Железнодорожная (станция). Станции ж д


Станции, начинающиеся с буквы А

N.B! Сайт RailWagonLocation.com не имеет никакого отношения к станциям в этом списке!

Абагур-Лесной, ЗСИГрузовая станцияЗападно-Сибирская
Абагуровский, ЗСИЗападно-Сибирская
Абадан, УЗБСтанцияУзбекистанские
Абадан I, ТУРГрузовая станцияТуркменские
Абадзехская, СКАГрузовая станцияСеверо-Кавказская
Абаевский, СВЕСвердловская
Абаза, КРАГрузовая станцияКрасноярская
Абаза (экс.), КРАПогранпереходПеревалка на реку и экспортГрузовая станцияМеждународный экспортКрасноярская
Абазинка, СКАГрузовая станцияСеверо-Кавказская
Абазовка, ЮЖНЮжная
Абай, КЗХКазахстанские
Абакан, КРАГрузовая станцияКрасноярская
Абакан (перев.), КРАПеревалка на рекуГрузовая станцияКрасноярская
Абаклия, МОЛГрузовая станцияМолдавская
Абакумовка (рзд), КРАГрузовая станцияКрасноярская
Абалаково, КРАГрузовая станцияКрасноярская
Абамеликово, ОДГрузовая станцияОдесская
Абаша, ГРУГрузинская
Абганерово, ПРИГрузовая станцияПриволжская
Абдулино, КБШГрузовая станцияКуйбышевская
Абинская, СКАГрузовая станцияСеверо-Кавказская
Аблык, УЗБГрузовая станцияУзбекистанские
Абово, ОКТ Октябрьская
Абовян, АРМГрузовая станцияЮжно-Кавказская
Абрамовка, ЮВОГрузовая станцияЮго-Восточная

www.railwagonlocation.com

Железнодорожная станция - это... Что такое Железнодорожная станция?

Железнодоро́жная ста́нция — объект железнодорожного транспорта, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приёму, отправке, скрещению и обгону поездов[1], операции по приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах — маневровую работу по формированию и расформированию поездов и технические операции с поездами.В быту железнодорожной станцией может называться любой более-менее оборудованный остановочный пункт для поездов.

Описание

Обязательными элементами станции являются:

  • Путевое хозяйство — состоит из совокупности железнодорожных путей, как правило, объединённых в парки. Как парки, так и пути в парках могут иметь определённую специализацию (например, сортировочный парк, приёмо-отправочный парк и т. д.). Нумерация путей осуществляется вверх и вниз от главных (по которым, как правило, осуществляется пропуск поездов без остановки) с соблюдением чётности и нечётности нумерации. Между собой пути соединяются стрелками, которые также нумеруются с одной стороны станции чётными, а с другой нечётными номерами. На пассажирских станциях пути могут быть секционированы, что позволяет принимать на путь два короткосоставных пригородных поезда с различных сторон. В этом случае к номеру пути добавляется буква, однако с точки зрения путевого развития станции данный путь всё равно рассматривается как единое целое.

Полезная длина пути ограничивается предельными столбиками и/или светофорами. Тупиковые пути имеют с одной стороны специальный тупиковый упор и используются для служебных целей и отстоя вагонов и локомотивов.

Специализация

Железнодорожные станции по основному характеру работы могут быть отнесены к категориям: пассажирская, грузовая, техническая и промежуточная.

