Проспект Мира (станция метро, Москва, Кольцевая линия). Кольцевая проспект мира


Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия) Википедия

«Проспе́кт Ми́ра» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Комсомольская» и «Новослободская». Находится на территории Мещанского района Центрального административного округа Москвы.

Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Название получила в честь проспекта Мира, в самом начале которого расположена станция. До 20 июня 1966 года станция носила название «Ботанический Сад» (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ). Имеет переход на станцию «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии.

История

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями[1]. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»[1]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру[1]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»[1].

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»[1]. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года (после его ввода в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 39 станций), и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[1]. При проходке перегонного тоннеля «Новослободская» — «Ботанический сад» был установлен рекорд — 150 метров тоннеля за месяц[2].

В 1958 году в западном торце станции сооружён переход на станцию «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии[3]. 20 июня 1966 года станция получила своё нынешнее название в связи с открытием Главного ботанического сада Академии наук СССР в Останкине[4]. Радиальная станция была переименована 26 октября 1966 года[4].

В 1991 году был предложен проект смены названия станции на «Мещанская слобода», а радиальной предлагалось название «Олимпийская», однако эти проекты не были осуществлены[3].

С 30 мая 2015 года по 16 мая 2016 года вестибюль станции был закрыт для замены эскалаторов и ремонта кассового зала[5][6][7].

Архитектура и оформление

Вестибюль

wikiredia.ru

Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия) — WiKi

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями[1]. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»[1]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру[1]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»[1].

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»[1]. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года (после его ввода в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 39 станций), и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[1]. При проходке перегонного тоннеля «Новослободская» — «Ботанический сад» был установлен рекорд — 150 метров тоннеля за месяц[2].

В 1958 году в западном торце станции сооружён переход на станцию «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии[3]. 20 июня 1966 года станция получила своё нынешнее название в связи с открытием Главного ботанического сада Академии наук СССР в Останкине[4]. Радиальная станция была переименована 26 октября 1966 года[4].

В 1991 году был предложен проект смены названия станции на «Мещанская слобода», а радиальной предлагалось название «Олимпийская», однако эти проекты не были осуществлены[3].

С 30 мая 2015 года по 16 мая 2016 года вестибюль станции был закрыт для замены эскалаторов и ремонта кассового зала[5][6][7].

Вестибюль

Выход осуществляется через наземный вестибюль, сооружённый по проекту А. Е. Аркина и встроенный в жилое здание на проспекте Мира. Вестибюль представляет собой высокий прямоугольный зал с плоским потолком, совмещающий в себе функции кассового и эскалаторного помещения. Потолок поддерживают пальмообразные колонны. Они высокие, тонкие, с капителями в виде кроны, зелёного цвета[10]. Зелёная майолика украшена золотой лепниной (гирлянды, колосья, бутоны, звёзды). Сам вестибюль отделан достаточно лаконично — стены просто оштукатурены. Освещают вестибюль спрятанные за карнизами капителей лампы.

Стена напротив эскалатора изначально была украшена барельефом с профилем И. В. Сталина. В 1956 году[источник не указан 1169 дней] барельеф был демонтирован в связи с развенчанием культа личности Сталина. Позднее на стене было смонтировано смальтовое панно «Матери мира» работы А. Н. Кузнецова, созданное им в 1967 году к юбилейной республиканской выставке «Советская Россия»[11]. Панно изображает матерей с детьми трёх основных рас на фоне известных построек городов мира, строящих вместе домик из песка[12]. Установка именно этого панно была связана с переименованием станции в «Проспект Мира»[11].

Снаружи вход и выход оформлены в виде двух больших арок, между которыми раньше, в нише, находилась скульптура «Изобилие» (скульптор Г. И. Мотовилов), изображавшая женщину с полной корзиной фруктов. При реконструкции 2015—2016 скульптура была восстановлена. Над нишей находятся оригинальные часы, украшенные барельефом с изображением мужчины и женщины. Под часами располагалась табличка с первым названием станции, которая после переименования была демонтирована, а вместо неё сделали металлические буквы на стене[12].

Станционные залы

«Проспект Мира» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус.

Архитектурное оформление станции посвящено теме «Преобразование природы»[12]. Массивные кубические пилоны с неширокими карнизами облицованы кремовым мрамором. Над карнизами пилонов — широкие керамические фризы, на которых изображён рельефный растительный орнамент: венки, листья, бутоны и знамёна. Они обрамляют круглые медальоны с рельефными изображениями агрономов, цветоводов, садоводов за работой. В боковых залах вместо медальонов декоративные решётки вентиляционных отверстий с колосьями, лентами и гербовыми символами[10]. Скульптор — Г. И. Мотовилов.

