Дом Брюса в Брюсов переулке, 2/14 в Москве. Дом брюса


Московские легенды. Дом колдуна Брюса

«Мы уже весело шагали по Басманной, совершенно безлюдной и тоже темной. Иногда натыкались на тумбы, занесенные мягким снегом. Еще площадь. Большой фонарь освещает над нами подобие окна с темными и непонятными фигурами.— Это Разгуляй, а это дом колдуна Брюса, — пояснил Костя.Так меня встретила в первый раз Москва в октябре 1873 года» (В. Гиляровский)

«Разгуляй» – площадь в Москве, между улицами Старой Басманной, Новой Басманной, Спартаковской и Доброслободской. «Дом колдуна Брюса» - дом на Разгуляе, знаменитый дом номер два по Спартаковской улице, в котором сейчас находится Московский государственный строительный университет (МИСИ).

С момента постройки и до 1834г. дом на Разгуляе принадлежал семейству графов Мусиных-Пушкиных, страстных собирателей старинных книг и археологических древностей. В конце XVIII столетия один из Мусиных-Пушкиных женился на внучатой племяннице Я.В. Брюса Екатерине Яковлевне Брюс. Их потомки стали называться Мусиными-Пушкиными-Брюсами. И этого было достаточно, чтобы назвать это здание «домом колдуна Брюса».

Самый загадочный элемент дома — белая продолговатая доска в виде крышки гроба на фасаде здания между окнами второго этажа с нанесенными на ней знаками. В 1930-е года специалисты общества «Старая Москва» занимались изучением доски на доме Брюса, и А.М. Васнецов установил, что это «вечный календарь».

Действовал календарь подобно солнечным часам: в полдень тень падала на деление, соответствующее определенному числу того или иного месяца. На полях доски были нанесены астрологические символы и еще какие-то полустертые знаки. Да и вся доска к этому времени была уже в плохом состоянии, и изображения почти не различались, что делало их в глазах москвичей еще более загадочными.

Тем не менее внучка графа Мусина-Пушкина, княгиня Мещерская воспоминала, что в полдень на Разгуляй приходили часовщики со всего города сверять по этим солнечным часам время. Причем часы показывали не только время суток, но также день и месяц.

Одна из московских легенд гласит, что перед самой смертью Петра Великого, Брюс по его повелению изобрёл волшебные вечные часы, которые будто бы показывали, когда начинать войны сулящие победу и славу, и где искать богатств и сокровищ. Завёл он их, а ключ выкинул в реку. И шли с тех пор часы, не останавливаясь. Уже не стало Петра Великого, ушёл из жизни и сам их изобретатель, а они всё не останавливались. Говорят, что пропали они, после того как ими заинтересовалась императрица Екатерина Великая. Дескать приказала она своим лучшим часовщикам разобрать их чтобы выяснить секрет этих вечных, волшебных часов. Часы разобрали, а вот собрать обратно не сумели.

Однако известно, что были и другие часы, которые заказал у Брюса один богатый барин с Разгуляя. Хотел он заколдованные часы, подобные тем, что у царя были и чтобы не время они показывали, а путь к славе и богатству. Брюс взялся за этот заказ, но так долго колдовал над часами, что заказчик к тому времени как они были готовы, помер, но завещал своим наследникам расплатиться с графом, когда часы будут готовы.

Однако наследники отказались заплатить Брюсу и подняли его на смех. Осерчал тогда Яков и сказал: «Пусть будут прокляты эти часы и только плохое показывают». С тех пор часы эти стали приносить одни несчастья, тем, кто смотрел на них. Часы были установлены на доме Брюса, в особой доске с нанесенными на неё астрологическими и магическими символами. Говорили, что эта доска-ребус не что иное, как карта, указывающая путь к несметным сокровищам в скрытой комнате в доме Брюса, где и находятся его сокровища, «Черная книга» и другие утерянные рукописи графа. Легенды утверждают, что там может находиться даже тело самого Брюса.

Как бы там ни было, а легенда о спрятанных где-то сокровищах графа не давала покоя многим москвичам. Приходили такие искатели приключений к этому дому и долго, словно зачарованные смотрели на проклятые часы и доску-ребус, стараясь отгадать эту загадку. Среди учащихся инженерного института и жителей Разгуляя резко возросло число психических заболеваний и даже самоубийств, и московские власти приказали знаки сколоть, а саму доску закрасить.

