Комсомольская (станция метро, Кольцевая линия). Кольцевая комсомольская
Комсомольская (Кольцевая линия) | Метропедия
Комсомольская (Кольцевая линия)
Открытие
30 января 1952 года
Глубина залегания, м
37
Переход на станцию
Первое описание:
«Комсомольская» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. В мире «Метро 2033» принадлежит Ганзе.
Открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Названа по Комсомольской площади, под которой расположена. Имеет переход на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии.
В северном торце станции — лестница, ведущая в небольшой купольный аванзал. В куполе свода, украшенного золотой смальтой, изображена красная пятиконечная звезда с расходящимися во все стороны золотыми лучами. Это мозаичное украшение появилось не ранее 1960-х годов. В центре аванзала подвешена массивная многорожковая люстра.
Длинный и широкий коридор выводит из аванзала к эскалаторному тоннелю. Эскалаторный тоннель в свою очередь выводит в наземный вестибюль, общий для обеих станций узла. У этого вестибюля восьмиугольный объём под большим куполом. Купол украшен лепниной и фигурными барельефами трубящих горнистов. По оси купола две подвесные люстры в виде церковных паникадил, по всем углам — большие торшеры. Стены облицованы светло-бежевым мрамором.
В мире «Метро 2033» Править
Описание Править
Станция принадлежит Ганзе. Население живёт довольно богато.
Особенности Править
Иногда на путях появляется призрак девушки. Жители станции говорят, что это связано со штурмом Комсомольской Красной Линии.
В романе «Кошки-мышки» Править
На Комсомольскую приезжает Кошка с двумя младенцами с Октябрьской. Её приглашает к себе в палатку сталкер Никита Питерский. В гостях у сталкера Никита кормит малышей и предлагает Кошке жить с ним. Она отказывается и, пока сталкер выходит из палатки, девушка бежит на дрезину и едет на Улицу 1905 года.
Комсомольская (станция метро, Москва, Кольцевая линия)
Материал из Энциклопедия нашего транспорта
«Комсомольская» — пересадочная станция Кольцевой линии Московского метрополитена.
Открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Расположена на ПК 181+74,6.
Разработчики проекта
Архитектор
А. В. Щусев, соавторы В. Д. Кокорин, А. Ю. Заболотная, О. А. Великорецкий, А. Ф. Фокина, В. С. Варванин.
Архитекторы вестибюлей
А. В. Щусев, В. С. Варванин, О. А. Великорецкий.
Инженер-конструктор
А. И. Семёнов.
Конструкция
Колонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Сооружена по индивидуальному проекту. Обделка сборная чугунная. Увеличенный пролёт свода центрального тоннеля внешним диаметром 11,5 м позволил отказаться от ригелей-распорок между рядами колонн, центральный и боковые тоннели одинаковой длины; основание — монолитная плита толщиной от 1 м в центре до 1,85 м ближе к колоннам; внутренний диаметр боковых тоннелей 8,8 м, наружный 9,5; высота колонны 3,1 м, полная высота колонны вместе с ригелем до спецтюбинга сопряжения 4,7 м, всего на станции 68 колонн; высота центрального свода 9,1 м, с учётом высоты тюбинга — 9,45; междупутье 19,5 м.
Это третья колонная станция глубокого заложения в Московском метро.
Название
Проекты переименования
«Каланчёвская» (1991), «Три вокзала» (1992).
Пересадки
Выход в город
и Ярославского вокзала:- К остановочным пунктам наземного транспорта.
Путевое развитие
Станция без путевого развития.
Перспективы развития
До 2025 года планируется строительство второго вестибюля |
Схема станции с проектируемым выходом |
Художественное оформление
Художественное оформление станции посвящено теме борьбы России с иноземными захватчиками и победы в Великой Отечественной войне.
Просторный величественный зал украшен высокими мраморными колоннами, увенчанными резными мраморными капителями. В оформлении станционного зала использован светлый мрамор. Пол покрыт розовым гранитом. Над колоннами — мозаичные панно и барельефы С. В. Казакова и А. М. Сергеева, изображающие оружие разных эпох. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно, платформы освещаются люстрами меньшего размера.
Свод центрального зала украшают восемь мозаичных панно из смальты и ценных камней, созданные по эскизам лауреата Ленинской премии художника П. Д. Корина. Пять из них изображают русских полководцев — Александра Невского, Дмитрия Донского, Козьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. На шестом панно — советские солдаты и офицеры у стен Рейхстага. Ещё два панно, изображавшие И. В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены в 1963 году после развенчания культа личности Сталина. Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцам и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля.
Из центра зала две группы эскалаторов ведут в переход к станции «Комсомольская»
Комсомольская (Кольцевая линия). Достопримечательности — Путеводитель по Москве
Станция Кольцевой линии Московского метрополитена.
История
Первой станцией метро у Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов стала станция «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии, открытая в 1935 году в составе первой очереди метрополитена.
В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями.
Изображение станции на почтовой марке 1952 года Почта СССР, С. Поманский, CC BY-SA 3.0По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская».
В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции».
Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха».
Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года. Первоначально планировалось построить три вестибюля «Комсомольской», но был построен только один. Переход на Сокольническую линию открылся вместе со станцией.