Свод оформлен выпуклыми лепными полосами, образующими сплошную ромбическую сеть. По оси свода — ряд мощных бронзовых люстр с большим числом газоразрядных ламп, в боковых залах люстры немного меньше[12]. Пол облицован серыми и чёрными гранитными плитами в шахматном порядке. Путевые стены облицованы красным мрамором с белыми прожилками[12].

В 1953 году торцевая стена была украшена керамическом панно с изображением И. В. Сталина в окружении знамён. Панно было снято в 1958 году в связи с открытием перехода на радиальную станцию, который начинался через торец[12].

  • Зал станции, 1 января 2012 года

  • Керамический фриз

  • Вентиляционная решётка

  • Боковой зал станции

  • Посадочная платформа

  • Медальон на путевой стене

  • Выход в город до реконструкции

Переход

Переход на Калужско-Рижскую линию начинается с лестницы в западном торце, которая связывает центральный зал с переходной камерой в более высоком уровне. Оттуда идут мостики над платформой в сторону «Новослободской»[4]. Переходная и лестничная камеры отделаны трещиноватым рисунчатым бело-розово-фиолетово-красным нижнетагильским мрамором. Далее — проход к межэтажным эскалаторам, которые поднимают к сводчатому коридору, продолжающему центральный зал радиальной станции[13].

  • Начало перехода на КРЛ

  • Мост через пути

  • Гермозатвор в переходе

ru-wiki.org

Проспект Мира (станция метро, Москва, Кольцевая линия)

Материал из Энциклопедия нашего транспорта

Кольцевая линия

«Проспект Мира» — пересадочная станция Кольцевой линии Московского метрополитена.

Открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Расположена на ПК 163+79,1.

Разработчики проекта

Архитекторы

В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус.

Инженер-конструктор

Б. М. Прикот.

Конструкция

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Применён первый, «сталинский» типовой проект пилонной станции. Обделка сборная чугунная, диаметр станционных тоннелей 9,5 м. Между укороченным центральным залом и боковыми залами восемь пилонов и девять проходов между ними.

Название

Названа по одноимённому проспекту.

Прежнее название

«Ботанический сад» (до 20 июня 1966 года).

Проекты переименования

«Мещанская слобода» (1991, 1992).

Пересадки

В 1958 году в западном торце станции был построен переход на станцию «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии.

Выход в город

  • На проспект Мира.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Путевое развитие

Станция с путевым развитием — 3 стрелочных перевода и 1 станционный путь для оборота и отстоя подвижного состава, который переходит в ССВ с Калужско-Рижской линией.

Управление стрелочными переводами и светофорами полуавтоматического действия осуществляется с поста централизации станции «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии.

Схема путевого развития

Художественное оформление

Художественное оформление станции посвящено теме развития сельского хозяйства в СССР. Пилоны станционного зала покрыты светлым мрамором и украшены фарфоровыми барельефами со сценами сельскохозяйственного труда (скульптор Г. И. Мотовилов). Фриз выполнен в виде фарфорового барельефа с декором из листьев и лозы. Путевые стены облицованы тёмно-красным уральским мрамором. Пол выложен чёрным и серым гранитом.

Наземный вестибюль встроен в многоэтажное жилое здание на проспекте Мира (архитектор А. Е. Аркин). Фасад вестибюля украшен скульптурами и оригинальными часами, внутри — смальтовое панно «Матери мира» художника А. Н. Кузнецова.

Фотогалерея

Центральный зал

Центральный зал

Название станции на путевой стене

Вставка на путевой стене

Проход между пилонами

Вставка на пилоне

Памятная доска к 75-летию на станции

Станционный затвор

Верхний эскалаторный зал

Верхний эскалаторный зал

Колонна в вестибюле

Мозаика с матерями и детьми

Памятная доска к 75-летию в вестибюле

Выход со станции

Вход на станцию

Выход со станции

Название станции над входом

Барельефы на пилонах

Переход

Ссылки

wiki.nashtransport.ru

Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия) — Википедия

Координаты: 55°46′47″ с. ш. 37°38′01″ в. д. / 55.779608° с. ш. 37.633626° в. д. / 55.779608; 37.633626 (G) (O) (Я)

«Проспе́кт Ми́ра» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Комсомольская» и «Новослободская». Находится на территории Мещанского района Центрального административного округа Москвы.

Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Название получила в честь проспекта Мира, в самом начале которого расположена станция. До 20 июня 1966 года станция носила название «Ботанический Сад» (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ). Имеет переход на станцию «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии.

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями[1]. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»[1]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру[1]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»[1].

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»[1]. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[1]. При проходке перегонного тоннеля «Новослободская» — «Ботанический сад» был установлен рекорд — 150 метров тоннеля за месяц[2].

В 1958 году в западном торце станции сооружён переход на станцию «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии[3]. 20 июня 1966 года станция получила своё нынешнее название в связи с открытием Главного ботанического сада Академии наук СССР в Останкине[4]. Радиальная станция была переименована 26 октября 1966 года[4].

В 1992 году был предложен проект смены названия станции на «Мещанская слобода», а радиальной предлагалось название «Олимпийская», однако эти проекты не были осуществлены[3].

30 мая 2015 года вестибюль станции закрылся на один год для замены эскалаторов и ремонта кассового зала[5][6].

Архитектура и оформление[править]

Вестибюль[править]

Выход осуществляется через наземный вестибюль, сооружённый по проекту А. Е. Аркина и встроенный в жилое здание на проспекте Мира. Вестибюль представляет собой высокий прямоугольный зал с плоским потолком, совмещающий в себе функции кассового и эскалаторного помещения. Потолок поддерживают пальмообразные колонны. Они высокие, тонкие, с капителями в виде кроны, зелёного цвета[9]. Зелёная майолика украшена золотой лепниной (гирлянды, колосья, бутоны, звёзды). Сам вестибюль отделан достаточно лаконично — стены просто оштукатурены. Освещают вестибюль спрятанные за карнизами капителей лампы.

Стена напротив эскалатора изначально была украшена барельефом с профилем И. В. Сталина. В 1956 году[источник не указан 1144 дня] барельеф был демонтирован в связи с развенчанием культа личности Сталина. Позднее на стене было смонтировано смальтовое панно «Матери мира» работы А. Н. Кузнецова, созданное им в 1967 году к юбилейной республиканской выставке «Советская Россия»[10]. Панно изображает матерей с детьми трёх основных рас на фоне известных построек городов мира, строящих вместе домик из песка[11]. Установка именно этого панно была связана с переименованием станции в «Проспект Мира»[10].

Снаружи вход и вход оформлены в виде двух больших арок, между которыми раньше, в нише, находилась скульптура «Изобилие» (скульптор Г. И. Мотовилов), изображавшая женщину с полной корзиной фруктов. Над нишей находятся оригинальные часы, украшенные барельефом с изображением мужчины и женщины. Под часами располагалась табличка с первым названием станции, которая после переименования была демонтирована, а вместо неё сделали металлические буквы на стене[11].

Станционные залы[править]

«Проспект Мира» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус.

Архитектурное оформление станции посвящено теме «Преобразование природы»[11]. Массивные кубические пилоны с неширокими карнизами облицованы кремовым мрамором. Над карнизами пилонов — широкие керамические фризы, на которых изображён рельефный растительный орнамент: венки, листья, бутоны и знамёна. Они обрамляют круглые медальоны с рельефными изображениями агрономов, цветоводов, садоводов за работой. В боковых залах вместо медальонов декоративные решётки вентиляционных отверстий с колосьями, лентами и гербовыми символами[9]. Скульптор — Г. И. Мотовилов.

Свод оформлен выпуклыми лепными полосами, образующими сплошную ромбическую сеть. По оси свода — ряд мощных бронзовых люстр с большим числом газоразрядных ламп, в боковых залах люстры немного меньше[11]. Пол облицован серыми и чёрными гранитными плитами в шахматном порядке. Путевые стены облицованы красным мрамором с белыми прожилками[11].

В 1953 году торцевая стена была украшена керамическом панно с изображением И. В. Сталина в окружении знамён. Панно было снято в 1958 году в связи с открытием перехода на радиальную станцию, который начинался через торец[11].

