Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Реновация промзон


Промзона «Очаково» — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Цитата

«На этих территориях будет развиваться научная и промышленная деятельность. Для этого планируется развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, природных и озелененных территорий. Жилых объектов там не будет», –

Сергей Лёвкин

Руководитель Департамента градостроительной политики

Промзона «Северное Очаково»

 

 

Площадь территории - 398,8 га.

Здесь располагаются объекты инженерной инфраструктуры городского значения, производственные и общественно-производственные здания, крупные административные комплексы:

  • ОАО «Мосэнерго»,
  • ОАО «Московский межреспубликанский винодельческий завод»,
  • ОАО «Вимм-Биль-Данн»,
  • ООО «Мясоперерабатывающий завод «КампоМОС»,
  • ЗАО «Кунцевское»,
  • ОАО «Московский хладокомбинат № 14»,
  • ЗАО «Корпорация «Единая международная сеть таможенных складов».

С северной стороны от территории производственной зоны расположен природный заказник «Долина реки Сетунь». Вдоль МКАД проходят линии электропередач.

Электроподстанцию «Очаково» реконструируют, также построят административно-складской комплекс площадью 1,6 тыс. кв. м. На участке, ограниченном МКАД, южным дублером Кутузовского проспекта, ул. Рябиновая и Генерала Дорохова, появится общественная застройка. Там разместятся логистические, коммунальные, складские и торговые объекты.

Территорию благоустроят, высадят деревья и кустарники.

 

Промзона «Южное Очаково»

 

 

Территория промзоны «Южное Очаково» ограничена МКАД (51 км), южным дублером Кутузовского проспекта, улицами Рябиновая и Генерала Дорохова. 

Площадь территории - 259,6 га.

Там разместят пожарное депо и мусоросортировочный комплекс.

 

 

stroi.mos.ru

Как преобразуют северную часть промзоны «Соколиная гора»? — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Здесь появится жилой комплекс с нежилыми помещениями на первых этажах домов и подземным гаражом-стоянкой на 276 машиномест. Кроме того, возведут общественно-жилой высотный комплекс с гаражом-стоянкой на 660 машиномест. Их строительство уже ведется, завершить работы планируется до конца 2017 года.Также будет построен блок начальных классов, который при необходимости будет трансформироваться в детский сад (и наоборот). Садик сможет принять 175 малышей, БНК - 350.

На реорганизуемой территории строители возведут православный храм на 300 прихожан с домом причта.

На прилегающем участке по адресу: проспект Буденного, вл. 51А планируется реконструировать торгово-бытовой объект с надстройкой и пристройкой. Кроме этого, будет надстроено и отдельно стоящее офисное здание, у которого появится и пристройка. 

 

 

 

 

Здесь построят наземно-подземный гараж на 400 машиномест. Также предусмотрено строительство гаража на 200 машиномест и наземного паркинга на 180 машиномест для посетителей торгового центра. Всего при реализации проекта будет создано 1955 машиномест.

В результате жители района Соколиная гора получат новую инфраструктуру. Реализация проекта позволит увеличить население вдвое.

 

 

В 400 метрах от промзоны находится станция метро «Шоссе Энтузиастов». В дополнение к ней жители получат наземную станцию на Московской кольцевой железной дороге (МКЖД) с транспортно-пересадочным узлом. Это позволит интегрировать метро и железнодорожное сообщение в единую транспортную сеть. Пассажиры смогут совершать удобные пересадки, выбирая оптимальный путь движения - по железной дороге, на метро или наземным общественным транспортом.

 

 

Так сегодня выглядит промзона: идет строительство жилого комплекса. 

 

 

 

 

 

 

А так ЖК будет выглядеть после реализации проекта: 

 

 

Территория под эстакадой Северо-Восточной хорды и ТПУ на МКЖД:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

stroi.mos.ru

Новые проекты реновации московских промзон

Текст: Николай ЛукьяновФотографии предоставлены Агентством архитектурных новостей портала Архи.ру и Информагентством СА "Архитектор"

Весной и в начале лета 2014 г. в столице состоялись презентации проектов реновации двух крупных производственных зон с более чем вековой историей. В апреле на пресс-конференции в Москомархитектуре были подведены итоги международного конкурса на разработку архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Серп и Молот». 5 июня эксперты и журналисты получили возможность ознакомится с шестью проектами капитального преобразования комплекса ликеро-водочного завода «Критсталл». На месте двух расположенных неподалеку друг от друга к востоку от Садового кольца промышленных предприятий предполагается построить уникальные урбанистические комплексы многофунционального назначения.

«Серп и Молот».

Завод был основан в конце XIX века французским предпринимателем Юлием Гужоном. В канун Первой мировой войны он уже стал крупнейшим в Москве металлообрабатывающим предприятием с семью мартеновскими печами, выплавлявшими 90 000 тонн стали. Строительство новых индустриальных корпусов «Серпа и Молота» продолжалось вплоть до 1970-х годов. В постсоветское время промышленное производство на заводе резко сократилось. В 2007 г. правительство Москвы приняло решение о реорганизации территории и возведении на ней жилых микрорайонов и многофункциональных общественных зон по соседству с частично сохраняемыми производственными помещениями.

На рубеже тысячелетий пространство завода было рассечено почти пополам Третьим транспортным кольцом. В условиях быстрого роста количества личных автомобилей в Москве необходимость сделать крайне неэффективно используемую гигантскую промзону транспортно проницаемой стала совершенно очевидной. Все, кто хотя бы однажды проезжал по юго-восточному участку ТТК, согласятся и с тем, что примыкающая к трассе территория крайне загазована, а значит, налицо самая настоятельная потребность в максимально возможном увеличения количества зеленых насаждений в этом районе Москвы.

20 марта 2013 известная девелоперская компания «Дон-Строй Инвест» представила на утверждение в Архитектурный совет города Москвы мастер-план размещения на участке «Серпа и Молота» к востоку от ТТК крупного жилого района и нескольких комплексов общественного назначения. По итогам обсуждения проект был отвернут из-за отсутствия целостной концепции развития всей территории промзоны, банальности объемно-пространственной композиции массива жилья, неудовлетворительного решения транспортной проблемы и полного пренебрежения авторов к экологической проблематике. Архсовет Москвы рекомендовал застройщику подойти к решению задачи более ответственно и привлечь к решению вопроса о дальнейшей судьбе территории завода лучшие архитектурно-урбанистические силы на основе конкурсного проектирования.

Конкурс был объявлен 10 сентября 2013 г. Его заказчиком выступила компания «Дон-Строй», организатором стал НИиПИ Генплана Москвы. Перед конкурсантами была поставлена задача создать не просто новый район столицы, но настоящий «город в городе»,тесно связанный с окружающей застройкой и всей структурой мегаполиса, отвечающий мировым стандартам обеспечения устойчивого развития и обладающий уникальным архитектурным своеобразием. В соответствии с проектным заданием, более трети из общего объема полезной площади возводимых на территории «Серпа и Молота» зданий и сооружений должны быть использованы под жилье. Преобладающая часть офисов и других мест приложения труда намечено разместить в общественно-деловом центре. Еще одним ключевым сооружением бывшей промзоны предполагается сделать возводимый там крупный физкультурно-оздоровительный комплекс.

Заявку на участие в творческом соревновании подали 52 команды, объединившие 157 компаний из 17 стран. Право на прохождение предварительного квалификационного отбора получили только те архитектурно-градостроительные проектные организации и консорциумы, которые смогли обеспечить слаженную работу высококвалифицированных специалистов целого ряда взаимосвязанных отраслей, включая жилищно-общественного строительство, инженерию, управление общественными пространствами, программирование территории, экологию и социологию. В каждой творческой команде иностранные проектировщики и другие профессионалы работали совместно с российскими коллегами. Решающим критерием квалификационного отбора стал анализ портфолио конкурсантов.

