Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер». Комплекс пионер
20 - это... Что такое SS-20?
РСД-10 «Пионер» (индекс 15Ж45) — советская твердотопливная двухступенчатая баллистическая ракета средней дальности мобильного базирования (по классификации НАТО — SS-20 mod.1 Saber). Головной разработчик — МИТ. Принята на вооружение в 1976.
В 1980 на вооружение принят комплекс Пионер-УТТХ (индекс 15Ж53, по классификации НАТО — SS-20 mod.2 Saber) с улучшенными ТТХ (максимальная дальность стрельбы 5500 км.).
Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20)
Проектирование комплекса «Пионер»с ракетой средней дальности на твёрдом смесевом топливе началось в 1971 году в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе базе первой и модифицированной второй ступеней межконтинентальной баллистической ракеты комплекса «Темп-2С» 15Ж42. Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и агрегатно-боевой блок (АГБ), включавший двигательную установку разведения и разделяющуюся ГЧ ракеты.
Основные характеристики[1][2]
- Принятие на вооружение: 1976
- Масса: 37000 кг.
- Диаметр: 179 см.
- Длина: 16,49 м.
- Забрасываемый вес: 1500—1740 кг
- Тип ГЧ: РГЧ ИН 3х150 кт
- Дальность стрельбы: 600-5000 км.
Создание и применение
После практической отработки различных технических решений по новой ракете и наземным агрегатам ракетного комплекса 21 сентября 1974 года на полигоне Капустин Яр начались лётные испытания. Потребовалось почти полтора года, чтобы завершить доводку комплекса и выполнить намеченную программу испытаний. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приёме комплекса «Пионер» с ракетой 15Ж45 (РСД-10) на вооружение РВСН, первый ракетный полк под командованием А. Г. Доронина заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 г. на комплексе 15П645, имевшем в каждом дивизионе по 2 пусковых установки и машину подготовки пуска 15В56, использовавшуюся на комплексе 15П642 и оснащенную системой дистанционного управления 15Э569, способной управлять двумя ПУ. В 1977 г. на вооружение поступила основная модификация комплекса — 15П645К, имевшего в составе дивизиона по три ПУ и машину подготовки пуска 15В116 с СДУ 15Э576, управлявшей тремя ПУ.
Ракетные комплексы «Пионер» заменили стоявшие на боевом дежурстве в европейской части СССР комплексы Р-12 и Р-14, и Р-16 — в Сибири и Забайкалье. Очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 — «Гроза Европы».
10 августа 1979 года на лётные испытания была представлена ракета 15Ж53, имевшая более высокие боевые характеристики. Испытания проводились на полигоне Капустин Яр до 14 августа 1980 года, а 17 декабря этого же года новый комплекс, получивший обозначение «Пионер УТТХ» (улучшенные тактико-технические характеристики), был принят на вооружение РВСН. Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую ступени, что и ракета 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-боевого блока. За счёт доработки командных приборов и алгоритмов работы БЦВК удалось повысить точность стрельбы до 450 м. Установка новых двигателей с повышенной энергетикой на агрегатно-боевой блок дала возможность увеличить район разведения боевых блоков, что имело большое значение при планировании объектов поражения. Кроме того была увеличена максимальная дальность стрельбы до 5500 км.
В 1987 году на боевом дежурстве и в арсеналах находились 650 ракет. Из них две трети были предназначены для уничтожения объектов в Европе и на Ближнем Востоке и примерно одна треть для уничтожения объектов в Азии и США.
Оба комплекса эксплуатировались до 1991 года и были ликвидированы в соответствии с условиями Договора о РСМД. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска. Особый интерес вызывали ракеты «Пионер», находившиеся в эксплуатации свыше 10 лет. Проведённые пуски завершились успешно. Позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации — взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению, могут в различных вариантах использоваться в народном хозяйстве.
Последняя ракета РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.
Состав комплекса
В состав ракетного комплекса РСД-10, как правило, входили:
- стационарный и подвижный командные пункты с комплексом средств боевого управления и связи
- три боевых ракетных комплекса — ракетные дивизионы, имевшие в составе:
- по три (до 1977 г. по две) самоходных пусковых установки (СПУ) с ракетами 15Ж45 (15Ж53) в транспортно-пусковых контейнерах, размещенных на пусковых установках на базе 6-осного длиннобазного шасси МАЗ-547В
- командный пункт дивизиона, состоявший на комплексе 15П645 из машины подготовки пуска 15В56 (до 1977 г.), 15П645К — из 15В116, а на комплексе 15П653 — из машины подготовки пуска 15В132 и машины связи 15В82
- две машины-дизельные электростанции
- машину-столовую и машину-общежитие
- машину боевого поста на БТР-60ПБ с системой наземной навигации и башенно-пулеметной установкой «Гром» с пулеметом «Утес» НСВТ-12,7 мм
- машину дежурной смены охраны и обороны с комплектом средств охраны, вооружением и средствами жизнеобеспечения караула.
- Транспортно-перегрузочные средства (транспортно-перегрузочный агрегат 15Т116 и транспортно-перегрузочная тележка 15Т140)
- с 1977 г. стационарные сооружения 15У111 для размещения пусковых установок на стационарной боевой стартовой позиции полка и обеспечения боевого дежурства пусковых установок в 5-минутной готовности к пуску.
Ракета 15Ж45 имела две маршевые ступени и агрегатно-боевой блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков.
Двигательная установка первой ступени 15Д66 представляла собой конструкцию, состоящую из стеклопластикового корпуса со скреплённым с ним твердотопливным зарядом, выполненным из высокоэнергетичного смесевого топлива, стальных переднего днища и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние выполнены в виде решёток).
Двигательная установка второй ступени 15Д205 имела аналогичную конструкцию, управление по тангажу и рысканию осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену — перепуском газа через специальное устройство. Оба двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени — аварийная) и время работы около 63 секунд. Дальностью полета определялась моментом выключения двигателя второй ступени, которое осуществлялось путём вскрытия десяти окон отсечки тяги, расположенных на переднем днище камеры сгорания, в результате чего давление в камере резко падало, горение твёрдого топлива прекращалось, а направление газовых потоков из сопел отсечки вперед по ходу полета нейтрализовало импульс тяги двигателя.
Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н. А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всём диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надёжность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке.
Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полёте, конические боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не имела.
Имелось 3 варианта ракеты РСД-10:
- Mod 1 — с моноблочной головной частью и дальностью стрельбы 5000 км;
- Mod 2 — имел разделяющуюся головную часть с боевыми блоками индивидуального наведения с максимальной дальностью стрельбы 4583 км (15Ж53 — 4600 км) — основной вариант, получивший наибольшее распространение;
- Mod 3 — испытанный в мае 1985 года и иногда именуемый на Западе как SS-X-28, имел лёгкую моноблочную головную часть мощностью 50 кт и увеличенную до 7400 км дальность стрельбы — не вышел из стадии испытаний.
В процессе эксплуатации ракета, помещённая в герметичный транспортно-пусковой контейнер, размещалась на самоходной пусковой установке (СПУ), выполненной на базе автомобильного шестиосного шасси МАЗ-547В повышенной проходимости. Кроме ракеты на шасси располагались необходимые агрегаты и оборудование для контроля за техническим состоянием ракеты и проведения пуска. Несмотря на солидный вес (84 т) и габариты (длина — 19,316 м) СПУ имела сравнительно высокую скорость (до 40 км/час), передвигалась по дорогам с любым покрытием, легко преодолевала метровые броды, рвы шириной до 3 м и подъёмы до 15 град. и имела радиус поворота 22 м, что позволяло широко использовать существующую сеть дорог.
Пуск ракеты мог быть произведён либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции (сооружение 15У111 «Крона»), либо с одной из подготовленных полевых позиций. Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Пуск ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего её из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления.
Сооружения «Крона» предназначались, в первую очередь, для обеспечения пуска ракет в сроки, соизмеримые с подлетным временем боевых блоков противника с территории стран Западной Европы. Без сооружений пуск мог быть произведен в срок около часа (выезд из сооружения, развертывание — вывешивание, горизонтирование, геодезическая подготовка), с сооружениями, в которых пусковые установки находились в полной технической готовности к пуску, эти сроки сократились до единиц минут. Кроме того, сооружения позволяли значительно ограничить контроль за комплексами «Пионер» со стороны средств разведки потенциального противника. «Крона» представляет собой сборное металлическое сооружение с раздвижной крышей. Существовали варианты проходного исполнения (ворота с двух сторон), однако в большинстве случаев въезд крупногабаритного агрегата в сооружение осуществлялся путем сложного маневрирования и требовал от водителей и командиров высокой квалификации. Пуск ракет дивизионом из сооружений «Крона» включал открытие крыш при помощи асинхронных электродвигателей мощностью 8 кВт, что определяло сдвиг по времени между открытием крыш трех сооружений при питании от машин дизельных электростанций, так как пусковой ток привода мог привести к остановке дизелей (в дальнейших модификациях электропривод крыш при пуске был заменен механическим). После этого производится подъём контейнера и пуск ракеты.
Тактико-технические характеристики
Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер»
- Главный конструктор А. Д. Надирадзе
- Изготовитель ракеты Воткинский МЗ
- Код НАТО SS-20 Saber Mod 1&2
- Наименование по РСМД РСД-10
- Тип комплекса Подвижный ракетный комплекс С БР средней дальности, третьего поколения
- Состояние На вооружении с 11 марта 1976 года.
- Ракета 15Ж45
- Дальность стрельбы, км 600-5000
- Точность стрельбы (КВО), км 0,55 (предельное отклонение — 1,3)
- Тип ГЧ Моноблочная термоядерная (на испытаниях — вариант 1)
- Тип ГЧ три РГЧ ИН (вариант 2)
- Мощность заряда (вариант 1), Мт 1,0
- Мощность заряда (вариант 2), Мт 0,15
- Вес ГЧ, кг 1500—1740
- Система управления Инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВ
- Разработчик системы управления НИИ АП
- Главный конструктор системы управления Н. А. Пилюгин
- Рулевые приводы Гидравлические
- Разработчик рулевых приводов ЦНИИАГ
- Органы управления на 1 ступени Газовые и аэродинамические решётчатые рули, решётчатые стабилизаторы
- Органы управления на 2 ступени По тангажу и рысканию — вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену — газовые сопла с газогенератором
- Тип старта «Миномётный» из ТПК
- Число ступеней 2
- Полная длина ракеты, м 16,49
- Длина ракеты без головной части, м 14,9
- Длина ракеты в ТПК, м 19,316
- Максимальный диаметр корпуса, м 1,79
- Стартовый вес, т 37,0
- Вес ракеты в ТПК, т 42,7
- Горючее Смесевое твёрдое
- Первая ступень Полная длина первой ступени, м 8,58 Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м 1,79 Вес ступени, кг 26,7 Двигатель Однокамерный РДТТ Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы) Главный конструктор двигателя Б. П. Жуков Число сопел 1 Время работы, с 63
- Вторая ступень Полная длина второй ступени, м 4,4-4,6 Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м 1,47 Вес ступени, кг 8,63 Двигатель Однокамерный РДТТ Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы) Главный конструктор двигателя Б. П. Жуков Число сопел 1 Боевая ступень Число боевых блоков 3 Двигательная установка четыре РДТТ
- Боевой блок Полная длина боевого блока, м 1,6 Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м 0,64 Радиус закругления наконечника 0,11
- Пусковая установка Тип Грунтовая подвижная Разработчик ЦКБ «Титан» Изготовитель завод «Баррикады» Главный конструктор В. М. Соболев База МАЗ-547В Число осей 6 Длина, м С ТПК 19,316 м, без ТПК 16,08 м Ширина, м 3,2(+0,04) м Высота, м 4,375 м (5,08 м в вывешенном состоянии) Двигатель многотопливный быстроходный дизель А-38 (В-58) с турбонаддувом Мощность, л.с. 650 Максимальная скорость, км/ч 40 Угол преодолеваемого подъема 15° Грубина преодолеваемого брода 1,1 м Ширина преодолеваемого рва 3м Углы свеса — передний 23°, задний 30° Дорожный просвет 470 мм Число ракет на пусковой установке 1 Тип привода подъёма ТПК с ракетой Гидравлический, от ходового двигателя СПУ Разработчик привода подъёма ТПК с ракетой ЦНИИАГ Радиус разворота, м 22±1 м Экипаж, чел., 3
- Транспортно-перегрузочный агрегат (ТПА) Разработчик ЦКБ «Титан» Изготовитель Завод «Баррикады» База МАЗ-547А Число осей 6 Полная длина, м 17,33 Ширина, м 3,2 Высота, м 2,9 (без ТПК) Двигатель Дизель А-38 с турбонаддувом Мощность, л.с. 650 Максимальная скорость, км/ч 40 Число ракет на ТПС 1 Экипаж, чел 2
Испытания
Летные испытания ракет PCД-10 начались в сентябре 1974 г. на полигоне Капустин Яр. В 1977 году, сразу после принятия комплекса на вооружение РВСН СССР, началось его развертывание. Первый ракетный полк с комплексом «Пионер» заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 года (район г. Петриков Гомельской обл. командир А. Г. Доронин). Массовое развертывание комплекса «Пионер» началось в 1978 году в позиционных районах, ранее занимаемых устаревшими комплексами с ракетами Р-12, Р-14, Р-16. В каждый ракетный полк входило 9 (до 1977 г. 6) самоходных ПУ, обеспеченных индивидуальными защитными сооружениями.
