Голландский стиль в архитектуре: описание и фото-примеры. Голландский архитектор


Гид по современной голландской архитекторе — Look At Me

Проекты голландских архитектурных бюро регулярно появляются на страницах всех журналов об архитектуре и интерьерах, вдохновляют блогеров и наполняют каталоги и альбомы, которые рассказывают нам об архитектуре будущего. Маленькая страна, площадью и населением не превосходящая Московскую область, взрастила новое поколение архитекторов, которое считает, что архитектура – это гораздо больше, чем строительство зданий, и доказало это миру.

Мы выбрали 9 архитектурных бюро Голландии, чьи здания изменили облик десятков городов - от Лиссабона до Гонконга. А трое экспертов, рассказали нам в интервью о феномене голландской школы и о том, почему именно такой подход к архитектуре даёт путёвку в будущее.

9 портфолио голландских архитектурных бюро

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 1.

 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 2.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 3.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 4.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 5.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 6.

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 7.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 8.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 9.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 10.

 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 11.

 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 12.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 13.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 14.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 15.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 16.

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 17.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 18.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 19.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 20.

 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 21.

Atelier Kempe Thill

 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 22.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 23.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 24.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 25.

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 26.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 27.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 28.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 29.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 30.

 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 31.

Claus en Kaan

 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 32.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 33.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 34.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 35.

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 36.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 37.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 38.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 39.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 40.
Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 41.

 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 42.

de Architekten Cie

 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 43.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 44.

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 45.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 46.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 47.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 48.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 49.
Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 50.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 51.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 52.

 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 53.

Erick van Egeraat

 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 54.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 55.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 56.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 57.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 58.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 59.

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 60.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 61.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 62.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 63.

 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 64.

 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 65.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 66.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 67.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 68.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 69.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 70.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 71.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 72.

 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 73.

 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 74.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 75.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 76.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 77.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 78.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 79.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 80.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 81.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 82.

 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 83.

 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 84.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 85.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 86.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 87.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 88.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 89.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 90.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 91.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 92.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 93.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 94.Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 95.

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 96.

Тимур Шабаев

архитектор, архитектурное бюро OMA

Главная особенность голландского подхода к архитектуре - голландцы рассматривают проект как часть большей системы и результат взаимодействия с разными факторами:  городское планрование, экология, экономика, политика... Откуда проистекает такой подход? Возможно, в особой ментальности голландцев, которые продумали и самостоятельно создали сложнейшую водную систему – территорию своей страны.

Влияние ОМА и его многочисленных последователей на современный архитектурный мир невозможно переоценить. Рем Коолхаас, войдя в архитектуру на переломе эпох, пожалуй, одним из первых понял,  как архитектор может работать в новых условиях глобального капитализма. 

Причина расцвета архитектурного поколения «Суперголландцев» («Superdutch») кроется в том числе и в том, что правительство Нидерландов активно инвестировало в архитектуру, выбрав эту сферу представляющей страну за рубежом. Это дало свои плоды и импульс для новых исследований, открытия выставок, выпуска книг. Сейчас в Голландии, и в частности в Роттердаме, сложилось интернациональное сообщество, которое считает, что архитектура - это не просто проектирование и строительство зданий, но прежде всего выдвижение новых идей, публичная полемика и создание масштабных концепций. 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 97.

Тамара Мурадова

архитектор и студентка Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

Для меня и многих других  Голландия - колыбель современной архитектуры. Истоки, как мне кажется, берут свое начало еще от движения "modern movement" в начале 20-х годов, когда советский авангард распространился по всему миру и воспитал единомышленников. Но если у нас смена власти погубила развитие авангардной архитектуры, то Голландия оказалась тем местом, где такая архитектура прижилась и пустила корни. Простые формы, внимание к деталям, гармоничная и лаконичная архитектура – это я назвала бы главными особенностями голландского подхода.

Могу сказать точно, что голландские архитекторы всеядны: они интересуются всем - от графического дизайна до концепций мастерпланов. Придумывая новый архитектурный проект, они не упускают из вида все экономические, градостроительные и экологические проблемы, которые этот проект за собой повлечёт. И самое главное, голландцы проектируют архитектуру для людей, думая о практичной пользе и комфорте того или иного здания для обычного человека из среднего класса. 

 

Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе. Изображение № 98.

Артём Дежурко

журналист

В середине нулевых было засилье "архитекторов-звёзд" - узкой и закрытой группы знаменитостей, которые были поочерёдно организаторами, членами жюри, участниками и победителями архитектурных конкурсов по всему миру. Конкурсы проводились на "знаковые объекты" - грандиозные сооружения, которые сразу строились как достопримечательности и памятники архитектуры, например, музеи современного искусства. Это были, как я понимаю, такие маячки для инвестиционного капитала, которые сигналили: в нашем городе интересно! в нашем городе модно! Тогда, в эпоху финансовых пузырей такая стратегия срабатывала.

Тогда казалась, что вся современная архитектура - это череда знаковых объектов, и кроме трёх десятков "звёзд", никаких других значимых персоналий там нет. И из уст в уста передавалась сказка о прекрасной стране Голландии, где архитекторы отнюдь не занимаются строительством роскошных "знаковых объектов", а строят скромные домики, социальное жильё, где ничто - от формы и всё - от функции, где огромное внимание уделяется экологии, а каждый проект рождается из необходимых компромиссов со всеми сообществами, интересы которых он затрагивает. 

Сейчас очевидно, что голландская архитектура в своём подходе отнюдь не уникальна. Подобная "скромная" архитектура существует также в Швейцарии, Австрии, Португалии, Чехии, скандинавских странах. Архитекторы таких проектов чрезвычайно внимательны к интересам граждан: не только прямых заказчиков проекта, но и их соседей. В таких проектах часто работают с местными материалами и энергосберегающими технологиями, чтобы не навредить окружающей среде. И наконец, форма становится результатом длительного поиска ответа на трудные условия задачи, а не стартовой точкой для объекта. Повторю, такой архитектуры очень много почти во всех европейских странах. Это вообще европейский мейнстрим, просто случайно так вышло, что мы раньше узнали о Голландии.

Мы истосковались по простой и человечной архитектуре. Вот почему сейчас многие люди, которые следят за архитектурой, проявляют повышенный интерес, с одной стороны, к общественному строительству - социальному жилью, детским садам, больницам; с другой - к голландской, швейцарской, скандинавской, японской архитектуре, где таких проектов много и где такой этики придерживаются многие.

www.lookatme.ru

ТОП 7: Современная архитектура Нидерландов

Ровные ряды аккуратных четырехэтажных домиков вдоль многочисленных каналов – это, пожалуй, самый распространенный образ, возникающий при мысли о традиционной архитектуре Нидерландов. Сегодня  же многие голландские города могут похвастаться довольно яркими образцами современной архитектурной мысли, интересными объектами различного назначения – от театров и начальных школ до музеев и торговых центров.

Портал Я архитектор представляет семь наиболее выразительных проектов, реализованных в Нидерландах в последние годы.

1. Калейдоскопический театр в Лелистаде

Проект: Theatre Agora

Автор: UN Studio

Назначение: театр

Город: Лелистад

Год постройки: 2007

Необычное здание является частью плана программы Lelystad by Adriaan Geuze, призванной активно развивать центральную часть Лелистада – города, которому еще не исполнилось 50 лет. Этот уникальный театр – результат профессионального подхода и свободного полета творческой мысли архитекторов UN Studio. Авторы проекта считают, что здание Agora Theatre является одним из самых сложных объектов за весь период их работы.

2. Аморфная структура в Эйндховене

Проект: Admirant e 18 September Plein  

Автор: Massimiliano & Doriana Fuksas

Назначение: торговый центр

Город: Эйндховен

Год постройки: 2010

Это сооружение появилось в результате реконструкции центральной части Эйндховена, предусматривавшей обустройство крупного торгово-офисного центра, автомобильного и велосипедного паркингов и входа в подземную часть проекта. Аморфные обтекаемые формы нового корпуса торгового центра со стеклянными фрагментами на фасаде создают увлекательные и динамические пространственные конфигурации внутри здания.

