Сад в стиле русской усадьбы. Русская усадьба
новые идеи для дачи и сада на фото старинных садов
Ландшафтный дизайн становится все более популярным не только среди владельцев особняков, но и у садоводов любителей. Сделать свои несколько соток уютными, элегантными, а вместе с тем практичными, бывает довольно трудно. Самой тяжелой задачей порой становится определиться с идей дизайна участка. Вдохновение для ландшафтного дизайна сада можно найти в русских усадьбах XIX века.
Русские усадьбы XIX века как источник вдохновения
XIX век в России ассоциируется с легкой роскошью, перед глазами предстают картины неспешно прогуливающихся господ в тени зеленных аллей парков. Зачастую, такие парки примыкали к территории дворянских усадьб. Начавшееся в конце XVIII века увлечение ландшафтным дизайном, в XIX веке оно переросло в отдельную ветвь искусства. Несмотря на то, что территориально Россия охватывает множество климатических зон, ландшафтным архитекторам того времени удавалось создавать великолепные парки и сады. Любая приусадебная площадь была поделена на зоны: для прогулок, для отдыха, для работы.
В основе русского дизайна изначально был заложен регулярный стиль, то есть все элементы имели четкие границы и правильные формы. Такая стилистика была взята из Европы и сочетала в себе различные архитектурные эпохи: от барокко до эпохи возрождения. И лишь в XIX веке в Россию пришла восточная мода на пейзажный ландшафт. В то время дизайн стал меняться, растения высаживались таким образом, чтобы казаться частью природы, слегка небрежно, но абсолютно гармонично.
Очень популярными среди зажиточных господ были пруды разных размеров и назначений. Обязательным атрибутом дизайна сада являлись выложенные дорожки, которые проходили под сводами деревьев и вели к самому дому. Соединение жилья и участка осуществлялась с помощью постройки террас или беседок. Такие сооружения делались просторными и светлыми, чтобы в них можно было проводить время без суеты.
Несмотря на то, что русский стиль позаимствовал много идеи из других культур, у него есть своя индивидуальная черта. Еще в XIX веке на приусадебных участках отводили полезную площадь. На ней выращивались сезонные овощи. Также появилось такое понятие как «аптечный огород» — небольшой участок, на котором высаживались целебные травы.
Длительное время русский стиль не рассматривался современными дизайнерами как отдельное направление в создании ландшафтов. Когда архитекторы и проектировщики садов обратили на него внимание, они нашли множество интересных идей для сада и начали применять их в практике
Дача в русском стиле
Появление такого понятия как дача – один из последних витков в развитии русского ландшафтного дизайна. Чтобы применить русский стиль в саду, не обязательно быть обладателем дачного участка в гектар. Все главные идеи данного направления в дизайне можно гармонично расположить на нескольких сотках дачной территории. К основным зонам русского стиля можно отнести:
- Главным элементом всегда является дом. Именно от него идет центральная дорога сквозь другие элементы дизайна.
- Парадная часть сада. Здесь традиционно располагаются клумбы с цветами: в XIX веке популярность имели гиацинты и тюльпаны.
- Обязательно наличие зоны отдыха. Здесь можно построить небольшую беседку.
- Традиционной чертой русского стиля является зона огорода. На дачах конца XX века огород стал занимать практически всю площадь участка.
- Палисадник. На территории этой зоны можно высадить деревья и выложить дорожку.
- Хозяйственная зона.
Каждый элемент в русском стиле несет в себе дизайнерскую нагрузку, можно выделить несколько основных черт: пергола, бордюры из живой изгороди, малые архитектурные формы, дорожки, выложенные в нестрогой линии.
Для сада можно выбирать как однолетние растения, так и многолетние. На территории перед домом обычно высаживаются однолетние цветы в клумбах. Хорошо подойдут нарциссы, тюльпаны, ноготки, астры. Такие цветы, высаженные в хаотичном порядке, зададут тон дому, а также, зрительно расширят площадь.
Интересно! В XIX веке хозяйки усадебных домов в теплое время высаживали растения на участке не в клумбах, а в горшках. А с наступлением холодов цветы заносились обратно в дом.
Из деревьев на дачном участке выигрышно будут смотреться и фруктовые виды (вишня, яблоня, груша), и вечно зеленные (ель, сосна). Не стоит забывать про липу, иву и березу. Из таких деревьев можно высадить великолепный каскад, создавая тенистую аллею. Под деревьями рекомендуется высаживать растения, не требующие много солнца, например, папоротник или ландыш.
Рядом с зоной отдыха лучше всего посадить душистые растения. Тимьян, мята, душица придадут воздуху неповторимый аромат свежести и помогут создать атмосферу для отдыха.
Отличной идеей для вашего сада, если позволяет площадь территории, будет создание мини-пруда своими руками. Водоем можно украсить декоративными архитектурными элементами в виде небольших скульптур.
Русское кантри в интерьере и ландшафтном дизайне
Деревенский стиль или русское кантри все больше набирает свою популярность. Много идей для сада и дома можно взять не только из дизайна XIX века, но и из других эпох. Стиль кантри подразумевает легкую небрежность, хаотичность. При этом весь дизайн смотрится абсолютно гармонично. Особое внимание следует уделить дорожкам. Даже если дорожка выложена из плитки, лучше всего оставить небольшие зазоры, чтобы через них пробивалась трава. Такая тропинка будет гармонично сочетаться с настроением природы. Оживить дачный участок можно с помощью различных декоративных элементов, выполненных своими руками. Новые идеи для дачи и сада можно найти на фото:
Обустройство зоны отдыха. Не слишком уютно для личного сада, но можно позаимствовать гармоничное сочетание забора, дорожек, беседки и белых стволов берез.
Это фото немного объясняет, что роднит английский сад и русскую усадьбу 19-го века — некоторая меланхоличность и в то же время достоинство, респектабельность.
«Диковатые» моменты можно обыграть по-разному, но в любом случае густая, богатая, чуть небрежная и таинственная зелень — одни из примет русского стиля.
Интерьер в русском кантри также богат на разные идеи. Начать можно с внешнего вида дома. Не обязательно строить деревянную избу. Чтобы придать деревенский стиль можно использовать облицовочный материал в виде брусьев. Для интерьера в русском стиле хорошо подходят резные ставни на окнах. Внутренний дизайн дома зависит от предпочтений хозяев. Дача может быть обставлена мебелью из массивного дерева. Или же наоборот убранство может быть легким и кружевным. Для русского кантри подойдет декупаж мебели, использование кружев, например, на скатерти. Всегда выигрышно будут смотреться живые цветы и деревянная посуда в качестве декора.
Нужно помнить! Стиль кантри не подразумевает под собой хаотичный склад всего ненужного. Русский кантри – это лишь видимость небрежности.
Как не создать подделку под русский стиль
Во всем разнообразии красивых ландшафтных идей русского стиля легко запутаться. Главное, следует избегать распространенных ошибок при создании своего собственного сада:
- Русский стиль не терпит нагромождений, его основная черта — это простор. Если дачный участок не позволяет создать все элементы русского стиля, лучше не применять их все. В таких случаях оставляется лишь те, которые больше нравятся хозяевам.
- Главная ошибка при создании русского стиля на даче – это использование газона. От газонной травы следует отказаться совсем.
- Не стоит использовать острые углы и строгие формы.
- Цветовая гамма русского стиля всегда гармонична. Не стоит использовать сочетание слишком ярких оттенков на одной территории.
