ДВОР БЕЗ МАШИН: концепция нового времени. Двор без машин


Двор без машин – Варламов.ру

Гуляю по Казани и вдруг вижу необычную табличку на воротах одного их дворов:«Двор без машин»!

Офигеть. Я бы меньше удивился табличке «Регистрация однополых браков» или «Широкий выбор марихуаны и оружия». А тут сразу «Двор без машин». Сколько раз я ни пытался в своем блоге поднять обсуждение этого вопроса, мне со всех сторон все говорили: «Да ты с ума сошел! В России это невозможно! У нас национальная черта – ставить свою повозку под окном!» Пока мы в блогах обсуждаем, в Казани делают. Оказывается, это не первый дом, где жители решили, что во дворе машин быть не должно.

Въезд возможен, но только для машин аварийных служб или на несколько минут для загрузки-разгрузки. Всё. А раньше был обычный двор-стоянка. Но жители собрались и решили, что лучше сделают нормальное благоустройство. А двор должен превратиться в место для общения и отдыха жильцов.

А куда же они машины ставят, спросите вы. Покупают места в подземной парковке. Или ставят на улице, где есть общегородские парковки, и идут домой пешком. Вот так.

Первый «Двор без машин» появился в Казани только в декабре 2014 года, когда был сдан большой жилой комплекс в Советском районе. Его презентовали с помпой, об этом написали почти все главные СМИ Татарстана. «В этом жилом комплексе предлагаются не просто квартиры, а целый образ жизни. Сохранен лес, создана благоустроенная зеленая территория и паркинг», – рассказал мэр Казани Ильсур Метшин.

Он признался, что власти города получают большое количество обращений казанцев, которые жалуются на обилие машин во дворах и отсутствие нормальных детских площадок. Но сейчас пример первого двора без автомобилей постепенно распространяется по городу.

России есть чему поучиться у Казани.

Посты по теме:

---------------------------------------------Советую подписаться на мои странички в: Фэйсбук ВКонтактик Основной Твиттер Спам Твиттер Одноклассники___________________________

Блог обновляется очень часто, поэтому пропустить что-нибудь интересное не так уж и сложно. Специально для таких случаев у меня есть email-рассылка. Это красиво оформленная подборка самых важных постов за прошедшую неделю для тех, кто заходит сюда нечасто. Одно письмо каждые семь дней - обещаю, что никакого спама вы от меня не получите. Если надоест, вы от нее легко отпишетесь. А если вдруг закроют ЖЖ и запретят соцсети, у нас с вами будет рассылка, это как тайный клуб:

Реклама в этом блогеЧем я занимаюсьЗа что я банюХотите дать совет? Вам сюда!Я в других социальных сетях

varlamov.ru

ДВОР БЕЗ МАШИН: концепция нового времени

Приобретая квартиру в новостройке, расположенной в зоне комплексного освоения территории, человек стремится к покупке и соответствующего качества жизни, которое в случае с комплексной застройкой кардинально отличается от точечных 1-2-подъездных проектов.

В условиях нового времени качество жизни формируется возможностью проведения полезного и разнообразного досуга на своей территории, без необходимости выезжать за пределы микрорайона в город. Помимо инфраструктуры (социальные, торговые и деловые объекты), качество жизни формируется общественными пространствами – дворами, парковыми зонами, бульварами.

Фактор территории выходит на первый план, внимательное отношение застройщика к общественным зонам отличает продажу квадратных метров от строительства микрорайона для жизни.

При работе над одним из региональных проектов комплексного освоения территории была взята за основу концепция “Двор без машин”, к которой генпланисты и маркетологи Vesco Group пришли своим путем, через долгие итерации по поиску наилучшего решения в соблюдении баланса интересов девелопера и будущих жителей. Об этом опыте мы и хотим рассказать.

Жилой комплекс Замитино, примеры оформления общественных территорий:

Концепция “Двор без машин”

Двор без машин – концепция планирования территории, которая наилучшим образом отвечает новому времени и основана на правильной с жизнеутверждающей позиции расстановке приоритетов: качество жизни и безопасность.

Повышение качества дворовых пространств – это тренд к повышению качества повседневной жизни.