Много легенд связано с этим местом. Вот некоторые из них со слов москвоведа Е.З. Баранова: «За что Брюс замуровал в стену свою жену? Говорят, будто в этом доме в стене доска вделана. Сколько раз закрашивали, а ее все видно — не принимает краску. И будто в этом месте он замуровал свою жену. И до настоящего времени ходят эти часы. Приложишься ухом к стене и слышишь, как стучат: тик-тук... тик-тук... А сверху вделал в стену такую фигуристую доску, а к чему — неизвестно. И вот тут что главное: как быть войне, доска становится красной. Перед японской войной замечали, перед германской. Закрашивали ее сколько раз, она все выступает».

«А еще рассказывают, что в особые дни на стене дома вместо часов появляется черная гробовая крышка с белым крестом, и верхушка креста указывает, где зарыт клад. И бывали смельчаки, которые находили клады по брюсовскому указателю, да только колдовские сокровища никому счастья не принесли: кладоискатели вскоре умирали».

Замурованная комната была обнаружена. Один из учеников Второй гимназии вспоминал: «Однажды, не помню уж для какой игры, нам понадобилось просчитать окна двух верхних этажей левого крыла здания. Счет нужно было вести и снаружи, с Елоховской, и изнутри из классов. С одним этажом все вышло благополучно. Но с другим - 17 подытожили считавшие снаружи, 16 зафиксировали счетчики внутри. Стало ясно: замурованная комната! Увы! Когда, впоследствии эта комната была открыта, в ней оказались только сложенные стопки старых газет».

В 1788 году в коллекцию Мусина-Пушкина попал рукописный список «Слова о полку Игореве». Мусин-Пушкин перевел «Слово» на современный русский язык, и в 1800г. опубликовал тиражом в 1200 экземпляров. Впоследствии Мусин-Пушкин планировал передать рукопись на хранение государству, но в 1812 году ему пришлось спешно покинуть Москву. Уезжая, граф наиболее ценную часть своего собрания спрятал в потайную кладовую, вход в которую замуровал. Однако когда наполеоновские войска вошли в Москву, в доме на Разгуляе разместились французские солдаты. После этого-то в пожаре 1812 года сгорела вся библиотека графа А.И. Мусина-Пушкина, включая оригинал рукописи «Слова о полку Игореве».

Могилу Брюса уничтожили при реконструкции старой Москвы. В тридцатые годы на улице Радио стали разбирать кирху (на фото ниже) и обнаружили в склепе гроб с телом графа. Его опознали по фамильному перстню (по другим данным по нашивке ордена Андрея Первозванного). Останки колдуна передали в лабораторию антрополога и скульптора Герасимова. Но останки бесследно исчезли – остались лишь перстень, кафтан и камзол Брюса. Одежда сейчас – в фондах Государственного Исторического музея. А перстень чернокнижника затерялся во времени.

Но, как ни странно, сам Яков Вилимович Брюс обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума. Брюс не верил ничему сверхъестественному. И когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни». Потомок шотландских королей тяготел к естественным наукам.

Одним из таких научных достижений графа стала первая карта российской территории от Москвы до Малой Азии. Он также составил астрологическую и геолого-этнографическую карты города.– Первым астрологической картой Брюса воспользовался Иосиф Сталин, – рассказывает столичный экскурсовод Ирина Сергиевская. – Сохранились документы, в которых Сталин велел, чтобы метро строили по астрологической карте, составленной графом. Поэтому на кольцевой линии всего 12 станций, как 12 знаков Зодиака. И 13-ю, «Суворовскую» никак не удается построить.

Именно Брюс утверждал, что Москву надо строить по принципу кругов – это самая надежная геометрическая фигура. Кстати, Санкт-Петербург, где нет кольцевой структуры, он не любил. Есть версия, что большевики, прокладывая дороги на месте садов и вдоль бульваров, пользовались его астрологическим завещанием. Так появились современные Садовое и Бульварное кольца.Геолого-этнографическая карта не сохранилась. Она исчезла в середине прошлого века, но ее описания есть в Академии Наук.

Брюс еще в XVIII веке утверждал, что нельзя вести плотную застройку на Дмитровке – там под землей много пустот. К нему не прислушались и дома на этой улице уже проваливались. Не стоит строить высоких домов на набережной Москвы-реки, говорил он, в районе Воробьевых гор – возможны оползни. И построенное вопреки предостережению Брюса новое здание Академии наук стали укреплять сразу же после постройки, пытаясь остановить угрозу обрушения. Но зато одно место на карте Брюс пометил как самое подходящее для учебы, и, возможно, потому на Воробьевых горах при Сталине начали строить новое здание МГУ.