Современный стиль «русская усадьба» в ландшафте
При создании ландшафтного дизайна все больше дизайнеров использую стиль русская усадьба или, как его обычно называют «русский стиль». Особенно популярен такой дизайнерских ход на участках, которые располагаются в непосредственной близи к лесу или к речке.
Современный русский стиль содержит в себе все основные идеи для красивого сада, позаимствованные у архитекторов XIX века. Современные дизайнеры тщательно подбирают цветущие растения, которые подойдут для той или иной климатической зоны. Именно цветы в современном стиле являются основным элементом сада. В середине центральной дорожки, ведущей от дома к воротам, дизайнеры предлагают устанавливать розарии или клумбы. Все цветы в них должны сочетаться между собой по размеру и цвету.
Особое внимание также уделяется хвойным деревьям. Если на территории участка нет таковых, то проектировщики предлагают высадить крупномеры. Для законченной картины усадебного участка дизайнеры добавляют современные легкие беседки и скамьи, которые гармонично смотрятся в зоне отдыха, рядом с центральным цветником.
Реконструкция заброшенного сада
Запущенный сад – не повод расстраиваться. Особенно если на нем высажены фруктовые деревья или кустарники различных видов. Из такого сада можно получить практически готовый русский стиль кантри. Выросшие цветы и растения, если их подровнять, можно использовать в качестве бордюров для дорожки.
В случаях, когда на заброшенных участках есть вьющиеся виды растений, из них великолепно получится пергола. Старую хозяйственную утварь можно использовать в качестве декоративных элементов для сада. Разбавить заброшенный участок следует новыми посаженными цветами в той же цветовой гамме, что и дикие растения.
Цветник в стиле кантри
Небольшая деталь способна сделать весь образ. Такой яркий цветник придаст колорит обычному дачному участку и не потребует особых вложений.
1decor.org
русская усадьба
Простота, близость к природе, естественность
Останавливаясь в сложном ритме города, вспоминаются тихие прогулки по лесу, пение птиц, гончарная с ее завораживающей магией, чтение книг. Гармоничность Вашего отдыха - то чем мы занимаемся.
Мы располагаемся в экологически чистом лесном массиве рядом с берегом реки Клязьма, всего в 10 км от города Электросталь.
Наших маленьких гостей ждет большая детсякая площадка, на которой можно отправиться в захватывающее морское плавание на удивительном деревянном корабле, забраться на мельницу, прокатиться на тарзанке, горке, качелях. Построить замок из песка. Поиграть в волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон и настольный теннис. А устав, випить ароматного чая всей семьей из дровянного самовара в тени старинного яблоневого сада, сидя за уютным деревянным столом.
Ничто не сближает семью как активный совместный отдых, велосипеды, беговые лыжи, сани все это ждет Вас.
А устав кататься можно слепить в гончарной мастерской и украсить орнаментом глиняный горшок, издревле гончарные изделия пользовались огромным успехом. Ведь без посуды мы не смогли бы готовить и хранить еду, а без чашек и сосудов попить воды.
Вечером, в ясную погоду, почувствовав себя настоящим исследователем космоса, наблюдать планеты в окуляр мощнейшего телескопа MEADE. Удаленное расположение от городских огней является самым благоприятным для наблюдения за звездами.
В традиционном русском стиле выполненны четыре деревянных сруба, интерьер которых дарит возможность окунутся в быт и атмосферу таежной деревни, наколоть дрова, затопить печь, камин. В домах предусмотрено приготовление пищи в печи, мангале, казане, для этого имеется и вся соответствующая посуда, но учитывая Ваши пожелания, в домах также установлены микроволновые печи и индукционные панели. Изысканная дубовая купель, выполненная в старорусских традициях. Нет ничего приятнее, чем прикоснуться к теплому дереву и, как говорят, «окунуться в старину». Каждый дом наполнен своей историей, духом и любовью.
Приезжая к нам, вы не увидите пятизвездочный отель класса люкс "all inclusive". Вас ждет уют деревянного сруба, простота, близость к природе, естественность. Это то к чему мы стремимся.
russkayausadba.com
О клубе
О клубе
Загородный Клуб «Русская Усадьба» (ссылка Русская Усадьба загрузит видео о клубе) расположен в одном из живописных мест Урала - на берегу реки Сылва, в лесном массиве, около д.Мостовая, в 50 километрах от города Перми. Благоприятная роза ветров обеспечивает экологически чистую зону, перенося Вас от городской суеты в мир удовольствий и философии. Вечером, прогуливаясь по песчаному берегу, любуясь волшебным закатом и прекрасными пейзажами, с каждым вдохом чистейшего воздуха, наполненного ароматом хвои, чувствуешь, как исчезает усталость.
Территория базы отдыха составляет 2,5 гектара и позволяет найти каждому досуг по душе: русская баня с выходом на реку Сылва,банный комплекс с инфракрасной сауной и купелью, прокат водной техники, рыбалка.
На территории базы отдыха "Русская Усадьба" расположены удобные беседки для пикников и площадки для барбекю. Сочная свинина и баранина, нежнейшая рыба под особым маринадом от шеф-повара Клуба не оставят никого равнодушным.
Для комфортного размещения Клуб предлагает своим гостям: семь благоустроенных коттеджей. Во всех коттеджах на первых этажах - уютные гостиные, полностью оборудованные кухни, с возможностью самостоятельного питания, на вторых этажах — комфортные спальни, санузлы с душевыми кабинами. Коттеджи подключены к спутниковому телевидению и оснащены аудио и видеотехникой. В стоимость проживания входит завтрак, охраняемая парковка.
Дети до 5-лет проживают бесплатно.
В Гостевом Доме располагаются 5 номеров гостиничного типа. На этаже - небольшой уютный холл, телевидение, кулер, санузел с душевыми кабинами.
В стоимость проживания в номерах входит: завтрак, охраняемая парковка.
Расчетный час заезда Вы выбираете сами.
База отдыха «Русская Усадьба» предлагает своим гостям корпоративный отдых за городом. Живописная природа Урала, песчаный пляж, воздух, наполненный ароматом хвои заряжает энергией, бодростью, способствует отличному настроению. Банкетный Зал культурно-развлекательного центра, рассчитан на 50 посадочных мест (максимум 70), располагает всеми условиями для проведения семинаров, корпоративных тренингов. Уютная обстановка банкетного зала позволяет организовать и провести незабываемый праздник: будь - то свадьба или юбилей, корпоратив или детский праздник.
Загородный Клуб «Русская Усадьба» - это идеальное место для семейного и детского отдыха. Для самых маленьких отдыхающих в Клубе созданы комфортные условия. На территории расположена специальная игровая площадка. В прокате можно взять лыжи, коньки, лодки, водный велосипед, настольные игры и многое другое.
Добраться до Загородного Клуба «Русская Усадьба» возможно как на собственном транспорте, так и на прогулочном теплоходе «Александр Сафонов» На борту нашего теплохода Вы можете провести корпоративные мероприятия, тренинги, конференции, банкеты, фуршеты, отметить любой праздник с дружным коллективом.
В любом случае, отдых на базе отдыха "Русская Усадьба" - это отдых в гармонии с природой и прекрасной возможностью набраться новых сил и получить массу впечатлений!