3. Зеркальный куб в Роттердаме

Проект: Atriumtower Hiphouse Zwolle

Автор: Atelier Kempe Thill

Назначение: социальное жилье

Город: Роттердам

 Год постройки: 2009

Авторы этого проекта решили сломать сложившийся в Европе стереотип, что квартиры для малообеспеченных слоев населения или студентов (социальное жилье) должны быть, как правило, тесными, темными и уродливыми. Поэтому они спроектировали многоэтажный дом со стеклянными стенами, который просто залит естественным светом в любое время суток и предоставляет своим обитателям достойные условия для проживания. Этот стеклянный куб с параметрами 23 м×32 м×25 м был удостоен в 2010 и 2011 годах нескольких престижных архитектурных наград.

4. Остроконечный муниципалитет в Гааге

Проект: The Hague Municipal Office

Автор: Rudy Uytenhaak

Назначение: офис

Город: Гаага

Год постройки: 2011

В этом белом «бумажном самолетике» расположились практически все основные социальные учреждения и коммунальные службы Гааги: муниципалитет, загс, городская библиотека и информ-центр. Легкость и стремительность, выраженная в дизайне здания, продолжена и в его интерьерах. Внутренние стены постройки практически прозрачны, а все офисы выходят в стеклянный остроугольный атриум, объединяющий различные по функциям этажи. Легкие и одновременно прочные конструкции из тонких балок и визуально невесомых перекрытий максимально раскрывают внутреннее пространство.

5. Морской музей Текселя

Проект: Maritime and Beachcombers Museum

Автор: Mecanoo

Назначение: музей

Город: Тексель

Год постройки: 2011

Издавна жители острова Texel, жизнь которых неразрывно связана с морем и судоходством, собирали куски дерева от потерпевших крушение кораблей и использовали их в строительстве. Не удивительно, что в наше время именно здесь появился музей с необычным названием «Музей моря и людей, собирающих выброшенные морем на берег вещи». Здание этого учреждения, построенное по проекту архитектурного бюро Mecanoo, выполнено в соответствии со старинной эко-традицией местного строительства. Вторично использованная древесина твердых пород послужила материалом для отделки фасадов здания. Ее благородный серебристый оттенок – результат многолетнего воздействия воздуха и влаги.

6. Здание-волна в Альмере

Проект: Block 16

Архитектор: René van Zuuk

Назначение: отель + торговый центр

Город: Альмер

Год постройки: 2005

Принцип строительства здания Block 16 во многом похож на систему возведения тоннелей, основанную на одновременном литье стен и пола. Изменение длины прилегающих друг к другу ячеек в конечном итоге привело к образованию оригинальной неоднородной формы фасада. Хотя творение голландского архитектора René van Zuuk называют «Волна», поскольку своеобразная архитектура действительно создает впечатление, будто поверхность фасада плавно «течет», есть и еще одна ассоциация – анодированный алюминий в облицовке и изогнутая форма стен напоминают чешуйчатую кожу гиганта-пресмыкающегося.

7. Начальная школа в Гааге

Проект: Primary School The Hague 

Автор: Rocha Tombal Architects

Назначение: школа

Город: Гаага

Год постройки: 2011

В стенах школы дети должны чувствовать себя защищенными и в то же время иметь достаточно возможностей для веселого общения. Авторы проекта здания начальной школы в Гааге решили сделать его похожим на «цветное сказочное существо». Удлиненная структура, растянутая вокруг зеленого игрового двора, неоднородна по высоте и ширине, а внутри предлагает маленьким ученикам совершить своеобразное путешествие по светлому лабиринту с изломанными стенами и неожиданными поворотами.

thearchitect.pro

Архитектурный тур в Голландию, современная архитектура Голландии, тур с архитектором Дмитрием Задориным по Голландии

Архитектурный тур в Голландию_архитектор Задорин

Автор тура архитектор Дмитрий Задорин

Как появилась идея провести этот тур?

Я проработал в Москве архитектором пять лет, и, думаю, что относительно неплохо знаю архитектурное сообщество. Во всяком случае, у меня было много знакомых в этой среде. Я всегда замечал, что мои московские коллеги очень интересуются современной голландской архитектурой. К тому моменту, как я перебрался в Голландию, а это было в 2008 году, этот интерес был довольно традиционным. Многие отмечали, что голландская школа выделяется на фоне других архитектурных мировых школ. И думаю, стоит признать, что это в каком-то смысле действительно уникальное явление. Но, при всей кажущейся заинтересованности, далеко немногие бывали в Нидерландах, а если и бывали, то всего лишь в нескольких крупных городах, и прежде всего, конечно, в Амстердаме.

 

Архитектурный тур в Голландию. Кубические дома.

Кубические дома

 

Однако Нидерланды примечательны тем, что в течение определенного периода, а именно с начала 60-х до конца 80-х, государство стимулировало развитие малых и средних городов. И, в итоге, современная архитектура оказалась сконцентрированной не только, скажем, в Амстердаме и Роттердаме, а довольно равномерно распределена по всей территории страны. Именно поэтому, чтобы познакомиться с ней, необходимо путешествовать и много ездить.

Так, во время отдыха в Голландии, меня не раз навещали мои друзья из Москвы, и мы с ними фактически исколесили всю страну. Оказывается, сделать насыщенную архитектурную экскурсию недели на две не представляет особого труда – настолько много интересного вокруг. А из-за фантастического разнообразия этой архитектуры не устаешь.

 

Архитектурный тур в Голландию. Мост Питон.

Мост Питон

 

Когда же я случайным образом познакомился с Полиной ​Андреевой (Art Travel Bureau) и узнал, что у неё есть планы организовать экскурсию по современной голландской архитектуре, понял, что это удивительная возможность познакомить наших людей с этим феноменом, причем сделать все правильно: путешествуя по стране небольшой группой единомышленников и имея возможность на ходу обсуждать его яркие примеры.

Чем Вы занимаетесь и что Вам особенно интересно?

Так получилось, что я вырос в двух странах: родился в Минске, а когда мне было 14 лет​,​ наша семья переехала в Нидерланды. Там я закончил школу, а потом университет. Соответственно, все мои профессиональные взгляды складывались уже там. И все же, мне никогда не удавалось избавиться от привязанности к родной земле, к Беларуси. Я пристально следил за тем, что происходит в Минске, и как человек, который там родился, и как архитектор. В то же время, я мог наблюдать со стороны и за голландской архитектурой. Мне было интересно, как формируются взаимные взгляды: на советскую и постсоветскую архитектуру, и на современное зодчество Нидерландов из Беларуси.

 

Wozoco apartments

 

Сейчас я пишу архитектурный путеводитель по Минску для одного берлинского издательства. Мне кажется, что эта книга хорошо “понимает” западного читателя, и как бы адаптирована под него. В равной степени мне интересна и голландская архитектура. Я могу рассказывать о ней, как о чем-то родном, очень мне близком и понятном, находя множество параллелей с тем, что происходило и происходит в Москве и Минске. И всякий раз такое повествование наталкивает меня на новые открытия и мысли, которыми я бы с удовольствием поделился с коллегами и просто интересующимися архитектурой людьми.

А что можно сказать о голландской архитектуре? В чем ее уникальность?

Я всегда любил заходить в книжные магазины. Еще до того, как поступил в голландский университет в 2001-м году, стал замечать, что в архитектурных отделах значительная часть книг посвя​щена голландской архитектуре. Причем, наблюдал это в разных городах Европы. Что довольно удивительно, учитывая тот факт, что Нидерланды – очень небольшая страна даже для нашего континента, с населением меньшим в разы, чем, скажем, во Франции, Германии или Англии. Я уж не говорю про США, Китай или Россию... Но, тем не менее, с современной голландской архитектурой можно было познакомиться по книгам в любом уголке Земли. Я думаю, что ее популярность связана во многом с ее яркостью и образностью, с той последовательностью, с которой голландские архитекторы преследуют одну обычно простую, лаконичную идею. В процессе проектирования часто приходится многое менять – такова специфика профессии, но способность удержать запоминающийся первоначальный образ, пожертвовав всем ради его сохранения, позволяет делать чистую архитектуру, ставшую трендом во многих странах мира. 

www.archipeople.ru

описание и фото-примеры – Rehouz

Голландский стиль в архитектуре — уютная практичность

Выбирая проект для строительства дома, всё большее число заказчиков отдаёт предпочтение простоте, функциональности и комфорту. Под такие требования идеально подходит и голландский архитектурный стиль, сочетающий в себе скромную красоту внешнего убранства и традиционный внутренний уют.