Жить лучше всего в Кузьминках, утверждал Брюс, а веселиться на Пресне. Самым подходящим для развлечения и пьянства местом исследователь считал землю, на которой построен Белый дом. Откровенно гиблых мест на карте Москвы два – Перово и начало Кутузовского проспекта. Здания под землю там не проваливаются, но гаишники называют эти места бермудскими треугольниками – за сутки здесь происходит больше дорожно-транспортных происшествий, чем во всех других районах вместе взятых.

Другие московские легенды:

Голосов оврагПодземелья в КоломенскомМеншикова башняУсадьба колдуна Брюса «Глинки»Дом колдуна БрюсаСухарева башняДом ПашковаДом Стахеева

raven-yellow.livejournal.com

Дом Якова Брюса — здание в стиле классицизм

Особняк на Большой Никитской улице в XVIII веке принадлежал московскому главнокомандующему Якову Александровичу Брюсу, внучатому племяннику того самого известного шотландца, сподвижника Петра I, Якова Вилимовича Брюса, московского «колдуна и чернокнижника», как поговаривали в народе. Сам Яков Александрович являлся автором проекта перепланировки Москвы 1775 года.

В XVII столетии на месте особняка, построенного в 1770-е годы, находились двухэтажные каменные палаты, часть которых сохранилась в объёме современной постройки. Будучи владельцем усадьбы, Яков Брюс перестроил и существенно увеличил её, пристроив корпусы по переулку и прикупив соседние участки. Особняк - прекрасный образец классической архитектуры, как отмечали современники – один из самых больших и красивых домов в тогдашней Москве. После смерти Брюса владение перешло к его единственной наследнице - дочери Екатерине Мусиной-Пушкиной-Брюс.

Здание было существенно перестроено после пожара 1812 года и стало доходным домом, сдаваемым под квартиры и торговые помещения. По словам литератора Н. А. Полевого, особняк невозможно было узнать, не осталось от него следов Якова Брюса, хотя и носит его имя соседний переулок. Однако Николай Алексеевич сильно преувеличивал. Многие отмечали, как торжественны и величественны были внутренние интерьеры дома. Здесь устраивали встречи и приемы, тут же некоторое время находилось заведение «Художественный класс», предтеча известного Училища живописи, ваяния и зодчества. В январе 1836 года в этом «рассаднике искусства» чествовали художника Карла Брюллова, вернувшегося в Москву. Художники, литераторы и любители искусства устроили обед по случаю возвращения художника и окончания работы над его полотном «Последний день Помпеи».

На территории особняка находились также женские гимназии, реальное училище, меблированные комнаты Медведева. В разное время в доме квартировали именитые люди, среди которых можно вспомнить писателя В. А. Гиляровского, музыканта У. И. Авранека, археографа А. В. Викторова, художников Николая Чехова и Исаака Левитана. Рядом с главным зданием на бывшей хозяйственной территории со временем появились жилые корпусы, которые стали пристанищем для журналистов, работавших в газетах «Правда» и «Беднота». В одном из них останавливался С. А. Есенин после разрыва с Айседорой Дункан.

Считается, что в 1883 году во дворце Якова Брюса абсолютно случайно нашли подземный ход: однажды печник во время работы провалился в дыру и находился там довольно долго. Когда же его обнаружили хозяева, оказалось, что из подвала в сторону Кремля проходит галерея, однако её сразу засыпали.

В 2007-2009 годах памятник архитектуры федерального значения был отреставрирован.

um.mos.ru

Дом Якова Брюса в Москве

Современное владение № 12 по проспекту Мира (бывшая 1-я Мещанская улица) включает в себя три разновременных постройки. Ближнее к Сухаревской площади строение – отреставрированный недавно каретный сарай XVIII века, расположенный во дворе (д. 12, стр. 9) со служебным корпусом, выходящим на красную линию улицы (д. 12 стр. 3), соседний с ним главный двухэтажный дом, в основе которого сохранились палаты XVII века (д. 12, стр. 2) и, наконец, ещё один – трёхэтажный – дом последней трети XIX столетия, перестроенный из послепожарного одноэтажного хозяйственного флигеля (д. 12, стр. 1). Это владение традиционно связывают с именем генерал-фельдмаршала Якова Вилимовича Брюса (1669-1735), сподвижника Петра I, талантливого учёного, которого в Москве считали «колдуном и чернокнижником». Вместе с тем история владения хорошо прослеживается со второй половины XVII века, и места для Брюса в этой истории нет, что ни в коей мере не умаляет ценность уникального памятника.