  • Проспект Мира метро.jpg

    Зал станции, 13 января 2006

  • Пилон

  • Керамический фриз

  • Вентиляционная решётка

  • Боковой зал станции

  • Посадочная платформа

  • Медальон на путевой стене

  • Выход в город

  • Керамические медальоны
  • Проспект Мира кольцевая 15.jpg

  • Проспект Мира кольцевая 16.jpg

  • Проспект Мира кольцевая 17.jpg

  • Проспект Мира кольцевая 18.jpg

  • Проспект Мира кольцевая 19.jpg

  • Проспект Мира кольцевая 20.jpg

  • Проспект Мира кольцевая 21.jpg

  • Проспект Мира кольцевая 22.jpg

  • Проспект Мира кольцевая 23.jpg

  • Проспект Мира кольцевая 24.jpg

  • Проспект Мира кольцевая 25.jpg

  • Проспект Мира кольцевая 26.jpg

  • Проспект Мира кольцевая 27.jpg

  • Проспект Мира кольцевая 28.jpg

  • Проспект Мира кольцевая 29.jpg

  • Проспект Мира кольцевая 30.jpg

Переход[править]

Переход на Калужско-Рижскую линию начинается с лестницы в западном торце, которая связывает центральный зал с переходной камерой в более высоком уровне. Оттуда идут мостики над платформой в сторону «Новослободской»[4]. Переходная и лестничная камеры отделаны трещиноватым рисунчатым бело-розово-фиолетово-красным нижнетагильским мрамором. Далее — проход к межэтажным эскалаторам, которые поднимают к сводчатому коридору, продолжающему центральный зал радиальной станции[12].

Станция в цифрах[править]

  • Код станции — 069[3].
  • Пикет ПК163+79,1[13].
  • В марте 2002 года пассажиропоток по входу составлял 47,0 тыс. человек, по выходу — 48,1 тыс.[14].
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи[15].
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[16]:

Станция метро «Проспект Мира» Кольцевой линии расположена между станциями «Новослободская» и «Комсомольская». Выход в город на Проспект Мира.

Наземный общественный транспорт[править]

Станция «Проспект Мира» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта (остановки носят название Метро «Проспект Мира»)[17]:

  • На проспекте Мира, у вестибюля, расположена троллейбусная остановка. На ней останавливаются троллейбус № 9 и ночной автобус Н6.
  • На Протопоповском переулке находится трамвайная остановка. На ней останавливаются трамваи № 7 и 19.

Таблица: маршруты общественного транспорта (данные на 2014 год)[18][19]

Маршрут Следует к станциям метро Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
трол. № 9 «ВДНХ», «Алексеевская», «Рижская», «Сухаревская», «Красные ворота», «Чистые пруды», «Лубянка» Гостиница «Останкино» Лубянская площадь
трам. № 7 «Бульвар Рокоссовского», «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Менделеевская», «Новослободская» Ст. метро «Бульвар Рокоссовского» Ст. метро «Новослободская»
трам. № 19 «Менделеевская», «Новослободская» Каланчёвская улица Ст. метро «Новослободская»

Достопримечательности[править]

  • Ботанический сад МГУ — самый старый ботанический сад в России. Сад основан в 1706 году на тогдашней северной окраине Москвы ещё Петром I. 1 апреля 1805 года бывший аптекарский огород был куплен Московским университетом. В 1950 году, когда Университет закладывает сад на своей новой территории на Ленинских горах, «Аптекарский огород» становится филиалом Ботанического сада Московского Университета[20].
  • Стадион «Олимпийский» — один из крупнейших крытых спортивных комплексов России и Европы. Комплекс состоит из двух спортивных сооружений — гигантского овального здания, в котором располагается крытый стадион, и овального здания с несколькими плавательными бассейнами. Комплекс был возведен специально к XXII Олимпийским играм 1980 года в Москве и с 19 июля 1980 года Спорткомплекс Олимпийский остаётся самым большим сооружением такого рода на территории Европы, а на момент открытия ему не было равных в мире.

Станция в культуре[править]

Станция «Проспект Мира» фигурирует в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев[21].