21 ноября представительное международное жюри с участием всемирно известных архитекторов и урбанистов Рикардо Бофилла, Ханса Штимманна и Оливера Шульце огласило результаты первого этапа своей работы. В число финалистов, получивших право непосредственно на разработку концепций развития территории «Серпа и Молота», вошли консорциумы, возглавляемые нидерландскими проектными фирмами MVRDV и KCAP, французской студией Ateliers Lion associés, английским бюро LDA Design и известной российской частной архитектурной мастерской «Проект Меганом».

Отведенных проектировщикам двух месяцев оказалось недостаточно и 6 февраля жюри постановило предоставить участникам творческого состязания дополнительное время. Вновь собравшись в конце апреля, оно определилось со своими предпочтениями, однако окончательный выбор победителя конкурса остался за будущим заказчиком дальнейшей детализации проекта – компанией «Донстрой». Каждая из представленных концепций выполнена на высоком профессиональном уровне и, в принципе, может быть реализована. Проанализировав в апреле работы пяти команд, жюри оценило их по рейтинговой системе.

Хотя консорциум De Arcitekten CIE получил наименьшее число балов, плюсов в его проекте явно больше, чем минусов. Очень благоприятное впечатление производит предложенное авторами максимально обильное озеленение. Композиция структурирована вокруг вытянутый во всю ширину участка центральной парковой зоны, расположенной перпендикулярно трассе Третьего кольца и частично непосредственно над этой транспортной магистралью. Четко очерчена сетка улиц, очень артикулировано выразительное контрастное противопоставление общественных и приватных пространств.

Интересны довольно пластичная объемно-пространственная композиция и основанное на желто-зеленой цветовой гамме колористическое решение, создающее довольно лиричный эффект визуальной переклички окраски зданий этого нестандартного нового мини- города с летней и зимней парковой листвой. Своей величиной в пропорциональном соотношении с общей площадью территории и прямоугольной конфигурацией сердцевина парковой зоны напоминает нью-йоркский Центральный парк.

Две другие части зеленого пространства тоже вытянуты в длину и «дотягиваются» до крупных массивов зелени, расположенных за пределами территории реорганизуемого завода. Волей авторов даже часть шоссе Энтузиастов превращается в бульвар. Видимый минус проекта – несколько чрезмерная для московской традиции рациональность планировки, однако с учетом того, что совсем неподалеку от преобразуемого «Серпа и Молота» находится Лефортово, спроектированный комплекс можно воспринимать как своеобразный современный аналог Немецкой слободы.

Концепция консорциума во главе с «Проектом Меганомом» тоже безоговорочно отдает главную системообразующую роль в компоновке района возрождаемым из небытия элементам природного ландшафта. Новой осью композиции, правда, не прямой, а живописно изогнутой, становится «Зеленая Река», выводящая к набережным Яузы и крупным городским паркам. Своими очертаниями она неуловимо напоминает контуры Москвы-реки. Зелень широко «разливается» по всему пространству бывшего индустриального гиганта. Относительно небольшая плотность застройки оставляет ощущение простора. Разомкнутость дворов большинства зданий создает систему взаимоперетекающих пространств.

Несмотря на элементы квартальной планировки и даже на создание зрительных подобий кварталов старого московского центра, это, по меньшей мере наполовину, модернистский микрорайон. Объемы зданий подчеркнуто геометричны, их архитектурное оформление основано на эстетике минимализма, а два фронта одинаковых домов повышенной высотности по обе стороны Третьего кольца заставляют вспомнить градостроительные мечты советских шестидесятых. В то же время, согласно замыслу авторов, преобладающая часть реорганизуемой территории должна стать огромной пешеходной зоной. В проекте вполне очевидны интенции «урбанистической терапии», связанной с намеченным качественным оздоровлением экологической ситуации и с «успокаивающей глаз» контекстуальной планировкой

Проект занявшего третье место консорциума LDA Design для Москвы очень экзотичен. Его новый «Серп и Молот» резко выделяется из окружающей застройки. Силуэт района формируют высотные дома и крупные общественные сооружения весьма причудливых очертаний. Здесь тоже налицо желание создать «город-сад», выраженное, в данном случае, особенно ярко – рост застройки по вертикали тесно связан с желанием авторов оставить как можно больше место для зеленых просторов. Подводя итоги конкурса на пресс-конференции 25 апреля, главный архитектор столицы Сергей Кузнецов особо отметил наличие в этом проекте «домов-магнитов», создающих вокруг себя полюса притяжения. В то же время практическое отсутствие приватных пространств делает запроектированный на месте старого завода мини-город не слишком уютным. Московской специфики, выявления «гения места» в нем явно не хватает: комплекс, задуманный LDA Design, скорее похож на некоторые создаваемые с участием европейских архитекторов современные районы городов Китая.

Совсем другими, во многом прямо противоположными, качествами отличается проектная концепция Ateliers Lion associés. Основное внимание авторов направлено на органичное встраивание доселе закрытой индустриальной зоны в городскую ткань. Улицы, прокладываемые через территорию «Серпа и Молота», предназначены и для внутренних коммуникаций, и для транзитного движения транспорта. Общее количество домов здесь гораздо большее, чем в других проектах. Они выглядят, на первый взгляд, достаточно обыденно, но, благодаря удачной компоновке, явно могут послужить примером для множества других полифункциональных районов. Зеленым пространствам французские архитекторы уделили никак не меньшее внимание, чем все другие конкурсанты, однако работа бюро из Лиона выгодно отличается на общем фоне, поскольку производит впечатление проявления четко сбалансированного подхода ко всем аспектам проектного задания.

Победителем в рейтинговом голосовании членов жюри конкурса стало нидерландское бюро МVRDV, недавно занявшее третье место на конкурсе по Зарядью. Плотность застройки у этих авторов значительно разреженнее, чем у лионцев, а зелени гораздо больше. В целом оба проекта достаточно схожи, но архитекторы из Роттердама внесли в свою работу дополнительный яркий штрих, явно повлиявший на окончательный выбор жюри – они постарались максимально сохранить элементы индустриального наследия «Серпа и Молота» и сделать их визуальным символом преобразуемой территории.

В создаваемом, по данной версии, комплексе, должно быть построено значительное количество домов с красными стенами, соответствующими эстетике лофтов. Авторы победившей концепции не боятся замкнутых дворов, поэтому район выглядит не подчеркнуто современным, а не имеющим возраста. Это не начало «новой жизни с чистого листа», а продолжение давней непрерывной традиции. Именно поэтому проект МVRDV даже чисто визуально выглядит наиболее предпочтительно, а главное, он в максимальной степени отвечает целям и задачам, сформулированным организаторами конкурса.

«Серп и Молот» - вторая по значению и величине реорганизуемая индустриальная территория Москвы после ЗИЛа. Завершившийся конкурс - впечатляющий прецедент наиболее оптимального подхода к преобразованию исчерпавших свой ресурс крупных промзон и других неэффективно используемых городских пространств.

«Кристалл»

Разработка планов по преобразованию территории завода «Кристалл» - инициатива управляющей компании «Крайс-Девелопмент». Около двух лет назад все производственные мощности старейшего столичного ликеро-водочного предприятия были переведены в дальнее Подмосковье. Завод основан в 1901 г. Его главное здание возводилось по проекту архитекторов московского модерна Николая Фалеева и Виктора Величкина. Ансамбль стильных красно-кирпичных построек хорошо сохранился и было бы по-настоящему заманчиво открыть его городу, сделав доступным для широкого обзора всеми желающими.

Эстетическая привлекательность может быть успешно конвертирована в коммерческую выгоду застройщиков, однако готовых программ редевелопмента комплекса пока нет. Разработку предложений по функциональному использованию территории и ее отдельных частей взяли на себя несколько проектных бюро, представивших авторские концепции реновации «Пространства Кристалл» на неформальный творческий конкурс, организованный Информационным агентством «Архитектор».

