Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Калининско солнцевская линия


Новый транспортный дизайн Калининско-Солнцевской линии. Часть вторая — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Пять станций на участке Калининско-Солнцевской линии метро «Говорово» - «Рассказовка» будут иметь уникальный дизайн. Портал Стройкомплекса представляет вторую часть фотоленты об архитектурном облике «желтой» ветки. В нее включены станции, строящиеся за МКАД.

Станции «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино», «Рассказовка» - колонного типа, они имеют островную платформу и два вестибюля.

 

 

Архитекторы сознательно ушли от привычного образа станции Московского метро и создают альтернативный уровень современного транспортного дизайна.

 

Характеристики участка «Говорово» - «Рассказовка»

Пропускная способность

Время в пути

Время полного оборота поезда

12 пар поездов в час

9,4 минуты

23,8 минуты

 

Пассажиропоток на станциях

- «Говорово» 87 тыс. человек в сутки 

- «Солнцево» 112 тыс. человек в сутки

- «Боровское шоссе» 70 тыс. человек в сутки

- «Новопеределкино» 30 тыс. человек в сутки

- «Рассказовка» 258 тыс. человек в сутки

 

 

Станция «Говорово» («Терешково»)

Расположение

с южной стороны Боровского шоссе у примыкания к нему пр. пр. № 6055 (Центральный проезд)

 

 

Входные павильоны станции будут выглядеть как современные урбанистические сооружения. Для этого архитекторы применили сочетание серого и черного цветов, что также создает ассоциацию с монохромной гаммой самой станции. Фасады облицуют стеклом.

 

 

 

По задумке архитекторов, образ «Говорово» должен отражать функцию транспортно-пересадочного узла, который построят на базе станции метро. Черный цвет, выбранный в качестве основного, придает станции дополнительную глубину и усиливает выразительность интерьера.

 

 

Эффект зеркального потолка усиливает серый гранитный пол с поперечными бороздами для декоративной подсветки. Колонны станции облицуют плитами с декоративной перфорацией, которая заполнена кристаллическими вставками, подсвеченными изнутри.

 

 

Свет на станции будет иметь три тона: тепло-желтый, белый и фиолетовый (возможно, ультрамарин). Это придаст интерьеру дополнительный объем и выразительность.

 

 

Такую точную проработку деталей и необычное освещение применяют, как правило, для дизайна высокотехнологичных объектов.

 

Станция «Солнцево»

Расположение

на пересечении улиц Богданова и Попутной  

 

 

Станция метро «Солнцево» удивит своих пассажиров оптической иллюзией. Поднимаясь по эскалаторам на выход, пассажиры увидят появляющийся из-за горизонта солнечный диск, который на их глазах рассыпается на части.

 

 

«Солнце» состоит из нескольких фигур, расположенных на потолке, полу и стенах, потому по мере продвижения вперед пассажиры и видят такой эффект.

 

 

Архитекторы решили сделать солнечный свет частью дизайна станции. Для этого в стенах и крыше входного павильона предусмотрены отверстия, через которые свет в виде солнечных лучей и зайчиков попадает внутрь.

 

 

Сымитировать игру солнечного света позволит комбинация световых пятен с разной степенью освещенности. Чтобы внутрь не попадали осадки, отверстия закроют вклеенным акриловым стеклом.

 

 

Такого эффекта удалось достичь даже на платформе. В потолке будут сделаны отверстия, за которыми установлены колодцы для отраженного света.

 

 

Станция «Боровское шоссе»

Расположение

пересечение Боровского шоссе и Приречной улицы 

Образ этого подземного сооружения будет «наземным», потому что станцию метро архитекторы решили отождествить с одноименной транспортной артерией - Боровским шоссе.

 

 

Основные идеи отделки основаны на элементах, ассоциирующихся с магистралью - это контрастное сочетании предупреждающих цветов, навигационная разметка, прожекторы уличного освещения, светильники в виде корпусов машин.

 

 

Для создания динамичного образа станции архитекторы «Боровского шоссе» отказались от вертикальных элементов дизайна. Приоритет отдан горизонтальным элементам - наклонным линиям, трапецеидальным формам.

Например, гладкий потолок с насечками имитирует мокрое после дождя скоростное шоссе. 

 

Освещение станции выполняет ключевую дизайнерскую функцию: оно напоминает мачты уличного освещения, установленные на транспортной магистрали. Декоративные светильники выполнены в образе летящих на скорости автомобилей.

 

Станция «Новопеределкино»

Расположение

пересечение Боровского шоссе и улицы Шолохова 

 

 

Авторы дизайн-проекта соединили исконно московские архитектурные мотивы и современные методы отделки интерьеров. Для этого использовали мотивы убранства старинных московских теремов и палат - настенные росписи в виде травяных орнаментов.

 

 

Световые короба вокруг колонн похожи на своды московских палат. За счет своей ажурной формы светильники расширяют пространство вестибюля и делают его торжественным.

Каждый такой короб освещен светодиодными излучателями, которые позволят менять цвета освещения станции. Во время городских праздников и мероприятий узоры могут становиться синими, красными, многоцветными и даже транслировать видео. В будни цвет освещения будет медленно меняться в течение всего дня.

 

 

Переходы декорированы плоскими светильниками: светопроникающие молочные панели за перфорированными стальными пластинами создают мягкий и рассеянный свет.

 

 

Павильоны станции «Новопеределкино» превратятся в запоминающийся элемент городской застройки. Их облицуют стеклянными трехслойными панелями, внутри которых нанесен узор. В темное время суток он будет светиться, подсвечивая стеклянные панели.

 

Станция «Рассказовка»

Расположение

с северной стороны Боровского шоссе в деревне Рассказовка 

«Рассказовка» превратится в настоящую библиотеку. Пассажиры с помощью QR-кода смогут на платформе скачать любимые литературные произведения, чтобы скоротать время в поездке​​.

 

 

 

Архитектурная концепция совмещает декораторский стиль «арт-деко» (отличительные черты - смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы) и пространство классического читального зала общественной библиотеки.