Настоящий сайт, адреса и телефоны являются единственными официальными информационными источниками о Загородном Клубе «Русская Усадьба». За информацию находящуюся на других информационных ресурсах, а также полученную по другим телефонам администрация Клуба ответственности не несет!
rususadba-club.ru
Русская усадьба
description
Усадебное землевладение постепенно складывается еще в Древней Руси, когда высшая власть начинает жаловать землю с крестьянами за государеву службу, на время этой службы и в качестве кормления. Уже сильно позже такие владения становятся наследственными, став основой благосостояния дворянских семей. Параллельно издавна уже существовали вотчинные (родовые, столбовые) владения боярской аристократии, оставшиеся от времен удельных княжеств, имевших относительную самостоятельность от сюзерена — великого князя. Бояре в основном и были потомками давних удельных князей. Особенность российской ситуации в последовательном и почти полном уничтожении самостоятельности и политического влияния феодальной знати, особенно в 15–16 веках, завершившемся фактическим разгромом знатных семейств при Иване Грозным. После этого аристократия была целиком зависима от произвола высшей власти и мало чем отличалась от выдвинувшего на службе и получившего из рук государя землю дворянства. В 17 веке начинается процесс постепенного юридического уравнивания «родовитых» и «худородных», закончившийся при Петре I полным устранением различий между родовыми вотчинами и жалованными имениями.
Русская аристократия всегда была сильно зависима от воли самодержавного монарха, которому принадлежали вся земля и все население России. В ментальности дворянина приоритет службы царю и отечеству присутствовал как основа жизненного пути, всегда важным было стремление заслужить милость и избежать царской опалы. Русская знать была существенно ограничена в проявлениях собственной политической и какой-либо иной самостоятельности. Отсюда важно иметь в виду особое значение усадьбы как первой возникшей возможности творческого устроения собственной модели мира, «мира для себя», пусть и очерченного пределами земельных владений.
В 17 веке говорить о русской усадьбе как о уже сложившемся явлении еще не приходится, разве что лишь о немногих царских усадьбах (Коломенское, Измайлово) и единичных загородных дворах влиятельных бояр. Цари наезжали в усадьбы в основном на охоты, поэтому главная специфика устройства их ранних усадеб была в наличии леса-зверинца с просеками и кормушками. Помимо этого постепенно складывался набор других хозяйственных компонентов — сады, рыбные пруды-садки, пасеки, скотные и конные дворы. Формировался штат дворни, следившей за хозяйством. Только в царских усадьбах в это время строятся капитальные жилые постройки, храмы из камня (как наиболее важные сооружения, ибо посвящены Всевышнему), дворцы (хоромы) и прочие сооружения из дерева. Там же появляются и первые эстетические забавы для отдыха и увеселения — беседки-сени, театральные комнаты для первых представлений, огороды из редких заморских трав и цветов, цветники.
Боярские и особенно дворянские дворы в усадьбах были гораздо скромнее и предназначались лишь для кратковременных приездов хозяев, а не для полноценного проживания. Владельцы усадеб состояли на пожизненной государевой службе и не располагали собственным временем для обустройства усадеб и налаживания в них особого образа жизни. Обычно, согласно средневековой традиции, жизнь служилого человека заканчивалась или гибелью на войне, или в ссылке, или в монастыре, но почти никогда на покое в усадьбе. К тому же жалованные имения долго оставались личными, а не наследственными. Так что не было стимула что-то обустраивать капитально, в расчете на потомков, поскольку после смерти хозяина земля возвращалась в государеву казну. Усадьбы (прежде всего, села с крестьянами и угодьями) рассматривались лишь как источник кормления владельца и атрибут его состоятельности.
Ситуация качественно изменилась с реформами Петра Великого. Ориентация на Европу и образ жизни европейского дворянства стремительно делает модным наличие «увеселительного» загородного дома для приема гостей и заимствованных форм светской жизни — ассамблей, балов, праздничных гуляний. Вслед за окружением Петра мода постепенно распространяется на расширяющийся в это время слой состоятельного дворянства, вовлеченного в европеизацию России. Первыми усадьбами европейского типа становятся загородные дома петровских сподвижников — Франца Лефорта и Федора Головина на Яузе в Немецкой слободе, затем Александра Меншикова в Ораниенбауме, Бориса Шереметева в Кускове. В петровскую эпоху на первые роли, как опора имперской власти, выходит служилое дворянство, щедро и последовательно получающее от царя послабления и привилегии.
В 1714 году выходит указ Петра о единонаследии, устанавливавший западную форму передачи земельных владений (без дробления, обязательно старшему в семье), побуждающий остальных наследников зарабатывать свое имение личной службой. Указ позволил сразу сложиться нескольким крупнейшим земельным владениям (майоратам), например, Шереметевых и Кантемиров, переходившим затем по мужской линии. Однако в 1732 году закон был отменен Анной Иоанновной из-за многочисленных жалоб, вызванных нежеланием родителей обделять наследством младших детей. Право учреждать майораты оставалось в исключительных случаях, по прошению завещателей и на основании специального императорского указа. В итоге уже во второй половине 18 века возникли майораты Чернышевых, затем Гончаровых, Воронцовых и т. д. Важной особенностью таких владений была их юридическая защита не только от дробления (что гарантировало стабильность благосостояния хотя бы старшей, основной, ветви семейств), но и от конфискации в случае обвинения владельца в каком-либо преступлении. Тогда имение целиком передавалось от преступника следующему по старшинству наследнику в семье. Это в некоторой мере способствовало повышению самосознания ряда крупных фамилий, делая их ситуацию похожей на достаточно независимое по отношению к монархическому произволу положение европейского дворянства. Однако, лишь отчасти. В России аристократией признавался абсолютистский характер имперской власти, так что даже самые могущественные роды не были защищены от полного уничтожения в случае какого-либо конфликта с императором.
Указ 1714 года уравнивал родовые вотчины («отчины») аристократии с жалованными за службу имениями, устанавливая наследственную передачу последних. Это было ударом по древнерусской феодальной элите и способствовало выходу дворянства на новые, более сильные позиции в сословной иерархии. Постепенно дворянство, не без конфликтов, смешивается со старой аристократией, между ними исчезают юридические и статусные различия. При этом вплоть до конца 18 века возникали споры, сопровождаемые попытками родовитой аристократии вернуть былое влияние (в 1766 году на Уложенной комиссии аристократы выступили с инициативой «запретить худородным разбавлять собою ряды благородных фамилий», но решение не было принято). После 1714 года последовали решения о сокращении обязательной службы до 25 лет, затем до 15, что позволило дворянам рассчитывать на возможность ухода на покой и обустройство собственной старости.
Постепенно, в 1730-40-е гг., увеличивается внимание землевладельцев к своим имениям, там появляются капитально отстроенные дома (усадьба Глинки Якова Брюса), модные французские сады, заводится европейски ориентированный быт и этикет. В основном в усадьбах живут отставные старики, молодежь бывает наездами, ибо всецело занята службой и карьерой. Зато уже начинает процветать тип пышных аристократических усадеб придворной знати, во всем перенимавшей устройство и стиль императорских резиденций, в свою очередь ориентированных на европейские образцы — Версаль и прочие монархические дворы. Подражательство высшему классу и равнение на образец, доходившее иногда до пародии, станут важным фактором в сложении облика русских усадеб. При Елизавете Петровне (в 1741–1761) уже можно с полным правом говорить о первой фазе расцвета русской усадьбы периода барокко как отражении и преломлении придворной культуры (Кусково Петра Шереметева). Однако за рамки «увеселительной» дворцовой усадьбы это явление еще не вышло и пока не стало массовым.
