Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Территория завода зил
особенности, схема и интересные факты
Завод имени Лихачева - это одно из древнейших машиностроительных предприятий, которое досталось России по наследству от СССР. В советские времена он играл важную стратегическую роль. Что же стало сегодня с этим гигантом? Что находится на территории завода ЗИЛ?
Историческая справка
Начал свое существование этот завод в 1916 году, когда планировалось в России создать предприятие, способное выпускать грузовики итальянской фирмы "ФИАТ". В силу тяжелых политических и экономических обстоятельств 1917 года данная идея была реализована не полностью. В Тюлевой роще построили не все здания нового завода, и производство начинать было нельзя. Поэтому руководство решило заняться сборкой итальянских грузовиков из уже готовых деталей.
За годы существования территория завода ЗИЛ постепенно увеличивалась, а он сам из простых мастерских по сборке и ремонту грузовиков превратился в настоящего промышленного гиганта. К 1975 году на его мощностях выпускалось свыше 200 тыс. автомобилей за год. Но к концу 80-х на заводе назрел кризис: предыдущие модели грузовиков морально устарели, а новые разработки были неудачными. Выйти из него ЗИЛ не успел - случился развал Советского Союза и резкий спад экономических показателей, что привело практически к полной остановке предприятия.
Постсоветский период
В начале 2000-х годов руководство предприятия делало неоднократные попытки поднять ЗИЛ на былой уровень. Но все они были тщетными. Долги росли, корпуса пустели, рабочие места сокращались. Со временем в Южном округе Москвы образовалась полузаброшенная промзона, которая занимает 275 га. Поэтому правительство города решило изменить эту ситуацию.
В 2013 году было принято решение о реконструкции территории. Здесь будет построен новый микрорайон закрытого типа, в котором смогут жить около 30 тыс. человек. Объекты инфраструктуры и несколько работающих цехов завода создадут еще примерно 45 тыс. рабочих мест.
В 2016 году на ЗИЛе был выпущен последний автомобиль. Сегодня мощности остановлены и вокруг завода ведется активная реконструкция территорий и застройка. Уже сейчас можно купить квартиры на территории завода ЗИЛ.
О новом жилом комплексе
"ЗИЛАРТ" - так называется новый микрорайон, который вырастет на месте заброшенной промзоны. Он будет состоять из жилых домов на 6-14 этажей, образовательных и развлекательных учреждений.
Новостройки на территории завода ЗИЛ полностью будут сданы в эксплуатацию примерно через 10 лет. Хотя первая очередь строительства уже практически завершена. Каждый дом в этом проекте создан с учетом места возведения, направленности фасадов и других факторов, важных для комфортного проживания в них.
Стоит отметить, что детские сады и общеобразовательные школы будут объединены в одну систему, что станет новшеством для столицы. Огромное внимание уделяется и другим объектам инфраструктуры: на территории будет возведен спортивно-развлекательный комплекс, который уже частично принимает посетителей.
Промышленные объекты будут отделены от жилых территорий парковыми зонами, последние станут напоминанием о росшей здесь ранее Тюлевой роще.
Промышленные объекты
Благодаря новому проекту существенно изменится в этом округе внешний облик Москвы. Территория завода ЗИЛ в своем большинстве превратится в современный микрорайон. Но и само предприятие не планируют ликвидировать полностью. Под него отведены 50 га в южной части бывшего завода.
Все остальные здания либо подлежат сносу, либо реконструируются в арт-объекты, деловые центры и спортивные заведения. Многие пессимисты говорят, что таким образом московское правительство убивает промышленного гиганта. Возобновится ли производство автомобилей, покажет время.
Транспортная и пешеходная инфраструктуры
Сейчас территория завода ЗИЛ еще не совсем пригодна для полноценной жизни. А все потому, что она немного изолирована от основных транспортных артерий города. Да и внутренние дороги оставляют желать лучшего. Чтобы исправить эту ситуацию, в проект реконструкции заложено строительство 30 км новых дорог. Через Москву-реку построят 3 автомобильных и 2 пешеходных моста. Это даст прямой доступ к Варшавскому шоссе и другим важным улицам.
Комфорту пешеходов в проекте отведено также немалое место. Во-первых, будут обустроены все набережные, на которых возникнут обзорные платформы. Во-вторых, для безопасности передвижения внутри района построят подземные и надземные пешеходные переходы.
В жилом комплексе появится самый длинный в Москве пешеходный бульвар. Его длина составит 1,2 км. По нему можно будет дойти до пока еще строящегося филиала музея "Эрмитаж".
Также пешеходам будет доступна парковая зона, которая раскинется на территории свыше 14 га. Разработкой парка занимаются известные урбанисты, которые сделают его максимально приятным для отдыха. Вот так постепенно планируют реорганизовать территорию завода ЗИЛ.
Интересные факты
При проектировании микрорайона "ЗИЛАРТ" брался во внимание лучший опыт городов мира. Так, набережная сравнивается с такой же в Париже, парк - с барселонским, пешеходные зоны - с Сингапуром.
Жилой комплекс на территории завода ЗИЛ одновременно разрабатывали 10 лучших архитектурных агентств страны. Это позволило создать проект не просто микрорайона, а настоящего арт-объекта, который будет выполнен в футуристическом стиле.
