Школа здание Стоковые фото, иллюстрации и векторные изображения | Depositphotos®. Здание школа


Современное школьное здание

Образовательный смысл в жизни ребёнка несут не только учебники и уроки, но также и общение со сверстниками, и внешкольные впечатления, и, конечно же, пространства, которые ребёнок осваивает. 

Чтобы понять, какой смысл для развития ребёнка у того или иного явления и события, задайте себе вопрос: какой опыт получит ребенок, став его участником или очевидцем? Чему это ребёнка может научить? В нашей статье мы постараемся объяснить, какой образовательный смысл может нести пространство школы и каким оно должно для этого стать.

Мы уже обсуждали, что современная российская школьная архитектура остановилась в развитии на своём советском этапе. Большинство наших школьных зданий — это типовые коробки, подобные зданиям заводов, поликлиник, казарм и общежитий. 

Они созданы как места массового хранения безликих людей, которых после специальной унифицирующей обработки выпускают наружу, в так называемый «реальный мир».

Существуют разные попытки решить эту проблему. Например, с 60-х годов стали появляться школы, чьи здания больше похожи на современные вузы — технологичные, с индивидуальной архитектурой. Обычно они и возникают при университетах:

Гимназия при МГУ

(источник: msu.ru)

Подобные пространства помогают ученикам чувствовать себя наравне со взрослыми значимыми участниками образования. Этого стремятся достичь и те, кто проектирует школы-офисы, где у детей есть свои индивидуальные кубиклы или даже маленькие кабинеты. Подобные школы стали появляться в 90-е:

Школа-офис в Аризоне

(источник: hechingerreport.org)

Это, с одной стороны, тоже путь к унификации, но зато у учеников есть персональные пространства. Но что дают подобные здания? Фактически они с детства помещают ребёнка в мир, где он должен действовать как взрослый, тем самым ограничивают его возможности самореализоваться именно как ребёнку. 

Но задача школы — не поскорее закончить период детства, а дать ребёнку прожить его, насладиться им и извлечь из него необходимые уроки. Каким должно быть здание школы, где, с одной стороны, не принижают значимость личности ученика, а с другой, дают им возможности оставаться самими собой, а не указывают ему, как нужно вести себя, что быть похожим на взрослого?

Это здание должно представлять из себя индивидуальное и свободное общественно-культурное пространство, в котором ребёнок хочет находиться, в котором он может гулять, учиться, развиваться, радоваться и играть. Такое пространство, которое ученик будет готов с удовольствием осваивать по своей воле.

Каковы основные критерии такого здания и каковы тенденции при строительстве современных школ?

Открытость

Архитектурная концепция «Умной школы», Иркутск  

(источник: умная-школа.рф)

Учёба в школе, как и жизнь за её пределами, — это не путешествие в одиночку, а совместная деятельность. И школа должна отражать это — для всех учеников и учителей здание должно быть общим, доступным, открытым.

Понятно, почему эта тенденция появилась. Нам очень хочется уйти от этого типа школьного коридора, где практически нет света, где всё зажато, и где коридор - это просто проход от одного места обучения к другому.

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Как этого достичь? Один из базовых принципов открытости состоит в том, чтобы обеспечить доступ ко всем учебным помещениям и позволить ученикам осваивать их в свободное время. Классы не должны быть закрыты на замок, как будто их обитателям есть что скрывать или чего стесняться. Очередь, выстроенная у закрытой двери столовой, спортзала, раздевалки, актового зала, — совершенно ненужная детям вещь. Они не преступники и не арестанты, чтобы скрывать от них то, что построено для их развития.

Одновременно с этим, каждый из нас имеет право на личное пространство и потребность в нём. И школьное здание должно обеспечить возможность уединиться, побыть наедине со своими мыслями или поговорить с кем-то наедине.

Хорошкола, Москва 

(источник: krost.ru)

Поэтому с открытостью лучше не перебарщивать. Во многих новых школах было принято решение делать лестницы прозрачными. Московская Хорошевская гимназия выбрала такое архитектурное решение. Да, это выглядит светлее и современнее, но для учениц и учительниц, которые ходят в школе в юбках, подобные прозрачные лестницы по понятным причинам вызывают серьёзный дискомфорт.

Просторность

Один из атриумов «Хорошколы», Москва

(источник: realty.rbc.ru)

Внутреннее устройство современных школ может удивить неподготовленного зрителя тем, насколько там просторно, насколько много там нефункционального места, которое просто радует глаз.

Такой подход к школьной архитектуре гораздо больше соответствует мироощущению современного человека. Даже в больших, экономически мощных и, казалось бы, насквозь прагматичных городах мы ищем непрагматическую альтернативу: такие места, где можно отвлечься от суеты, где можно насладиться эстетикой и получить чистые эмоции.

Безусловно, в просторном помещении больше красоты, но не для всех детей просторность автоматически означает комфорт. Наоборот: есть дети, которые теряются в таких пространствах, которым в них плохо. Например, это дети с расстройством аутистического спектра. 

Для обеспечения инклюзивности с этими детьми нужна особая работа по адаптации к таким большим неконтролируемым пространствам. И, опять же, возникает потребность к диверсификации пространства — чтобы вместе с общей открытой территорией для ребёнка было доступно пространство с камерной обстановкой.

мобильность

Атриум в инженерном корпусе школы № 548, Москва

(источник: realty.rbc.ru)

Одна из важнейших тенденций в устройстве школьного здания — это изменяемость и вариативное использование пространств.

Нам очень хочется преодолеть сверхфункциональность, привязку к интерьеру и к образовательной задаче, которые всегда были в классическом кабинете.

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

В школах с мобильным внутренним интерьером ребёнок и учитель могут менять пространство под себя — всё передвинуть и переставить, как им требуется. У предметов нет своего место, оно появляется по необходимости. Только не сравнивайте это с перестановкой стульев и парт в классической школе — там это в первую очередь мука и физическая нагрузка, а не образовательный инструмент.

