Подписан закон об особенностях осуществления реновации жилищного фонда в Москве. Проект закона о реновации
Проект закона о реновации
Когда старое жильё приходит в негодность, дальнейшее проживание в нём становится опасным для жизни и здоровья жильцов. В таких случаях государством предусматриваются мероприятия по сносу устаревших домов с предоставлением их собственникам новой жилплощади. С целью регулирования процессов реновации жилищного фонда Москвы был выдвинут законопроект соответствующего Федерального закона.
Программа по улучшению жилищных условий в столице Российской Федерации инициирована мэром Сергеем Собяниным. В целях программы – реновация и снос малоэтажных обветшалых домов.
В числе законопроектов данное предложение находилось до недавнего времени. Однако 14 июня 2017 года Федеральный закон О внесении изменений в Закон Российской Федерации О статусе столицы Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации городе федерального значения Москве N 141-ФЗ был принят Госдумой в третьем чтении. Из числа проголосовавших депутатов, 399 отдали свои голоса за утверждение закона о реновации жилищного фонда в Москве, двое проголосовали против и один воздержался.
Положения Федерального закона о реновации хрущевок в Москве вступили в силу 1 июля 2017 года после одобрения Советом Федерации, состоявшегося 28 июня того же года. Рассматриваемый нормативный акт включает в себя 15 статей и регламентирует порядок реновационных действий в отношении московского жилищного фонда. В день промульгации закона окончательно утверждён список обветшалых жилых зданий, определяемых под снос.
Согласно новому закону, под реновацию попадут типовые дома не выше девяти этажей, спроектированные в период с 1957 по 1968 год. Дома, находящиеся в аварийном состоянии, будут снесены в порядке, определённом действительным законодательством.
Процедура переселения граждан подразумевает предоставление более комфортных квартир. Предполагается, что средняя стоимость предоставляемого жилья будет на 30% дороже рыночной стоимости прежней квартиры собственников.
Текст нововведенного нормативного акта гласит, что ипотечники будут выплачивать кредитные взносы в том размере, в котором выплачивали изначально. Разница в стоимости между прежним жильём и предоставленным по программе переселения значения не имеет.
Решение об определении жилого массива в программу реновации принимается посредством голосования собственником квартир. Положительное решение выносится на основании положительных голосов не менее чем 2/3 из общего числа голосующих. Несогласные с решением о переселении жители будут переселены по программе в судебном порядке. Данные собственники вправе обжаловать решение суда, но при наличии согласия на реновационные процедуры большинства жителей дома, добиться отмены данных процедур несогласным будет почти невозможно.
Однако если одна треть из общего числа собственников дома примет решение о выходе из программы реновации, настоящий закон позволяет выйти из указанной программы в любой момент, пока не предоставлена первая квартира для переезда. Голоса не участвовавших в голосовании или воздержавшихся жителей в равной пропорции делятся между проголосовавшими за и против. Данная мера принята во избежание неправомерного использования голосов.
Поправки в закон о реновации, принятые во втором чтении
После первого чтения законопроект о реновациях подвергся критике со стороны депутатов и общественности. Было очевидно, что его текст требует ряда значительных изменений и поправок. Ко дню второго чтения количество внесённых поправок составило 138 единиц. Изменения в будущий закон внесли представители всех четырёх фракций. В процессе второго чтения были внесены ещё 4 поправки. Второе чтение закона о реновации состоялось 9 июня 2017 года.
Из числа поправок, внесённых в законопроект при втором чтении, можно выделить следующие:
- Решение вопроса бывших коммуналок согласно нововведению, жильцы коммунальных квартир получат отдельное жильё;
- Компенсации собственникам нежилых помещений в домах, определённых под программу реновации согласно закону, данные граждане должны получить компенсацию в размере стоимости рассматриваемого помещения;
- Определение ветхости и технического состояния строения – чем оно старше, тем быстрее происходит расселение жильцов;
- В случае переселения, гражданин имеет право на новую квартиру или денежный эквивалент в размере рыночной стоимости предыдущей квартиры с учётом суммы на капитальный ремонт.
Привнесённые в текст законопроекта поправки обеспечивают соблюдение юридических и собственнических прав жильцов в случае сноса устаревшего жилого дома и переселения граждан в более подходящий для проживания объект. Кроме того, были организованы открытые парламентские слушания нововведённого нормативного акта, в которых на добровольной основе принимали участие жители хрущовок.
Нормативы принятого закона вызвали недоверие и негативные эмоции у некоторого числа резидентов пятиэтажек. В дни чтений законопроекта совершались стихийные митинги. Первая акция протеста собрала около 20 000 человек.
Между тем, москвичи бьют рекорды по явке на собрания жильцов домов, попадающих в списки на реновацию по закону. Уже через 3 недели со дня второго чтения число проголосовавших составляло 60%. Согласно результатам голосования, около 400 домов отказываются от переселения. Учитывая, что всего в реновационных списках 4500 домов, большинство москвичей выступает за переселение.
С целью подробного ознакомления с поправками, внесёнными в настоящий Федеральный закон О статусе столицы Российской Федерации, необходимо углубиться в изучение нормативов недавно принятого закона о реновации.
