Динамо (станция метро, Москва). Какой округ динамо
Динамо (станция метро, Москва) — WiKi
План строительства линии метро, располагающейся вдоль современного Ленинградского проспекта, появился в 1932 году. В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года было окончательно утверждено расположение будущей станции метро «Динамо». В первоначальном проекте станция называлась «Стадион Динамо»[3] в честь расположенного рядом стадиона «Динамо», вмещавшего на тот момент 25 000 зрителей[4].
Согласно первоначальному проекту 1935 года, составленному архитекторами Я. Г. Лихтенбергом, Ю. А. Ревковским, станция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что своды станции будут опираться на два ряда металлических колонн, отделанных светло-зелёным мрамором с бронзовыми барельефами на спортивные темы. В отделке вестибюлей станции планировалось применить фото-фрески[5].
Строительство станции осуществлялось закрытым способом. При проходке среднего зала применялось искусственное замораживание[6]. Особое внимание уделялось подбору облицовочных плит пилонов станции. Спуск мраморных плит в шахту осуществлялся только после того, как они были тщательно подобраны и утверждены архитектором наверху[7][8].
Открытие станции «Динамо» состоялось 11 сентября 1938 года. Станция вошла в состав участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») второй очереди строительства[1], после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 22 станции. Два наземных вестибюля станции, построенные около стадиона «Динамо», были рассчитаны на обслуживание больших пассажиропотоков во время спортивных соревнований. Главным мотивом в оформлении станции стал советский спорт[9].
В 1940 году физики Г. Н. Флёров и К. А. Петржак выбрали станцию метро «Динамо» в качестве места проведения наблюдений за распадом урана, так как большая глубина могла защитить от космических помех. В результате экспериментов, проводимых на станции в ночное время, физиками было открыто спонтанное деление ядер урана[10][11].
Во время Великой Отечественной войны станция «Динамо» служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро[12]. Известен случай, когда после объявления воздушной тревоги при входе на станцию произошла давка, в результате которой пострадали не менее 10 человек[13].
В 1998 году были заменены эскалаторы в северном вестибюле станции «Динамо»[14]. В 2001 году проводились работы по замене эскалаторов и реконструкция южного вестибюля[15]. В 2004 году на станции проводилась реконструкция, в ходе которой асфальтовое покрытие посадочных платформ было заменено на гранитное[16].
С 26 февраля 2018 года организована бесплатная наземная пересадка на открывшуюся в этот день по соседству станцию «Петровский парк» Большой кольцевой линии[17].
Вестибюли
Южный вестибюльУ станции два наземных вестибюля, выход из которых осуществляется на Ленинградский проспект и к стадиону «Динамо» (архитектор Д. Н. Чечулин). Два зеркально отражённых прямоугольных строения в античном стиле окаймлены колоннадой круглых коринфских колонн[4]. Каждый вестибюль имеет выходы с трёх сторон[9] (третий выход в каждом вестибюле закрыт). В вестибюлях расположены кассы метро.
Первоначально полный проект станции вместе с вестибюлями был выполнен Лихтенбергом и Ревковским, однако разработанный ими цилиндрический стеклянный вестибюль на гранитном основании, с раскинутыми по диагонали порталами входа и выхода, сочли слишком авангардным и к проектированию наземных сооружений привлекли Дмитрия Чечулина, уже имевшего к тому времени опыт строительства станций в многолюдных местах. При проектировании вестибюлей Чечулин вдохновлялся впечатлениями от большого турне по Италии и Греции, из которого он недавно вернулся[18].
Наземные павильоны станции «Динамо» стали самыми крупными подобными сооружениями среди всех довоенных станций Московского метрополитена[4]. Отличительной особенностью вестибюлей является и их красочная внешняя архитектура, которая значительно богаче внутреннего оформления[9].
Вестибюли поставлены на возвышении по оси главного портика стадиона и окружены широкими лестницами с системой террас и гранитными ступенями. Колонны вестибюлей, выполненные из подмосковного известняка, венчают развитые капители. Карнизы декорированы лепниной[9][18]. Изнутри вестибюли облицованы светлым узбекским мрамором «газган»[1][19].
В части павильона, к которой примыкает эскалатор, имеется надстройка, окружённая скульптурным фризом на спортивные темы (скульптор Елена Янсон-Манизер). Изнутри это возвышение представляет собой стеклянный купол[9]. Вестибюли соединяются со станцией двумя трёхленточными эскалаторами модели ЭТ-3М[14] (длина каждого — 80 метров[9]).
Станционные залы
Вид между проходами на платформы через центральный залОсновная тема архитектуры станции — советский спорт. Этой идее соответствует сдержанность оформления, простота и ясность форм и хороший рисунок деталей[9].
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения[1] (глубина заложения — 40 метров[9]). Нефы станции отделены друг от друга, и главное объёмно-пространственное значение приобретает центральный зал[7]. Своды трёх залов станции опираются на мощные кубические пилоны с гладкими стенами в проходах и двумя выступами в продольных стенах залов. Пилоны облицованы уральским мрамором «Тагил»[8], отличающимся разнообразием рисунка, фактуры и большим количеством оттенков — от густо-красного до жемчужно-серого. Выступы пилонов увенчаны декоративными капителями[9]. На эти капители опираются стрельчатые распалубки нефов[7]. Поднимаясь вверх, распалубки пересекаются посередине сводов. В этих точках пересечения подвешены стеклянные шаровые люстры в бронзовой оправе[9].
По бокам пилонов установлены мраморные скамьи с деревянными сидениями. Стены пилонов, представляющие собой спинки скамей, декорированы ковровым рисунком из мрамора и оникса[9]. Эти спинки завершаются горизонтальными полосами из полупрозрачного подсвеченного изнутри агамзалинского оникса (травертина) месторождения Агамзалы[4], за которым расположены вентиляционные решётки[9].
В отделке путевых стен использовались оникс, белый и серый мрамор; глухие стены станции отделаны мраморовидным известняком[1]. Боковые стены, расположенные над путями, облицованы серой керамической плиткой пирамидальной поверхности[9].
Пол в центральном зале выложен плитами розового и серого гранита[4]; покрытие боковых залов также гранитное. Изначально пол центрального зала был набран из мраморной мозаики, в виде чередующихся тёмных кругов и квадратов на светлом фоне[9], а боковые залы имели асфальтовое покрытие[16].
Центральный и боковые залы станции декорированы барельефами в виде тондо. В верхних частях пилонов размещены фарфоровые медальоны, общее количество 60[4] (из них 23 различных медальона; ранее их насчитывалось 24, но при установке гермозатворов были утрачены несколько барельефов, в том числе медальоны «спортсменка со скакалкой»). Медальоны были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по образцам скульптора Елены Янсон-Манизер. На медальонах изображены аллегории 21 вида соревнований, по которым проводилась Спартакиады народов СССР: метание диска, теннис, штанга, скалолазание, конькобежный спорт, бокс, хоккей с шайбой, лыжный спорт, ручной мяч, художественная гимнастика, спортивная гимнастика (бревно), спортивная гимнастика (конь), спортивная гимнастика (брусья), футбол, горные лыжи, толкание ядра, метание копья, мужское фигурное катание, женское фигурное катание, бег с барьерами, гиревой спорт[4]. Для некоторых барельефов прототипами служили реальные спортсмены. Например, конькобежка — это Мария Исакова[20], а футболист — Григорий Федотов[21]. На первом от южного выхода медальоне с изображением горнолыжника есть надпись: «Янсон-Манизер, 1933»[4].