Однако, опять же, у мобильности есть обратная сторона. Многие дети и учителя сталкиваются со сложностями: они не понимают, что делать в этих пространствах, как заточить их под образовательные задачи. Так, в некоторых случаях в погоне за мобильностью школьная библиотека может получить «лежаки» вместо парт и стульев.

Пример менее удачной организации библиотечного пространства в школе № 1392 в Ватутинках, Москва

(источник: realty.rbc.ru)

Мобильная среда требует от ребёнка постоянных размышлений о том, как его использовать, в то время как в стандартном кабинете этой адаптации и трансформации пространства под себя не нужно.

креативность

Ещё недавно все кабинеты были абсолютно одинаковы, в какой бы город страны или мира мы ни приехали. Мы очень хотим, чтобы детское образовательное пространство было креативным. 

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Современные школы стремятся как к тому, чтобы отличаться от других школ, так и к тому, чтобы внутри себя иметь функциональное разнообразие. Безусловно, индивидуально спроектированное здание и увлекательное пространство, которое ребёнку будет интересно исследовать, — это важный образовательный тренд.

Но у креатива тоже должна быть определённая граница — граница разумности. Образование — это в том числе усвоение нормы, привыкание к функциональному использованию того или иного пространства, предмета.

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Пример мене удачного креативного оформления общественного пространства в начальной школе Св. Марии, Мельбурн

(источник: biteinto.info)

Опять же, дети с особенностями развития сталкиваются в «слишком креативном» пространстве с адаптивными проблемами, они не понимают, что от них требуется и как использовать окружающий их интерфейс.

Во всём нужен баланс

Хочется сказать всем проектировщикам образовательных пространств: воздержитесь от чрезмерной гонки за трендами. При проектировании здания обязательно необходимо соблюдать баланс:

Отсутствие этого баланса — типичная ошибка многих школ, как классических, так и современных школ «новой волны». 

Если вы пытаетесь сделать школу слишком закрытой, аскетичной и строгой, дети в ней будут чувствовать себя загнанными в узкие рамки системы. 

Пример менее удачной организации пространства в школе № 1392 в Ватутинках

(источник: realty.rbc.ru)

Если вы пытаетесь сделать школу сверхоткрытой, чистым экспериментом, то дети окажутся в очень сложной ситуации, когда пространство, вроде бы предназначенное для образования, будет непонятным и сложным к использованию. Сверхоткрытая, слишком просторная и до мозга костей креативная школа потеряет свою образовательную значимость и превратится просто в место временного содержания детей, не всегда при этом для них комфортного.

Этот спортивный блок в московской «Хорошколе» внушителен, но очень нагружен и практически лишён свободного пространства

(источник: realty.rbc.ru)

С чем ещё нужно быть аккуратнее, так это с цветом. У нас сложилось представление, что яркое и даже аляповатое — это то, что больше всего подходит детским пространствам. Но, по сути, это просто попытка действовать от противного — мы устали от мрачного однообразия классического школьного здания и пытаемся сделать всё по-другому. 

Опыт зарубежных коллег показывает, что лучше делать внутреннее убранство школы достаточно нейтральным, и не надо бояться холодных цветов и естественности дерева, камня или металла.

Вот так оформлять класс даже для начальной школы — перебор

(источник: i.pinimg.com)

Искать новое в привычном

Проектировщикам школ нужно понимать, что образовательным ресурсом могут обладать такие элементы здания, которые привычно не рассматриваются как образовательные инструменты. Современный тренд — это не только превращение образовательного пространства класса в нечто более сложное, но и превращение лестниц, коридоров, актовых залов — в полноценные образовательные пространства.

Образовательные зоны в коридорах и залах создаются с помощью изоляции участков пространства — с помощью ширм или специальной планировки. У образовательных уголков и стендов огромный потенциал, потому что они постоянно окружают детей, обращают на себя внимание, служат дополнительным источником для самообразования. Чем больше такого будет в школе, тем лучше.

Крайне мало в российских школах используется образовательный ресурс лестниц. А вы только посмотрите, как легко и просто они могут применяться для усвоения, например, арифметических навыков:

Лестница в одной из школ штата Вайоминг

(источник: static1.squarespace.com)

Что касается актовых залов, то традиционно внимание в них уделяется лишь сцене и зрительским местам — ведь это там, как кажется на первый взгляд, и происходит представление. Но тогда не учитывается, что большая часть  образовательного процесса при подготовке выступлений происходит и за сценой, и в оставшейся части зала. 

Чтобы школьный театр стал полноценным образовательным пространством, нужно приспособить его для самых разных нужд. В частности, обязательно сделать так, чтобы зрительские места могли убираться удобно и быстро, и зал превращался в открытую для экспериментов площадку.

Пример отличного актового зала в московской «Новой школе»

(источник: realty.rbc.ru)

Автор: Марина Битянова

научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

О Центре разработки образовательных систем «Умная школа»: по заказу основателя благотворительного фонда «Новый дом», российского предпринимателя и филантропа Альберта Авдоляна центр реализует уникальный образовательный проект, в рамках которого на берегу реки Ангары у границы Иркутска будет построен масштабный образовательный комплекс, включающий школу, детский сад и посёлок постоянного проживания приёмных семей. Школа проектируется по индивидуальному проекту, в котором соблюдён баланс между открытостью и безопасностью, свободой и функциональностью. Задача «Умной школы» — соединить архитектурную идею, психологический дизайн и психологическое знание о развитии человека с образовательными целями. Подробнее о проекте можно прочитать здесь.

