«Надо больше креатива». Архитектор – о Твери, Речном вокзале и новых идеях. Маликов никита архитектор
Архитектурное бюро Никиты Маликова :: Статьи
Никита — из тех, кого на Руси называли емким словом «самородок». Правда, в отличие от Ломоносова, отправившегося из Архангельска завоевывать Москву, Никита Маликов остался в родной Твери — и жизнь показала, чтобы выбор был верным. Чего стоит одна только история того, как он вообще стал архитектором. Нет, он не был боксером, как Тадао Андо, или барменом, как Алехандро Аравена: окончив Тверской государственный технический институт, Никита получил специальность «инженер-строитель». И начал работать в качестве конструктора сразу на трех крупных местных застройщиков. «Однажды генеральный директор попросил придумать эскиз небольшого офисного здания, — вспоминает Маликов. — Вечером того же дня я взял карандаш, бумагу и начал рисовать. И вот именно с этого момента можно говорить «я понял, что мечтаю стать архитектором».
Госпиталь для тяжелобольных людей «Центр новейшей медицины», г. Тверь
Собственно, его функции он и стал выполнять — по просьбе всех трех заказчиков, которые хорошо общались между собой. А потом они пришли к нему и сказали: хотим тебя сделать ГАПом, а не можем — иди получай образование, мы оплатим и во всем пойдем тебе навстречу.
Согласитесь — случай беспрецедентный: действительно скинулись и оплатили. В местном Политехе очень кстати открылась кафедра архитектуры, и Никиту в течение трех лет отпускали с работы — с сохранением зарплаты! — чтобы он мог посещать занятия. Впрочем, сам Маликов скромно объясняет этот факт острым дефицитом специалистов в городе — архитектурная кафедра долгие годы не функционировала, и цех за это время резко постарел. Однако все это не отменяет и талантов Никиты как архитектора — особенно, когда познакомишься поближе с его подходом к проектированию — да и к жизни в целом.
Например, фактическое отсутствие в Твери полноценного профессионального архитектурного сообщества, с которым можно было бы обсуждать волнующие его вопросы, Маликов воспринял как вызов. Это стало для него поводом просиживать ночи в сети в поисках хотя бы виртуальных собеседников и единомышленников. Так он неожиданно вписался в гамбургское комьюнити — и в результате продолжил там дистанционное обучение. «Когда я сидел дома, в Твери, и делал исследование для немецкого университета про комфортную среду, то при каждом взгляде в окно испытывал жесткий когнитивный диссонанс», — делится Никита. Примерно тогда же онпознакомился с Александром Малюковым — тот работал архитектурным визуализатором. «Нас обоих очень сблизила эта проблема, которую мы искренне не понимали: почему в нашем городе создается такая скучная и скупая на архитектуру среда».
Дом V, г. Тверь
Тем не менее, вместо того, чтобы ехать в Москву или в ту же Германию, Никита и Александр объединились в маленький «домашний офис». Главный принцип работы был сформулирован простой до гениальности: в провинции можно создавать архитектуру, по качеству и комфорту не уступающую столичной. Эта позиция и соответствующий подход в работе стал привлекать инвесторов. И очень скоро поток заказов стал настолько большим, что пришло время расширяться. С приходом дизайнера-визуализатора Константина Винокурова студия Маликова окончательно сформировались.
«Моя коллега из Германии — сейчас одна из дистанционных сотрудниц — сказала мне однажды, — рассказывает Никита. — Мол, в Москве есть архитекторы, создающие проекты для 20 миллионов, которые живут в столице. В Санкт-Петербурге делают проекты для живущих там миллионов 5-ти. Но если ты научишься создавать качественную архитектуру при ограниченных ресурсах в своем небольшом городе, значит, ты научишься создавать архитектуру для всех 120 миллионов жителей России... Вспоминается: «Эй, Брэйн, чем мы будем заниматься сегодня вечером? — Тем же, чем и всегда, Пинки... Попробуем завоевать мир!»
«Премьер-Парк», г. Тверь
Планы у Маликова и впрямь «брэйн-пинкивские»: он хочет стать Архитектором социального жилья с большой буквы. Это его способ дарить окружающим счастье — ведь счастья достоин каждый, независимо от статуса. Однако в провинции делать это совсем не просто — работа в регионах имеет свою специфику. «Здесь совсем иные бюджеты, — говорит Никита Маликов. — Размазывать деньги по фасаду не получится, слово „урбанизм“ скорее ругательное для местных властей, тотальное дисгармонирующее окружение (особенно в новых спальных районах), жители городов крайне тяжело идут на новые решения». Поэтому работа архитектора оказывается плотно связана с постоянным исследованием города и его жителей, экономическим анализом и конструкторскими расчетами. «Жилая и коммерческая недвижимость — это бизнес, не стоит этого отрицать, работая с архитектурой, — продолжает Никита. — Наша цель — помочь застройщику сделать успешные инвестиции в обмен на то, что в городе появится архитектурно качественный и комфортный объект, который преобразует территорию вокруг себя. Я понимаю, это звучит слишком корыстно и прямолинейно. Мне действительно хотелось бы сказать что-то иное, украшенное красивыми литературными оборотами. Но архитектура и городская среда во многих городах стремительно деградирует. Единственный способ изменить ситуацию — убедить застройщиков, показать им решения, чтобы они поменяли подход и могли извлечь из этого пользу».
Вместо высотных скворечников должна строиться средне- и низкоэтажная застройка, убежден Маликов. Асфальтовые долины для парковки машин должны превращаться в зеленые дворы. Вместо «жилых домов» нужно строить «жилую среду». «Главная задача архитектора — оставить наследие, которое никто не захочет переделывать, — считает Никита. — Оставить после себя такую архитектуру, в которой захочет жить и работать не одно поколение людей».