  1. ↑ 1,01,11,21,31,41,5 Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011.
  2. ↑ Год за годом // Метрострой. — 1980. —. —.
  3. ↑ 3,03,13,2 Проспект Мира. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 17 мая 2014.
  4. ↑ 4,04,14,2 Наумов, 2010, с. 261
  5. ↑ Вход на станцию «Проспект Мира» кольцевой линии метро закроют на год — Светлана Батова — Российская газета
  6. ↑ Реконструкция вестибюля метро «Проспект мира» в Москве выполнена на 70%
  7. ↑ Станция «Ботанический сад». Вход в наземный вестибюль.
  8. ↑ Станция «Ботанический сад». Кассовый зал.
  9. ↑ 9,09,1 Наумов, 2010, с. 262
  10. ↑ 10,010,1 Кузнецов А. Н. Облик метро. Художник рассказывает о своей работе по оформлению станций метрополитена // Московский журнал. — 2008. —.
  11. ↑ 11,011,111,211,311,411,5 Зиновьев, 2011, с. 186
  12. ↑ Наумов, 2010, с. 311
  13. ↑ Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Проверено 14 марта 2011. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.
  14. ↑ Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Проверено 14 марта 2011 года. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  15. ↑ Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 17 мая 2014 года.
  16. ↑ Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 17 мая 2014 года.
  17. ↑ Метро «Проспект Мира» на Яндекс-картах. Яндекс.Карты. Проверено 7 февраля 2012.
  18. ↑ Маршруты. Московский троллейбус. Проверено 11 февраля 2011 года. Архивировано из первоисточника 20 августа 2011.
  19. ↑ Маршруты. Московский трамвай. Проверено 12 октября 2012. Архивировано из первоисточника 12 октября 2012.
  20. ↑ Ботанический сад Московского университета «Аптекарский огород». Парки Москвы. Проверено 18 июня 2014.
  21. ↑ Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2.
  • Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  • Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
  • Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
  • Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
  • Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.

wp.wiki-wiki.ru

Вестибюль станции Проспект Мира открыт: kviten

Дополнением к торжествам, посвящённым дню рождения метро, стало открытие вестибюля станции Проспект Мира Кольцевой линии. Это случилось на две недели раньше заявленного срока, так как все основные работы уже завершились, и выход спокойно открыли для пассажиров. Когда я увидел, как преобразился вестибюль, то эмоции перекрыли и радость от того, что разгрузится переход на Калужско-Рижскую линию, становившийся в час пик испытанием, и тот факт, что в наклон установили четыре новых эскалатора вместо трёх (ради чего всё затевалось). Посетив вестибюль во время ремонта, был настроен весьма скептически, от этого и восторг был сильнее: насколько тщательно и качественно проведена реставрация

Для начала немного истории: вестибюль был открыт в 1952 году, вместе с участком Кольцевой линии от Курской до Белорусской, а здание, в которое он встроен, было завершено чуть позже, в апреле 1953 года (За материал спасибо Андрею Сурикову)

1. Сейчас они воспринимаются как единое целое

2. Основное, что привлекает взгляд, - воссоздание скульптуры «Плодородие» Прасковьи Васильевны Мельниковой, которая венчает нишу-экседер. Её также установили в апреле 1953 года. Под воздействием внешних факторов оригинал попросту разрушился, так что мы видим точную копию, выполненную реставраторами

3. Это советское прочтение Деметры, древнегреческой богини плодородия

4. Второе название скульптуры, скорее всего, рабочее - «Крестьянка». Однако, «Плодородие» как нельзя лучше соответствует оформлению станции, которая открылась под названием «Ботанический сад», посвященному сталинскому плану преобразования природы

5. Монтаж таблички

6. Декоративные арки над входом также были очищены и покрыты под золото (перед закрытием они были окрашены в чёрный цвет)

7. И, конечно, отреставрированы прекрасные часы над входом

8. Заодно был реконструирован ближайший подземный переход под проспектом Мира. Здесь установили лифт, шахта которого, к сожалению, закрывает вид на вестибюль. По хорошему, следует оставить наземный пешеходный переход, который прекрасно работал во время закрытия

9. Московскому метро 81 год. Впрочем, помимо шариков, это уже никак не звучало

10. Лепнина

11. Заходим внутрь. Тут же обращаю внимание на обновлённую решётку, что предвосхищает всё остальное

12. Вестибюль сохранил свой облик, но стал гораздо светлее и чище, надеюсь таким он и останется, как можно дольше

13. Хотя гермозатворы и появились уже после открытия вестибюля, здесь реставраторы постарались придать ему вид, соответствующий общему стилю станции

14. На момент торжественной части были выставлены плакаты с фотографиями вестибюля до реконструкции. Было приятно увидеть свои фотографии, которые я делал для Энциклопедии Нашего Транспорта. Авторское право? Не, не слышали. После открытия плакаты быстро убрали, хотя можно было бы оставить на какое-то время

15. Продолжим осмотр вестибюля

16. Кассовый зал выполнен в соответствии с единой новой стилистикой, но тут она в глаза не бросается, всё весьма корректно. По традиции можно приобрести памятный билет

17. На противоположной стороне вестибюля раньше был киоск. Теперь он демонтирован, а в нише разместили исторические материалы, что я очень приветствую. Побольше бы такого!