Актуальный текст Федерального закона О внесении изменений в Закон Российской Федерации О статусе столицы Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации городе федерального значения Москве N 141-ФЗ можно скачать по ссылке:
sellderi.ru
В проекте федерального закона о реновации жилья учтены основные вопросы, интересующие граждан
Проект федерального закона о реновации жилья защищает права граждан, заявил Сергей Собянин на парламентских слушаниях в Государственной Думе. «Проект федерального закона, на мой взгляд, учитывает все ключевые вопросы, он защищает права граждан: гражданские, земельные, имущественные. И самое главное право — право и возможность жителей вместо разваливающихся пятиэтажек получить новое жилье, которым будут пользоваться и они, и их дети, и внуки», — подчеркнул он.
В проекте закона учтены основные проблемы и вопросы, которые интересовали граждан. Мэр Москвы уточнил: «В результате новая программа реновации будет значительно лучше, чем та, которая реализовалась последние 20 лет». Он напомнил, что в первой программе не учитывали мнение горожан, не проводили голосований, не давали гарантий переселения в том же районе и возможности выхода из нее. Сейчас жильцы могут выйти из программы в любой момент.
Параллельно с разработкой закона город запустил голосование по включению домов в проект программы реновации. «Речь идет о том, чтобы официально выяснить мнение людей: хотят они или не хотят, чтобы их дом был включен в перечень домов проекта программы», — объяснил Сергей Собянин.
В голосование включили 4,5 тысячи домов. Сегодня свое мнение высказали 57 процентов собственников квартир и нанимателей. Мэр Москвы добавил: «Такого уровня активности в Москве не было ни по одной проблеме никогда. 88 процентов — это средний уровень поддержки программы при голосовании. Это не означает, что все 100 процентов домов согласны. Мы видим, что примерно в 10 процентах домов число жителей, выступающих за включение в программу, пока не превысило две трети. Но 90 процентов домов сегодня явно и однозначно говорят о том, что они за эту программу, что они верят в нее и надеются, что она будет реализована».
Попасть в программу реновации хотели бы и жители более 200 коммуналок и общежитий, которые находятся в плохом состоянии. «Тем не менее мы приняли решение о том, что такие дома (имею в виду коммуналки, бывшие общежития, в которых граждане живут на правах социального найма) могут путем голосования, принятия решения их жителей войти в эту программу», — уточнил Сергей Собянин.
Он также поблагодарил горожан, которые активно участвуют в обсуждении программы. «Дискуссия не сводилась к решению проблемы тех, кто живет в пятиэтажках, которые планируется снести, тех, кто попал в предварительный перечень. Она коснулась и тех горожан, которые живут рядом с этими микрорайонами, жителей всей Москвы, потому что их волнуют вопросы, связанные с транспортом, экологией, имущественными правами граждан, защитой их собственности и так далее и тому подобное», — отметил Мэр Москвы.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин подчеркнул, что прямой разговор с гражданами важен законодателям. Он напомнил, что все политические фракции постарались найти консенсус, чтобы защитить права граждан. «Когда мы говорим об ответственной власти и об ответственном решении тех, кто понимает, что через некоторое время может случиться коллапс, когда дома просто будут выходить из строя и их необходимо будет относить в другую категорию и отселять людей, мы понимаем, что лучше об этом позаботиться заблаговременно, что, собственно, и сделало руководство Москвы», — добавил председатель Госдумы.
В проект программы реновации войдут только те дома, большинство жителей которых (две трети) проголосуют за переезд. Высказать свое мнение можно в проекте «Активный гражданин» и в центре госуслуг «Мои документы». Голосование продлится до 15 июня. Следить за ним можно на портале mos.ru.
Сергей Собянин уже подписал городской закон, который дает дополнительные гарантии участникам программы реновации жилья, в том числе по включению домов в проект программы или исключению из нее только по решению самих жителей, а также гарантии, что они останутся в том же районе, где проживают сейчас. Вместо ветхого жилья построят монолитные и панельные дома нового поколения из современных материалов, в квартирах будет сделан ремонт.
Перечень домов для голосования по включению в проект программы реновации
Какие гарантии получают участники программы
Подробнее о программе реновации жилья — в спецпроекте mos.ru
www.mos.ru
Исправленному верить? Проект закона о реновации прошел второе чтение в Госдуме. Фото | Бизнес
«Теперь пытаемся абсолютизировать право собственности на квартиры в многоквартирных домах. Если они будут абсолютны, эти права, ничем не ограничены, жилой дом точно развалится, не дожидаясь, когда будет износ», — заявил Козак. Forbes проанализировал принятые Госдумой во втором чтении поправки в законопроект.
1. Уточнение понятия «хрущевка»
В редакции законопроекта ко второму чтению уточняются характеристики домов, которые могут войти в программу реновации. Если изначально указывалось, что это дома первого периода индустриального домостроения, то теперь оговаривается, что к ним относятся многоквартирные дома с количеством этажей не более девяти, возведенные по типовым проектам, разработанным в период с 1957 по 1968 годы, с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий.
Расширяются возможности собственников жилья в сносимых домах. Сначала проект закона предполагал предоставление равнозначного жилья, теперь же у собственников квартир будет возможность получить на выбор равнозначное или равноценное жилье, а также денежную компенсацию. Жилье будет предоставляться в пределах того же района, за исключением Зеленоградского, Троицкого и Новомосковского административных округов: там квартиры будут давать в пределах округа, а не района. Кроме того, желающие смогут за дополнительную плату получить квартиры большей площади или с большим количеством комнат, в том числе это может быть сделано за счет средств материнского капитала.