  1. Пассажирская железнодорожная станция предназначена для осуществления операций по обслуживанию пассажиров и организации движения пассажирских поездов
  2. Грузовая железнодорожная станция предназначена для выполнения грузовых и коммерческих операций с грузами и грузовыми вагонами.
  3. Техническая железнодорожная станция предназначена для выполнения технических операций с грузовыми вагонами, составами, поездами для организации перевозок и обеспечения безопасности движения. К техническим станциям относятся железнодорожные станции, на которых операции пассажирской и грузовой работы не являются доминирующими. В зависимости от выполняемых технических операций с грузовыми вагонами, составами или поездами технические железнодорожные станции подразделяются на: сортировочные, участковые, предпортовые.
    • Сортировочная станция — раздельный пункт, предназначенный для массовой переработки вагонов и формирования составов.[2]
    • Участковая станция — раздельный пункт, предназначенный для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов, выполнения маневровых операций по расформированию-формированию сборных и участковых поездов, обслуживания подъездных путей.[3] Пункт смены локомотивов и локомотивных бригад.
    • Предпортовая железнодорожная станция служит для накопления вагонов для обслуживания морского порта. На них осуществляется работы по подборке вагонов для судовых партий, приёму, расформированию и формированию поездов.
  4. Промежуточная станция предназначена в основном для выполнения технических операций по приёму, отправлению, обгону, скрещению и пропуску грузовых и пассажирских поездов, маневровых операций по прицепке/отцепке вагонов к сборным поездам.
  5. Межгосударственная передаточная станция имеет необходимое путевое развитие, технические обустройства и персонал, обеспечивающие работу по передаче транспортных средств между государствами в техническом и коммерческом отношении с выполнением видов государственного контроля. На них оформляются передаточные ведомости и формируются необходимые сообщения в ИВЦ дороги для ведения учёта передачи и номерного наличия вагонного парка.
  6. Узловая станция — промежуточная станция, участковая станция или сортировочная станция, к которой примыкает не менее трёх железнодорожных направлений.[4]

Станция стыкования — раздельный пункт, соединяющий направления, электрифицированные разными родами тока. В секции контактной сети таких станций можно подавать ток любой системы с помощью переключателей.

Для определения размера бюджетных расходов железнодорожной станции, в том числе по фонду заработной платы, в зависимости от объёма и сложности грузовых, пассажирских и технических операций все железнодорожные станции подразделяются на шесть классов: внеклассные и I, II, III, IV, V классов.

Фотографии

См. также

Примечания

  1. ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 9. Динамика атмосферы — железнодорожный узел. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. — 767 с.: ил.: карт.
  2. ↑ Железнодорожный транспорт. Энциклопедия.: М. Большая Российская энциклопедия, 1995 стр. 401
  3. ↑ Железнодорожный транспорт. Энциклопедия.: М. Большая Российская энциклопедия, 1995 стр. 481
  4. ↑ Железнодорожный транспорт. Энциклопедия.: М. Большая Российская энциклопедия, 1995 стр. 475

dic.academic.ru

карта. Железнодорожные станции и узлы

Железнодорожные станции и узлы представляют собой комплексные технологические объекты. Эти элементы составляют единую путевую сеть. Далее в статье подробнее рассмотрим эти понятия.

Ж/Д станции

Эти элементы транспортной сети представляют собой объекты, оснащенные специальными устройствами, которые обеспечивают прием и отправку поездов, выполнение их обгона и скрещения. Кроме того, железнодорожная станция позволяет выдавать и получать грузы, а также обслуживать пассажиров. Развитые путевые устройства обеспечивают формирование и разборку составов поездов, выполняют их техническое обслуживание. В зависимости от того, какой объем и характер работ проводится, железнодорожная станция может иметь один из пяти классов или быть внеклассной. Принадлежность к той или иной категории определяется в соответствии с оценкой работы объекта в баллах.

Назначение

Железнодорожная станция – это основная производственно-хозяйственная единица путевой сети. На этих объектах осуществляются конечные и начальные операции, составляющие перевозочный процесс, а также деятельность по обеспечению движения составов. Порядка 75% времени вагонного оборота тратится на станции. Работа объекта организуется в соответствии с графиком движения поездных составов, плана их формирования, эффективного применения технического оснащения и технологического процесса. Порядок использования средств регулируется особым распорядительным актом. На его основании осуществляется контроль безопасного и беспрепятственного отправления и приема составов, проследования поездов по станции, а также эффективность и рациональность внутренних маневровых работ.

Деятельность объекта

Основными принципами, в соответствии с которыми работает железнодорожная станция, являются:

  1. Непрерывность обработки вагонов и составов, сокращение простоев в процессе ожидания предстоящих операций.
  2. Уменьшение времени, которое тратится на исполнение каждого этапа работ.
  3. Максимальная параллельность при обработке поездов.
  4. Взаимодействие различных специалистов, принимающих участие в осуществлении станционных операций.
  5. Руководство диспетчера при формировании и разборе составов.

Классификация путей

Станционная линия в границах станций может быть:

  1. Главной.
  2. Приемо-отправочной.
  3. Погрузочно-выгрузочной.
  4. Сортировочной.
  5. Деповской (вагонного и локомотивного хозяйства).
  6. Вытяжной.
  7. Соединительной.