«Мастерская архитектурного проектирования», руководимая Александром Порошкиным, предложила рассматривать «Пространство Кристалл» как потенциальный центр целого «созвездия» преобразованных производственных территорий к востоку от Курского вокзала. Вдоль Яузы намечено создать непрерывную зеленую зону и построить через реку пешеходный мост в сторону «Артплея». Конгломерат сохраняемых исторических построек завода становятся основой композиции нового многофункционального комплекса.

Часть старых корпусов надстраивается. Новые здания сомасштабны соседям. Характерная для фабрик и лофтов кирпичная облицовка контрастно и очень выразительно сочетается с остекленными поверхностями. Расположенные по периметру территории более высокие дома визуально объединяют преобразованный ансамбль с окружающей застройкой. Грани их прямоугольных объемов выкрашены в контрастные цвета. Фасады, обращенные вглубь комплекса, соответствуют исторической колористике «Кристалла».

Преобладание прямых углов – ключевая особенность планировочной структуры создаваемого района. Его основная часть почти полностью замкнута и представляет собой систему сомасштабных человеку сложных взаимоперетекающих пространств, напоминающих небольшие площади европейского города с многовековой историей. Здесь тоже сочетаются постройки двух столетий, и эта разновременность акцентирована: фасадам начала XX века экспрессивно противопоставлены новейшие ассиметричные ряды оконных проемов в стилистике известных построек С. Скуратова. Периметральные зоны больше напоминают фрагменты типовых микрорайонов, но тоже отличаются эксклюзивным авторским решением.

Один из домов структурирован по типу небольших «сот» в духе японского метаболизма. Кровли верхних «сот», также как и многие другие плоские крыши, озеленены. Подобные же зеленые смотровые площадки над надстроенными каменными цистернами, должны, как задумано, стать местом проведения презентаций. Еще одну выигрышную «точку» обзора комплекса авторы концепции поместили в небольшой остекленный объем, соединивший на значительной высоте над землей две бывшие фабричные трубы, вокруг одной из которых вытянута спиральная лестница.

Трамвай - единственный допущенный здесь наземный вид транспорта. Некоторые из «мобильных элементов», которые, по замыслу архитекторов, будут передвигаться по рельсовым путям, намечено использовать в качестве передвижных кафе, арт-галерей и просто рекреационных площадок с газонами и деревьями. Пространство комплекса намечено сделать разноуровневым и обустроить приватную зону при живых домах значительно выше, чем открытые для всех магазины, выставочные залы, а также офисные центры. Крупные автомобильные паркинги и зоны разгрузки разместятся под землей.

Очень схожую концепцию представило архитектурное бюро BADR под руководством Петра Васильева. Авторы задумали «создать впечатление, что застройка квартала происходила постепенно, в течение многих лет, что тут успел поселиться дух времени и места geniusloci». Впрочем, хотя архитектурное решение новых зданий здесь более разнообразно, чем в предыдущем проекте, по-настоящему стилизованных «под старину» новых построек здесь совсем немного – их всего две, и они размещаются не в центре, а на периферии комплекса, в реконструируемой парковой зоне неподалеку от берега Яузы.

Остальные представленные на визуализациях современные дома своей «новодельности» не скрывают, хотя некоторые из них представляют собой реконструированные старые промышленные сооружения. Еще часть проектируемых новостроек выделяется более строгим, чем у «соседей», ритмом оконных проемов. Эти здания визуально схожи с объектами наследия классического модернизма и как бы замещают собой отсутствующий пласт архитектурного наследия недавнего времени .

В целом, формируемый фрагмент городской среды отличается психологически комфортным сочетанием высокой плотности и относительной малоэтажности застройки. Разнообразие высоты (от 3 до 12 этажей), окраски и фасадных композиций зданий создает эффект живописности силуэта нового градостроительного ансамбля. Система визуальных связей между преобразуемой территорией и окружающими ближними и дальними вертикальными доминантами тщательно продумана.

Дома, расположенные по периметру, отгораживают «Пространство Кристалл» от окружающей панельной застройки. Общая планировка комплекса одновременно рациональна и нарочито усложнена c введением элементов двухярусности пешеходного пространства. Каждый из дворов отличается по конфигурации от остальных. Многие плоские кровли должны быть озеленены и использоваться как дополнительное пространство для отдыха и общения. Зону рекреации дополняют парк с велодорожками и вновь создаваемая пешеходная набережная Яузы, соединяемая новым мостом с основной территорией «Артквартала» на противоположном берегу.

Общественные и жилые зоны нового «Кристалла», по замыслу авторов, тесно переплетены друг с другом, как в настоящем старом историческом городе. Первые этажи домов, формирующих фронт улиц, отводятся под апартаменты, офисы, небольшие магазины, кафе, рестораны и другие объекты сферы услуг и досуга. В планы архитекторов входит также создание на территории «Пространства» объектов инфраструктуры культуры и спорта, однако подробности этого замысла пока не проработаны.

Проблема ограничения автомобильного движения в проекте «BADR» решается хотя и не столь радикально, как в концепции «МАП», но тоже очень продуманно и последовательно и тоже с акцентом на особую роль нового трамвайного маршрута (в данном случае речь идет о прокладке рельсового пути до Курского вокзала). Под землей создается целая сеть паркингов и загрузочная зона крупного торгового центра . Один из проектируемых тоннелей должен обеспечивать транзит между Золоторожской набережной и Самокатной улицей.

Отличительная особенность проектных предложений П.Васильева и его соавторов – большое внимание к вопросам энергоэффективности. По их версии, в «Пространстве Кристалл» будут собственные солнечные батареи и ветряные турбины, геотермальные тепловые насосы и рекуператоры воздуха, теплоэлектроцентраль и вентиляционный лабиринт. Намечена система мер по снижению водопотребления, предусматривающая активное использование передовых технологий очистки и утилизации сточных вод.

Архитектурное бюро ADE Project во главе с Виктором Туриком подошло к делу совершенно иначе. Исторический ансамбль «Кристалла», по их замыслу, сохраняется без изменений в облике зданий, но при этом его внутреннее пространство озеленяется по строгой геометрической схеме, прочерченной с использованием не только линейки, но и лекал. Значительная часть бывшей промзоны должна быть вымощена брусчаткой. Почти в каждом из старых и новых дворов запланировано размещение скульптурных элементов. Все новые здания возводятся по периметру участка и превращаются в выразительное контрастное обрамление комплекса дореволюционных построек, вход на территорию которого акцентируется въездной аркой.

Каждый из вновь возводимых домов состоит из примыкающих друг к другу разноэтажных частей. В планировочной структуре большинства новостроек преобладает мотив полукружия. На общем фоне выделяются два компактных здания башенных пропорций. Одно из них отличается очень необычной планировкой на основе двух эллипсов, меньший из которых вписан в более крупный. Восточнее главного корпуса завода располагается три офисных здания, c трех других сторон старый «Кристалл» окружают жилые дома. Высота самого низкого из них составляет пять этажей, самого высокого – четырнадцать. Западнее, у берегов Яузы, располагаются две вытянутые вдоль границ участка гостиницы c возрастающей по направлению вглубь комплекса этажностью (от 8 до 12 этажей).

Проект ADE предусматривает очень активное использование подземного пространства. Под зоной гостиниц и частью примыкающего к ней полукружия многоэтажных жилых домов запланировано размещение крупного торгового центра. Подземные паркинги устраиваются почти под всеми новыми зданиями, за исключением возводимых в северо-восточной части преобразуемой территории. С Золоторожской набережной комплекс соединяется подземным тоннелем.

Вопрос о функциональном использовании сохраняемого ядра старого «Кристалла» авторы оставляют открытым, отмечая лишь, что оно должно стать зоной отдыха. Это означает, что в бывших помещениях ликеро-водочного завода могут быть и выставочные залы, и центры зрелищных мероприятий городского значения. Вполне вероятно, комплекс отреставрированных промышленных зданий эпохи модерна имеет шансы занять достойное место среди объектов автобусных экскурсий для туристов. В то же время о создании креативной среды по типу «Артплея» и «Винзавода» речь в данном случае не идет – проектировался, прежде всего, обычный жилой район с видом на достопримечательность с добавлением столь же традиционного конгломерата бизнес-центров.