Здание для филиала "Эрмитажа" разрабатывал профессор Хани Рашид, по проектам которого уже построены выдающиеся сооружения, например, в Нью-Йорке, Абу-Даби, Париже. По его задумке – это башня высотой 150 метров, которая будет находиться в начале арт-зоны микрорайона. Сам архитектор называет ее мостом из прошлого в будущее.
Примерно половина всех улиц будет пешеходной. Им планируется присвоить имена выдающихся ученых и деятелей искусства, например: Кадынского, Шагала, Степановой, Гинзбурга и др.
25 га территории займет спортивно-развлекательный центр "Парк Легенд". Уже сегодня в нем действуют ледовый дворец, где проходил Чемпионат мира по хоккею в 2016 году, Музей хоккея, Центр синхронного плавания.
Конечно, планы по изменению облика промзоны огромны, и только время покажет, суждено ли им осуществиться. Но если это и правда случится, "ЗИЛАРТ" станет еще одной жемчужиной столицы.
fb.ru
Каким станет ЗИЛ — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Реорганизация промзоны «ЗИЛ» даст городу 45 тысяч рабочих мест и квартиры для 30 тысяч москвичей. Застройка поделена на две территории: северную и южную части ЗИЛа.
Северная территория промзоны ЗИЛ: город в городе
Площадь северной территории занимает 146,7 га. Она протянулась от Третьего транспортного кольца и Симоновской набережной до МЦК. Здесь появятся жилая, досуговая, деловая, образовательная и рекреационная зоны.
Реорганизованная территория станет новым центром Москвы, где будет интересно проводить время не только местным жителям, но и другим горожанам и туристам. Например, здесь появятся филиал Эрмитажа, парки общей площадью 14 га, пешеходный бульвар, благоустроенная набережная, а также театры, концертные залы, картинные галереи, арт-центры для выставок и инсталляций.
Все это привлечет в новый район большой поток москвичей и туристов. Так, свыше 25 тыс. человек станут резидентами жилой застройки, еще около 20 тыс. будут работать в коммерческих объектах и десятки тысяч человек ежедневно станут приезжать в этот район для отдыха, покупок и посещения общественных объектов.
Филиал Эрмитажа
В апреле Градостроительно-земельная комиссия Москвы (ГЗК) согласилась предоставить участок на ЗИЛе под строительство московского филиала Эрмитажа. Он находится на пересечении бульвара Братьев Весниных и ул. Родченко. Площадь музейного комплекса может составить порядка 15,3 тыс. кв. метров.
Он может быть построен в течение ближайших четырех лет. Филиал Эрмитажа станет частью комплексной застройки промзоны «ЗИЛ», которую полностью планируют завершить в течение 10 лет. Сейчас этот проект проходит экспертизу.
Строительство жилья в промзоне «ЗИЛ»
Строительство первых объектов на северной территории бывшего автозавода им. И.А. Лихачева началось в конце 2013 года, когда строители приступили к сооружению жилого комплекса арт-класса «ЗИЛАРТ».
Проектировщиками зданий первой очереди в ЖК «ЗИЛАРТ» в рамках единого дизайн-кода выступили 10 ведущих архитектурных бюро России и мира. Каждый дом, проектируемый одним архитектором, это настоящий шедевр, продуманный до мелочей, со своей идеей и лицом. При их создании учитывались особенности места, где он строится, куда обращены фасады и как дом будет смотреться с разных точек обзора.
Жилые дома «ЗИЛАРТА» находятся в тихой, удаленной от дорог части комплекса. Они насчитывают от 6 до 14 этажей - это наиболее комфортная высотность для подобного типа зданий с учетом компоновки кварталов.
Пешеходный бульвар в промзоне «ЗИЛ»
На ЗИЛе появится и один из самых длинных бульваров в Москве: центральный пешеходный бульвар «ЗИЛАРТА» протянется более чем на 1,2 км.
По замыслу архитекторов, на бульваре появится несколько площадей со своими ключевыми объектами. В первой части бульвара будет размещен большой фонтан и музейный центр «Эрмитаж-Москва» (филиал всемирно известного Государственного Эрмитажа).
Проект музея разрабатывает архитектурное бюро Хани Рашида. Вместе с 150-метровой жилой башней, проектируемой этим же бюро на соседнем участке, эти объекты станут новыми достопримечательностями Москвы.
Благоустройство набережной в промзоне «ЗИЛ»
Пространство для отдыха размещается на территории площадью 4,5 га вдоль набережной Москвы-реки. Будущая набережная по красоте и функциональности сравнится с всемирно известными набережными Орсе в Париже или Круазетт в Каннах.
Ее ширина от кромки воды до первого жилого здания составит 90 метров, а длина прогулочной зоны - километр. Лишь малую часть этого пространства займет дорога, все остальное - территория для семейных прогулок, катания на велосипедах и роликовых коньках, отдыха у воды. На первых этажах жилых домов, выходящих на набережную, разместятся уютные кафе, рестораны и магазины.
Работы по продлению Симоновской набережной к территории бывшего завода им. Лихачева (ЗИЛ) начнутся до конца 2018 года. Сейчас проект продления набережной готов и уже прошел экспертизу. Новый участок набережной будет автомобильным, при этом появится и пешеходная зона.
Уникальный ландшафный парк на ЗИЛе
На карте Москвы появился уникальный ландшафтный парк с перголой, прудом с кристально чистой водой и обширными зелеными пространствами. Скоро состоится его официальное открытие, и парк будет доступен для всех горожан.