18 октября 2017, 17:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Умная школа

Центр разработки образовательных систем «Умная школа» открывает этот блог для учителей, родителей, директоров школ, представителей сообщества приемных семей и органов опеки – для всех, кто интересуется настоящим, будущим школьного образования и просто любит российскую школу.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

«Здание школы должно подстраиваться под образование и его результат, а не наоборот»

В прошлом году мы начали сотрудничать с «Умной школой». Нас очень порадовало, что создатели проекта понимают, как они хотят учить детей, так как, как правило, заказчики просто говорят: «Я хочу школу». Но нельзя спроектировать школу без четкого понимания того, как в ней будут учить детей. Основная цель «Умной школы» — подготовить человека, который сможет ответственно распоряжаться своей жизнью. Мы подумали, что способность ребенка ответственно относиться к своей жизни начинается с ответственного отношения к окружающей среде. Раньше мы говорили о школе-городе. Однако современные индустриальные школы далеки от утопии: территория является лишь приложением к зданию, которое одиноко стоит, окруженное никак не используемыми тремя гектарами земли. Эта среда является пустым приложением к школе, она заброшена.

Мы подумали: «А что, если здание и территория вокруг него будут абсолютно равнозначны?». В каком типологическом аналоге можно найти такое равноправие ландшафта и архитектуры? В голову пришла аналогия с парком. Парк — это способ нового понимания школьного пространства, в котором дети могут выучиться этому ответственному отношению к окружающей среде. Ежедневно у них перед глазами будет образец, транслирующий принципы качественной среды. Эти принципы последовательны, вот они:

В 2011 году по инициативе Тины Канделаки появился проект «Умная школа». В 2013-м началось создание комплекса в Иркутской области, на берегу Ангары. В состав образовательного комплекса войдут коттеджи для проживания семей с приемными детьми, детский сад, здание начальной школы, здание старшей школы, спортивный комплекс, культурно-досуговый комплекс. Основная цель «Умной школы» — создать механизм всестороннего образования, которое развивает способность ребенка делать свободный выбор жизненного пути. При этом программы «Умной школы» будут соответствовать программам обычных школ. КБ «Стрелка» около двух лет занимается планированием школ. В рамках исследования совместно с проектом «Умная школа» они сформулировали концепцию, которая называется «Школа-город».

«В современной школе мы говорим об индивидуализации образования»

В нашей стране, если вы из окна поезда или автомобиля мельком увидите школу, какой бы они ни была — городская, сельская, старая, новая — вы все равно поймете, что это школа. Это относится не только к советским школам, но и другим школам индустриальной эпохи. Школа похожа на любое здание этой эпохи — на завод и на казарму. Почему? Как мы это считываем, даже не зная этого? Есть некоторые характерные особенности этих зданий. У них промышленный безликий вид типового здания, равномерное (если не сказать — скучное) распределение одинаковых окон по фасаду, единый вход-портал, одинаковый размер классных комнат, прямые пустые коридоры, неизменность планов всех этажей, монотонные цветовые решения. Все это — признаки производства.

школа индустриальной эпохи — это завод по производству человеческого материала методом конвейерно-групповой обработки.

Эта метафора школьного конвейера — не новая. Она использована в книгах Майкла Гриндера «Исправление школьного конвейера» и Джона Гатто — «Фабрика марионеток».

В школе индустриальной эпохи присутствовали определенные феномены из области производства и военного дела — мастерские, станции, цеха, бригады, отряды, командиры, дружины, походы. Если взять планы типовых школ, заводская конвейерная эстетика будет там присутствовать. Чему учит школа-завод? Она учит простой вещи: ты — заготовка. Тебя обрабатывают, взрослые лучше знают, что тебе нужно, куда тебе идти, что слушать и что отвечать. Здание школы-завода, соответственно, учит тому же самому.

Современное школьное здание, как мы можем убедиться, выглядит не так. Если говорить о плане здания, у него появились крылья, коридоры, улицы, центральные площади, на которых происходят разные события. У него есть совершенно противоположные школе-заводу характерные особенности: визуальное своеобразие, пространство разнообразно и трансформируемо, много входов, школа прозрачна. И феномены у нее другие: в современной школе мы говорим о вариативности, то есть о выборе, об образовательном маршруте, индивидуализации образования, выборе профиля, об общественном пространстве.

Школа-город учит тебя тому, что ты — гражданин, ты живешь в городе, ты принимаешь участие в жизни, которая вокруг тебя, тебя не обрабатывают, у тебя есть собственная воля. Каким должно быть школьное здание будущего? Оно должно соответствовать желаемым образовательным результатам. А желаемый результат — это человек, который может распоряжаться собственной жизнью. Здание школы должно подстраиваться под образование и его результат, а не наоборот. Поэтому сейчас мы пойдем обратным путем: будем говорить не о том, чему учит школьное здание, а о том, чему оно должно учить. Характер учебы меняется: он становится преобразующим, ученик перестает пассивно впитывать знания. Для школы будущего характерна личная вовлеченность, появляется деятельность, у которой должен быть результат. Особенно для такой школы важна тема проектирования собственной жизни. А архитектура должна быть образовательным инструментом.

Чему учит школа-парк? тому, что ты — автор своей жизни.

Парк — это место, где ты можешь формировать пространство, формировать маршруты, формировать собственную жизнь. Почему мы, выпускники школы-завода, не стали заготовками? Ведь такая школа учит тому, что ты — заготовка, а учитель — тому, что ты — человек. И, кто победит, — это еще вопрос. Я не люблю рассуждения на тему: «Нечего ругать старую школу. Все мы вышли из нее и, вроде бы, получилось ничего». Мы и в советских магазинах умудрялись питаться и, вроде бы, было ничего, но это совсем не значит, что они были хороши. Повторю за уважаемым мною Александром Асмоловым: сегодня основная линия развития образования — вариативность.

«Только современный преподаватель сможет полноценно использовать созданное нами пространство»

Елизавета Никитина,

главный архитектор компании «Martela»

Основное столкновение европейского и российского проектирования заключается в том, что у европейцев нет четкой программы на государственном уровне, которую должны соблюдать архитекторы. Поэтому там архитекторы более свободны, создаваемые ими пространства красивее и функциональнее. Акцент в архитектуре делается прежде всего на ребенка, на развитие личности конкретного ученика, что отличает европейцев от нас. Отсюда мы видим различные тенденции, которые появляются в европейской архитектуре.