18. Отреставрировали и мозаику «Матери Мира» напротив эскалаторов (художник Андрей Николаевич Кузнецов, витражи с Черкизовской тоже его)

19. Изначально здесь был рельеф с изображением Сталина, но в 1961 году он был демонтирован, как и на многих других станциях. Его место заняло панно, на котором изображен женщины и дети трёх рас, строящих здание будущего. Эта мозаика - единственный элемент оформления, связанный с современным названием станции

20. На панно можно увидеть автограф автора и даты создания.«В 1967 году к юбилейной республиканской выставке «Советская Россия» я выполнил мозаику «Матери Мира». Задумывая ее, мечтал о какой-нибудь станции метро в качестве архитектурной привязки. В конце концов мне неожиданно повезло: станцию «Ботанический сад» (кольцевую) переименовали в «Проспект Мира», и моя тема оказалась уместной в верхнем вестибюле этой станции. Там мозаику и установили. Так началась моя дружба с мет­ростроевскими архитекторами»Источник

21. Колонна экстренного вызова теперь дополнена разделом «О станции», где можно получить историческую справку

22. И, наконец, новые эскалаторы, установка которых и стала причиной реставрации. Здесь, как и на Бауманской, появились четыре новых узкобалюстрадных эскалатора вместо трёх старых. которые отработали свой срок

23. Оси симметрии наклонного хода и вестибюля не совпадают, поэтому кажется, что эскалаторы установлены под углом. Так было и изначально, это не ошибка

24. Очень аккуратно выполнено сопряжение колонны и эскалатора

25. Эксалаторы ЭС02 с высотой подъёма 40 м изготовил завод «ЭС-сервис».

26. Ещё одним новшеством, которое можно только приветствовать, стала установка светильников на балюстраде, выполненных в едином стиле со станцией и вестибюлем. Они, правда не соответствуют тем, что были до этого (световые столбики с декоративным навершием), но их было сложно установить по причине узкой балюстрады. Но это всяко лучше того, что устанавливали на реконструируемых наклонах раньше

27. Получилось очень круто

28. Единственное, что омрачило впечатление - установка новой навигации на самой станции: теперь только есть указатели в сторону станций Комсомольская и Новослободская. Соответственно, чтобы узнать, как добраться до других станций линии, нужно либо изучать схему на инфососе, либо пройти на один путь, если там поезд, подождать, пока уедет, посмотреть список станций, в случае ошибки повторить на другой стороне. Чёткой информации о том, какой Проспект Мира выход в город, а какой - переход на Калужско-Рижскую линию тоже нет

29. А в остальном - всё более чем достойно. Даже рамки и досмотровая зона сильно не раздражают взгляд

30. Прибыл начальник метро Дмитрий Владимирович Пегов, провёл осмотр помещений

31. И станция торжественно открылась. В церемонии участвовали Дмитрий Владимирович Пегов и Александр Юрьевич Иванов, генеральный директор творческих мастерских «Китеж» (второй слева)

32. ЗАО «Триада-Холдинг» выполняла работы по реконструкции

33. А мастера из «Китежа» проводили реставрацию, благодаря их труду вестибюль стал ещё торжественней

34. Об их других работах, в частности реставрации станции Киевская на Арбатско-Покровской и Филёвской линиях я уже рассказывал. «Китеж» - большие молодцы, очень радостно и здорово, что метрополитен с ними сотрудничает

35. Праздничное настроение чувствовалось не только у руководства, но и у простых работников

36. В такой обстановке и работать приятнее

37. Добро пожаловать!