В 1675 года купец Иван Исаев приобрёл часть современного владения № 12 у торгового человека Кузьмы Григорьева. В последующие годы он скупил и соседние участки, изрядно округлив размеры своей усадьбы. Тогда и сформировались примерные границы нынешнего домовладения, принадлежавшего Исаевым до 1777 года.

Основатель этой купеческой династии Иван Исаев, уроженец белорусского города Дубровны, был взят в плен в ходе Русско-польской война 1654-1667 годов, привезён в Москву и «похолоплен». После подписания Андрусовского перемирия был отпущен на волю, поселился в Мещанской слободе и занялся торговлей. Впоследствии разбогатев, стал членом гостиной сотни. Его сын, Илья Иванович - президент Главного магистрата и вице-президент Коммерц-коллегии.

При Исаевых, в последней трети XVII столетия и были возведены каменные палаты позже неоднократно перестроенные, но сохранившие кладку из кирпичей XVII века, подвалы из белого камня с печурами и с подставами (крючьями) от дверей. На южном и северном фасадах (со стороны двора) в настоящее время восстановлены наличники и отдельные элементы декора здания времён его постройки.

Во второй половине XIX века усадьба перешла к семье Баскаковых. Последними предреволюционными её владелицами были сёстры А. И. Звонова и О. И. Возничихина (урождённые Баскаковы).

Дом № 12 по проспекту Мира имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

Что касается Я. В. Брюса, то ему принадлежал совершенно другой участок на 1-й Мещанской улице – современной владение № 34. Никаких исторических построек там не сохранилось.

um.mos.ru

Дом Брюса в Брюсов переулке, 2/14 в Москве

Дом Брюса стоит в Москве в нынешнем Брюсов переулке, 2/14 (Большая Никитская). Кем же был этот человек, интерес к которому проявляют еще с XVIII столетия?

Дом Брюса в Москве на углу Брюсов переулке, 2/14 и Большой Никитской улицы, 14/2

Яков Александрович состоял некогда в должности главнокомандующего города Москвы, что в более позднее время соответствовало статусу генерал-губернатора или московского губернатора. Ему принадлежит план реконструкции и перепланировки города от 1775-го года. Интересно, что он приходился внучатым племянником известного в Российской империи «колдуна и чернокнижника», сподвижника Великого Петра Якова Вилимовича Брюса, прибывшего в Первопрестольную столицу с далеких берегов Шотландии. Именно последний и вызывает особый интерес, жизнь которого окутана ореолом таинственности.

Что касается главного дома городской усадьбы А. Брюса, то он представляет собой классический образец московской архитектуры и на момент постройки являлся одним из самых просторных и красивейших особняков Москвы.

Еще в XVII веке на месте дома Брюса по нынешней Большой Никитской, 14/2 стояли палаты в два этажа, возведенные из камня. Именно они стали основой современного особняка, построенного в 70-е годы восемнадцатого столетия.

В бытность Якова Александровича Брюса палаты значительно реконструировали, увеличив объем сооружения за счет строительства дополнительных корпусов вдоль переулка. В то же время территория усадьбы приросла выкупленными у соседей участками земли.

После ухода из жизни хозяина, домовладение отошло по наследству к его дочери Екатерине Яковлевне Мусиной-Пушкиной-Брюс.

Пожар, случившийся в 1812 году во время оккупации Москвы войсками Наполеона, нанес некоторый ущерб строению, которое вскоре восстановили, но перепрофилировали его из особняка уже в доходное владение. И хотя писатель и драматург Николай Алексеевич Полевой в своих воспоминаниях сетовал на то, что после реконструкции дом потерял свой былой лоск, созданный во времена Якова Брюса, его современники, напротив, восхищались внутренним убранством: роскошью и красотой.

История особняка Якова Брюса

Богата история особняка Брюса в послепожарный период, в то время, когда здесь уже числился доходный дом. В его стенах проходили значимые встречи и приемы, работал «Художественный класс», со временем переросший в знаменитое Училище живописи, ваяния и зодчества, располагающегося и поныне в доме Юшкова на Мясницкой, 21.

В бывшем доме Брюса чествовали в январе месяце 1836 года Карла Павловича Брюллова, возвратившегося в Москву после зарубежной поездки и окончившего к тому моменту работу по созданию своего знаменитого творения «Последний день Помпеи».

Помимо этого, во владениях размещались гимназии для девочек, реально-ремесленное училище, а также меблированные комнаты, принадлежащие некоему Медведеву. В разное годы здесь проживали такие известные люди, как писатель и журналист-московед Владимир Алексеевич Гиляровский, хормейстер и дирижер Ульрих Иосифович Авранек, археограф и библиограф Алексей Егорович Викторов, живописцы Николай Павлович Чехов, приходившийся родным братом знаменитому писателю Антону Павловичу Чехову, и Исаак Ильич Левитан.