Последняя ведет к топливным базам, складам, контейнерным и очистным пунктам, сортировочным и ремонтным платформам. Существуют также прочие пути, назначение которых устанавливается в зависимости от исполняемых там операций. Специальные линии предназначены для обслуживания определенных организаций и предприятий, которые связаны с общей ж/д магистралью непрерывным рельсовым полотном. Деятельность этих путей распространяется и на предохранительные тупики. Они, в свою очередь, служат для предупреждения выхода подвижных составов на маршруты следования поездов. Специальные линии обслуживают также улавливающие тупики, которые предназначены для остановки поездов либо их частей, потерявших управление в процессе движения по затяжному спуску. Те пути, которые выполняют одни функции, объединяют в парки приема, отправления, сортировки поездов и прочего. Главные линии нумеруются при помощи римских, станционные – арабских цифр.

Железнодорожные узлы

Эти объекты являются комплексными. Они представляют собой сеть железнодорожных станций, подъездных, обходных и соединительных линий, постов на пунктах примыкания. В их структуру также включаются комплексы путепроводных развязок путей между собой и с автодорогами и городскими магистралями. В составе объекта присутствует станция (железнодорожная), вокзал, депо и прочие элементы.

Классификация

В зависимости от взаимного расположения подходов и станций железнодорожные узлы могут относиться к тому или другому типу. Характеристика осуществляется на основании специальных схем. Так, железнодорожный узел может быть с одной станцией. В этом случае она сооружается при небольшом количестве сходящихся путей. Узлы могут включать в себя станции, расположенные параллельно либо последовательно. Существует еще несколько типов комплексных объектов. Железнодорожные узлы могут включать в себя станции, расположенные крестообразно. В этом случае имеет место пересечение существующей линии под углом. Узел такого типа сооружается при незначительном объеме переработки и не требует обустройства сортировочной станции. Существует и треугольный тип объекта. Такой узел сооружается в случае наличия значительной корреспонденции поездных потоков между всеми направлениями, сходящимися в нем. К прочим типам относят радиальные, кольцевые, тупиковые, комбинированные и полукольцевые.

Обработка составов

Работа станции определяется в соответствии с технологическим процессом. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность на объекте, является особый распорядительный акт. В России он составляется с учетом ПТЭ РЖД. Карта объекта является неотъемлемой частью акта. Технологический процесс позволяет установить наиболее рациональный порядок и длительность исполнения операций с вагонами и составами разных категорий. При этом предусматривается научная организация работы и управления, формирование комплексных путевых бригад. Благодаря комплексу мероприятий обеспечивается высокая культура обслуживания пассажирских перевозок, приема и отправки грузов, а также исполнение плановых задач по переработке вагонов.

Технологический процесс. Порядок организации

Технологический процесс составляется для участковых, сортировочных, грузовых и пассажирских путевых станций. Грамотная организация деятельности способствует повышению производительности труда, сохранности транспортируемых грузов и самих подвижных составов. Кроме того, обеспечивается безопасность при маневровых работах и движении поездов, а также снижение себестоимости вагонной переработки. Технологический процесс разрабатывается инженерными сотрудниками станции совместно с персоналом вагонного и локомотивного депо, связи и сигнализации, дистанции пути. В составлении участвуют специалисты участка энергоснабжения, погрузочных и разгрузочных работ. Организация процесса осуществляется при взаимодействии с сотрудниками технологической группы, дорожного конструкторского бюро. При составлении документации учитываются особенности и условия работы каждой конкретной станции.

Техническо-распорядительный акт

Порядок, который устанавливается этим документом, является обязательным для исполнения сотрудниками всех служб. Распорядительный акт включает в себя общие сведения об объекте, приеме и отправке составов, формировании маневровых работ, информацию о технике безопасности. В приложении, как в обязательной составляющей документа, содержится карта железнодорожных станций, ведомости, схемы, инструкции и прочие данные, которые относятся к организации рациональной деятельности всех служб. В помещениях, где находятся дежурные, маневровые диспетчеры, осмотрщики вагонов, в стрелочных постах вывешиваются выписки из распорядительного акта.

fb.ru

Железнодорожная станция - это... Что такое Железнодорожная станция?