Преимущества концепции “Двор без машин”:

1. Безопасность детей. Повсеместное распространение автомобилей повышает риски для самых маленьких жителей, которые часто “заигрываются” на площадке с друзьями и в нужный момент не включают систему контроля. Одним из вариантов контроля является забор вокруг детской зоны отдыха. В концепции “Двор без машин” естественным барьером выступает само строение дома. Концепция безмашинных дворов накладывает ограничения на выбор проектов домов: обязательным является выход из подъезда на 2 стороны. Таким образом дети не пересекают дорожное полотно с автомобильным потоком и сразу попадают на игровую площадку своего двора.

2. Увеличение полезной площади типового двора. На примере городской застройки отлично видно, что даже в кварталах, где в центре расположена детская или спортивная площадка, по внутреннему периметру проходит дорожное полотно. Расстояние между жилыми строениями – фиксированная величина, а значит дорога снижает полезную площадь типового двора на 20%. В концепции безмашинных дворов проезд пожарных машин по территории двора осуществляется по геосетке, которая пропускает сквозь себя газон и не провоцирует владельцев частных автомобилей парковаться в зеленой зоне.

3. Дружелюбность общественных зон. Существующая жилая застройка не справляется с количеством машин владельцев, которые паркуются не только на проезжей части, но и на тротуарах и газонах, чем мешают мамочкам с детьми, пенсионерам и другим жителям, которые при передвижении должны лавировать между припаркованными транспортными средствами. В то время как к планировке территории должны применяться законы разведения разных логистических потоков, что и реализовано в концепции “Двор без машин”. Тем самым снимается уровень социальной напряженности, который так характерен для уже существующей застройки, особенно в спальных районах.

В зависимости от класса проекта, парковочные пространства:

  • выносятся за пределы двора и располагаются в зоне дорожного движения (при необходимости – не только по бокам вдоль тротуаров, но и в центральной части между двух полос движения),
  • уводятся на -1 этаж – под территорию двора,
  • дополняются многоэтажными паркингами, расположенными на краю застройки.

4. Многофункциональность дворов, которая стала возможной из-за большой площади территории. Теперь один двор вмещает не только детскую площадку, но и игровую зону, ворк-аут уголок, беседки и мангал, т.е. учитывает требования к досугу более широкой аудитории. Более подробно про качественное наполнение дворов читайте в нашем следующем материале. Безмашинные пространства позволяют использовать первые этажи под коммерческие помещения досугового формата – булочные и кофейни с открытой верандой – лучший летний вариант семейного отдыха.

5. Более высокая скорость появления реальной жизни в жилом комплексе. Квартальная застройка позволяет девелоперу в первой же очереди продемонстрировать модель всей будущей жизни. Покупатели сразу видят отношение застройщика к обустройству общественных пространств – качеству дорожного покрытия, достаточности парковок, уровню озеленения и насыщенности досуговой инфраструктурой. О том, как вдохнуть жизнь в жилой комплекс, читайте в нашей статье “Эвент, как механизм формирования лояльной аудитории в жилом комплексе”.

Представленная концепция с большими функциональными дворами более выигрышная, чем жилая застройка с парковой зоной, обустройство которой покупатели ждут довольно долго. Причина проста и относится к бизнес-стратегии: если территория благоустройства масштабна, она требует одномоментно значительного объема финансирования, которое застройщик стремится не только максимально снизить (читай сэкономить), но и отнести на максимально поздний период развития проекта, т.е. оплатить не с инвестиционных средств, а только после выхода проекта на самоокупаемость.

Кстати, двор без машин не заменяет бульвара, который служит роллерам, велосипедистам, любителям бега и прогулок с детскими площадками. Но альтернативой парку может рассматриваться в полной мере, поскольку по площади вполне сопоставим с типичными зелеными скверами, которые проектируются в комплексной застройке.

6. Концептуальность. Мы настаиваем, что архитектурная и территориальная концепции являются основой продаж. Забота о покупателе – лучшая маркетинговая стратегия, отличающая новый проект от конкурентов.

Нахабино Ясное:

Экспертиза концепции “Двор без машин”

Оценить концепцию “Двор без машин” мы пригласили коллег – Агентство «Городские проекты», созданное на базе фонда «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца. Городские проекты – компания, которая не только занимается развитием городской среды, но и ведет активную работу по продвижению принципов городской застройки и обустройству общественных пространств в массы.