Согласно американским данным наибольшее число развернутых пусковых установок составляло 441 единицу в 1986 году. По офицальным советским данным, приведенным в Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с договором между — СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по состоянию на 1 ноября 1987 г. в СССР было развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, еще 245 БР находились на складах.
За 15 лет эксплуатации не было ни одного случая разрушения или аварии ракеты. За время испытаний, эксплуатации и ликвидации было отстреляно 190 ракет. Все пуски были успешными. При этом вероятность попадания в цель составила 98 %.
Литература
- Колесников С. Г. «Стратегическое ракетно-ядерное оружие». — М.: Арсенал-Пресс, 1996 г.
- Карпенко А.в."Отечественные стратегические ракетные комплексы", 1996 г.
Ссылки
Примечания
- ↑ Подвиг П. Л. Стратегическое ядерное вооружение России. М.,1998
- ↑ Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20)
dic.academic.ru
Подвижный грунтовый ракетный комплекс "Пионер" | |
Разработчик | МИТ |
Главный конструктор | А.Д.Надирадзе |
Изготовитель ракеты | Воткинский МЗ |
Код НАТО | SS-20 Saber Mod 1&2 |
Наименование по РСМД | РСД-10 |
Тип комплекса | Подвижный ракетный комплекс С БР средней дальности, третьего поколения |
Состояние | На вооружении с 11 марта 1976 года. |
Ракета "15Ж45" | |
Дальность стрельбы, км | 600-5000 |
Точность стрельбы (КВО), км | 0,55 (предельное отклонение - 1,3) |
Тип ГЧ | Моноблочная термоядерная (на испытаниях - вариант 1) |
Тип ГЧ | три РГЧ ИН (вариант 2) |
Мощность заряда (вариант 1), Мт | 1,0 |
Мощность заряда (вариант 2), Мт | 0,15 |
Вес ГЧ, кг | 1500-1740 |
Система управления | Инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВМ |
Разработчик системы управления | НИИ АП |
Главный конструктор системы управления | Н.А.Пилюгин |
Рулевые приводы | Гидравлические |
Разработчик рулевых приводов | ЦНИИАГ |
Органы управления на 1 ступени | Газовые и аэродинамические решетчатые рули, решетчатые стабилизаторы |
Органы управления на 2 ступени | По тангажу и рысканию - вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену - газовые сопла с газогенератором |
Тип старта | "Миномётный" из ТПК |
Число ступеней | 2 |
Полная длина ракеты, м | 16,49 |
Длина ракеты без головной части, м | 14,9 |
Длина ракеты в ТПК, м | 19,32 |
Максимальный диаметр корпуса, м | 1,79 |
Стартовый вес, т | 37,0 |
Вес ракеты в ТПК, т | 42,7 |
Горючее | Смесевое твёрдое |
Первая ступень | |
Полная длина первой ступени, м | 8,58 |
Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м | 1,79 |
Вес ступени, кг | 26,7 |
Двигатель | Однокамерный РДТТ |
Разработчик двигателя | НПО "Союз" (Люберцы) |
Главный конструктор двигателя | Б.П.Жуков |
Число сопел | 1 |
Время работы, с | 63 |
Вторая ступень | |
Полная длина второй ступени, м | 4,4-4,6 |
Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м | 1,47 |
Вес ступени, кг | 8,63 |
Двигатель | Однокамерный РДТТ |
Разработчик двигателя | НПО "Союз" (Люберцы) |
Главный конструктор двигателя | Б.П.Жуков |
Число сопел | 1 |
Боевая ступень | |
Число боевых блоков | 3 |
Двигательная установка | четыре РДТТ |
Боевой блок | |
Полная длина боевого блока, м | 1,6 |
Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м | 0,64 |
Радиус закругления наконечника | 0,11 |
Пусковая установка | |
Тип | Грунтовая подвижная |
Разработчик | ЦКБ "Титан" |
Изготовитель | завод "Баррикады" |
Главный конструктор | В.П.Бармин |
Длина, м | 3,05 |
Ширина, м | 3,05 |
Высота, м | 3,30 |
Число ракет на пусковой установке | 1 |
Тип привода подъёма ТПК с ракетой | Гидравлический |
Разработчик привода подъёма ТПК с ракетой | ЦНИИАГ |
Радиус разворота, м | 21 |
Экипаж, чел | 3 |
Транспортно-погрузочное средство (ТПС) | |
Разработчик | ЦКБ "Титан" |
Изготовитель | Завод "Баррикады" |
База | МАЗ-547А |
Число осей | 6 |
Полная длина, м | 17,33 |
Ширина, м | 3,2 |
Высота, м | 2,9 |
Двигатель | Дизель |
Мощность, л.с. | 746 |
Максимальная скорость, км/ч | 40 |
Число ракет на ТПС | 1 |
Экипаж, чел | 2 |
rd32.narod.ru
Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер»
История создания
Проектирование комплекса "Пионер" с ракетой средней дальности на твердом смесевом топливе началось в 1971 году в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе базе двух верхних ступеней межконтинентальной баллистической ракеты комплекса "Темп-2С". Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и разделяющаяся ГЧ ракеты. После практической отработки различных технических решений по новой ракете и наземным агрегатам ракетного комплекса 21 сентября 1974 года на полигоне Капустин Яр начались летные испытания. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приеме комплекса "Пионер" с ракетой 15Ж45 ( РСД-10) на вооружение РВСН.