«Премьер-Парк», г. Тверь
Кстати, насчет архитектуры в будущем у тверского «самородка» своя теория. «Многие архитекторы стараются спроектировать идеальный конечный продукт, удивив весь мир. Несмотря на это, многие здания и градостроительные проекты устаревают очень быстро. Планировки жилья, построенного 30 лет назад, уже не подходят для современных нужд. Но из-за конструктивных особенностей многих зданий ничего изменить не получается. Дом так и будет устаревать и устаревать, создавая все больше дискомфорта людям. Такая же ситуация в любом направлении (кроме торговых центров — их дешевле перестроить с нуля). Социальные объекты постепенно меняют свое наполнение, транспортные системы перестраиваются чуть не каждое десятилетие, и не проходит и года, чтобы не создали новый строительный или фасадный материал. Мир начал жить так быстро, что ему уже не нужна стабильная монументальность. Он хочет гибкости во всем, получаемой за счет постоянных обновлений. Мне кажется, профессия архитектора скоро сильно изменится. Главным талантом будет считаться возможность создать максимально трансформируемый каркас. А работа над объектом будет идти не год-два, а десятилетия. Архитекторы будут выпускать все новые и новые навесы-обновления, адаптируя свои сооружения под требования моды. Города за пределами исторических зон будут менять лицо так быстро, что исчезнут понятия „ориентир“, „доминанта“ и „реконструкция“. Появится новый термин — фасадная одежда».
Реконструкция бульвара Цанова, г. Тверь
Кстати, именно с реконструкцией связана самая сложная задача, с которой Никите приходилось сталкиваться. Речь идет о здании бывшей ткацкой фабрики — Тверского камвольного комбината, которую требовалось переоборудовать в ТРЦ (новое название — «Рубин»). «Над первой очередью реконструкции я начал работать в 2008 году, еще будучи в должности конструктора. Позже, уже состоявшись как архитектор, я выиграл закрытый конкурс на проектирование второй очереди. И спустя некоторое время ко мне обратились собственники соседних зданий. Им понравилось, как из заброшенных полуразвалившихся цехов формируется новое пространство. Мы проводили анализ количества заказов такси и выяснили, что из исторической части города сюда переместился центр активности жителей. В этом месте плотно пересекаются разные пласты истории: классическая архитектура Владимира Константиновича Терского соседствует с передовыми цехами времен СССР, по которым 50 лет назад гулял Фидель Кастро. Здания визуально уже стали родственниками, и нашей задачей было создать им уникальные характеры. На одном листе чертежа могли быть одновременно и реконструкция, и реновация, и новое строительство. Сейчас общая площадь запроектированных и реализованных зданий составляет 170 000 квадратных метров, и работа все еще продолжается».
Реконструкция бульвара Цанова, г. Тверь
Вышеописанный пример в очередной раз показывает, как сильно могут повлиять на ход и суть проекта правильно проведенные предпроектные исследования. Но если для Москвы это стало почти нормой, то для Твери по-прежнему остается никому не нужной «китайской грамотой»: «Большинство проектов в малых городах не имеют бюджетов (или желания) проводить даже простейшие исследования среды», — делится Никита Маликов. Тем удивительнее, как каждый раз ему удается придумать для застройщиков доступные и понятные методы, сигнализирующие о тех или иных проблемах. «Взять, к примеру, „коэффициент белых кед“ — наглядно демонстрирует качество благоустройства тротуаров и дорожной сети: как долго можно ходить в белых кедах по центру дороги после дождя — перед тем, как захочется их помыть. Во многих дворах моего города этот показатель равен 15-30 секундам. В Берлине — для сравнения — порядка 17-20 дней».
Не может не вызывать восхищение и то, что Никита умудряется популяризовывать свои идеи отнюдь не только среди застройщиков. Так, будучи членом общественной палаты города Тверь, он плотно общается с местной комиссией по благоустройству и градостроительству. А проводя, всеми правдами и неправдами, в конечном итоге предпроектные исследования, непременно встречается с непосредственными пользователями — жителями района или будущими жителями дома. И надо ли говорить, что гораздо чаще он сталкивается с сопротивлением и неприязнью, чем обретает поддержку — но не оставляет попыток. «Я честно не хочу быть знаменитым архитектором, — признается этот бесстрашный юноша. — Но я очень хочу быть специалистом, о котором будут думать как о человеке, который способен подарить уют».
Архитекторы — иконы
Дэвид Чипперфильд, Рок Оман
Здания — иконы
Joachimstrasse, One Pancras Square, HAYRACK-APARTMENTS
Реализации
2016-2017 — реконструкция бульвара Цанова, г. Тверь2008-2017 — реконструкция территории бывшей ткацкой фабрики, г. Тверь2016 — Дом V, г. Тверь2013 — «Премьер-Парк», г. Тверь
Проекты
2016 — ЖК «Белые ночи», г. Тверь2015 — остановочный павильон общественного транспорта, г. Тверь2015 — сквер-парк на ул. Горького, г. Тверь2013 — здание нового вокзала. г. Тверь2013 — офисный центр на улице Седых, г. Тверь2011 — госпиталь для тяжелобольных людей «Центр новейшей медицины», г. Тверь
Конкурсы
2016 — частный госпиталь в Московской области (1 место)2014 — проектирование второй очереди ТРЦ «Рубин», Тверь (1 место)2013 — проект жилого комплекса для молодых семей, Тверь (1 место)2012 — эскизный проект сквера в Айя-Напе, Кипр (1 место)
Публикации
Афанасий-бизнесКараванТверьНьюсЛаборатория удобный городdailymoneyexpert
archspeech.com
Достижения — Архитектурное бюро Никиты Маликова
АРХМОСКВА 2017 – топ 30 лучших молодых бюро России.