 

 

Главные элементы интерьера - колонны, задекорированные под «шкафы-картотеку». На лицевой поверхности картотечных ящиков будут нанесены ​QR-коды.

Архитекторы предложили оформить интерьеры станции в однотонной гамме, но в отделке колонн использовать насыщенный алый цвет. Пол «Рассказовки» будет выполнен в виде ромбовидного шахматного рисунка двух типов: темно-серый с белым и светло-серый с белым​. 

 

 

Путевые стены облицуют металлокерамическими панелями с рисунком в виде корешков книг, а простенки со скамейками для отдыха, расположенные между колонн, заполнят цитатами известных людей.  

 

Наша справка

Калининско-Солнцевская линия метро образуется благодаря присоединению к действующей Калининской ветке строящегося участка на западе Москвы.

Она формируется поэтапно. Первый участок, от «Делового центра» до «Парка Победы», запущен в 2014 году. В 2016-м планируется закончить строительство еще трех станций - «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки».

Поезда от «Раменок» до «Рассказовки» поедут в 2017 году. Последним введут участок, который пройдет через исторический центр города. На нем появится три станции: «Волхонка», «Плющиха», «Дорогомиловская».​ Его запустят в 2020 году.

Материал подготовлен по информации АО «Мосинжпроект»

 

stroi.mos.ru

Калининско-Cолнцевская линия метро в 2018 году

Калининско-Солнцевская линия метро в 2018 году продолжит расширяться. Ожидается, что после завершения строительства подземный транспорт свяжет отдаленные районы Подмосковья – Рассказовку и Новокосино. Протяженность ветки составит свыше 35 км, а ориентировочное время в пути – менее 50 минут.

Характеристика действующей линии

Калининско-Солнцевская линия на данный момент насчитывает 13 посадочных пунктов. Ветка обозначается на схеме Метрополитена желтым цветом и делится на два участка:

  • «Третьяковская» – «Новокосино» – путь проложен между центром и востоком столицы;
  • «Деловой центр – «Раменки» – соединяет Центральный и Западный округ.

В 2010 году в связи со стремительной застройкой Солнцево в столичной мэрии было принято решение о расширении западного транспортного направления. Новые станции должны были появиться от «Парка Победы» в направлении Солнцево. Линию «Третьяковская» – «Новокосино» (Калининский радиус) планируется оставить без изменений.

Сегодня средняя продолжительность поездки по Калининскому радиусу не превышает 22-25 минут, в то время как по Солнцевскому (станции «Деловой центр» – «Раменки») время движения всего 17-20 минут. По загруженности ветка занимает второе место: в среднем дневной пассажиропоток варьируется в пределах 380-400 тыс.

Новый участок

В марте 2017 года были торжественно открыты три новых посадочных пункта на Калининской части пути:

  • «Минская»;
  • «Ломоносовский проспект»;
  • «Раменки».

Присутствовавший на церемонии запуска станций, мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что на этом строительство Калининско-Солнцевской линии метро не заканчивается, а в 2018 году ветка обязательно расширится. Дизайном платформ, открытых в 2017 году, занимались иностранные специалисты, а отличительной особенностью интерьера стало применение стереоэффектов. Станции получились действительно привлекательными, интересными и необычными. К примеру, на «Раменке» отдельные картинки складываются в изображения деревьев, на «Минской» использована военная тематика, а на «Ломоносовском проспекте» нарисованы цифры.

Какие станции откроют в 2018 году?

Строительство Калининско-Солнцевской линии метро в 2018 году будет вестись полным ходом. В этот период запланирован ввод следующих станций:

  • «Мичуринский проспект»;
  • «Очаково»;
  • «Терешково»;
  • «Говорово»;
  • «Солнцево»;
  • «Боровское шоссе»;
  • «Новопеределкино»;
  • «Рассказовка» (конечная).

Схема Калининско-Солнцевской линии метро в 2018 году (желтая ветка) отображена на следующем рисунке:

 

Рассказовка – крупный жилой район Новой Москвы, население которого уже сейчас оценивается в 45-50 тыс. жителей. Целесообразность продления ветки не вызывает сомнений, поскольку даже на начальном этапе эксплуатации средний пассажиропоток на конечной станции составит 20 тыс. человек ежедневно с перспективой увеличения в 2-3 раза в последующие пять лет. Строительство метро позволит не только улучшить привлекательность Новой Москвы, но и сделает его одним из самых комфортных районов для жилья. Согласно ожиданиям риелторов, с открытием «Рассказовки» цены на недвижимость здесь повысятся примерно на 20-25%.

Недавно в своем интервью Марат Хуснуллин, занимающий пост заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики, заявил, что все запланированные станции, несмотря на экономический кризис, будут открыты вовремя. Уже почти достроены 4 станции – «Мичуринский проспект», «Говорово», «Солнцево» и «Новопеределкино». Здесь идут, в основном, отделочные работы. В разгаре возведение «Боровского шоссе», «Очаково», «Терешково», где прокладка туннелей уже завершена и проводится монтаж необходимого оборудования, платформ, электрических коммуникаций.

Определенные трудности возникли с «Рассказовкой». Ввиду того, что эта станция конечная, здесь потребуется огромный объем работ и, как следствие, больше времени на выполнение. Сейчас полностью завершена прокладка тоннеля, идет монтаж рельс, заливка фундамента под платформу и подведение кабельных сетей. При сохранении темпов возведения станция будет готова к эксплуатации точно в намеченный срок. Обслуживание нового участка возложат на электродепо «Солнцево».

Перспективы линии на 2020 год

В столичной мэрии рассматривается проект продления Калининско-Солнцевской линии в направлении от станции «Новопеределкино» до международного аэропорта «Внуково». Если будет принято положительное решение, то время поездки из аэропорта в центр Москвы сократится до 25 минут. На ответвлении предусмотрено 2 станции, а продолжительность участка составит порядка 5,4 км. Сейчас ведется работа по оценке сложности прокладки, а также поиску оптимального маршрута.