Ракетные комплексы «Пионер» заменили стоявшие на боевом дежурстве в европейской части СССР комплексы Р-12 и Р-14, и Р-16 — в Сибири и Забайкалье. Очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 — «Гроза Европы».
Состав
В состав ракетного комплекса "Пионер" входят следующие боевые средства:
• Ракета "15Ж45" (15Ж53)
• Пусковая установка
• Транспортно-погрузочное средство (ТПС)
Ракета 15Ж45 имела две маршевые ступени и агрегатно-приборный блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков.
Двигательная установка первой ступени представляла собой конструкцию, состоящую из стеклопластикового корпуса со скрепленным с ним твердотопливным зарядом, выполненным из высокоэнергетичного смесевого топлива, стальных переднего днища и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние выполнены в виде решеток).
Двигательная установка второй ступени имела аналогичную конструкцию, но для получения управляющих воздействий использовались другие методы. Так, управление по углам тангажа и рыскания осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену - перепуском газа через специальное устройство. Оба двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени - аварийная) и время работы около 63 секунд. Двигатель выключается путем вскрытия десяти дополнительных отверстий, расположенных на переднем днище камеры сгорания, при этом давление резко падает и горение твердого топлива прекращается.
Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н.А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всем диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надежность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке.
Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полете, боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не имела.
Пуск ракеты мог быть произведен либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции (сооружение "Крона"), либо с одной из подготовленных полевых позиций. Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Старт ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего ее из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления. Сооружения "Крона" предназначались, в первую очередь, для исключения возможности постоянного контроля за комплексами "Пионер" со стороны средств разведки потенциального противника. "Крона" представляет собой сборное сооружение из металлических конструкций. Сооружение проходное, то есть ворота расположены с двух сторон, что дает возможность отказаться от сложного маневрирования для большегрузной техники. Вдоль стен сооружения расположены электрические печки типа СКБ. Таким образом, при помощи тепловизионных датчиков невозможно определить, находится пусковая установка в сооружении или нет.
Пуск ракеты возможно производить не выезжая из сооружения. Для этого производится подрыв пиропатронов, которые отбрасывают сектора крыши в стороны. После этого производится подьем контейнера и пуск ракеты. Так как пусковая установка при нахождении в сооружении уже вывешена на домкраты, то время подготовки к пуску сокращается. На маршруте движения колонны ракетного полка предусматривалось несколько подобных сооружений, что спрособствовало введению противника в заблуждение.Комплекс эксплуатировался до 1991 года и был ликвидирован в соответствии с условиями Договора о РСМД. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска. Особый интерес вызывали ракеты "Пионер", находившиеся в эксплуатации свыше 10 лет. Проведенные пуски завершились успешно. Позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации - взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению, могут в различных вариантах использоваться в народном хозяйстве.
Последняя ракета РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.
Основные характеристики
Ракета "15Ж45" • Дальность стрельбы, км - 600-5000 • Точность стрельбы (КВО), км - 0,55 • Система управления - инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВМ • Рулевые приводы - гидравлические • Органы управления на 1 ступени - газовые и аэродинамические решетчатые рули, решетчатые стабилизаторы • Органы управления на 2 ступени - по тангажу и рысканию - вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену - газовые сопла с газогенератором • Тип старта - "Миномётный" из ТПК • Число ступеней - 2 • Полная длина ракеты, м - 16,49
• Длина ракеты без головной части, м - 14,9 • Длина ракеты в ТПК, м - 19,32 • Максимальный диаметр корпуса, м - 1,79 • Стартовый вес, т - 37,0 • Вес ракеты в ТПК, т - 42,7 • Горючее - смесевое твёрдое
Первая ступень • Полная длина первой ступени, м - 8,58 • Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м - 1,79 • Вес ступени, кг - 26,7 • Двигатель - Однокамерный РДТТ • Число сопел - 1 • Время работы, с - 63
Вторая ступень • Полная длина второй ступени, м - 4,4-4,6 • Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м - 1,47 • Вес ступени, кг - 8,63 • Двигатель - Однокамерный РДТТ • Число сопел - 1
Боевая ступень • Число боевых блоков - 3 • Двигательная установка - четыре РДТТ
Боевой блок • Полная длина боевого блока, м - 1,6 • Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м - 0,64 • Радиус закругления наконечника - 0,11
Пусковая установка • Тип - Грунтовая подвижная • Длина, м - 3,05 • Ширина, м - 3,05 • Высота, м - 3,30 • Число ракет на пусковой установке - 1 • Тип привода подъёма ТПК с ракетой - гидравлический • Радиус разворота, м - 21 • Экипаж, чел - 3
Транспортно-погрузочное средство (ТПС) • База - МАЗ-547А • Число осей - 6 • Полная длина, м - 17,33 • Ширина, м - 3,2 • Высота, м - 2,9 • Двигатель - дизель • Мощность, л.с. - 746 • Максимальная скорость, км/ч - 40 • Число ракет на ТПС - 1 • Экипаж, чел - 2
http://3v-soft.clan.su/news/raketnyj_kompleks_srednej_dalnos...