Архитектура и оформление
Вестибюль
В северном торце станции — лестница, ведущая в небольшой купольный аванзал. В куполе свода, украшенного золотой смальтой, изображена красная пятиконечная звезда с расходящимися во все стороны золотыми лучами. Это мозаичное украшение появилось не ранее 1960-х годов. В центре аванзала подвешена массивная многорожковая люстра.
Длинный и широкий коридор выводит из аванзала к эскалаторному тоннелю. Эскалаторный тоннель в свою очередь выводит в наземный вестибюль, общий для обеих станций узла. У этого вестибюля восьмиугольный объём под большим куполом.
Купол украшен лепниной и фигурными барельефами трубящих горнистов (автор Г. И. Мотовилов). По оси купола две подвесные люстры в виде церковных паникадил, по всем углам — большие торшеры. Стены облицованы светло-бежевым мрамором.
Вестибюль объединяет верх двух эскалаторных тоннелей двух станций, вход с Комсомольской площади, выход на площадь между Ярославским и Ленинградским вокзалами и вход из подземного вестибюля с коридорами с обоих этих вокзалов.
Павильон станции Glaue2dk, CC BY-SA 2.5Из него можно выйти также к платформе «Каланчёвская» Курского направления Московской железной дороги. С ноября 2007 года вход через фасадные двери павильона закрыт и осуществляется через подземный переход под Комсомольской площадью. Внутренний свод вестибюля выдаётся наружу большим куполом серого цвета. Увенчан этот купол высоченным шпилем с пятиконечной звездой. На звезде изображены серп и молот.
Станционные залы
В конструкции использована сборная чугунная обделка, в качестве лотка использована монолитная плита. Длина посадочного зала 190 метров, ширина центрального нефа 11 м (вместо характерных для станций такой конструкции 8 м), высота зала 9 м (вместо характерных 5,5 м).
По последним двум показателям данная станция является самой большой из колонных станций московского метрополитена. В 1952 году, совместно с П. Д. Кориным, архитектор А. В. Щусев был посмертно удостоен Сталинской премии второй степени за 1951 год за архитектуру станции.
Архитектурно станция «Комсомольская» — апофеоз сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко. Одна из авторов проекта, А. Ю. Заболотная, писала, что станция задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы. Эти «ворота» должны были формировать первые впечатления о Москве.
На станции 68 восьмигранных колонн (шаг составляет 5,6 метра). Аркады, включающиеся в себя два ряда колонн, соединены изящными арками. Они держат на себе общие антаблементы с карнизами, простирающиеся по всей длине станции. На карнизы опираются основания сводов центрального и боковых залов. Свод центрального зала в полтора раза выше боковых.
Триумф советского народа в Великой Отечественной войне — ведущая тема архитектуры интерьеров станции. Величие этой патриотической темы отражено в грандиозном размахе пространственного построения подземного зала, в богатстве декоративного убранства, в яркости её цветового и светового решения. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Они являются визуализацией речи И. В. Сталина, произнесённой на параде 7 ноября 1941 года:
«Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..»
И. В. Сталин
Свод декорирован белым лепным орнаментом. У пят свода был расположен ряд позолоченных барельефных картушей на малиново-красном фоне, выполненных по моделям скульпторов С. В. Казакова и А. М. Сергеева на тему «Русское оружие», позднее заменённых мозаиками. Тогда же мозаикой был выложен и купол аванзала перед эскалаторным коридором.Это высказывание Сталина было высечено на мраморной доске, установленной при входе в перронный зал.
Павел Корин. Мозаика «Выступление В. И. Ленина на Красной Площади». Смальта, мрамор, мозаика. Zac allan, Public DomainШесть мозаик изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор — художник П. Д. Корин. Ещё два панно, изображавшие И. В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после развенчания культа личности Сталина в 1963 году. До этого эти панно неоднократно «подправлялись» с удалением опальных вождей.
Первоначально на панно «Вручение гвардейского знамени» был изображён Сталин, передававший знамя солдату, а за его спиной — В. М. Молотов, Л. П. Берия, Л. М. Каганович. На панно «Парад Победы» были изображены те же люди на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошенные фашистские знамёна. Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцами и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля. Переделывал панно сам Корин.
Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера.
Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым узбекским мрамором «газган», как и стены станции. Пол выложен малиново-красным кузнечнинским (каарлахтинским) гранитом. Путевые платформы отделаны красным капустинским и розово-красным клёсовским гранитом. В тупиковом торце зала установлен бюст В. И. Ленина.
Переход на Сокольническую линию
Переход начинается в середине зала. Там расположены две пары эскалаторов, ведущие вниз, в просторный зал, освещаемый небольшой люстрой и настенными бра. Затем через расположенный ниже станции длинный изогнутый коридор пассажир попадает в эскалаторный зал.
На стене — флорентийская мозаика по эскизам П. Д. Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамён и оружия, которые обрамляет лавровый венок, обвитый георгиевской лентой. Из зала ведёт большой четырёхленточный эскалатор. Наверху расположен подземный циркульный колонный зал с выходом в южный торец «Комсомольской» Сокольнической линии. В другой стороне циркульного колонного зала — выход к Казанскому вокзалу.