В мраморовидном известняке, который использовался в облицовке станции, можно найти множество окаменелостей морских организмов мелового периода. В частности, там можно рассмотреть большое количество кораллов[4]. Встречаются также окаменевшие раковины брюхоногих моллюсков и брахиоподов[22].
Архитекторы станции — Я. Г. Лихтенберг и Ю. А. Ревковский. Инженер-конструктор — А. Ф. Денищенко[1]. Строительство станции выполнила Шахта 84-85 Мосметростроя (руководители А. Барышников, П. Сметанкин)[23]. Перонный зал станции метро «Динамо» и её наземные вестибюли являются выявленными объектами культурного наследия города Москва[24][25].
Барельефы
Барельефы на станции «Динамо»
Переход на Большую кольцевую линию
Во второй половине 2000-х годов появился план строительства в Москве Третьего пересадочного контура метро[26] (Большой кольцевой линии), который призван разгрузить Кольцевую линию[27]. В конце 2011 года начались работы по строительству участка контура от станции «Выставочная» до станции «Нижняя Масловка»[28]. 26 февраля 2018 года был открыт первый участок новой Большой кольцевой линии[17] с конечной станцией «Петровский парк», через которую осуществляется пересадка на станцию «Динамо»[29]. В связи со сложной гидрогеологической обстановкой подземный переход между станциями планируется открыть к осени 2018 года[30], до его открытия пассажиры могут воспользоваться временным наземным переходом[31][32] (пересадка является бесплатной).
Метро Динамо на карте Москвы
от остановки «Динамо» (320 метров)
Аэропорт - 2 остановки на автобусе 904, 905, 904К ; 5 остановок на автобусе 105, троллейбусе 12, 65, 70, 82, автобусе Н1, М1
Балтийская - 6 остановок на автобусе 905 ; 13 остановок на автобусе Н1
Водный стадион - 16 остановок на автобусе Н1
Войковская - 5 остановок на автобусе 905 ; 11 остановок на автобусе Н1
Волоколамская - 10 остановок на автобусе 904, 904К ; 26 остановок на автобусе 456
Зорге - 12 остановок на автобусе 318, 818
Марьина роща - 10 остановок на троллейбусе 42 ; 18 остановок на автобусе 84
Митино - 32 остановки на автобусе 456
Октябрьское Поле - 13 остановок на автобусе 105
Панфиловская - 13 остановок на автобусе 105
Полежаевская - 16 остановок на автобусе 318, 818
Пятницкое шоссе - 14 остановок на автобусе 904К
Рижская - 14 остановок на троллейбусе 42 ; 22 остановки на автобусе 84
Савеловская - 7 остановок на троллейбусе 42 ; 14 остановок на автобусе 84
Сокол - 3 остановки на автобусе 904, 905, 904К ; 8 остановок на автобусе 105, троллейбусе 12, 70, 82, автобусе Н1, М1, 456
Спартак - 18 остановок на автобусе 456
Стрешнево - 5 остановок на автобусе 904, 904К ; 12 остановок на троллейбусе 70 ; 13 остановок на троллейбусе 82, автобусе М1, 456
Сходненская - 25 остановок на троллейбусе 70
Тушинская - 7 остановок на автобусе 904, 904К ; 19 остановок на автобусе 456
Хорошёво - 17 остановок на автобусе 818
ЦСКА - 3 остановки на автобусе 318, 818
Щукинская - 31 остановка на автобусе 105
Гражданская - 4 остановки на автобусе 22 ; 5 остановок на автобусе 22К
Покровское-Стрешнево - 13 остановок на троллейбусе 70 ; 14 остановок на троллейбусе 82, автобусе М1, 456
Рижский вокзал - 13 остановок на троллейбусе 42 ; 21 остановка на автобусе 84
Савеловская - 14 остановок на автобусе 84
от остановки ««Динамо» (южный вход)» (250 метров)
Александровский сад - 13 остановок на автобусе М1 ; 20 остановок на автобусе Н1
Арбатская 3 - 13 остановок на автобусе М1 ; 20 остановок на автобусе Н1
Беговая - 5 остановок на автобусе Т86
Белорусская 2 - 4 остановки на автобусе 456
Верхние Лихоборы - 58 остановок на автобусе Н1
Владыкино 14 - 22 остановки на автобусе Т29
Дмитровская - 9 остановок на автобусе Т29
Китай-город 6 - 16 остановок на автобусе Н1
Коптево - 27 остановок на автобусе 22
Кузнецкий мост - 17 остановок на автобусе Н1
Ленинский проспект - 27 остановок на автобусе М1 ; 34 остановки на автобусе Н1
Маяковская - 7 остановок на автобусе Н1, М1
Октябрьская 5 - 18 остановок на автобусе М1 ; 25 остановок на автобусе Н1
Охотный ряд - 12 остановок на автобусе Н1
Площадь Гагарина - 28 остановок на автобусе М1 ; 35 остановок на автобусе Н1
Полянка - 16 остановок на автобусе М1 ; 23 остановки на автобусе Н1
Пушкинская - 9 остановок на автобусе Н1, М1
Тверская - 9 остановок на автобусе Н1, М1
Фонвизинская - 13 остановок на автобусе Т29
Юго-Западная - 57 остановок на автобусе Н1
Беговая - 5 остановок на автобусе Т86
Дмитровская - 9 остановок на автобусе Т29
Савёловский вокзал - 6 остановок на автобусе Т29
от остановки «Петровско-Разумовская аллея» (580 метров)
Окружная 14 - 22 остановки на автобусе 692
Петровско-Разумовская - 17 остановок на автобусе 692
Окружная - 22 остановки на автобусе 692
Петровско-Разумовское - 18 остановок на автобусе 692
www.moscowmap.ru
Динамо (стадион, Москва) - это... Что такое Динамо (стадион, Москва)?
Координаты: 55°47′28.63″ с. ш. 37°33′34.5″ в. д. / 55.791286° с. ш. 37.559583° в. д. (G) (O)55.791286, 37.559583
Стадион «Динамо» — футбольный стадион в Москве, домашний стадион московского «Динамо», вместимость 36 540 зрителей. С ноября 2008 года закрыт, на его месте предполагается построить новую современную арену.
Местоположение
Стадион находится в районе «Аэропорт» Северного административного округа, у станции метро «Динамо».
История
Был построен в 1928 году по проекту архитекторов А. Я. Лангмана и Л. З. Чериковера[1] для первой Всесоюзной спартакиады.
В разные годы динамовским стадионом руководили Владимир Григорьевич Балтаджи, Владимир Сергеевич Тимофеев, Виктор Алексеевич Буров, Абрам Захарович Маневич, Борис Тихонович Немыкин, Иван Иванович Чебан, Олег Николаевич Точелович.