3. Судьба взносов на капремонт
Как только по конкретному дому будет принято решение о сносе по программе реновации, жителей освободят от уплаты взносов на капитальный ремонт. В законопроекте также отмечается, что собственники и наниматели квартир в домах, подлежащих сносу, не могут быть выселены, пока им не передали новое жилье или не заплатили денежную компенсацию.
4. Ипотека в пятиэтажках
В законопроекте ко второму чтению прописали гарантии для тех, кто приобрел в ипотеку квартиру в подлежащем сносу доме. Ипотечный кредит перейдет на новое помещение, которое предоставят в рамках программы. При этом в проекте закона есть уточнение о том, что его нормы не распространяются на аварийное жилье. Аварийные дома, включенные в правительственную программу переселения граждан из ветхого и устаревшего жилья, не будут включены в программу реновации жилищного фонда Москвы, их снос и гарантии жителям регулируются уже существующими нормами.
5. Голосование по реновации
В новой редакции появились правила учета голосов жителей, высказывающихся за или против проекта. Изначально порядок голосования не прописывался, его должно было устанавливать правительство Москвы. Предполагалось, что те, кто не проголосуют, будут считаться высказавшимися за включение дома в программу реновации. Впоследствии систему учета голосов «молчунов» было решено изменить, это тоже нашло отражение в законопроекте. Согласно документу, голоса собственников или нанимателей жилья, не высказавшихся за включение или невключение дома в программу реновации, будут распределены пропорционально результатам проголосовавших. Для того чтобы дом снесли, потребуются голоса «за» от двух третей жителей дома.
6. Выход из программы сноса
В законопроекте указано, что жильцы в течение 90 дней (ранее в тексте фигурировал срок в 60 дней) со дня принятия решения о реновации до дня подписания документов о праве собственности или договора о соцнайме на новое жилье либо до выплаты компенсации смогут провести общее собрание собственников помещений об исключении их дома из проекта программы. Для этого им нужно будет собрать более одной трети от общего числа голосов всех собственников помещений в таком доме. Если решение будет принято, то дом исключат из программы.
7. Права представителей малого бизнеса
Отдельно в законопроекте оговариваются права предпринимателей, арендующих помещения в домах, подлежащих сносу. Представители малого и среднего бизнеса смогут заключить договор аренды равнозначного помещения с сохранением всех имеющихся льгот и без проведения торгов.
8. Расселение коммуналок и другие поправки «с голоса»
Чуть ли не впервые за все время работы современного парламента на парламентские слушания в Госдуму пустили обычных граждан. Около 300 жителей пятиэтажек 6 июня высказали свои претензии по проекту закона. По итогам ожесточенных споров в парламенте жители добились внесения еще несколько поправок, которые были принципиально важны для москвичей.
Так, владельцы нежилых помещений смогут получить предварительную компенсацию за помещения, которые у них будут изыматься. Дома будут включать в программу реновации исходя из уровня износа — то есть самые ветхие снесут в первую очередь. Жители коммунальных квартир должны будут получить отдельную квартиру.
Среди участников общественных слушаний оказались и те, кто предпочитает получить компенсацию в форме денежной выплаты. Согласно еще одной поправке, размер выплаты будет рассчитан в соответствии с рыночной стоимостью жилья и будет включать накопленную сумму взносов на капремонт. Все поправки по итогам слушаний не были изначально предусмотрены, их внесли в проект «с голоса» во время рассмотрения на заседании.
Отдельное мнение Совета по правам человека
Совет при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека накануне рассмотрения законопроекта во втором чтении высказался против принятия документа и попросил депутатов рассмотрение отложить. В частности, СПЧ считает недопустимым реализацию за бюджетные средства программы реновации жилого комплекса Москвы до обеспечения жильем граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах.
«Совет считает более целесообразной дальнейшую успешную ликвидацию остатков аварийного и непригодного для проживания жилья в городе Москве в рамках действующего законодательства», — указывается в заключении за подписью зампредседателя СПЧ Евгения Боброва. При этом отмечается, что предотвращение аварийности устаревшего жилищного фонда должно решаться «индивидуально по каждому дому путем профессиональной оценки состояния и комплексной реконструкции домов».
По мнению СПЧ, расходование бюджетных средств Москвы на цели жилищного строительства по программе реновации «категорически недопустимо» без предварительного и полного обеспечения жильем категорий граждан, длительное время находящихся в еще более худших жилищных условиях. Под этими категориями понимаются жители всех непригодных для проживания и аварийных домов, не вошедших в предварительный список программы реновации, а также московские очередники, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 30 лет.
Также СПЧ считает нелогичным использующийся подход об участии жителей жилых домов в еще не утвержденной программе реновации. «Во избежание очевидного градостроительного, инфраструктурного и транспортного коллапса совет рекомендует Госдуме учесть изложенные предложения при рассмотрении законопроекта о реновации московского жилья во втором чтении и либо их отклонить, либо отложить принятие «минимум на шесть месяцев, чтобы подготовить их без спешки и не усиливать социальную напряженность в преддверии президентских выборов», — заявили в СПЧ.
Но парламент решил законопроект не откладывать. Итоговое рассмотрение документа планируется провести в эту сессию, то есть до летнего перерыва в работе Госдумы.
www.forbes.ru
В законопроект о реновации добавили новые антиконституционные нормы
Москва, 7 июня 2017, 17:30 — REGNUM На сайте комитета Государственной Думы по транспорту и строительству (http://www.komitet2−14.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/484515/) опубликованы поправки ко второму чтению законопроекта о так называемой реновации. Муниципальный депутат района «Лефортово» Александра Андреева 7 июня прокомментировала ИА REGNUM внесенные изменения.
