Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Зил застройщик


Как «Зиларт» превратился из арт-квартала в зомби-проект

Старый анекдот про то, что советские автомобильные заводы построены на прóклятых местах, находит наглядное подтверждение при застройке бывшей территории ЗИЛа.

В апреле 2017 года пиарщики «Зиларта» опубликовали снятый Василием Сигаревым рекламный ролик с радикальным названием «Z». Сюжет 16-минутного творения заключается в том, что в Москве начинается зомби-апокалипсис, бежать некуда, дороги перекрыты, и единственное светлое и безопасное место – жилой комплекс «Зиларт».

Ирония судьбы в том, что сейчас зомби-апокалипсис начался в самом «Зиларте» – грандиозном жилом комплексе, который строится-строится да никак не построится к югу от Третьего транспортного кольца (между ТТК и наземным кольцом метрополитена), на берегу реки Москвы. Люди, купившие квартиры на стадии котлована по договору долевого участия, обнаружили, что стройка почти замерла. Где краны, где леса, где возбужденные рабочие, переговаривающиеся на непонятных южных языках? Недостроенные и неотделанные дома выглядят мертвым царством, и легко представить, что за высоким забором прогуливаются сытые зомби, отобедавшие работягами и забавы ради повалившие ненужную уже технику…

Официально застройщиком «Зиларта» называет себя «Группа ЛСР». На запрос INFOX.RU о состоянии дел на «Зиларте» в Группе оперативно ответили, что была смена подрядчика, поэтому работы приоставливались, а более подробную информацию для журналистов предоставят, согласовав ее с руководством. Это выглядит как поведение типичного «кабинетного девелопера», способного получить землю или подряд, но после этого отдающего работу на субподряд, оставляя себе лишь общее руководство – так, по-видимому, и произошло с «арт-кварталом».

Запрос мы отправляли под Новый год, руководство, вероятно, уже улетело в более милые его сердцу страны, где зомби не разгуливают по улицам, поэтому более подробный ответ INFOX.RU получил уже после публикации первой версии этой статьи – материал задел за живое. При этом от первого, оперативного комментария застройщик отказался – «До настоящего момента Пресс-служба «Группы ЛСР» не отправляла никаких комментариев INFOX.RU». А нас просто интересовало, почему вообще идет продажа жилья, которое едва строится и неизвестно когда будет построено.

Впрочем, «идет продажа» – сильно сказано. На самом деле интерес покупателей к замершему комплексу сейчас крайне низок. Достаточно приехать, так сказать, на объект, увидеть, что его почти никто не строит – и выбрать более адекватное предложение, благо их в Москве сейчас хватает. В Группе ЛСР указывают, что «Зиларт» входит в тройку самых продаваемых новостроек бизнес-класса Москвы, однако одно другому не мешает – рынок вообще практически замер.

Кстати, откуда взялся бизнес-класс? По видимому, застройщика сгубила жадность. Вместо того чтобы построить на этой загаженной вековым «грязным» производством, пропитанной тяжелыми металлами земле промышленного пояса старой Москвы обычное бюджетное жилье запрещенного сейчас Путиным, но не жизнью «эконом-класса», владельцы земли решили проявить выдумку и назвать свой проект «жилым комплексом арт-класса». Претенциозные буквы «арт» обычно обозначают «искусство», конечно, это было не попыткой заманить к себе богему, а довольно наивным планом соблазнить обычных покупателей виртуальным соседством с этой самой богемой. Планировка «Зиларта» второй и третьей очереди была изменена ради увеличения числа малогабаритных квартир, что, согласитесь, не имеет никакого отношения к самому понятию бизнес-класса.