После революции 1917 года в усадебных владениях, на бывшем хоздворе, появились жилые строения, большую часть комнат в которых занимали представители журналистского сообщества, писавшие для таких изданий, как «Правда» и «Беднота». В одной из комнат некоторое время проживал поэт Сергей Есенин после расставания с танцовщицей Айседорой Дункан.

Существует легенда, что из особняка Брюса шел подземный ход в сторону Кремля. Обнаружили его совсем случайно еще в 1883 году, когда один из работавших в доме печников провалился в подполье. Галерею, якобы, исследовали тогдашние хозяева, но, от греха подальше, практически сразу заглушили, засыпав ее землей. Так это или нет, информации найти не удалось.

Многие задаются вопросом, что там сейчас находится в Доме Брюса на углу Брюсова переулка и Большой Никитской улицы? Сегодня помещения занимают коммерческие структуры и предприятия: кафе, ресторан, кофейня, аптека и пр, а также «Национальный центр опеки наследия».

Последняя реставрация дома, внесенного в список «архитектурных памятников федерального значения, была проведена в период с 2007 по 2009 годы.

Дома и достопримечательности в Брюсов переулке

Пожалуйста, оставьте отзыв в комментариях о Доме Брюса в Москве на углу Брюсов переулка, 2/14с8 и Большой Никитской, 14/2. Спасибо!

progulkipomoskve.ru

Дом Якова Брюса на Большой Никитской: адрес, фото, где находится

Дом Якова Брюса - известный московский особняк на Большой Никитской, являющийся ныне достопримечательностью и архитектурным наследием столицы. Владельцем усадьбы был генерал - губернатор Москвы Яков Брюс, а досталось имение главнокомандующему от отца, Александра Романовича. Фамилия Брюс больше известна в российской истории как принадлежавшая знаменитому сподвижнику царя Петра Первого, колдуну Якову Брюсу, в честь которого и был назван внучатый племянник.

dom_yakova_bryusa_na_bolshoi_nikitskoi2

Яков Александрович известен тем, что активно внедрял идеи перепланировки Москвы. Перестройка не обошла стороной и наследственный дом. Перед реконструкцией здания, в 70-х г. г. XVIII века, Брюс выкупил близлежащие участки земли, объединив территории в одну большую усадьбу, а затем в одноэтажных палатах надстроил 2 этажа. В Брюсовом переулке был возведён дополнительный корпус, сочетавшийся по стилю с главным зданием, фронтальная часть которого выходила на Большую Никитскую улицу. Отделка домов была исполнена как в веяниях классицизма, так и в стиле барокко.

dom_yakova_bryusa_na_bolshoi_nikitskoi1

После смерти Якова Брюса дом поменял нескольких хозяев, а в 1812 году здание, как и большинство московских построек, затронул пожар. В хорошем состоянии остались только каменные части. В течение двух последующих лет дом Брюса был восстановлен, а в отделке появились мотивы модного в то время стиля ампир. Впоследствии в здании был устроен доходный дом, где сдавались в наём помещения. В основном, в доме Брюса царила творческая атмосфера. Здесь встречались художники, литераторы, архитекторы. Также на территории бывшей усадьбы располагались женская гимназия и реальное училище, в здании жили и работали такие творческие личности как Брюллов, Левитан, Гиляровский, Есенин.

Как добраться:

mos-holidays.ru

Дом Якова Брюса, московского генерал-губернатора: vladimirtan

Дом Брюса, Брюсов переулок, 2/14

Дом Брюса — здание-достопримечательность. Принадлежал московскому генерал-губернатору Якову Александровичу  Брюсу.

Каменные палаты в два этажа были построены в XVII веке. В своём очерке, посвященном дому Брюса, Е. Николаев указывает, что это были одноэтажные палаты и относит время их появления к началу XVIII века. Современный главный дом, выходящий на Большую Никитскую, имеет практически те же габариты, что старые каменные палаты.

Вероятно уже в царствование Петра I дом принадлежал Брюсам. Владельцем его в 1737 году был  Александр Романович. Брюс, племянник сподвижника Петра Якова Вилимовича. Брюса. После смерти Александра Брюса (1752) дом перешёл к его сыну, генерал-аншефу Якову Брюсу.