«Архитектурная мастерская Андрея Некрасова» тоже пошла по наиболее простому пути. В ее концепции единственным преимущественным функциональным назначением перепрофилируемой территории называется размещение жилья и апартаментов. Сохраняемая наиболее ценная часть исторического ансамбля «Кристалла» окружается сетью небольших кварталов, состоящих из компактных домов. Пропорциональное строение зданий, дворов и уличных проездов выполнено с таким расчетом, чтобы роль наиболее масштабного сооружения комплекса оставалась за историческим главным корпусом 1901 года. Ни один из кварталов не повторяет конфигурацию другого. Почти все новые дома – это незамысловатые геометрические объемы, формирующие столь же внешне бесхитростный ступенчатый силуэт комплекса в целом, на фоне которого старые промышленные постройки смотрятся особенно выигрышно.

Наиболее крупные кварталы более усложненной формы А. Некрасов и его коллеги размещают на периферии участка. Для удобства их жителей архитекторы задумали разместить внутренние дворы высоко над землей. Из этих недоступных посторонних полуприватных пространств будут открываться эффектные виды на историческое ядро комплекса. Задуманы и смотровые площадки, открытые для всех. Их устройство в виде галерей предполагается на крышах главного здания завода и примыкающего к нему корпуса. Подняться туда, по замыслу авторов, гости «Кристалла» смогут по системе пандусов, которые сами по себе выглядят как «аттракцион», способный привлечь немало москвичей и туристов.

Еще одна сильная сторона проекта известного профессора Московского архитектурного института и его коллег – намеченное создание нескольких новых улиц, явно улучшающих структуру автодорожной сети целого городского района. Авторы предложили собственный вариант нового парка на берегу Яузы в комплекте с пешеходным мостом. Их концепция не предполагает излишне глубокого, сложного и удорожающего строительство подземного пространства – в данной версии оно сводится исключительно к паркингу.

Пятая проектная концепция преобразования территории «Кристалл» поступила из Италии, от архитектурного бюро Frigerio Design Group. Энрико Фриджерио и его коллеги намерены заключить сохраняемые элементы старого ансамбля в оправу из довольно однотипных разновысотных и разноцветных зданий прямоугольной конфигурации с ассиметричными, как общее правило, фасадами. Замкнутых дворов в этом проекте нет – есть система общественных пространств, наиболее репрезентативные из которых превращены в «драгоценные сады», напоминающие о старинных виллах Апеннинского полуострова.

Примыкающий к заводу городской парк авторы концепции намерены расширить и оформить в едином ключе с рядом участков на периферии «Кристалла». Дома, как и у других авторов, в основном предназначены под жилье, но предусмотрены помещения и для выставочных залов, запланировано и строительство спортивных объектов. В южной части комплекса Э.Фриджерио предлагает создать классическую пешеходно-рекреационную улицу, расширяющуюся к юго-западу до масштабов площади.

Там же, на границе с парком у Яузы, по замыслу архитекторов, должна быть возведена монументальная гостиница, возвышающаяся над крупным двухярусным стилобатом. Ее облик задумано сделать в максимальной степени соответствующим названию территории – зрительно уподобить огромному кристаллу. На широких балконах и лоджиях нескольких этажей отеля высаживаются деревья.

Их несколько избыточное присутствие явно должно обозначать, что здание, скорее всего, планируется построить с учетом международных экологических стандартов. Через остекленные боковые грани стилобата открывается вход в подземный торговый центр «Кристалл Молл». Вполне вероятно, проект заслуживает гораздо большего внимания, но в своей презентации его авторы предпочли сделать акцент лишь на тех аспектах, о которых мы рассказали.

Выбор победителя этого неформального конкурса – за компанией «Крайс Девелопмент». Тем не менее, проекты опубликованы и представлены на суд общественности, а значит, любое квалифицированное мнение за или против каждой из пяти концепций очень важно. Профессионалы должны сказать свое слово. Окончательное решение о судьбе «Кристалла» еще не вынесено.

_____________________

В основу обзора положены статьи, ранее опубликованные автором на портале Архсовета Москвы -  http://archsovet.msk.ru/article/konkursy/serp-i-molot-integraciya-v-megapolisи сайте Информационного агентства «Архитектор» (Architektor.ru) - http://www.architektor.ru/media/1512/

ardexpert.ru

Соколиная гора — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Промзона «Соколиная гора»

Находится в Восточном административном округе, в промежутке между ТТК и МКАД

 

 

Соколиная гора - промышленное «сердце» Москвы

Идет строительство жилого комплекса со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями в первых этажах и подземным гаражом-стоянкой и общественно-жилого высотного градостроительного комплекса (ВГК) с гаражом-стоянкой. Их планируется ввести в конце 2017 года.

Кроме того, получено разрешение на строительство комбинированного блока начальных классов с возможностью трансформации в детский сад (и наоборот) в зависимости от потребности системы образования. Садик будет рассчитан на 175 малышей, блок начальных классов – на 350.

Если посмотреть на карту Москвы, то территориальные границы всей промзоны имеют форму сердца, и в этом есть некий знак - здесь находятся крупнейшие заводы оборонной и легкой промышленности, предприятия машиностроения, а также научно-исследовательские институты. Чем не промышленное сердце столицы?

Через промышленную зону «Соколиная гора» пролегает шоссе Энтузиастов и делит ее на две части. С одной стороны от промзоны расположено Казанское направление Московской железной дороги, с другой - Малое железнодорожное кольцо. В самом центре «Соколинки» разместился грузовой железнодорожный коридор (сортировочный парк «Перово-4» и локомотивное депо «Москва-Сортировочная»).

Среди крупнейших предприятий столицы на территории промзоны находятся ЗАО «Красная заря», ОАО «Московская шерстопрядильная фабрика», ОАО «Московский машиностроительный завод «Вперед», ОАО НПП «Сапфир» и другие. Здесь располагается ТЭЦ-11 им. Уфаева, которая обеспечивает электроэнергией и теплом население всего Восточного округа столицы, а также предприятия оборонного комплекса (среди них одно из крупнейших - ФГУП «ММПП «Салют») и московский метрополитен.

 

 

 

 

История промзоны

Промышленная зона «Соколиная гора» находится в старом московском районе с одноименным названием, история которого насчитывает около трехсот лет.

Жизнь этого района неотделима от судьбы села Семеновское, которое было расположено на левом берегу реки Яузы. Это место славилось не только знаменитым гвардейским Семеновским полком, но и «потешным» (т.е. предназначенный для «потехи» - развлечений) соколиным двором, где содержали соколов и кречетов для царской охоты.

Охота была любимым развлечением великих князей и царей. Ее настоящим знатоком и любителем был государь Алексей Михайлович (второй русский царь из династии Романовых, 1629 - 1676), который содержал целый штат охотников. При его правлении лесные рощи вокруг Москвы были отведены под царскую охоту, где частным лицам охотиться было запрещено под страхом жестокого наказания и огромных штрафов.

Только во времена Петра Первого (1672 - 1725) охота стала терять свое первозданное значение и появилась Семеновская солдатская слобода. В начале XIX века владения военных вытеснили дворы мещан и купцов, тогда же возникли первые мануфактуры.

Когда-то рядом с Семеновским располагалось село Введенское. Москвичу название этого места может быть знакомо, пожалуй, лишь по Введенскому кладбищу.

Другим селением на территории Соколиной горы является Благуша. С первой трети XVII века это был район кирпичных заводов, дешевого одноэтажного и двухэтажного жилья. Соседство Благуши с Казанским железнодорожным направлением, по которому в столицу поступал азиатский хлопок, способствовало строительству здесь текстильных фабрик.

В ряд ведущих индустриальных районов Москвы Соколиная гора вошла благодаря строительству фабрик и заводов, а также развитию науки и созданию научно-исследовательских институтов.