В этом году 17 зал вновь станет площадкой, на которой будут представлены молодые архитекторы России.
О чем они думают, что делают?Какие профессиональные проблемы решают?Им есть, о чем сообщить миру?
Нам очень важно услышать их непохожие голоса!
Цель проекта – проследить процесс становления архитектурного поколения NEXT: как из дебютантов (а все приглашенные архитекторы так или иначе прошли через кураторские проекты АРХ Москвы) и с помощью каких механизмов (конкурсы, медиа и т.д.) они превращаются в состоявшихся профессионалов и заставляют себя слушать и слышать.
По итогам выставки организаторами АРХ Москвы и профессиональным жюри будет определено лучшее молодое бюро 2017 года, которому предоставят место для собственной экспозиции на АРХ Москве 2018.
В конкурсе примут участие и представят на суд жюри концептуальные инсталляции 12 архитектурных бюро:
- PLANETA 9 (www.planet9.ru)
- FAS(t) (www.f-a-st.com/ru)
- RHIZOME GROUP (rhizomegroup.eu)
- FORM (formbureau.co.uk)
- FUTURA ARCHITECTS (futuraarchitects.ru)
- IND ARCHITECTS (indarchitects.ru)
- A2OM (www.a2om-buro.com)
- GAFA (ga-fa.ru)
- АРХИТЕКТУРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ SA lab (salab.org)
- КРУПНЫЙ ПЛАН (kpln.ru)
- АРХ-LAB (www.apx-lab.ru)
Вне конкурса, в формате видеоролика, выступят архитектурные бюро:
- MAParchitects (www.maparchitects.ru)
- СТУДИЯ НИКИТЫ МАЛИКОВА (www.malikovnikita.com)
- ARCHSLON (www.arch-slon.ru)
- ХОРА (www.facebook.com/xopapraxis)
- ХВОЯ (www.chvoya.com)
- NERPA (nerpadesign.com)
- DUTCH (www.dutch.architectural.studio)
- Бюро ДРУЖБА (www.burodruzhba.com)
- SHKAF ARCHITECTS (www.shkaf-architects.com)
- LOGIC (www.logic-llc.com)
Ссылка на оригинал статьи http://www.archmoscow.ru/rus/podval/o-nas/arxiv/arh-moskva-2017/arhitektura-next.-novye-golosa.html
malikovnikita.com
Вести - Маликов Никита Валерьевич
2011
«Архитектурное бюро Никиты Маликова»
Главный архитектор
Родился 6 ноября 1987 года в Твери. Дважды окончил Тверской государственный технический университет. Первый раз - в 2009 году по специальности «инженер-строитель», второй раз - в 2013 году по специальности «инженер-архитектор». В 2013-2014 годах проходил дополнительное обучение по профилю «социальный архитектор» в Хафен Сити Университет (Гамбург, Германия). В 2011 году открыл свое архитектурное бюро. С 2014 года - дипломный консультант в Хафен Сити Университет. С 2015 года член общественной палаты города Твери, комиссия по развитию ЖКХ и благоустройства. С 2016 года - автор-эксперт газеты Glavred.Today. Участник и спикер на фестивале архитектуры «Зодчество 2016». Участник «Арх Парохода» 2016 года. Разрабатывает архитектурные концепции развития, благоустройства и строительства для крупнейших застройщиков Тюмени, Казани и Твери. Специалист в области эконом-архитектуры. Архитектор крупнейшей в Тверской области реновации промышленной зоны (общая площадь 100 000 кв. м).
realty.vesti.ru
Архитектор и толпа
Почему жители Тверской области сами залезают в бетонные коробки
Никите Маликову 26 лет. Легкая небритость, уверенный взгляд. В джинсах и легком сером джемпере на пуговицах он похож на студента старших курсов. На самом деле Никита – вполне состоявшийся архитектор. Он проектировал, пожалуй, самые модные здания Твери
«К НЕКОТОРЫМ ДОМАМ НАДО ПОДЪЕЗЖАТЬ НА ЛОШАДЯХ»
– Архитекторы делятся на две категории. Одни ходят в красивых шарфиках, с одухотворенным лицом, это художники-архитекторы. А есть инженеры-архитекторы. Это как раз я, – начинает диалог Никита Маликов. – Я не только придумываю образ здания, а продумываю технологию – как люди будут двигаться внутри, как ставить мебель, где стоят несущие элементы, пожарные коммуникации; если подъедет скорая, смогут ли человека на носилках вынести из квартиры... Все это основная идея проекта – эскиз. Дальше подключаются другие инженеры – конструкторы, смежники, генпланщики, они эскиз конкретизируют и создают рабочий проект, по которому строится сооружение.
Говорят, что архитектор – творческая профессия, но это не совсем точно. Мы также должны быть хорошими юристами – прежде чем начать что-то проектировать, я зарываюсь в гору документаций. В России нужно соблюсти несметное число строительных норм, и они корявые – не дают никакого шанса сделать что-то новое. Но с другой стороны, и не дают застройщикам халявить. Нужно быть грамотным конструктором, чтобы понимать процесс проектирования несущих элементов. Немного быть пожарником. Разбираться в вентиляции, водоснабжении и отоплении. Нюансов много, и все их надо знать.
К сожалению, у нас мало хороших конструкторов – они видят сложный узел, говорят: «Архитектор выпендрился, я так делать не буду». Он не может сказать: «Я просто не умею так делать». И запланированная колясочная может превратиться в электрощитовую. Очень много ошибок, брака и несуразицы вносится именно на этом периоде.
– В Твери большинство зданий – серые, безликие. Кто в этом виноват?