В первую очередь, это функционализм. Каждая деталь, каждое пространство не только эстетично, но и функционально. Европейской архитектуре свойственны разнообразие типов помещений, объем зон, приватность ребенка прежде всего: как в школах, так и в детских садах есть пространство, где ребенок может уединиться. Вся мебель складируема, в помещении есть своеобразные «норки» — места, где ребенок может уединиться. Стены мы также предлагаем делать мобильными, чтобы ребенок мог на них рисовать или что-нибудь наклеивать.

изучая современные детские сады, мы заметили, что часто ребенок не может дотянуться до окна. Он в принципе не знает, что находится вне его группы.

Чаще всего перед окном находится батарея, а перед ней — стеллажи с игрушками, и получается, что ребенок находится в замкнутом круге. Поэтому в нашем варианте ребенок может подойти или подползти к окну, чтобы посмотреть в него. Еще один проект мы создали для Московского педагогического университета, придумав концепцию «тетрис». Это пространство предназначалось для кружков и различных секций, могло использоваться как библиотека или детский досуговый центр. Мы создали из полиуретана модуль, с помощью которого ребенок может самостоятельно зонировать пространство. Этот модуль — достаточно крупный, поэтому он может заменять как мебель, так и перегородки. Посередине пространства мы поместили большой стеклянный куб, в котором могли бы храниться все эти модули. Этот куб — своеобразный арт-объект, который виден со всех сторон. Оттуда можно взять любой модуль тогда, когда вам это необходимо.

В помещении также есть сцена, которую можно задвинуть, когда она не нужна, и другая складируемая мебель. С потолка спускаются шторы, которые нужны для зонирования, например, если необходима индивидуальная работа ученика и учителя. Конечно, все зависит от преподавателей и воспитателей, но мы можем создавать пространства, которые говорят: «Вы — преподаватель (воспитатель), вы можете изменить это пространство для себя, а не использовать готовые типовые решения». Да, мы можем создать пространство, но использовать его полноценно сможет только достаточно современный преподаватель. Когда ребенок из стандартного детского сала попадает в школу, у него происходит изменение всех понятий. Он совершенно не понимает, что происходит вокруг него: он привык, что все происходит по накатанной. А когда ребенок растет в правильно спроектированном детском саду, он свободнее, он сам может создавать. Если это будет заложено в детстве, то он не испытает стресса при переходе в школу.

«Открытые пространства — это не только стекла, но еще и возможность наладить отношения с другим человеком»

Максим Аникеев,

директор МОУ «Китежская средняя общеобразовательная школа» в Калужской области для детей-сирот, которые нашли новую семью

Ребенок, который попадает в травматичную ситуацию — теряет близкого человека по тем или иным причинам — чувствует растерянность, делает постоянные попытки его найти, зациклен на своих мыслях, погружен в эту проблему и свои переживания. Такой ребенок, попав в новую семью или школу, всегда испытывает недостаток энергии для того, чтобы исследовать то, что его окружает. Он тревожен: «Как меня воспринимают? Сейчас безопасно или нет? Со мной сейчас хороший взрослый? Вообще взрослые плохие, им лучше не доверять. Меня покормят или нет? Раньше могли и не кормить. Куда мне идти? Кто меня поддержит? Может, лучше вообще ничего не трогать?». Весь отрицательный опыт находится внутри ребенка. Попытка помочь ему адаптироваться может быть в том числе и в символах, которые окружают его, в том числе, в архитектуре.

Для того, чтобы снизить уровень тревожности и ощущение дискомфорта, необходимы вещи, которые говорили бы ему: «Это — постоянно. Это надолго. Это хорошо. Это тепло». В «Китеже» всё это реализуется с помощью деревянной архитектуры: ты входишь в помещение, видишь большие бревна и понимаешь, что это — настоящий дом. В нем нет бетона или линолеума, которые ассоциируются у ребенка с детским домом, в котором он был, — той казармой, из которой его забрали.

Поэтому первым решением, которое было принято в нашей школе, был отказ от специального здания, которое будет демонстрировать предыдущий опыт железобетонных классов. Это попытка «затянуть» ребенка в семейную атмосферу. Классы мы сделали в своих домах — деревянных коттеджах, сделанных нашими руками из дерева. В каждом доме есть класс — специальное место, в котором больше ничего не происходит во время учебных занятий.

возможность общаться с пространством, выстраивать его по собственному плану, договариваясь со взрослыми и другими детьми, тоже признак того, что архитектура дает знаки ребенку.

Например, для травмированных детей очень важно видеть процесс приготовления и раздачи еды. Мы сделали открытую столовую, где есть повар и нет традиционной шторки, из-под которой «высовывается» еда. В детских домах процесс раздачи еды организуется именно таким нечеловеческим образом. Еда для детей-сирот, которые часто имели опыт голода и скитаний, — это ценно, поэтому им нужно ее контролировать. Им важно, чтобы повар был дружелюбен и приветлив, чтобы ему можно было сказать: «Я хочу это. Я хочу потрогать, почувствовать запах, пройти в то пространство».

Открытые пространства — это не только стекла, но еще и возможность сказать слово и проконтролировать другого человека, наладить с ним отношения. Это тоже снижает ощущение тревожности у наших детей, дает некий знак, символ, означающий, что все в порядке, что они получат то, что хотят. Массивная мебель, сделанная из дерева своими руками взрослыми вместе с детьми, дает детям ощущение постоянства. Они понимают, что это место устойчиво, несмотря на годы, ситуации, изменения. Чем более маленьким, локальным является пространство, тем лучше оно заполняется детьми. Они учатся вести себя по-разному в разных ситуациях. Для нашего небольшого сообщества важны не большие здания с огромными отсеками, секторами, а небольшие помещения с зонами, в которых дети могут учиться разной деятельности, разным ценностям общения.

www.ucheba.ru

10 впечатляющих проектов со всего мира

Мы задумались: как выглядит современная архитектура общеобразовательных школ? Какую планировку и интерьер предлагают современные архитекторы? В этой статье вы прочитаете о самых интересных государственных школах, которые были построены за последние 4 года.