Ключевая дата в истории русской усадьбы — 1762 год, когда был издан Манифест Петра III «О вольности дворянству», подтвержденный Екатериной II сразу после восшествия на престол летом того же года. Манифест освободил дворян от обязательной службы, дав право выбора рода деятельности и возможность жить частной жизнью. Впервые в русской истории появляется человек (и даже целое привилегированное сословие), предоставленный сам себе, располагающий временем, средствами (благосостояние дворянина обеспечивалось трудом крепостных) и свойственной людям эпохи Просвещения жаждой полезной деятельности. Именно с этого момента и начинается массовое строительство усадеб, а сама усадьба становится культурным феноменом и фактически одной из смысловых основ русской жизни. Помимо уже сложившегося к 1760-м годам типа вельможной дворцовой усадьбы быстро начинают формироваться и другие, в зависимости от состоятельности владельца (среднепоместные и мелкопоместные) и рода его занятий (промышленная заводская усадьба, усадьба-вилла в Архангельском, усадьба-театр в Останкине, усадьба-музеум в Поречье). Развитие кругозора активной части дворянства и возможность поездок за границу сделали облик русской усадьбы достаточно многообразным и сложным, отразившим широкий спектр амбиций, возможностей и вкусов владельцев.
В 1785 году Екатерина II издает «Жалованную грамоту дворянству», окончательно закрепившую за благородным сословием новый набор привилегий и льгот. Дворян было запрещено подвергать телесным наказаниям, что привело к появлению первого «непоротого» (по выражению Н. Эйдельмана) пушкинского и декабристского поколения. Дворяне получили возможность создавать местное самоуправление, самостоятельно организовывать свою общественную жизнь (Дворянские собрания, клубы), шире влиять на жизнь в городах и т. д. С этого момента начинается «золотой век» русского дворянства и расцвет русской усадьбы, совпавший с успехами правления Екатерины II и затем Александра I во внутренней и внешней политике.
Обласканное высшей властью дворянство стало верной опорой самодержавия и главным проводником его идеологии. Отсюда преобладание «государствоцентризма» в программах оформления многих усадеб, превалирование имперского над частным даже в интерпретации сугубо приватного усадебного пространства. И в этом тоже одна их характерных особенностей именно русской усадебной культуры, особенно периода ее расцвета второй половины 18 — середины 19 века.
Первым серьезным ударом по налаженной системе усадебной жизни стала Отечественная война 1812 года. Боевые действия затронули центральные губернии и привели к разгрому и разорению многих имений. Большинство их уже так и не восстановили свой довоенный экономический уровень и былую роскошь, тем более, что владельцы вынуждены были вкладывать средства в строительство домов в сожженной пожаром Москве. В целом русская дворянская усадьба послевоенного времени жила уже скромнее и не столь масштабно, как при Екатерине.
На первый план в 1830–1840-х годах постепенно выходит тип среднепоместной и даже мелкопоместной усадьбы, где в соответствии с модой «бидермайера» на частную жизнь формируется идеал «приюта спокойствия, трудов и вдохновения» — комфортное и тихое место обитания семьи. Частное и «естественное» постепенно выходят на первый план, затмевая регламентированную жизнь напоказ, свойственную старомодным дворцовым усадьбам, ориентирующимся на императорские дворцы. Сама императорская семья со времен Николая I предпочитает уже жить не в блистательных интерьерах дворцов Растрелли, а в комфортной атмосфере неоготического коттеджа (дворец Коттедж в Александрии, Петергоф).
В своем классическом варианте русская дворянская усадьба заканчивается манифестом 1861 года об отмене крепостного права. Помещики остаются с землей, но без дармового крестьянского труда. Для поддержания имений они вынуждены теперь прибегать к наемному, изобретая разные способы извлечения дохода. Не имея выработанных поколениями и обстоятельствами предпринимательских способностей, многие дворяне быстро разоряются. В итоге дворянство к концу 19 века теряет главенствующие позиции и в государственной иерархии, и в общественной жизни, уступая первенство набравшему силу предпринимательскому классу и т.н. разночинцам, преобладавшим теперь и в среде интеллигенции. Усадебные территории дробятся, сдаются внаем или продаются под дачную застройку или устройство фабрик. Сама усадебная жизнь становится намного разнообразнее по формам и жанрам. Как разновидность загородной усадьбы появляется дача — загородный дом без имения и без хозяйства — предельно камерный вариант усадьбы, предназначенный исключительно для отдыха от суеты городской жизни.
Наряду с этими новыми формами существовали и отдельные примеры успешного ведения усадебного хозяйства в новых условиях, в т. ч. и представителями аристократии (Лотарево Вяземских, Трубетчино Васильчиковых-Толстых). Ближе к 1900-м годам на первый план окончательно выходят перекупающие дворянские имения предприниматели, купцы и фабриканты. С ними связан новый расцвет русской усадьбы, когда новые хозяева осознанно перенимают формы дворянской культуры и быта, чувствуют и позиционируют себя продолжателями традиций усадебной жизни, воспринимавшейся уже с налетом мифологии и свойственной культуре Серебряного века поэтизации. Это был последний взлет усадебной культуры перед крахом империи. Русская усадьба окончательно ушла в прошлое после двух революций 1917 года и произошедшей вслед за ними национализации дворянских имений. ХХ век принес катастрофические разрушения, в ходе которых большинство усадеб оказались полностью утрачены, а по оставшимся сложно порой реконструировать объективную картину протекавшей в них жизни.
В оценке русской усадьбы как историко-культурного феномена можно выделить несколько основных аспектов:
1. Усадьба как пространство частной жизни, реализации возможностей отдельной личности на подконтрольной собственной территории, независимой от диктата государства. Важнейший для России аспект развития самостоятельного личностного начала. Усадьба всегда формируется как собственный мир, мир семьи, мир личных отношений, место построения собственной системы ценностей. Постепенное осознание собственного «я» дворянином происходит именно в усадебной среде, в процессе ее сложения и дальнейшей эволюции. Впервые в усадьбе складываются формы семейного и индивидуального досуга, увлечения, возможность созерцания, наблюдения за естественным ходом вещей (наблюдения А. Т. Болотова за природой). Усадьба также всегда отражает степень встроенности владельца в государственную иерархию, его связь с политическими и военными событиями времени, его переживание истории и современности. В усадьбах высших лиц государства проявляется сопричастность делам императоров, большие амбиции, осознание своей (и предков) роли в русской истории (родовые портретные галереи, монументы монархам и сослуживцам). Все это также принадлежит к проявлениям личного начала в русской усадьбе. Только это «личное» может выступать двояко — как в значении укромного частного мирка, так и в значении демонстрации собственной (и семьи) роли в достижениях государства.