Сама идея внутренних дворов, формирующих среду обитания и досуга жителей, коллеги приняли с позитивом, но высказали гипотезу уменьшения дворовых пространств. Сомнения коллег лежат не в плоскости экономического обоснования низкой плотности застройки (затрат на обустройство и озеленение, а также дальнейшую эксплуатацию в пересчете на 1 квартиру), а в самоидентификации жителя.

Такую площадь, даже насыщенную функциями, трудно сделать визуально привлекательной, освоить человеку. Большие пространства в городах способствуют изоляции, маленькие, наоборот стимулируют общение. Более локальный двор создаст ощущение приватности, безопасности, предоставит больше возможностей для идентификации его как “мой двор”, комментирует Вадим Гинзбург, директор агенства “Городские проекты”.

Преимущества больших “Дворов без машин” по мнению Vesco Construction

Со стороны теоретического осмысления мы согласны с тем, что чем меньше общественная зона, тем она более уютна. Но применение функционального зонирования позволит создать несколько таких мини-зон на единой территории.

“Грубо говоря, не обязательно ограничивать мини-зону зданиями, естественными визуальными барьерами могут служить элементы озеленения, разделяющие (условно) двор на 3 зоны: детскую, спортивную, взрослую. В нашей концепции каждая площадью 27*27 кв.м., т.е. 1 кв.м. на 1 жителя против 0,7 кв.м. по нормативам”, комментирует оценку коллег Дмитрий Фимушкин, ГАП по малоэтажному проектированию Vesco Construction.

Концепция “Двор без машин” от Vesco Group:

И риск проектирования большого двора лежит в плоскости реализации, когда застройщик не заказывает проект благоустройства, а самостоятельно обустраивает территорию, не учитывая множество важных деталей сочетания зон разного функционального назначения.

Комплексный сравнительный анализ большого и маленького двора дал следующие результаты:

1. Плотность застройки при больших дворах выше.

2. Инсоляция: в малых дворах в 2 раза меньше света, чем в больших. В утренние часы с октября по апрель маленькие дворы и вовсе лишаются дневного освещения.

3. Полезное пространство двора не так велико, если вспомнить про “потери” – зеленую зону геосетки, которая расположена по внутреннему периметру двора, что уменьшает площадь, пригодную для расположения на ней объектов инфраструктуры.

В заключении анализа хочется сказать, что изначально мы отталкивались от более компактных дворов, чем делали их более традиционными с типовыми элементами благоустройства. И именно от уменьшения площади этих дворов мы хотим уберечь девелоперов, которым импонирует концепция “Двор без машин” от Vesco Group.

Если вы задумались о разработке концепции малоэтажного жилого комплекса и видите в ней долгосрочное преимущество – звоните нам прямо сейчас!

vesco-consulting.ru

Тип паркинга: Двор без машин

В последнее время все больше появляется так называемых «дворов без машин», где проезд по дворам возможен только для аварийных служб и полностью запрещен для жителей, гостей и т.д. Данный способ организации пространства обязывает девелоперов строить паркинг – наземный или подземный, что приводит к увеличению себестоимости квадратного метра. Соответственно, «дворы без машин» изначально были характерны для элитных новостроек, затем проникли в бизнес-класс, а сегодня встречаются и в проектах комфорт-класса.

Смотрите также:

Список новостроек: Двор без машин

Арт квартал Vincent

Вахитовский ул. Н. Столбова

от 100530 руб/м2

ЖК «Архитектор»

Вахитовский ул. Калинина

Комплекс апартаментов Odette

Вахитовский ул. Дзержинского, 6Б

от 163265 руб/м2

ЖК Legato

Вахитовский ул. Муштари, 18

от 167000 руб/м2

ЖК Savin House

Ново-савиновский ул. Фатыха Амирхана

от 85000 руб/м2

ЖК «Родина»

Советский ул. Родины

от 52900 руб/м2

ЖК «Новые горки»

Советский ул. Родины

ЖК «Манхэттен» (ВДНХ)

Приволжский Оренбургский тракт

от 82339 руб/м2

ЖК «Сокольники»

Вахитовский Павлюхина 99Б и Спартаковская 88Б

ЖК «Вербный»

Советский Вербная

ЖК «Арт сити»

Советский Ершова 62Г

ЖК «Столичный»