К тому же история этого клочка земли целиком и полностью связана не с богатым «бизнесом» или нежным «артом», а с самым что ни на есть суровым производством. Еще в 1916 году здесь построили ремонтно-производственные мастерские – затянувшаяся война требовала все больше техники, а технику эту кто-то должен был производить и чинить. В 1925 году завод приобрел гордое название «1-й ГАЗ» (задолго до постройки «настоящего» ГАЗа в Горьком) – Государственный автомобильный завод. Через шесть лет предприятие получило имя Иосифа Сталина, а еще через четверть века Сталина заменили на очень вовремя скончавшегося директора завода Ивана Лихачева. Завод снесли в 2010-х, но память об опытном управленце перекочевала и в название квартала скромной буковкой «Л».

ЗИЛ умирал давно. Само по себе отсталое производство могло продолжаться еще многие годы, как это происходит в Тольятти, Ижевске, Нижнем Новгороде. Но бедой ЗИЛа стало его расположение – слишком вкусной оказалась московская земля после расслоения страны по уровню жизни, слишком большую прибыль сулило изгнание работяг из храма торговцев. Мэрия Юрия Лужкова отчаянно пыталась сохранить исторический завод (ЗИЛы поставлялись в 51 страну мира!), размещала там заказы, приглашала иностранных менеджеров, подыскивала китайских и белорусских инвесторов… Но предприятие было обречено, и кризис 2008 года лишь ускорил процесс, а смена руководства города в 2010 году опустила завесу милосердия над финальной агонией. Остатки автомобильного производства все еще шевелятся, но нет сомнений, что и их скоро сметет волной реновации.

В 2012 году начался снос корпусов на севере промзоны, а теперь дело дошло и до ее юга, где как раз и находится «Зиларт».

Практически прекративший работу ЗИЛ в последние годы и выглядел грандиозным кладбищем несбывшихся надежд, разрушенного производства, забытого социализма. Туда, в эти огромные неотапливаемые цеха без элементарных удобств можно было водить экскурсии граждан, соскучившихся в уютных офисах по советской старине. Сам по себе заброшенный допотопный завод мог на долгие десятилетия стать отличным арт-объектом, изюминкой альтернативной Москвы, привлекающей тысячи туристов-неформалов. Правда, такой подход требует системного мышления и желания работать на перспективу. Но логика многих девелоперов, увы, совершенно иная: продать проект на корню («на стадии котлована»), что-нибудь быстро построить, сменить или закрыть юрлицо. При этом второй этап процесса считается самым незначительным и, более того, обременительным.

Полтора года назад по «Зиларту» прошелся «тайный покупатель» проекта «Новострой-М». Его впечатления оказались положительными, особенно приятно удивило то, что при заявленных на сайте сроках сдачи «лотов» (как здесь почему-то называют здания) летом-осенью 2018 года сотрудники бодро обещали реальную сдачу еще в 2017-м.

Как нетрудно увидеть на фотографиях, объекты в таком виде могут принять разве что зомби, которые не чувствуют ни холода, ни прочих бытовых неудобств. Видимо, чтобы сгладить впечатление от промашки, в декабре 2017-го было организовано интервью главы Группы ЛСР Андрея Молчанова – жутковатый, в тон всему контексту, образец бизнес-уклончивости:

«Мы внутри видим, что продажи растут. А ранее на их снижение мы шли, можно сказать, осознанно».

«Пришлось менять планировки, оптимизировать размеры квартир» (речь о резком уменьшении метража на «Зиларте», фактически выводящем квартал из заявленного бизнес-класса).

«Те, кто будет жить в готовых домах первой очереди, смогут видеть поменьше стройки второй очереди» (речь про «Зиларт»).

«В следующем году с точки зрения продаж все наверстаем, по этому поводу опасений нет».