– Одна из главных проблем современной архитектуры – отсутствие хоть какого-то художественного образования у людей! Я недавно выложил на один интернет-ресурс несколько работ и попросил людей высказать свое мнение о фасадах. Получил 200 комментариев, из них лишь 15 было по теме. А остальное – «Ты не умеешь ничего», «Где у тебя лестница?», «Почему такая планировка?». Люди, которым задали всего один вопрос, стали обсуждать темы, в которых они вообще не разбираются.
Это особенность русского менталитета: у нас каждый «специалист» в ядерных реакторах, медицине, искусстве…
То, что архитектура в России вообще начала развиваться, – это чудо. Я думал – в чем причина? И понял: архитекторы просто перестали прислушиваться к мнению большинства. 90% людей даже не могут объяснить, какой фасад им нравится и почему. Людям кажется, что архитектор – это ненужный «элемент». А я учился 5 лет на конструктора в тверском политехе, и еще 5 лет там же – на архитектора. И помимо этого читаю горы книг, с каждой зарплаты покупаю несколько изданий, русских и европейских. Чтобы как-то понимать, куда движется архитектура, как она будет развиваться. В Европе тенденции меняются каждый год. А в России интересный архитектурный объект – это частный случай.
Проблема отсутствия художественного вкуса связана с отечественной историей. Прекрасные дома строились до революции, потом развивался конструктивизм – причем настолько качественно, что по сей день архитекторы всего мира приезжают на него смотреть.
А потом Сталин начал копировать римский стиль. Появились высотки, здания с колоннами, и это запало людям в сознание. Многие родились и жили в серых панельных домах, они приезжали в центр города, смотрели на исторические здания и сталинские дома и думали: «Это идеальная архитектура». Им просто не с чем было сравнивать! И сейчас, как только человек начинает строить себе дом, он делает его классическим. Парапеты, колонны – совершенная несуразица. При этом человек выбирает себе современную машину, телефон, мебель, все современное. А по логике, к такому дому надо носить белые лосины и ездить на лошадях!
Я не спорю, что здание можно украшать декоративными классическими элементами. Но архитектура должна быть современной, а требования людей к внутреннему обустройству дома должны соответствовать его внешности.
«ЧТО В ЕВРОПЕ ЖИЛЬЕ ДЛЯ БЕДНЫХ, ТО В ТВЕРИ – ДЛЯ ЭЛИТЫ»
– На твой взгляд, современный дом в Твери – это что?
– В плане развития строительства Россия отстает от всего мира примерно на 50–80 лет. Дома Голландии 1915 года выглядят современнее, чем наши офисные центры из стекла. Вся Европа уже прошла активный этап социальной архитектуры – там продаются красивые удобные дома по доступной цене. Заказы на такие здания раздаются молодым архитекторам. Потому что молодой будет делать качественно, чтобы создать себе имя. В Твери можно сделать так же, было бы желание. Но это никому не нужно. Население покупает бетонные коробки, а инвесторы их строят.
Что в Европе считается жильем для бедных, у нас продается для элиты. И люди это не понимают. Когда весь Южный застроят коробками и возведут всего один красивый дом – горожане будут в первую очередь покупать жилье в нем, и тогда начнется конкуренция. Москвичи уже хотят консьержа, колясочные и чтобы лифт не ломался. В Твери же люди покупают все, что им предлагают, но при этом орут на застройщика.
А проблема заключается в инвесторах. Я работал со многими, и половина из них мне говорила: «Спроектируй самую дешевую коробку, потому что люди обязательно ее купят». И самое интересное, народ на это ведется! Я этого не понимаю. Если ты в магазине видишь некачественный товар – ты его не покупаешь. Почему люди не говорят, что дом им не нравится? Один раз им стоит проголосовать рублем – не покупать квартиры в некачественном и несовременном доме – и инвесторы сразу поменяют свою политику. Я вижу решение в создании социально доступного жилья. Чтобы человек пришел к риелтору, и он ему предложил стандартную коробку из желтого кирпича или дом с садом на крыше, уютным подъездом и свободными планировками за эту же цену.
– В Твери есть примеры хороших зданий?
– Здесь все ужасно. У нас есть исторический центр, но его нужно реконструировать, а пустыри застраивать современными домами, переделывать все площади и дороги. Вот у нас «Торговый парк N1», и рядом стоит «Глобус», строительство которого контролировали немцы. «Глобус» приятного цвета, с большими окнами и хоть какими-то признаками архитектуры. «Торговый парк N1» – это стандартная коробка из сендвич– панелей, как хлев или ангар, где можно цемент изготавливать. Разница между ними – как граница между двумя странами. В «Глобусе» тебе улыбаются, пахнет выпечкой, орехи разложены горами, все красиво, нет очередей. И из 30 касс 25 точно работают. При этом стоимость строительства этих двух объектов одинакова!
«ВОДИТЕЛЬ ТОЖЕ ДОЛЖЕН ХОДИТЬ ПЕШКОМ»
– Я не понимаю, почему детские площадки в России делают красно-желто-синими, – эмоционально продолжает Никита. – Ни один производитель мира не выпускает такие. Яркий цвет в большом количестве травмирует ребенка, он перестает развиваться. Раньше красная, желтая и синяя краска выделялась на поезда и детские площадки, потому что так было дешевле. Их даже собирали на заводах, которые в случае чего могли начать собирать танки. Войн больше не будет – так сделайте нормальные площадки! Ребенок ползает по дереву с большим счастьем, чем катается на ядовито-желтой пластиковой качели. Или вот: почему на первый этаж многоэтажки нужно заходить из подъезда? Можно сделать отдельный вход в квартиру с улицы, как принято в спальных районах во всем мире. Двери ювелирных магазинов делают из стекла, а дверь подъезда всегда железная. Что такого можно украсть в подъезде, чего нет в ювелирном? В чем логика? Почему я захожу в подъезд, там темно и горит тусклая лампочка?