«На анализ этого документа предлагается выделить два дня. Это уже само по себе абсурд и хамство. И, тем не менее, даже беглый взгляд показывает, что все антиконституционные положения первой редакции законопроекта в нём сохранились», — утверждает Андреева.
По словам муниципального депутата, ко второму чтению из законопроекта так и не убрали принудительное лишение владельцев их частной собственности. Речь в данном случае идёт о том, что например электронное голосование на «Активном гражданине» может быть сфальсифицировано. В других случаях может получиться так, что из-за неоднородного состава жителей того или иного дома, у граждан проживающих по договорам соцнайма, появляется соблазн проголосовать за снос дома, получить новые квартиры, и оформить их в собственность, и таких жителей может оказаться больше. Следовательно тут разговор идет не о том, что конкретный дом вскоре станет не ремонтопригодным, а о меркантильных интересах отдельных категорий жителей. «То есть решением Собянина с участием соседей, либо его подделкой», — подчеркнула парламентарий.
В законопроекте по-прежнему остаются положения, позволяющие нарушать санитарные, противопожарные, строительные, экологические и прочие нормы. Кроме того, в нем сохранилось нарушение градостроительной документации: правил землепользования и застройки, проектов планировки.
Помимо этих, по мнению Андреевой, антиконституционных положений законопроекта, ко второму чтению в его редакцию добавились новые не менее вызывающие нормы.
В частности, всю деятельность по реновации — в том числе отъём собственности и новое строительство — предлагается вести Московскому фонду реновации жилой застройки. Согласно новой редакции законопроекта, этот фонд:
— является некоммерческой организацией,
— может осуществлять все действия в рамках программы реновации,
— получает земельные участки для ведения строительства в безвозмездное пользование,
— осуществляет инвестиционную деятельность,
— является застройщиком при ведении долевого строительства,
— учредители фонда не могут быть привлечены к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение фондом своих обязанностей при участии в долевом строительстве,
— ответственность за ненадлежащее исполнение фондом своих обязательств по участию в долевом строительстве несет город Москва.
«То есть под видом некоммерческой организации создается застройщик — супермонополист, который получает землю под застройку бесплатно, с которого законодательно снята ответственность за неисполнение им своих обязательств перед дольщиками. Эта ответственность переложена на бюджет города Москвы — то есть на всех нас, налогоплательщиков», — уточнила противница реновации.
Ещё один важный момент, на который обращают внимание противники законопроекта, это то, что из него исключены аварийные дома. Да, именно так. Аварийные дома по закону о реновации сносить запрещено. По нему можно сносить только хорошие дома.
Еще одна претензия к предложенным поправкам заключается в том, что новая редакция законопроекта о реновации устанавливает, что гражданин, проживающий в квартире на условиях социального найма, имеет право по своему выбору оформить получаемую им новую квартиру в социальный найм или в собственность. Муниципальный депутат задалась вопросом, а собственно зачем прописывать это условие в законе о реновации, если по уже существующему законодательству каждый гражданин Российской Федерации имеет право один раз в жизни приватизировать квартиру? И пришла к выводу, что лишь затем, чтобы обойти ограничение «один раз в жизни».
«В случае принятия этого закона мы будем повсеместно сталкиваться со следующими ситуациями. В Москве существует некоторое количество плохих по качеству домов, в которых много квартир, находящихся в собственности города. Многие из этих квартир сейчас используются либо как служебное жилье, либо в них без всякого оформления селят дворников, а иногда они просто стоят пустыми. В случае принятия закона о реновации в такие квартиры будут массово регистрировать чиновников, членов их семей, их друзей — а в отдельных случаях предприимчивых людей за взятки. Настоящие жители таких домов будут счастливы переехать, поэтому переселение таких домов даже не вызовет больших скандалов. А вместе с небольшим количеством настоящих жителей таких домов квартиры в новых домах будут получать все эти чиновники. Разумеется, в собственность», — считает Андреева.
Отметив негативные последствия, которые сулит в данной редакции законопроект «О статусе Москвы», по которому предлагается сносить и расселять жилой фонд столицы, муниципальный депутат сделала вывод о том, что поле для коррупции станет просто бесконечным.
«Законопроект о реновации вообще кто-нибудь на антикоррупционную составляющую проверял? Вывод: закон о реновации принимать нельзя. Он исправлению не подлежит. Его можно только отклонить», — заключила Андреева.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, 9 июня 2017 года в Мосгорсуде противники так называемой реновации постараются оспорить постановление мэрии № 245-ПП от 02.05.2017 «Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве». Активисты также утверждают, что подготовили еще 32 исковых заявления, которые намерены до 9 июня 2017 года направить в Мосгорсуд.
Подробности читайте здесь: В Мосгорсуде оспорят голосование по проекту реновации
regnum.ru
Совфед одобрил закон о реновации жилищного фонда Москвы — Российская газета
Поправки в закон о статусе столицы России прошел стадию рассмотрения в парламенте и теперь направится на подпись президенту России Владимиру Путину. Документ был одобрен на пленарном заседании Совета Федерации.