Станция в цифрах
- Код станции — 070.
- Пикет ПК181+74,6.
- Глубина заложения составляет 37 метров.
- По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток по вестибюлям составлял 161 440 человек, пересадочный пассажиропоток на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии — 104 300 человек. Согласно статистическому исследованию 2002 года, пассажиропоток станции составлял: по входу — 119 000 человек, по выходу — 110 900 человек.
- Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 20 минут (выход к Казанскому вокзалу) и 5 часов 30 минут (выход к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам), время закрытия — в 1 час ночи.
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:
Понедельник — пятница(чч:мм:сс)Суббота — воскресенье(чч:мм:сс) | ||
По чётным числам / | ||
по нечётным числам | ||
По часовой стрелке | 05:44:00 | 05:44:0 |
05:47:00 | 05:46:00 | |
Против часовой стрелки | 05:42:00 | 05:40:00 |
05:42:00 | 05:42:00 |
moscow.drugiegoroda.ru
Палеонтология метро: станция метро Комсомольская
Станция "Комсомольская-кольцевая" открыта 30 января 1952 года.
На станции "Комсомольская-кольцевая" окаменелости встречаются в красном мраморе, которым облицован коридор, ведущий к Ярославскому вокзалу. На снимке - аммонит из этого перехода. Судя по всему, эти окаменелости относятся к юрскому периоду мезозойской эры. Образец этот красивый и интересный, к тому же, довольно крупный относительно многих других окаменевших раковин в метро.
Еще один аммонит. Перегородки его раковины гофрированные, изогнутые, что свойственно именно аммонитам - у наутилусов перегородки, как правило, гладкие. Видна большая жилая камера моллюска, раковина практически цела, хотя и немного растворена в процессе метаморфизации мрамора.
Стебель морской лилии. Скорее всего, она относится к юрскому роду пентакринус. Морские лилии - это не растения, а животные, родственные морским ежам и морским звездам. Лилия на фотографии видна сбоку. Стебли криноидей состоят из большого числа плоских члеников. Как правило, после смерти животного его стебель разваливается на отдельные членики или небольшие стопочки члеников. Именно такая стопочка видна на фото.
На снимке - спикульная губка из класса Demospongia или Hexactinellida. Такие губки очень часто встречаются в красном мраморе и есть практически на всех станциях метро, где есть красный юрский камень. На некоторых станциях присутствуют только эти окаменелости, но на "Комсомольской" их мало.
Еще несколько члеников морских лилий рода пентакринус. Видно, что разные виды лилий имеют разную форму члеников. Но все они, круглые, пятигранные, в форме звезды или цветка, имеют пятилучевую симметрию, свойственную иглокожим. Вокруг рассыпаны мелкие фрагменты иглокожих - обломки рук морских лилий или игл морских ежей.
На этой фотографии - раковина брюхоногого моллюска. Эти морские моллюски - близкие родственники самых обычных, знакомых нам, улиток. В юрском периоде, а скорее всего эти окаменелости относятся именно к нему, морские брюхоногие моллюски были уже очень похожи на современных.
Еще один головоногий моллюск из стен коридора, ведущего к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам. Размер раковины - 5-6 сантиметров. Судя по перегородкам между камерами это аммонит. Головоногие моллюски имеют раковину, разделенную на перегородки, сам моллюск жил в последней камере, постепенно надстраивая раковину и формируя за собой новые перегородки.
Тот-же аммонит крупным планом. Хорошо видны перегородки между камерами моллюска и ребристая поверхность раковины - особенно над последней камерой. Выпуклости на внутренней части раковины - тоже фрагменты перегородок - у аммонитов они имели очень сложную структуру. Это позволяло повысить прочность раковины без увеличения ее веса.
На этой фотографии - одиночный коралл. Судя по всему, он относится к группе шестилучевых кораллов, появившихся в начале Мезозоя. В красном мраморе их не очень много, но на "Комсомольской" есть несколько штук. Рядом расположен членик криноидеи - морской лилии.
www.paleometro.ru
Ст.м. Комсомольская (Кольцевая линия) - BluesMaker`s home
P.S.Все архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью.Проспект Мира <- Комсомольская -> КурскаяПереход на ст.м. Комсомольская Сокольнической линииМОСКОВСКОЕ МЕТРО
bluesmaker.livejournal.com
Станция «Комсомольская» Кольцевой линии: russos
С некоторыми оговорками можно сказать, что ее проект является дальнейшим развитием первых колонных станций Московского метрополитена — Маяковской и Павелецкой Замоскворецкой линии.
Перед тем как рассказывать о Комсомольской, я хочу кратко осветить историю московских и питерских колонных станций.
Первой колонной станцией глубокого заложения в Москве, в СССР и вообще в мире стала Маяковская, открытая 11 сентября 1938 года. Это был очень смелый инженерный проект. В целом, несмотря на прекрасное архитектурное решение, он получился очень сложным и трудоемким в строительстве.