        основное эксплуатационное предприятие ж.-д. транспорта, имеющее путевое развитие, устройства и сооружения для организации перевозок пассажиров и грузов. На Ж. с. производят приём, отправление поездов, обслуживание пассажиров, приём, погрузку, выгрузку и выдачу грузов и багажа, а при развитых путевых устройствах — формирование, расформировывание и обработку поездов. В СССР к началу 70-х гг. было около 11 тыс. Ж. с., включая разъезды и обгонные пункты.

         В зависимости от характера работы Ж. с. делятся на промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые и пассажирские, а по объёму и сложности работы — на внеклассные (с большим объёмом работы и высоким уровнем технического оснащения) и Ж. с. 1—5-го классов. К сооружениям и устройствам Ж. с. относятся: пути и стрелочные переводы, вокзалы и служебно-технические здания, пассажирские и грузовые железнодорожные платформы (См. Железнодорожная платформа), пешеходные мосты; склады, погрузочно-разгрузочные площадки, средства механизации работ и технические средства для коммерческой работы, обслуживания пассажиров и выполнения операций с багажом; оборудование сортировочных горок; устройства станционной сигнализации, централизации и блокировки; различные виды связи; линии электроосвещения и др. Ж. с. обычно сооружают на горизонтальной площадке и на прямом участке пути. В отдельных случаях допускается их расположение на уклоне, но не более 0,0015. Ж.-д. пути на станциях подразделяются на станционные и специального назначения (см. Железнодорожный путь). Ж. с., расположенные в местах пересечения или соединения 2 или более ж.-д. линий, вместе с их соединительными ветвями образуют Железнодорожный узел.

         Для крупных станций разрабатываются технологические процессы по выполнению всех работ в минимальные сроки на основе НОТ с использованием передовых приёмов и при максимальном использовании технических средств. Работа на Ж. с. строится в соответствии с «Положением о ж.-д. станции».

         Лит.: Добросельский К. М., Манёвры на железнодорожных станциях, 2 изд., М., 1961; Технология работы участковых и сортировочных станций. М., 1966; Савченко И. Е., Земблинов С. В., Страковский И. И., Железнодорожные станции и узлы, 2 изд., М., 1967.

         К. М. Добросельский.

dic.academic.ru

Железнодорожная (станция) - это... Что такое Железнодорожная (станция)?

Координаты: 55°45′09″ с. ш. 38°00′32″ в. д. / 55.7525° с. ш. 38.008889° в. д. (G) (O) (Я)55.7525, 38.008889

Дата открытия: Прежние названия: Количество платформ: Количество путей: Тип платформ: Форма платформ: Выход к: Расположение: Пересадка на: Расстояние до Курского вокзала: Расстояние до МКАД: Тарифная зона: Работающие операторысотовой связи: Код станции: Код в «Экспресс-3»:

Станция Железнодорожная

Горьковское направление

Московская железная дорога

1861[1]

Обираловка (до 1939)

4

8

1 боковая, 3 островные

прямая

Октябрьская ул., Пролетарская ул.

Железнодорожный

А А, Б, 4, 7, 9, 10, 12, 18, 23, 26, 26к, 29, 33, 65, 338 М 1, 2, 3, 4, 6, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 21, 23, 33, 47, 48, 51, 100, 142, 338

24 км 

7 км 

3

«Билайн», МТС, «МегаФон», SkyLink

230402

2001070

Железнодоро́жная (до 1939 года Обира́ловка) — железнодорожная станция Горьковского направления Московско-Курского отделения Московской железной дороги в городе Железнодорожный Московской области. Расстояние от Москвы 24 километра, время движения поезда с Курского вокзала 34-38 минут, на экспрессе 23 минуты. Станция является конечной для скоростных поездов «Спутник» на Горьковском направлении, а также для обычных пригородных поездов Москва — Железнодорожная (36 пар в сутки). На станции останавливаются все пригородные поезда, кроме экспрессов Москва — Владимир. Поезда дальнего следования на станции не останавливаются.