Голосованию в палате предшествовала акция противников сноса пятиэтажек, которая прошла у стен Совфеда с участием лидера столичного отделения "Яблока" Сергея Митрохина. Спикер верхней палаты Валентина Матвиенко вышла к протестующим, чтобы лично ответить на их опасения по закону. Она заверила, что сенаторы тщательно поработали с законом и уверены, что он не нарушает прав граждан. "По моему поручению была проведена тщательная экспертиза, не нарушает ли закон права граждан, Конституцию", - рассказала Матвиенко. Она считает, что финальная версия закона сильно отличается от начальной в лучшую сторону.
Глава Совфеда напомнила, что большая работа была проделана в период рассмотрения законопроекта о реновации в Госдуме, чтобы учесть пожелания граждан. "Такого широкого публичного обсуждения я не помню ни по какому вопросу", - подчеркнула она.
Высказываемые гражданами претензии к закону глава Совфеда объясняет недостаточной информированностью. "Очевидно, что мы не завершили работу по информированию населения, по деталям, по вопросам, которые вызывают опасения", - сказала она, обращаясь к вице-мэру Москвы Марату Хуснуллину.
"Я бы предложила поддержать закон, все настолько вовлечены в эту тему, что уже смогли сформировать мнение по этому поводу", - заключила Матвиенко. Она также заявила, что сенаторы будут следить за исполнением закона и в случае необходимости вносить в него коррективы. Глава Совфеда также не исключила, что опыт Москвы по реновации жилого фонда будет использован в других регионах.
Под закон о реновации подпадают "многоквартирные дома с количеством этажей не более девяти, возведенные по типовым проектам, разработанным в период 1957-1968 гг., с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий", говорится в сопроводительных документах. Собственники квартир смогут на выбор получить равнозначное или равноценное жилье, а также денежную компенсацию. Обитатели коммунальных квартир получат отдельное жилье, а не комнаты в общих квартирах. Были также уточнены характеристики домов, которые могут войти в программу реновации.
Новые помещения будут обеспечены всем необходимым, а их общая площадь будет не меньше общей площади освобождаемой квартиры, с таким же количеством комнат и стоимостью в среднем на 35% дороже прежнего жилья. Желающие смогут за дополнительную плату получить квартиры большей площади или с большим количеством комнат, в том числе за счет средств материнского капитала.
В середине июня мэрия Москвы продлила сроки голосования в домах, предусмотренных под снос до момента вступления в силу одобренного сегодня закона. Изначально в списке было 4566 домов в 85 районах города. По словам сенатора от Москвы Зинаиды Драгункиной, жители 4546 домов высказали свое мнение, 4079 проголосовали за участие в программе реновации, 279 - против. "Более 90% поддержали саму программу реновации", - подчеркнула сенатор. Время высказаться у москвичей есть до момента официального опубликования закона.
rg.ru
Подписан закон об особенностях осуществления реновации жилищного фонда в Москве
- Главная
- Правовые ресурсы
- "Горячие" документы
- Федеральный закон от 01.07.2017 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве"
Федеральный закон от 01.07.2017 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве"
Настоящим федеральным законом:
устанавливается порядок выявления и учета мнения собственников помещений и нанимателей жилых помещений при формировании и реализации программы реновации, а также порядок информирования по вопросам ее осуществления;
устанавливаются особенности регулирования земельных отношений в городе Москве в целях реновации;
закрепляются гарантии жилищных прав собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, подлежащих реновации;
устанавливается порядок обеспечения прав собственников нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации;
регламентируется порядок обеспечения прав субъектов малого и среднего предпринимательства при прекращении права аренды нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации и находящихся в собственности города Москвы;
уточняется порядок вывода из эксплуатации многоквартирного дома, включенного в решение о реновации;
определяются правовой статус Московского фонда реновации жилой застройки, цели его деятельности, задачи и функции, порядок управления.
В Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" включена новая статья 41.1, регулирующая последствия перехода права собственности на жилые помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации жилищного фонда в городе Москве.
Кроме того, соответствующие изменения, относящиеся к реновации, внесены в иные Федеральные законы, в том числе: "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", "О техническом регулировании", "Об ипотечных ценных бумагах", "О государственной регистрации недвижимости" и другие, а также в Земельный кодекс РФ.
Установлено, что положения Закона РФ от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), регулирующие отношения, возникающие в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве, не применяются к отношениям, возникающим в результате признания в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Результаты голосования, проведенного по вопросу о включении в проект программы реновации многоквартирного дома в соответствии с нормативным правовым актом города Москвы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, являются основанием для включения многоквартирного дома в проект программы реновации при условии соответствия таких результатов требованиям части второй статьи 7.1 Закона РФ от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).
Перейти в текст документа »
Дата публикации на сайте: 03.07.2017
Поделиться ссылкой:
www.consultant.ru
Экспертное заключение Президиума Совета по правам человека на законопроект о реновации жилищного фонда в Москве
Экспертное заключение Президиума Совета по правам человека на законопроект о реновации жилищного фонда в Москве
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на законопроект № 120505-7 (о реновации жилищного фонда в г. Москве), законопроект № 122881-7 (об освобождении от налогообложения Фонда содействия реновации жилищного фонда в городе Москве с учетом официально опубликованного предварительного списка сносимых жилых домов по программе реновации)
20 апреля с.г. Государственной Думой в первом чтении принят проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве" (далее - законопроект о реновации московского жилья, законопроект).