Современные школы: 10 примеров впечатляющих проектов по мнению редакции

1. Школа Walden Dos

Место

Школа находится на северо-западе Мехико. Она построена на месте старой школы, которую окружали бизнес центры, магистраль и река. Такое расположение сложно назвать безопасным, к тому же в окна школы почти не проникал естественный свет из-за тени высоток. В итоге школу и зону вокруг неё перестроили с нуля.

Архитектура

Внутри и снаружи школы архитектор Мигель Монтор (Miguel Montor) спроектировал сады. Стеклянные двери и окна от пола до потолка отделяют сады от классов. Благодаря этому детям не нужно далеко идти, чтобы поиграть на природе, а преподаватели могут проводить занятия на свежем воздухе.

Для строительства школы Мигель выбрал экологические материалы: бетон и дерево. А для цветовой палитры — только те цвета, которые можно увидеть в лесу.

2. Школа Liyuan

Место

Средняя школа Liyuan расположена в центре китайского город Уси. Здание разделено на 2 части, которые находятся по разные стороны реки. Соединяет их мост-коридор, в котором расположена столовая с панорамными окнами.

Архитектура

Команда из архитектурной компании Minax Architects спроектировала школу так, чтобы она минимально походила на традиционную школу. Волнистый, гладкий и динамичный фасад создаёт дружелюбную и спокойную атмосферу.

А быть более расслабленными ученикам и преподавателям помогают дополнительные зоны отдыха. Помимо обычных окон на последних этажах спроектированы еще и круглые — в потолке. Они позволяют впускать еще больше естественного света.

3. Школа The Roc

Место

Здание находится во французском городе Туркуэн. Постройка соединяет две соседние школы. В ней расположены дополнительные классы, столовая и зал, где родители ждут детей.

Архитектура

Здание выглядит как огромный каменный блок, парящий над землёй. Такая архитектура выбрана неслучайно. Директоры школ хотели, чтобы дети, смотря на подвешенную скалу, понимали - всё возможно.

Внутри здания архитекторы спроектировали гладкие переходы из помещения в помещение — никаких острых углов, перегородок и швов в отделке. Чтобы ученикам было уютней находиться в большом обеденном зале, архитекторы использовали специальную штукатурку, которая подавляет эхо. После занятий дети встречают родителей в помещении при входе в школу. Оно построено в виде леса, где роль деревьев играют белые тонкие колонны.

4. Школа The Ecole Jean-Moulin

Место

Школа находится в городке на севере Франции. Постройку окружают каналы, холмы и малоэтажные дома 60-х годов. Чтобы здание «влилось» в природный ландшафт, его построили в виде большой зелёной волны.

Архитектура

Школа состоит из двух корпусов. Небольшой корпус младшей школы «накрывает волной» корпусом средней школы.  Архитекторы отмечают, что старались создать лёгкую атмосферу, в которой детям будет приятно учиться и отдыхать. Такую среду формируют волнообразные формы, зелёный газон на крыше, наполненные светом пространства и экологичные материалы: дерево, бетон, сталь.

5. Школа Hessenwald

Место

Здание расположено между несколькими немецкими деревнями. В нем находится младшая, средняя и старшая школы. Помимо этого, в здании есть общественный центр. Там взрослые и дети играют на музыкальных инструментах, смотрят кино и ухаживают за школьным садом.

Архитектура

Здание делится на 3 павильона, которые окружают пространство общественного центра. В каждом павильоне установлены передвижные читальные платформы. Парты в классах имеют форму клякс, которые можно собрать как мозаику в одну большую кляксу. Так же, как и парты, лавочки в коридорах ученики могут передвигать, как захотят.

К павильонам примыкает постройка, где находится школьный сад и лаборатория для изучения растений. На окна в лаборатории наклеено специальное солнцезащитное покрытие, а стены отделаны деревом. Это создаёт ощущение, что вы находитесь в лесу в тени крон деревьев.

6. Школа Nord-Osterdal

Место

Старшая школа Nord-Osterdal расположена в маленьком городке на востоке Норвегии. Здание построено на холме, с которого видно и город, и национальный парк.

Архитектура

Почти вся школа построена из дерева — главное условие заказчика. Исключением стали прорезиненные полы, шерстяные элементы потолка и бетонные стены на цокольном этаже.

Чтобы в учебных классах было больше естественного света, они построены по периметру здания. Помещения, которые не требуют окон (кинотеатр, спортзал и столовая), размещены в центре. На последнем этаже расположена комната для курения с окнами в потолке.

7. Школа Mouriz

Место

Здание находится в городе Парадеш на севере Португалии. На первом этаже постройки расположен детский сад, а на втором — начальная школа.

Архитектура

Внимательнее всего архитекторы подошли к планировке здания. Пути, по которым школьники идут к столовой или к спортивным площадкам, не пересекаются с путями детсадовцев. Это сделано для того, чтобы бегущие школьники случайно не сбили малышей.

На втором этаже потолки повторяют изгибы крыши. Смотря на окна, может показаться, что они установлены рандомно. Таким способом архитекторы создали весёлую атмосферу в классах, которые стали пространством для творчества и развития воображения детей.

8. Jean Moulin

Место

Школа расположена на берегу реки Маас во Франции. Участок находится на холме в окружении леса. Под крышей школы отведено место для маленького отеля, где могут жить ученики и преподаватели. Помимо этого, на участке находятся площадки для баскетбола, волейбола, гандбола и лёгкой атлетики.

Архитектура

Школа стоит на месте гимназии 60-х годов. Старое здание было построено из неэкологичных материалов и к тому же загрязняло окружающую среду отходами. В 2007 году был объявлен конкурс на реконструкцию участка.

Команда из агентства Duncan Lewis Scape Architects победила в конкурсе. Архитекторы построили эко-здание, которое будто утопает в холме. В каждом классе установлены панорамные окна, поэтому помещения залиты естественным светом. Роль коротких лестниц выполняют пандусы, а вместо длинных — установлены лифты. Архитекторы отмечают, что благодаря отсутствию лестниц ученики с ограниченными возможностями будут чувствовать себя физически и психологически комфортнее.