«На текущий момент мы продали около 1,6 тыс. квартир, то есть 16% всего объема. В домах, которые достраиваются в этом году, продано уже 90% квартир» (речь про «Зиларт»; дома к тому моменту уже не достраивались, техника ушла, но Молчанов об этом молчал). Позднее пресс-служба Группы заявила, что «информация о какой-либо приостановке строительства жилого комплекса «ЗИЛАРТ» не соответствует действительности», опровергая собственное предыдущее письмо о том, что «некоторая приостановка действительно была, и это обусловлено сменой пары подрядчиков». Уже по одному этому несоответствию можно сделать вывод, что верить словам представителей ЛСР нельзя – ранее в этом убедился и незадачливый «тайный покупатель».

«В больших компаниях нередко воруют. Мы систематически пресекаем такие действия».

«Долг действительно увеличивается, но его объем для нас некритичен».

И вишенка на торте:

«По итогам года у нас будет большой плюс. С этим абсолютно никаких проблем».

Хотелось бы, чтобы проблем не было и у покупателей, но вот с этим как раз, простите за тавтологию, большие проблемы. Одним из свидетельств этого является рост числа объявлений о переуступке прав на еще не построенные квартиры в «Зиларте» (то ли спекулянтам срочно нужны деньги, то ли покупатели уже не верят в благополучную сдачу проекта).

Упомянутое интервью было опубликовано одновременно с началом масштабной рекламной кампании, в которой задействованы звезды уровня Тимати и Ирины Шейк (можете представить себе размер их гонораров). «Зиларт» сейчас везде, причем стимулирование продаж активизировалось как раз в декабре 2017 года, одновременно с приостановкой работ и сменой подрядчиков. Сопоставив два этих факта, можно сделать вывод, что у застройщика, возможно, просто нет денег на достройку даже первой очереди квартала или у них сменились приоритеты по достройке своих объектов и Зиларт в них не попал.

Вы, кстати, обращали внимание на то, что на сайте московской мэрии все фотографии с подписями типа «Сергей Собянин инспектирует застройку ЗИЛа» датированы 2014–2016 годами? Сейчас мэру попросту нечего инспектировать. Нынешний «Зиларт» – территория повышенной опасности во всех смыслах, и хочется надеяться, что всем участникам процесса – мэрии, застройщику, а главное, покупателям – удастся выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями. Не факт, что у компании, есть деньги на сдачу объектов в срок. Почему ушла «пара подрядчиков», как проводится тендер по подбору новой строительной компании, как сильно сдвинутся сроки сдачи объектов – неизвестно. Зато наружная реклама продолжает показывать народу прекрасные новые кварталы на берегу голубой реки, в которой отражается… над всем «Зилартом» безоблачное небо.

www.infox.ru

Новостройки на территории ЗИЛ - самый выгодный вариант

Новостройки на территории ЗИЛ - самый выгодный вариант##

Перепрофилирование бывших промышленных зон становится все более популярным в столице, и нередко на территориях заводов и фабрик вырастают жилые дома. Исследование по поводу того, насколько выгодно возвести на территории завода ЗИЛ очередные новостройки Москвы, провели специалисты консалтинговой группы «Апхилл».

Аналитики учли в своей работе такой фактор, как исключительно привлекательную локацию разрабатываемой территории – расположение завода позволяет разместить на его участке самые различные объекты недвижимости. Стоимость одного квадратного метра недвижимости как будущего инвестиционного проекта рассчитывалась для следующих вариантов: торгово-развлекательные комплексы; склады и производственные объекты; современное жилье; офисные здания.

Результат исследований показал, что оптимальным с точки зрения инвестиционной прибыльности станет использование данной промзоны под жилье. В этом случае стоимость квадратного метра будет находиться в промежутке между 6 и 8,5 тысячами долларов. Спрос на качественное жилье в центральных районах Москвы остается стабильно высоким, тогда как нового строительства в центре столицы ведется с каждым годом все меньше. Самым невыгодным станет размещение складских и промышленных объектов: стоимость «квадрата» в этом варианте составит всего 1,5-2,5 тысячи долларов. 

Между прочим

Проект московских новостроек на территории «ЗиЛа» подготовят до конца года.