2. Усадьба как проводник передовых достижений в быту, хозяйстве и искусстве. Русские усадьбы, безусловно, имели свою иерархию. На вершине пирамиды стояли имения крупной знати, близкой ко двору, обладавшей колоссальными финансовыми возможностями, знакомой с европейской культурой и часто имевшей собственный опыт заграничных впечатлений. В таких имениях реализовывался передовой опыт в устройстве парков, ведении хозяйства, строительстве и оформлении. В усадьбах работали приглашенные квалифицированные специалисты, часто европейского происхождения. Владельцами из-за границы выписывались и привозились редкие сорта сельскохозяйственных культур, журналы с руководствами по ведению разной деятельности, предметы обстановки, художественные коллекции. Затем, уже из крупных аристократических усадеб новые тенденции распространялись на владельцев среднепоместных и мелкопоместных имений, в силу их возможностей и проявленного интереса. В слабо развитой с точки зрения коммуникаций и жестко централизованной стране усадьбам принадлежала важная роль рассадников новых форм культуры и быта. В усадебной среде, благодаря столичным владельцам, многие новшества появлялись гораздо раньше, чем в уездных и даже губернских городах. Иначе говоря, усадьба часто была прямым и действенным каналом связи между Европой, Петербургом, Москвой и самыми отдаленными уголками русской провинции. И далее, словно кругами по воде, эти нововведения (театры, оркестры, редкий тип зданий или редкая порода скота) распространялись стремившимися во всем подражать высшему классу средними и мелкими помещиками. В своей конечной стадии эти удешевленные и упрощенные формы подражаний часто бывали крайне курьезны. Это также составляет одну из отличительных и самобытных черт русской усадьбы — разные модели преломления высокого столичного в низовой провинциальной среде.
3. Усадьба как среда коммуникации помещика с другими сословиями. В своей усадьбе дворянин имел возможность близкого контакта с дворней, крепостными, наемными служителями, со священниками находящейся на территории усадьбы церкви. Складывалась особая система взаимоотношений между людьми разных сословий и статуса. Либеральные настроения части русского дворянства, выступавшей за отмену крепостного рабства, формировались постепенно, именно благодаря усадебному формату жизни, общению с народом, вниманию к его проблемам и нуждам. Развивались и присущие русской «рабской» действительности особые формы взаимоотношений барина с крепостными, обслуживающими усадьбу, в т. ч. и творческой крепостной «интеллигенцией» — артистами, музыкантами, художниками и т. д. (история любви графа Николая Шереметева и крепостной актрисы Параши Жемчуговой, история портретиста Василия Тропинина, трагическая история отношений помещика Милюкова и художника Григория Сороки, усадебная художественная школа Алексея Венецианова и т. д.). Дворянство лишь в загородной усадебной среде имело возможность глубже соприкоснуться с крестьянскими бытом, сельским трудом, народным фольклором. Усадебные впечатления (в т. ч. детские) проявили себя в мировоззрении многих классиков русской литературы, в итоге повлияв на сложение идей славянофильства и разных форм народничества.
4. Усадьба как яркое и самобытное явление искусства. По усадьбам можно проследить развитие русского искусства за 200 лет, от петровского времени до революции. Большое количество усадебных построек и даже целых комплексов спроектированы ведущими архитекторами и являются шедеврами разных эпох и стилей. Владельцы крупных имений нередко реализовывали грандиозные проекты по строительству дорог-аллей, мостов, перепланированию сел и деревень, сооружению каменных домов для крестьян по разработанным типовым проектам, создавая на своих территориях благоустроенные «государства в государстве». Аристократы и интересующиеся искусством помещики создавали выдающиеся дворцово-парковые ансамбли, иногда не уступавшие по художественному уровню европейским прототипам и аналогам. В русском загородном строительстве в полной мере проявил себя стиль классицизм, ставший основой визуального образа русской дворянской усадьбы («дом с колоннами»). В России строились усадебные дома различных типов, восходящие к самым разным композиционным источникам — французским, итальянским, английским и т. д. Наиболее полно реализовала себя палладианская традиция (идущая от ренессансных вилл Андреа Палладио), пришедшая вместе с итальянскими и английскими влияниями. В эпоху господства классицизма именно «свободная» усадебная среда была пространством многих художественных экспериментов, позволяя параллельно с классическими формами развиваться и романтическим течениям («готика»).
Архитектура усадебных построек аристократии, отделка и обстановка их домов, храмов, планировка и состав парков часто доносили до провинции последнюю столичную и европейскую моду, знакомили провинциальных помещиков с новейшими тенденциями, задавали уровень и ориентир для подражания. Именно усадебные памятники на фоне остального наследия представляют наибольший интерес, выделяясь столичным или заграничным происхождением своих форм, часто оригинальностью и даже эпатажностью, вызванной незаурядной личностью заказчика или его связями с профессиональными художественными кругами. В усадьбах нередко возводились курьезные сооружения, отражавшие странные фантазии помещиков, необычные увлечения или склонность к самодурству («крепость» в Сабурове фельдмаршала Каменского).
Усадебная архитектура почти всегда несет на себе печать индивидуальности владельца. Если в богатых усадьбах осуществлялись амбициозные и высокохудожественные замыслы, то низшие слои предпочитали адаптировать под свои потребности традиционные деревянные дома, снабдив их набором деталей, подсмотренных из модных журналов или же у соседей-аристократов. Этот слой породил тип камерной деревянной усадьбы со своей особой эстетикой и атмосферой жизни, знакомой по произведениям русской литературы и живописи («Бабушкин сад» Василия Поленова, «Все в прошлом» Василия Максимова). Велика роль усадьбы в истории русского театра, в формировании и поддержании интереса к музыке. В десятках усадеб действовали постоянные театры с крепостными или наемными труппами, иногда очень известными, в т. ч. и при дворе (театр Шереметевых в Останкине).
Можно выделить также тип усадьбы как художественной мастерской, где реализовывались творческие устремления владельца и окружавших его представителей культуры и искусства (Абрамцево Саввы Мамонтова, Талашкино Марии Тенишевой). В таких усадьбах собирались художественные кружки, устраивались мастерские, изготавливавшие разные предметы (мебель, керамику, посуду) не только для украшения самой усадьбы, но и на продажу. Во многих усадьбах имелись богатые и незаурядные по уровню коллекции искусства и библиотеки. Искусство не только наполняло усадьбы, будучи привозимым из столиц и разных стран, но и специально создавалось в ансамбле с самой усадьбой. Известны примеры огромных (более 100 единиц) портретных галерей, запечатлевших по желанию владельцев облик предков, всех членов семьи, известных исторических деятелей прошлого и современности (галереи в Кускове, Андреевском, Больших Вяземах). Для усадеб заказывались скульптурные циклы, большие мебельные гарнитуры, серии гобеленов и т. д. Роль русской усадьбы как грандиозной сокровищницы искусства трудно переоценить. После революции национализированные усадебные ценности составили основу собраний почти всех наших музеев, особенно областных и районных.
5. Усадьба как русский культурный миф. Поэтизация образа русской усадьбы и осознание ее как одного из символов России возникали постепенно, еще с пушкинских времен. В русской литературе 19 века усадьба описана и воспета наиболее ярко, со всем ее разнообразием, колоритом, противоречивостью светлых и темных сторон жизни. Ближе к началу нового века в трактовке усадебной темы стал преобладать мотив угасания, ностальгии по прошлому, наложившийся на обостренную чувственность символизма и всего рефлексирующего мировоззрения «Серебряного века». Усадьбы прошлых времен воспринимались как свидетельства ушедшей иной, блестящей и полноценной жизни, наподобие героической античности. Величие, доблесть, яркие судьбы предков, их дома и сады представлялись приметами великой цивилизации, не в пример нынешней, измельчавшей и лишенной внутреннего стержня. Обветшавшие и опустевшие усадьбы, заросшие сиренью старые дома и одичавшие парки в начале ХХ века стали одной из главных тем, остро переживавшихся русской культурой. В комплексе эмоций наряду с тоской и печалью по прошлому присутствовало неизменное любование красотой старых барских гнезд, тонкое чувство особой ауры помещичьих домов и их «призраков» (картины Виктора Борисова-Мусатова, Станислава Жуковского, публикации Николая Врангеля). Миф о русской усадьбе пережил саму усадьбу, уйдя в советский кинематограф, в котором замечательно и очень убедительно экранизировались произведения классиков. Одновременно представление об усадьбе как подобии земного рая, эстетически притягательном «оазисе» покоя отразилось в образе жизни советских санаториев и домов отдыха, зачастую в бывших дворянских усадьбах и расположившихся.