Площадь парка составляет 10 га.
Автор проекта – известный голландско-американский дизайнер и урбанист Джерри Ван Эйк. Одной из главных достопримечательностей парка стала пергола. Это не беседка и не павильон в классическом смысле, но одновременно и крытая прогулочная зона длиной 1,3 км, и смотровая площадка, и объект паблик-арта.
Сам дизайнер назвал ее caterpillar (гусеница). Она напоминает конвейерную цепь и отсылает к производственному прошлому территории. Пергола изготовлена из «вечной» кортеновской стали. Заржавев, материал навсегда сохраняет благородный терракотовый цвет.
Внутри перголы в 12 павильонах расположится вся торгово-развлекательная инфраструктура.
Под навесом можно будет укрыться от дождя и солнца или посидеть на вращающихся скамейках, похожих на юлу.
Еще одна «изюминка» парка – пруд глубиной более метра и площадью 3 тыс. кв. м, прозрачности и чистоте воды которого позавидует даже горное озеро.
Он расположен в бетонной чаше, поэтому нет контакта между грунтом и водой. Эффект голубой лагуны стал возможен благодаря уникальной многоступенчатой системе очистки из пяти линий.
Вода проходит через фильтры с песком, затем обеззараживается ультрафиолетовым излучением и, наконец, подвергается воздействию озона.
На берегу пруда разместили лежаки и зонтики.
Парк утопает в зелени. Почти половина площади выделена под зеленые пространства. Здесь высажено около 4 тыс. хвойных и лиственных деревьев и кустарников. Среди них – дуб, сосна, липа, лиственница, ольха, можжевельник, кизильник, спирея и роза.
В парке разбито 97 цветников площадью около 11 тыс. кв. м. Ассортимент растений выбран с учетом рельефа, почвы, уровня грунтовых вод. Они подобраны так, чтобы парк выглядел привлекательно и зимой, и летом.
Для активного времяпрепровождения в «Тюфелевой роще» оборудована спортивная зона с тренажерами, площадки для игры в волейбол, баскетбол и большой теннис.
Для маленьких посетителей обустроена необычная детская площадка с батутами, горками и мини-скалодромом.
В парке также есть зона для выгула собак.
В темное время суток «Тюфелева роща» будет подсвечиваться. Длина архитектурной подсветки составляет почти 14 тыс. кв. м.
Интересно, что пруд и парк находились на берегу Москвы-реки задолго до появления здесь автомобилестроительного завода. «Тюфелева роща» была намного старше Москвы.
Реликтовый хвойный лес в окрестностях Симонова монастыря веками принадлежал московским князьям и царям. В XVII веке здесь охотился Алексей Михайлович, второй русский царь из династии Романовых.
В «Тюфелевой роще» любил прогуливаться автор «Истории государства Российского» Николай Карамзин. Любовь к этим местам нашла отражение в его сентиментальной повести «Бедная Лиза». Пруд, испокон века называвшийся Лисьим, стал зваться Лизиным.
Подробнее: https://stroi.mos.ru/photo_lines/gusienitsa-pierghola-gholubaia-laghuna-dieriev-ia-i-tsvietniki-park-tiufielieva-roshcha-na-zilie?from=clПодробнее: https://stroi.mos.ru/photo_lines/gusienitsa-pierghola-gholubaia-laghuna-dieriev-ia-i-tsvietniki-park-tiufielieva-roshcha-na-zilie?from=cl
Строительство школ и детских садов в промзоне «ЗИЛ»
Пространство образования на «ЗИЛАРТЕ» - это три школы и 12 детских садов на более чем 3300 учеников и 1500 воспитанников. Это будет первый в Москве объединенный образовательный центр с единым замкнутым контуром. Для безопасности юных жителей «ЗИЛАРТА» спроектированы надземные и подземные переходы через дороги.
Новые дороги в промзоне «ЗИЛ»
Для транспортной доступности реорганизуемой территории ЗиЛ запланировано строительство дублера Варшавского шоссе, магистрали Печатники - Братеево, продление Симоновской набережной до проспекта Андропова и далее через Нагатинскую пойму к реконструируемому 2-му Южнопортовому проезду.
ТРАНСПОРТНЫЙ КАРКАС ПРОМЗОНЫ «ЗИЛ»
Кроме того, запланировано строительство районной магистрали вдоль МЦК от улицы Трофимова до Симоновской набережной и далее через Москву-реку к дублеру Варшавского шоссе. Также будет реконструирован главный внутризаводской бульвар от Третьего транспортного кольца до Симоновской набережной.
На пересечении районной дороги и Московского центрального кольца планируется построить транспортно-пересадочный узел «ЗИЛ», который обеспечит пересадку с МЦК на наземный городской транспорт. Также здесь появятся две разворотные площадки для автобусов. В проекте ТПУ общей площадью около 62 тыс. кв. м, предполагается реализовать, помимо транспортной, также социальные функции. Часть площадей будут отданы под торговлю, офисы и гостиницу.
Спортивно-развлекательный квартал «Парк Легенд» в промзоне «ЗИЛ»
Жемчужиной обновленной территории ЗИЛ станет спортивно-развлекательный городской квартал «Парк легенд» площадью 25 га.