Дата публикации 15 ноября 2012

www.novostroy-m.ru

Строительство жилого квартала на территории бывшей промзоны «ЗИЛ» — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

В Москве ведется реорганизация промзоны «ЗИЛ». Только в северной части территории бывшего завода им. Лихачева планируется возвести более 1,5 млн кв. м недвижимости, в том числе 950 тыс. «квадратов» жилья.

Первый многофункциональный жилой квартал «ЗИЛАРТ» уже строится. Он расположен в 5 км от исторического центра столицы, на берегу Москвы-реки. Жилье будет обеспечено всей необходимой инфраструктурой.

 

 

Уже полностью освобождены площадки под строительство, началось возведение первых двух жилых домов. Дизайн каждой новостройки разрабатывает отдельное архитектурное бюро. Только к первому этапу застройки привлечено 10 архитекторов, в числе которых есть международные.

 

 

 

 

 

 

 

Также в квартале появится крупный парк с арт-объектами современного искусства. По площади он будет больше Александровского сада. В парке создадут не только пешеходные тропинки и велодорожки, но и детские площадки, спортивные объекты.

Парк станет универсальной зоной отдыха - здесь смогут найти занятия по душе и любители активного отдыха, и те, кто предпочитает уединенное времяпрепровождение с семьей.

 

 

На территории квартала построят филиал музейного центра «Эрмитаж Москва». Здесь будут экспонироваться предметы современного искусства XX-XXI веков. Объект проектирует известный американский архитектор Хани Рашид. Работы по возведению здания могут начаться в 2016 году.

 

 

В границах нового квартала планируется реконструировать набережную Москвы-реки. Это будет широкая набережная с кафе, прогулочными зонами и речным портом. Реконструкция будут вестись за счет средств инвестора.

 

 

 

stroi.mos.ru

Конкурс на создание проекта развития промзоны «ЗИЛ» — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

В состав жюри вошли известные урбанисты, транспортники и экономисты 

  • Надежда Косарева, президент фонда «Институт экономики города»
  •  Саид Баткибеков, директор отдела по развитию инфраструктурных и государственных проектов   «Тройка Диалог» 
  •  Маркус Аппенцеллер, архитектор, городской планировщик, партнер компании MLA+, специалист   архитектурного бюро КСАР Architects&Planners
  •  Эверт Верхаген, основатель компании REUSE
  •  Александр Высоковский, декан Высшей школы урбанистики, руководитель магистерской   программы «Управление развитием городов»
  •  Хироки Мацуура, руководитель бюро Maxwan architects+urbanists

 

Перед участниками конкурса стояла задача создать на территории ЗиЛа фактически новый район Москвы со всей необходимой инфраструктурой, привлекательный для жизни, отдыха и производства, а также со своей визитной карточкой.

К участию в конкурсе были приглашены 25 российских и иностранных бюро, из которых по портфолио были отобраны четыре компании: «Проект Меганом» (Россия), Uberbau GBR (Германия), Valode&Pistre (Франция), Mecanoo Architecten (Нидерланды). В начале 2012 года они представили на суд жюри свои проекты реновации промзоны ЗиЛ.

 

     ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КОРПУСОВ ЗИЛ ПОСЛЕ РЕКОНСТРУКЦИИ («ПРОЕКТ МЕГАНОМ»)

 

Все четыре концепции предусматривали создание на ЗиЛе больших природных парков и прогулочных зон вдоль благоустроенных набережных Москвы-реки, а также развитие как внутренней, так и внешней системы общественного транспорта. Например, проектировщики из Valode&Pistre предлагали построить две пассажирские станции на Малом кольце Московской железной дороги (МК МЖД) и новый автомобильный радиус вдоль железнодорожных путей. В Mecanoo Architecten в качестве главной транспортной артерии промзоны видели новую ветку метро. Uberbau GBR в своей презентации сделали ставку на организацию разветвленной системы внутрирайонных дорог, по которым планировалось организовать движение автобусов. В остальном идеи конкурсантов были достаточно разнообразны.