В 2020 году предусмотрено соединение Калининской линии метро с Солнцевским радиусом. Как только это произойдет, пассажирам желтой ветки станут доступны посадочные пункты «Дорогомиловская», «Плющиха», «Волхонка» (пересечение с «Кропоткинской»). Пересесть на Кольцевую линию можно будет на «Третьяковской», а выйти на третий пересадочный контур – только через «Мичуринский проспект».

К сожалению, проект продления желтой ветки от «Новокосино» в Кожухово был признан неперспективным, поэтому все работы по проектированию свернуты. В данный район будет построена отдельная ветка с такими станциями, как «Николо-Архангельская», «Святоозерская», «Косино-Ухтомская», «Руднево». Завершение строительства намечено на конец следующего года, однако работы ведутся с опозданием от графика.

До 2020 года в столичном Метрополитене запланировано открытие 35 станций, 8 из которых введут в эксплуатацию на Калининско-Солнцевской линии. Продление желтой ветки позволит значительно улучшить ситуацию с транспортным сообщением в Новой Москве, снизить время доставки пассажиров с окраин в центральный округ, улучшить инфраструктуру спальных районов.

Какой будет Калининско-Солнцевской линии метро в 2018 году смотрите в следующем видео:Читайте также:

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

2018god.net

Станции-близнецы Калининско-Солнцевской линии метро. Часть первая — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

10 станций строятся одновременно на западном участке Калининско-Солнцевской линии метро. Интересно, что пять станций, которые находятся в границах «старой Москвы», архитекторы выполнят в единой стилистике. А каждая из пяти станций, которые выходят за МКАД, будет иметь неповторимый облик.

Портал Стройкомплекса представляет первую часть фотоленты. Она посвящена дизайн-проектам пяти станций метро на участке Калининско-Солнцевской линии метро в пределах МКАД - от «Парка Победы» до «Озерной».

 

 

Станции будут колонного типа с одним рядом колонн по центру платформы, за исключением «Мичуринского проспекта», где колонны запроектированы в два ряда.  

И хотя для каждой станции предусмотрен индивидуальный дизайн, интерьеры оформят в едином стиле. Архитектурная концепция участка основана на применении типовых конструкций.

 

 

Абстрактные рисунки, связанные с названием станции либо с ближайшими окрестностями и историей района, будут расположены в специальных тематических зонах. На платформе это колонны, в вестибюлях - торцы над лестницами и эскалаторами, а также стены кассовых боксов.

 

 

Рисунки нанесут на подсвеченные стеклянные панели. Они будут контрастировать с нейтральным серым цветом остальных стен.

 

 

Станция метро «Минская»

Расположение

вдоль Минской улицы, вблизи от Мемориальной мечети, между Парком Победы и Матвеевским лесом

 

 

Графика «Минской» посвящена военной технике, которая, кстати, находится поблизости от станции на открытой площадке музея Великой Отечественной войны.

 

 

На белом фоне панно представлены элементы одного из уникальных экспонатов железнодорожных войск - дальнобойного орудия форта «Красная горка» Кронштадтской позиции. Цифры 41-45 в графических композициях, фон табличек названия станции и отдельные стены имеют красно-бурый цвет.

 

 

 

Расположение

пересечение Мичуринского и Ломоносовского проспектов

 

 

 

​Рисунки выполнены на синем фоне с графическими элементами в виде пересекающихся рядов цифр. Они символизируют точные науки и отражают связь станции с расположенным поблизости Московским государственным университетом и научной деятельностью Ломоносова.

 

 

 

Станция метро «Раменки»

Расположение

пересечение Мичуринского проспекта и пр.пр. № 616 и примыкание к нему Винницкой улицы 

 

 

Тема рисунков станции «Раменки» навеяна историей района. Абстрактные силуэты деревьев на зеленом фоне напоминают о некогда существовавших в этой местности густых дубовых рощах.

 

 

Все наземные павильоны облицованы объемными глазурованными керамическими плитами в сочетании двух цветов - серого и зеленого, серого и терракотового или зеленого и терракотового. На поверхности появятся помещения для отдыха локомотивных бригад, их оформят зеркальными панелями темно-серого цвета.

 

 

 

Расположение

пересечение Мичуринского проспекта с улицей Удальцова 

 

Станция из-за особенностей рельефа строится полуподземной. Ее большая часть будет наземной. На «Мичуринском проспекте» запроектировано два ряда колонн со стилизованными рисунками цветущих веток и созревших плодов деревьев. Они символизируют достижения в области селекции растений знаменитого русского биолога и селекционера Ивана Мичурина, в честь которого назван проспект, на котором находится станция.

 

 

На фасаде станции, обращенном к перекрестку, появится светящаяся надпись «Мичуринский проспект» длиной 196 м, обозначая одновременно название станции и проспекта.

 

 

А на путевой стене платформы, которая расположена ниже проезжей части Мичуринского проспекта, со стороны реки Очаковка будут сделаны витражные проемы. Через них откроется панорамный вид со станции на окружающую природу.

 

 

Расположение

примыкание Озерной улицы к Мичуринскому проспекту 

 

Узнаваемой чертой станции «Озерная» (бывшее название «Озерная площадь») станут кувшинки и блики на воде. Архитекторы вдохновились Очаковскими прудами, которые находятся неподалеку. По оси платформы проходит ряд колонн, которые облицуют сине-зелеными металлокерамическими панелями с рисунками на тему водной растительности.

 

 

Водную тематику продолжат и в вестибюлях, которые украсят подсвеченные витражи с кувшинками. Все это вызовет у пассажиров ассоциации с расположением станции под Озерной площадью.

 

 

 

Наша справка

Калининско-Солнцевская линия метро образуется благодаря присоединению к действующей Калининской ветке строящегося участка на западе Москвы.