Учтя все сложности возведения такой колонной станции, инженеры разработали более экономичный проект — Павелецкая Замоскворецкой линии. Но увы, началась война, и ее ход внес свои коррективы в теперешний вид станции. Она была открыта 20 ноября 1943 года в сильно упрощенном виде: без центрального зала и только с пилонной частью (по сути — небольшой распределительный зал) около выхода в город. Дело в том, что все металлоконструкции колонно-прогонного комплекса остались в захваченном немцами Днепропетровске.
И только после войны, в результате сложнейшей реконструкции, которая длилась почти 10 лет без перерыва движения поездов и пассажиров, она была из двухзальной переделана в колонную, которую мы видим сейчас. Первая очередь реконструкции была открыта 21 февраля 1953 года, а окончательно завершены все работы были только к апрелю 1959 года! А в память о первоначальном проекте нам остался старый участок около выхода в вокзалу.
Следующей колонной станцией была Курская Кольцевой линии, открытая 1 января 1950 года. Проект, стоящий особняком, оказался очень сложным и трудоемким в строительстве, и после этого такие колонные станции больше не строились.
Для первой очереди Ленинградского метрополитена было разработано два уникальных проекта колонной станции. Первый опирается на опыт уже построенных Маяковской и Павелецкой. По нему было сооружено две станции: «Технологический институт» и «Балтийская». По второму проекту была сооружена станция «Кировский завод». Что самое интересное, этот проект, скорее всего, послужил основой для разработки московской колонной станции, а питерцы в итоге пошли своим путем, разработав свой собственный тип.
Общим недостатком всех этих проектов (кроме «Курской» и «Кировского завода») является наличие в своде среднего зала распорки в том или ином виде. Необходимость ее устройства вызывается разностью распоров среднего и боковых тоннелей при существующей величине их пролетов.
Для решения этой проблемы был разработан проект станции с увеличенным пролетом среднего свода. Здесь благодаря принятому соотношению пролетов среднего и крайних тоннелей удалось достигнуть уравновешивания распоров и отказаться от верхних распорных элементов в среднем своде. По этому проекту, как вы уже догадались, была построена станция «Комсомольская» Кольцевой линии.
На этом история уникальных колонных станций, сделанных по индивидуальным проектам, закончилась. Уж больно они оказались дороги и трудоемки в строительстве.
К колонным станциям вернулись почти через 20 лет, когда был разработан и построен Китай-город. Это был прорыв в области строительства, а этот проект успешно дожил до наших дней (например, Достоевская и Трубная являются усовершенствованными станциями этого вида). Но это все выходит за рамки данного рассказа. Может, я как-нибудь расскажу историю различных конструктивных типов станций, а пока давайте вернемся к Комсомольской-кольцевой.
1. Это колонная станция глубокого заложения, построенная по индивидуальному проекту. Обделка станции выполнена из чугунных тюбингов и состоит из двух незамкнутых колец путевых тоннелей наружным диаметром 9,5 м и повышенного среднего свода кругового очертания диаметром 11,5 м. В нижней части среднего тоннеля предусмотрена мощная железобетонная распорная плита толщиной 1 м, монолитно связанная с железобетонными фундаментами под колонны. Тоннели и метрополитены / Под ред. д-ра техн. наук, проф. В.Г. Храпова. — М.: Транспорт, 1989.
2. Ширина боковых платформ (от края платформы и до оси колонны) принята 2,8 м, а пролет среднего зала между осями колонн — 11 м. Для придания большей жесткости сводам боковых тоннелей и облегчения их работы при действии возможного избыточного распора в каждом кольце обделки боковых тоннелей на уровне опорных тюбингов установлены металические распорки из двутавра № 36. Лиманов Ю.А. Метрополитены. — М.: Транспорт, 1971.
3. Увеличение пролета среднего зала и ликвидация верхних распорок позволили существенно увеличить объем и высоту среднего зала, что благоприятно повлияло на качество архитектурного офрмления станции.Всеобщая история искусств. Том 6, книга вторая. Искусство 20 века / под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. — М.: Искусство, 1966. ARTYX.RU: История искусств.
4. Металлоконструкция станции состоит из двухстенчатого верхнего прогона, колонн и башмаков. Прогоны в статическом отношении представляют собой двухконсольные балки с длиной консолей, равной половине пролета, опирающиеся на колонны коробчатого сечения с шагом 4,5 м по длине станции. Вес одной секции металлоконструкции длиной 4,5 м составляет 52,96 т, а общий вес на всю станцию около 3 300 т. На фотографии вы видите процесс разработки породы в ядре среднего зала. Учитывая объемы, на станции был смонтирован экскаватор. Так же можно увидеть весь колонно-прогонный комплекс во всей красе. А слева, на заднем плане, виден не разобранный боковой тоннель. В целом процесс сооружения ничем не отличался от этапов строительства «Маяковской».Из архива Московского метростроя.
5. Какие-то работы в среднем зале. В боковом зале хорошо видна распорка сверху.Фото А. Столяренко, журнал Советский союз. 1951 №10. За скан спасибо don_serhio.