Подробнее
Ледовый дворец-трансформер
Состоит из двух игровых арен - на 12 тыс. и 3,5 тыс. мест, а также одной тренировочной на 500 мест. Игровые арены являются трансформерами и готовы принимать не только различные спортивные мероприятия, но и выставки, концерты и шоу-программы.
Ледовый дворец принимал на своих аренах чемпионат мира по хоккею 2016 года, который проходил в Москве.
stroi.mos.ru
Завод имени И.А. Лихачева (ЗИЛ)
Открытое акционерное московское общество (АМО) "Завод имени И.А. Лихачева" (ЗИЛ) – российская автомобилестроительная компания, в советское время – головное предприятие крупного производственного объединения автомобильной промышленности СССР.
Строительство завода началось 2 августа (20 июля по старому стилю) 1916 года. В этот день в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка завода. Постройкой занялся торговый дом "Кузнецов, Рябушинские и К", который должен был сдать завод в октябре 1917 года, но из-за революций строительство в срок завершено не было. Руководство решило закупить в Италии комплекты деталей и начать "отверточную" сборку машин в Москве. В течение 1917 года было собрано 432 автомобиля.
В 1918 году все имущество завода АМО было признано собственностью государства, и в октябре 1918 года предприятие занялось капитальным ремонтом грузовиков.С 1920 года завод участвовал в советской танковой программе и изготавливал двигатели для танка "Русский Рено".
30 апреля 1923 году заводу было присвоено имя итальянского коммуниста Ферреро, убитого фашистами.
В 1922-1923 годах Совет Труда и Обороны выделил средства на производство на заводе грузовых автомобилей. Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран 1 ноября 1924 года. 7 ноября 1924 года первые 10 автомобилей АМО-Ф-15 прошли во главе колонны демонстрантов по Красной площади в Москве. С марта 1925 года началось их серийное производство.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Вконтакте
Одноклассники
Viber
Telegram
Сто лет заводу, которого уже нет. ЗИЛ в архивных кадрах
В 1925 году завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году его возглавил Иван Лихачев, с именем которого связано интенсивное развитие предприятия (к 1931 году были собраны почти семь тысяч автомобилей).
В начале 1927 года Автотрест, которому подчинялся завод, принял решение о реконструкции предприятия. Объектом производства был выбран грузовик американской автосборочной фирмы "Автокар". В ходе реконструкции территория завода значительно расширилась.
1 октября 1931 года заводу было присвоено имя Иосифа Сталина (ЗИС). 25 октября 1931 года был пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер.
В 1936 году началась конвейерная сборка первого отечественного лимузина ЗИС-101, основой которого стала конструкция американского легкового автомобиля "Бьюик".
Осенью 1941 года из-за начавшейся войны значительная часть рабочих и оборудования была эвакуирована в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. Однако после успешных операций Красной Армии с июня 1942 года ЗИС вновь заработал. С конвейера сходили военные грузовики ЗИС-5В, выпускалось вооружение для фронта. В июне 1942 года завод был награжден первым орденом Ленина за отличную организацию производства боеприпасов и вооружения. В октябре 1944 года завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Конвейер легковых автомобилей ЗИС-110 на Московском автомобильном заводе
В сентябре 1942 года были начаты работы по созданию правительственного лимузина высшего класса ЗИС-110. За образец автомобиля был взят лимузин фирмы "Паккард".
В 1946 году началась третья реконструкция ЗИСа. Она предназначалась для постановки на производство первой послевоенной продукции завода: грузовых автомобилей ЗИС-150 и грузовых автомобилей повышенной проходимости ЗИС-151.
В ноябре 1949 года завод был награжден вторым орденом Ленина за заслуги в развитии советского автостроения и в связи с 25-летием советского автомобиля.
В 1950 году завод начал выпускать бронетранспортеры ЗИС-152, автомобили-амфибии ЗИС-485 и холодильники, с 1951 года приступил к производству велосипедов.
В 1953 году, согласно советско-китайскому договору о дружбе и взаимопомощи, по документации советского завода имени Сталина в Китае был построен Автомобильный завод №1, позже ставший Первой автомобилестроительной компанией (First Automotive Works – FAW), которая по сей день является лидером автоиндустрии Китая. На заводе ЗИС проходили стажировку и обучение китайские инженеры, в их числе был и будущий руководитель КНР Цзян Цзэминь.
В 1956 году умер Иван Лихачев, и заводу было присвоено его имя (ЗИЛ).
Эмблема автомобиля ЗИЛ 41072 "Скорпион" (выпускался с 1989 по 1999 гг.), представленного в рамках технической выставки "Олдтаймер-галерея"
В 1959 году правительственный лимузин ЗИЛ-111 был награжден Почетным дипломом на международной выставке в Брюсселе.Четвертая реконструкция завода, начавшаяся в 1959 году, позволила освоить производство автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
В 1967 году были спроектированы и производились (штучно) установки для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов. В том же году СССР впервые принял участие в Международной "Неделе автобусов" в Ницце, где комфортабельный автобус малого класса "Юность" ЗИЛ-118 завоевал 12 призов, однако серийное производство автобуса организовать не удалось.
В 1971 году завод был награжден третьим орденом Ленина за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана.