Андрей Чекмарёв
visitusadba.ru
Сад в стиле русской усадьбы
Немного об истории русской усадьбы
Петр Первый, известный своей любовью ко всему иноземному, ввел заграничную моду на озеленение усадеб. Так появились первые сады в голландском и итальянском стиле. Территория поместий расширялась за счет построек различного назначения: хозяйственных, павильонов для отдыха и других. Резкий всплеск строительства усадеб произошел благодаря манифесту Петра III, коим он освободил многих дворян от воинской службы. Оставшись не у дел, они начали заниматься усовершенствованием и расширением своих поместий. Русская усадьба 18 века впитала в себя черты различных европейских стилей: барокко, классицизма, возрождения.Пик популярности «дворянских гнезд» пришелся как раз на 18 — начало 19 века. Особое внимание стало уделяться садово-парковому оформлению усадьбы. К сожалению, многие южные растения никак не хотели приживаться на русской земле. Эту проблему отчасти решил А.Т. Болотов, который адаптировал европейские и южные растения к нашему климату и даже вывел сорта, заменяющие их.
Шло время, и не всегда мирное. Исчезли и «темные аллеи», и «дома с мезонином», и «вишневые сады». На смену им пришел шестисоточный садово-товарищеский тип. То, что раньше называлось усадьбой, стало называться дачей.
Но разве нельзя сегодня создать свой русский сад, пусть маленький, всего на шести сотках, но настоящий, пропитанный дымком самовара с сосновыми шишками и духом романтических прогулок в тени липовых аллей?! Можно и даже нужно! — вот ответ современных ландшафтных дизайнеров.
Как известно, все новое — это хорошо забытое старое. Облик русских усадеб возрождается из небытия, конечно, в измененном виде, соответствующем реалиям современной жизни. Созданный по формуле: классическая основа + актуальные черты = оригинальное решение, стиль русского сада будет органично смотреться на участке любого размера и сделает его тем местом, куда захочется возвращаться в любое время года.
Основные тенденции ландшафтного дизайна русского сада
Русский сад это, прежде всего, непринужденность и естественность. Красота умело сочетается с практичностью: цветущие клумбы соседствуют с небольшим огородом. Это и отличает дизайн русского сада от других. Он должен быть слегка «растрепанным», «непричесанным», не так четко распланированным вплоть до самого маленького пенька, как немецкий или голландский. Это не стоит воспринимать, как команду: за садом ухаживать не надо, пусть сам растет. Наоборот, эффект легкой запущенности создать гораздо сложнее, чем «вылизанный» сад с экзотическими растениями на каждом шагу.Итак, русский сад не приемлет никакой экзотики, сложных композиций, многоуровневых фонтанов и причудливых камней. Тем не менее, каждое дерево, каждый цветок или элемент декора должны быть тщательно продуманы, и занимать свое место.
Следующая особенность – обилие построек из дерева. Помимо центрального элемента участка – дома, должны быть и хозяйственные постройки, и мебель для отдыха, и места для приема гостей. Подробно об этом будет написано чуть дальше.
Русский сад — это живой сад. Поэтому при его проектировании необходимо сразу выделить места для цветников и газонов, деревьев и кустарников.
Не рекомендуется использовать декоративную плитку. Дорожки и тропинки должны виться, а не быть прямыми. Их делают грунтовыми или оформляют корой. Все максимально гармонирует с природой.
Ознакомиться с другими стилями оформления сада вам помогут следующие статьи:
Формирование территории. Делим участок на зоны
Исторически формирование территории усадьбы начиналось с дома – центрального элемента. От него в разные стороны расходились аллеи, тропинки и дорожки. Через всю переднюю часть парка прокладывалась дорога к парадному крыльцу. Вдоль нее располагались фонтаны, скульптуры и клумбы.Тем, кто решил создать на своем участке русскую усадьбу, современные ландшафтные дизайнеры предлагают разделить участок на зоны.
Палисадник Палисадник – визитная карточка участка. Поэтому его стилевое решение должно быть связано с общей концепцией ландшафтного дизайна. Для русской усадьбы подойдет как классический закрытый палисадник, так и открытый. Перегружать его обилием сортов растений не стоит, достаточно двух-трех видов. Они должны быть яркими и цвести все лето.
Один из вариантов оформления палисадника — высадка растений с разным сроком цветения. Тогда картина за окном будет постоянно меняться. Например, ранней весной зацветут крокусы, в начале лета – пионы, в середине лета – флоксы и лилии, к концу лета – астры и хризантемы. Зона отдыха Для отдыха и приема гостей стоит выделить отдельное место, где можно разместить мангал, беседку, лавочки для отдыха, площадку для игр или повесить гамак между деревьями.
Декорируется такая зона небольшими арками с вьющимися растениями. Особой стилевой нагрузки она не несет, поэтому оформляется достаточно скромно. Дом Идеальный вариант для русского стиля – добротный двухэтажный дом из обработанного бревна на высоком цоколе.
Чем-то напоминает боярский терем. Непередаваемый аромат древесины создаст особый климат внутри него. Огород Огород должен быть небольшим. Что на нем выращивать? Это зависит от личных умений и предпочтений. Издавна огород всегда был закрыт от посторонних глаз. Эта тенденция перешла и в современный дизайн. Свои грядки на территории русского сада можно скрыть за неброской изгородью.
Стоит поэкспериментировать и на тему аптекарского огорода, который обязательно был в каждой русской усадьбе. Можно посадить целебные растения вместе с любимыми овощами, а можно оформить отдельные грядки. Не стоит брать больше 10-15 видов: хранятся они недолго, зачем тогда выращивать лишнее. Прекрасный и полезный ансамбль составят: календула, девясил высокий, мята перечная, душица, лаванда, шалфей, розмарин, мелисса, иссоп, окопник лекарственный, синюха голубая и многие другие травы. Хозяйственная зонаВ ней располагаются колодец, погреб, сарай – постройки сугубо хозяйственные, и баня. Учитывая, что баня, точнее поход в нее, это отдых для души и тела, оформлению прилегающей к ней территории нужно уделить особое внимание.
Как правило, около бани располагаются две небольшие лавочки и столик. Высаживаются растения с пряным бодрящим ароматом. Чаще всего это карликовые хвойные – можжевельник, пихта бальзамическая, тис ягодный; или хорошо знакомые всем душистые растения – полынь, мята, душица и другие. Хозяйственные постройки и баня должны быть выполнены из того же материала, что и дом. Сад В двух словах о нем не расскажешь, поэтому давайте подробно рассмотрим все аспекты его создания.
Облик русского сада
Колористика Цвета на территории такого сада используются светлые, спокойные — песочный, оттенок свежей древесины, белый, голубой, весь спектр зеленого, нежно-абрикосовый. Яркими акцентами станут цветы на клумбах или декоративные кустарники. Садовые скульптуры пастельных тонов выгодно подчеркнут сочную зелень листвы.Растения Как уже говорилось выше, русская усадьба никогда не существовала без сада. Воссоздать величие и размах садов, описанных в произведениях классиков, на небольшом дачном участке не получится. Но можно постараться и сделать так, чтобы скромный и элегантный садик с элементами усадебного стиля радовал взор и душу.