Стадион изначально имел форму подковы, открытой к Петровскому парку и закрытой со стороны Ленинградского проспекта. Только в 1936 году была построена Восточная трибуна, замкнувшая стадион. С этого времени стадион «Динамо» вмещал 54 тыс. зрителей и до 1956 года, когда появились «Лужники», оставался главной ареной страны.
На баскетбольной площадке оборудованной у западной трибуны проходил Чемпионат Европы по баскетболу среди женщин 1952 года.
В 1957 году стадион принимал матчи 24-го чемпионата мира хоккею с шайбой. Финляндия – Польша 5:3, Чехословакия – Австрия 9:0, Швеция – Польша 8:3, Япония – Польша 3:8, СССР – Австрия 22:1, Финляндия – Чехословакия 0:3, Швеция – Япония 18:0, СССР – ГДР 12:0, Финляндия – Япония 5:2
В 1977—1979 годах была проведена капитальная реконструкция. К комплексу добавили ряд спортивных и административных зданий, установили новые мачты освещения. Места лавочного типа сильно расширили стадион. Кроме того, на аллее, ведущей от южного выхода метро «Динамо» к южной трибуне стадиона, были установлены стелы с символикой Олимпийских игр, в которых принимала участие советская сборная — от Хельсинской 1952 г. до Московской 1980 г. (в 1990-е гг. демонтированы). Также в период подготовки к «Олимпиаде-80» были разобраны и перестроены Восточная, Северная и Южная трибуны, и полностью утрачены элементы благоустройства «Динамо» 1935 -1936 годов: портики входа, бассейны, фонтаны, оранжерея, эстрада с оркестром, оформление аллей и дорожек, пруд с лодочной станцией, ограда парка физкультуры и отдыха[2].
В 1980 году во время московской Олимпиады стадион принимал матчи футбольного турнира. Здесь прошли 5 встреч: СССР — Куба (8:0), Колумбия — Нигерия (1:0), четвертьфинал СССР — Кувейт (2:1), полуфинал Чехословакия — Югославия (2:0), матч за 3-е место СССР — Югославия (2:0). На малой арене стадиона «Динамо» проходили матчи олимпийского турнира по хоккею на траве.
Помимо футбольного поля, есть беговые дорожки вокруг него, которые сейчас не используются. У входа на северную трибуну в 1999 г. был открыт памятник Льву Яшину.В 2010 г. в связи с реконструкцией стадиона памятник был перенесен к входу на стадион со стороны южного выхода станции метро «Динамо». Над входами на северную и южную трибуны есть vip-ложи.
С конца 1980-х годов стадион стал использоваться для проведения концертов. Самый крупный прошёл в 1996 году — выступление Майкла Джексона. Пришло 71 тыс. "фанов" Джексона ; помимо 54 тысяч трибунных мест народ занял футбольное и легкоатлетические поля.
В 1998 году на стадионе прошли Всемирные юношеские игры. Перед началом сезона 1998 года на стадионе деревянные скамейки были заменены креслами из пластика, после чего вместимость уменьшилась до 36 тыс. зрителей.
В 90-е годы рядом с ареной появился вещевой рынок, который просуществовал до 2003 года.
В 2008 году стадиону исполнилось 80 лет. 22 ноября 2008 года прошёл прощальный матч на стадионе, а в 2009 году началась капитальная реконструкции стадиона. На несколько сезонов из-за реконструкции стадиона ФК «Динамо» переехало в Химки на стадион «Арена Химки».
Стадион после сноса восточной, северной и южной трибун в 2012 году.Реконструкция находится на этапе демонтажа старых конструкций. Стадион планировали реконструировать с сохранением фасадов. Этого требовал охранный статус памятника архитектуры с 1987 года. Однако, Постановлением Правительства Москвы № 314 от 12 июля 2011 года охранный статус был изменён, после чего были снесены восточная, северная и южная трибуны[3], которые не имели никакой исторической ценности[2][4]. Также были демонтированы знаменитые осветительные мачты, которые из-за гигантских размеров были одним из ориентиров северной части Москвы. Инвестор строительства, «ВТБ-Арена», заявил в ноябре 2012 года, что снесенные ранее стены стадиона будут восстановлены по лазерным обмерам, которые провели перед их разбором.
Точечное доскональное сканирование позволит один в один восстановить те стены, которые из-за аварийного состояния не могли быть сохранены. Пресс-служба «ВТБ-Арены» |
Также планируется реставрация и возврат на место оригинальных барельефов скульптора Сергея Меркурова[5]
Перспективы
Модель стадиона после реконструкции.После завершения работ стадион сможет принимать около 30 тысяч зрителей[6]. Новая арена должна быть построена к 2016 году. Весь стадион будет стоить примерно 650-700 млн долл США. Общая стоимость комплекса «ВТБ Арена Парк» оценена в 1,5 млрд долл США[7]. Финансирование строительства обеспечивается за счет средств Банка ВТБ и инвестиций ряда зарубежных банков - Cassa Depositi e Prestiti (CDP), Интеза Санпаоло (Intesa Sanpaolo), Société Générale, KfW IPEX-Bank[8].
Планируются сносы некоторых построек, на месте которых будут возведены два новых спортивных комплекса, офисы, гостиница и жилой комплекс с апартаментами класса «А». Общая площадь спортивной части составит более 200 тыс. м², а общая площадь коммерческой в 2 раза больше — более 450 тыс. м². Всего в рамках проекта будет возведено 310 тыс. м² офисов, 100 тыс. м² апартаментов, 30 тыс. м² гостиничных площадей и 10 тыс. м² торговых площадей. После реконструкции стадион будет носить название «ВТБ Арена Центральный Стадион Динамо».Также инвестором проекта прорабатывается вопрос присвоения стадиону имени легендарного футболиста Льва Яшина[9].
Для доработки проекта был приглашен один из лучших мировых спортивных архитекторов — Дэвид Маника. Он имеет многолетний опыт в разработке проектирования крупнейших спортивных сооружений по всему миру. До того, как им в 2007 году было основано собственное архитектурное бюро, он 13 лет работал ведущим архитектором проектов во всемирно известной компании НОК Sport Venue Event (ныне Populous). В частности, Маника принимал участие в реализации таких проектов, как новый стадион «Уэмбли» и О2-арену в Лондоне, Шанхай World Expo Arena. Он выиграл конкурс на проектирование 86-тысячной арены в Катаре к ЧМ-2022[10]
По замыслу, внутри исторических стен стадиона «Динамо» будут построены два уровня помещений различного предназначения, где, в частности, разместятся магазины, предприятия питания и другие объекты. А над ними воздвигнут новую футбольную арену и крытый многофункциональный спорткомплекс. Это решение, по мнению его автора, позволит не только сохранить исторический фасад легендарного стадиона вместе со знаменитыми колоннами, но и функционально и эстетически интегрировать его в новый проект. В результате, после реставрации и приспособления к современному использованию исторического стадиона и других спортивных сооружений на прилегающей территории возникнет мультикомплекс, отвечающий самым высоким требованиям и созданным с применением самых передовых мировых технологий.