Яков Александрович известен тем, что в 1775 году, в бытность генерал-губернатором Москвы, предложил императрице Екатерине проект перепланировки города, на многие годы определивший облик «второй столицы». При нём в Москве построены новые каменные мосты (в том числе Всехсвятский), сооружены Водоотводный канал и Ростокинский акведук. Брюс жил на Большой Никитской улице, в д. 14/2, до 1790 служившем официальной резиденцией московских генерал-губернаторов. В 1784 Яков Александрович Брюс был назначен генерал-губернатором Петербурга.

источник

В середине 1770-х годов Я.А. Брюс решил перестроить старый дом и для этой цели приобрёл участки, прилегающие к нему: сначала часть усадьбы капитанши Салтыковой, а в 1776 году — участок по переулку, принадлежавший А. Ф. Белосельской. В 1777 году палаты уже были надстроены двумя этажами. В следующем, 1778 году, появился проект расширения усадьбы: предполагалось удлинить корпус, выходящий на Большую Никитскую, увеличить его высоту на аршин, построить в переулке ещё один корпус, примыкающий к главному, за ним устроить конюшню. Однако из проекта перестройки после 1778 года был реализован только один пункт: постройка корпуса в переулке. Фасады обеих частей дома получили отделку в обычном для 1770-х годов стиле, органично сочетавшем детали классицистские и барочные.

После смерти Якова Брюса (1791) дом перешёл к его дочери Екатерине Мусиной-Пушкиной-Брюс.

В 1812 году дом Брюса, как и все здания на Большой Никитской, горел. После пожара остался «в целости» лишь каменный флигель, не очень сильно пострадал фасад. В 1813 году дом уже отстраивался, а в следующем, 1814 году, работы по восстановлению были завершены.

Здание было существенно перестроено и стало доходным домом, сдаваемым под квартиры и торговые помещения. По словам литератора Н. А. Полевого, особняк невозможно было узнать, не осталось от него следов Якова Брюса, хотя и носит его имя соседний переулок. Однако Николай Алексеевич сильно преувеличивал. Многие отмечали, как торжественны и величественны были внутренние интерьеры дома.

Здесь устраивали встречи и приемы, тут же некоторое время находилось заведение «Художественный класс», предтеча известного Училища живописи, ваяния и зодчества.

В январе 1836 года в этом «рассаднике искусства» чествовали художника Карла Брюллова, вернувшегося в Москву. Художники, литераторы и любители искусства устроили обед по случаю возвращения художника и окончания работы над его полотном «Последний день Помпеи».

На территории усадьбы размещались женская гимназия, реальное училище. С начала 1880-х годов в зданиях в глубине двора располагались меблированные комнаты Медведева, в которых жили малоимущие студенты, у москвичей они получили название «Медвежьи номера».

В разное время на территории усадьбы Брюса жили В. А. Гиляровский, музыкант У. И. Авранек, археограф А. Е. Викторов, художники Николай Чехов и Исаак Левитан.

Архитектура

По мнению Е. Николаева, в «Архитектурном альбоме М. Ф. Казакова» с материалами по Якиманской и Сущёвской частей Москвы были подшиты неподписанные чертежи дома Брюса. Николаев отмечал «полное совпадение» специфичной планировки и отделки (частично уцелевшей) на чертежах и дома Брюса в натуре.

Судя по кирпичной кладке первого этажа главного корпуса, он был возведён в первой половине XVIII века.

План 1764 года не имеет указаний на количество этажей в доме Брюса. Время постройки второго и третьего этажей главного корпуса можно определить приблизительно — до 1777 года.

Оконные наличники первого этажа были выложены в то же время, в которое возводились второй и третий этажи. Во время восстановления дома после пожара Москвы 1812 года фасад, выходящий на улицу, получил ампирную отделку и, видимо, сразу был гладко оштукатурен, при этом заштукатурили и небольшие ниши, находившиеся на уровне третьего этажа.

В течение всего XIX века на территории усадьбы возводились и сносились различные постройки.

Здание сохранилось достаточно хорошо и являет собой «типичный образец тяжеловатого позднего ампира». В 2009 году дом был отреставрирован.

источник

vladimirtan.livejournal.com

Московские легенды. Дом колдуна Брюса

«Мы уже весело шагали по Басманной, совершенно безлюдной и тоже темной. Иногда натыкались на тумбы, занесенные мягким снегом. Еще площадь. Большой фонарь освещает над нами подобие окна с темными и непонятными фигурами. — Это Разгуляй, а это дом колдуна Брюса, — пояснил Костя. Так меня встретила в первый раз Москва в октябре 1873 года» (В. Гиляровский)

«Разгуляй» – площадь в Москве, между улицами Старой Басманной, Новой Басманной, Спартаковской и Доброслободской. «Дом колдуна Брюса» - дом на Разгуляе, знаменитый дом номер два по Спартаковской улице, в котором сейчас находится Московский государственный строительный университет (МИСИ).