– А как ты оцениваешь городские парки и скверы?
– Наш парк Победы, например, – это не парк. Это поле с деревьями и дорожками в центре города. Почему чиновники считают, что если сделать аллею, поставить скамейки и фонарики – то это сразу станет приятным местом. А сами проводят время в Европе, играя с собакой во фрисби в центре города, когда жена загорает на рядом стоящем лежаке, пока дети бегают по бесчисленному количеству город и площадок. Нужно нанимать архитекторов парковых зон, чтобы создать качественные общественные пространства, куда горожане смогут прийти после работы и отдохнуть разными способами, а не только потреблять алкоголь. Чтобы их дети могли в безопасности бегать и резвиться. Качественно организованная площадка 25 на 25 метров привлечет в несколько раз больше людей, чем километровая аллея со скамейками. И выйдет в несколько раз дешевле.
– Кстати, как с архитектурной точки зрения в Твери реализована программа «Доступная среда»?
– У нас нет доступной среды. В Европе ты ходишь и думаешь – боже, как много тут больных людей! Многие на колясках, с палочками. Только потом я осознал – инвалиды там не сидят дома. Они ходят в магазины, гуляют. Они, в отличие от русских людей с ограничениями, интегрированы в городское пространство!
Самый частый комментарий к моим проектам – «Лучше бы детский сад построил». Это вопрос к власти, но не ко мне или к инвестору! С машинами тоже все сложно. Если ты купил авто и у тебя нет парковочного места – это твои проблемы. В Японии, например, ты не имеешь право купить машину, пока не предъявишь справку, что тебе есть где ее парковать. Автомобиль не является обязательным средством, это роскошь. Более того – в законе прописано, что от твоего дома расстояние в 1,5 км до парковки считается допустимым. Это 15 минут ходьбы. Люди начинают кричать: «Что, я с сумками пойду до дома?» Да! Подъехал, сумки отнес, припарковал машину и дошел домой пешком. В чем проблема?
Власти должны развивать общественный транспорт, чтобы из любой точки города можно было добраться до нужного места. А пока все водители уверены, что они имеют право парковаться на газоне. Первоначальная цель архитектора – удовлетворить спрос населения на зелень и отдых. А уж потом предусмотреть по два парковочных места на квартиру. Я не призываю искоренить машины. Я говорю о том, что нужно делать дворы без машин, а рядом с домами проектировать большие парковочные площадки.
– Какие твои проекты уже реализованы?
– Несколько моих домов запроектировано в Европе, там процесс согласования проходит дольше, чем у нас. В Твери это жилые комплексы «Премьер Парк» и новые корпуса ЖК «Иллидиум», еще торговый центр и несколько офисов с ресторанами, но о них я пока не имею право говорить.
– «Премьер-парк», на наш взгляд, одно из самых необычных и современных зданий Твери. Он очень выделяется на фоне остального микрорайона «Южный»…
– «Премьер парк» – это самое начало моей карьеры. Он изначально задумывался инвестором как нетиповой жилой комплекс. Его основной идеей было создать уникальный с визуальной стороны и уютный жилой дом. Сам эскиз разрабатывался 9 месяцев. В процессе разработки проекта было множество проблем: главный инженер под разными предлогами отказывался сделать балконы в шахматном порядке, смежники не хотели делать французские балконы, оконщики отказывались соблюсти ритм стоек в окнах. В результате длительных обсуждений мы находили компромиссы и работали как одна команда. Одним из самых сложных этапов проектирования было найти серый фасадный кирпич двух оттенков. Его не производили и не продавали в Тверской области, аргументируя, что такой «траурный» цвет никому не нужен. В результате совместно с силикатным заводом был разработан такой кирпич, который, кстати, стал активно закупаться другими тверскими застройщиками. Потом всплыла новая колоссальная проблема: на фасаде есть яркие вставки разных цветов, но поставщик утверждал, что плитки таких сочных и ярких оттенков нет. Люди привыкли к более спокойным тонам (эти оттенки я называй «здравствуй могильная плита» – таким керамогранитом обшивают сейчас все фасады города). Но после небольшой дискуссии производитель работ нашел каталог с необходимыми яркими оттенками и привез плитку из-за рубежа. Таким образом, все фасадные материалы дома поставлялись из разных частей света и выбирались после длительного изучения рынка.
– На твой взгляд, у Твери есть потенциал для развития?
– Да, есть вузы, которые могут ковать молодые кадры. Есть строительные заводы, есть кирпичное производство, бетонное. Есть много опытных архитекторов, которые с радостью сделают что-то красивое и качественное. Надо понимать, что мы просто исполнители воли инвесторов. И большинству из них наплевать на людские массы, хотя есть исключения, например девелопер Павел Парамонов, который всегда поддерживает любое конструктивное начинание. Архитектура Твери развивается, но очень медленно. Резко начать хорошо жить мы не можем.
98 МЕТРОВ С КЕПКОЙ
Твери далеко до Нью-Йорка. Тем не менее интересно сравнить самые высокие здания областной столицы. В группе «ВКонтакте» «Новостройки Твери» появилась такая схема. На рисунке видно, что лидирует легендарная «Рюмка» – ее высота 98 метров. Правда, вместе с антенной.
www.karavan.tver.ru
Никита Маликов архитектор видео Видео
...
1 лет назад
Секрет успеха городского проекта. Выступления региональных экспертов и практиков с рассказами о реализова...
...
4 меc назад
20 мая 2018 года в пресс-центре ЦДХ прошла дискуссия «Урбанист VS Архитектор. Аркадий Гершман VS Никита Маликов»....