Голландский стиль в архитектуреГолландский стиль в архитектуре

≡ Содержание:

История возникновения голландского архитектурного стиля

Голландский стиль, как самостоятельное направление в архитектуре, начал формироваться в конце XVI века. Поводом для его возникновения послужило освобождение северной части Нидерландов от испанского владычества. Новое государство стало называться Голландской республикой и пошло по собственному пути развития.Отсутствие влияния католицизма и постоянного контроля испанских правителей освободило жителей молодой страны от необходимости возведения роскошных дворцов, а местные религиозные правила не позволяли слишком пышно украшать храмы. Как результат, в начале XVII века архитектура новой страны уже заметно отличалась от европейских соседей.

Особенности голландской архитектуры

На формирование голландского архитектурного направления значительное влияние оказал целый ряд факторов. Это — и политическая обстановка внутри страны, и сложные климатические условия, и стремительный технический прогресс.В итоге главными критериями в строительстве домов стали прочность, практичность и красота, а в качестве отличительных признаков архитектурного стиля проявились следующие элементы:

  1. высокие, большие окна, разделённые на прямоугольные фрагменты;
  2. яркие кирпичные стены с отделкой из белого камня;
  3. остроугольная двускатная крыша;
  4. симметричность фасада;
  5. ступенчатый или колоколообразный щипец, венчающий верхнюю часть постройки.

Особенности голландского архитектурного стиляФасад здания в голландском стиле, как правило, не отличается большим размахом. При достаточно узкой лицевой части, дома обычно вытянуты в длину.

Материалы для строительства дома в голландском стиле

Основным материалом для возведения зданий в голландском стиле традиционно был кирпич. В современном строительстве он также находит довольно широкое применение, однако, при желании может быть заменён на любой доступный материал. В этом случае, соответствие выбранному направлению достигается путём оформления фасада облицовочным кирпичом или его имитацией.Строительные материалы в голландской архитектуреОбязательным атрибутом голландского дома является белоснежная отделка, придающая постройкам особый колорит и некоторую нарядную торжественность. Изначально такие элементы декора выполнялись из камня или специально обработанной древесины, покрытой слоем гипса и извести.Вместе с тем, современный ассортимент строительных материалов позволяет выбрать и более доступные варианты, например — наличники и откосы на окнах могут быть изготовлены из полиуретана или древесно-полимерного композита, а углы строения достойно украсит имитация камня или декоративная фасадная штукатурка.

Цветовое оформление домов в голландском стиле

Традиционно постройки в голландском архитектурном стиле выполнялись из красного кирпича. Современные правила позволяют использовать для оформления фасада любые насыщенные цвета, делая акцент на контрасте с белыми элементами декора.

Крыша в голландском стиле

Главное требование, предъявляемое к крыше дома в голландском стиле — высота, достаточная для размещения под её сводами жилого помещения. Как правило, это двускатная конструкция, допускающая использование любых кровельных материалов.Крыша дома в голландском стиле

Фасад постройки в голландском стиле

Первое, что притягивает взгляд в постройке голландского типа — необычная форма верхней части фасада (щипец). Этот участок стены может быть ступенчатым, напоминать очертания колокола или правильной трапеции.

По краям обязательна белоснежная отделка, повторяющая контур или подчёркивающая его отдельные элементы. Такой декор выполняется обычно из камня или дерева, но в последнее время находит применение и пластик.Для максимального соответствия голландскому архитектурному направлению, в верхней части фасада может быть установлена стилизованная консоль. А достойной заменой традиционного крюка для поднятия грузов послужит красивый старинный фонарь.

Окна в голландском архитектурном стиле

Окна в голландском стилеЕщё одна отличительная черта голландской архитектуры — большие, высокие окна простой прямоугольной формы, разделённые перегородками на более мелкие фрагменты. В зависимости от предпочтений владельца, они могут быть дополнены деревянными ставнями, иногда — в половину застеклённого пространства.Относительно центра фасада окна располагаются симметрично. Для обрамления проёмов используются как промышленные наличники строгой формы, без фигурной резьбы и лишних украшений, так и декоративная отделка камнем, повторяющая очертания окна.

Двери в голландском стиле

Особого внимания при оформлении здания в голландском архитектурном стиле заслуживают входные двери. Они отличаются необычной конструкцией — их верхняя и нижняя части могут открываться как одновременно, так и независимо друг от друга. Первая, как правило, стеклянная, состоит из 9 вертикальных прямоугольников, скреплённых рамой. Последняя может быть выполнена как из металла, покрытого матовой краской, так и из массива дерева с соответствующим видом обработки.Вход в дом, по голландской традиции, обычно располагается с боковой стороны здания, внутри двора.

Дома в голландском стиле — фото

Аккуратные и добросовестные голландцы, из-за природных особенностей страны, вынужденные постоянно решать непростые инженерные задачи, и в строительстве домов на первое место ставили математическую точность. Излишний шик и показная роскошь не нашли поклонников в этих краях. Здесь тесно соседствует скромная декоративность и бытовая практичность. Историки утверждают, что голландский архитектурный стиль произвёл неизгладимое впечатление на Петра Великого, в результате чего был взят за основу при строительстве Петербурга.

rehouz.info

Архитектура Нидерландов XIX — начала XX веков

—стр. 317—

Развитие архитектуры Нидерландов XIX — начала XX вв. происходило в условиях быстрого роста в стране капитализма, для которого было характерно «слияние» или «сращивание банковского и промышленного капитала»¹. Особенности географического положения Нидерландов, расположенных на перекрестке важнейших торговых путей, поставили страну в условиях появления мирового капиталистического рынка в экономически выгодное положение и способствовали росту ее портовых городов. Обогащалась не только верхушка буржуазии, но и так называемые средние слои населения, втянутые в хищническую эксплуатацию богатейших колоний в Юго-Восточной Азии.

____________

¹ В. И. Ленин. Полн. собр. соч., изд. 5, т. 22, стр. 211.

 

В быстро развивающейся голландской промышленности широко использовался дешевый труд эмигрантов из экономически мало развитых европейских стран. Это способствовало образованию местной рабочей аристократии, объединенной в привилегированные реформистские профессиональные союзы. Одной из форм деятельности этих профсоюзов была организация разнообразных, поощряемых правительством, кооперативных обществ, в том числе жилищных строительных кооперативов.

 

Процветающие торговые компании, акционерные общества и банки, перерабатывающие колониальное сырье фабрики, быстрый рост портовых городов — все это способствовало усиленному строительству в стране. Перерабатывающая промышленность Нидерландов базировалась на колониальном сырье, фабрики сооружались в основном в портовых городах — Амстердаме, Роттердаме и др. По своей конструкции, планировке и внешнему облику большинство этих небольших предприятий мало чем отличалось от промышленных зданий, сооружавшихся в других европейских странах.

 

Ограниченность территории Нидерландов — этой небольшой страны, расположенной на низменных, затопляемых берегах Северного моря и многочисленных впадающих в него рек, издавна заставляла голландцев производить сложные работы по искусственному повышению и осушению территории. Высокая стоимость и длительность этих работ способствовали появлению традиции перспективного планирования и созданию кадров градостроителей и ландшафтных архитекторов. В XIX в. работы по осушению польдеров¹ полностью сосредоточиваются в руках государства с последующей передачей участков частным арендаторам, которые затем их осваивали — строили жилые дома в поселках и фермы.

____________

¹ Польдер — низменная, заболоченная или затопляемая территория, осушенная, освоенная и использованная для сельского хозяйства или строительства поселка.