9. Школа Kibera

Место

Школа находится в крупнейшей трущобе Кении — городе Кибера. Школа появилась благодаря испанскому фотографу Ивану Баан (Iwan Baan). Во время фото-проекта о трущобах Иван наткнулся на единственную школу в Кибере. В ней не было туалетов, электричества и даже нормальной крыши. Здание окружали свалки и открытая канализация, а сама школа больше походила на груду мусора.

В том же году в музее искусств Копенгагена Иван увидел красочный павильон. Он принадлежал архитектурному агентству SelgasCano. Фотограф связался с архитекторами и попросил пожертвовать постройку детям Киберы. Команда SelgasCano не только согласилась, но и переделала павильон так, чтобы он стал более удобен в качестве школы.

Архитектура

Агентство SelgasCano известно тем, что строит павильоны из дешёвых, но прочных материалов: ДСП, пластика и дерева. Школа в Кибере не стала исключением.

В 2-х этажной постройке размещаются классы, туалеты, кухня, кабинет директора и большое помещение для проведения мероприятий. С первого на второй этаж ведёт широкая лестница, которую иногда используют в роли лавочек. Вместо сидений также используют пластиковые контейнеры, наполненные водой. Они стоят по периметру здания и «прикрепляют» его к земле.

10. Школа Panta Rhei

Место

Школа находится на юге Амстердама в Нидерландах. С внешней стороны здание не представляет никакого интереса, но внутри находится то, что называется «Panta Rei». Буквально это выражение переводится как «поток».

Интерьер

В школе почти нет стандартных классов. Студенты учатся в открытых многофункциональных пространствах. Парты спроектированы специально для школы: они имеют разные асимметричные формы. Сдвигая столы, можно собрать круг, квадрат или звезду.

Главные акценты в интерьере школы — текстовые «узоры».  Дизайнеры попросили учеников выбрать любимые отрывки поэм и стихотворений. Лучшие тексты были напечатаны на полах, стенах и партах.

Фото: Онис Люкей, Су Шанглианг, Люк Боегли, Джерон Муш, D’HOUNDT+BAJART architectes.

Ещё больше статей об архитектуре школ читайте в наших статьях:

— Школа-кластер от компании Ackermann+Raff

— Футуристическое здание школы от Atelier REC architecture

— Современная школа от архитектурного агентства Ecker Architekten

losko.ru

как архитектура влияет на образование – Большая Деревня

В прошлом единообразное обучение требовало неизменной и повторяемой организации школьного пространства. Современное образование отличается гибкостью и ведет каждого ученика по индивидуальному маршруту, а значит, и само школьное здание должно стать другим: способным к изменениям, многофункциональным и комфортным. В Институте «Стрелка» прошла дискуссия о том, как архитектура влияет на образование. «Городской конструктор» публикует часть выступления норвежского архитектора Кристин Ярмунд, которая рассказала, почему школы должны быть одноэтажными, нужны ли в них стены и коридоры и как они влияют на детское восприятие мира.

После Второй мировой войны в Норвегии начался бум рождаемости, который привел к тому, что архитекторам надо было строить очень много школ. Это были скучные официальные здания с длинными коридорами, что-то вроде заводов для массового производства учеников. В 70-80-е годы началась обратная реакция — архитекторы стали ломать стены, превращая строгие государственные учреждения в открытые пространства. Прошло еще пятнадцать или двадцать лет, прежде чем они поняли — отсутствие стен не решает все проблемы. Так что теперь архитекторы пытаются найти баланс между открытыми и изолированными пространствами.

 

В последние годы я много работала над проектированием зданий школ и детских садов. И чем больше я этим занимаюсь, тем больше убеждаюсь, что самое главное в этих проектах — соблюдать правильные масштабы. Масштаб очень сильно влияет на восприятие мира маленьким ребенком. Представьте, если вы будете учить ребенка верховой езде, вы же вряд ли сразу посадите его на большую лошадь. Тоже самое и со зданиями. Проектируя детский сад или младшую школу, надо понимать, что интерьер должен быть пропорционален росту ребенка.

 Второе — мы всегда стараемся использовать яркие цвета. Причем не просто синий или красный, а их оттенки: розовый, сине-зеленый и так далее. Это такие мягкие «конфетные» оттенки, которые всем нам так нравились в детстве. Цвета помогают не только создать нужную дружелюбную атмосферу, но решить некоторые другие задачи. Однажды мы работали над проектом одной школы, это была большая территория площадью где-то между 20 и 30 тысячами квадратных метров. И чтобы такая школа не выглядела грозным исполином, заставляющим чувствовать себя маленьким и ничтожным, мы разбили его на множество небольших зон с помощью цветов.

 Другое ключевое качество для школ и детских садов — это открытость и дружелюбие, которое создается за счет внутренней планировки. Мы должны строить не просто бетонную коробку, а что-то вроде мини-поселения. Здесь не коридоры, а улицы, не холлы, а небольшие площади и сады. Поэтому вместо того, чтобы строить одно монолитное здание, мы проектирует несколько построек, разных форм и размеров.

 

Но тут мы сталкиваемся с проблемой сурового климата, вам она тоже хорошо знакома. Проектируя несколько небольших зданий вместо одного, нам надо придумать, как сделать переход из одного корпуса в другой более комфортным. Зимой, при температуре минус сорок градусов, это может стать очень непростой задачей. Одним из решений такой проблемы могут быть стеклянные переходы. Мы спроектировали их для одной из школ. Такие переходы позволяют, с одной стороны, как бы гулять по улице, с другой стороны, не мерзнуть.

 А еще Норвегия, как и север России, — это место, где всегда темно. В период с октября по апрель у нас почти не бывает солнца. Мы должны получать максимум от того, что дает нам природа, и учитывать тот факт, что чем выше мы строим здания, тем больше тени они отбрасывают. Совсем другое дело, если это длинное одноэтажное здание, как одна из наших школ. Кроме этого, прямо посередине здания, мы спроектировали открытую игровую площадку. Это позволяет солнечному свету проникать внутрь здания не только по периметру, но и по центру.