 

Концепция развития промзоны «ЗиЛ» от компании Uberbau

Немецкие архитекторы предложили возвести высотное здание со смотровой площадкой, с которой будет открываться шикарный вид на разные территории мегаполиса, а также Москву-реку. Кроме того, их концепция предусматривала строительство студенческого кампуса, деловых и торговых зданий, а также музейного комплекса, в который вошли бы экспозиции, посвященные советскому конструктивизму и истории ЗиЛа. 

 

     ТРЕХМЕРНАЯ МОДЕЛЬ «ПОЛУСТРОВА ЗИЛ» (UBERBAU)

 

Особое внимание немцы уделили транспортной составляющей. Они предложили построить новую магистраль, большие парковки, станцию метро и проложить автобусные линии. Для пешеходов предполагалось организовать несколько протяженных маршрутов, а для связи с внешним миром построить систему мостов через Москву-реку.

 

        ПРОЕКТ ПО ОЧИСТКЕ И ОЗЕЛЕНЕНИЮ ОТ UBERBAU

 

Проектировщики из компании Uberbau предложили развивать промзону ЗиЛ по пяти основным направлениям. В частности, архитекторы ратовали за сохранение исторического наследия, предлагали создать сосновый парк, который призван был улучшить экологическую обстановку. На ЗиЛе по, их мнению, должны были появиться инновационный кластер, активные набережные, а также объекты линейного строительства. При этом зонировать территорию и выстраивать ее транспортную сеть и инфраструктуру предполагалось в зависимости от задач каждой зоны.

 

        ПРОЕКТ UBERBAU

 

 

 

 

Концепция развития промзоны «ЗиЛ» от компании Valode&Pistre

​В качестве основополагающей идеи в концепции компании Valode&Pistre было предложено создать на территории ЗиЛа крупный деловой район, напоминающий ММДЦ «Москва-Сити». По мнению французов, для такого большого мегаполиса, каким является Москва, одного делового района недостаточно. По задумке проектировщиков, здесь разместились бы офисы ведущих мировых корпораций, биржа, торговые площади. Центральный проспект ЗиЛа должен был стать улицей небоскребов, во главе с башней высотой 400 метров.

 

 

 

 

        ПРОЕКТ VALODE&PISTRE

 

Концепция развития промзоны «ЗиЛ» от компании Mecanoo Architecten

В концепции Mecanoo Architecten ЗиЛ становился большим технопарком - вспомогательной зоной для инновационного центра Сколково. Здесь предлагалось сосредоточить наукоемкие производства и вузы. Жилье в проекте занимало всего 38 тыс. кв. метров, тогда как культурные и развлекательные объекты - более 300 тыс. метров.

 

 

Дорожную сеть архитекторы дополнили легким метро, проведя его вдоль двух бульваров. Авторы также продумали экологическую составляющую проекта: «зеленые» крыши; экраны, отражающие солнечные лучи; коллекторы, аккумулирующие дождевую воду. В этом проекте нового строительства меньше всего – 2 млн кв. метров.

 

 

 

 

        ПРОЕКТ  MECANOO ARCHITECTEN

 

Концепция развития промзоны «ЗиЛ» от компании «Проект Меганом»

«Проект Меганом» представил концепцию развития промзоны ЗиЛ, согласно которой на месте завода появится крупный культурный и образовательный центр с жилыми кварталами, а также большой парковой зоной, которая связала бы между собой Битцевский лесопарк и Лосиный остров. От Варшавского шоссе и станции метро «Нагатинская» до территории ЗиЛа предлагалось построить мост. Пожалуй, одним из самых неожиданных решений в концепции «Меганома» стал отказ от высотного строительства в пользу малоэтажных зданий, в особенности в части жилых районов. ЗиЛ, по мнению российских архитекторов, должен стать городком парков, бульваров и красивых набережных.

