Яковлевича Головина,1916 год (оригинал хранится в Государственном Историческом музее). |
36. |
37. Выход на веранду. |
38. Обязательно загляните сюда, а я пока подготовлю фотографии экстерьера особняка и несколько видов соседнего "Электрозавода". |
deadokey.livejournal.com
Прогулка по Электрозаводской: melanyja
Первым крупным объектом, около которого задержалась экскурсия, был дворец на Яузе. Введенский народный дом был построен в 1903 г. Архитектор - И.А. Иванов-Шиц. Идея народного дома заключалась в просвещении рабочих, создании на рабочей окраине культурного объекта, в котором мог быть театр, библиотека, концертный зал. Введенский народный дом находился под покровительством мецената Алексея Бахрушина, родственника фабрикантов Носовых, владевших предприятиями в этом районе.В 1940-х здание народного дома было перестроено, здесь располагался театр имени Моссовета, телестудия, Дворец культуры «МЭЛЗ», и сейчас здесь бывают музыкальные и театральные программы. А вот как дворец выглядел первоначально:
Сравним с современным обликом.
Дворец находится на площади Журавлёва, бывшей Введенской. По пути от метро Электрозаводская можно увидеть красивые особнячки, например, дом купцов Степана и Тихона Шелаевых
Введенская площадь была образована в 1800 году на месте бывшего прачечного пруда, названа по имени Введенской церкви, разрушенной в 1930-е. В районе Яузы и Хапиловки в конце XIX века возник рабочий квартал.
Следующий объект – электрозавод, давший название району и метро. Завод электрических ламп возник в 1906 году на основе мастерской, в 1913 году организуется фабрика, которая приобретает участок в районе впадения речки Хапиловки в Яузу. В 1914-17 гг. по проекту архитектора Евланова создаётся здание завода в готическом стиле, которое потом достраивалось после революции.
На углу Введенской площади напротив Электрозавода располагается особняк фабриканта Носова. Промышленно-торговое товарищество братьев Носовых было учреждено в 1880 году в Москве для содержания суконно-шерстяной фабрики. Старообрядцы Носовы начинали с простых ткачей, первая фабрика была основана ими в 1829 году на берегу Хапиловского пруда. Потомок одного из братьев В.Д. Носов построил особняк на Введенской площади. Его зятем был Бахрушин, попечитель народного дома на Яузе. А сын Носова женился на представительнице другой знаменитой фамилии – Евфимии Рябушинской. После свадьбы сына В.Д. Носов отдал старый особняк молодой семье, а для себя построил деревянный дворец.
Архитектор – знаменитый творец московского модерна Л.Н. Кекушев. В особняке, построенном в 1903 году, имелись все удобства – отопление, горячая вода, но при этом сохранялся облик уютного домика с оранжереей во дворе.
Экскурсия продвигается к дому, который был построен в середине XIX века, а сейчас является общежитием фабрики "Освобожденный труд".
К сожалению, на экскурсии было очень много народа, Дениса не всегда было слышно, и историю этого дома я не расслышала.
По фасаду там советская отделка, а во дворе осталась дореволюционная
Дальше осматриваем старую застройку Электрозаводской улицы
Перестроенная фабрика-кухня 1920-х гг.
Дореволюционный дом с кирпичным первым этажом и деревянным вторым
По пути ещё несколько дореволюционных строений
Остановка у фабричного городка 1920-х, квартал в стиле конструктивизма построен по проекту архитектора М. Мотылёва в 1927 г для рабочих «Электрозавода»
Вид со двора. Маленькие окошки – это сан.узел, а вот ванных тогда в квартирах не предусматривали.
Где-то в овраге протекала речка Хапиловка, на которой возникали старинный фабрики
Многоэтажки 1970-х построены на месте Хапиловского пруда
Бизнес-центр на Семёновской возник в районе текстильной фабрики Носовых
Мимо него мы выходим к Малой Семёновской улице
Справа – усадьба фабрикантов Носовых, вначале хозяйственные корпуса, дальше – особняк Носовых, который выходит уже на Введенскую площадь.
А экскурсия идёт в другую сторону, остановка - деревянный жилой дом купцов Н. А. Егорова и И. Е. Круговикина, построен в 1880-90 гг.
фасад
Вид со двора
Земская больница, затем перестроенная, сейчас здесь поликлиника.
Фабричное здание 1916 года, что редко встречается, т.к. во время войны строительства почти не было
Административный корпус ещё одной ткацкой фабрики.
И ещё один фабричный городок в стиле конструктивизма, построенный для работников фабрики «Красная заря»
Серый дом со двора
Перестроенные деревянным дом начала ХХ века
На этом прогулка по фабричным кварталам от Электрозаводской до Семёновской заканчивается
И у метро Семёновская нас встречает уже современностьПрошлая экскурсия с romodin по Щукино http://melanyja.livejournal.com/725664.html
melanyja.livejournal.com