Сотрудники конструкторского бюро Открытого акционерного московского общества "Завод имени И.А.Лихачева" во время работы
13 июля 1971 года ЗИЛ стал Производственным объединением (ПО ЗИЛ), в состав которого вошли 17 заводов.
В 1975 году завод награжден Орденом Октябрьской революции.
После распада СССР предприятие стало быстро деградировать: производственные мощности разрушались, объемы выпуска продукции многократно снизились.
23 сентября 1992 года завод был приватизирован первым в отрасли и преобразован в Открытое акционерное московское общество "Завод имени И.А. Лихачева" (АМО ЗИЛ) с сохранением торговой марки "ЗИЛ". Кроме головного завода, оно включало 30 дочерних предприятий. Одним из его акционеров стало правительство Москвы, которому принадлежит контрольный пакет акций.
Генеральным директором предприятия является Игорь Захаров.
В настоящее время значительная часть производственных площадей предприятия не используется, бывшие цеха и сооружения разрушены.
В конце 2012 года правительством Москвы было принято решение о сохранении производства на южной площадке завода площадью 50 гектаров, на остальной территории планируется качественно новый район мегаполиса с парками, жильем, рабочими местами, объектами социальной и транспортной инфраструктуры.
Площадь реконструируемой территории ЗИЛа — около 300 гектаров.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru
Прогулка по территории завода имени Лихачева в Москве
Заводу ЗИЛ постепенно настаёт конец, что не мешает любителям тлена бродить по нему и исследовать уголки этой огромной свалки в поисках оставшихся интересных ракурсов. Одна половина завода снесена полностью, а другая стремительно догоняет первую по части сноса.
Источник:
Зайти на территорию теперь можно даже через проходную
Источник:
Источник:
Источник:
На заброшенных автозаправках больше не заправится никто
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
А некоторые из уцелевших цехов готовы встретить вас лишь десятками рабочих, режущих металл, а также провалами в крышах и конструкциях
Источник:
Источник:
Источник:
От других и вовсе сохранились лишь фасады с разбитыми стеклами
Источник:
Источник:
Источник:
Но местами еще что-то живо - склады, арендаторы, живое производство штампованных деталей для современных иномарок...
Источник:
Источник:
Но скоро завод останется лишь в памяти тысяч бывших рабочих и сотен лазателей
Источник:
Отдельные пятна территории похожи натурально на свалки - вот, к примеру, гора ларьков сети Аллокард
Источник:
Источник:
Источник:
На фоне этой горы разместилась свалка автомобилей
Источник:
Это очень небольшая, но весьма любопытная свалка с разной специфической техникой. Здесь можно увидеть машины, использовавшиеся для самых разных нужд, причём не только ЗИЛы
fishki.net
Как будет выглядеть территория ЗИЛа после реконструкции :: Коммерческая недвижимость :: РБК Недвижимость
Крупная столичная промзона будет разделена на девять частей.
Фото: Фото презентации проекта
Столичные власти разработали проект реорганизации территории бывшей промзоны ЗИЛ. Предполагается, что она будет поделена на девять многофункциональных зон. Здесь будет построено около 900 тыс. кв. м жилья, несколько школ, детских садов и поликлиник. Заводские помещения будут приспособлены под торгово-деловые центры, сообщает пресс-служба Комплекса градостроительной политики Москвы. (СМ. ВИДЕО ВНИЗУ)
Проект планировки
Всего в рамках проекта, который утвержден столичными властями, планируется построить 4,5 млн кв. м недвижимости. Площадь наземных проектов составит 3,8 млн кв. м. Благодаря реорганизации промзоны около 30 тыс. москвичей смогут получить жилье. Этот проект также даст городу 45 тыс. рабочих мест. Автомобильное производство здесь сохранится, но не в таких масштабах, как раньше.
Фото: Большая часть территории завода сейчас никак не используется.
Общая площадь территории ЗИЛа сейчас составляет 275 га, но большая ее часть сейчас никак не используется. Здесь разрушаются цеха и образуются тонны мусора. Выбитые стекла, затопленные тоннели внутреннего сообщения, остатки поломанной мебели - в таком плачевном состоянии сейчас находится промзона. И все это в непосредственной близости от центра города. Неиспользуемые территории не только не приносят дохода, но и требуют серьезной финансовой подпитки для поддержания экологической безопасности, отмечают столичные чиновники.
Как будет выглядеть промзоны ЗИЛ после реконструкции
Особое значение московские власти уделили транспортной доступности и дорожному обеспечению нового района.
Здесь будет открыта новая станция метро "Технопарк", а на Малом кольце железной дороги появится транспортно-пересадочный узел.На территории промзоны также появится первый ледовый дворец площадью 372, 4 тыс. кв. м, включающий в себя арену на 18 тыс. зрителей, а также гостиницу, детскую спортивную школу и музей хоккейной славы. Здесь также появятся офисы и гостиницы. В промзоне ЗИЛ также предполагается построить ледовый дворец с двумя аренами, который сможет вместить 17 тыс. болельщиков, а также первый в России Музей хоккейной славы.
Здесь построят 4,5 млн кв.м недвижимости.
На территории ЗИЛа разместятся элементы планировочной структуры, состоящие из девяти многофункциональных и производственных зон.