 

 

На главном бульваре предлагалось разместить магазины, кафе, галереи и театр, а в жилом квартале - всю необходимую для комфортного проживания инфраструктуру: школы, спортивные центры, супермаркеты. От офисов «Меганом» планировал отказаться вовсе, чтобы не создавать лишней нагрузки на транспортную сеть.

 

 

Проект российской компании предусматривал построить на территории ЗиЛа 2,8 млн квадратных метров различной недвижимости, из которых 950 тыс. квадратных метров жилья, 800 тыс. квадратных метров образовательных учреждений, 460 тыс. квадратных метров производств. Оставшуюся площадь планировалось поделить между различными объектами социальной инфраструктуры.

 

     3D-МОДЕЛЬ ТЕРРИТОРИИ ЗИЛ ПОСЛЕ РЕКОНСТРУКЦИИИ ОТ БЮРО «ПРОЕКТ МЕГАНОМ»

 

Для того чтобы улучшить экологическую обстановку в районе, концепция предполагала вырыть небольшую сеть каналов, которая превратила бы промзону ЗиЛ в «московскую Венецию».

 

 

 

 

       ПРОЕКТ «ПРОЕКТ МЕГАНОМ»

 

Члены жюри сошлись во мнении, что проекты Mecanoo Architecten и Valode&Pistre слишком дороги в реализации и не очень реалистичны в нынешней градостроительной ситуации. А уникальная территория ЗиЛа должна быть застроена более нужными для Москвы объектами. Поэтому в финал конкурса прошли компании «Проект Меганом» и Uberbau GBR.

Финалистам предложили доработать свои концепции в соответствии с замечаниями жюри. Впрочем, основной задачей конкурса было получить предложения по преобразованию территории ЗиЛа, которые могут быть преобразованы в реальные проекты, а не выбрать какую-то одну концепцию из предложенных и реализовать именно ее.

 

Концепция развития промзоны «ЗиЛ» ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»

 

 

 

        СХЕМА ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ЗИЛ (ГУП «НИИПИ ГЕНПЛАНА МОСКВЫ»)

 

 

 

stroi.mos.ru

На территории «ЗИЛа» появятся новостройки

На территории «ЗИЛа» появятся новостройки##

На территории расположенного на Юго-Востоке Москвы автомобильного завода имени Лихачева могут появиться группы новых жилых кварталов, образовательные учреждения, зеленая зона и общественный культурный центр. @@ По мнению Правительства столицы, эта концепция реорганизации данной промышленной зоны является наиболее удачной из порядка 200 предложенных.

Еще в 2006 году компания «Mirax Group» заключила с владельцами завода «ЗИЛ» инвестиционный контракт, согласно которому на территории принадлежащему заводу общежития предполагалось построить новый жилой комплекс бизнес-класса «Дубровская слобода», ставший первым проектом по реорганизации территорий автозавода.

Кроме жилых площадей, проект включает в себя строительство магазинов, детского центра, салонов красоты, служб быта, физкультурно-оздоровительного комплекса и создание прогулочных зон. Первая очередь жилого комплекса была введена в эксплуатацию в марте 2012 года. Сдача второй очереди намечена на конец 2012 года.

Всего на территории Москвы в ближайшие два года намечена реорганизация 37 промышленных зон. Соответствующая программа была озвучена Комитетом по архитектуре и градостроительству Москвы в текущем 2012 году. Реорганизация территорий завода «ЗИЛ» вызвала наибольший интерес как со стороны Правительства Москвы, так и со стороны застройщиков, и до сих пор является наиболее обсуждаемой.

Между прочим

Всего в Москве насчитывается 208 промышленных зон. Москомархитектура на днях обнародовала график освоения (подготовки, согласования и утверждения проектов планировки) московских промзон на 2012-2013 гг.

Дата публикации 03 апреля 2012

www.novostroy-m.ru