Для сада в русском стиле естественно разумное сочетание красоты и практичности, поэтому рядом с розарием можно смело ставить парник. Но все же логичнее поделить территорию сада на несколько частей, расположение которых будет зависеть от вкуса садовода и от величины участка. Каждая часть будет заселена определенными растениями и украшена не так, как другие.
Цветочные клумбы делают максимально яркими и пестрыми. Не стоит оформлять их при помощи камней или декоративных заборчиков. Достаточно просто посадить россыпь цветов. Когда они зацветут, разноцветная «шапка» скроет все огрехи оформления, если они были в процессе посадки. Поэтому нужно обратить внимание на период цветения растений, он должен быть примерно одинаковым для создания той самой «шапки».
Из однолетних растений преимущество отдается астре, календуле, космее, петунии, настурции. Хорошо будут смотреться на клумбе и многолетние растения: водосборы (аквилегии), колокольчики, гвоздики, флоксы, люпины, садовые ромашки, акониты. Любителям луковичных растений не стоит волноваться — их фавориты не останутся без внимания. Тюльпаны и нарциссы, гиацинты и лилии – места хватит всем.
Оформляя клумбы в стиле русской усадьбы, не стоит забывать про ирисы, примулы, бархатцы, георгины, левкои, душистый горошек и декоративный (крылатый) табак. Эти растения давно знакомы практически каждому садоводу и не требуют особых навыков в выращивании и уходе. Прекрасно подойдут для новичков, решивших создать на своей даче русский сад.
Стоит отметить, что цветочные клумбы не нуждаются в подборе растений по цветовой гамме и высоте. Мало того, ландшафтные дизайнеры обеими руками за миксбордеры.
Цветник свободных очертаний, на котором мирно уживаются растения разной высоты, периода цветения и вида. Ухоженный и грамотно высаженный миксбордер внесет свежую ноту в облик русского сада.
Уместно использовать полевые цветы, а также растения с сильным ароматом — это водная мята, тимьян (чабрец) и бедренец. Высадить их лучше не на клумбы, а вдоль тропинок, чтобы при ходьбе по ним наслаждаться пряным ароматом.
Красный и белый ползучий клевер прекрасно украсит открытые площадки сада и заодно укрепит почву. Его можно совместить с другими кормовыми растениями. Оставшиеся открытые пространства можно засеять вероникой, подмаренником или марьянником.
Учитывая, что русский сад подразумевает наличие деревьев, дающих обильную тень, стоит заранее выбрать подходящие теневыносливые растения. Природные виды совмещаются с декоративными. В полутени хорошо будут расти: барвинок, яснотка, папоротник, ландыш, медуница.
Не обойтись и без первоцветов, чтобы сад был красив не только летом и осенью, но и ранней весной. Крокусы, иридодиктиумы: фиолетовые, желтые, белые, голубые и, конечно же, подснежники.
В хорошо освещенных и наиболее приметных местах можно соорудить небольшой розарий. Органично будут смотреться и высокие яркие подсолнухи, высаженные своеобразными островками.
Изюминкой такого сада будет некое подобие аптекарского огорода с мятой, душицей и иссопом. Кустарники Типичный русский колорит передают душистые кустарники: жасмин, сирень.
Не только радовать взор, но и давать урожай будут кусты малины, крыжовника, смородины. Они и так есть у каждого садовода, так что, если решиться переделать уже имеющийся сад, проблем с приобретением не будет.
Дополнить уже имеющиеся кустарники можно калиной и барбарисом.
Внести каплю яркости поможет оригинальный кустарник — бересклет европейский. Он обладает густой и раскидистой кроной высотой от 1,5 до 3 м. Очень интересное растение, которое обильно цветет в мае и июне. Цветы мелкие, желтовато-зеленые, к сожалению, практически незаметны. Зато с наступлением осени бересклет украсит сад причудливыми розово-красными коробочками плодов.
Если в семье есть дети, высаживать бересклет не стоит, так как его яркие плоды ядовиты (обладают сильным слабительным и рвотным эффектом).
Безопасен и неприхотлив, но не менее пышен и ярок пузыреплодник калинолистный. Окраска его листвы зависит от сорта и бывает желтой, темно-зеленой, пурпурной или темно-красной. Применение пузыреплодника в русском саду можно разнообразить: высадить одиночно на газоне, разместить под пологом деревьев или даже в цветнике, или подселить к крупным хвойным растениям: туе или можжевельнику. Интересным экспериментом будет его посадка рядом с более мелкими листопадными кустарниками и травянистыми многолетниками. Выбор места и соседей для пузыреплодника дает простор фантазии и личным предпочтениям садовода.
Деревья Русскому саду не обойтись одними цветами и кустарниками, его нужно озеленить и деревьями. Лиственными, хвойными, но чаще всего плодовыми, так как они и красивы, и полезны, и места (учитывая площадь участка) занимают не очень много.
Яблони (в том числе и дичка), груши, вишни – то, что давно знакомо и всеми любимо.
Разнообразить плодовые деревья можно абрикосами и черешней, при условии благоприятного для них климата. Облепиха, рябина – достойные мазки к общей картине русского сада. Они и выполнят декоративную функцию, и принесут урожай.
Если хозяину дачи повезло, и у него в наличии имеется участок большой площади, для высадки подойдут царицы русских дворянских усадеб – липы.
Как вариант, рекомендуется высаживать или не вырубать, если они уже растут: ели, сосны, березы, дубы, клены.
Элементы декора русского сада
Забор Первое, что бросается в глаза на любом участке – это его ограждение. Если начинать создавать кусочек русской усадьбы на своей даче, то не обойтись без забора, который отвечает всем требованиям стиля. Каким же он должен быть?В качестве материала идеально использовать обычное бревно. Высота варьируется, но, как правило, лучше придерживаться золотой середины — 1.5 м. Очень комфортная высота забора, которая создает ощущение личного пространства (это соответствует элегическому настроению русских усадеб), но не дает почувствовать себя запертым в коробке. Выглядит такая ограда, конечно, просто, по сравнению с кованой изгородью или забором из природного камня.
Добавить изысканности простому бревенчатому забору помогут высаженные вдоль него кустарники (чубушник, сирень) или цветы (лилии, хризантемы, ромашки, небольшие клумбы с розами). Еще один вариант на любителя — острый частокол, который также характерен для стиля русской усадьбы. В любом случае, общий вид забора должен быть тонким намеком на то, что скрывается за ним. Все должно смотреться гармонично.
ДорожкиДорожки на участке лучше тоже сделать в природном варианте: гравий, песок или кора деревьев.
В русском стиле не используются прямолинейные дорожки и тропинки. Они всегда вьются, и по краю обязательно высаживаются цветы или пряные травы. На больших площадях тропинки просто теряются в тени деревьев.
ГазоныГазон лучше всего разместить позади дома, высадив на дальней стороне кустарники или одиночные деревья. Что касается оформления: уместно будет засеять его многолетними травами; отдельными островками, чтобы не терялись на общем фоне, высадить невысокие яркие цветы.
Беседки Классические павильоны богатых русских усадеб трансформировались в уютные и практичные беседки. Выполнены они, опять же, из дерева. Для посиделок с семьей или гостями выгоднее всего размещать их в тени деревьев или высоких разлапистых кустарников. Декорировать беседку можно хмелем, вьюном или виноградом.