С момента постройки и до 1834г. дом на Разгуляе принадлежал семейству графов Мусиных-Пушкиных, страстных собирателей старинных книг и археологических древностей. В конце XVIII столетия один из Мусиных-Пушкиных женился на внучатой племяннице Я.В. Брюса Екатерине Яковлевне Брюс. Их потомки стали называться Мусиными-Пушкиными-Брюсами. И этого было достаточно, чтобы назвать это здание «домом колдуна Брюса».

Самый загадочный элемент дома — белая продолговатая доска в виде крышки гроба на фасаде здания между окнами второго этажа с нанесенными на ней знаками. В 1930-е года специалисты общества «Старая Москва» занимались изучением доски на доме Брюса, и А.М. Васнецов установил, что это «вечный календарь».

Действовал календарь подобно солнечным часам: в полдень тень падала на деление, соответствующее определенному числу того или иного месяца. На полях доски были нанесены астрологические символы и еще какие-то полустертые знаки. Да и вся доска к этому времени была уже в плохом состоянии, и изображения почти не различались, что делало их в глазах москвичей еще более загадочными.

Тем не менее внучка графа Мусина-Пушкина, княгиня Мещерская воспоминала, что в полдень на Разгуляй приходили часовщики со всего города сверять по этим солнечным часам время. Причем часы показывали не только время суток, но также день и месяц.

Одна из московских легенд гласит, что перед самой смертью Петра Великого, Брюс по его повелению изобрёл волшебные вечные часы, которые будто бы показывали, когда начинать войны сулящие победу и славу, и где искать богатств и сокровищ. Завёл он их, а ключ выкинул в реку. И шли с тех пор часы, не останавливаясь. Уже не стало Петра Великого, ушёл из жизни и сам их изобретатель, а они всё не останавливались. Говорят, что пропали они, после того как ими заинтересовалась императрица Екатерина Великая. Дескать приказала она своим лучшим часовщикам разобрать их чтобы выяснить секрет этих вечных, волшебных часов. Часы разобрали, а вот собрать обратно не сумели.

Однако известно, что были и другие часы, которые заказал у Брюса один богатый барин с Разгуляя. Хотел он заколдованные часы, подобные тем, что у царя были и чтобы не время они показывали, а путь к славе и богатству. Брюс взялся за этот заказ, но так долго колдовал над часами, что заказчик к тому времени как они были готовы, помер, но завещал своим наследникам расплатиться с графом, когда часы будут готовы.

Однако наследники отказались заплатить Брюсу и подняли его на смех. Осерчал тогда Яков и сказал: «Пусть будут прокляты эти часы и только плохое показывают». С тех пор часы эти стали приносить одни несчастья, тем, кто смотрел на них. Часы были установлены на доме Брюса, в особой доске с нанесенными на неё астрологическими и магическими символами. Говорили, что эта доска-ребус не что иное, как карта, указывающая путь к несметным сокровищам в скрытой комнате в доме Брюса, где и находятся его сокровища, «Черная книга» и другие утерянные рукописи графа. Легенды утверждают, что там может находиться даже тело самого Брюса.

Как бы там ни было, а легенда о спрятанных где-то сокровищах графа не давала покоя многим москвичам. Приходили такие искатели приключений к этому дому и долго, словно зачарованные смотрели на проклятые часы и доску-ребус, стараясь отгадать эту загадку. Среди учащихся инженерного института и жителей Разгуляя резко возросло число психических заболеваний и даже самоубийств, и московские власти приказали знаки сколоть, а саму доску закрасить.

Много легенд связано с этим местом. Вот некоторые из них со слов москвоведа Е.З. Баранова: «За что Брюс замуровал в стену свою жену? Говорят, будто в этом доме в стене доска вделана. Сколько раз закрашивали, а ее все видно — не принимает краску. И будто в этом месте он замуровал свою жену. И до настоящего времени ходят эти часы. Приложишься ухом к стене и слышишь, как стучат: тик-тук... тик-тук... А сверху вделал в стену такую фигуристую доску, а к чему — неизвестно. И вот тут что главное: как быть войне, доска становится красной. Перед японской войной замечали, перед германской. Закрашивали ее сколько раз, она все выступает».

«А еще рассказывают, что в особые дни на стене дома вместо часов появляется черная гробовая крышка с белым крестом, и верхушка креста указывает, где зарыт клад. И бывали смельчаки, которые находили клады по брюсовскому указателю, да только колдовские сокровища никому счастья не принесли: кладоискатели вскоре умирали».