...
5 меc назад
Архитектор Никита проектирует жилые комплексы, офисы и торговые центры, парки и бульвары в Твери. Согласите...
...
3 меc назад
http://malikovnikita.com/
...
2 меc назад
Выступление Никиты Маликова, архитектора, эксперта в области рациональной архитектуры, на тему «Психологи...
...
1 лет назад
Дискуссия: «ЦВЕТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ». Секция #4.
...
2 лет назад
Компания «АК БАРС Девелопмент» провела «Архитектурный завтрак с Дмитрием Пузыревым». Гостем стал инженер-...
...
10 меc назад
бесконечная модернизация.
...
5 меc назад
Спецпроект 74ру и челябинского активиста Льва Владова. В этом выпуске мы пытаемся найти место для парковки...
...
7 дн назад
Психология покупателей квартир: Что нужно знать, чтобы продать много и быстро. Архитектор Никита Маликов...
...
3 нед назад
Психология в жилой архитектуре. Как фасады влияют на продажи квартир в новостройках и как нами манипулируе...
...
6 меc назад
Мне так понравился Калининград, что я захотел сделать его ещё лучше В ходе исследования городской среды,...
...
7 дн назад
Психология покупателя квартир: что нужно знать девелоперу чтобы продавать много и быстро. Архитектор Никит...
...
4 меc назад
Ролик Варламова про Мурманские гетто - https://www.youtube.com/watch?v=Zru7A73yPmk&t=3s Старый ролик Ильи Варламова про Париж(Фра...
videobomba.net
«Надо больше креатива». Архитектор – о Твери, Речном вокзале и новых идеях | ОБЩЕСТВО: События | ОБЩЕСТВО
Год назад, в ночь с 7 на 8 августа, в Твери рухнул Речной вокзал. Это здание было одним из символов областного центра, теперь оно - его главная боль и позор. «В нашем городе не денег нет, а желания и креатива, чтобы что-то менять», - говорит тверской архитектор Никита Маликов.
На его счету проекты по благоустройству региональной столицы, а также жилых домов, офисов и ресторанов в Твери, Белгороде, Берлине, Айия-Напе и других городах. Можно ли спасти Речной и как убить местную консервативность, архитектор рассказал нашему еженедельнику.
Миллиарды возможностей
Екатерина Евсеева, «АиФ в Твери»: Никита, осенью на Речном вокзале провели противоаварийные работы. С тех пор - ни намёка на реставрацию! Здание обречено на гибель?
Архитектор Никита Маликов. Фото: АиФНикита Маликов: Способ его восстановления за год, к сожалению, так и не нашли. При этом нельзя сказать, что возродить Речной невозможно: здание вполне подлежит реконструкции. Чтобы понять, как дальше его использовать, нужно подключить бизнес и общество, проанализировать, что люди хотят видеть в этом здании, ради чего готовы туда ходить и т.д. К примеру, там можно разместить ресторан, гостиницу, загс или что-то иное, что будет востребовано горожанами. Главное - разработать хороший проект, чтобы художественное видение сочеталось с коммерческими реалиями. Речной вокзал разрушило не время. Его разрушило равнодушие.
- Может, просто в казне нет денег. Где их взять?
- Существует много федеральных программ, по которым можно получить деньги на тот или иной проект. Взять хотя бы «Иркутские кварталы» - отличный пример частно-государственного партнёрства. Это проект по реконструкции исторического центра Иркутска. Там десятки памятников архитектуры! В городе соединили лучшие идеи по организации пространства современного мегаполиса, адаптировав их под самобытность местности. Проект уже воплощается, появляются культурные и деловые центры, места для уединённого спокойного отдыха и игр с детьми, прогулочные зоны, восстанавливаются памятники архитектуры. Главный талант управленцев - умение найти ресурсы и направить их на благо людям.
Восстановить или переделать?
- В Тверской области полно и других примеров разрушающегося исторического наследия. Состояние многих зданий на руку лишь режиссёрам кино, которые нередко снимают здесь депрессивные фильмы. Как вдохнуть жизнь в разруху?
- Опять же - искать инвесторов, создавать для них условия. Реконструкция исторических зданий - сложная, кропотливая работа. Муниципалитет должен составлять предварительные проекты, предупреждать, что можно переделывать под себя, а что следует восстановить доподлинно, создавать долгосрочные правила. Всё должно быть прозрачно.
-Все хотят, чтобы Тверь стала процветающим европейским городом. Есть подвижки?
- Ничего кардинального по изменению облика Твери не происходит уже несколько лет. Где-то плитку на тротуарах заменят, где-то урны новые установят... При этом зачастую деньги тратятся нерационально. К примеру, в городе каждый год красят бордюры. На вопрос «Зачем?» мне ответили, что положено по ГОСТу. Только этот ГОСТ Р 51256-2011 сейчас носит рекомендательный характер, потому что в любом городе есть нужды и поважнее. Создать интересные эффективные проекты по преображению Твери можно! У нас небольшой, уютный город. Стоит лишь подчеркнуть его красоту, сделать комфортным. Большинство городов в той же Франции - такие же провинциальные, как Тверь. И туда едут именно за этой провинциальностью, тишиной и уютом.
- В декабре вы подарили городу первый крытый сквер-перголу. Сейчас он - место притяжения молодёжи. Нужны ли ещё подобные площадки?