Ново-савиновский Чистопольская

domkaz.com

Что будет, если убрать из двора парковку?: gre4ark

Человек - существо довольно консервативное. И вроде бы жить хочется лучше, но не дай бог ты решишь что-либо изменить в привычном укладе жизни. Поэтому часто легче что-то снести и сделать на этом месте новое с нуля, чем пытаться идти путём постепенных изменений. Простой пример - попытайтесь убедить соседей, что парковка во дворе - это плохо. Представили, сколько всего придётся выслушать? И это при том, что дворы без машин существуют в Москве в частности, и в России в целом. Что самое забавное, те же соседи, которые будут сравнивать вас с сумасшедшим, будут завидовать жильцам подобного дома без машин.01. Это жилой комплекс в Новой Москве. Название и местоположение говорить не буду, а то за рекламу ещё сочтёте. Застройка, скажу честно, далеко не идеальная: этажность высокая, квартальность не соблюдена (хотя видно, что старались):

02. Правильные подъезды со стеклянными вставками и на уровне земли:

03. И ведь ничего космического - обычные материалы, но чувствуется, что здесь живут люди, которые уважают себя:

04. Отделка деревом очень круто выглядит:

05. Водосточные трубы спрятаны в сам дом, что правильно. Правда на уровне 5 этажа подозрительно торчат две трубы. Надеюсь это просто такая странная вентиляция:

06. Кстати, второй раз в жизни вижу подобную табличку, где можно найти градацию и что каждая категория под собой подразумевает?

07. Ну да ладно, переходим ко двору:

08. "Где МНЕ парковать свою машину?!"

09. "Как МНЕ нести сумки из магазина!?"

10. "Это ГОРОД, хочешь природы и безопасности - езжай в деревню!"

11. "Я ВСЕГДА здесь паркуюсь!"

12. "Да кому нужны ЭТИ ваши площадки? Ведь ПАРКОВКИ нет!"

13. Ну вы поняли)

14. Единственный промах с детской зоной, где воткнули ужасные городки:

15. Выдержанное стильное оформление двора и пошлые разноцветные игровые комплексы несовместимы (для сравнения, как это может выглядеть: раз, два):

16. А так всё продумано до мелочей, даже подсветка и полив растений есть а могло быть парковочное место:

17. Место располагает проводить тут свободное время:

18. Не знаю, в чём ценность места, но такие детали хорошо делать в городе - место обрастает историей и становится своим (= не таким, как все другие места):

19. Даже не скажешь, что это пожарный проезд:

20. И да, это обычный жилой комплекс, а не какой-то элитный дом, доступ свободный:

21. Но в таких домах хочется жить, ведь вокруг них живое место, а не асфальтовое поле с машинами:подземной парковки, кстати, в этом ЖК нет

22. К сожалению, хорошего понемножку, и за воротами ждёт суровая реальность с дворами-парковками:

23. ... и дорогами-убийцами:

Было ли показано что-то сверхъестественное? Нет. Обычный дом, обычные материалы, обычные люди, просто подход и ценности другие.

Расскажите друзьям и покажите родственниками, что можно жить иначе:

Советую также подписаться:

gre4ark.livejournal.com

Двор без машин: valiullin

Сегодня я не надолго стану Варламовым.

В Новой Москве, в посёлке «Коммунарка» строительный концерн «Крост» построил жилой микрорайон «Эдальго». Ну, почти построил. Главная особенность микрорайона — двор без машин, ну и уют конечно. Посмотрим, как у них это получилось.

01. Центр двора.

02. Вид с другой стороны. Автомобили вдоль дороги. Столбики не дают проехать во двор.

03. Ближе.

04. Столбики не всегда помогают.

05. Ещё вид.

06. Чудес не бывает. Двор с другой стороны полностью заставлен машинами. Тротуары жителям не нужны.

07. Углубимся чуть дальше. Нет, это не картинка с журнала, это реальность. Огромный двор без машин.

08. Ещё двор.

09. Ещё.

10. Обратите внимание, только что прошёл дождь, но луж нет. Плитка уложена правильно.

11. Подъезд с маркизами. Найдите ещё такой в Москве.

12. Ещё двор.

13. Беседка.

14. Детская площадка.

15. Я точно в России? Вайфай есть даже у птиц.

16. Подписанные деревца.

17. Общий вид.

18. Окна.