6. По одной из легенд первоначальный проект станции был с очень толстыми колоннами после отделки. Говорят, что инженер чуть ли не с кулаками набросился на архитектора, мол, я столько времени потратил на разработку станции, чтобы колонны сделать как можно тоньше, а ты все это скрыл в облицовке. В итоге архитектор переделал проект и облицовка максимально теперь прижата к колонне..::кликабельно::.Фото А. Столяренко, журнал Советский союз. 1951 №10. За скан спасибо don_serhio.
7. Сборка мозаичного панно в мастерской.Из архива Московского метростроя.
8. А теперь несколько старых видов станции после открытия.Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.
9. Обратите внимание на табличку над эскалатором.Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.
10. Это скорее уже рисунок, чем фотография.Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.
11. Наклон без рекламы.Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.
12. Коридор без дурацких болтающихся рекламных портянок!Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.
13. Станцию не портит своим видом инфосос!Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.
14. И тут тоже нет рекламы!Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.
15. Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.
16.Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.
17.Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.
18. Наверху аванзала нет будки полиции, рекламы и вообще ничего нету. И обратите внимание на завитки над дверью! Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.
19. У меня эта станция вызывает весьма странные и противоречивые эмоции. Я считаю ее шедевром с точки зрения конструкции, но вот с архитектурной точки зрения она давит. Хотя на вкус и цвет, конечно.Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
20. Первый в Москве четырехленточный эскалаторный тоннель диаметром 11,5 метра. Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
21. Размер наклона поражает. Если не ошибаюсь, то такой же диаметр использовали при строительстве пересадки между станциями «Проспект Мира». Потом уменьшили расстояние между машинами и смогли разместить 4 ленты в тоннель диаметром 8,8 м. Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
22. Панно в торце аванзала около нижней площадки эскалатора.
23. Подходной коридор от эскалаторов к станции с идиотской рекламой.
24. Хитрая организация ходков под станционным путем. Один большой и два маленьких по бокам.
25. Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор — художник П. Д. Корин.Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
26. Но оформление станции подверглось цензуре после развенчания культа личности Сталина. Об это подробно пишет у себя moscowhite: «Тут самая занятная история. Первоначально два последних мозаичных панно, «Вручение гвардейского знамени» и «Парад Победы», выполненные великим художником Павлом Кориным, выглядели так: на первом из них изображен Сталин, передающий знамя солдату (за спиной Генералиссимуса стоят его ближайшие сподвижники: Молотов, Берия, Каганович), а на втором – те же персоны из партийной верхушки выстроились на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошены фашистские знамена. После того, как товарищ Берия потерял доверие, а товарищ Маленков надавал ему пинков (реальный стишок тех времен, мне друг рассказывал, у которого дед работал когда-то в НКВД), на коринских панно с него бесцеремонно сняли очки. Потом пришла очередь Молотова и других верных соколов. В 1963 году настала пора глобальных перемен: вместо «Вручения гвардейского знамени» появилось «Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт», а «Парад Победы» превратился в «Триумф Победы». Корин, которому поручили подготовить новые эскизы панно, сделал эту композицию такой, чтобы в нее вошло как можно больше фрагментов прежнего «Парада». С картины просто исчезло все сталинское Политбюро (трибуна Мавзолея теперь оказалась пустой), а на переднем плане появилась аллегорическая фигура: Родина-мать с пальмовой ветвью мира и серпом-молотом.Мозаичные панно в отдельных фотографиях: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь и восемь.
«Как известно, мозаичные композиции Корина на Комсомольской связаны единой концепцией — они являются буквальной визуализацией речи Сталина, произнесенной 7 ноября 1941 года: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!». Для тех пролетариев, кто не втыкает в художественные метафоры, речь генералиссимуса была высечена на мраморной доске, что висела справа от лестницы. Сейчас от нее остались только криво замазанные дырки».
27. В треугольных фигурных рамах, опирающихся на основание свода и поднимающихся на четверть его дуги, изображены воинские атрибуты — знамёна и оружие (щиты, шлемы, мечи, пищали, мушкеты, палаши). Авторы этих изображений — С. М. Казаков и А. М. Сергеев.Еще два орнамента: раз и два.
28. На мой взгляд, станции не повезло в том, что она находится на площади трех вокзалов, хотя она специально строилась под большой пассажиропоток. Сейчас он вырос до 110 тысяч человек и вся красота станции просто теряется на этом фоне..::кликабельно::.
29. И только ночью, когда никого нет, можно увидеть все ее великолепие..::кликабельно::.
30. Еще станцию облюбовали карманники с Кольцевой линии. Почти в открытую они тусуются кучками, потрошат кошельки и чувствуют себя совершенно безнаказанно. Полиции на станции традиционно пофиг на это..::кликабельно::.
31. Глубина заложения станции около 37 метров.Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
32. После массового отправления ночных поездов дальнего следования после часа ночи станция наконец-то начинает пустеть. Да и на вход метро уже наконец-то закрыто.Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
33. Фрагмент решетки ограждения перехода.Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
34. Осталось загадкой назначение ниш около лесенки. В правой нише висела табличка с речью Сталина. Сейчас там просто памятная табличка про станцию. А в левой, которую видно на фотографии, ничего не было.Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
35. Выход к Ленинградскому и Ярославскому вокзалу. Я считаю, что автоматы по продаже газет надо выкинуть.