По итогам 2017 года в тройку самых благоустроенных регионов России вошли Татарстан, Калужская область и Чечня. - В Твери в основном ориентируются на пожилое или пассивное население: поставили новую лавку, посадили красивое деревце. Когда я создавал крытый сквер, хотелось показать, что в благоустройстве можно применять и другие подходы. Люди хотят развлекаться, иметь досуг, выражать себя публично, а не просто сидеть на скамейках. Жить в красивом интересном городе - нормальное желание человека. Во многих городах при благоустройстве создают пространства, где можно общаться, взаимодействовать. В Твери каток на площади Славы зимой - отличный пример такого пространства. Туда стекается полгорода. Но таких площадок должно быть не одна-две, а десятки! Тогда город начинает жить. Пока же у нас есть центр, где ты перемещаешься от заведения к заведению, и спальные районы.Поле для творчества
- Пару лет назад вы предложили амбициозный проект по реставрации бульвара Цанова с уникальным ржаным полем. Но всё ограничилось ремонтом лавочек и тротуаров. Почему не приживается что-то яркое?
- Потому что в Твери страшно выйти за рамки шаблона. Сначала проекту воспротивились местные бабушки: испугались, что там будет собираться много молодёжи. А про ржаные поля городское предприятие «Зеленстрой», которое отвечает за озеленение, ответило, что не имеет опыта ухода за такими культурами. В последнее время я в основном делаю проекты для других регионов. В Белгороде вместе с коллегами разработал стандарты жилой архитектуры. По сути, документ запрещает строительство однотипных коробок. Белгородские застройщики уже по нему работают, это повысит качество жилья. В Тюмени мы спроектировали и реализовали дворы-сады. В Барселоне организовывал музыкальный фестиваль, работал над его внешним и внутренним содержанием.
- Как же победить консервативность в Твери? Иначе вокруг так и будет скучное пространство.
- В современном мире высокий спрос на креативность. Востребованы специалисты, способные предлагать интересные идеи, искать под них деньги и даже вершить революции - в хорошем смысле этого слова. Три года назад в Казани за парки и скверы поставили отвечать молодого специалиста - Наталию Фишман. Сейчас Татарстан занимает в стране первое место по благоустройству. Если мы хотим, чтобы наш город тоже расцветал, надо собирать команду креативных специалистов по благоустройству. Конечно, никто не говорит, что нужно идти на конфликт с жителями и сразу всё рьяно переделывать. Важно создавать пространства, интересные для разных категорий населения.
Фото: АиФ/ Екатерина ЕвсееваИдеал? Его нет!
- Какой город вы могли бы назвать идеальным?
- Идеальных городов, наверно, не бывает, но у многих есть стремление стать таковыми. Я очень люблю Берлин за его свободу. Неважно, кто ты: художник, повар, инженер - обязательно найдёшь место для самореализации. Там интересное благоустройство, спокойная архитектура. Этот город одновременно тихий и подвижный. Из российских мне нравится Белгород за чистоту и шарм. Люблю Екатеринбург, где много возможностей для работы и досуга. Комфортным городом стала Казань: там много хороших парков, больниц, спортивных и культурных объектов.
В Твери мне нравится историческая часть. Впрочем, это заслуга ещё царских властей. Сейчас наш город можно отнести к категории семейных. Здесь удобно воспитывать детей, потому что тихо и спокойно. Не надо часами стоять в пробках, а на жизнь уходит меньше денег, чем в мегаполисах. С другой стороны, у населения большие проблемы с востребованностью. Большинство тех, кто хорошо зарабатывает, трудятся не на Тверь, уезжают молодые специалисты. Областной центр планируют оживить за счёт туристов, но больше, чем городом выходного дня, мы пока стать не можем. Чтобы гости захотели у нас остаться на неделю, нужны комфортная среда и досуг. А у нас этого нет.
www.tver.aif.ru
«Новостройки в провинции — не архитектура, а склады для людей»
28 Июня в 07:00 1289 НиЦ
Почему российским регионам не надо равняться в архитектурном облике на Москву и на Европу? Чем сложна и чем хороша работа архитектора в провинции? Кто или что мешает застраивать небольшие российские города красиво? Никита Маликов, архитектор, в рамках проекта «Приметы городов», организованного агентством «Правила общения», рассказал редакции НиЦ об архитектуре провинциальных городов.
Для начала обозначу парочку действующих на сегодня аксиом. Первое — сейчас время архитектуры девелоперов. Сегодня в России не архитектор решает, каким должно быть сооружение, чтобы оно отвечало всем правилам архитектуры, градостроительства, эргономики, уюта и т. д., а девелопер решает, что должно быть построено и как, чтобы это приносило прибыль. Архитектор — лишь малый промежуточный инструмент, вынужденный работать в очень жестких рамках.
Второе — мы небогатая страна с очень богатой столицей. А качество архитектуры напрямую зависит от бюджетов: чем выше себестоимость объекта, тем больше вероятность того, что он будет интересен с архитектурной точки зрения.
А теперь с учетом этих аксиом взглянем на провинции. Ни один город России нельзя назвать интересным с архитектурной точки зрения (мы не берем в расчет исторические центры). И на это есть простая причина: нет возможностей, нет запроса. Большинству покупателей недвижимости банально не нужно ничего, кроме ровных стен в своей квартире. Ведь за все остальное придется платить, а денег нет. То есть российскому покупателю жилья, если не говорить о столицах, просто не нужны архитектура, благоустройство, социальная инфраструктура. Лишь бы одобрили ипотеку и быстрее построили дом. Спрос порождает предложение, и многие застройщики особо и не стремятся создавать что-то, кроме типовых коробок. Значит, и архитектура не нужна?
Но рыночная экономика творит чудеса. Среди застройщиков есть конкуренция, и для привлечения покупателя они вынуждены создавать более комфортную среду, чем у конкурента в той же локации. И вот тут начинаются уже региональные различия, появляется «изюм». Один из моих любимейших примеров находится в Тюмени. Сам город, несмотря на свою весьма «серую» застройку, производит очень уютное впечатление. И не в последнюю очередь — из-за проектов «Квартал Европейский» и «Новин». Это очень комфортная жилая застройка с благоустройством на голову выше, чем даже у многих московских проектов.