Мебель для беседок выбирается деревянная или плетеная. В тени деревьев располагается несколько изящных лавочек.
Так называемые в старину «потехи» (горки, оранжереи, увеселительные павильоны) можно адаптировать и к современным реалиям. Немного найдется смельчаков, желающих построить на даче птичий двор или кроличью ферму (как это было в дворянских усадьбах). Зато, если в семье есть дети, «потехами» станут деревянные качели, песочница, детские невысокие лавочки.
Ограничить игровую зону можно при помощи клумб с цветами. Понравится детям и уголок с садовыми скульптурами (герои сказок, птицы, животные и многие другие). Он послужит и элементом декора, и причиной радости маленьких дачников.
Пруд Вода… В русском саду обязательно должна быть водная составляющая. Сделанный собственными руками пруд выполняет две функции: утилитарную (разведение рыб) и декоративную.
Какую красоту можно создать, если по берегам небольшого прудика высадить хосту, багульник, бересклет или цветущие однолетники! Только обязательно нужно укрепить склоны специальными георешетками и поверх них раскатать рулонный газон. Художественным элементом дизайна может стать любая вещь, подходящая по духу русскому стилю. Хотите деревянный мостик через пруд – хорошо, повесить скворечник или кормушку для птиц — здорово, применить старое деревянное колесо в качестве украшения сада — тоже подойдет!
Главное – все должно быть выполнено из соответствующих материалов и максимально органично сочетаться с общим стилем сада.
Освещение Особое внимание стоит уделить освещению. Светильники и фонари не должны бросаться в глаза. Участок в стиле русского сада в любое время суток находится в полутени. Днем от солнечного света его закрывают деревья и кустарники, а вечером и ночью за этот ореол таинственности отвечают фонари. Поставить их лучше так, чтобы кроны деревьев слегка загораживали свет, и он падал на дорожки в рассеянном виде.
Советы по обустройству русского сада
- Нельзя приобретать взрослые импортные деревья. Каким бы сильным ни было желание поскорее увидеть свою территорию оформленной до конца. Если деревья несколько лет росли в другом климате и на другой почве, они трудно приживаются, требуют большего ухода, чаще повреждаются вредителями.
- Чтобы отечественные саженцы лучше прижились, высаживать их стоит поздней осенью.
- Для оформления дорожек можно использовать спил бревна. Это одна из последних модных тенденций, но, к сожалению, такой вариант недолговечен и требует постоянного обновления.
- Актуально использование песчаника. В щели между камнями можно засыпать землю с семенами тенелюбивой травы.
- Если участок только что куплен и на нем есть лес, не нужно торопиться вырубать все деревья. Из них можно сформировать прекрасную пейзажную часть сада.
- Если размер сада больше стандартных шести соток, следует чередовать тип пространства — открытые поляны с закрытыми частями из хвойных или лиственных деревьев.
- Выбирая для сада стиль русской усадьбы, для дома лучше выбрать классический стиль.
- Огород располагается за домом или по бокам от него. Важно то, что он не должен мешать восприятию самого сада.
- Основа колористики сада — игра света и тени. К примеру, светлые садовые элементы на фоне темной зелени.
7dach.ru
Русская усадьба | О нас
Некоммерческое партнерство «Русская усадьба» было основано в апреле 2000 года группой энтузиастов при содействии Общества изучения Русской усадьбы и Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева.
Русская усадьба – самобытное социально-экономическое и культурно-историческое явление, формировавшее образ жизни России на протяжении почти 300 лет (середина XVII – октябрь 1917 г.)
Русская усадьба – это архитектурно-парковый ансамбль.
Русская усадьба – это живописная красота обширной усадебной территории.
Русская усадьба – это хозяйственные комплексы, крупные, мелкие и, в основном, средние (80 % от общего числа), «кормившие» всю Россию своим продуктом и мануфактурой и экспортирующие излишки.
В настоящее время большинство усадеб физически не существует или находится на грани исчезновения. Мы теряем свою историю, память о местах, где проживали незаурядные люди, многие из которых определили судьбу России, обогатили мировую науку и культуру яркими открытиями и творениями.
Пробудить живой интерес и бережное отношение наших современников к богатому культурно-историческому наследию России, выявить все сохранившиеся усадьбы, вернуть историческую память об усадебных местах и проживавших здесь людях, вовлечь эту обширную информацию в современный научный и культурный оборот в целях развития культурно-познавательного туризма – главная идея создания НП «Русская усадьба».
Основные направления работы НП «Русская усадьба»:
-
Общероссийской проект «Усадебное наследие России. XXI век», подробное обследование областей Центральной России и выявление всех сохранившихся усадеб. Результаты обследования обобщены в справочных каталогах с географической картой расположения усадеб:
-
- «Калужские усадьбы» А.Б. Чижков, А.А. Зорин, 2007 год.
-
- «Смоленские усадьбы» А.Б. Чижков, Н.Г. Гурская, 2009 год.
-
- «Тульские усадьбы» А.Б. Чижков, 2011 год.
-
- «Рязанские усадьбы» А.Б. Чижков, Е.А.Графова, 2013 год.
-
-
Организация туристических маршрутов по наиболее ярким усадебным местам, а также старинным городам и монастырям (см. Туризм)
-
Благотворительная помощь в восстановлении усадьбы Федяшево Ясногорского района Тульской области как культурно-туристического центра.
www.rususadba.ru
Ресторан | Русская Усадьба
Интерьер “Русской Усадьбы” выполнен в древнерусском стиле: бревенчатые и расписные стены, резная деревянная мебель, расписные льняные шторы и скатерти и другие колоритные атрибуты старины. Густая домашняя атмосфера русского радушия и уюта делает ресторан нашего комплекса одним из лучших ресторанов Магнитогорска.
Комплекс "Русская Усадьба" располагается в самом экологически чистом районе Магнитогорска, огражден от повседневных забот и городской суеты. Ни один другой ресторан в Магнитогорске не обладает таким красивым видом, как “Русская Усадьба”. Ресторан русской кухни располагает вместимостью до 90 человек. Для истинных любителей природы мы предлагаем отобедать на летней веранде, которая может разместить до 120 человек.
У нас вы можете сделать заказ на индивидуальное обслуживание: -дней рождения; -корпоративных вечеринок; -свадеб; -банкетов; -фуршетов; -детских праздников; -выпускных. Попробуйте блюда настоящей русской кухни!
В меню нашего ресторана есть большой ассортимент блюд русской кухни, приготовленных по уникальным старинным рецептам. Оно идеально подойдет для ценителей русских культуры и традиций. Любой праздник обернется настоящим княжеским пиром, где стол ломится от изобилия яств. Цены же приемлемые, в отличие от многих других баров, кафе, ресторанов Магнитогорска, и большинству окажутся по карману.
Режим работы ресторана: круглосуточно и ежедневно. Тел./факс: +7(3519) 444-264 Не каждый ресторан города может предоставить такие условия для своих гостей! Ждем Вас в нашем ресторане! Здесь Русский Дух! Здесь Русью пахнет!
К Вашим услугам room-service – Вы можете заказать к себе в номер любую позицию меню и бара.
РЕЖИМ РАБОТЫ РЕСТОРАНА: КРУГЛОСУТОЧНО И ЕЖЕДНЕВНО.
ПО БУДНЯМ С 12-00 ДО 16-00 КОМПЛЕКСНЫЕ ОБЕДЫ.
Тел./факс: 8(3519) 444 264
usadba-mgn.ru