22 мая с.г. к нему внесены поправки Правительства Российской Федерации, исключающие из законопроекта ряд очевидно неконституционных норм и уточняющие другие его положения.
14 марта с.г. в Государственную Думу внесен проект Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве" (об освобождении от налогообложения Московского фонда реновации жилой застройки), (далее - законопроект № 122881-7).
С 14 мая на сайте Мэра Москвы опубликован список жилых домов, предварительно включенных в программу реновации (https://www.mos.ru/city/projects/renovation/), по которым их жителями до 15 июня проводится голосование за или против включения в проект программы реновации (далее - список жилых домов).
Ознакомившись с законопроектами (с учетом поправок Правительства Российской Федерации к законопроекту о реновации московского жилья) и списком жилых домов, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - Совет) констатирует следующее.
В целом поддерживая идею законопроекта при условии его реализации исключительно за счет внебюджетных источников финансирования и распространения на все субъекты Российской Федерации, в которых имеется аварийное и предаварийное жильё, Совет считает более целесообразной дальнейшую успешную ликвидацию остатков аварийного и непригодного для проживания жилья в городе Москве в рамках действующего законодательства.
Предотвращение же аварийности устаревшего жилищного фонда должно решаться индивидуально по каждому дому путем профессиональной оценки состояния и комплексной реконструкции домов (методами надстройки, обстройки и др., а также в результате капитального ремонта). Финансирование программы реновации предлагается осуществлять в том числе с привлечением средств бюджета города Москвы.
По мнению Совета, категорически недопустимо расходование бюджетных средств г. Москвы на цели жилищного строительства по программе реновации (обновления) без предварительного и полного обеспечения жильем категорий граждан, длительное время находящихся в еще более худших жилищных условиях, а именно: - жителей всех непригодных для проживания и аварийных домов, не вошедших в предварительный список программы реновации; - московских очередников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 30 (!) лет.
Поэтому основным возражением Совета на законопроект о реновации московского жилья является его очевидная социальная безответственность, предполагающая использование бюджетных средств на цели реновации, благоустройства территории и комплексного обновления среды проживания граждан в условиях наличия длительное время не выполненных городом Москвой социальных обязательств перед очередниками и жителями непригодных для проживания домов.
При наличии у города Москвы финансовой возможности возведения значительного числа новых домов необходимо прежде расселить более 80 тыс. очередников, длительное время состоящих в очереди на улучшение жилищных условий и вынужденных ютиться в жилье площадью чуть больше норм общежития, а возможность массового строительства коммерческого жилья (и объектов инфраструктуры) для увеличения и без того значительной перенаселенности г. Москвы рассмотреть после детальных исследований существующих возможностей транспортной, инженерно-коммунальной, социальной и иной инфраструктуры, а также требований градостроительного, санитарно-эпидемиологического, противопожарного и иного законодательства.
В пояснительной записке к законопроекту нет расчетов по проектируемому увеличению населения г. Москвы и соответствию этого действующим градостроительным документам, а также существующим нормам градостроительного планирования и проектирования, требованиям транспортной, инженерно-коммунальной, социальной и иной инфраструктуры.
В законопроекте отсутствует убедительное обоснование необходимости и действительной цели его принятия, а излишняя поспешность в принятии может привести к ошибкам и усилить социальную напряженность.
У Совета не вызывает сомнений, что вопрос реновации устаревшего жилищного фонда должен решаться гражданским и жилищным законодательством (прежде всего, поправками в кодексы), а не законом о статусе столицы, т.к. реализация программы реновации жилья не относится к столичным функциям.
Вызывает обеспокоенность и негативное влияние программы реновации на состояние экологического каркаса г. Москвы. Так, по информации Гринпис России, строительство новых домов в рамках программы реновации приведет к уничтожению 2700 га растительности, что вчетверо превышает потери за последние 15 лет и составляет около 7 % площади всех зеленых насаждений, причем это только в Старой Москве. Высаживаемые же вместо удаляемых деревьев достигнут тех же показателей экологической эффективности лишь через несколько десятилетий, тогда как городу из-за строительства новых высотных домов будет просто не хватать зелени. Остальные концептуальные возражения Совета на законопроекты сводятся к следующему:
ЗАКОНОПРОЕКТ О РЕНОВАЦИИ МОСКОВСКОГО ЖИЛЬЯ:
1. Предполагает снос любых жилых домов при отсутствии к тому объективных оснований
В перечень подпадающих под реновацию домов предлагается включать многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения и многоквартирные дома, аналогичные им по своим конструктивным характеристикам.
Первый период индустриального домостроения - это период индустриального строительства в Москве 4-5-этажных жилых домов, в основном возведенных в 1957-1968 гг., в том числе крупнопанельных домов (серии I-515, 1605АМ, 1МГ-300, К-7, II-32, II-35), домов с неполным каркасом (серия I-335), крупноблочных домов (серия I510), домов с кирпичными несущими стенами (серий I-511, I-513, II-34) и домов из объемных блоков (приложение № 2 к постановлению Правительства Москвы от 2 октября 2001 г. № 894-ПП «Об утверждении Московских городских строительных норм (МГСН) 3.01-01 "Жилые здания"»).
Нормативные усредненные сроки службы жилых домов, их конструктивных элементов, отделки и инженерного оборудования (с 1 января 1965 г.) регулировались "Положением о проведении планово-предупредительного ремонта жилых и общественных зданий", утвержденным приказом Госкомстроя СССР от 8 сентября 1964 г. № 147.