36. Этот же аванзал. Слева от полицейской будки находится неприметная дверь. На ней написано, что это комната матери и ребенка. Где еще в метро у нас есть такое?
37. Здесь использован обычный трехниточный наклон.
38. Гермоворота.
39. Ожидается, что к 2015 году на станции будет построен еще один выход в город. Но пока никаких строительных работ не ведется.
40. Пересадка на Комсомольскую-радиальную и выход к Казанскому вокзалу.
41. Безусловно, оттого что убрали распорку в центральном зале, проект станции только выиграл.
42. Комсомольская стала одной из последних работ А. В. Щусева, который скончался 24 мая 1949 года, задолго до открытия станции. Проект был закончен работниками его мастерской.Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
43. За работу над станцией он посмертно получил Сталинскую премию второй степени (1952 год).Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
44. Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым мрамором, как и стены станции. Пол выложен розовым гранитом. В тупиковом торце зала установлен бюст В. И. Ленина..::кликабельно::.
45. К сожалению, вся эта красота скрыта днем для пассажиров — им просто нет времени на это смотреть..::кликабельно::.
46. А вот тоннели там скучные. Нет камер съездов и вообще ничего интересного.Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
47. Типичный вид перегонного тоннеля диаметром 5,6 м.Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
48. Зато было время поснимать несколько панорам в тоннеле..::кликабельно::.Другие варианты от нейтральных до вырви глаз: Вариант 1, Вариант 2, Вариант 3, Вариант 4, Вариант 5, Вариант 6.
49. Если посмотрите, то на фото запечатлен интересный момент. Во-первых, уже используются тюбинги метровой ширины, а не 0,75 м. Во-вторых, еще не отказались от клиновидных колец (такое кольцо видно правее от центра) для поворота тоннеля. Сейчас для этих целей используют клиновидные прокладки между кольцами. .::кликабельно::.
50. Тут клиновидное кольцо (левее центра) видно очень хорошо. Но такие кольца трудоемки в изготовлении и весьма скоро додумались до клиновидных прокладок..::кликабельно::.
51. И на закуску несколько нестандартных разверток для панорам..::кликабельно::.
52. Все для вашего выноса мозга..::кликабельно::.
53..::кликабельно::.
54..::кликабельно::.
Там же, в тоннелях около Комсомольской я снял это эпическо-ностальгическое видео про те времена, когда в метрополитен я лазил не всегда легально. :)
Сегодня открыли «Алма-Атинскую». Сейчас готовлю пост по ней. Так же, наконец-то, открыли второй выход с «Марьины рощи». И, по слухам, открыли ЗАГС в яйце на Живописном мосту. Но вот насчет последнего очень не уверен.
Напоминаю, что у меня есть твиттер, фейсбук, вконтакт и инстаграм!
russos.livejournal.com
Комсомольская (станция метро, Кольцевая линия)
Координаты: 55°46′35.35″ с. ш. 37°39′22.21″ в. д. / 55.776486° с. ш. 37.656169° в. д. (G) (O) (Я)55.776486, 37.656169
«Комсомольская» Кольцевая линия | |
Московский метрополитен | |
30 января 1952 года | |
Каланчёвская (1991), Три вокзала (1992), Вокзальная (1992) | |
Красносельский | |
ЦАО | |
Колонная трёхсводчатая глубокого заложения | |
37 | |
1 | |
островная | |
прямая | |
190 м | |
10 м | |
А. В. ЩусевВ. Д. КокоринА. Ю. ЗаболотнаяВ. С. ВарванинО. А. Великорецкий[1] | |
А. В. ЩусевВ. С. ВарванинО. А. Великорецкий[1] | |
А. И. Семёнов[1] | |
Строительство N24 Мосметростроя | |
Комсомольская площадь, Ленинградский вокзал, Ярославский вокзал, Казанский вокзал | |
Комсомольская | |
А 40, 122; Тб 14, 41; Тм 7, 37, 50 | |
выход к Казанскому вокзалу — 5:20, выход к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам — 5:30 | |
1:00 | |
МТС, Билайн, МегаФон | |
070 | |
«Комсомольская» на Викискладе |
«Комсомо́льская» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена под Комсомольской площадью между станциями «Проспект Мира» и «Курская». Находится на территории Красносельского района Центрального административного округа Москвы.
Открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Названа по Комсомольской площади, под которой расположена. Имеет переход на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии.
История
Первой станцией метро у Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов стала станция «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской линии, открытая в 1935 году в составе первой очереди метрополитена[2].
В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями[3]. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»[3]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру[3]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»[3].
Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»[3]. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[3]. Первоначально планировалось построить три вестибюля «Комсомольской», но было построено только два[3]. Переход на Сокольническую линию открылся вместе со станцией.
В 1991 году был предложен проект смены названия станции на «Каланчёвская», а в 1992 году — на «Три вокзала», однако оба проекта не были осуществлены[1].
Архитектура и оформление
Вестибюль
Павильон станцииВ северном торце станции — лестница, ведущая в небольшой купольный аванзал. В куполе свода изображена красная пятиконечная звезда с расходящимися во все стороны золотыми лучами. В центре аванзала подвешена массивная многорожковая люстра[4].