Так, в 2003 году территория района увеличилась на 23 процента за счет присоединения промышленных зон районов Перово, Измайлово и Преображенского. Несмотря на то что по своим размерам район Соколиная гора не входит в число крупнейших в столице, это тот самый случай, когда размер не имеет значения. В начале прошлого века это была фабричная окраина Москвы, но уже сегодня район граничит с Центральным округом столицы.

 

Северная часть территории промзоны будет реорганизована

 

 

Что касается реорганизуемой территории промзоны (северной ее части), то здесь расположено единственное предприятие. Это одно из головных предприятий оборонной отрасли «Концерн Моринформсистема «Агат», где на протяжении многих лет разрабатывались и производились автоматизированные системы и комплексы управления боевой деятельностью подводных лодок и надводных кораблей Военно-морского флота, а также системы управления стрельбой всеми видами корабельного оружия.

 

 

Легендарная история концерна берет начало 1 апреля 1942 года, когда было организовано Специальное конструкторское бюро Наркомата судостроительной промышленности СССР (СКБ НКСП), позже преобразованное в Морской научно-исследовательский институт № 1 (МНИИ № 1).

 

 

Именно на базе этого института было создано несколько десятков самых современных на то время систем управления стрельбой из торпедного и артиллерийского оружия, которыми были вооружены практически все типы кораблей в годы Великой Отечественной войны и после нее. Здесь создавались системы управления стрельбой, которые обеспечили безопасный старт крылатых ракет с различного типа кораблей и при любых погодных условиях на море.

 

 

В 1960 году Морской научно-исследовательский институт № 1 преобразовали в Центральный морской научно-исследовательский институт, а еще через 12 лет появился Центральный научно-исследовательский институт «Агат» (ЦНИИ «Агат»), где разрабатывались средства цифровой вычислительной техники для морских судов.

 

 

stroi.mos.ru

Реновация промзоны Соколиная гора - по программе реновации

Реновация промзоны Соколиная гора очевидна, данный район Москвы является довольно перспективным, однако сейчас он является довольно неудобным для проживания. С одной стороны, здесь расположено 5 станций метро, еще одна находится в шаговой доступности, по локации проходит кольцевая железная дорога. С другой – картину портят местные промышленные предприятия, а также сортировочная станция «Перово-4», которая разрывает контакт с Лефортово, заставляя местных жителей пользоваться объездными путями.

Дорогие читатели! Если у вас остались вопросы, задайте их юристу по реновации по телефону бесплатно: +7 499 577-00-25 доб. 129

Реновация промзоны Соколиная гора в Москве

Что реорганизуют и каким образом

Реновация на Соколиной горе предполагает трансформацию имеющейся индустриальной инфраструктуры в более дружелюбную для проживания. Расположенные здесь производства должны покинуть столицу, а здания, которые они занимали, будут реконструированы для использования современнными предприятиями, не загрязняющими воздух.

Общая площадь местных промзон составляет порядка 300 га, из них около 21 га будут реорганизованы в рамках программы реновации.

Территория под реновацию на Соколиной горе

Над сортировочным парком пройдет широкая озелененная платформа с пандусами, пешеходными и автомобильными дорогами, которая свяжет кварталы, оторванные друг от друга в настоящее время. Кроме того, платформа предоставит место для жилых кварталов, гостиниц, научно-технологических объектов, общественных и административных зданий. По ее центру планируется создать бульвар, а также проложить ветку скоростного трамвая. Непосредственно под платформой разместятся парковки, автомойки и другие объекты для удовлетворения нужд владельцев личного транспорта. Кроме того, станция кольцевой железной дороги будет объединена транспортно-пересадочным комплексом со станцией метро «Шоссе Энтузиастов».

Новая транспортная инфраструктура на Соколиной горе

Подвергнутся реконструкции дороги – шоссе Энтузиастов, проспект Буденного и 3-я улица Соколиной горы. Также здесь будет построена хорда, которая соединит шоссе Энтузиастов и Измайловское.

Имеется проектное предложение, по которому территория завода «Салют», расположенного в промзоне на Соколиной горе, превратится в научно-инновационный центр. Цехам предстоит пройти через реконструкцию и разделению на менее крупные части, которые предоставят в аренду организациям. Кроме того, здесь предусмотрено размещение выставочных пространств, под которые будет отведен самый крупный цех предприятия. В нем также расположится общая зона с инструментами, необходимыми для разработок, что позволит арендаторам использовать их, не затрачивая средства на создание собственной технической базы.

Реконструкция коснется и некоторых действующих объектов инфраструктуры. Так, будут надстроены торгово-бытовое здание по пр. Буденного, 51А, а стоящее недалеко офисное здание получит не только надстройку, но и пристройку.

Какие работы уже ведутся

На данный момент здесь полным ходом идет строительство масштабного жилого комплекса «Золотая звезда», на первых этажах которого разместится подземный автопаркинг на 276 машин. Другие работы по реновации на территории района пока не ведутся.

Что появится на месте промзоны

Так как практически вся промзона Соколиная гора состоит из действующих предприятий, работы по реновации затронут только ограниченную часть площадью около 21 га.

Стартовая площадка в промзоне Соколиная гора

На бывших производственных территориях разместятся жилые комплексы с подземными паркингами, которые смогут вместить 2700 новых жителей. Также здесь предусмотрено строительство начальной школы на 350 учеников, которая при необходимости будет трансформирована в детсад на 175 малышей.

Что построят на месте промзоны

Имеющиеся торговые, офисные и другие здания ждет реконструкция с расширением полезных площадей. Также здесь появятся отдельные гаражные объекты, как подземные, так и наземные. Суммарно, все новые гаражи рассчитаны на 1955 автомобилей.

Не забыты и потребности верующих, для которых при реконструкции промзоны Соколиная гора будет возведен православный храм.

Останутся в районе и рабочие места, причем их количество вырастет. Однако это будут не производственные, а научно-исследовательские предприятия, что позволит снизить экологическую нагрузку.

Промзона Соколиная гора в будущем

Хотя промышленные зоны района и попали в программу реновации, но лишь частично, и большая часть местных предприятий пока продолжает функционировать. Однако, вредные производства в конце концов все-таки переедут, а тем, кто останется, придется пройти глубокую модернизацию и сократить выбросы.

В районе появится новый транспортный узел, будут реконструированы старые дороги – а значит, у жителей существенно поубавится проблем с пробками. Автовладельцев ждут новые паркинги, для любителей ходить за покупками построят новые торговые площади, прибавится здесь и ряд других объектов инфраструктуры, что сделает жизнь более комфортной.

renovar.ru

Реновация промышленных территорий и объектов

Реновация промышленных территорий и объектов

Введение

В структуре развивающегося современного города в последние годы проблема реновации промышленных территорий является особенно актуальной. Под термином реновация понимается адаптивное использование зданий, сооружений, комплексов при изменении их функционального назначения.

Целесообразность реновации, внедрения альтернативных функций обуславливают социальные, экономические, психологические, исторические и эстетические факторы. Многие промышленные предприятия переносятся из центра города на его окраины, в область. При отказе от промышленного использования территории предусматривается снижение негативного воздействия на экологию.

Использование внутренних территорий, архитектурно-пространственная и функциональная организация которых на сегодняшний день не соответствует их градостроительной значимости и потенциалу, обычно не предполагает реновацию и восстановление предприятий. Поэтому одним из вариантов использования территории является полный снос существующего объекта и строительство нового по функциям комплекса с нуля. (Квартал Гелизен Кирхен, Германия, арх. М. Ковальски – на территории завода по производству печей) [Прил. 1].

Но при таком методе значительно увеличиваются затраты на снос объектов, на расчистку территории и так далее. Тем более что во многих случаях производственные здания являются архитектурными памятниками и охраняются государством (что очень характерно для нашего города [для Санкт-Петербурга — прим. ред.]).

Именно поэтому в данной работе я и хочу рассмотреть примеры различных вариантов преобразования промышленных территорий и объектов с сохранением зданий и изменением функции, проанализировать опыт различных стран и архитектурных мастерских.