Вдоль Симоновской набережной на месте сносимых производственных корпусов предлагается размещение жилой застройки общей площадью 583 тыс. кв. м. Также предполагается застройка апартаментами общей площадью 365 тыс. кв. м. Будут также построены подземные гараж-стоянки на 11,4 тыс. машино-мест. В рамках проекта также будут построены две школы на 825 и 1100 мест. А на базе медицинского центра ЗИЛа будет организована городская поликлиника.Территорию промзоны столичные власти решили озеленить, в частности, набережную Москвы-реки, а также создать парк активного отдыха в зоне транспортно-пересадочного узла.
Во второй зоне будет построен общественно-деловой комплекс "Планета ЗИЛ" общей площадью 342,9 тыс. кв. м, а также комплекс административно-деловых объектов общей площадью 75,3 тыс. кв. м. Кроме того, создаются объекты природного комплекса: парк на берегу Москвы-реки и парк вдоль железной дороги.
В третьей зоне будут построены два многофункциональных комплекса с апартаментами площадью 45 тыс. кв. м и многофункциональный комплекс с гостиницей. Здесь столичные власти хотят разместить яхт-клуб 13,5 тыс. кв. м. Вдоль старого русла Москвы-реки разместится парк-набережная.
В четвертой и пятой зоне будут размещены административно-деловые и научно-исследовательские объекты площадью 670 тыс. кв. м. Шестая и седьмая - это особо охраняемые зоны. Восьмая и девятая зоны будут промышленными. В восьмой зоне планируется развитие АМО "ЗИЛ", где на территории 9,6 га будут производиться автокомпоненты и 2 тыс. автомобилей. Здесь также разместится сборочное производство "Мосавтозил" площадью 55 га. В девятой зоне будет построен новый энергоэффективный центр ГТЭС “Нагатино”, который обеспечит возможность после вывода в 2016г. ТЭЦ-9 реконструировать ТЭЦ "ЗИЛ". В рамках проекта также планируется реконструкция уличной сети и пешеходных объектов, а также организация пешеходных территорий.
realty.rbc.ru
Конкурс на создание проекта развития промзоны «ЗИЛ» — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
В состав жюри вошли известные урбанисты, транспортники и экономисты
- Надежда Косарева, президент фонда «Институт экономики города»
- Саид Баткибеков, директор отдела по развитию инфраструктурных и государственных проектов «Тройка Диалог»
- Маркус Аппенцеллер, архитектор, городской планировщик, партнер компании MLA+, специалист архитектурного бюро КСАР Architects&Planners
- Эверт Верхаген, основатель компании REUSE
- Александр Высоковский, декан Высшей школы урбанистики, руководитель магистерской программы «Управление развитием городов»
- Хироки Мацуура, руководитель бюро Maxwan architects+urbanists
Перед участниками конкурса стояла задача создать на территории ЗиЛа фактически новый район Москвы со всей необходимой инфраструктурой, привлекательный для жизни, отдыха и производства, а также со своей визитной карточкой.
К участию в конкурсе были приглашены 25 российских и иностранных бюро, из которых по портфолио были отобраны четыре компании: «Проект Меганом» (Россия), Uberbau GBR (Германия), Valode&Pistre (Франция), Mecanoo Architecten (Нидерланды). В начале 2012 года они представили на суд жюри свои проекты реновации промзоны ЗиЛ.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КОРПУСОВ ЗИЛ ПОСЛЕ РЕКОНСТРУКЦИИ («ПРОЕКТ МЕГАНОМ»)
Все четыре концепции предусматривали создание на ЗиЛе больших природных парков и прогулочных зон вдоль благоустроенных набережных Москвы-реки, а также развитие как внутренней, так и внешней системы общественного транспорта. Например, проектировщики из Valode&Pistre предлагали построить две пассажирские станции на Малом кольце Московской железной дороги (МК МЖД) и новый автомобильный радиус вдоль железнодорожных путей. В Mecanoo Architecten в качестве главной транспортной артерии промзоны видели новую ветку метро. Uberbau GBR в своей презентации сделали ставку на организацию разветвленной системы внутрирайонных дорог, по которым планировалось организовать движение автобусов. В остальном идеи конкурсантов были достаточно разнообразны.
Концепция развития промзоны «ЗиЛ» от компании Uberbau
Немецкие архитекторы предложили возвести высотное здание со смотровой площадкой, с которой будет открываться шикарный вид на разные территории мегаполиса, а также Москву-реку. Кроме того, их концепция предусматривала строительство студенческого кампуса, деловых и торговых зданий, а также музейного комплекса, в который вошли бы экспозиции, посвященные советскому конструктивизму и истории ЗиЛа.
ТРЕХМЕРНАЯ МОДЕЛЬ «ПОЛУСТРОВА ЗИЛ» (UBERBAU)
Особое внимание немцы уделили транспортной составляющей. Они предложили построить новую магистраль, большие парковки, станцию метро и проложить автобусные линии. Для пешеходов предполагалось организовать несколько протяженных маршрутов, а для связи с внешним миром построить систему мостов через Москву-реку.
ПРОЕКТ ПО ОЧИСТКЕ И ОЗЕЛЕНЕНИЮ ОТ UBERBAU
Проектировщики из компании Uberbau предложили развивать промзону ЗиЛ по пяти основным направлениям. В частности, архитекторы ратовали за сохранение исторического наследия, предлагали создать сосновый парк, который призван был улучшить экологическую обстановку. На ЗиЛе по, их мнению, должны были появиться инновационный кластер, активные набережные, а также объекты линейного строительства. При этом зонировать территорию и выстраивать ее транспортную сеть и инфраструктуру предполагалось в зависимости от задач каждой зоны.