 

Трудно найти другую страну, которая была бы настолько создана руками человека, как Нидерланды. В упорной борьбе с природой выработался ряд традиционных градостроительных, архитектурных и конструктивных приемов, а также происходил

 

 

—стр. 318—

 

строгий отбор наиболее экономичных местных строительных материалов. Так, одной из наиболее стойких голландских строительных традиций были размещение центральной административно-торговой площади города на главной дамбе и постановка городского собора на второй смежной с ней площади, иногда несколько заниженной по сравнению с уровнем дамбы. Однако застройка голландских городов в XIX в., связанная с быстрым ростом промышленности, торговли и массовым притоком рабочих, привела к нарушению традиций в области градостроительства и к антисанитарному и опасному в пожарном отношении состоянию многих городов.

 

 

1. Амстердам. Проект реконструкции города, 1866 г., ван Нифтрик

1. Амстердам. Проект реконструкции города, 1866 г., ван Нифтрик

 

 

Это угрожающее положение, особенно в портовых городах, где связь с тропическими странами создавала постоянную возможность эпидемий, уже в середине века (в 1853 г.) был вынужден обсуждать парламент. В результате были выдвинуты некоторые конкретные требования: установить минимальную ширину улиц 8 м, ввести обязательное водоснабжение и канализацию, узаконить ряд мер конструктивного и планировочного порядка и т. д. Эти требования были учтены в ряде планов реконструкции городов второй половины XIX в.

 

 

2. Амстердам, район Пийп, 1890 г. Департамент общественных работ. Общий вид улицы

2. Амстердам, район Пийп, 1890 г. Департамент общественных работ.

Общий вид улицы

 

 

В 1866 г. арх. ван Нифтрик составил план реконструкции Амстердама (рис. 1). По этому проекту были осуществлены: строительство окружной железной дороги, сооружение канала Северного моря, снос кольца крепостных стен, устройство (в 1868 г.) двух садов — ботанического и зоологического, доступных для широкой публики и т. д.

 

В 1869 г. к городу был присоединен район Нейе Амстель, благодаря чему территория Амстердама увеличилась с 3250 до 4630 га. Одновременно были перестроены Восточные гавани с набережными Явы, Ливана, Суматры, Суринама, Борнео и Зеебурга.

 

В 1875—1877 гг. инж. Калф разработал новый план Амстердама. Он дал детальную схему окружной железной дороги с вокзалом в конце улицы Дамрак. Этим планом были впервые намечены реальные меры борьбы с трущобами и запроектированы два специальных района — Пийп (рис. 2) и Иордан для постройки в них многоэтажных домов с дешевыми квартирами.

 

Аналогичные работы с 1840 г. проводились и в Роттердаме.

 

После 1870 г., когда был окончен канал Де Нейе Ватервег, соединивший кратчайшим путем реку Маас (без шлюзов) с Рот-

 

 

—стр. 319—

 

тердамом, его порт приобрел мировое значение. В следующем десятилетии (1870—1880) были сооружены и оборудованы по последнему слову техники бассейны Роттердамского порта: Бинненхафен, Этропо-хафен, Спорвег-хафен, Конингс-хафен, Рин-хафен, Масс-хафен и Вааль-хафен. А позднее, уже в начале XX в., на правом берегу Мааса созданы новые бассейны — Парк-хафен, Сент Джобс-хафен и Миер-хафен.

 

В 1901 г. в Нидерландах был издан «Жилищный закон», одним из параграфов которого предусматривалось составление планов реконструкции всех голландских городов с населением более 10 000 жителей с обязательным пересмотром этих планов каждые 10 лет. По этому закону регулирование строительства было объявлено прерогативой государства, которое утверждало нормы на строительство и санкционировало поощрительные мероприятия (долгосрочные ссуды и пособия).

 

В первую очередь по этому закону реконструкция коснулась центральных районов городов, в которых сносились трущобные дома, а их жители переселялись в новые, специально для этого отстроенные районы. Так, создавались новые городские районы с относительно благоустроенными жилищами, предназначенными для мало обеспеченных слоев населения. К осуществлению работ по предусмотренной законом 1901 г. перепланировке городов был привлечен один из виднейших голландских архитекторов — Хендрик Петрус Берлаге (1856—1934). Им были составлены для Амстердама проекты первой очереди (1902, рис. 3) и второй очереди реконструкции района Зюд (1915—1917) и района Оостзан (1914—1918), а также план реконструкции Гааги (1908).

 

 

3. Проект реконструкции района Зюд, первая очередь, 1902 г. X. П. Берлаге 4. Роттердам, город-сад Фрейвик, 1916 г. М. Я. Гранпре-Мольер. Генплан
3. Проект реконструкции района Зюд, первая очередь, 1902 г.X. П. Берлаге 4. Роттердам, город-сад Фрейвик, 1916 г. М. Я. Гранпре-Мольер. Генплан

 

 

В проектах Берлаге предусматривалось расширение и спрямление улиц и застройка кварталов секционными однотипными домами с озеленением внутренних (индивидуальных для каждой квартиры) дворов-садов. В плане 1902 г. сетка улиц строго прямоугольная, в плане 1915—1917 гг. она уже была более свободная.

 

Одновременно с этими типами планировки в Нидерландах сохранялась и традиционная планировка отдельных районов городов по образцу голландских деревень, близкая принципу городов-садов: Кой-Хейплат (1913) и Фрейвик (1916) в Роттердаме (рис. 4).

 

Таким образом, развитие градостроительства в XIX в. в Нидерландах было органически связано с зарождением организованного удешевленного жилищного строительства. Оно было вызвано стремлением оградить привилегированные городские районы от эпидемий, возникающих в перенаселенных трущобах, а также желанием разрядить напряженную атмосферу политического и экономического недовольства, которое концентрировалось в однородных по классовому составу кварталах беднейших слоев населения. Однако различные формы этого жилищного строительства (предоставление благотворительными обществами бесплатных квартир отдельным семьям беднейших рабочих, строительство жилых домов для рабочих владельцами за-

 

 

—стр. 320—

 

водов, деятельность кооперативных обществ и т. д.) не привели к уменьшению жилищной нужды среди рабочих.

 

 

5. Амстердам. Дом пароходного общества, 1913 г. Я. М. ван дер Мей. Общий вид

5. Амстердам. Дом пароходного общества, 1913 г.

Я. М. ван дер Мей. Общий вид

 

 

Первый жилищный кооператив, которому была предоставлена ссуда, был организован в Амстердаме в 1856 г. Его членами были профессора, художники, работники связи и другие представители средних слоев городского населения. Первые же удешевленные жилые дома для рабочих были построены в 1890 г. в районах Пийп и Йордан. Однако эти жилища по своей стоимости все же оказались малодоступны для рабочих, и участвовавшее в их строительстве кооперативное общество Де-Йордан из-за нерентабельности этого строительства перешло на обслуживание более обеспеченных пайщиков, для которых в 1896 г. на одной из набережных канала были выстроены многоэтажные дома с благоустроенными квартирами. Но многоэтажных домов строили немного. Обычно кооперативное жилищное строительство было малоэтажным и концентрировалось на периферии городов. В начале XX в. были проведены первые опыты организованного строительства секционных многоэтажных домов.

 

 

6. Амстердам. Дома на Спаарндаммерплантсун, 1913—1914 гг. М. де Клерк. Общий вид

6. Амстердам. Дома на Спаарндаммерплантсун, 1913—1914 гг. М. де Клерк. Общий вид

 

 

Проекты многоэтажных жилых домов (планировка, конструкции) составлялись строителями — подрядчиками, архитекто-

 

 

—стр. 321—

 

рам же поручалось только оформление фасадов. Надзор за внешним благообразием городского строительства был поручен созданным при муниципалитетах «комитетам эстетики», а в крупных городах были организованы архитектурные мастерские с должностью главного архитектора города, поэтому подрядчики были вынуждены прибегать к помощи архитекторов.

 

Муниципальное строительство являлось плацдармом борьбы различных художественных и архитектурных направлений. Оно дало возможность голландским архитекторам на практике проверять свое архитектурное кредо. Так, при застройке района Зюд в Амстердаме ярко проявили себя мастера так называемой Амстердамской школы.