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
aeroplan2010.mirtesen.ru
ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН
12.02.2017ИСТОРИЯ ОРУЖИЯ: ФРАГМЕНТЫ ЛИКВИДАЦИИ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА «ПИОНЕР». ФОТОРЕПОРТАЖ
Предлагаем вниманию читателей исторические фотографии уничтожения ракетного комплекса «Пионер», который, в свое время» был как «кость в горле» для наших «партнеров» из США и НАТО. В последнее время они об этом ходят забыть побыстрее, как о Карибском кризисе 1962 года. А именно эти два события связаны с развертыванием отечественных ракетных стратегических систем средней дальности. Во второй половине 1970-х годов началось качественное переоснащение этого типа вооружения. Некоторые фрагменты этих событий приводим ниже.Проектирование комплекса «Пионер» началось в 1971 году, разработка официально задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 28 апреля 1973 года. Ракетный комплекс «Пионер» предназначен для поражения стратегических объектов на средних дальностях. Разработчик рассматривал несколько вариантов создания новой БРСД на базе элементов МБР «Темп-2С», наиболее целесообразным из которых был признан вариант с использованием I-й ступени и доработанной под вновь вводимый узел осечки тяги II-й ступени. С учетом напряженной международной обстановки эскизный проект выполнили в крайне сжатые сроки, вечером 31 декабря 1973 г. он был представлен в Министерство оборонной промышленности.Постановлением СМ от 11 марта 1976 года ракетный комплекс «Пионер» был принят на вооружение. Подготовка к серийному ракет на Воткинском машиностроительном заводе началась в 1973 году, производство развернуто в 1975 году.Ракетные комплексы «Пионер», «Пионер-К» и Пионер-УТТХ» ликвидированы по договору о ликвидации РСМД к 12 июня 1991 года, всего было ликвидировано 728 ракет, из них 650 боевых (405 развернутых), 42 учебные ракеты и 36 находящихся в производстве. По договору уничтожили 405 развернутых и 104 неразвернутых СПУ. В основном ликвидация проводилась методом подрыва ракет в контейнере, боеголовки уничтожались механическим раздавливанием (без ядерных зарядов). В процессе уничтожения использовался и метод пуска, по нему с 26 августа по 29 декабря 1988 года из под населенных пунктов Дровянная в Читинской области и Канск в Красноярском крае было произведено 72 пуска. К изумлению америанских инспекторов, все пуски прошли успешно. При выполнения договора было ликвидировано 58 ракетных полков с ракетными комплексами «Пионер» и «Пионер-УТТХ».Как знать, может история ракет средней и меньшей дальности (РСМД), которые попали в в женевский Договор о ликвидации РСМД от апреля 1987 года, еще не закончилась…ВТС «БАСТИОН», 12.02.2017
ФРАГМЕНТЫ ЛИКВИДАЦИИ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА «ПИОНЕР». ФОТОРЕПОРТАЖ
ПОДВИЖНЫЙ ГРУНТОВЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ «ПИОНЕР»
В конце 1960-х годов осложнилась обстановка на дальневосточных границах. Тогда произошли известные события на острове Даманский, когда пришлось привлекать войска для защиты своей территории. К началу семидесятых годов обострение военно-политической обстановки на Дальнем Востоке потребовало усиления советской группировки ракет средней дальности в этом районе. Ранее созданные в КБ «Южном» жидкостные ракеты Р-12 н Р-14 с низкими показателями боеготовности и точности к этому времени уже очевидно морально устарели и требовали привлечения многочисленного личного состава при эксплуатации. Между тем в МИТ была только что создана и представлена на испытания твердотопливная ракета «Темп-2С”. После заключения в 1972г. Договора OCB-1 ограничившего число МБР, ранее рассматривавшееся применение единой ракеты для решения задач МБР и РСД стало неприемлемым. Таким образом, определилась необходимость создания новой ракеты средней дальности.
Тогда руководство МИТ предложило создать ракету средней дальности с максимальным использованием отработанных элементов ракеты «Темп-2С» -первой, второй и боевой ступеней, приборного отсека с немного доработанной системой управления.Проектирование комплекса «Пионер» началось в 1971 году, разработка официально задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 28 апреля 1973 года. Ракетный комплекс «Пионер» предназначен для поражения стратегических объектов на средних дальностях. Разработчик рассматривал несколько вариантов создания новой БРСД на базе элементов МБР «Темп-2С», наиболее целесообразным из которых был признан вариант с использованием I-й ступени и доработанной под вновь вводимый узел осечки тяги II-й ступени. С учетом напряженной международной обстановки эскизный проект выполнили в крайне сжатые сроки, вечером31 декабря 1973 г. он был представлен в Министерство оборонной промышленности.Для ракеты средней дальности были заново спроектированы узел отсечки тяги двигателя второй ступени, соединительный отсек и разделяющаяся головная часть с тремя боевыми блоками новой разработки. Кроме того, для решения новых задач пришлось доработать систему управления ракеты.Ракета «Пионер» двухступенчатая, с односопловыми маршевыми двигателями. В конструкции корпуса двигателей ракеты применены современные композиционные материалы – стеклопластик, днища выполнены из титанового сплава и стали, переходные отсеки – из алюминиево-магниевого сплава. Твердотопливные заряды прочно скреплены с копрусом двигателей. Двигатель первой ступени работает до полного выгорания топлива, второй ступени – в зависимости от дальности стрельбы. Двигатель выключается путем вскрытия десяти реверсивных сопел, расположенных на переднем днище камеры сгорания, при этом давление резко падает и горение твердого топлива прекращается.