История

Станция была построена в 1861 году[1]. Первоначально ветка была однопутной, а станция — конечной, поэтому за станцией имелся поворотный круг. «История города тесно связана с историей Московско-Нижегородской железной дороги, вступившей в строй (будучи однопутной) в 1862 году. В результате возле Кучино была построена одноименная платформа; станция в трех верстах от неё получила название Обираловка. В 1866 году она имела 584,5 сажени запасных и разъездных путей, 4 стрелки, одно пассажирское и одно жилое здание. Среднее число пассажиров — 25 человек в день. В 1877 году дорога от Москвы до Коврова стала двухпутной, на ней появились дачные поезда. После прокладки ветки на Муром к названию „Московско-Нижегородская“ добавилось слово „Муромская“. В 1885 году начала действовать Богородская ветка. 1 января 1894 года МНЖД была выкуплена у строившего её частного Общества российских железных дорог и перешла в казённое управление. Прокладка железной дороги значительно изменила ситуацию в прилегающих землях. Участки массово раскупались у помещиков под дачи. Вблизи станции Обираловка возникли посёлки, названные по именам землевладельцев — Афанасьевка и Ивановка. В 1909 году появился поселок Ольгино. Когда станция Обираловка была конечной, здесь действовал поворотный круг — устройство для разворота на 180 градусов подвижного состава, а также стояла водокачка, упомянутая в романе Л. Н. Толстого „Анна Каренина“. Внутри деревянного станционного здания располагались служебные помещения, телеграф, товарная и пассажирская кассы, небольшой зал 1-го и 2-го класса и общий зал ожидания с двумя выходами на платформу и привокзальную площадь, по обе стороны которой у коновязей пассажиров „стерегли“ извозчики»[2]. После революции путевое хозяйство было быстро восстановлено. В 1933 году состоялся пуск первого электропоезда до Москвы, а в 1939 году, после ходатайства жителей посёлка, станция была переименована из «Обираловки» в «Железнодорожную»[2].

Описание станции

Станция состоит из вокзального здания и четырёх платформ, объединённых пешеходным мостом. Также имеется пешеходный мост через железнодорожные пути, без выхода на платформы, оборудованный пандусом для инвалидов и детских колясок. Восточнее станции находится депо.

Вокзальное здание

Вокзальное здание состоит из трёх павильонов: главного и двух «крыльев» — павильонов АСОКУПЭ. В главном павильоне на первом этаже располагаются три пригородные кассы (одна круглосуточная) и одна касса дальнего следования. Также здесь располагаются зал ожидания, АСОКУПЭ (турникеты) и касса на выход. На втором этаже находятся вспомогательные услуги РЖД — интернет-кафе, касса авиабилетов, кафе и др.

Платформы

На станции четыре платформы: одна боковая и три островных. Все платформы высокие и соединены между собой пешеходным мостом.

Три первые платформы асфальтированные, платформа для «Спутников» мощена тротуарной плиткой и частично покрыта современным полупрозрачным навесом, выполненным в фирменных цветах горьковского направления. На остальных платформах имеются навесы старого типа (бетонные), перекрашенные в серый и красный цвета.

Пути

На станции восемь путей (не считая соединительных, деповских и тупиковых) — семь для пассажирских поездов, а восьмой — для грузовых поездов и технических составов. Также, к западной горловине прилегает (но не примыкает) отходящий на юг и юго-запад подъездной ширококолейный путь, соединяющий такие крупные предприятия, как Кучинский керамико-плиточный завод, Rockwool-Минвата, Саввинскую хлопкопрядильную фабрику (на данный момент пути до Саввинской фабрики частично разобраны, движение по ним не производится) и др. Общая протяжённость главного пути ветки 4 км. На северо-запад от станции ведёт подъездной путь на базу ОАО «Трансинжстрой».

Рядом со станцией

Железнодорожный находится южнее от станции (рядом со станцией располагаются торговый центр «Юнион», торговый центр «Эдельвейс» и крупная автостоянка). Также, со стороны Железнодорожного, на привокзальной площади, установлены уличные билетные кассы (две кассы). Городской округ Балашиха располагается севернее станции (с этой стороны рядом со станцией находится небольшой жилой массив — микрорайон «Лесной» города Железнодорожного и лесопарк).

Депо

В сторону от Москвы, справа по ходу движения от Москвы располагается ТЧ-4 «Железнодорожная».

Коммерческие операции

На станции осуществляются следующие коммерческие операции:

  • Прием и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций.
  • Прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.
  • Прием и выдача повагонных отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций[3].

Станция прикреплена к Реутовскому таможенному посту[4].