Длинный и широкий коридор выводит из аванзала к эскалаторному тоннелю. Эскалаторный тоннель в свою очередь выводит в наземный вестибюль, общий для обеих станций узла. У этого вестибюля восьмиугольный объём под большим куполом. Купол украшен лепниной и фигурными барельефами трубящих горнистов (автор Г. И. Мотовилов). По оси купола две подвесные люстры в виде церковных паникадил, по всем углам — большие торшеры[4].
Вестибюль объединяет верх двух эскалаторных тоннелей двух станций, вход с Комсомольской площади, выход на площадь между Ярославским и Ленинградским вокзалами и вход из подземного вестибюля с коридорами с обоих этих вокзалов[4].
Весь этот архитектурный ансамбль находится внутри уличного павильона. Он представляет собой большое двухэтажное здание крестовой формы с двумя шестиколонными портиками со стороны Комсомольской площади и с выходом к перронам Ленинградского и Ярославского вокзалов с противоположной стороны[4]. Из него можно выйти также к платформе «Каланчёвская» Курского направления Московской железной дороги. С ноября 2007 года вход через фасадные двери павильона закрыт и осуществляется через подземный переход под Комсомольской площадью[5]. Внутренний свод вестибюля выдаётся наружу большим куполом серого цвета. Увенчан этот купол высоченным шпилем с пятиконечной звездой. На звезде изображены серп и молот[6].
Станционные залы
Конструкция станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения. В конструкции использована сборная чугунная отделка, в качестве лотка использована монолитная плита. Длина посадочного зала 190 метров, ширина центрального нефа 11 м (вместо характерных для станций такой конструкции 8 м), высота зала 9 м (вместо характерных 5,5 м)[7]. По последним двум показателям данная станция является самой большой из колонных станций московского метрополитена. Архитектор А. В. Щусев был посмерно удостоен Сталинской премии за работу над станцией.
Архитектурно станция «Комсомольская» — апофеоз сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко[8]. Одна из авторов проекта, А. Ю. Заболотная, писала, что станция задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы[9]. Эти «ворота» должны были формировать первые впечатления о Москве[9]. На станции 68 восьмигранных колонн (шаг составляет 5,6 метра)[8]. Аркады, включающиеся в себя два ряда колонн, соединены изящными арками. Они держат на себе общие антаблементы с карнизами, простирающиеся по всей длине станции. На карнизы опираются основания сводов центрального и боковых залов. Свод центрального зала в полтора раза выше боковых[8].
Фрагмент украшения станцииОформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор — художник П. Д. Корин. Ещё два панно, изображавшие И. В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после развенчания культа личности Сталина в 1963 году. До этого эти панно неоднократно «подправлялись» с удалением опальных вождей[10]. Первоначально на панно «Вручение гвардейского знамени» был изображён Сталин, передававший знамя солдату, а за его спиной — Молотов, Берия, Каганович[11]. На панно «Парад Победы» были изображены те же люди на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошенные фашистские знамёна[11]. Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцами и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля[12]. Переделывал панно сам Корин[11]. В треугольных фигурных рамах, опирающихся на основание свода и поднимающихся на четверть его дуги, изображены воинские атрибуты — знамёна и оружие (щиты, шлемы, мечи, пищали, мушкеты, палаши). Авторы этих изображений — С. М. Казаков и А. М. Сергеев[13].
Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым мрамором, как и стены станции. Пол выложен розовым гранитом. В тупиковом торце зала установлен бюст В. И. Ленина[1].
-
Павел Корин. Мозаика «Красноармейцы с Красным Знаменем». Смальта, мрамор, мозаика.
-
Павел Корин. Мозаика «Триумф Победы». Смальта, мрамор, мозаика.
Переход на Сокольническую линию
Переход возможен в середине зала — через малый эскалатор, затем расположенный ниже станции длинный изогнутый коридор и далее по тоннельному эскалатору вверх, в подземный циркульный колонный зал с выходом в южный торец «Комсомольской» Сокольнической линии[4]. На стене напротив эскалаторного тоннеля — флорентийская мозаика по эскизам П. Д. Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамён. В другой стороне циркульного колонного зала — выход к Казанскому вокзалу.
Станция в цифрах
- Код станции — 070[1].
- Пикет ПК181+74,6[14].
- Глубина заложения составляет 37 метров.
- По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток по вестибюлям составлял 161 440 человек, пересадочный пассажиропоток на станцию Сокольническую линию — 104 300 человек[15]. Согласно статистическому исследованию 2002 года, пассажиропоток станции составлял: по входу — 119 000 человек, по выходу — 110 900 человек[16].
- Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 20 минут (выход к Казанскому вокзалу) и 5 часов 30 минут (выход к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам), время закрытия — в 1 час ночи[17].
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[18]:
Расположение
Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии расположена между станциями «Проспект Мира» и «Курская». Выход в город на Комсомольскую площадь, к Ленинградскому, Ярославскому (из северного торца) и Казанскому вокзалам (по переходам в центре зала).
Железнодорожный транспорт
Из северного вестибюля — выход к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам. От Ленинградского вокзала начинается Октябрьская железная дорога, от Ярославского — Ярославское направление Московской железной дороги. Также поблизости находится станция «Каланчёвская» Курского направления Московской железной дороги.