 Я верю в то, что архитектура играет большую роль в самоопределении ребенка. Она помогает группе найти свое место внутри большого сообщества, а человеку — внутри группы. Поэтому в детском саду, сделанном по нашему проекту, два вида входных дверей: одна стандартная для взрослых, рядом — поменьше, для детей, то же самое с окнами — есть маленькие окна в нижней части стены.

«Городской конструктор» выбрал четыре примера других экспериментальных школьных зданий, построенных по тем же принципам, что и проекты Кристин Ярмунд.

Гимназия Орестад (Дания)

 Здание гимназии Орестад в Копенгагене, спроектированное компанией 3XN, стало первым учебным заведением, открытым в Дании в рамках реформы школьного образования. Главная особенность школы в том, что она построена по принципу open space, то есть представляет собой одно большое пространство, практически без перегородок и дверей. Один класс плавно переходит во второй, второй — в третий, а третий — в зону отдыха. По задумке проектировщиков, такая архитектура помогает развивать креативность, стремление к самообразованию, междисциплинарный поход и социальные навыки.

Младшая школа Crèche Rue Pierre Budin (Франция)

 

 Небольшая двухэтажная школа в одном из старых кварталов Парижа спроектирована французским бюро ECDM и предназначена для детей младшего школьного возраста. Она построена в соответствии с пропорциями школьников: то есть двери, окна, интерьер, различные архитектурные элементы — все здесь рассчитано на детей невысокого роста.  Северный фасад покрыт окнами разных размеров, расположенными под разным углом, чтобы собирать как можно больше солнечного света. Двор в центральной части школы, также предназначен не только для того, чтобы у детей было пространство для игр, но и для того, чтобы собирать дополнительный солнечный свет для естественного освещения здания.

Младшая школа Galjoen School (Нидерланды)

 

Голландской архитектурное бюро Rocha Tombal придумала проект здания младшей школы в Гааге. Оно сделано в форме крокодила, что, по мнению дизайнеров «делает его, во-первых, более привлекательным для детей а, во-вторых, украшает улицу. Здание школы специально сделано невысоким, чтобы детям было проще переходить из класса в класс. В нем нет лестниц, но покрытие на первом этаже установлено под наклоном, так чтобы было легче попасть на второй этаж.

 

Школа Sarreguemines Nursery (Франция)

Эта школа была спроектирована как модель клетки организма, сад — это цитоплазма, а стена, построенная вокруг здания, — мембрана. Особенно интерьера в том, что архитекторы попытались полностью избавить от коридоров, поэтому классы, холлы и игровые пространства плавно переходят один в другой и отличаются друг от друга высотой потолков (в классных комнатах она чуть выше двух метров, в холлах доходит до четырех) и способом освещения.

 

Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка».

Фотографии: Benoit Fougeirol, Michel Grasso + Paul Le Quernec, Christian Richters, oerestadgym.dk, iStock, http://www.kjark.no.

bigvill.ru

Школьные здания 30-х гг. | Архитектура и Проектирование

Проблема обязательного школьного образования к началу 30-х годов приобрела чрезвычайное значение. Страна нуждалась в культурных кадрах. В 1934 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О начальной и средней школе», где была установлена номенклатура школ трех типов: двухкомплектная на 880 учащихся с 22 классными комнатами, однокомплектная на 400 учащихся с 10 классными комнатами и неполная средняя школа на 280 учащихся с семью классными комнатами. Для каждого типа школ были установлены соответствующие пределы кубатуры здания и определен состав помещений как учебных, так и учебно-вспомогательных.

К проектированию типовых школ помимо специализированной мастерской Наркомпроса РСФСР были привлечены широкие круги архитекторов во всех республиках. Удалось создать весьма компактные объемно-пространственные композиции школ, точно отвечающие требованиям программы. Кубатуру школьного здания на 880 учащихся удалось снизить с 35 м3 на одного учащегося (что было характерно для школ 20-х годов) до 15-17 м3, т.е. в 2,5 раза. Это позволяло увеличить общий объем строительства школ и было большим достижением советской архитектуры.

Здания школ, построенные в 1938—1939 гг. в Москве (М. Барщ, Г. Зундблат, Ю. Емельянов, Д. Фридман, А. Машинский и др.), Ленинграде (Л. Асс, А. Гинцберг, Б. Рубаненко и др.), Ереване (М. Григорян, 3. Бахшинян и др.), Баку (С. Дадашев, М. Усейнов и др.), варьируют в основном планировку с рекреациями в виде широких коридоров двумя входами с гардеробами и вестибюлями. Архитектурный облик зданий определялся гармоничным построением общего объема, пропорциональным расчленением фасада и прорисовкой немногочисленных его деталей. Однако уже первые опыты эксплуатации зданий, построенных по этим проектам, показали, что утвержденный набор помещений, позволяя решать задачи образования, крайне затрудняет процесс воспитания школьников. Сказывалось отсутствие общего для всей школы зального помещения и т.п.

По инициативе Союза архитекторов СССР были организованы широкие конкурсы, задача которых заключалась в том, чтобы в пределах утвержденной кубатуры расширить набор помещений школ. Примером может служить проект школы С. Дадашева и М. Усейнова для Баку, разработанный в 1936 г. Вместо двух вестибюлей и гардеробов здесь один вестибюль, нет лишних лестниц, но за счет этого введен зал на пятом этаже. Расположение всех классов на одну сто­рону позволяло применять этот проект в различных условиях ориентации (юг, юго-восток, юго-запад). Принцип по­строения плана с одним входом стал распространенным в школьном строительстве этих лет.