19. Обратная сторона красоты. Любое свободное место у дома занимает автомобиль.

20. Везде.

21. Где-то тут можно найти тротуар.

22. Тут тоже местами есть тротуар.

23. Житель квартиры как-бы намекает нам..., правда не знаю чем, ну предположим, чем-то намекает.

24. Кубы Навального.

25. Жители не разделяют концепцию застройщика и колхозят балконы. Выглядит ужасно конечно. Неужели так приятно самим.

26. Застройщик конечно молодец, что решился на двор без машин. И не молодец, что людям не дал альтернативы, автомобиль девать некуда. А рядом...

valiullin.livejournal.com

новый тренд – дворы без машин :: Город :: Статьи

В Москве набирает обороты концепция дворов без машин. Значительная часть проектируемых сегодня жилых комплексов будет строиться так, чтобы автотранспорт не мешал жителям.

Дворы задыхаются

О том, что московские дворы задыхаются от машин, известно давно. Недовольны и мамы с детьми, вынужденные лавировать между колесами по дороге на детскую площадку, и пенсионеры, с трудом обходящие припаркованные на тротуаре автомобили, и даже сами автовладельцы, которым вечером некуда деть свое авто.

Но для решения этой проблемы мало запретительных мер. Необходимы проекты, в которых транспортные и пешеходные потоки разведены изначально. Квартальный принцип застройки, внедряемый московскими властями взамен застройки микрорайонной, имеет своей целью поделить пространство на уличное и дворовое. Первое предназначено для общественных заведений и движения транспорта, а второе – для отдыха жителей дома.

«При квартальном подходе улица – это не дорога, а место, где пешеход может взаимодействовать с застройкой, что обеспечивает контроль и безопасность общественных пространств», – поясняет начальник Управления Архитектурного совета Москвы Евгения Муринец.

На практике существует несколько способов разведения пешеходных и автомобильных потоков. Самый простой и очевидный способ избавить двор от машин – горизонтальное зонирование, когда уже на начальном этапе квартал спланирован так, чтобы въезд на внутреннюю территорию был ограничен. Именно по такому принципу строится жилой район на улице Базовская в Западном Дегунино и в скором времени начнет возводиться квартал на Пресненском Валу.

Удачный опыт Базовской

Самым удачным подобным проектом на сегодняшний день является серия домов на улице Базовская в Западном Дегунино. По рекомендации главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова проектировщики из «Терра Аури» использовали квартальный принцип расположения домов, и в результате дома здесь отгораживают двор, внутри которого спроектированы детские площадки и зеленые насаждения, а паркинг вынесен за его пределы.

Некоторое количество машиномест сделают по внешней стороне зданий, а основной – многоярусный – паркинг расположится за пределами квартала. Асфальтированная дорога, проходящая по периметру двора, предназначена исключительно для экстренных служб и местных жителей, которым нужно погрузить что-нибудь у подъезда. Но не для долговременного хранения автомобилей.

Первый двор без машин в центре

В центре Москвы первый двор без машин появится в квартале на Пресненском Валу, который планируется построить на месте завода «Красная Пресня» к 2016 году для переселения жителей «хрущевок». Генеральный проектировщик – ГУП«Моспромпроект».Как и на улице Базовской, парковочные места здесь будут вдоль внешней стороны домов. Но основная нагрузка ляжет на подземную парковку, которая расположится под пятью из шести домов квартала и будет рассчитана на 430 машиномест (в комплексе 662 квартиры). Въезд в паркинг устроят за пределами двора. А во дворе разместятся разнообразные площадки: детские, спортивные, для отдыха.

Запланирована специальная площадка для детей с ограниченными возможностями. Притом прогулочные зоны и площадки для спорта и отдыха рассчитаны и на жителей окружающих кварталов, испытывающих дефицит подобной инфраструктуры.

Рассказывает Станислав Михаловский, и.о. начальника мастерской №4 ГУП «Моспромпроект», комплексный ГАП по объекту «Жилая застройка по адресу Пресненский Вал, вл. 14».

«В отдельно взятом проекте жилой застройки устроить двор без парковок и проездов очень просто, проблемы никакой нет. Под двором подземная автостоянка, все дворовые проезды, предназначенные только для экстренных служб, в камуфляже благоустройства: газонная решетка, красивая брусчатка. Въезды во двор закрыты шлагбаумами или столбами с приводами. Это известно во всем мире, и вот дошло до нас – как тренд.