Крупнейшие концерты и развлекательные мероприятия
- 1996 — 23 июля 1996 года состоялся первый концерт Deep Purple в России.
- 1996 — 17 сентября 1996 года на стадионе «Динамо» прошёл второй концерт Майкла Джексона в России в рамках мирового тура «HIStory».
Основные характеристики (до реконструкции)
- Размеры поля: 105 х 68 метров
- Вместимость — 36 540 человек
- Травяной покров — натуральный
- Размеры табло: 28 х 8,5 метров
- Освещение: 1 400 люкс (4 осветительных мачты)
- Табло — одно, на западной трибуне, электронное
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Динамо (стадион, Москва) Википедия
Эту страницу предлагается объединить со страницей ВТБ Арена (Москва).Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/20 сентября 2017.Обсуждение длится не менее недели (подробнее). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. |
памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
Центральный стадион «Динамо» | |
Стадион накануне реконструкции, ноябрь 2008 года | |
Россия Россия, Москва, Ленинградский проспект, 36 | |
1926—1927 | |
1928 | |
1977—1979, 2008—2018 | |
Динамо (Москва) | |
36 880 (сиденья), 54 600 (лавки), 71 430 (рекорд) | |
«Динамо» (Москва) | |
105 × 70 метров | |
Центральный стадион «Динамо» на Викискладе |
Объект культурного наследия Россииобъект № 7700544000 (БД Викигида) |
Стадион «Динамо» (полное современное наименование «ВТБ Арена - Центральный стадион „Динамо”») — стадион в Москве, домашний стадион футбольного клуба «Динамо». Расположен в районе Аэропорт Северного административного округа. С 2008 года находится на реконструкции.
Содержание
- 1 История
- 1.1 От Всесоюзной Спартакиады до Олимпиады-80, 1928—1977
- 1.2 От Олимпиады-80 до начала реконструкции 2000-х годов, 1977—2010
- 1.3 Основные характеристики (до реконструкции)
- 2 Реконструкция
- 2.1 Проект
- 2.2 Стоимость
- 2.3 Ход работ
- 3 Интересные факты
- 4 Литература
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
История[ | код]
От Всесоюзной Спартакиады до Олимпиады-80, 1928—1977[ | код]
Первый стадион футбольной команды московского спортивного общества «Динамо» открылся в 1923 году на пустыре возле детской больницы имени Святой Ольги в Орлово-
ru-wiki.ru
Футбольный клуб Динамо Москва :: Динамо
Год постройки | 1928 |
Вместимость | 36 540 мест |
Размеры поля | 105×68 метров |
Размеры табло | 28×8,5 метров |
Освещение | 1 400 люкс |
История стадиона «Динамо» (1928—2008)
Согласитесь, что любой современный солидный футбольный клуб характеризует не только состав со «звездными» фамилиями или список его турнирных достижений в соревнованиях отечественного и международного футбола, но и спортивные сооружения, в первую очередь стадион, которыми он располагает. В истории московского «Динамо» и всего отечественного футбола большую роль сыграл стадион «Динамо».
Как известно, футбольная команда московского «Динамо» была создана тогда, когда у нее не было своего стадиона, а было только принципиальное согласие от руководства детской больницы святой Ольги, находившейся в Орлово-Давыдовском переулке, недалеко от Рижского (в те годы Виндавского) вокзала, использовать большой пустырь рядом с больницей для строительства спортивного сооружения. К чести первых руководителей нового спортивного общества, они долго не тянули со строительством и, используя энтузиазм первых спортсменов и комсомольцев общества, уже к августу подготовили первую очередь первого динамовского стадиона.
В современном понимании этого термина это был не стадион, а скорее, пользуясь языком того времени, спортивная площадка. Футбольное поле, на котором никогда не было травы, три ряда деревянных скамеек по его бокам, небольшой деревянный домик, в котором были расположены тесные раздевалки и помещения для хранения спортинвентаря, две площадки для спортивных игр да несколько секторов для занятия легкой атлетикой — вот и все, чем стали располагать спортсмены московского «Динамо». Но в то время первые энтузиасты общества были довольны и этим. Спортивная жизнь на этой площадке кипела с раннего утра до позднего вечера.
В мае же следующего, 1924 года была открыта вторая очередь первого динамовского стадиона. Футбольное поле было укатано и выровнено, обновлен забор, был произведен ремонт раздевалок. А самое главное, у спортсменов появился душ с горячей водой, что в те времена было большой редкостью. Раздевалка для футболистов и душ находились в бывшем морге детской больницы, на территории которой возник стадион. Помещение было холодное, неприветливое, с цементированным полом, и вначале душем пользовались лишь самые смелые. Но постепенно то ли все привыкли, то ли со временем помещение стало более теплым и светлым после проведенного ремонта, факт остается фактом — помещение становится одним из самых посещаемых на спортплощадке. Появились и первые постоянные поклонники новой команды, число которых с каждым годом росло. К 1926 году на игры динамовской команды стало собираться до пяти тысяч зрителей.
В старых футбольных календарях-справочниках 20-х годов можно найти официальный адрес этого первого динамовского стадиона. Он звучал так 1-я Гражданская улица (до 1924 года она называлась Мещанской), Орлово-Давыдовский переулок, 64. Трамваи № 17,19 и 9. Многие, наверное, думают, что в результате многочисленных перестроек столицы этот уголок ушел в прошлое. Но, хотя это удивительно, и сегодня можно разыскать по старому адресу родину динамовского футбола и даже с помощью небогатого воображения представить себе примерное расположение того небольшого стадиончика, который был снесен к началу 30-х годов.
Если современный любознательный читатель выйдет из фойе кольцевой станции метро «Проспект Мира» на самый этот проспект, в 20-е годы носивший название Гражданской улицы (тогда она, естественно, не была такой широкой), по стороне, где находится станция, пройдет или проедет на троллейбусе остановку в направлении Рижского вокзала (остановка называется «Капельский переулок») и дойдет до дома № 54, то сразу же направо перед ним откроется Орлово-Давыдовский переулок, соединяющий Проспект Мира с параллельной ему Большой Переяславской улицей. Как только повернешь в этот переулок, по которому ныне ходит не трамвай, а троллейбус, то метров через 20-25 по правой стороне увидишь краснокирпичные двухэтажные корпуса бывшей детской больницы святой Ольги. Ныне это психоневрологический диспансер № 7 Северо-Восточного округа столицы. На одном из корпусов висит мемориальная доска, информирующая нас о том, что в 30-е годы здесь работал известный советский педиатр, заслуженный деятель науки РСФСР профессор Александр Андреевич Кисель. Как только будут пройдены больничные корпуса, надо свернуть еще раз направо, пройти мимо одноэтажного здания, очень напоминающего морг (как раз в нем располагалась первая динамовская душевая), и вот именно здесь, на месте нынешних жилых домов, и был первый динамовский стадион. После его сноса на этом месте появились гаражи, а сейчас выстроены современные дома. И первое, что приходит на ум, так это действительно скромные размеры первого спортивного центра московского «Динамо».