Из шести групп жилых домов в зависимости от материала фундамента, стен и перекрытий первые три группы (каменные, бетонные, железобетонные, кирпичные, включая жилые дома с деревянными перекрытиями) имеют нормативный усредненный срок службы соответственно в 150, 125 и 100 лет (пункт 3 главы 1 и таблица 1 главы 2). К ним относятся подавляющее большинство многоквартирных домов, включая "хрущевки" и "сталинки".
Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 27 октября 1970 г. № 404 утверждена "Методика определения физического износа гражданских зданий", в которой регламентирован примерный состав ремонтных работ в зависимости от износа конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов и указано соотношение примерной стоимости капремонта к восстановительной стоимости изношенных конструктивных элементов.
Снос жилых домов в отсутствии признаков ветхости и аварийности не соответствует "Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.
Поскольку действующим законодательством определены основания и процедура признания жилых домов аварийными и каких-либо препятствий к их сносу в Москве нет, принятие специального законопроекта о реновации московского жилья "для предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве" с многочисленными отступлениями от требований федерального законодательства является явно избыточной мерой.
К тому же, является несвоевременной и неактуальной одна из основных целей программы реновации жилищного фонда - предотвращение формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве.
В частности, как указано в пояснительной записке к законопроекту, с начала реализации в г. Москве программы комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения в 1999 г., из включенных в программу 1722 многоквартирных дома сносимых серий уже снесен 1651. Таким образом, осталось снести 71 жилой дом первого периода индустриального домостроения, что составляет всего 4 % от их общего количества.
Большинство домов из официально размещенного на сайте Мэра Москвы списка жилых домов под снос по программе реновации https://www.mos.ru/city/projects/renovation/ не являются ни ветхими, ни аварийными.
Согласно части 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Снос неаварийных и неветхих многоквартирных жилых домов не соответствует ни одной из шести перечисленных конституционно значимых целей.
Более того, в вышеназванный список не попали реально аварийные и ветхие дома, включая десятки бывших ведомственных общежитий, официально признанных аварийными еще в 1980 - 1990-х годах, в которых с того времени не проводился капитальный ремонт, но там законно проживают сотни семей москвичей, включая очередников.
2. Не решает проблему расселения аварийного и ветхого жилья
Это признается и авторами законопроекта.
В частности, как указано в пояснительной записке к законопроекту: «… в Москве остается значительный объем морально и физически устаревшего жилищного фонда, требующего срочного обновления. … Применение при реновации жилищного фонда правовых механизмов переселения из аварийного жилья невозможно к тем домам, которые морально и физически устарели, являются ветхими, но формально не соответствуют установленным законодательством критериям аварийности и не могут быть признаны аварийными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Согласно поправкам Правительства РФ к законопроекту о реновации московского жилья «под реновацией жилищного фонда в городе Москве (далее также – реновация) понимается совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, …».
В предварительный список программы реновации вошли 4566 домов в 85 районах Москвы независимо от состояния их конструктивных элементов и инженерных систем и без информирования жителей о таковом.
Исходя из этого, целью реновации является не расселение из аварийного и ветхого жилья, а лишь предотвращение аварийности еще не аварийных домов.
3. Необоснованно использует единственный способ реализации программы реновации - только снос жилых домов
В качестве единственного способа реновации предлагается снос жилых домов. Между тем, давно и успешно, в т.ч. и в городе Москве, применяются технологии комплексной реконструкции домов (методами надстройки, обстройки и др., а также в результате капитального ремонта). В своих рекомендациях Совет неоднократно обращал внимание органов государственной власти на необходимость их активного использования в связи с гораздо меньшей затратностью и большей эффективностью в сравнении с существующими способами жилищного обеспечения. Более 30 обратившихся в Совет инициативных групп жителей - собственников жилых помещений в многоквартирных домах (в т.ч. по решениям общих собраний домов, ЖСК и ТСЖ) готовы провести комплексную реконструкцию своих жилых домов с надстройкой верхних этажей за счет собственных средств и других внебюджетных источников финансирования, что позволит их жителям улучшить жилищные условия в своих же домах фактически по себестоимости строительства.
Совет поддерживает их обоснованную просьбу к Мэру Москвы С.С. Собянину о необходимости скорейшего создания штаба по разработке и реализации программы реконструкции жилищного фонда в городе Москве.
4. Использует ошибочный и нелогичный подход об участии жителей жилых домов в еще не утвержденной программе реновации
По мнению Совета, является концептуально ошибочным и непрофессиональным сам подход о необходимости сноса всех морально устаревших домов целыми кварталами в зависимости от результата голосования их жителей.
Поход к судьбе каждого дома должен быть индивидуальным, основанным на детальных расчетах его долговечности и возможности капремонта и реконструкции. Лишь после этого можно обсуждать судьбу домов с жителями.
В настоящее время при отсутствии федерального закона, регулирующего основания и процедуру реновации сносимого жилья, жители реновируемых домов находятся в неведении относительно условий переселения и существенных характеристик предоставляемого жилья, процедуры сноса домов и других гарантий, которые только обсуждаются. И даже сама процедура голосования еще законодательно не регламентирована.
Поэтому в таких условиях даже предварительное голосование за или против участия жилого дома в программе реновации нелогично, поспешно и заведомо не может быть объективным.