На самом деле многие отечественные архитекторы применяли подобные решения и раньше, но эти решения умирали, не дойдя до реализации – где-то на стадии эскиза. Мы просто претворили теорию в практику.

В нашем случае закрытый от машин двор был изначально в ряду других контекстных задач. Проектируя общественную часть, мы преследовали множество целей. Была необходимость разместить на нашем участке общественные помещения на первых этажах, прогулочные пространства и зоны отдыха – по причине их почти полного отсутствия в окружающих кварталах. Была необходимость эти зоны отделить от внутриквартальных без использования заборов.

Разрабатывая транспортную составляющую комплекса, мы стремились как можно меньше помешать пешеходной и общественной функции. Максимальное количество пожарных и технических проездов было решено в покрытиях благоустройства. Нет прямых, прострельных проездов, предназначенных для движения автотранспорта, – это поможет ограничить скорость движения автотранспорта и отпугнет желающих объехать пробку через двор. А въезд в подземную автостоянку устроен изолированно от общественной функции».

Для Москвы дворы без машин станут нормой

Интересно, что и Базовская, и Пресненский Вал – проекты муниципальные. Что наглядно подтверждает: дворы без машин, которые несколько лет назад считались роскошью, доступной только покупателям квартир бизнес-класса, сегодня успешно проникают в массовое строительство.

«Безусловно, основные принципы квартальной застройки должны быть занесены в градостроительные нормативы», – подчеркивает Евгения Муринец.

Так что с закрытыми от машин дворами сегодня проектируются и крупные московские территории, и подмосковные жилые комплексы. Планируется, что в Москве в той или иной степени этот принцип будет реализован в таких масштабных проектах, как жилая застройка на территории «ЗИЛа» и в поселке Коммунарка. А в жилом комплексе «Донской Олимп», рассмотренном на заседании Архсовета Москвы в феврале этого года, концепция дворов без машин получит дальнейшее развитие: здесь в подземном паркинге, предназначенном для местных жителей, выделят специальную зону для посетителей кафе, ресторанов и других заведений, расположенных на первых этажах.

О вертикальном зонировании в устройстве дворов без машин читайте в наших ближайших обзорах

archsovet.msk.ru

Двор без машин | Екабу.ру

Двор одного из домов в Казани представляет собой некую параллельную реальность, где ни один из жильцов не оставляет свой автомобиль под окнами. Как так получилось, читайте далее и вы все поймете.

Гуляю по Казани и вдруг вижу необычную табличку на воротах одного их дворов:«Двор без машин»!

Офигеть. Я бы меньше удивился табличке «Регистрация однополых браков» или «Широкий выбор марихуаны и оружия». А тут сразу «Двор без машин». Сколько раз я ни пытался в своем блоге поднять обсуждение этого вопроса, мне со всех сторон все говорили: «Да ты с ума сошел! В России это невозможно! У нас национальная черта – ставить свою повозку под окном!» Пока мы в блогах обсуждаем, в Казани делают. Оказывается, это не первый дом, где жители решили, что во дворе машин быть не должно.

Въезд возможен, но только для машин аварийных служб или на несколько минут для загрузки-разгрузки. Всё. А раньше был обычный двор-стоянка. Но жители собрались и решили, что лучше сделают нормальное благоустройство. А двор должен превратиться в место для общения и отдыха жильцов.

А куда же они машины ставят, спросите вы. Покупают места в подземной парковке. Или ставят на улице, где есть общегородские парковки, и идут домой пешком. Вот так.

Первый «Двор без машин» появился в Казани только в декабре 2014 года, когда был сдан большой жилой комплекс в Советском районе. Его презентовали с помпой, об этом написали почти все главные СМИ Татарстана. «В этом жилом комплексе предлагаются не просто квартиры, а целый образ жизни. Сохранен лес, создана благоустроенная зеленая территория и паркинг», – рассказал мэр Казани Ильсур Метшин.

Он признался, что власти города получают большое количество обращений казанцев, которые жалуются на обилие машин во дворах и отсутствие нормальных детских площадок. Но сейчас пример первого двора без автомобилей постепенно распространяется по городу.

России есть чему поучиться у Казани.

Источник: zyalt.livejournal.com

ekabu.ru