  1. В.С. Антощенков. Курс лекций «Современное градостроительство»
Приложение 1
Центр искусств и медиатехнологий в Карсруэ

Начать сравнение хотелось бы с примеров из зарубежной практики проектирования.

Первый объект, который мне хотелось бы рассмотреть, — Центр искусств и медиатехнологий в Карсруэ (Zentrum für Kunst und Medientechnologie Karlsruhe), Германия [Прил. 2].

Размещение в 1997 году на территории и в корпусах индустриального предприятия «IKWA-Карлсруэ-Аугсбург» современного общественного центра стало одним из примеров радикального пересмотра роли промышленного объекта в обновлении городского ландшафта. Широкие, высотой в три этажа блоки здания фабрики симметрично расположены вокруг десяти внутренних дворов. Здание выполнено из бетонных рам с заполнением кирпичной кладкой по фасадам. Заброшенное в семидесятые, а затем оккупированное художниками, в конечном счете здание было переведено в ряд памятников промышленной архитектуры.

Конкурс на реконструкцию, обслуживание и расширение здания завода выиграла архитектурная мастерская ASP SCHWEGER ASSOZIIERTE. Архитекторы удачно сохранили здание 1918 года и внедрили новые высокотехнологичные элементы. Например, для избежания негативного влияния шума и вибрации на здание, звуковая студия была вынесена за пределы фабрики в виде большого стеклянного куба перед фасадом.

Современные электронные технологии, как правило, требуют пространство — не более чем обыкновенную коробку, поэтому в промышленных масштабах залов, с крупными пролетами, фабрика представляла потенциально идеальный контейнер.

Перекрыв дворы фонарями и преобразив внутренние пространства, архитекторы добились идеального современного и функционального пространства. Размещенные на крышах солнечные генераторы питают трамвайные пути прилегающих территорий.

Особое внимание на данном объекте было уделено преобразованию участка вокруг здания, попытке создания максимально естественного природного комплекса вокруг здания, тем самым играя контрастами между высокими технологиями и возвращением к природе при выходе из здания. Проблема с парковками была решена устройством заглубленного паркинга на протяжении всего здания. Вся площадь над этим гаражом представляет собой зеленый газон, с восемью модулями искусственного рельефа с посадками деревьев. Модули выполнены из металлических листов, сохраняя таким образом «память места», его индустриальное прошлое.

  1. Mixed media — architectural design of an art center in Karlsruhe, Germany. The Architectural Review, April, 1998 by Layla Dawson
  2. Официальный сайт мастерской ASP SCHWEGER ASSOZIIERTE
  3. В.А. Нефедов. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. — СПб, 2002
Приложение 2
Газгольдеры в Вене

Следующий объект, который привлек мое внимание, — комплекс Газгольдеров в Вене, Австрия [Прил. 3, 4].

Газгольдеры были построены в Вене между 1896 и 1899 годами. Изначально эти громоздкие здания (62 м внутренний диаметр и 72 метра высотой) служили резервуарами для газа, но в 1970 они стали не востребованы и всё техническое оборудование было удалено. Осталась кирпичная оболочка и 90000 кубометров внутреннего пространства, охраняемые как памятники архитектуры.

В 1995 году было принято решение о преобразовании функции существующих газгольдеров в жилье и торгово-деловые помещения. После проведенного конкурса определись 4 архитектурных мастерских, каждая из которых взяла для работы одно из 4-х зданий: Coop-Himmelb(l)au, Manfred Wehdorn, Wilhelm Holzbauer и Jean Nouvel.

Все архитекторы подошли к преобразованию зданий по-разному. У Нувеля внутренняя часть состоит из 9-ти сегментов, расположенных по кругу, с небольшим отступом от существующих стен. Здесь располагается 14-этажное жилье. Внутри расположен торговый центр, перекрытый куполом, имеющий связь со всеми 4-мя газгольдерами, окруженный газоном и растительностью. В проекте у Нувеля также была идея создать собственный микроклимат внутри газгольдера, подвесив под куполом климатическое оборудование, но она не осуществилась.

Газгольдер «B» был поручен мастерской Coop Himmelb(l)au. Если все остальные архитекторы формировали только внутренние объемы, то Вульф Прикс предложил дополнить 3 новых формы, причем одну из них — снаружи, тем самым показывая современную архитектуру тем, кто не попадает внутрь комплекса. Внутри здания – цилиндрический объем с офисами, снаружи — ломаная плоская форма-экран, также с офисными помещениями, а на 1-м этаже располагается многофункциональный зал для общественных мероприятий, магазины и развлечения.

В проекте Ведорн Архитектс внутри газгольдера пространство разделено на 8 секторов, каждый из которых по высоте делится на функциональные зоны: жилье, офисы, торговля, паркинг (сверху вниз). Двор над гаражом перекрыт большим стеклянным куполом, образуя рекреационную общественную зону.

Wilhelm Holzbauer подошел к проектированию начинки 4-го газгольдера иным образом. В его проекте нет общего внутреннего пространства. Напротив, внутри на всю высоту поднимается цилиндрический объем жилого здания. От него тремя лопастями отходят корпуса, деля таким образом весь внутренний объем на 3 двора.

Помимо 4-х основных зданий комплекс включает в себя множество других построек различной инфраструктуры. Сюда включены развлекательный центр, построенный Rüdiger Lainer, и торговый мол-галерея, соединяющий газгольдеры. Большое развитие комплекс получил и под землей.

Эти здания были своего рода кульминацией промзоны. Абсолютно замкнутая, самодостаточная структура, возвышающаяся над складами и пустырями. После реконструкции они остались кульминацией всего района. Только теперь это не заброшенные скелеты, а привлекательные фешенебельные офисы, квартиры и магазины. На мой взгляд, это один из самых удачных мировых примеров реконструкции промышленного объекта такого масштаба. И как говорит сам Прикс: «… the Gasometer project is a rear example of local urban center creating a tension between the city’s historical core and new developments» — «…проект газгольдеров — это один из редких примеров городских центров, создающих тесную связь между историческим ядром города и новой, развивающейся застройкой».

  1. Город солнца. Оксана Рудченко
  2. Официальный сайт мастерской Wehdorn
  3. Four Gasometers and More. Prix/Swiczinsky
  4. www.3dom.at/architecture/
  5. Официальный сайт мастерской Jean Nouvel
  6. Официальный сайт мастерской Coop-Himmelb(l)au
Приложение 3Приложение 4
Высотный центр Мельбурна

Высотный центр Мельбурна [Прил 5]. Этот объект интересен с точки зрения оригинальности взаимодействия исторического здания и новой застройки.

Жители Мельбурна считают свой город самым «технически оснащенным» в Южном полушарии, этот комплекс нередко называют «Колизеем потребителей». Автором его проекта является Кишо Нориаки Курокава.

Строительство комплекса, расположенного в историческом центре города, велось в 1986—1991 годы. Он состоит из высотного офисного здания, торгового центра футуристической формы, а также других учреждений культурно-развлекательного назначения. 55-этажный небоскреб нависает над соседним торговым центром; при отделке его фасадов применялись различные материалы: алюминий, камень, зеркальное и тонированное стекло.

В сооружении явственно чувствуются японские мотивы. Частью торгового центра является огромный 20-этажный стеклянный конус. Внутри него стоит памятник австралийской истории — построенная в 1894 году кирпичная башня — единственная сохранившаяся постройка бывшей фабрики по выпуску свинцовых труб, когда-то стоявшей на этом месте.

В данном случае существовавшая башня не играла особой важности с архитектурной точки зрения. Однако это важная высотная доминанта Мельбурна, к которой привыкли жители города. Это часть прошлого, городской истории, которую Курокава бережно сохранил, защитив стеклянным конусом, сделав из нее деталь интерьера нового торгового центра.

Как говорит Курокава: «Один из методов создания многозначной и двойственной архитектуры — цитирование фрагментов исторических символов».