5. Содержит рекомендуемые Советом к исключению положения, способные использоваться в качестве злоупотреблений и необоснованно предоставляющие возможность: - предоставления градостроительного плана земельного участка, проведения государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство и осуществление строительства без образования земельного участка, что противоречит основам гражданского, земельного и градостроительного законодательства, т.к. на необразованный земельный участок нельзя выдать ГПЗУ и зарегистрировать право; - разрешения осуществлять строительные подготовительные работы до выдачи разрешения на строительство и до положительного заключения государственной экспертизы, что противоречит основам Градостроительного кодекса РФ; - возможности осуществления реновации при наличии неполной документации (сведений, документов и материалов) по планировке территории, в границах которой в соответствии с правилами землепользования и застройки не предусматривается осуществление градостроительной деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Указанные положения позволят не соблюдать требования технических регламентов, сводов правил, включая санитарно-эпидемиологические требования, требования пожарной безопасности и др., при подготовке документации по планировке территории, осуществлении архитектурного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, что может негативно отразиться на безопасности жителей г. Москвы и сбалансированности систем инженерного, транспортного и иного градостроительного обеспечения.
Столь нелогичная норма, в частности, позволит строить многоквартирные жилые дома любой высоты впритык друг к другу, с не соответствующими требованиям безопасности несущими конструкциями и лифтами, при отсутствии либо с недостаточным количеством парковок, школ, детских садов, поликлиник, больниц, с крошечными дворами либо без озеленения дворов, без парков и т.д.
Более того, в связи с тем, что строительство будет вестись без выделения земельных участков, все строящиеся в зонах реновации дома могут быть в любой момент признаны самовольными постройками с возложением на собственников обязанности по их сносу и выселению без жилья и без компенсации.
6. Нарушает право частной собственности собственников жилых и нежилых помещений в сносимых многоквартирных домах (включая использование ранее собранных денежных средств на капитальный ремонт), а также неприкосновенность жилища и право жителей на свободный выбор места жительства
Возможность включения жилого дома в программу реновации решением 2/3 от общего количества собственников помещений в жилом доме грубо нарушает право частной собственности остальной 1/3 собственников, не согласных с отчуждением своего имущества и переездом в другой жилой дом, т.к. договариваться о переселении надо с каждым собственником, и безосновательное принуждение к переселению недопустимо.
Совет обращает внимание, что даже на уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме требуется согласие всех собственников помещений (часть 3 статьи 36 ЖК РФ). По изложенным основаниям указанное правовое регулирование также не соответствует конституционно значимым целям, установленным частью 3 ст. 55 Конституции РФ, а также статье 25 Конституции РФ о неприкосновенности жилища (как собственников, так и нанимателей по договору социального найма) и статье 27 Конституции РФ о праве каждого на свободный выбор места жительства.
Положение об использовании уплаченных взносов на капитальный ремонт сносимого многоквартирного жилого дома «на цели реализации программы» без специального решения об этом собственников помещений многоквартирного дома не согласуется с общим порядком использования средств фонда капитального ремонта, установленным статьей 174 ЖК РФ, и также нарушает право частной собственности их плательщиков.
7. В части создания Московского фонда реновации жилой застройки и его освобождения от налогообложения (законопроект № 122881-7), а также ответственности перед дольщиками
Совету не ясны правовые основания: - освобождения учредителей указанного Фонда от ответственности по его обязательствам в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения фондом своих обязательств по договорам участия в долевом строительстве многоквартирных домов, - освобождения Фонда от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость.
Непонятно, кто же будет нести ответственность перед гражданами в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения фондом своих обязательств по договорам участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
Вызывает сомнение и целесообразность освобождения фонда от обязанностей налогоплательщика и неполучения в связи с этим значительных налоговых поступлений в бюджеты разных уровней бюджетной системы от реализации программы реновации.
Предоставляемые фонду преференции по безвозмездному получению земельных участков, отступлению от стандартных строительных процедур для ускорения строительства, отсутствию обязательств по выполнению требований по страхованию ответственности перед дольщиками, освобождение от ответственности перед ними, а также от налогообложения дают фонду необоснованные преимущества перед другими участниками рынка.
Более того, предоставляемая фонду возможность закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного правовым актом Правительства Москвы в целях реализации решений о реновации жилищного фонда г. Москвы, учитывая объем программы реновации, может еще более монополизировать строительный рынок в г. Москве.
Таким образом, по мнению Совета, само создание Московского фонда реновации жилой застройки как оператора программы переселения и очередной монополии в строительном секторе Москвы с необоснованными преимуществами перед другими участниками рынка является коррупциогенным фактором.
На основании изложенного, во избежание очевидного градостроительного, инфраструктурного и транспортного коллапса, Совет рекомендует Государственной Думе учесть изложенные предложения при рассмотрении законопроекта о реновации московского жилья во втором чтении а также законопроекта № 122881-7, и либо их отклонить, либо отложить принятие минимум на 6 месяцев, чтобы подготовить их без спешки и не усиливать социальную напряженность в преддверии президентских выборов.
Для детальной проработки возможных технологических решений с участием профильных органов власти, специалистов и жителей нуждающихся в реконструкции домов Совет рекомендует создать штаб по разработке и реализации программы реконструкции жилищного фонда в городе Москве.
Настоящее заключение принято Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования "7" июня 2017 г.
Заместитель председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Е.А.Бобров
president-sovet.ru