Еще из выдающихся примеров отмечу Татарстан с их программой благоустройства. Там появилось какое-то невероятное количество «правильных» парков и скверов, в которые хочется ходить.
Впрочем, как снова можно заметить, речь идет лишь о богатых городах. Если исключить исторические здания и попробовать вспомнить малые провинциальные города с яркой и любопытной современной архитектурой, у автора наступает ступор — тяжело вспомнить.
Я живу и работаю в городе Тверь. Городу невероятным образом повезло: он очень компактный и в нем есть большой исторический центр. Это однозначно один из самых уютных, спокойных и милых провинциальных городов России. Но близость Москвы сильно сказывается — и сказывается в негативную сторону. Из города происходит постоянный отток специалистов и среднего класса. А вместе с ними уходит и запрос на качественную городскую среду. Тверь активно застраивается по окраинам. Качество проектов во всех аспектах очень сомнительное, можно сказать, что архитектурным обликом обладает менее 25% зданий, в основной массе это просто склады для людей.
Любой мало-мальски уникальный объект в городе сразу же бросается в глаза, он начинает доминировать над окружающей застройкой. Город постепенно развивается, но хотелось бы прибавить динамики. Мои внуки точно поживут в комфортной и яркой Твери, но хотелось бы, чтобы и детям это удалось.
Совсем печально в Твери обстоят дела с реконструкцией ключевых исторических зданий. Недалеко от центра есть уникальный для России памятник — Морозовские казармы. Это несколько кварталов шикарной дореволюционной застройки, которые находятся в ужасающем состоянии. В любой другой стране мира это комплекс быстро бы стал центром культурной жизни и жильем для городской богемы.
Но нельзя быть таким пессимистичным. Тверь, как и другие провинциальные города России, постепенно развивается. Для нас урбанистика, градостроительство, социология, архитектура — это погибшие во времена развала СССР дисциплины, которые мы сегодня пытаемся возрождать. В Москве все идет быстрее, разумеется. Пройдет полвека, и Тверь может стать образцовым провинциальным городом. Сюда будут приезжать за спокойствием, тишиной, за прогулками по набережной вдоль старинных особняков.
Ну а пока действуют те аксиомы, с которых я начал текст, жизнь архитектора в провинции проходит в постоянной борьбе. И нельзя сказать, что это как-то унизительно или плохо. Это процесс развития. Да, все архитекторы мечтают работать с огромными бюджетами, создавать выдающиеся сооружения (строить себе памятники при жизни). Именно поэтому многие едут в столицу в поисках своего счастья. И именно поэтому я сознательно выбрал работу лишь в провинциальных городах. Тут огромное количество работы. А постоянные ограничения порой добавляют даже азарта.
Архитектура — это наука. И от того, что окружающие условия крайне тяжелы для создания чего-то выдающегося, она не перестает быть наукой. Просто меняются исходные данные для дальнейшей работы. К примеру, в провинции крайне тяжело найти специалистов по BIM, но с другой стороны, тут и не такое большое количество объектов, требующих этого. Клинкерный кирпич и безрамное остекление лоджий в провинции — скорее ругательные слова, нежели реально применяемые приемы. Но зато в каждом регионе есть фасадные материалы, которые стоят намного дешевле, чем в Москве.
Проекты Никиты Маликова
1/5жилой дом для переселенцев, пос. Элеватор
2/5Концепция застройки пригорода в г. Тверь
3/5Проект благоустройства для парка-сквера на ул. Горького
4/5Жилой дом "Джаз"
5/5Проект реконструкции ж/д вокзала г. Тверь
Работа архитектора в провинции — это постоянный поиск решений. К сожалению, обыватели часто сравнивают результаты работы с Москвой или с Европой и не могут понять, что в процессе работы архитектор выжимает максимум из бюджета. Тут нужно просто научиться находиться моральное равновесие и успокоение внутри себя. Но опять же в провинции не надо стоять по три часа в пробке, возвращаясь с работы домой. Есть возможность поискать моральное равновесие, нежась в закатном солнце на берегу речки вместе с семьей и друзьями.Специалисты, которые пытаются адаптировать опыт Москвы для регионов, идут немного кривым путем. Тут нужные иные решения, подходы, методология. Разумеется, приоритеты должны быть одинаковыми — комфорт человека в городской среде. Но вот процесс создания такого комфорта придется делать с нуля. К примеру, я разрабатываю систему и приемы эконом-архитектуры. Создаю алгоритмы, которые позволяют при низких бюджетах находить самые важные архитектурные узлы зданий, требующие максимального вложения средств путем экономии на других элементах. Перераспределение бюджета с целью создания уникального объекта, «правильной» городской среды.
Проект «Приметы городов» — это, по сути, уникальная сейчас, единственная база провинциальных архитектурных практик. Ее необходимо развивать, привлекать все больше специалистов-архитекторов. Я в рамках экспозиции проекта «Приметы городов» представлял Тверь на «АРХ Москве». Вместе с другими спикерами мы рассказывали о разных практиках работы за пределами МКАДа. Невероятно, насколько у нас огромная страна и как много существует талантливых людей со своими выдающимися подходами и решениями. Именно это заставляет меня верить в то, что аксиомы из начала статьи не будут работать вечно. Они — временные.
Cтатьи по теме:
Сэкономьте свое время!
Подпишитесь на еженедельную новостную рассылку и получайте самые важные новости недвижимости за прошедшую неделю от экспертов рынка
Комментарии:
К сожалению, ни одного комментария не найдено.
dmrealty.ru