Она формируется поэтапно. Первый участок, от «Делового центра» до «Парка Победы», запущен в 2014 году. В 2016-м планируется закончить строительство еще трех станций - «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки».

Поезда от «Раменок» до «Рассказовки» поедут в 2017 году. Последним введут участок, который пройдет через исторический центр города. На нем появится три станции: «Волхонка», «Плющиха», «Дорогомиловская».​ Его запустят в 2020 году.

Материал подготовлен по информации АО «Мосинжпроект»

 

stroi.mos.ru

MetroDream by Russos

Теперь, когда после пуска Солнцевской линии прошло несколько дней, можно поговорить про статистику. Юра Попов (yopopov) традиционно подготовил пост с множеством вкусных цифр. Я его скопировал к себе, добавив несколько оставшихся кадров, снятых на новом участке перед открытием.

Как-то я написал «У себя в инстаграмме (не забываем подписываться) я выложил несколько фото прям во время съемки этого материала. Про эти станции я написал следующее: «На мой взгляд это тот случай когда экономия в архитектурной отделке вышла боком :( из всех трех станций только Минская как-то еще смотрится». Буквально вечером мне позвонили проектировщики с обидой — мол чего это я так? Должен признать, что выправив в лайтруме баланса белого до более теплых тонов, я увидел совсем иную, довольно приятную картинку. Поэтому окончательно говорить о том, нравится или нет, стоит только после того, как включат постоянное освещение, помоют станцию, снимут пленку с панелей и, вообще, наведут лоск. Вот тогда и будем делать заключения, а пока давайте посмотрим на строительную готовность нового участка».

Знаете, сейчас, когда три новые станции работают, могу сказать, что они смотрятся вполне себе хорошо. Конечно, станция «Минская» вне конкуренции — железнодорожная тематика всегда была мне очень близка, но и две другие станции теперь выглядят вполне себе достойно. А тысячи студентов, которые учатся МГУ, будут рады станции «Ломоносовский проспект» просто потому, что она есть.

Но, сначало слово Юре Попову.

Москва: точные эксплуатационные длины линий метро

В связи с пуском нового участка Солнцевской линии Московского Метро на прошлой неделе (станции «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки» — схема), решил традиционно подсчитать приращение эксплуатационной длины, равно как и сами новые длины линий. Вспомнил, что в сентябре схалявил и отложил точный подсчет длины Люблинско-Дмитровской линии до казалось бы скорого пуска Солнцевской, так что сейчас пришлось заниматься подсчетами по сразу двум линиям. Кто ж знал тогда, что до пуска этого участка Солнцевской еще ровно полгода! В любом случае, провел добрую часть прошедших выходных занимаясь этим вопросом.

С Солнцевской линией все оказалось достаточно просто. Один-единственный источник информации, и по всем признакам весьма точный, свежий и правдоподобный. С легкостью получил 7.421 км эксплуатационной длины для нового участка («Парк Победы» — «Раменки»). Добавив это к известной длине перегона «Парк Победы» — «Деловой центр», нетрудно найти новую эксплуатационную длину всей Солнцевской линии: 9.802 км. Линия почти доросла до Бутовской.

( Смотреть 17 фотографий и много текстаCollapse )

russos.livejournal.com

Деловой центр (станция метро, Калининско-Солнцевская линия) Википедия

Расположение платформ Дата открытия Дата закрытия Проектное название Район Округ Тип Глубина заложения, м Количество платформ Тип платформы Форма платформы Длина платформы, м Ширина платформы, м Архитекторы Станцию возвело Выход к улицам Расположение Переходы на станции Наземный транспорт Код станции Соседние станции

«Деловой центр»

Московский метрополитен
55°44′57″ с. ш. 37°32′22″ в. д.HGЯO
31 января 2014 года[1]
24 февраля 2018 года[2]
Москва-Сити
Пресненский
ЦАО
Колонная трёхпролётная глубокого заложения
30[3]
1
островная
прямая
164
14,9
Борзенков Л. Л. (руководитель авторского коллектива), Калько С. И., Нагиева Т. А., Уваров В. К., Солдатова Н. Н., Воронцова А. И., Данилова О. А., Костиков С. Ф.
ЗАО «Объединение ИНГЕОКОМ»
Выставочный переулок
Москва-Сити
 Выставочная, Деловой центр
А: 12, 243
ДЦ
Парк Победы
 Интерактивная схемаi
свернуть схему развёрнутая схема со станциями
 Деловой центр на Викискладе

wikiredia.ru

Калининско-Солнцевская линия метро дойдет до аэропорта "Внуково"

Строительство Калининско-Солнцевской линии метро от станции "Раменки" до "Рассказовка" вышло на финальную стадию. Строители говорят, что смогут сдать станции уже осенью 2018 года. Но и на этом линия не закончится - уже начали проектировать две станции до аэропорта "Внуково" - "Пыхтино" и "Внуково". Об этом 6 июня мэр Москвы Сергей Собянин рассказал жителям района Ново-Переделкино во время посещения строящейся станции метро "Новопеределкино", которая входит в состав участка "Раменки"-"Рассказовка" Калинско-Солнцевской линии Московского метрополитена.

Сергей Собянин на станции "Новопеределкино". Фото: Алиса ТИТКО

Сергей Собянин на станции "Новопеределкино".Фото: Алиса ТИТКО

- Строительство мы вели от "Делового центра", шли в сторону "Минской". Площадки на пути были заняты, пришлось работать с МИДом, с посольствами. Технические проблемы были и во время строительства станции "Мичуринский проспект", - рассказал Сергей Собянин. - Мы в начале хотели построить метро до "Новопеределкино", потом посмотрели, что формируется большой район Рассказовка, поняли, если мы остановимся, то все жители приедут к вам. Поэтому мы решили, что пойдем дальше - сталось построить две станции до аэропорта "Внуково".

Метро обычно не строят до аэропорта. По словам мэра города, это другая транспортная система - туда идут аэроэкспрессы, ведет железная дорога.