Замурованная комната была обнаружена. Один из учеников Второй гимназии вспоминал: «Однажды, не помню уж для какой игры, нам понадобилось просчитать окна двух верхних этажей левого крыла здания. Счет нужно было вести и снаружи, с Елоховской, и изнутри из классов. С одним этажом все вышло благополучно. Но с другим - 17 подытожили считавшие снаружи, 16 зафиксировали счетчики внутри. Стало ясно: замурованная комната! Увы! Когда, впоследствии эта комната была открыта, в ней оказались только сложенные стопки старых газет».

В 1788 году в коллекцию Мусина-Пушкина попал рукописный список «Слова о полку Игореве». Мусин-Пушкин перевел «Слово» на современный русский язык, и в 1800г. опубликовал тиражом в 1200 экземпляров. Впоследствии Мусин-Пушкин планировал передать рукопись на хранение государству, но в 1812 году ему пришлось спешно покинуть Москву. Уезжая, граф наиболее ценную часть своего собрания спрятал в потайную кладовую, вход в которую замуровал. Однако когда наполеоновские войска вошли в Москву, в доме на Разгуляе разместились французские солдаты. После этого-то в пожаре 1812 года сгорела вся библиотека графа А.И. Мусина-Пушкина, включая оригинал рукописи «Слова о полку Игореве».

Могилу Брюса уничтожили при реконструкции старой Москвы. В тридцатые годы на улице Радио стали разбирать кирху (на фото ниже) и обнаружили в склепе гроб с телом графа. Его опознали по фамильному перстню (по другим данным по нашивке ордена Андрея Первозванного). Останки колдуна передали в лабораторию антрополога и скульптора Герасимова. Но останки бесследно исчезли – остались лишь перстень, кафтан и камзол Брюса. Одежда сейчас – в фондах Государственного Исторического музея. А перстень чернокнижника затерялся во времени.

Но, как ни странно, сам Яков Вилимович Брюс обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума. Брюс не верил ничему сверхъестественному. И когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни». Потомок шотландских королей тяготел к естественным наукам.

Одним из таких научных достижений графа стала первая карта российской территории от Москвы до Малой Азии. Он также составил астрологическую и геолого-этнографическую карты города.

– Первым астрологической картой Брюса воспользовался Иосиф Сталин, – рассказывает столичный экскурсовод Ирина Сергиевская. – Сохранились документы, в которых Сталин велел, чтобы метро строили по астрологической карте, составленной графом. Поэтому на кольцевой линии всего 12 станций, как 12 знаков Зодиака. И 13-ю, «Суворовскую» никак не удается построить.

Именно Брюс утверждал, что Москву надо строить по принципу кругов – это самая надежная геометрическая фигура. Кстати, Санкт-Петербург, где нет кольцевой структуры, он не любил. Есть версия, что большевики, прокладывая дороги на месте садов и вдоль бульваров, пользовались его астрологическим завещанием. Так появились современные Садовое и Бульварное кольца.

Геолого-этнографическая карта не сохранилась. Она исчезла в середине прошлого века, но ее описания есть в Академии Наук.

Брюс еще в XVIII веке утверждал, что нельзя вести плотную застройку на Дмитровке – там под землей много пустот. К нему не прислушались и дома на этой улице уже проваливались. Не стоит строить высоких домов на набережной Москвы-реки, говорил он, в районе Воробьевых гор – возможны оползни. И построенное вопреки предостережению Брюса новое здание Академии наук стали укреплять сразу же после постройки, пытаясь остановить угрозу обрушения. Но зато одно место на карте Брюс пометил как самое подходящее для учебы, и, возможно, потому на Воробьевых горах при Сталине начали строить новое здание МГУ.

Жить лучше всего в Кузьминках, утверждал Брюс, а веселиться на Пресне. Самым подходящим для развлечения и пьянства местом исследователь считал землю, на которой построен Белый дом. Откровенно гиблых мест на карте Москвы два – Перово и начало Кутузовского проспекта. Здания под землю там не проваливаются, но гаишники называют эти места бермудскими треугольниками – за сутки здесь происходит больше дорожно-транспортных происшествий, чем во всех других районах вместе взятых.

Обсудить в блоге автора

Читайте также:

Магелланские пингвины и приключение на острове Магдалены!

Платные парковки. Дорого?

Мифотворчество Олега Пинчука

Почему российские товары так дорого стоят?

Шпецле и салат из пасты

wi-fi.ru