Головная часть ракеты – разделяющаяся, с индивидуальным разведением трех боевых блоков на участке работы боевой ступени.На ранней стадии разработки для ракеты «Пионер» предусматривалась также моноблочная головная часть. Однако моноблочный вариант боевого оснащения не был реализован и никогда не испытывался в полете.Система управления ракеты автономная инерциальная, выполнена с использованием бортовой цифровой вычислительной машиной и гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироскопов. Ее организация позволило обеспечить размещение ракеты в горизонтальном положении при несении боевого дежурства. Наведение ракеты на заданный азимут стрельбы производится без поворота пусковой установки. Операции предстартовой подготовки и старта ракеты автоматизированы, на их проведение требовалось около двух минут. Комплекс «Пионер» мог иметь в памяти наземной ЭВМ несколько полетных заданий, перед стартом одно из заданий передавалось в бортовую систему управления ракеты. Регламентные проверки проводятся автоматически.Система прицеливания 15Ш47 для РК «Пионер» была создана в ЦКБ «Арсенал» под руководством С.П.Парнякова. В ее состав входил автоматический гирокомпас АГК-2 с меньшими габаритами, с более высокой точностью, с меньшим временем определения азимута и готовности системы к пуску с марша.Для комплекса «Пионер» в ОКБ-1 ПО «Баррикады» под руководством главного конструктора В.М.Соболева была создана самоходная пусковая установка (СПУ) на базе СПУ комплекса «Темп-2С» с МБР. Для размещения необходимой аппаратуры и приборов СПУ было использовано модернизированное шасси Минского автозавода – МАЗ-547В. Основное отличие нового шасси МАЗ-547В от базового МАЗ-547А заключалось в размещении за системой установки АГК на грунт по правому борту СПУ кабины командира.Пуск ракеты моги производится с наземных грунтовых мобильных пусковых установок по минометной схеме, с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД) с любой из плановых точек маршрута патрулирования.В 1974 году Воткинский МЗ начал поставку узлов ракеты для конструкторской отработки. Началось снаряжение двигателей ракеты и их огневые испытания в НИИ «Геодезии» с участием специалистов МИТ и Воткинского завода. Конструкторский макет ракеты для отработки старта ИРС был отправлен на ГЦП-4 и в сентябре 1974 года прошел испытания.В 1974 году Воткинский завод изготовил три ракеты «Пионер» для совместных летных испытаний. Испытания ракеты 15Ж45 проводились на ГЦП-4 (Капустин Яр) с 21 сентября 1974 года по 9 января 1976 года., всего был произведен 21 пуск, испытано 60 боевых блоков и все с положительными результатами. Председателем государственной комиссии по ЛКИ был заместитель командующего ракетной армией генерал-лейтенант А.Н.Бровцын.Постановлением СМ от 11 марта 1976 года ракетный комплекс «Пионер» был принят на вооружение. Подготовка к серийному ракет на Воткинском машиностроительном заводе началась в 1973 году, производство развернуто в 1975 году.Первый ракетный полк с комплексом «Пионер» заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 года (район г.Петриков Гомельской обл., командир А.Г.Доронин).Первые комплексы «Пионер» размещались в позиционных районах устаревших МБР Р-16, снимаемых с вооружения в соответствии с Договором ОСВ-1. Были так же созданы новые позиционные районы под Барнаулом, Иркутском и Канском.
«Пионер» и его усовершенствованный вариант «Пионер-УТТХ» стали первыми в мире полноценно разверстыми подвижными комплексами стратегического назначения Их ракеты стали первыми массовыми отечественными твердотопливными стратегическими ракетами, выпускаемыми с темпом производства более 100 РСД в год. К 1986 году была развернута 441 пусковая установка.В каждый ракетный полк входило 6 самоходных ПУ, обеспеченных индивидуальными бетонными защитными сооружениями с открывающейся крышей. В сооружениях проводилось техническое обслуживание и хранение СПУ с ракетами, при необходимости из него можно было производить пуск ракеты.Вариант комплекса «Пионер-К» проходил испытания на ГЦП-4 под руководством Госкомиссии, председатель начальник управления ГУРВО генерал-майора А.С.Калашникова. В «Пионере-К» в каждый дивизион было добавлено по одной СПУ и выполнены работы по доработке других машин комплекса для обеспечения их совместной работы. В ракетном полку с комплексом «Пионер-К» было уже девять СПУ.На базе ракеты 15Ж45 в 1980 году создан модернизированный вариант ракеты 15Ж53 с улучшенными ТТХ, вошедшей в комплекс «Пионер-УТТХ».Ракетные комплексы «Пионер», «Пионер-К» и «Пионер-УТТХ» входили в ракетные дивизии дислоцируемые в районе следующих городов и поселков России, Украины и Белоруссии: Иркутск, Новосибирск, Канск, Барнаул, Остров, Юрья, Верхняя Салда, Дровянная, Ромны, Белокоровичи, Луцк, Лида, Мозырь, Поставы и Пружаны.В ноябре 1985 года на советско-американской встрече в «верхах» с Р.Рейгеным М.Горбачев предложил сократить наполовину стратегические носители СССР и США, при этом советская сторона обязалась прекратить поставку на боевое дежурство БРСД «Пионер» и снять с него уже поставленные РК с июня 1984 года (тогда в Европейской части СССР было развернуто 243 ракеты). Уже в апреле 1987 года в Женеве был подписан Договор о ликвидации РСМД.
Ракетные комплексы «Пионер», «Пионер-К» и Пионер-УТТХ» ликвидированы по договору о ликвидации РСМД к 12 июня 1991 года, всего было ликвидировано 728 ракет, из них 650 боевых (405 развернутых), 42 учебные ракеты и 36 находящихся в производстве. По договору уничтожили 405 развернутых и 104 неразвернутых СПУ. В основном ликвидация проводилась методом подрыва ракет в контейнере, боеголовки уничтожались механическим раздавливанием (без ядерных зарядов). В процессе уничтожения использовался и метод пуска, по нему с 26 августа по 29 декабря 1988 года из под населенных пунктов Дровянная в Читинской области и Канск в Красноярском крае было произведено 72 пуска. К изумлению американских инспекторов, все пуски прошли успешно. При выполнения договора было ликвидировано 58 ракетных полков с ракетными комплексами «Пионер» и «Пионер-УТТХ».Всего за время эксплуатации, в рамках испытаний, при учебно-боевых пусках и пусках при ликвидации произведено 190 пусков ракет комплексов «Пионер» и «Пионер-УТТХ», практически все с положительными результатами.