Калининско-солнцевскую линию подземки "протянут" до аэропорта "Внуково". Фото: Алиса ТИТКО

Калининско-солнцевскую линию подземки "протянут" до аэропорта "Внуково".Фото: Алиса ТИТКО

- Сейчас начнется проектирование двух станций до "Внуково". Они позволят разгрузить имеющиеся станции. А местным жителям будет удобно доезжать до аэропорта, - сказал мэр города.

Строительство Калинско-Солнцевской линии Московского метрополитена до "Рассказовки" планировали завершить в 2022 году, но Сергей Собянин дал поручение ускориться и уже в конце лета или начале осени 2018 года участок "Раменки"-"Рассказовка" запустят. В течении года планируют ввести в эксплуатацию и электродепо "Солнцево".

СПРАВКА КП

Участок "Раменки"-"Рассказовка" Калинско-Солнцевской линии Московского метрополитена планируют открыть летом-осенью 2018 года. Откроют 7 новых станций: "Мичуринский проспект", "Очаково", "Говорово", "Солнцево", "Боровское шоссе", "Новопеределкино", "Рассказовка".

www.msk.kp.ru

Калининско-Солнцевская линия — Википедия

Кали́нинско-Со́лнцевская ли́ния[1][2] — восьмая линия Московского метрополитена. В состав линии входят 10 станций, её длина составляет 19,7 км. Линия включает в себя два отдельных участка: «Третьяковская» — «Новокосино», состоящий из восьми станций и соединяющий с центром восточные районы города (Калининский радиус), и «Парк Победы» — «Деловой центр», состоящий из двух станций и расположенный на территории Центрального и Западного округов Москвы (Солнцевский радиус). На схемах обозначается жёлтым цветом и числом 08Калининская линия (Калининский радиус) и 8АСолнцевская линия (Солнцевский радиус).

Первые станции линии были открыты в 1979 году на её восточном радиусе, получившем название «Калининская линия» по наименованию существовавшего тогда Калининского района Москвы[3]. В 2010 году было принято решение приступить к строительству западного радиуса, проходящего от станции «Парк Победы» в направлении района Солнцево, который планируется впоследствии соединить с Калининской линией[4]. Перегон «Парк Победы» — «Деловой центр» был открыт в 2014 году, завершить строительство западного радиуса планируется в 2017 году[5], а центрального участка «Третьяковская» — «Деловой центр» — после 2020 года[6].

Среднее время поездки по восточному радиусу — 22 минуты, по изолированному участку «Парк Победы» — «Деловой центр» — 3 минуты. Средняя скорость движения подвижного состава — 45 км/ч. Линия полностью подземная, участки «Третьяковская» — «Шоссе Энтузиастов» и «Парк Победы» — «Деловой центр» являются участками глубокого заложения, участок «Перово» — «Новокосино» — мелкого[3]. Среднесуточный пассажиропоток линии в 2011 году составлял 337 тысяч человек[7]. В часы пик средняя загруженность вагонов составляет 6,5 человек на квадратный метр; это — второй показатель в Московском метрополитене после Таганско-Краснопресненской линии.

Калининский радиус[править]

Планы[править]

Прокладка Калининского радиуса, который первоначально предполагалось назвать Рогожским, планировалась изначально, но в число приоритетных не входила. Его планировалось соединить с Краснопресненским радиусом. Рогожский радиус появлялся в планах 1932 и 1938 годов — в целом, не сильно меняя свою трассировку.

Вновь Калининский радиус появляется в проектах в 1957 году. Он должен был начинаться от станции «Таганская» и заканчиваться в Новогиреево. По одному из проектов того времени планировалось соединить Калининский и Рижский радиусы, а также дотянуть радиус до Реутова.

В 1965 году стали проектировать Калининско-Краснопресненский диаметр, который должен был проходить через Арбатский радиус глубокого заложения к станции метро «Новокузнецкой» и в Новогиреево. Позже было решено отказаться от соединения этих радиусов.

По Генплану 1971 года планировался Калининско-Арбатский диаметр; при этом Калининский радиус проходил бы от Реутова на востоке через «Таганскую» и «Новокузнецкую» до «Арбатской» на западе, где должен был соединяться с Арбатским радиусом глубокого заложения. К конечной станции «Киевская» примыкал перспективный Киевский радиус в сторону Солнцева. Участок Арбатско-Покровской линии от «Щёлковской» до «Площади Революции» соединялся бы при этом с Филёвским радиусом.

Реализация[править]

Первый участок Калининско-Солнцевской линии строился в 1975—1979 годах, к Московской Олимпиаде 1980 года. Протяжённость этого участка составляла 12,2 км, на нём имелось 6 станций: «Марксистская» (с переходами на станции «Таганская» Кольцевой и Ждановско-Краснопресненской линий), «Площадь Ильича», «Авиамоторная», «Шоссе Энтузиастов», «Перово» и «Новогиреево». 16 декабря 1979 года по участку впервые прошёл пробный поезд с пассажирами-метростроевцами. 30 декабря 1979 года, в канун Нового года, участок был сдан в постоянную эксплуатацию; расчётное время поездки по новому радиусу метрополитена составляло тогда 14 минут. Линия прошла по территории четырёх районов столицы (Пролетарского[8], Ждановского[9], Калининского[10] и Перовского[11]), получив своё название по наименованию Калининского района (последний, в свою очередь, был назван в честь советского политического деятеля М. И. Калинина)[3][12].

В 1986 году открыт участок «Марксистская» — «Третьяковская» длиной 1,7 км[13]. С 1960—1961 гг. до 1989 г. планировалось построить станцию метро у платформы «Реутово»[14] и станцию между уже существующими «Перово» и «Шоссе Энтузиастов», которая должна была быть построена на месте пересечения Перовской улицы, Зелёного проспекта и улицы Плеханова, но эти планы реализованы не были.

В 2012 году был открыт участок «Новогиреево» — «Новокосино» длиной 3,23 км[13][15].