«Спутник»

Открытие скоростного движения поездов экспресс «Спутник» на Горьковском направлении произошло 3 августа 2008 года. Этот участок стал третьим в Московском регионе после запуска «Спутника» с Ярославского вокзала до станции Мытищи в 2004 году и с Казанского вокзала до станции Раменское, связав тем самым с Москвой города Мытищи, Люберцы и Раменское. Для приёма скоростных поездов на станции Железнодорожная построили новую четвёртую платформу, оборудовав её турникетным павильоном, навесами и продлив существующий мост до новой платформы. В день ходит 14 пар «Спутников». Поезд имеет только одну промежуточную остановку: Новогиреево.

Станция в литературе

Первоначальное название станции Обираловка. Именно здесь Анна Каренина, героиня одноименного романа Л. Н. Толстого, бросилась под поезд.

Давка летом 2010 года

Летом 2010 года, в результате ремонта путей Горьковского направления, а как следствие — увеличением интервалов в курсировании электропоездов ситуация обернулась колоссальной давкой в пригородных электропоездах на станции; пассажиры, не помещавшиеся в салон вагона размещались снаружи — на хвостовых кабинах, между вагонами и на крышах электропоезда[5][6][7].

Фотогалерея

  • Железнодорожная
  • Вокзал станции

  • Вторая и третья платформы. На заднем плане — «Спутник»

  • Пути для «Спутников» (слева) и для грузовых и технических поездов

  • Вокзал станции

  • Пути в сторону Москвы

Примечания

Ссылки

 п·условные обозначения
 на Москву 
23,5 Железнодорожная
ТЧ-4 «Железнодорожная»
26,7 Чёрное
28,3 Заря
30,6 Купавна
32,8 33 километр
36,3 Электроугли
42,1 43 километр
45,6 Храпуново
47,5 Есино
А107 Московское малое кольцо
 На Мытищи (Ярославское напр.) 
53,2 Фрязево
72 Захарово
60,6 Казанское
64,4 Вохна
р. Вохонка
67,2 Павловский Посад
Электрогорск
74,2 Назарьево
р. Дрезна
79,1 Дрезна
 На сорт.станцию Орехово-Зуево (Бол.кольцо) 
84,4 Кабаново
86,5 87 километр
А108Ликинское ш./ул.Егорьевская (МБК)

dic.academic.ru

Железнодорожная станция Википедия

Железнодоро́жная ста́нция — основной объект железнодорожного транспорта, один из видов раздельных пунктов, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приёму, отправке, скрещению и обгону поездов[1], операции по приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах — маневровую работу по формированию и расформированию поездов и технические операции с поездами.

Описание[ | код]

Пассажиры набирают кипяток на сибирской станции, 1913 год.Фото Ф. Нансена

Обязательными элементами станции являются:

  • Путевое хозяйство — состоит из совокупности железнодорожных путей, как правило, объединённых в парки. Как парки, так и пути в парках могут иметь определённую специализацию (например, сортировочный парк, приёмо-отправочный парк и так далее). Нумерация путей осуществляется вверх и вниз от главных (по которым, как правило, осуществляется пропуск поездов без остановки) с соблюдением чётности и нечётности нумерации. Между собой пути соединяются стрелками, которые также нумеруются с одной стороны станции чётными, а с другой нечётными номерами. На пассажирских станциях пути могут быть секционированы, что позволяет принимать на путь два короткосоставных пригородных поезда с различных сторон. В этом случае к номеру пути добавляется буква, однако с точки зрения путевого развития станции данный путь всё равно рассматривается как единое целое.

Полезная длина пути ограничивается предельными столбиками и/или светофорами. Тупиковые пути имеют с одной стороны специальный тупиковый упор и используются для служебных целей и отстоя вагонов и локомотивов.

Специализация[ | код]

Железнодорожные станции по основному назначению и характеру работы делятся на категории[2]:

  1. Пассажирские станции предназначены для осуществления операций по обслуживанию пассажиров и организации движения пассажирских поездов, в том числе операции с багажом, билетами, почтой. Строятся обычно в крупных населенных пунктах с большим транзитным, местным или пригородным пассажирским движением.
    • Собственно пассажирские связаны только с обслуживанием пассажиров.
    • Пассажирские технические предназначены для технической обработки, переформирования, экипировки и подготовки пассажирских составов в рейс.

ru-wiki.ru

Железнодорожный вокзал - это... Что такое Железнодорожный вокзал?