По переходам в центре зала — выход к Казанскому вокзалу. От Казанского вокзала начинается Казанское направление Московской железной дороги.
Наземный общественный транспорт
Станция «Комсомольская» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта[19]:
- Остановка «Комсомольская пл. — Магазин «Московский» находится на Комсомольской площади. На ней останавливаются трамваи № 7, 37, 50.
- Остановка «Комсомольская пл. — Магазин «Московский» находится на Комсомольской площади. На ней останавливаются автобусы № 40 и 122 и троллейбусы № 14, 41.
- Остановка «Фабрика „Большевичка“ — Комсомольская пл.» находится на Каланчёвской улице. На ней останавливаются троллейбусы № 22 и 88.
Маршруты общественного транспорта (данные на 2012 год)[20][21][22]
авт. № 40 | «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская»-радиальная, «Курская»-кольцевая, «Чкаловская», «Площадь Ильича», «Римская» | Ст. метро «Сокольники» | Завод «Красный Путь» |
авт. № 122 | «Сокольники», «Красносельская» | Ст. метро «Сокольники» | Комсомольская площадь |
трол. № 14 | «ВДНХ», «Алексеевская», «Рижская», «Красносельская», «Сокольники» | Платформа «Северянин» | Электрозаводский мост |
трол. № 22 | «Первомайская», «Партизанская», «Семёновская», «Электрозаводская», «Бауманская» | 16-я Парковая улица | Комсомольская площадь |
трол. № 41 | «Щёлковская», «Черкизовская», «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская» | Уссурийская улица | Комсомольская площадь |
трол. № 88 | «Электрозаводская», «Бауманская» | Проспект Будённого | Комсомольская площадь |
трам. № 7 | «Улица Подбельского», «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская», «Проспект Мира»-кольцевая, «Проспект Мира»-радиальная, «Менделеевская», «Новослободская» | Ст. метро «Улица Подбельского» | Ст. метро «Новослободская» |
трам. № 19 | «Проспект Мира»-кольцевая, «Проспект Мира»-радиальная, «Менделеевская», «Новослободская» | Каланчёвская улица | Ст. метро «Новослободская» |
трам. № 37 | «Новогиреево», «Перово», «Шоссе Энтузиастов», «Авиамоторная», «Бауманская», «Красносельская» | Новогиреево | Каланчёвская улица |
трам. № 50 | «Авиамоторная», «Бауманская», «Красносельская» | Проезд Энтузиастов | Каланчёвская улица |
Станция «Комсомольская» в культуре
«Комсомольская» упоминается в книге Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» издания 1955 года. В издании 1938 года вместо тогда ещё не существовавшей «Комсомольской» упоминается станция «Киевский вокзал».
«Они вошли в чертоги третьего дворца, блиставшего таким великолепием, что Волька ахнул:— Да ведь это вылитое метро! Ну прямо станция „Комсомольская кольцевая“!»[23]
Станция «Комсомольская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего Содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев[24].
Перспективы
На октябрь 2015 года запланировано открытие второго собственного вестибюля станции[25][26].
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Комсомольская. Кольцевая линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 19 мая 2012.
- ↑ Комсомольская. Сокольническая линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 14 марта 2012.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 15 ноября 2011.
- ↑ 1 2 3 4 5 Наумов, 2010, с. 268
- ↑ Чередниченко, 2010, с. 315
- ↑ Наумов, 2010, с. 269
- ↑ Ю. С. Фролов, Д. М. Голицынский, А. П. Лебедев, «Метрополитены», «Желдориздат», М., 2001, стр. 252
- ↑ 1 2 3 Наумов, 2010, с. 264
- ↑ 1 2 Чередниченко, 2010, с. 314
- ↑ Наумов, 2010, с. 266
- ↑ 1 2 3 Лавров А. Реконструкция метро: следующая станция — «Сталинская»?. Комсомольская правда (27 октября 2009). Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 13 июня 2012.
- ↑ Наумов, 2010, с. 265—266
- ↑ Наумов, 2010, с. 267
- ↑ Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 24 мая 2012.
- ↑ Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 19 декабря 2010 года.
- ↑ Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 26 апреля 2012 года.
- ↑ Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 14 марта 2011 года.
- ↑ Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 25 января 2012 года.
- ↑ Метро «Комсомольская» на Яндекс.Картах. Яндекс. Проверено 10 июня 2012.
- ↑ Поиск автобусного маршрута Москвы. Комсомольская. Я приеду.ру. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 18 марта 2012.
- ↑ Поиск троллейбусного маршрута Москвы. Комсомольская. Я приеду.ру. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 18 марта 2012.
- ↑ Поиск трамвайного маршрута Москвы. Комсомольская. Я приеду.ру. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 18 марта 2012.
- ↑ Лагин Л. Старик Хоттабыч. — М., 1955.
- ↑ Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2
- ↑ Перспективы развития. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 15 мая 2012.
- ↑ Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2020 г. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (13 мая 2012). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
Литература
- Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8
- Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4
- Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0
- Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5
- Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.
Ссылки
dic.academic.ru