  1. Официальный сайт мастерской Кишо Курокава
  2. Алисон Ахерн, Эндрю Форбс, Фей Свит, Хамиш Скотт. 100 чудес современной архитектуры
Приложение 5
Новая Голландия

Постепенно перейдем к российским территориям и для начала рассмотрим проект сэра Нормана Фостера, его предложение по реновации территорий острова Новая Голландия [Прил. 6].

Новая Голландия будет представлять собой треугольной формы остров в Санкт-Петербурге на собственных опорах с разнообразными культурными учреждениями, размещенными на площади в 7,6 гектаров. Проект включает помещение театра, залы для проведения конференций, галереи, гостиницу, магазины, квартиры и рестораны с подвижной ареной в самом центре.

Замечательные исторические постройки, первоначально предназначенные для хранения лесоматериалов, будут переделаны в гостиницы и места для розничной торговли, которые будут перемежаться целым рядом помещений для исполнительских и визуальных видов искусства. Целый комплекс деловых зданий, размещенный по периметру «треугольника», сделает остров центром деловой активности, а не только развлекательным центром.

Следуя контурам существующего портового бассейна, арену под открытым небом будут окружать театр, бутики и рестораны с видами на воду. Она предназначена главным образом для представлений под открытым небом, при необходимости может заполняться водой (для проведения регат), а также заливаться льдом для использования в качестве катка. Проект также обеспечивает инфраструктуру для соединения с городом. Будут построены новые мосты и дороги.

На мой взгляд, данный проект — один из наиболее достойных крупномасштабных проектов в центре Петербурга за последнее время. Складская территория, пустовавшая долгие годы, наконец, может стать достоянием общественности. Фостер с особой тщательностью продумывает каждую деталь нового комплекса. Внимание уделяется и цвету крыш, и сохранению тополей и другой растительности, которую предлагал убрать даже петербургский общественный совет, и даже композиции световых фонарей в крышах, из-за нежелательного света которых остров в ночное время может изменить свой привычный черный силуэт. Хотелось бы, чтоб такое же внимание уделялось и другим проектам новой застройки в центре города.

  1. archi.ru
  2. Павел Никифоров. «Норман Фостер отстоял тополя Новой Голландии»
  3. Официальный сайт мастерской Foster & Partners
Приложение 6
Музей воды

Один из удачных на мой взгляд объектов реконструкции промышленного объекта, выполненного нашими архитекторами — музей воды на территории предприятия «Водоканал» [Прил. 7].

Реконструкция здания водонапорной башни — это первый в Санкт-Петербурге опыт возрождения старых промышленных зданий, утративших свое былое назначение. Этот проект — эксперимент по смешению стилей XIX и XXI века. Основная задача состояла в восстановлении, очищении от позднейших «наслоений» и приспособлении к новым функциям внутренних пространств башни. Сохранение целостности интерьеров — красивых залов с арочными перекрытиями.

«А вот способ, которым мы эту «консервацию» обеспечили, принадлежит совсем другой архитектурной стратегии. Это скорее знак, функциональная скульптура. Не просто сильная форма — форма осмысленная. Архитектурная сущность любой башни — стремление вверх, и стеклянная вертикаль лестницы открывает это движение, обычно скрытое от глаз зрителя. Кирпичное здание как бы дублируется, утрачивая при этом свою материальность» — говорит Евгений Подгорнов, руководитель мастерской «Интерколумниум».

Красно-кирпичный восьмигранник водонапорной башни, спроектированной архитекторами Мерце и Шуберским в 1860—1863 годах, связан с водой лишь функционально: монолитный объем отрицает всякую текучесть. Архитекторам студии «Интерколумниум», реконструирующим башню, удалось решить не только вопросы содержательные — размещение в Башне музея «Мир воды», но и образные. Требования к сохранению исторических интерьеров Башни обусловили вынос лифта и лестницы в отдельную пристройку. Именно она стала основным акцентом реконструкции. В ее формах и материале можно прочесть образ воды. Вместе с башней была удачно преобразована и территория вокруг музея. Разбит сквер, устроен фонтан, поставлены скульптуры.

  1. Проект Классика
Приложение 7
Галерея Якута

В качестве же отрицательного примера, не законченного или не удавшегося, можно привести московский проект Галерея Якута [Прил. 8]. Попытка сделать художественную галерею в здании газгольдера газовой фабрики Арма, на манер Австрийского проекта, как мне кажется, не была реализована. Создание гламурного клуба и галереи отразилось только на внутреннем облике здания, и то не удачно. Монотонно перекрытое балками и плитами внутренне пространство не является удачным примером решения непростой проблемы.

Галерея — это только 1-я попытка преобразовать территорию фабрики в бизнес-парк, планируется устройство офисов, торговли. Хотелось бы, чтобы дальнейшее проектирование сложилось более удачно. В качестве примера можно привести дипломный проект выпускников МАРХИ 1998 года (авторы О. Дихтенко, Е. Винтова).

  1. www.maps-moscow.com
  2. Галерея Якута
Приложение 8
Золотой остров

Теперь обратимся к еще пока не осуществленным проектам, посмотрим что ожидает нас в ближайшем будущем.

В Москве во всю идет обсуждение проекта «Золотого острова» [Прил. 9].

Программа «Золотой Остров» охватывает территорию острова напротив Кремля от Большого Москворецкого моста до памятника Петру Великому на Стрелке острова и впервые создает условия для комплексного освоения территории исторического центра площадью более 40 гектар. Нас же интересует часть острова, занимаемая сейчас фабрикой «Красный Октябрь» — западная оконечность острова.

Корпуса фабрики, являющиеся памятниками промышленной архитектуры, после ее вывода планируется реконструировать. Учитывая высоту помещений и архитектуру зданий, здесь предполагается размещение различных общественных функций и индивидуальных «лофтов» — мест проживания и работы художников, скульпторов и представителей других творческих профессий.

На месте сносимых сооружений фабрики, не представляющих архитектурной ценности, планируется возведение элитного жилого комплекса. На западной части Стрелки Острова в месте, окруженном с трех сторон водой и удаленном от городских магистралей, расположится гостиница, кафе и рестораны.

Эта территория, в силу своего географического местоположения сама по себе является весьма привлекательной рекреационной и прогулочной зоной. Все набережные на этом участке превращаются в озелененную прогулочную зону, рассчитанную на свободное посещение москвичами и гостями столицы. Западная часть Стрелки будет соединена пешеходными мостиками с площадкой памятника Петру I и Парком искусств.

Удачно в этом месте решена и проблема парковок. Двухэтажная подземная автостоянка площадью около 50 тысяч кв.м. расположится под дном гидротехнического сооружения Водоотводного канала между памятником Петру I и Малым Каменным мостом. Подземное пространство автостоянки соединится с подземной частью комплекса «Мегаполис Центра» на Стрелке Острова.

  1. www.krt.ru
  2. www.maps-moscow.com
  3. www.mniip.ru
Приложение 9
Красный пролетарий

Ну и напоследок рассмотрим не осуществленный проект, архитектурно-планировочная концепция развития и реструктуризации территории завода «Красный пролетарий», предложенная известным московским архитектором Сергеем Скуратовым [Прил. 10].

В планировочной структуре проектируемой территории основным видится взаимопроникновение двух градостроительных направлений: «белого» и «красного». Их взаимодействие, основанное на цветовом решении красно-кирпичной и белокаменной архитектуры монастыря, становится главной стилеобразующей темой нового квартала. При этом красный цвет — это монастырская и красно-кирпичная промышленная застройка. Белый цвет декоративной отделки памятников классической московской архитектуры и основной цвет новой, легкой и динамичной архитектуры 20 века. Такое образное решение позволяет одновременно сохранить «гений места» и реабилитировать его под новую жизнь и новые функции.

Вся территория квартала делится по принципу «частное — общественное» на две категории пространств. Первая категория пространств — пешеходные бульвары, совмещенные с транспортным подъездом к домам. Десять дворовых пространств, приподнятых над землей на 4 метра, объединяют все жилые дома. В каждой группе разное количество домов, разная конфигурация в плане и разное функциональное насыщение. В центральной зоне всех дворовых пространств высаживаются крупномерные деревья. Периметр дворов имеет разную геометрию и разное решение.