В реконструируемых городах часто приходилось строить на весьма затесненных участках и тогда строительство осуществлялось по индивидуальным проектам. Примером таких решений служит школа на Невском проспекте в Ленинграде, построенная по проекту Б. Рубаненко. Участок был косоугольный, его выход на красную линию Невского проспекта повышал градостроительные требования к проекту. Автор решил сложную задачу изобретательно и художественно выразительно. Обращает на себя внимание функционально продуманное расположение входа в школу. Он устроен не со стороны Невского проспекта, а из внутреннего двора школы, проход в который является активным элементом композиции главного фасада. Плоскость фасада имеет трехчастное членение красивых пропорций. Остроумно сгруппированы окна. В результате относительно небольшое здание получило монументальный масштаб и выразительность. В здании были унифицированы планировочные параметры, применены методы одновременного ведения кладки и облицовки, все это позволило ускорить процесс строительства.

Поиски новых композиционных решений школ, которые продолжались вплоть до 1941 г., привели к появлению ряда своеобразных композиций. Так, стремление обеспечить для разных возрастных групп школьников раздельные рекреации, что очень важно с точки зрения воспитательной работы, привело к секционному построению плана, где на каждую рекреацию приходится три класса (проект 3. Бахшиняна в Армении). Особенно удачно развил идею раздельных рекреаций Г. Севан (Москва).

Переход на строительство детских садов, яслей и школ по типовым проектам позволил разработать и утвердить для строительства обязательные стандарты на окна, двери, скобянку, предметы санитарного оборудования, что имело значение для увеличения объемов производства и снижения стоимости этих важных элементов массового строительства.

arx.novosibdom.ru

Здание - школа - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Здание - школа

Cтраница 1

Здание школы или школы-интерната централизованного типа представляет собой один основной учебный или учебно-жилой корпус, к которому могут примыкать зальные корпуса. Этот прием композиции применяется, как правило, для зданий относительно небольшой вместимости, а также зданий, предназначенных для строительства в северных районах.  [1]

Здания школ и школ-интернатов должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым водопроводом, канализацией, горячим водоснабжением, центральным отоплением и вентиляцией, электрифицированы, радио - и те-лефицированы и в зависимости от местных условий обеспечены газоснабжением и телефонной связью.  [2]

Здания школ и дошкольных учреждений сооружаются в городах, как правило, по типовым проектам, которые время от времени обновляются. Типовые проекты базируются на использовании современных индустриальных строительных конструкций, выпускаемых заводами строй-индустрии, что обеспечивает высокие темпы возведения зданий и экономное расходование материальных ресурсов. Архитектурно-планировочные решения и инженерные устройства зданий, а также технологическое оборудование соответствуют требованиям учебного процесса. Как правило, такие здания сооружаются из каркасно-панельных конструкций, которые в последнее время заменяются на крупнопанельные полносборные железобетонные конструкции, что, естественно, еще больше повышает индустриальность строительства и обеспечивает снижение трудозатрат. Встречаются и более крупные детские сады-ясли примерно на 300 мест, однако они большого распространения не имеют.  [3]

Здания школ должны быть не более трех этажей; для строительства в стесненных условиях городской застройки или в других неблагоприятных условиях при соответствующем обосновании допускается проектировать здания школ четырехэтажными.  [4]

Здание школы на 1320 человек в подмосковном поселке Черноголовка - Ногинском научном центре Академии наук СССР - построено в 1970 году, а в 1971 году создатели проекта этой школы ( архитекторы К. Боб-кова из ЦНИИЭП учебных зданий и ГипроНИИ) были удостоены одной из впервые присужденных премий Совета Министров СССР.  [5]

Здание школы в Черноголовке используется с высоким коэффициентом отдачи и позволяет вести обширную образовательную и воспитательную работу среди детей поселка. Опыт ее создания позволяет заглянуть в завтрашний день массового школьного строительства.  [6]

Здание экспериментальной восьмилетней школы павильонного типа на 960 учащихся, в котором проектировщики имели возможность более свободно подойти к решению этих вопросов, построено в 124 - м квартале по проекту, разработанному бригадой мастерской № 12 Ленпроект ( архитекторы С.  [7]

В зданиях школ и школ-интернатов из мастерских по обработке древесины и комбинированной мастерской по обработке металла и древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу ( через утепленный тамбур) или через коридор, примыкающий к мастерским, в котором отсутствует выход из классов, учебных кабинетов и лабораторий.  [8]

В зданиях школ и дошкольных учреждений необходимо обеспечить качественное освещение, что требует хорошо разработанных светотехнических решений.  [9]

В зданиях школ и школ-интернатов из мастерских по обработке древесины и комбинированной мастерской по обработке металла и древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу ( через утепленный тамбур) или через коридор, примыкающий к мастерским, в котором отсутствует выход из классов, учебных кабинетов и лабораторий.  [10]

В зданиях школ и училищ следует проектировать приточно-вытяж-ную вентиляцию с механическим побуждением, подавая в учебные помещения ( классы, кабинеты, лаборатории) подогретый наружный воздух в количестве не менее 16 м3 / ч на одного учащегося. Допускается применение децентрализованного притока неподогретого наружного воздуха при обеспечении нормативных параметров внутреннего воздуха.  [12]

Вводы в здания школ, детских яслей-садов обычно выполняются кабелями, прокладываемыми от отдельностоя-щих ТП и ВРУ.  [13]

Малая этажность зданий школ, детских садов-яслей обусловлена, например, стремлением приблизить детей к природе и избежать передвижения их по лестницам.  [14]

Перечисленные типы зданий школ вписываются в принятую систему застройки городов микрорайонами на 6 - 9 - 12 тыс. жителей.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Школа здание Стоковые фото, иллюстрации и векторные изображения

ArturVerkhovetskiy

7360 x 4912

ArturVerkhovetskiy

7360 x 4912

interactimages

5370 x 4000

ArturVerkhovetskiy

7360 x 4912

IconicBestiary

4000 x 4000

interactimages

5700 x 4030

ArturVerkhovetskiy

7360 x 4912

ArturVerkhovetskiy

7360 x 4912

interactimages

5500 x 5356

Wavebreakmedia

3744 x 5616

ArturVerkhovetskiy

7360 x 4912

ArturVerkhovetskiy

7360 x 4912

ru.depositphotos.com