В начале 1980-х годов для поражения авианосных и крупных десантных соединений на подходах к берегам Европы на базе ракеты «Пионер» и систем целеуказания ВМФ «Легенда» и «Успех» создавалась береговая разведывательно-ударная система (РУС). Работы по системе были остановлены в середине 80-х годов из-за больших расходов на создание и в связи с переговорами по ликвидации ракет средней дальности.Как сообщается в книге «Стратегическое ядерное вооружение России», изданной ИздАТ в 1998 году под редакцией П.Л.Подвига, на базе БРСД «Пионер» были созданы командные ракеты, которые входили в систему «Периметр» резервного боевого управления РВСН. Созданием комплекса командных ракет «Горн» руководил Ю.С.Соломонов (принят на вооружение 11 марта 1986 года).На базе самоходных ПУ комплекса предполагалось создать подъемный кран грузоподъемностью 120 т – «Прогресс-2000″ и машину пожаротушения, разработанную АО «Ритм».В настоящее время СПУ комплекса «Пионер» можно увидеть в экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил РФ в Москве, СПУ и ракету на площадке ГЦП-4 под Капустиным Яром, одна ракета находится в Национальном аэрокосмическом музее (г.Вашингтон) в США.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Разработчик МИТГлавный конструктор А.Д.НадирадзеИзготовитель ракеты Воткинский МЗКод НАТО SS-20 Saber Mod 1&2Наименование по РСМД РСД-10Тип комплекса подвижный ракетный комплекс с БР средней дальности, третьего поколенияСостояние на вооружении с 11 марта 1976 годаРакета 15Ж45Дальность стрельбы, км 600-4500Точность стрельбы (КВО), км 0,55 (предельное отклонение – 1,3)Макс. скорость ракеты, км/с 3-5,5Боевая ступень:- тип от МБР «Темп-2С»- число боевых блоков 3- двигат. установка четыре РДТТмалой тягиГоловная часть:- тип РГЧ ИН с тремя блоками- разработчик блока ВНИИЭФгл. конструктор С.Г.Кочарянц- боевой блок:длина полная 1,6макс. диаметр корпуса 0,64радиус закругления наконечника 0,11- разработчик заряда ВНИИТФгл. конструктор Б.В.Литвинов- мощность заряда, Мт 0,15 -0,2- вес, кг 1740Система управления инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВМ- разработчик НИИ АП- главный конструктор Н.А.Пилюгин, В.ЛапыгинРулевые приводы:- тип газогидравлические на основе рулевых машин с дискретным управлением- разработчик ЦНИИАГОрганы управления:- I ступень газовые рули из вольфрама и раскрываемые при старте решетчатые аэродинамические рули и стабилизаторы;- II ступень по тангажу и рысканию –вдув газа в закритическую часть сопла; по крену – сопла на газоходе системы вдуваРулевые приводы:- тип гидравлические- разработчик ЦНИИАГСистема прицеливания с помощью наземного гироприбора и бортовой гиростабилизированной платформы- разработчик ЦКБ «Арсенал»- тип автоматическая 15Ш47- гл. конструктор С.П.Парняков- гирокомпас автоматический АГК-2Разделение ступеней по «холодной» схеме с применением тормозных двигателейТип старта «минометный» из ТПКЧисло ступеней 2Размеры ракеты, м:- длина полная 16,44- длина без головной части 14,9- длина в ТПК 19,32- макс. диаметр корпуса 1,79Стартовый вес, т 37Вес ракеты в ТПК, т 42,7-43Тип топлива смесевое твердоеПервая ступень:Размеры, м:- длина полная 8,58- макс. диаметр корпуса 1,79Вес ступени, т 26,7Двигатель:- тип однокамерный РДТТ- разработчик МИТ- гл. конструктор А.Д.Надирадзе- разработчик топливног заряда НИХТИ (Люберецкое НПО «Союз»)гл. конструктор Б.П.Жуков- разработчик стеклопластивой части корпуса КБТ (ЦНИИСпецмаш)гл. конструктор В.Д.Протасов- число сопел 1- время работы, с 63Вторая ступень:Размеры, м:- длина полная 4,4-4,6- макс. диаметр корпуса 1,47Вес ступени, т: 8,63Двигатель:- тип однокамерный РДТТ- разработчик МИТ- гл. конструктор А.Д.Надирадзе- разработчик топливног заряда НИХТИ (Люберецкое НПО «Союз»)гл. конструктор Б.П.Жуков- разработчик стеклопластивой части корпуса КБТ (ЦНИИСпецмаш)гл. конструктор В.Д.Протасов- число сопел 1Транспортно-пусковой контейнер:Тип стеклопластиковыйс термостатированиемРазработчик ЦНИИСМГл. конструктор В.Д.ПротасовИзготовитель завод «Баррикады», Воткинский МЗКорпус трехслойный стеклопластиковыйИзготовитель корпуса ЦНИИСМРазмеры, м:- длина полная 19,32- макс. диаметр корпуса 2,14Вес, т 4,46Пусковая установка:Тип грунтовая подвижнаяРазработчик ОКБ-1 з-да «Баррикады»Гл. конструктор В.М.СоболевИзготовитель з-д «Баррикады»Шасси МАЗ-547ВРазработчик шасси СКБ МАЗ- гл. конструктор Б.Л.ШапошникЧисло осей 6Размеры, м:- длина полная 16,81- высота 2,94- ширина 3,2Полный вес ПУ, т 40,25Вес ПУ с ракетой, т 82,95Двигатель:- тип дизель В58- разработчик ЧТЗ- гл. конструктор И.Я.Трашутин- мощность, л.с. 746Максимальная скорость, км/ч 40Число ракет на ПУ 1Приводы подъема ТПК с ракетой:- тип гидравлические- разработчик ЦНИИАГПреодолеваемые препятствия:- подъем, град 15- брод, м 1,0Радиус разворота, м 21Экипаж, чел 3Транспортно-погрузочноесредство (ТПС):Разработчик ОКБ-1 з-да «Баррикады»Гл. конструктор В.М.СоболевИзготовитель з-д «Баррикады»База МАЗ-547А- гл. конструктор Б.Л.ШапошникЧисло осей 6Размеры, м:- длина полная 17,33- высота 2,9- ширина 3,2Двигатель:- тип дизель В58- разработчик ЧТЗ- гл. конструктор И.Я.Трашутин- мощность, л.с. 746Максимальная скорость, км/ч 40Число ракет на ТПС 1Преодолеваемые препятствия:- подъем, град 15- брод, м 1,0Экипаж, чел 2Стационарное сооружение для грунтовых мобильных ПУ:Тип металлическое сборное с раздвигающейся крышей «Крона»Разработчик ОКБНачальник КБ В.Л.ИльченкоИзготовитель Центральный ремонтный заводРазмеры, м:- длина полная 27,70- высота 6,82- ширина 9,907Время подготовки ракеты к пуску, с 30
ВТС «БАСТИОН», А.В.КАРПЕНКО
ФРАГМЕНТЫ ЛИКВИДАЦИИ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА «ПИОНЕР». ФОТОРЕПОРТАЖ СПУ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА «ПИОНЕР» В ЦМВС. ФОТОРЕПОРТАЖ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ РСД-10 (ПЛАНШЕТ), 1991 г. РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ПИОНЕР» (1996, ВИДИО)СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В ИНТЕРЕСАХ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ С КОМАНДНЫМИ РАКЕТАМИ «ГОРН» И «СИРЕНА» ЦКБ «ТИТАН» МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕПЛОТЕХНИКИ (МИТ)
bastion-opk.ru
Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер» РСД-10 «Пионер» (индекс комплекса 15П645, индекс ракеты 15Ж45) — советская твердотопливная двухступенчатая баллистическая ракета средней дальности мобильного базирования (по классификации НАТО — SS-20 mod.1 Saber). Головной разработчик — МИТ. Принята на вооружение в 1976. История создания Проектирование комплекса "Пионер" с ракетой средней дальности на твердом смесевом топливе началось в 1971 году в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе базе двух верхних ступеней межконтинентальной баллистической ракеты комплекса "Темп-2С". Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и разделяющаяся ГЧ ракеты. После практической отработки различных технических решений по новой ракете и наземным агрегатам ракетного комплекса 21 сентября 1974 года на полигоне Капустин Яр начались летные испытания. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приеме комплекса "Пионер" с ракетой 15Ж45 ( РСД-10) на вооружение РВСН. Ракетные комплексы «Пионер» заменили стоявшие на боевом дежурстве в европейской части СССР комплексы Р-12 и Р-14, и Р-16 — в Сибири и Забайкалье. Очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 — «Гроза Европы». Состав В состав ракетного комплекса "Пионер" входят следующие боевые средства: • Ракета "15Ж45" (15Ж53) • Пусковая установка • Транспортно-погрузочное средство (ТПС) Ракета 15Ж45 имела две маршевые ступени и агрегатно-приборный блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков. Двигательная установка первой ступени представляла собой конструкцию, состоящую из стеклопластикового корпуса со скрепленным с ним твердотопливным зарядом, выполненным из высокоэнергетичного смесевого топлива, стальных переднего днища и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние выполнены в виде решеток). Двигательная установка второй ступени имела аналогичную конструкцию, но для получения управляющих воздействий использовались другие методы. Так, управление по углам тангажа и рыскания осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену - перепуском газа через специальное устройство. Оба двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени - аварийная) и время работы около 63 секунд. Двигатель выключается путем вскрытия десяти дополнительных отверстий, расположенных на переднем днище камеры сгорания, при этом давление резко падает и горение твердого топлива прекращается. Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н.А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всем диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надежность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке. Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полете, боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не имела. Пуск ракеты мог быть произведен либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции (сооружение "Крона"), либо с одной из подготовленных полевых позиций. Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Старт ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего ее из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления. Сооружения "Крона" предназначались, в первую очередь, для исключения возможности постоянного контроля за комплексами "Пионер" со стороны средств разведки потенциального противника. "Крона" представляет собой сборное сооружение из металлических конструкций. Сооружение проходное, то есть ворота расположены с двух сторон, что дает возможность отказаться от сложного маневрирования для большегрузной техники. Вдоль стен сооружения расположены электрические печки типа СКБ. Таким образом, при помощи тепловизионных датчиков невозможно определить, находится пусковая установка в сооружении или нет. Пуск ракеты возможно производить не выезжая из сооружения. Для этого производится подрыв пиропатронов, которые отбрасывают сектора крыши в стороны. После этого производится подьем контейнера и пуск ракеты. Так как пусковая установка при нахождении в сооружении уже вывешена на домкраты, то время подготовки к пуску сокращается. На маршруте движения колонны ракетного полка предусматривалось несколько подобных сооружений, что спрособствовало введению противника в заблуждение. Комплекс эксплуатировался до 1991 года и был ликвидирован в соответствии с условиями Договора о РСМД. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска. Особый интерес вызывали ракеты "Пионер", находившиеся в эксплуатации свыше 10 лет. Проведенные пуски завершились успешно. Позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации - взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению, могут в различных вариантах использоваться в народном хозяйстве. Последняя ракета РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом. Основные характеристики Ракета "15Ж45" • Дальность стрельбы, км - 600-5000 • Точность стрельбы (КВО), км - 0,55 • Система управления - инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВМ • Рулевые приводы - гидравлические • Органы управления на 1 ступени - газовые и аэродинамические решетчатые рули, решетчатые стабилизаторы • Органы управления на 2 ступени - по тангажу и рысканию - вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену - газовые сопла с газогенератором • Тип старта - "Миномётный" из ТПК • Число ступеней - 2 • Полная длина ракеты, м - 16,49 • Длина ракеты без головной части, м - 14,9 • Длина ракеты в ТПК, м - 19,32 • Максимальный диаметр корпуса, м - 1,79 • Стартовый вес, т - 37,0 • Вес ракеты в ТПК, т - 42,7 • Горючее - смесевое твёрдоеПервая ступень • Полная длина первой ступени, м - 8,58 • Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м - 1,79 • Вес ступени, кг - 26,7 • Двигатель - Однокамерный РДТТ • Число сопел - 1 • Время работы, с - 63 Вторая ступень • Полная длина второй ступени, м - 4,4-4,6 • Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м - 1,47 • Вес ступени, кг - 8,63 • Двигатель - Однокамерный РДТТ • Число сопел - 1 Боевая ступень • Число боевых блоков - 3 • Двигательная установка - четыре РДТТ Боевой блок • Полная длина боевого блока, м - 1,6 • Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м - 0,64 • Радиус закругления наконечника - 0,11 Пусковая установка • Тип - Грунтовая подвижная • Длина, м - 3,05 • Ширина, м - 3,05 • Высота, м - 3,30 • Число ракет на пусковой установке - 1 • Тип привода подъёма ТПК с ракетой - гидравлический • Радиус разворота, м - 21 • Экипаж, чел - 3 Транспортно-погрузочное средство (ТПС) • База - МАЗ-547А • Число осей - 6 • Полная длина, м - 17,33 • Ширина, м - 3,2 • Высота, м - 2,9 • Двигатель - дизель • Мощность, л.с. - 746 • Максимальная скорость, км/ч - 40 • Число ракет на ТПС - 1 • Экипаж, чел - 2 |
3v-soft.clan.su