Спортивная жизнь двигалась вперед невиданными темпами, и не успели руководители общества расплатиться полностью со строителями площадки, как стало выясняться, и с каждым новым днем все ощутимее, что стадион сдерживает рост и достижения спортсменов. Не хватало помещений, одно поле с трудом выносило игры и тренировки всех пяти команд клуба. В жаркие июльские дни 1925 года, когда пыль столбом стояла во время футбольных матчей, игроки и зрители начали мечтать о новом вместительном стадионе со многими футбольными полями, просторными раздевалками, комнатой для проведения собраний и теоретических занятий команды. Пока же руководители общества и капитаны команд, ведшие в те времена учебно-тренировочный процесс, обходились крохотной комнатой в спортивном магазине общества, расположенном на Кузнецком мосту.
Но вскоре положение начало меняться. Прежде всего укрепилось финансовое и материальное положение общества с появлением коммерческого отдела, во главе которого встали талантливые организаторы и экономисты Александр Яковлевич Лурье (1899-1937) и Семен Леонидович Лоевский (1897-1969). Первый был назначен коммерческим директором, а второй — его помощником. Именно им пришла в голову идея создания в обществе производственных артелей и предприятий по производству спортивных товаров и их реализации через сеть магазинов спортивных товаров и охотничьих принадлежностей. Вначале доходы от реализации этих товаров были скромными, но дело пошло, когда к процессу производства первых спортивных товаров и охотничьих принадлежностей были подключены мастерские, в которых работали бывшие беспризорники, а теперь члены возникших в те годы трудовых коммун, среди которых самыми большими были трудкоммуны, организованные в Подмосковье — Люберцах и Болшеве. Очень скоро эта сеть мастерских и предприятий стала существенно пополнять казну спортивного общества, куда стало поступать до половины всех доходов. Мечта о новом стадионе где-то во второй половине 1926 года начала приобретать зримые черты, и организаторы общества стали уже подыскивать место для строительства нового спортивного сооружения. После долгих споров и обсуждений местом нового стадиона был выбран Петровский парк.
Это был один из красивых и очаровательных уголков старой Москвы. Еще в далеком 1828 году по проекту архитектора Менеласа здесь был разбит огромный парк, засаженный липами, ясенями и соснами. Поскольку парк находился по соседству с Петровским дворцом, построенным в 1782 году по проекту известного русского архитектора М.Ф.Казакова, он и стал называться Петровским. Однако само название дворца происходит не от имени Петра Первого, как многие полагают, а от названия небольшого села Петровское, которое было расположено на том месте, где был построен дворец. Огромный парк пересекали аллеи, одна из них получила название «Московской» и была любимым местом прогулок городской знати. В северной части парка находилась большая мощеная площадка, которую шутливо называли «ярмаркой невест», поскольку сюда со всей Москвы наиболее известные аристократические и купеческие семьи вывозили на отдых и на показ своих дочерей. В южной части парка находились два глубоких пруда, утопавших в зелени и навевавших в летние вечера такую желанную прохладу. В конце прошлого века здесь появился модный в те времена театр «Воксал» с залами для концертов и танцев (отсюда понятно, почему одну из аллей парка, ту, на которой находился «Воксал», назвали «театральной»). В самом начале нашего века здесь же была построена самая первая в России киностудия. Появился в парке в конце прошлого века и ресторан «Стрельня», выделявшийся среди других загородных ресторанов большим зимним садом и знаменитым цыганским хором. Естественно, что парк, по соседству с которым находилось множество комфортабельных загородных дач московской знати, усиленно оберегали от представителей бедных слоев населения, так называемых трудящихся масс.
И вот сюда пришли строители, начавшие на пересечении «Московской» и «Театральной» аллей возводить стадион. Сначала стройка держалась на энтузиазме динамовской и вообще всей московской молодежи, в каждый выходной выходившей на работу (она была объявлена почетным долгом молодых москвичей). Основным орудием строительства долгое время были кирка и лопата, в качестве основного транспортного средства использовалась лошадь.
Стройка значительно ускорилась в августе 1927 года, когда на самых высоких правительственном и партийном уровнях было принято решение о проведении грандиозного физкультурно-спортивного праздника-смотра, получившего название Всесоюзной Спартакиады, в ознаменование десятилетия советской власти и принятия первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. На нем предполагалось и участие большой группы (свыше семисот человек) иностранных рабочих-спортсменов из самых разных стран мира.
Строительство стадиона стало поэтому государственной задачей, и интенсивность новостройки росла с каждым днем.
Первоначальный проект стадиона разработали одни из крупнейших архитекторов нашей страны того времени Александр Яковлевич Лангман, учившийся в начале века в Вене, и Леонид Захарович Чериковер. По этому проекту к августу 1928 года были построены три бетонные трибуны, поднявшиеся на высоту четырехэтажного дома. В своем первоначальном виде стадион выглядел иначе, чем в наши дни. Он вытянулся в виде гигантской подковы длиной в полкилометра — с прямыми Северной и Южной трибунами и замыкающей их полукругом Западной. На месте Восточной трибуны росли вековые деревья и находились небольшие спортивные площадки и корты. Еще дальше за ними расположилось запасное футбольное поле. К открытию стадиона не была готова одна из самых оригинальных задумок архитекторов — вело- и мототрек, гигантской лентой опоясывающий стадион с разными перепадами высот. Он вступил в действие на следующий год и сразу же показал неудачность решения архитекторов совместить трек со стадионом. Вело- и мотогонки мешали проведению остальных соревнований, а для проведения велосипедных и мотоциклетных гонок не хватало ряда специфических условий, в частности был недостаточным угол наклона трека и невозможно было достичь высокой скорости разгона на нем. Поэтому ареной крупных вело- и мотогонок стадион не стал, и трек в основном использовали не по назначению. Как вспоминали ветераны отечественного спорта, на нем в дни значительных футбольных и легкоатлетических матчей устанавливали скамейки, привозимые из различных парков и скверов города, и рассаживали на них посетителей стадиона, число которых с каждым годом росло.
Помимо самого стадиона, под трибунами которого расположились многочисленные помещения (три спортивных зала для занятия гимнастикой, боксом и борьбой, раздевалки с душем, кабинеты для врачей, два тира на 50 и 100 метров, помещения технических служб), на территории Петровского парка были построены четыре баскетбольные и четыре городошные площадки, семь летних теннисных кортов. Даже в своем первоначальном виде стадион стал грандиозным спортивным комбинатом, на всех спортивных сооружениях которого одновременно могли заниматься около двух тысяч спортсменов. Цифра для того времени неслыханная, особенно в сопоставлении со старыми московскими стадионами, так как они могли в лучшем случае обслуживать сто-двести человек одновременно.
Как известно, первая очередь динамовского стадиона была построена к первому самому массовому и комплексному спортивному соревнованию страны — к Всесоюзной Спартакиаде, в которой приняли участие свыше семи тысяч спортсменов, среди них более шестисот приехало из-за рубежа. И новостройка способствовала успеху этого соревнования, способствовала росту популярности физкультуры и спорта в стране.