 

Первым зданием, выстроенным представителями этого творческого направления, был Дом пароходного общества (1913, арх. Я. М. ван дер Мей, 1878—1949, рис. 5). Молодые последователи Мея — Михаэль де Клерк, П. Крамер и др.— вдохновлялись пластичностью архитектуры этого сооружения. Они пытались ввести те же творческие принципы в жилищное строительство, чтобы разнообразить монотонность протяженных фасадов 3-4-этажных секционных домов новых районов. Им казалось, что это придаст жилой застройке рабочих кварталов живописность (дома на Спаарндаммерплантсун, 1913—1914, арх. Михаэль де Клерк, 1884—1923, рис. 6). Ограниченные в средствах архитекторы стремились добиться художественного эффекта высококачественной кладкой, применением крупных объемных элементов (выступов, цилиндров, шпилей) и дешевых облицовочных материалов (керамики и черепицы).

 

Одновременно для одиноких (преимущественно женщин) строили общежития — многоэтажные дома коридорного типа с индивидуальными комнатами и общественно-коммунальными помещениями (рис. 7).

 

В Роттердаме удешевленное строительство велось сначала в мелких фабричных поселках архитекторами консервативной Делфтской школы — М. Я. Гранпрэ-Мольером (род. 1883), Ферхагеном, Коком и др., мечтавшими возродить «Старую Голландию» с малоэтажными традиционными домами, окруженными садами. И только к концу первой мировой войны в Роттердаме перешли на муниципальное строительство многоэтажных секционных домов в новых районах — архитекторы М. Бринкман, Якобус Иоханес Питер Ауд и др.

 

Индивидуальное строительство жилых домов в сельских местностях, пригородах и городах оставалось традиционным — с расположением жилых помещений в нескольких этажах.

 

В деревнях дома рядовых фермеров строились деревянные, покрытые черепицей, камышом или соломой, под одну крышу с хозяйственными постройками. В небольших рыбачьих поселках продолжалось обычное деревянное традиционное строительство жилых домов. Их строили с многослойными тонкими стенами, с изоляционной прокладкой или засыпкой, повторяя конструкцию обшивки морских судов.

 

В этом строительстве нашло отражение характерное для рубежа XIX—XX вв. стремление к своеобразной модернизации национальных традиционных приемов голландской архитектуры. Ярче всего это выразилось в творчестве арх. X. П. Берлаге.

 

 

7. Амстердам. Дома-общежития коридорного типа, 1910 г. Департамент общественных работ. План жилого этажа

7. Амстердам. Дома-общежития коридорного типа, 1910 г. Департамент общественных работ. План жилого этажа

 

 

То же стремление к новаторству при одновременном сохранении традиционных приемов голландской архитектуры наблюдается в этот период и в архитектуре богатых усадебных построек; наиболее интересны из них ансамбли двух образцовых ферм: Ауде Буссум (1903—1905, рис. 8) арх. К. П. К. де Базель (1869—1923) и Де Схипборг (1914, рис. 9) арх. X. П. Берлаге. Эти обширные усадьбы с объединенными в один комплекс жилыми и хозяйственными зданиями при рациональном плане, ясности и простоте общей композиции являются тем не менее типичными образцами тяжеловесного голландского модерна. Для интерьеров их жилых помещений характерно традиционное сочетание обнаженной кирпичной кладки, деревянных

 

 

—стр. 322—

 

панелей и потолков по мощным открытым брусьям, что в бедной лесом Голландии считалось особой роскошью.

 

В особняках торгово-промышленной буржуазии намечался отход от традиционного типа голландского жилого дома. В первом этаже этих домов часто размещался магазин владельца.

 

В стилевых поисках голландских архитекторов этого периода различаются два основных направления. В строительстве, которое велось государством и муниципалитетами, чаще проявлялись консервативные тенденции, связанные со стремлением возвеличить государство, подчеркнуть его мощь и древние традиции. Это выражалось в подражании «староголландскому» стилю (главным образом его декоративным приемам: чередованию кирпича и естественного камня) или в непременной симметрии помпезного «классического» плана и объемно-пространственной композиции.

 

 

8. Образцовая ферма Ауде Буссум, 1903—1904 гг. К. П. К. де Базель. Генплан, главный двор 8. Образцовая ферма Ауде Буссум, 1903—1904 гг. К. П. К. де Базель. Генплан, главный двор

8. Образцовая ферма Ауде Буссум, 1903—1904 гг. К. П. К. де Базель. Генплан, главный двор

 

 

В частном же строительстве, особенно по заказам крупной торгово-промышленной буржуазии в конце XIX в., наблюдались подчеркнутый отказ от традиционных стилистических особенностей и от канонов классицизма (как в планах, так и в решении фасадов) и стремление к космополитизму, которое вело к подражанию «международному» стилю, к погоне за новшествами, модой и рекламой. Для этого строительства наиболее приемлемым оказался новый общеевропейский стиль модерн с широким применением стекла, металла, керамики.

 

* * *

 

Структура государственной и местной власти сложилась в Нидерландах еще в XVII—XVIII вв., когда и были сооружены многочисленные административные здания. Консервативность голландских государственных учреждений XIX в. дала возможность продолжать пользоваться в основном прежними зданиями. Поэтому на XIX в. в Нидерландах падает очень небольшое количество вновь построенных административных сооружений. Основной объем строительства в области общественных зданий относится в рассматриваемый период к новым по назначению сооружениям, таким как железнодорожные здания, гостиницы, универсальные магазины, музеи, банки, научные институты и т. д.

 

 

—стр. 323—

 

Наиболее радикальные изменения внесли в облик города сооружения, связанные с железнодорожным транспортом. Широко применялись в железнодорожных сооружениях металлические, в частности чугунные конструкции, украшенные деталями художественного литья (рис. 10).

 

Транспортные сооружения обычно выносились за пределы центрального района города. Редким примером размещения вокзала в центре города является амстердамский вокзал арх. П. Ж. X. Кайперс (1880). В градостроительном отношении это решение оказалось неудачным, так как поставленное вдоль берега реки на оси одной из главных улиц города — Дамрак — протяженное здание вокзала замкнуло перспективу и выключило реку из жизни города в одном из его самых оживленных мест.

 

 

9. Образцовая ферма Де Схипборг, 1914 г. X. П. Берлаге. Интерьер

9. Образцовая ферма Де Схипборг, 1914 г. X. П. Берлаге. Интерьер

 

 

Сложным вопросом при разработке планировки вокзалов была необходимость учета разделения пассажиров на классы. Это сбивало четкий график движения пассажиров в одном направлении и заставляло предусматривать ряд параллельных помещений, функционально дублирующих одно другое.

 

 

10. Роттердам. Мосты через Маас. Пешеходный и железнодорожный, 1874—1878. Общий вид

10. Роттердам. Мосты через Маас. Пешеходный и железнодорожный, 1874—1878. Общий вид

 

 

Сложность конструктивных решений железнодорожных вокзалов потребовала широкого привлечения к их проекту инженеров, которые фактически и были основными авторами проектов этих зданий. В то же

 

 

—стр. 324—

 

время большая общественная роль вокзалов как новых ворот города влекла за собой стремление придать им облик репрезентативных зданий, что требовало участия архитектора в их проектировании, для чего привлекались наиболее известные архитекторы П. Ж. X. Кайперс, X. П. Берлаге и др.

 

 

11. Амстердам. Государственный музей, 1892—1902 гг. П. Ж. X. Кайперс. План 1-го этажа, общий вид музея со стороны главного входа
11. Амстердам. Государственный музей, 1892—1902 гг. П. Ж. X. Кайперс. План 1-го этажа, общий вид музея со стороны главного входа 11. Амстердам. Государственный музей, 1892—1902 гг. П. Ж. X. Кайперс. План 1-го этажа, общий вид музея со стороны главного входа

 

 

Сохраняя в целях придания большой парадности внешнему облику вокзалов симметричную композицию плана и обязательно выделяя главный фасад, архитекторы использовали декоративные приемы кирпичной голландской архитектуры XV— XVIII вв. (богатство узорной кладки, перемежающейся с рядами белого камня и такими же деталями) и включали в объемную композицию такие элементы крепостного зодчества, как башенки, фигурные крыши, резные флюгера и т. п.