Под пешеходно-транспортными зонами-бульварами организованы подземные автостоянки с автомойками, машиноместами для жильцов из расчета две машины на одну квартиру, гостевые машиноместа и места для сотрудников. На перекрестке двух пешеходных зон организованна европейская по масштабу площадь с расположенным на ней зданием гостиницы и торгово-развлекательным центром для жителей района.

В сохраняемом и реконструированном здании завода вдоль Малого Калужского переулка предлагается разместить выставочно-просветительский центр с художественными галереями, школой искусств и арт-салонами.

Особенность получившегося квартала — отсутствие забора и «проницаемость» — возможность пересечь его вдоль и поперек, за которую последние годы борются согласующие инстанции и о которой мечтают, вспоминая о прошлом, москвичи. Можно сказать, что в концепции Сергея Скуратова удачно предложен вариант создания открытого города через вертикальное разделение общественного и частного пространства.

  1. Юлия Тарабарина. «Стояние при Донском»
  2. ААН: Сергей Скуратов
  3. Официальный сайт мастерской
Приложение 10
Заключение

Таким образом, на примерах из отечественной и зарубежной практик архитектурного проектирования и градостроительства мы рассмотрели различные варианты и методики внедрения новой архитектуры в существующую историческую промышленную застройку. Различных подходов довольно много, и многие их них удачны и оправданы.

Политика реновации промышленных территорий в особенности актуальна для нашего города [для Санкт-Петербурга — прим. ред.]. Петербург может утратить уникальные памятники промышленной архитектуры, если городская власть не примет решающих мер по их восстановлению. Многие здания фабрик и заводов, построенные в прошлых веках, сегодня пребывают в крайне запущенном состоянии, оставаясь при этом памятниками архитектуры.

Вернуть всем памятникам первоначальный вид без инвестиционных средств сегодня не представляется возможным, именно поэтому город возлагает большие надежды на арендаторов и владельцев исторических зданий. Политика создания чего-то нового, переосмысления промышленных зданий, приведет к притоку средств, инвесторов, сделает возможным воссоздание и поддержание памятников.

Комплексы заводов и фабрик, построенные в Санкт-Петербурге в XVIII — начале XX веков, изначально проектировались как объекты, формирующие огромное индустриальное пространство города. Это целые ансамбли, архитектура которых по силе своей выразительности и красоты не уступает другим памятникам истории и культуры.

Опыт зарубежных мастерских, а так же удавшиеся проекты наших архитекторов, очень важен. Заброшенных промышленных зданий в городе существует немало, например на набережной Обводного канала. В нашем городе новая архитектура — всегда компромисс, поэтому широко применяемая на западе практика соединения языка классики с языком новейшей архитектуры рассматривается как радикальный жест. Поэтому, чтобы воплотиться, он должен быть глубоко осмыслен и мотивирован.

Максим Андреев, Санкт-Петербург, декабрь 2007 г.Данная статья является субъективным мнением автораПри использовании материалов ссылка на автора обязательна

arch-grafika.ru

Москва ускорит реновацию промышленных зон / Новости города / Сайт Москвы

Сергей Собянин осмотрел строящийся многофункциональный жилой комплекс (ЖК) «Савёловский Сити».

«Мы продолжаем активно проводить реновацию старых промзон, заброшенных, депрессивных территорий. На их месте рождаются крупные комплексы, которые включают не только жильё, но и рабочие места, офисы, социальные объекты. В ближайшее время мы начнём реализовывать эти проекты комплексной застройки с помощью нового федерального закона о комплексном развитии промзон, который предполагает возможность изъятия территорий для этой цели у тех владельцев, которые не застраивают их в соответствии с их предназначением, не используют их. Так что в ближайшие годы, я думаю, реновация промзон в Москве будет только ускоряться», — сказал Мэр Москвы.

Реорганизация промзоны в Бутырском районе является хорошим примером превращения депрессивной территории в новый жилой квартал более чем с тремя тысячами рабочих мест в офисах, магазинах и социальных учреждениях. Причём рабочие места появились там раньше, чем жильё.

«Это один из самых сложных наших проектов в городе, потому что, когда мы сюда пришли, территория была закрыта с трёх сторон железнодорожными путями. Это такой “мешок”, и здесь вообще ничего не было до этого. Мы полностью сделали транспортные развязки, в том числе под железной дорогой, где раньше текла речка. Теперь можно проехать с улицы Новодмитровской до Третьего транспортного кольца. Эта связка уже попала на карты “Яндекса” и “Гугла”, теперь машины ездят», — рассказал генеральный директор компании MR Group Роман Тимохин.

Многофункциональный жилой комплекс «Савёловский Сити» общей площадью 310 тысяч квадратных метров строится в реорганизуемой промзоне Огородный проезд (Бутырский район, улица Новодмитровская, дом 2).

Концепция ЖК была разработана известным архитектурным бюро и представляет собой линию из шести корпусов-башен высотой 20 и 47 этажей с отдельно стоящим зданием школы. В домах смогут проживать до 10 тысяч человек, рабочих мест — 3,2 тысячи.

Строительство ЖК «Савёловский Сити» было начато в 2012 году и идёт в две очереди.

В рамках первой очереди в 2014 году построили две офисные башни (Goodman и Davis) высотой 20 этажей с подземным паркингом на 132 машино-места общей площадью 85 тысяч квадратных метров, а также открытую автостоянку на 758 машино-мест и гостевой паркинг на 54 машино-места.

В 2014 году было началась вторая очередь строительства, которая включает четыре жилые башни (King — 20 этажей, Ellington, Coltrane, Armstrong — по 47 этажей) на едином стилобате, а также здание школы на 220 учеников.

«Сейчас мы строим жильё, которое собираемся вводить: часть — в этом году, вот этот дом, оставшиеся — в следующем и в первом квартале 2018-го. Общая площадь — это порядка 280 тысяч квадратных метров. Школу мы начинаем строить в начале следующего года, которую тоже планируем в конце 2017-го сдать», — подчеркнул Роман Тимохин.

Общая площадь квартир и апартаментов в жилых башнях второй очереди составит 150,7 тысячи квадратных метров. Квартиры относительно небольшие (студии, одно-, двух- и трёхкомнатные квартиры от 29 до 85 квадратных метров), что делает ЖК доступным прежде всего для молодых семей.

В стилобате с двумя подземными этажами будут расположены паркинг, детский сад на 150 мест, медицинское учреждение, фитнес-центр, магазины, рестораны и другие объекты сферы услуг.

Ориентировочный срок завершения строительства жилых башен — конец 2016 — 2018 год.

«Район зажил, а была убитая промышленная зона ещё четыре года назад», — добавил генеральный директор компании-инвестора.

Недалеко от «Савёловский Сити», в радиусе одного — полутора километров, находятся станции метро «Дмитровская», «Савёловская» и «Бутырская», Савёловский вокзал, железнодорожные платформы Дмитровская и Станколит. Въезд автотранспорта возможен по улице Двинцев, Складочной улице и проезду Добролюбова.

Инвестор организовал проезд, соединяющий Новодмитровскую и Складочную улицы, реконструировал путепровод под железной дорогой в районе улицы Складочной и провел капитальный ремонт железнодорожного переезда на улице Двинцев.

В концепцию благоустройства территории ЖК «Савёловский Сити» входит также создание единого озеленённого пространства для прогулок, спорта и отдыха.

Промзоны сегодня занимают 18,8 тысячи гектаров территории Москвы. С 2011 по 2016 год был построен 451 объект недвижимости общей площадью 10,2 миллиона квадратных метров, в том числе 128 жилых домов площадью 3,1 миллиона квадратных метров.

С начала 2016 года на месте промзон введено 42 объекта недвижимости общей площадью 1,1 миллиона квадратных метров, включая 11 жилых домов площадью 290 тысяч «квадратов».

www.mos.ru