Футболисты раньше просто не могли мечтать о таком великолепии. Просторные раздевалки, комплекс полей, медицинский центр, комнаты для отдыха и теоретических занятий, разнообразные залы для развития необходимых физических качеств — акробатический, гимнастический, секторы для занятий легкой атлетикой — все это отныне было в распоряжении динамовских футболистов. С вводом нового динамовского стадиона футбол в обществе и стране получил новый толчок, новое ускорение в своем развитии.
Новый масштаб получил и интерес к футболу. Крупнейший стадион столицы, а это был стадион имени В.В.Воровского (бывший стадион клуба ЗКС), в середине ноября 1924 года во время первого матча сборной СССР со сборной Турции с гигантским напряжением смог вместить около 15 тысяч зрителей. Теперь же обычным явлением начинают становиться матчи с 45-50 тысячами зрителей, т.е. в три-четыре раза больше.
Но не прошло и шести лет, как стала ощущаться необходимость модернизации стадиона, так как он стал не полностью удовлетворять потребности в первую очередь массовой тяги к спортивному зрелищу, приобщения широких масс населения к миру физической культуры и спорта. Можно прочитать старые фельетоны известных или позабытых ныне писателей-сатириков, просмотреть кадры старой кинохроники и убедиться, что в те годы в дни больших футбольных матчей или других популярных спортивных состязаний «вся Москва вымирала», поскольку москвичи «ушли на футбол».
Осенью 1934 года начались реконструкция стадиона и строительство второй очереди, которые были закончены к началу 1936 года. Убрали вело- и мототрек, мешавший проведению легкоатлетических соревнований, построили Восточную трибуну, которая сомкнула подковообразный полукруг трибун и превратила его в так теперь знакомый и привычный овал, углубили на три метра футбольное поле, срыв для этого огромный пласт земли, возвели дополнительно нижний (первый) ярус трибун. Стадион стал вмещать более пятидесяти тысяч зрителей, а благодаря широкой верхней площадке по всему периметру стадиона, куда в дни центральных спортивных мероприятий продавались входные билеты и откуда можно было стоя наблюдать за состязаниями, число зрителей стадиона возрастало на двадцать-тридцать тысяч. Но стадион не только рос, он становился более благоустроенным, удобным, комфортным. Для удобства зрителей он был радиофицирован, и именно с тех пор дикторы стадиона стали информировать о составах команд, изменении счета, называть фамилии отличившихся спортсменов, снабжать посетителей стадиона новостями с других спортивных арен страны. Интересно, что до появления башен Восточной трибуны, на которых еще до войны стали указывать аршинными буквами названия команд и счет встречи, вся эта информация давалась на маленьких табличках, поднимаемых на флагштоках у открытого пространства, которое было до появления Восточной трибуны. В начале 30-х годов дополнительно к табличкам счет указывали с помощью воздушных шаров разного цвета. Три красных и два белых шара, висящих на флагштоках, означали, что со счетом 3-2 ведет команда в красных футболках.
Увеличилось и число подтрибунных помещений, появились три новых специализированных зала для занятий тяжелой атлетикой, фехтованием и борьбой, гребной бассейн, кинотеатр, ресторан и новые помещения для обслуживающего и медицинского персонала.
В 1938 году в Петровском парке был построен малый стадион на десять тысяч мест, крупнейший в стране крытый (зимний) теннисный корт, множество открытых теннисных кортов, цветников. На долгие годы (а точнее до конца 70-х годов, когда к Московской Олимпиаде был построен крытый манеж, в котором вначале футболисты занимались вместе с легкоатлетами) именно зимний теннисный корт становится местом, где динамовские футболисты в начале января или февраля начинали свою подготовку к новому футбольному сезону.
С появлением этих новостроек общая площадь, занимаемая стадионом, увеличилась с 22 до 36 гектаров. Стадион «Динамо» именно в предвоенные годы становится не только ареной крупнейших спортивных соревнований по самым популярным видам спорта, но и любимым местом отдыха москвичей и гостей столицы. Многие москвичи любили приезжать на стадион, что просто пройтись по его зеленым аллеям, подышать воздухом, напоенным ароматом вековых лип, сосен, ясеней и самых разнообразных цветов, высаженных в многочисленных клумбах и цветниках, украшавших спортивные сооружения «Динамо».Но... 19 июня 1941 года на динамовском стадионе прошел последний довоенный матч, в котором хозяева стадиона принимали сталинградский «Трактор». А через три дня началась Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Стало не до футбола...
Стадион превратился в центр подготовки молодых бойцов к боям, в военный учебный лагерь. Уже 27 июня на нем начали формироваться особые отряды знаменитого ОМСБОНа (отдельной мотострелковой бригады особого назначения), которые затем засылались в тыл врага. Бригада была укомплектована чекистами, слушателями Высшей пограничной и центральной школ Народного комиссариата внутренних дел, ведущими спортсменами динамовского общества и других спортивных обществ, а также студентами Центрального государственного института физической культуры. На стадионе, в помещении тира развернулась подготовка снайперов и стрелков. Сам стадион был замаскирован от налетов вражеской авиации и тщательно охранялся. Зимой 1942 года на футбольном поле с целью маскировки были высажены молодые ели. С позиций сегодняшнего дня эта попытка выдать для немецких летчиков стадион за парк выглядит наивной и не совсем разумной, но она наглядно демонстрирует заботу государства о сохранении главной спортивной достопримечательности столицы.
Как только война откатилась от центральных районов нашей страны, старейший стадион страны вновь возобновил свою деятельность на службе спорта и футбола. 18 июля 1944 года после долгого перерыва на поле Центрального стадиона состоялся первый матч официального соревнования — хозяева стадиона приняли в матче чемпионата столицы своих соперников из «Торпедо» и выиграли у них 3-2. А через месяц с небольшим, точнее 27 августа, на нем состоялся после пятилетнего перерыва финал Кубка СССР, в котором ленинградский «Зенит» со счетом 2-1 победил ЦДКА из Москвы и стал первой немосковской командой, завоевавшей этот спортивный трофей.
3 июня 1945 года на Центральном стадионе «Динамо» состоялся первый футбольный матч мирного времени, открывший невиданный в отечественном футболе период, период настоящего футбольного «бума», когда изголодавшийся в военное лихолетье по мирным зрелищам народ массой пошел на футбол, на жаркие футбольные баталии. Именно в те годы над билетными кассами стадиона появлялись объявления типа «Аншлаг», «Все билеты проданы». В 50-е годы была популярна футбольная песенка композитора Анатолия Новикова на стихи поэта Льва Ошанина, в которой были слова «но упрямо едет прямо на "Динамо" вся Москва, позабыв о дожде...» На стадион тогда действительно ходила вся Москва, и в ложе почетных гостей стадиона нередко можно было видеть известных писателей, поэтов, композиторов и общественно-политических деятелей того времени. Это было время, когда кумиром спортивного эфира стал незабываемый Вадим Синявский с его характерной скороговоркой футбольного репортажа.