 

Интересно отметить, что архитектура выстроенных в Нидерландах в этот период общественных репрезентативных зданий очень однообразна независимо от их конкретного назначения: будь то вокзал, музей, научный институт, театр или иное здание.

 

 

—стр. 325—

 

Не избежало этого единообразия также и здание Дворца мира, построенное в 1913 г. в Гааге в результате международного конкурса по проекту французского архитектора Ш. Кордонье.

 

В конце XIX в. в Голландии получило значительное развитие строительство специальных зданий для музеев, в которых впервые предусматривалась научная обработка и методическая экспозиция материалов. Это потребовало введения функциональных изменений в план зданий, дифференциации больших и малых залов для постоянной экспозиции и временных выставок, специальных помещений для библиотеки, рабочих кабинетов и т. п. (Государственный музей в Амстердаме, 1892—1902, арх. П. Ж. X. Кайперс, рис. 11; городской музей, 1892—1895, арх. А. В. Виссман, 1858—1923 и др.).

 

Построек, в которых были бы использованы формы общеевропейского модерна, в Нидерландах мало. Это главным образом магазины, в том числе универсальные и фирменные здания: в Утрехте дом с аптекой (1904, рис. 12) арх. Риксен; в Гааге магазин фирмы «Шрёдер и Нейкерк», в Лейдене магазин «Хаасе и Пандерс» и некоторые другие. Новая форма торговли, при которой в одном магазине объединялись различные товары, определила и новую организацию внутреннего пространства, что потребовало применения новых конструкций и строительных материалов и стекла. Для привлечения покупателей в комплекс универсального магазина включались справочные бюро, кафе, ресторан, отдельные киоски с ходовым мелочным товаром и т. д., что, продолжая традиции пассажей, делало универсальные магазины своего рода общественным центром.

 

 

12. Утрехт. Жилой дом с аптекой в 1-м этаже, 1904 г. Риксен, фасад 13. Амстердам. Здание страхового общества «Де Нидерланден», 1895 г. X. П. Берлаге. Интерьер парадной лестницы
12. Утрехт. Жилой дом с аптекой в 1-м этаже, 1904 г. Риксен, фасад 13. Амстердам. Здание страхового общества «Де Нидерланден», 1895 г. X. П. Берлаге. Интерьер парадной лестницы

 

 

Новые тенденции в развитии архитектуры своеобразно отразились в строительстве таких сооружений, как рестораны и

 

 

—стр. 326—327—

 

особенно отели: Американский отель (1896—1902), арх. В. Кромхаут (1864—1940) и отель Виктория в Амстердаме, отели на курорте Схевенинг около Гааги и др. Это, как правило, комфортабельные здания, снабженные всеми видами новейшего для своего времени благоустройства. Внешний облик этих зданий отвечал художественным вкусам XIX в., а отделка интерьеров гостиниц служила своеобразной рекламой товаров тех фирм, которые поставляли отделочные материалы, обои, мебель, декоративные ткани, санитарные приборы и т. д.

 

 

14. Амстердам. Биржа, 1897—1903 гг. X. П. Берлаге. Общий вид, план, интерьер
14. Амстердам. Биржа, 1897—1903 гг. X. П. Берлаге. Общий вид, план, интерьер 14. Амстердам. Биржа, 1897—1903 гг. X. П. Берлаге. Общий вид, план, интерьер
14. Амстердам. Биржа, 1897—1903 гг. X. П. Берлаге. Общий вид, план, интерьер

 

 

* * *

 

Под влиянием деятельности английской рабочей Гильдии, основанной в Оксфорде в 1851 г. при участии Рэскина, Россети, Падокса Брауна и Е. Берн Джонса, ряд голландских художников и архитекторов стали работать в различных областях прикладного искусства и принимать деятельное участие в оформлении продукции фабрик. Это способствовало внедрению в промышленность новых художественных форм, созвучных архитектуре модерна. В целях лучшего сбыта товаров фирмы делали попытки внедрить новое художественное направление в промышленное производство предметов домашнего быта. Одновременно в разных городах Нидерландов при участии архитекторов были организованы кустарные мастерские: например, архитекторы К. П. К. де Базель и Я. Л. М. Лаверикс (1864—1932) организовали в 1895 г. мастерскую «Архитектурно-промышленного декоративного искусства» по разработке мебели в Амстердаме. С 1898 г. в Нидерландах стал выходить и первый специальный журнал «Бау и Змиркунст» («Строительство и декоративное искусство»). Изделия прикладного искусства находили широкий сбыт и использовались в интерьерах новых жилых и общественных зданий.

 

На рубеже XIX—XX вв. среди построенных в Нидерландах общественных зданий выделяется амстердамская Биржа, сооруженная в 1897—1903 гг. по проекту арх. X. П. Берлаге, в творчестве которого (так же, как и в творчестве его непосредственного последователя арх. де Базеля) нашли отражение наиболее интересные искания голландской архитектуры конца XIX — начала XX вв. в области своеобразной пластической интерпретации модерна. К этому же циклу работ Берлаге можно отнести здание Синдиката бриллиантщиков в Амстердаме (1899), сберегательную кассу (1898—1914), проект Дворца мира (1907), здание страхо-

 

 

—стр. 328—

 

вого общества «Де Нидерланден» (1895, рис. 13), ряд особняков в Гааге, вокзал в Хаарлеме, ферму Де Схипборг и др. В них в противовес изящным, легким, тонким, извилистым декоративно стилизованным линиям Ар-Нуво соседней Бельгии (с преобладанием металла и стекла) Берлаге дал свою интерпретацию значительно упрощенного тяжеловесного модерна, использовав традиционный строительный материал кирпич для большого выноса эркеров на кирпичных же кронштейнах, решеток окон и т. д.

 

Перечисленные сооружения оказали значительное влияние на творчество более молодых голландских архитекторов — А. Л. ван Гента, В. Моленбрука, де Базеля и др., а в дальнейшем и на мастеров Амстердамской школы.

 

* * *

 

Среди голландских архитекторов XIX — начала XX вв. Берлаге бесспорно занимает первое место. Его имя как новатора, практика и теоретика было широко известно и за пределами Нидерландов. Архитектор рубежа двух веков Берлаге не только самостоятельно искал новые пути развития архитектуры, но и подытожил многое из опыта новаторских исканий XIX в., выступив одним из первых в Нидерландах против беспринципного подражания стилям прошлого. Одновременно с этим в большинстве своих произведений Берлаге широко применял традиционные материалы, трактуя их по-новому. Каждая работа Берлаге была своего рода экспериментом в области поисков нового взаимоотношения форм и материалов, пластического выражения нового художественного образа.

 

Здание биржи справедливо считается этапным сооружением в развитии голландской архитектуры рассматриваемого периода (рис. 14), так же как и в творчестве самого Берлаге. В эволюции архитектурного образа Биржи в трех последовательных вариантах проекта этого здания, выполненных Берлаге, видно постепенное «очищение» замысла архитектора от готических и романских форм и стремление к современной рациональной архитектуре. В связи с проектом Биржи Берлаге предложил новое градостроительное решение плана городского ансамбля, застроив весь отведенный под здание узкий участок, расположенный вдоль одной из главных торговых магистралей города — улицы Дамрак, у центральной площади Амстердама. К этой площади обращен узкий торцовой фасад Биржи, выходящий непосредственно на небольшую Биржевую площадь, которая является как бы «карманом» Дамрак.

 

Продольный фасад здания Биржи, вытянутый вдоль Дамрак, решен как продолжение торцового фасада и объединен с ним угловой башней. Берлаге сумел придать простым фасадам Биржи новое пластическое выражение, сведя их пластику к сочетанию глади стен и проемов. Скупые и малочисленные декоративные элементы здания не выступают из плоскости стены. Угловая башня связывает оба основных фасада, композиция каждого из которых в отдельности симметрична. Благодаря отсутствию раскреповок на боковых гранях башня сливается со стенами здания в единую плоскость и образует естественное завершение как торцового, так и бокового фасада, являясь в то же время центром композиции здания. Раскреповка сквозного арочного проема верха башни придает ей, несмотря на простой геометрический объем, легкость и воздушность.