Железнодорожный вокзал станции Красноярск-Пассажирский

Вокзал — здание на железнодорожной станции, предназначенное для обслуживания пассажиров.

Как правило, вокзалы встречаются на крупных железнодорожных станциях; в здании вокзала обычно размещают кассы, камеры хранения, зал ожидания, рестораны и т. д.

Классификация вокзалов

По площади помещений и расчётной вместимости вокзалы делят на:

  • внеклассные — более 11 тыс. кв. метров, более 1500 пассажиров
  • I класса — от 4,6 до 11 тыс. кв. метров, 1200—1500 пассажиров
  • II класса — от 2,3 до 4,6 тыс. кв. метров, 500—1200 пассажиров
  • III класса — менее 2,3 тыс. кв метров, до 500 пассажиров

По занимаемой площади вокзалы делят на малые, средние, большие и крупные.

Железнодорожный вокзал в Тынде

По расположению относительно перронных путей вокзалы делят на продольные, торцевые, торцево-боковые и П-образные. Расположение вокзала относительно путей имеет важное значение для организации пассажиропотоков.

История

Первым в истории Российским вокзалом был вокзал в Санкт-Петербурге. Он был построен в 1834 году. После прокладки ветки Москва — Санкт-Петербург и бума прокладки железнодорожных путей, вокзалы начали массово строить в городах, где проходила железная дорога. На станции Слюдянка в Иркутской области вокзал построен целиком из мрамора[1]. В 1876 году сдан в эксплуатацию Самарский вокзал.

В 2001 году вокзал в Самаре полностью реконструирован[1].

В истории имели место случаи, когда вокзалы перестраивались из одного типа в другой. Например, вокзал станции Астрахань Рязано-Уральской железной дороги был построен в 1909 году как тупиковый, поскольку продолжение линии на юг не планировалось. Однако впоследствии, при строительстве в годы Великой отечественной войны линии Астрахань-Кизляр, пути обогнули вокзал и из торцевого он стал продольным[2].

Железнодорожный вокзал в городе Пльзень

Пассажиропотоки на вокзале

Железнодорожный вокзал в городе Самара

Естественное направление пассажиров на вокзале — от входа до перронов для отправляющихся пассажиров или противоположное для прибывающих пассажиров. Как правило, на вокзалах складываются три пассажиропотока. Соотношения этих пассажиропотоков определяют желательный тип расположения вокзала относительно путей и внутреннее устройство вокзала.

  • Прибывающие пассажиры стремятся как можно быстрее оказаться в городе и услугами вокзала, как правило, не пользуются.
  • Так же как и прибывающие пассажиры, в услугах вокзала не нуждаются пассажиры, пользующиеся железной дорогой для регулярных поездок на небольшие расстояния (на работу или учёбу) и пассажиры, оформившие билеты заранее.
  • Третий пассажиропоток составляют пассажиры поездов дальнего следования и эпизодические пассажиры. Эти пассажиры покупают на вокзале билеты, изучают расписания и т. п.

Если на вокзале преобладают пассажиропотоки первых двух типов, то наиболее выгодно торцевое или торцево-боковое расположение вокзала, так как они позволяют пассажирам быстро покинуть вокзал. При плохой организации возможны заторы, так как потоки прибывающих пассажиров и отправляющихся «регулярных» пассажиров будут сталкиваться.

Если на вокзале больше отправляющихся пассажиров дальнего следования, то оправдано устройство П-образного вокзала.

Продольные вокзалы не имеют ярко выраженных преимуществ для пассажиров какой-либо категории.

Как правило, на вокзалах присутствуют паровозы-памятники, посвящённые каким-то событиям, например, в Тынде паровоз-памятник Еа-3246 в честь 30-летия БАМа, паровоз Л-3451 в Благовещенске ко дню железнодорожника, паровоз СО17-1600 в Красноярске, выпущенный в городе на паровозостроительном заводе в годы Великой Отечественной войны.

См. также

Примечания

Литература

  • Васькин А. А. Чемодан. Вокзал. Москва. Чего мы не знаем о девяти московских вокзалах. М, 2010.
  • Организация железнодорожных пассажирских перевозок. А. А. Авдовский, А. С. Бадаев, К. А. Белов и др. Москва, «Академия», 2004. ISBN 5-7695-1720-4

dic.academic.ru