Солнцевский радиус[править]

Планы[править]

Первоначально линия была запланирована ещё в 1971 году как продление Арбатско-Покровской линии от «Киевской» до Солнцева. Однако этот проект не прижился, и в конце восьмидесятых годов был принят проект Солнцевско-Мытищинской хордовой линии, которая должна была пройти от Ново-Переделкина до Мытищ по следующей трассе: Боровское шоссе, со станцией на пересечении с улицей Шолохова, Солнцевский проспект, со станцией на пересечении с улицей Щорса, Мичуринский проспект со станциями «Олимпийская деревня», «Мичуринский проспект», «Ломоносовский проспект», далее по Университетскому проспекту со станцией на Мосфильмовской улице, затем до Поклонной горы с пересадкой «Парк Победы», после линия должна была идти до Экспоцентра на Красной Пресне, через Беговую и Савёловскую к Марьиной роще, затем к ВДНХ и по Ярославскому шоссе до Мытищ.[источник не указан 2765 дней]

После перестройки на эти планы не хватало денег, и нужно было искать более дешёвые пути решения проблем. На перспективной схеме 1993 года от хордовой линии остался лишь участок от Солнцева до «Парка Победы»[16].

В 2002 году было решено построить линию так называемого «лёгкого метро» от станции «Юго-Западная» Сокольнической линии. В отличие от Бутовской линии, которая представляет собой, по сути, продолжение Серпуховско-Тимирязевской линии с более короткими станциями, Солнцевская линия лёгкого метро изначально была задумана как распределительный контур. Из первоначального проекта исключены станции «Никулинская» и «Востряково» как предположительно имеющие малый пассажиропоток. В перспективе на пути из Солнцева предполагалась пересадка на упомянутую выше перспективную линию вдоль Мичуринского проспекта, укороченную до Олимпийской деревни. При проектировании был учтён опыт (не всегда положительный) строительства и эксплуатации Бутовской линии: в отличие от неё, в проекте Солнцевской линии в целях повышения максимальной провозной способности длина станционных платформ была рассчитана на составы из четырёх вагонов типа «Русич». При этом продление Калининской линии планировали провести севернее, в районы Филёвская Пойма, Мнёвники и Серебряный Бор. Таким образом, в дальнейшем планировался к постройке участок общей протяжённостью 13,5 км, включающий в себя 9 станций: «Кадашёвская», «Гоголевский бульвар», «Плющиха», «Конюшковская», «Трёхгорный вал», «Деловой центр», «Шелепихинская», «Филёвская Пойма», «Мнёвники», «Серебряный бор», «Строгино». Окончательное решение по проекту данного участка так и не было утверждено[17].

В конечном итоге, детальный анализ показал нецелесообразность создания Солнцевской линии лёгкого метро, поэтому было решено вернуться к предыдущим планам по строительству классического метро от «Парка Победы». В декабре 2010 года был принят новый генеральный план развития транспорта Москвы. По нему планировалось в 2014 году открыть первый участок Солнцевской линии от «Парка Победы» до «Раменок» длиной 7,2 км, а также начать строительство участка до Солнцево[4].

Реализация[править]

11 января 2012 года подрядчики впервые приступили к строительству на огороженных в декабре 2011 года площадках станций «Деловой Центр», «Парк Победы», «Ломоносовский проспект» и «Раменки»[18][19]. В июне 2013 года было объявлено о том, что конечной на линии будет станция «Рассказовка».

31 января 2014 года открыт участок «Парк Победы» — «Деловой центр» протяженностью 2,5 км. Движение на нём осуществляется по одному перегону в челночном режиме. На указателях и схемах пусковой участок обозначен как «Калининская линия» и имеет номер «8», а после обновления официальной схемы в вагонах стал обозначаться как «Солнцевская линия» и под номером «8а».

Восточный радиус[править]

В 2009 году появилась идея продления линии от станции «Новокосино» в Кожухово, однако проект был признан нецелесообразным[20]. Планировалось сооружение станций «Николо-Архангельская», «Святоозёрская», «Косино-Ухтомская» и «Руднёво». На данный момент в этот район ведётся строительство Кожуховской линии.

Центральный участок[править]

Станцию «Третьяковская» планируется соединить с существующей станцией «Деловой центр» после 2020 года[6]. На данном участке планируются промежуточные станции «Волхонка», «Плющиха» и «Дорогомиловская». На станции «Деловой центр» будет возможна пересадка на уже построенные заделы под станции Третьего пересадочного контура и Малого кольца МЖД.

В связи с переносом строительства центрального участка линии, неготовностью тупиков за станцией «Деловой центр» Третьего пересадочного контура к моменту сдачи участка «Парк Победы» — «Раменки» и возможной чрезмерной перегрузкой перегона Арбатско-Покровской линии «Парк Победы» — «Киевская», в конце 2014 года было принято решение временно объединить Солнцевский радиус и пусковой участок ТПК со строительством двухпутного соединительного перегона между «Парком Победы» и «Шелепихой». Поезда, прибывающие на «Парк Победы» со стороны «Раменок», будут по очереди отправляться на станции «Петровский парк» и «Деловой центр» в соотношении 4:1[21].

Западный радиус[править]

Планируемые станции и участки:

2016[22] или 2017 год[23]
  • «Минская» — на пересечении Минской и Староволынской улиц (до апреля 2013 года планировалась как эвакуационный выход с возможностью перестройки в полноценную станцию, при необходимости)[24]
  • «Ломоносовский проспект» — на пересечении Ломоносовского и Мичуринского проспектов (под площадью Индиры Ганди)
  • «Раменки» — под промежуточным сквером Мичуринского проспекта на уровне Винницкой улицы
2017 год[25]

Участок «Деловой центр» — «Минская» планируется пройти глубоким заложением, участок «Минская» — «Рассказовка» — мелким[источник не указан 900 дней].