ПРОЕКТ UBERBAU
Концепция развития промзоны «ЗиЛ» от компании Valode&Pistre
В качестве основополагающей идеи в концепции компании Valode&Pistre было предложено создать на территории ЗиЛа крупный деловой район, напоминающий ММДЦ «Москва-Сити». По мнению французов, для такого большого мегаполиса, каким является Москва, одного делового района недостаточно. По задумке проектировщиков, здесь разместились бы офисы ведущих мировых корпораций, биржа, торговые площади. Центральный проспект ЗиЛа должен был стать улицей небоскребов, во главе с башней высотой 400 метров.
ПРОЕКТ VALODE&PISTRE
Концепция развития промзоны «ЗиЛ» от компании Mecanoo Architecten
В концепции Mecanoo Architecten ЗиЛ становился большим технопарком - вспомогательной зоной для инновационного центра Сколково. Здесь предлагалось сосредоточить наукоемкие производства и вузы. Жилье в проекте занимало всего 38 тыс. кв. метров, тогда как культурные и развлекательные объекты - более 300 тыс. метров.
Дорожную сеть архитекторы дополнили легким метро, проведя его вдоль двух бульваров. Авторы также продумали экологическую составляющую проекта: «зеленые» крыши; экраны, отражающие солнечные лучи; коллекторы, аккумулирующие дождевую воду. В этом проекте нового строительства меньше всего – 2 млн кв. метров.
ПРОЕКТ MECANOO ARCHITECTEN
Концепция развития промзоны «ЗиЛ» от компании «Проект Меганом»
«Проект Меганом» представил концепцию развития промзоны ЗиЛ, согласно которой на месте завода появится крупный культурный и образовательный центр с жилыми кварталами, а также большой парковой зоной, которая связала бы между собой Битцевский лесопарк и Лосиный остров. От Варшавского шоссе и станции метро «Нагатинская» до территории ЗиЛа предлагалось построить мост. Пожалуй, одним из самых неожиданных решений в концепции «Меганома» стал отказ от высотного строительства в пользу малоэтажных зданий, в особенности в части жилых районов. ЗиЛ, по мнению российских архитекторов, должен стать городком парков, бульваров и красивых набережных.
На главном бульваре предлагалось разместить магазины, кафе, галереи и театр, а в жилом квартале - всю необходимую для комфортного проживания инфраструктуру: школы, спортивные центры, супермаркеты. От офисов «Меганом» планировал отказаться вовсе, чтобы не создавать лишней нагрузки на транспортную сеть.
Проект российской компании предусматривал построить на территории ЗиЛа 2,8 млн квадратных метров различной недвижимости, из которых 950 тыс. квадратных метров жилья, 800 тыс. квадратных метров образовательных учреждений, 460 тыс. квадратных метров производств. Оставшуюся площадь планировалось поделить между различными объектами социальной инфраструктуры.
3D-МОДЕЛЬ ТЕРРИТОРИИ ЗИЛ ПОСЛЕ РЕКОНСТРУКЦИИИ ОТ БЮРО «ПРОЕКТ МЕГАНОМ»
Для того чтобы улучшить экологическую обстановку в районе, концепция предполагала вырыть небольшую сеть каналов, которая превратила бы промзону ЗиЛ в «московскую Венецию».
ПРОЕКТ «ПРОЕКТ МЕГАНОМ»
Члены жюри сошлись во мнении, что проекты Mecanoo Architecten и Valode&Pistre слишком дороги в реализации и не очень реалистичны в нынешней градостроительной ситуации. А уникальная территория ЗиЛа должна быть застроена более нужными для Москвы объектами. Поэтому в финал конкурса прошли компании «Проект Меганом» и Uberbau GBR.
Финалистам предложили доработать свои концепции в соответствии с замечаниями жюри. Впрочем, основной задачей конкурса было получить предложения по преобразованию территории ЗиЛа, которые могут быть преобразованы в реальные проекты, а не выбрать какую-то одну концепцию из предложенных и реализовать именно ее.
Концепция развития промзоны «ЗиЛ» ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»
СХЕМА ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ЗИЛ (ГУП «НИИПИ ГЕНПЛАНА МОСКВЫ»)
stroi.mos.ru
особенности, схема и интересные факты
Завод имени Лихачева - это одно из древнейших машиностроительных предприятий, которое досталось России по наследству от СССР. В советские времена он играл важную стратегическую роль. Что же стало сегодня с этим гигантом? Что находится на территории завода ЗИЛ?
Историческая справка
Начал свое существование этот завод в 1916 году, когда планировалось в России создать предприятие, способное выпускать грузовики итальянской фирмы "ФИАТ". В силу тяжелых политических и экономических обстоятельств 1917 года данная идея была реализована не полностью. В Тюлевой роще построили не все здания нового завода, и производство начинать было нельзя. Поэтому руководство решило заняться сборкой итальянских грузовиков из уже готовых деталей.