В начале 50-х годов на стадионе произошло еще одно событие, сказавшееся на развитии отечественного футбола. Речь идет о введении регулярного электрического освещения на футбольных матчах, позволившее в будничные дни проводить соревнования в вечернее время, не отвлекая зрителей от работы.
Как известно, первые попытки введения электроосвещения предпринимались задолго до начала пятидесятых годов. Еще осенью 1933 года попытались провести первые матчи при свете электрических ламп. Однако существовавшая в те годы система подвесного освещения с помощью больших электрических ламп не обеспечивала нужной мощности освещения. Только тогда, когда за год до войны были построены по углам стадиона высокие вышки с прожекторами, попытка привела к успеху. 8 ноября 1940 года на стадионе прошел первый открытый для зрителей футбольный матч при электрическом освещении, в котором хозяева стадиона принимали гостей из Латвии — динамовцев Риги. На заснеженном поле второй состав москвичей выиграл у гостей со счетом 4-2. Но электроосвещение оказалось слишком дорогим удовольствием и на время о нем забыли. С началом пятидесятых годов было признано целесообразным проводить матчи при электроосвещении, и в осенние дни это стало с того времени привычным и обыденным. Напомним для дотошных историков нашего футбола, что первый финал Кубка СССР при электроосвещении прошел на стадионе «Динамо» 10 октября 1953 года...
В 1964 году на стадионе появилась еще одна новинка — электронное световое табло, заменившее «информационные» башни Восточной трибуны, на которых аршинными буквами вывешивались названия команд и цифры, указывавшие счет матча.
Постройка в 1956 году в Лужниках гигантского Центрального стадиона имени В.ИЛенина, хотя и отняла у динамовского стадиона звание главного стадиона страны, не умалила его роли и значения в спортивной жизни страны и столицы. Многие крупные и важные соревнования продолжали проходить на нем. Поэтому когда страна и город начали готовиться к Олимпиаде, впервые проводившейся у нас в столице, среди первых арен этого мирового спортивного форума был назван стадион «Динамо», на котором в 1977-1979 годах прошла капитальная реконструкция. Были обновлены трибуны и подтрибунные помещения, взметнулись вверх над стадионом четыре высокие конструкции с мощными прожекторами, чей яркий свет позволяет вести со стадиона телетрансляции в цветном изображении. К этому же времени на территории Петровского парка были введены в эксплуатацию футбольно-легкоатлетический манеж, гимнастический зал, каток с искусственным льдом, открытые бассейны, спортивно-административное здание и гостиница.
Cтадион «Динамо» после реконструкции к Олимпиаде 1980 г.
И все же в последние годы произошла необходимая специализация этого стадиона. Футбол стал преобладающим видом спорта, а все остальные только побочными, не мешающими или помогающими футболу. 22 ноября 2008-го года в присутствие 24 тысяч зрителей на стадионе «Динамо» прошел последний матч — с «Томью», после которого арена была закрыта на реконструкцию.
В разные годы динамовским стадионом руководили Владимир Григорьевич Балтаджи, Владимир Сергеевич Тимофеев, Виктор Алексеевич Буров, Абрам Захарович Маневич, Борис Тихонович Немыкин, Иван Иванович Чебан, Олег Николаевич Точелович.
Рассматривая в целом историю футбола в московском «Динамо», отметим, что где-то на рубеже шестидесятых годов стадион становится преимущественно местом проведения игр, передавая свои функции как центра учебно-тренировочной работы команды базе в подмосковном Новогорске.
Насколько можно судить по воспоминаниям ветеранов динамовского футбола, до первых чемпионатов страны среди команд спортивных обществ и ведомств команда готовилась к матчам так же, как и все любители. Собиралась в день игры на стадионе и в зависимости от календаря или выступала на своем стадионе, или отправлялась загодя на автобусе на другой стадион. С проведением всесоюзного чемпионата стали практиковаться одно- или (в случае предстоящих важных встреч) двухдневные предматчевые сборы, когда футболисты собирались вместе и вне дома готовились к предстоящим играм. Эти сборы до войны проводились в небольшом двухэтажном коттедже-павильоне, где сейчас расположился динамовский музей спорта. Это здание в те годы было оборудовано под общежитие, в котором проживали во время сборов футболисты команды вместе с тренерами. Здесь все было удобно — поля, ресторан, где находилась столовая, спортинвентарь рядом, под боком. Одно со временем стало представлять проблему — город, проживание на виду у всех, стало мешать футболистам, не давая им сосредоточиться только на игре. И уже перед войной команда стала собираться на предматчевые сборы в Мытищах, на дачах недалеко от стрельбища, располагавшего футбольным полем. В первые годы после войны база в Мытищах становится основной. Однако вскоре и на ней готовиться стало трудно из-за близости к городу и перенаселенности стрельбища. И руководство общества в начале шестидесятых годов принимает решение о строительстве учебно-тренировочной загородной базы для команды в подмосковном поселке Новогорске (недалеко от города Химки). С течением лет база благоустраивалась, появился двухэтажный коттедж с удобными отдельными двухместными номерами для футболистов и тренеров, залом для собраний и теоретических занятий, комнатами отдыха, столовой, баней и другими техническими помещениями. В 1977 году из-за строительства крытого футбольно-легкоатлетического манежа, которое было возведено на месте, где ранее располагалось отличное футбольное поле, газон этого поля был вывезен на новогорскую базу и там появилось второе (нижнее) поле, на котором часто проводили свои матчи резервисты команды. Именно здесь, за исключением зимних и первых весенних месяцев, когда на поле нет устойчивого травяного покрова, команда проводила свою учебно-тренировочную работу, свою подготовку к матчам. Теперь динамовская футбольная база в Новогорске перестроена и в 2008 году приняла нашу футбольную команду в новых благоустроенных корпусах, оборудованных по последнему слову спортивной медицины и техники. На базе имеются три поля (два поля с естественным покрытием и одно с искусственным).
Несколько слов о футбольном манеже. Долгое время это спортсооружение было в осенне-зимний период основным в подготовке футбольных команд клуба. Первая очередь этого легкоатлетическо-футбольного манежа была введена в эксплуатацию осенью 1977 года. В первый год создания Футбольного клуба это сооружение было перепрофилировано из комплексного в чисто футбольное, были увеличены до стандартных размеры искусственного футбольного поля, перестелен более качественный искусственный футбольный газон. Это позволило проводить в нем не только товарищеские, но и официальные матчи чемпионата России среди команд мастеров и дублирующих составов.
С 1 января 2003 года в Футбольном манеже, не использовавшемся по назначению с 1996 года, возобновились тренировки основного и дублирующего состава команды «Динамо», а также занятия ЦПФ им. Л.И. Яшина.