38. Поздравляю всех с открытием вестибюля

Огромное спасибо пресс-службе mosmetro за организацию съёмки.

kviten.livejournal.com

Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия)

Координаты: 55°46′46.58″ с. ш. 37°38′01.05″ в. д. / 55.779608° с. ш. 37.633626° в. д. (G) (O) (Я)55.779608, 37.633626

Дата открытия: Прежние названия: Проекты переименования: Тип: Глубина заложения, м.: Количество платформ: Тип платформы: Форма платформы: Архитекторы: Архитекторы вестибюлей: Инженеры-конструкторы: Выход к улицам: Переходы на станции: Наземный транспорт: Код станции:

«Проспект Мира»

Кольцевая линия

Московский метрополитен

30 января 1952 года

Ботанический Сад (до 20 июня 1966 года)

Мещанская слобода (1991, 1992)

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения

40

1

островная

прямая

В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус

А.Е. Аркин

Б.М. Прикот

проспект Мира

Проспект мира

Тб 9, 48; Тм 7, 19

069

«Проспект Мира» на Викискладе

«Проспе́кт Ми́ра» — станция Московского метрополитена. Расположена на Кольцевой линии, между станциями «Комсомольская» и «Новослободская».

Станция открыта в 1952 году в составе участка «Курская» — «Белорусская». Название — по проспекту Мира, в самом начале которого расположена станция. До 20 июня 1966 года станция носила название «Ботанический Сад» (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ).

Выход осуществляется через наземный вестибюль, сооружённый по проекту А. Е. Аркина и встроенный в жилое здание, на проспект Мира. На фасаде здания находятся часы, в оформлении которых имеются скульптуры. Зал вестибюля декорирован смальтовым панно «Матери мира», выполненным художником А. Н. Кузнецовым.

«Проспект Мира» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус.

Пилоны центрального зала отделаны светлым мрамором, путевые стены покрыты тёмно-красным мрамором, пол выложен серым и чёрным гранитом. Основная тема художественного оформления — сельское хозяйство СССР. Центральный зал украшают барельефы работы Г. И. Мотовилова и фриз с растительным орнаментом.

Код станции — 069. В марте 2002 года пассажиропоток по входу составлял 47 тыс. человек.

Пересадки

Файл:Prospekt Mira-Koltsevaya Old.jpg

Станция в 1952 году. Фото из набора открыток «Московский метрополитен».

Имеется переход на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии, открытую в 1958 году. В переход можно попасть из торца центрального зала.

Фотографии

  • Станция "Проспект Мира" на марке СССР 1952 года. Указано первоначальное название "Ботанический сад".

Ссылки

dic.academic.ru

Метро Проспект Мира Кольцевой линии на карте Москвы

от остановки «Проспект Мира» (80 метров)

Александровский сад - 8 остановок на автобусе М2

Алексеевская - 4 остановки на автобусе 903 ; 9 остановок на автобусе 379, Н6, М9

Бабушкинская - 32 остановки на автобусе Н6

Багратионовская - 24 остановки на автобусе М2

Боровицкая - 8 остановок на автобусе М2

Ботанический Сад 14 - 23 остановки на автобусе Н6

Бульвар Рокоссовского 14 - 27 остановок на трамвае 7

ВДНХ - 5 остановок на автобусе 903 ; 13 остановок на автобусе 379, Н6, М9

Владыкино 14 - 25 остановок на автобусе М9

Достоевская - 5 остановок на трамвае 7, 19

Комсомольская 1 - 4 остановки на трамвае 7, 19

Красносельская - 6 остановок на трамвае 7

Кузнецкий мост - 5 остановок на автобусе М2

Кутузовская 14 - 18 остановок на автобусе М2

Медведково - 44 остановки на автобусе Н6

Менделеевская - 10 остановок на трамвае 7 ; 15 остановок на трамвае 19

Охотный ряд - 5 остановок на автобусе М2

Парк Победы 3 - 21 остановка на автобусе М2

Преображенская площадь - 13 остановок на трамвае 7

Рижская - 3 остановки на автобусе 903 ; 5 остановок на автобусе 379, Н6, М2, М9

Ростокино - 7 остановок на автобусе 903

Свиблово - 27 остановок на автобусе Н6

Сокольники - 9 остановок на трамвае 7

Сухаревская - 2 остановки на автобусе Н6, М2, М9

Казанский вокзал - 5 остановок на трамвае 7

Ленинградский вокзал - 4 остановки на трамвае 7, 19

Москва-Каланчёвская - 4 остановки на трамвае 7, 19

Рижский вокзал - 3 остановки на автобусе 903 ; 5 остановок на автобусе М2 ; 6 остановок на автобусе 379, Н6, М9

от остановки «Капельский переулок» (420 метров)

Окружная 14 - 29 остановок на автобусе 85

Окружная - 29 остановок на автобусе 85

Северянин - 17 остановок на троллейбусе 14

www.moscowmap.ru