Рассматривается возможность продления линии после 2020 года от «Новопеределкино» к аэропорту «Внуково»[26][27], где с 2005 года уже существует подземная железнодорожная станция «Аэропорт Внуково». В июне 2013 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что подобное продление не планировалось[28]. Тем не менее, 31 января 2014 года на открытии станции метро «Деловой центр» мэр Москвы заявил, что продление линии далее во «Внуково» всё-таки планируется и что работы начнутся, скорее всего, после открытия второй очереди Солнцевского радиуса. В сентябре 2014 года заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин заявил, что Калининско-Солнцевская линия московского метрополитена может быть продлена во Внуково до конца 2019 года в случае, если будет принято решение о необходимости такого строительства. По его словам, уже идет работа по поиску подходящей площадки для новой станции[29]. Согласно проекту Новомосковского административного округа, представленному на публичных слушаниях в феврале 2015 года, продление линии до Внуково запланировано на 2025—2035 годы, с двумя станциями на участке длиной 5,4 км[30].

Рядом со станцией метро «Площадь Ильича» располагается железнодорожная платформа «Серп и Молот» Горьковского направления МЖД, а неподалёку от станции метро «Авиамоторная» находится платформа «Новая» Казанского направления МЖД. Также недалеко от станции метро «Шоссе Энтузиастов» располагается станция «Лефортово» Малого кольца МЖД, от станций метро «Новогиреево» и «Новокосино» — соответственно платформа «Новогиреево» и станция «Реутово» Горьковского направления МЖД.

Депо и подвижной состав[править]

Депо, обслуживавшие линию[править]

В период с 1985 по 1989 годы ТЧ-12 «Новогиреево» использовалось как оборотное депо для ТЧ-4 «Красная Пресня», которое обслуживало линию в тот момент.

В настоящее время на участке «Деловой центр» — «Парк Победы» используется один трёхвагонный состав типа «Русич» из ТЧ-3 «Измайлово».

Количество вагонов в составах[править]

Типы вагонов, использовавшихся на линии[править]

По данным 2010 года, на линии задействовано около 200 вагонов[31].

В 2009 году проведены работы по переходу с семивагонных составов на восьмивагонные. С июля 2009 года по линии курсируют только восьмивагонные составы.

С апреля 2012 по апрель 2013 года на Калининской линии проводилась замена старых вагонов 81-717/714 на новые 81-760/761 «Ока».

Средства сигнализации и связи[править]

В качестве основного средства сигнализации используется система АЛС-АРС с нормально погашенными светофорами автоматического действия.

Напольное оборудование:

  • участок «Третьяковская» — «Новогиреево»: АРС-ДАУ;
  • участок «Новогиреево» — «Новокосино»: АРС-Днепр.

Поездное оборудование:

  • Вагоны типа 81-717/714 — АРС-МП;
  • Вагоны типа 81-760/761 — БАРС (в составе системы «Витязь-2»).

На станции «Новогиреево» происходит смена систем АЛС-АРС, поэтому остановка на ней обязательна. В режиме АЛС-АРС проезд станции без остановки невозможен.

Резервное средство сигнализации:

  • участок «Третьяковская» — «Новогиреево»: трёхзначная поперегонная автоматическая блокировка без автостопов и защитных участков;
  • участок «Новогиреево» — «Новокосино»: двухзначная поперегонная автоматическая блокировка без автостопов и защитных участков.

На линии установлены линзовые светофоры. В 2007 году вместо ламп накаливания в них были установлены светодиодные излучатели ИСМПЛ. На участке «Новогиреево» — «Новокосино» светодиодные излучатели ИСМПЛ установлены изначально. Канал радиосвязи — первый.

Аварии и теракты[править]

Авария эскалаторов на «Авиамоторной»[править]

17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» в результате поломки эскалатора, вызванной конструктивными недоработками и неправильным обслуживанием, произошёл инцидент с человеческими жертвами.

Примерно в 16.30 из-за увеличения пассажиропотока эскалатор № 4 был включен на спуск. Около 17 часов лестничное полотно эскалатора, как потом оказалось, из-за отрыва цепей-тележек эскалатора от державшего их двигателя неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость, в 2—2,4 раза превосходящую номинальную. Люди, находящиеся на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, скатываясь вниз и загораживая собою выход с нижней площадки. Некоторые, спасаясь от падения, выпрыгивали на балюстрады эскалатора. Менее чем за две минуты почти все пассажиры эскалатора (около 100 человек) скатились вниз. В 17.10 вход на станцию был ограничен, в 17.35 перекрыт, а в 17.45 станция была полностью закрыта — поезда следовали её без остановки.

Пластиковая обшивка балюстрады действительно не была способна выдержать вес выпрыгнувших на неё людей, и люди действительно проваливались сквозь неё, однако никаких механизмов под балюстрадой нет — люди лишь получали ушибы от падения на бетонное основание эскалаторного туннеля с двухметровой высоты. Все погибшие скончались в результате давки на нижней площадке эскалатора.

Точное количество жертв — 8 погибших и 30 раненых — было оглашено только 9 месяцев спустя, на заседании Верховного Суда РСФСР.

В результате расследования выяснилось, что в декабре 1981 года на четырёх эскалаторах станции «Авиамоторная» были установлены рабочие тормоза новой системы, требующие настройки по новой специально разработанной инструкции. Однако мастер по эксплуатации эскалаторов станции В. П. Загвоздкин продолжал настраивать тормоза по старой привычной схеме, пренебрегая новой инструкцией. Таким образом, в течение трёх месяцев с момента установки тормозных систем по день катастрофы все четыре эскалатора станции эксплуатировались в аварийном режиме.

Непосредственной причиной аварии стал излом ступени № 96. Повреждённая ступень при прохождении нижней площадки эскалатора вызвала разрушение гребенки, сработала защита и отключился электродвигатель. Включившийся электромагнитный рабочий тормоз смог развить необходимый тормозной момент гораздо позже установленного значения — тормозной путь составил более 11 метров. Механический же аварийный тормоз попросту не сработал, так как скорость полотна не достигла порогового значения, а электрической схемы контроля состояния рабочего тормоза в эскалаторах этой серии попросту не было.