 

Основной биржевой зал соединен небольшим внутренним двором с двумя меньшими залами. Служебные и подсобные помещения расположены в нескольких этажах по периметру залов и выходят на галереи. Стены, арки и своды интерьеров здания представляют собой чисто голландский образец обнаженной кирпичной кладки в соединении с естественным камнем колонн, подоконников и небольших пролетов оконных перемычек. Открытые изнутри металлические клепаные фермы с тонкими стягивающими тросами поддерживают остекленное перекрытие.

 

Берлаге никогда не считал себя сторонником функционализма, в котором, по его мнению, преобладали излишний рационализм и сухость и отсутствовал тот эмоциональный подход, который он больше всего ценил в творчестве архитектора.

 

Неудовлетворенность Берлаге чисто рационалистической архитектурой сказалась в ряде его произведений начала XX в., в которых он делает попытку расширить диапазон поисков нового художественного образа зданий. Интересен в этом отношении созданный Берлаге в 1908 г. в Блюмендале

 

 

—стр. 329—

 

проект Бетховенского концертного зала. Здесь вопреки своим принципам он обратился к прежним стилям и, вдохновившись византийской архитектурой, решил это здание как сложную многокупольную композицию.

 

 

15. Эйндхофен. Производственное здание фабрики «Филипс», 1916—1920 гг. Дирк Розенбург. Общий вид

15. Эйндхофен. Производственное здание фабрики «Филипс»,

1916—1920 гг. Дирк Розенбург. Общий вид

 

 

Также единственным в своем роде для творчества Берлаге является конторское здание в Лондоне (1914), фасад которого должен был без излишней декоративности давать представление о функциональном назначении здания. Вертикальные членения подчеркивают одинаковость деловых помещений этого конторского сооружения. Однако Берлаге здесь не решился, как он это смело сделал в интерьере Биржи, выявить на фасаде обнаженные несущие конструкции. Они замаскированы отделкой из квадров естественного камня, что придает архаичность облику здания.

 

* * *

 

Во втором десятилетии XX в. Берлаге обращается к более свободному сочетанию асимметричных объемов и полностью отказывается от декоративности. Это знаменует следующий этап развития его творчества, когда он в трактовке модерна приближается к исканиям австрийского архитектора Й. Гофмана, стремясь ко все более упрощенным формам (что в дальнейшем нашло отражение и в работах арх. Виллема Маринуса Дудока в Хилверсуме). Ярким примером этого периода его творчества является муниципальный музей в Гааге (1916), в котором уже четко выраженное рационалистическое начало связано с полным отказом от традиционных форм и приемов.

 

В отличие от многих других европейских стран, в которых основным рубежом в развитии современной архитектуры была первая мировая война, в Нидерландах, сохранивших нейтралитет в годы войны, не было перерыва в строительстве. Даже наоборот, именно во время военных лет здесь наблюдалась строительная лихорадка, вызванная наплывом эмигрантов, особенно промышленных и биржевых деятелей.

 

Благодаря изоляции, связанной с войной, в нейтральных Нидерландах создались особые тепличные условия для развития искусства без какого-либо иноземного влияния. В эти годы расцветает Амстердамская школа во главе с Я. М. ван дер Мейем (Пароходное общество, 1913, см. рис. 5), Михаэлем де Клерком и Пиетом Л. Крамером (1881—1961), к которым примкнули Я. Ф. Стаал, ван Ларен, X. Видевелде — редактор печатного органа группы «Вендинген» и др. Сторонники этой школы строят и во многих других городах страны (Хилверсум, Арнхем, Леварден и др.) не только жилые, но и общественные здания.

 

В культовом и сельском строительстве большое влияние в военные годы приобретает консервативная, шовинистически настроенная Делфтская школа.

 

 

16. Жилые дома на берегу моря. Проект, 1917 г. Я. И. П. Ауд. Перспектива

16. Жилые дома на берегу моря. Проект, 1917 г. Я. И. П. Ауд. Перспектива

 

 

—стр. 330—

 

Одновременно в Нидерландах, в первую очередь в промышленном строительстве, появляются единичные попытки голландских архитекторов использовать возможности новых строительных материалов — бетона и стекла — и трактовать производственные здания как полноправные произведения архитектуры. Ярким примером такого строительства может служить здание фирмы «Филипс» в Эйндхофене (арх. Дирк Розенбург, начало строительства — 1916 г., рис. 15).

 

Для Нидерландов второе десятилетие XX в. характерно стремлением левых художников и архитекторов найти формы, отражающие эстетические потребности нового века. Эти стремления обострились во время первой мировой войны, что было связано с протестом многих представителей интеллигенции против бедствий и ужасов войны. Сознавая свое моральное обязательство перед народом и одновременно видя свое бессилие реально предотвратить ход событий, деятели искусства пытались в самом художественном творчестве найти ответ на мучившие их вопросы.

 

Во время войны в Нидерланды возвращаются многие голландские художники и архитекторы; в том числе Пиет Мондриан (из Парижа), где он с 1911 г. под влиянием кубизма вырабатывает свои композиции неопластицизма («плюс — минус» вертикали и горизонтали), и Тео ван Дусбург¹. Совместно с архитекторами Я. И. П. Аудом, Корнелисом ван Эестереном, Герритом Ритфелдом и др. они в 1917 г. организовали группу «Де Стиль», которая наряду с немецким «Баухаузом» и французской «Эспри-Нуво» стала уже в послевоенные годы основой развития нового западноевропейского искусства, в том числе и архитектуры.

____________

¹ Тео ван Дусбург — псевдоним. Настоящее имя Христиан Эмиль Мари Кюппер.

 

Члены группы «Де Стиль» не только искали пути новой художественной выразительности, но и пытались найти новые закономерности художественного творчества.

 

В 1915 г. Р. ван т’Хофф, основываясь на принципах «Де Стиль», построил первые два дома в Хюйс тер Хейде около Утрехта. 17 октября 1917 г. выходит первый номер журнала «Де Стиль», и с тех пор основоположники этой группы Дусбург, Мондриан и другие ведут на его страницах широкую пропаганду идей «Де Стиль»; на первых порах в основном в области живописи. Первый архитектурный проект, опубликованный в журнале «Де Стиль», это «Жилые дома на берегу моря» (1917, арх. Ауд, рис. 16) и его фабрика в Пурмеренде.

 

Борьба архитектурных направлений в Нидерландах в период первой мировой войны, подкрепленная реальным строительным опытом мастеров различных направлений, позволила голландским архитекторам и в теории, и на практике занять одно из ведущих мест в развитии послевоенной европейской архитектуры.

tehne.com

Как применить в России опыт голландских архитекторов — Look At Me

Считается хорошим тоном поработать несколько лет в дальних, экзотических странах — это важная часть образования

Уже сейчас нужно срочно запускать программы доступного жилья нового типа, и тут можно обойтись без изобретения велосипеда. В Голландии накоплен большой опыт строительства экономичного, но качественного и удобного жилья, здесь умеют профессионально планировать жилые районы, здесь не без успеха решают сложнейшие проблемы расселения и ассимиляции мигрантов. Адаптировать этот опыт к российским условиям вполне возможно, было бы желание. К сожалению, пока сотрудничество идёт туго. Известна история с мастер-планом Перми — кстати, очень профессиональный проект голландского бюро KCAP, который вместо поддержки получил только палки в колёса. А ведь такие мастер-планы могли бы помочь сделать жизнь в наших городах более цивилизованной и человеческой.  

Мы в бюро SVESMI пытаемся применять некоторые голландские принципы в российском контексте. Скажем, в проекте реформирования системы московских библиотек для нас важно было подчеркнуть — каждая библиотека этой системы уникальна, каждую нужно программировать с учётом конкретного городского контекста, нужд горожан из близлежащих домов и архитектурных особенностей здания, в котором библиотека расположена. Ведь библиотеки в старом центре города и на окраине — это две очевидно разные истории. С другой стороны, библиотеки Москвы — это именно система, а не набор разнохарактерных заведений, поэтому нужен свод общих для всех правил и регуляций — и вот тут нам снова помогает голландский опыт. Гибкие системы логичных и внятных правил, которые не тормозят развитие любой системы, а наоборот способствуют её процветанию, — ещё одно голландское ноу-хау.