За годы существования территория завода ЗИЛ постепенно увеличивалась, а он сам из простых мастерских по сборке и ремонту грузовиков превратился в настоящего промышленного гиганта. К 1975 году на его мощностях выпускалось свыше 200 тыс. автомобилей за год. Но к концу 80-х на заводе назрел кризис: предыдущие модели грузовиков морально устарели, а новые разработки были неудачными. Выйти из него ЗИЛ не успел - случился развал Советского Союза и резкий спад экономических показателей, что привело практически к полной остановке предприятия.
Постсоветский период
В начале 2000-х годов руководство предприятия делало неоднократные попытки поднять ЗИЛ на былой уровень. Но все они были тщетными. Долги росли, корпуса пустели, рабочие места сокращались. Со временем в Южном округе Москвы образовалась полузаброшенная промзона, которая занимает 275 га. Поэтому правительство города решило изменить эту ситуацию.
В 2013 году было принято решение о реконструкции территории. Здесь будет построен новый микрорайон закрытого типа, в котором смогут жить около 30 тыс. человек. Объекты инфраструктуры и несколько работающих цехов завода создадут еще примерно 45 тыс. рабочих мест.
В 2016 году на ЗИЛе был выпущен последний автомобиль. Сегодня мощности остановлены и вокруг завода ведется активная реконструкция территорий и застройка. Уже сейчас можно купить квартиры на территории завода ЗИЛ.
О новом жилом комплексе
"ЗИЛАРТ" - так называется новый микрорайон, который вырастет на месте заброшенной промзоны. Он будет состоять из жилых домов на 6-14 этажей, образовательных и развлекательных учреждений.
Новостройки на территории завода ЗИЛ полностью будут сданы в эксплуатацию примерно через 10 лет. Хотя первая очередь строительства уже практически завершена. Каждый дом в этом проекте создан с учетом места возведения, направленности фасадов и других факторов, важных для комфортного проживания в них.
Стоит отметить, что детские сады и общеобразовательные школы будут объединены в одну систему, что станет новшеством для столицы. Огромное внимание уделяется и другим объектам инфраструктуры: на территории будет возведен спортивно-развлекательный комплекс, который уже частично принимает посетителей.
Промышленные объекты будут отделены от жилых территорий парковыми зонами, последние станут напоминанием о росшей здесь ранее Тюлевой роще.
Промышленные объекты
Благодаря новому проекту существенно изменится в этом округе внешний облик Москвы. Территория завода ЗИЛ в своем большинстве превратится в современный микрорайон. Но и само предприятие не планируют ликвидировать полностью. Под него отведены 50 га в южной части бывшего завода.
Все остальные здания либо подлежат сносу, либо реконструируются в арт-объекты, деловые центры и спортивные заведения. Многие пессимисты говорят, что таким образом московское правительство убивает промышленного гиганта. Возобновится ли производство автомобилей, покажет время.
Транспортная и пешеходная инфраструктуры
Сейчас территория завода ЗИЛ еще не совсем пригодна для полноценной жизни. А все потому, что она немного изолирована от основных транспортных артерий города. Да и внутренние дороги оставляют желать лучшего. Чтобы исправить эту ситуацию, в проект реконструкции заложено строительство 30 км новых дорог. Через Москву-реку построят 3 автомобильных и 2 пешеходных моста. Это даст прямой доступ к Варшавскому шоссе и другим важным улицам.
Комфорту пешеходов в проекте отведено также немалое место. Во-первых, будут обустроены все набережные, на которых возникнут обзорные платформы. Во-вторых, для безопасности передвижения внутри района построят подземные и надземные пешеходные переходы.
В жилом комплексе появится самый длинный в Москве пешеходный бульвар. Его длина составит 1,2 км. По нему можно будет дойти до пока еще строящегося филиала музея "Эрмитаж".
Также пешеходам будет доступна парковая зона, которая раскинется на территории свыше 14 га. Разработкой парка занимаются известные урбанисты, которые сделают его максимально приятным для отдыха. Вот так постепенно планируют реорганизовать территорию завода ЗИЛ.
Интересные факты
При проектировании микрорайона "ЗИЛАРТ" брался во внимание лучший опыт городов мира. Так, набережная сравнивается с такой же в Париже, парк - с барселонским, пешеходные зоны - с Сингапуром.
Жилой комплекс на территории завода ЗИЛ одновременно разрабатывали 10 лучших архитектурных агентств страны. Это позволило создать проект не просто микрорайона, а настоящего арт-объекта, который будет выполнен в футуристическом стиле.
Здание для филиала "Эрмитажа" разрабатывал профессор Хани Рашид, по проектам которого уже построены выдающиеся сооружения, например, в Нью-Йорке, Абу-Даби, Париже. По его задумке – это башня высотой 150 метров, которая будет находиться в начале арт-зоны микрорайона. Сам архитектор называет ее мостом из прошлого в будущее.
Примерно половина всех улиц будет пешеходной. Им планируется присвоить имена выдающихся ученых и деятелей искусства, например: Кадынского, Шагала, Степановой, Гинзбурга и др.
25 га территории займет спортивно-развлекательный центр "Парк Легенд". Уже сегодня в нем действуют ледовый дворец, где проходил Чемпионат мира по хоккею в 2016 году, Музей хоккея, Центр синхронного плавания.
Конечно, планы по изменению облика промзоны огромны, и только время покажет, суждено ли им осуществиться. Но если это и правда случится, "ЗИЛАРТ" станет еще одной жемчужиной столицы.
загрузка...
aikido-mariel.ru