Трагический опыт был учтен. С 12 по 28 мая 1982 года станция «Авиамоторная» была закрыта на ремонт и модифицирование эскалаторов. В дальнейшем, срочно, но без закрытия станций, были модифицированы все эскалаторы серии ЭТ на остальных станциях метрополитена — произведено усиление ступеней, модернизация тормозов, толщина листов облицовки балюстрад была увеличена с 3 до 8-10 мм[32].

Теракт на станции «Третьяковская»[править]

1 января 1998 года в вестибюле станции «Третьяковская» произошёл теракт. В результате действия взрывного устройства, мощность заряда которого оценивается в 150 г ТНТ, три человека были ранены. Взрывное устройство спрятали в небольшой сумочке. Она была обнаружена машинистом и, поскольку вызвала его подозрения, передана дежурной по станции, которая вызвала милицию. Взрывное устройство сработало до появления милиции и повлекло ранение самой дежурной и двух уборщиц, находившихся неподалёку.[33].

«Альтернативные» конечные станции[править]

По причине невозможности в часы пик организовать оборот всех поездов на конечной станции (заезд в тупик, смена «головы», перевод стрелки и выезд занимают больше времени, чем интервал движения, особенно если учесть пересечение траекторий поездов на въезде и выезде), организуют так называемые зонные обороты поездов, когда поезда следуют не до конечной станции, а до станции, где есть путевое развитие и возможность организовать оборот поезда. На Калининской линии для этих целей используют станции «Шоссе Энтузиастов» (для отстоя) и «Новогиреево» при движении в сторону станции «Новокосино». Ремонт путей может осуществляться на участке от «Марксистской» до «Третьяковской», причём на последней проезд возможен только по Калужско-Рижской линии. В этом случае «Марксистская» работает как конечная станция[источник не указан 930 дней].

  1. ↑ «Тверская, 13»: Строим круглые сутки. Интервью М. Ш. Хуснуллина
  2. ↑ Тендер
  3. ↑ 3,03,13,2 Владимир Свириденков. Калининская линия. Московское метро. Проверено 30 октября 2011. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
  4. ↑ 4,04,1 Транспортный генплан Москвы готов!, ИА «Транспорт сегодня» (21 декабря 2010). Проверено 2 июля 2014.
  5. ↑ Станция метро «Рассказовка» откроется в сентябре 2017 года, Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (19 июня 2014). Проверено 2 июля 2014.
  6. ↑ 6,06,1 Строительство станций метро «Плющиха» и «Волхонка» начнется через пять лет
  7. ↑ Годовой отчёт метрополитена за 2011 год
  8. ↑ Пролетарский район. Энциклопедия «Москва», 1980 г. (сетевая версия). Проверено 25 марта 2015.
  9. ↑ Ждановский район. Энциклопедия «Москва», 1980 г. (сетевая версия). Проверено 25 марта 2015.
  10. ↑ Калининский район. Энциклопедия «Москва», 1980 г. (сетевая версия). Проверено 25 марта 2015.
  11. ↑ Перовский район. Энциклопедия «Москва», 1980 г. (сетевая версия). Проверено 25 марта 2015.
  12. ↑ Царенко А. П., Фёдоров Е. А.  Московский метрополитен имени В. И. Ленина: Справочник-путводитель. — М.: Транспорт, 1984. — 224 с. — С. 5, 181.
  13. ↑ 13,013,1 Калининская линия. Официальный сайт Московского Метрополитена. ГУП «Московский метрополитен». Проверено 18 января 2013. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
  14. ↑ Владимир Свириденков. Солнцевская линия. Московское метро. Проверено 30 октября 2011. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
  15. ↑ Станция «Новокосино». Официальный сайт Московского Метрополитена. ГУП «Московский метрополитен». Проверено 25 марта 2014. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
  16. ↑ metro.molot.ru: От скоростных хорд до мини метро
  17. ↑ www.msk.ru
  18. ↑ Стройкомплекс Москвы начал строительство новой ветки метро
  19. ↑ Новая ветка метро появится в Москве в 2013 году. BCM (8 декабря 2011). Проверено 2 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 2 июня 2012.
  20. ↑ Дублёр выходит на связь
  21. ↑ Метрострой — Солнцевская линия / Солнцевский радиус (Москва).
  22. ↑ Строители готовятся к проходке второго тоннеля метро от станции «Озерная» до «Мичуринского проспекта»
  23. ↑ Пять станций Второго кольца метро могут открыть в 2017 году - Бочкарев
  24. ↑ Новая станция метро появится на строящейся Калининско-Солнцевской линии в Москве // Интерфакс, 04.04.2013.
  25. ↑ Новая линия метро улучшит транспортное обслуживание 600 тысяч человек - Собянин. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (2 февраля 2015). Проверено 2 февраля 2015.
  26. ↑ До Внуково и Домодедово пустят метро. Российский деловой портал Альянс Медиа (4 ноября 2011). Проверено 30 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 4 сентября 2012.
  27. ↑ Рядом с аэропортом «Внуково» может появиться метро. NEWSmsk.com (27 октября 2011). Проверено 30 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 4 сентября 2012.
  28. ↑ Новая ветка метро до Ново-Переделкино станет самой протяженной
  29. ↑ Место для размещения станции метро во Внуково может быть определено до конца года
  30. ↑ На публичные слушания представляется проект «Территориальная схема Новомосковского административного округа города Москвы». Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (12 февраля 2015). Проверено 12 февраля 2015.
  31. ↑ Наумов М. С.  Под семью холмами. Прошлое и настоящее Московского метро. — М.: АНО НИЦ «Москвоведение», 2010. — ISBN 978-5-7853-1341-5. — С. 448.
  32. ↑ Московское метро | Авария на станции «Авиамоторная»
  33. ↑ Метро-2010: возвращение терактов. Аргументы и факты (29 марта 2010). Проверено 13 августа 2010. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.

</center>

wp.wiki-wiki.ru