Главная арена сейчас находится на реконструкции. Официальное открытие обновленного стадиона намечено на конец четвертого квартала 2018 г.
fcdynamo.ru
История команды "Динамо Москва"
История динамовского клуба берёт свой отсчёт с восемнадцатого апреля 1923-го года, когда в Москве состоялось учредительное собрание, на котором было объявлено об образовании первого в Советском Союзе ведомственного спортивного общества. "Динамо" было создано благодаря энтузиазму работников штаба войск ГПУ Уральца, Кузьмина, Лаврентьева, Иванова и начальника политического отдела войск ГПУ Недоля – Гончаренко. В команду были приглашены опытные футболисты, которые поиграли за сборную Российской империи на Олимпийских Играх 1912-го года. Денисов, Троицкий, Петров, Шуммель, Титов, Ленчиков стали первыми динамовцами, а капитаном команды был избран Василий Житарев. Первую официальную игру динамовцы провели семнадцатого июня 1923-го года. "Бело-голубые" проиграли со счётом 2:3, пропустив решающий мяч с пенальти, которое до сих пор многие представители динамовского общества считают спорным.
В 1926-м году "Динамо" приобрело эмблему: ромбик с буквой "Д", сохранившуюся до сих пор. В том же году "бело-голубые" стали чемпионами Москвы. Через два года команда выступала уже на своей арене, был открыт Центральный стадион "Динамо" в Петровском Парке. Первую официальную встречу на своей арене динамовцы провели девятнадцатого мая 1929-го года против клуба имени Астахова. Победный гол забил Павел Савостьянов. В первой половине тридцатых годов динамовцы добились больших успехов, потому к первому отечественному чемпионату "бело-голубые" подошли в отличном состоянии. "Динамо" стало первым чемпионом страны, выиграв шесть матчей весеннего первенства. Ровно год спустя динамовцы также первыми сделали "золотой дубль".
Справедливость восторжествовала, когда в первый послевоенный чемпионат динамовцы добились победы, ведь в 1941-м году "бело-голубые" вплоть до начала военных действий лидировали в таблице. Сразу после второй мировой войны советский клуб отправился в ставшее знаменательным международное турне в Великобританию на Родину футбола. Динамовцы одержали две победы (над "Кардиф Сити" 10:1 и над "Арсеналом" 4:3), а ещё два матча завершили вничью (с "Челси" 3:3 и с "Глазго Рейнджерс" 2:2). Первые встречи с профессионалами своего дела изумили европейских журналистов, а в отечественной спортивной хронике путешествие динамовцев до сих пор занимает объёмное место. В 50-х годах внутри страны началась увлекательная гонка клуба со "Спартаком" и ЦДКА за чемпионство. В 1949-м году динамовцы умудрились забить в тридцати четырёх встречах аж сто четыре гола – потрясающий результат, заслуживающий аплодисментов даже сейчас!
В 1963-м году динамовцы стали чемпионами страны, а легендарный для клуба вратарь Лев Яшин стал первым голкипером, завоевавшим "Золотой Мяч". Яшин оказал на всё динамовское общество неописуемое влияние. Лев Иванович не только является лучшим вратарём "Динамо" всех времён, но его имя – это и есть "Динамо"! С ним "бело-голубые" добивались громких побед, посему даже после смерти величайшего вратаря в истории футбола обязанность болельщиков и руководства команды – помнить о Яшине. 2009-й год был проведён под знаком памяти Яшина. В 1972-м году динамовцы первыми среди всех советских команд пробились в финал Кубка Обладателей Кубков. Двадцать четвёртого мая 1972-го года в Барселоне "Динамо" проиграло в финале шотландскому "Глазго Рейнджерс", но за тот проигрыш динамовцам не должно быть стыдно хотя бы потому, что матч был до последних минут интересен публике, несмотря на три пропущенных мяча. Более того, за четыре минуты до финального свистка, когда динамовцы предприняли отчаянный штурм в попытках отыграть один недостающий мяч, шотландские болельщики намерено высыпали на поле, охлаждая пыл отечественного клуба.
С наступлением 80-х годов динамовцы начали испытывать трудности, которые продолжились и в 90-е. В самом первом чемпионате России лучшим бомбардиром стал Вели Касумов. В 1994-м году динамовцы заняли второе место в чемпионате, а ещё через год они выиграли Кубок России, обыграв в финале волгоградский "Ротор". В конце 90-х годов состав у динамовцев подобрался удачный, на одного только Терёхина претендовала вся группа лидеров первенства. Однако, каждый раз на финише борьбы "бело-голубые" не выдерживали темпа московского "Спартака" и оставались далеко позади от "красно-белых". Наступление нового века принесло новые беды, в руководстве клуба не находилось человека, который бы мог отслеживать все трансферные сводки, зарплатные ведомости. Приглашения таких "известных" тренеров, как Ярослава Гжебика и Иво Вортманна, о существовании которого даже в его родной Бразилии догадываются далеко не все, свидетельствовали о кризисе жанра. Не удалось стабилизировать ситуацию даже Юрию Сёмину и Олегу Романцеву.
Результаты улучшились, когда в команду на тренерский мостик пришёл Андрей Николаевич Кобелев. Молодой специалист начал с первых дней своего присутствия налаживать игровую дисциплину и улучшать моральный дух в команде. После долгого перерыва, динамовцы в 2008-м году заняли третье место в чемпионате и получили право выступить в квалификационном раунде Лиги Чемпионов.
Однако пребывание в Лиге чемпионов оказалось скоротечным. После неожиданной победы над "Селтиком" 1:0 на чужом поле "бело-голубые" проиграли шотландцам дома 2:0 и вылетели в Лигу Европы, где проиграли софийскому ЦСКА в четвёртом отборочном раунде. Сезон "Динамо" закончило на восьмом месте. Кобелеву позволили начать новый сезон у руля команды, но достаточно быстро уволили, назначив Миодрага Божовича. Черногорский тренер не особо улучшил результат "Динамо", завершив чемпионат на седьмой позиции.
Во время переходного чемпионата главным тренером "бело-голубых" стал Сергей Силкин. Сначала он был исполняющим обязанности главного тренера, а затем стал полноправным рулевым "Динамо". Первую часть чемпионата столичный клуб завершил на высоком третьем месте, но во втором этапе "Динамо" потеряло одну позицию. Но успехи Силкина были недолговременными. В следующем сезоне "бело-голубые" откровенно провалили старт, в результате чего тренер был уволен, а на его место был приглашён румын Дан Петреску, которому удалось совершить маленькое футбольное чудо с краснодарской "Кубанью".
Чемпион СССР - 1936(весна), 1937, 1940, 1945, 1949, 1954, 1955, 1957, 1959, 1963, 1976(весна) гг. Серебряный призёр чемпионата СССР - 1936, 1946, 1947, 1948, 1950, 1956, 1958, 1962, 1967, 1970, 1986 гг. Бронзовый призёр чемпионата СССР - 1952, 1960, 1973, 1975, 1990 гг. Обладатель Кубка СССР - 1937, 1953, 1967, 1970, 1977, 1984 гг. Финалист Кубка СССР - 1945, 1949, 1950, 1955, 1979 гг. Серебряный призёр чемпионата России - 1994 г. Бронзовый призёр чемпионата России - 1992, 1993, 1997, 2008 гг. Обладатель Кубка России - 1995 г. Финалист Кубка России - 1997, 1999, 2012 гг.
www.euro-football.ru