В «Стрелке» образование построено на голландской и международной эскпертизе в области урбанизма, однако наши студенты понимают, что действовать по принципу copy/paste в России не получится никогда. Все существующие методики требуют адаптации, нового языка, кропотливой разъяснительной работы с заказчиком, властями, горожанами: поиск правильных путей применения тех же голландских рецептов —  важнейшая и очень сложная составляющая любого урбанистического или архитектурного проекта.   

www.lookatme.ru

Архитектура Нидерландов в Санкт-Петербурге

Три месяца в Эрмитаже будет проходить выставка «Архитектура по-голландски. 1945–2000». Из роттердамского Нового института и коллекций архитектурных бюро привезут макеты, чертежи и фотографии. Нидерланды гордятся своей архитектурой не меньше, чем живописью XVII века или футболом. Такой большой выставочный проект в России проходит впервые. «РР» попытался понять, чем именно интересна современная голландская архитектура

— Вот так неправильно, — произносит Шурд Сетерс из архитектурного бюро Soeters van Eldonk. Он ставит на графин с водой сахарницу и демонстрирует ее слушателям. Странная конструкция символизирует небоскреб — то, с чем он борется в архитектуре.

— Совсем неправильно, — повторяет Сетерс и объясняет. В городе с небоскребами жить неуютно, на улицах процветает преступность. Небоскребы сыграли свою роль в определенном месте и в определенное время, но лучше жить в маленьком городе, где сосед знает соседа, где на улицы выходят окна жилых домов или маленьких баров и магазинчиков, где и днем и ночью есть жизнь. А огромные офисные центры, где жизнь замирает после окончания рабочего дня, с точки зрения Сетерса, зло. Заниматься просто проектированием зданий ему скучно. Интересно создавать целые кварталы.

Голландская архитектура тесно связана с голландскими градостроительными идеями, а идеи — с историей, географией и принципами общественного устройства. В Нидерландах мало земли, а та, что есть, постоянно заливается водой. Значит, нужно строить дамбы, чтобы защититься от наводнений, и осушать польдеры, чтобы увеличить пригодную для жизни и сельского хозяйства землю.

Мельницы, шлюзы и дамбы — все это требует коллективных усилий, а значит, необходимо жить в мире и дружбе с соседями, потому что, когда вода прорвет дамбу, а это все равно случается, нужно будет собрать соседей и быстро ликвидировать последствия.

Ну а поскольку Нидерланды — это ровная, как стол, земля без единого холма, архитектура должна быть интересной, чтобы хоть как-то разнообразить привычный пейзаж из мельниц, коров и каналов. В итоге все эти факторы сказались на голландской архитектуре.

— Роттердам не туристический город, — смеется Гус Бемер, директор Нового института, специальной организации, которая объединила несколько различных ведомств, отвечавших в Голландии за теорию дизайна и архитектуры. — У нас нет «квартала красных фонарей», как в Амстердаме. У них там турист приезжает в город, покупает гашиш в кофе-шопе и идет в музей. Мы же можем предложить гостям только современную архитектуру.

***

Обычно экскурсии по городу начинаются с показа старинных задний. В Роттердаме старой архитектуры почти нет: 14 мая 1940 года центр города был практически полностью уничтожен налетом немецкой авиации. Голландия сопротивлялась всего пять дней, впрочем, и это было неплохо, ведь немцы считали, что смогут завоевать ее за один день. К 14 мая все было решено, голландцы капитулировали, о чем знала немецкая пехота. Авиации то ли не успели, то ли не захотели сообщить, в итоге немецкие самолеты бомбили беззащитный город.

Тем не менее одна из главных архитектурных достопримечательностей Роттердама относится к довоенному периоду, это расположенный вдали от центра квартал Юстус ван Эффен, названный в честь знаменитого писателя, жившего в XVIII веке. Это первый в Голландии квартал-блок. Его начали строить в 1919 году, а закончили в 1922-м, спроектировал его Микель Бринкман.

— Юстус ван Эффен должен был стать идеальным кварталом, — объясняет архитектор Микель Гротхофф. — Четырехэтажные дома формируют внутри двор, где могут играть дети, а соседи так или иначе вынуждены коммуницировать друг с другом. Двухкомнатные квартиры по тем временам поражали удобством и комфортом, правда, поначалу мыться нужно было в общей бане, которая стояла в центре квартала-блока, потом в квартирах сделали индивидуальные ванны. Во внутреннем дворике на уровне второго этажа проложена «вторая улица» — сплошной балкон. Разминуться с соседями не удастся, все на виду, нет преступности, нет социального расслоения, так как у всех одинаковые условия.

 В идеальном квартале должны были жить идеальные горожане, отзывчивые и коммуникабельные. Те, что побегут по первой команде затыкать дамбу, чинить шлюз, откачивать воду из польдера. Не получилось: идеальному кварталу достались неидеальные жители — кто-то оказался богаче, кто-то беднее, теперь некоторым жильцам принадлежат сразу четыре квартиры в доме и они превратили свой кусочек жилья в четырехэтажный таунхаус.

***

— Голландские архитекторы находились под большим впечатлением от советской архитектуры, — рассказывает Альма Плогер из Нового института. В первую очередь их вдохновлял конструктивизм. Голландцы гордятся участием своих мастеров в проектировании Магнитогорска, шедевра конструктивистского градостроительства. Собственно, кварталы-блоки очень похожи на советскую типовую застройку. Просто она здесь другого качества.

В том же Роттердаме на складе рядом с шедевром голландского модернизма — табачно-кофейно-чайной фабрикой Van Nelle — расположен склад макетов, которые сейчас готовят к отправке в Санкт-Петербург. В Голландии к макетам свой подход: например, в 50–60-е годы многие макеты выполнялись из спичек и коробков, чтобы продемонстрировать, что дом может быть построен из дешевых и пригодных для массового производства материалов. Голландский идеал — строительство типовое, но при этом не скучное.

Несколько лет назад городок Зандам был отдан муниципалитетом архитектурному бюро Soeters van Eldonk для экспериментов. Зандам, небольшой населенный пункт в 20 минутах езды от Амстердама, раньше на русский транскрибировался как Сардам — здесь плотничал первый русский император, и Петра здесь до сих пор почитают. Есть даже перекресток — угол Царя Петра и Царицы, а в местной гостинице вместо значка туалета портрет Петра I. Впрочем, на одном почитании Петра продержаться сложно, Зандам испытывал проблемы с безработицей и оттоком жителей. Теперь сюда приезжают посмотреть на новейшую голландскую архитектуру.

Самое известное здание города — гостиница Inntel Hotel, многоэтажное строение, которое состоит из нескольких десятков слепленных друг с другом маленьких деревянных домиков, построенных в традиционной голландской манере. Сравнение с Lego или с любым другим конструктором приходит в голову почти мгновенно. Рядом с отелем на привокзальной площади стоят такие же домики, но уже по отдельности. Полностью новый центр Зандама пока не готов, но уже сейчас город выделяется даже по голландским меркам. Хотя здесь есть и кубические дома (в Роттердаме), и трамвай, проезжающий сквозь дом на уровне второго этажа (в Гааге), и стоящий на острове музей Nemo (в Амстердаме), который не просто дом, а еще и место, где огромный туннель превращается в огромный же мост. А в Роттердаме строится дом в виде арки над рыночной площадью.

— Сейчас для архитекторов наступили нелегкие времена, — говорит Альдо Вос из архитектурного бюро Broekbakema. — Примерно половина людей, получивших архитектурное образование, сидит без работы. Большинство бюро живет от конкурса до конкурса. У нас кризис перепроизводства архитекторов.

Кризис архитекторов связан с кризисом экономическим, и бюро ищут выход на зарубежных заказчиков. Поэтому, несмотря на безработицу, русскому несложно получить работу даже в крутых голландских бюро: всем нужны люди, которые разбираются в российских правилах, ограничениях и национальных особенностях.

 О выходе на российский рынок мечтают многие, хотя выиграть конкурсы в России очень сложно. Для голландцев выставка в Эрмитаже — это не только культурное мероприятие, но и попытка проникнуть на здешний рынок.

expert.ru