Уроки истории. Квартира на Котельнической набережной. Дом на котельнической набережной планировка квартир


Высотка на Котельнической набережной: крыша, интерьеры, квартиры

Мы долго готовили этот материал, стараясь собрать воедино все самые примечательные истории знаменитой высотки в Котельниках, долго пытались найти выходы, отдельно при разных счастливых стечениях обстоятельств умудрились попасть сначала в одну квартиру (там сохранилась комната), потом в другую (там сохранилась кухня), затем выдалась уникальная возможность подняться и на крышу высотку, до этого удалось поснимать ее с других высотных точек. И вот, наконец, представляем на ваш суд одну из самых полных публикаций про легендарную высотку.

Полюбоваться на высотку с разных ракурсов, прогуляться по ее коридорам, почитать о ее истории, взобраться на крышу и посмотреть виды —>

Высотка на Котельнической набережной – одна из восьми высоток, решение о строительстве которых было принято в 1947 году. Восьмой должна была быть высотка в Зарядье, но её не достроили, и самой близкой к кремлю оказалась именно та, что на Котельнической набережной. Центральный здания объём насчитывает 26 этажей (32 вместе с техническими этажами) и имеет высоту 176 м. В высотке (В корпусах Б и В) расположены 540 квартир, из них 336 двухкомнатных, 173 трёхкомнатных, 18 четырёхкомнатных и 13 однокомнатных. Вместе со «старым» корпусом А, который стоит вдоль реки, квартир в здании 700. Проектировал здание архитектор Д.Н. Чечулин. Уже потом, в 1960-е – 70-е годы он прославился как строитель «коробок», к примеру гостиницы «Россия», или стоящей прям напротив высотки Библиотеки иностранной литературы. В народе даже возникло выражение «отчечулить Москву».

Высотка занимает огромную территорию, для её строительства были стёрты с лица земли четыре переулка – Курносов, Свешников, Большой и Малый Подгорные. Но строилось здание в два этапа. Девятиэтажный корпус А, расположенный вдоль Москвы-реки, построен еще в 1938-40 годах, заселён в 1944. Есть интересная особенность этого корпуса, в нём все квартиры соединяются друг с другом дверями, то есть можно пройти целый насквозь через квартиры. Жилье здесь давали сотрудникам НКВД, и делались эти двери, видимо, для того, чтобы можно было беспрепятственно зайти в любую квартиру. В наше время большинство из этих дверей уже заложено, но некоторые остались. Как двери они уже не используются, заставлены шкафами и прочей мебелью, но физически существуют.

Летом:

И зимой:

Центральный высотный корпус Б и корпус В, стоящий вдоль Яузы, строились в 1947-52 годах. Стройку курировал Берия, и квартиры тоже давались в том числе ведомству Берии, то есть учёным, которые создавали атомные бомбы. При этом двум учёным дали квартиры несмотря на то, что они сидели в тот момент в тюрьме. Давали на будущее, когда они вышли бы из тюрьмы, то должны были заселиться в эти квартиры. Но, кроме учёных и представителей органов, в дом поселили и многих деятелей культуры — писателей, поэтов, актёров, режиссёров, музыкантов. Два подъезда в корпусе В заселялись уже после ареста Берии, и бронь для представителей его ведомства была снята, в подъезды были заселены москвичи попроще.

Холл центрального корпуса

Роспись потолка холла в главном здании

Барельеф над лифтами

Чтобы не запутаться, на какой точно этаж ехать

Лифты, конечно, уже новые, но перед ними сохранились таблички завода-изготовителя лифтов в 1951 г.

Лифтовый холл на этаже в центральном корпусе

Лифтовый холл в левом крыле центрального корпуса

В боковых корпусах, примыкающих к центральному и тянущихся вдоль Москвы-реки и вдоль Яузы, подъезды уже скромнее:

Здесь жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, Михаил Жаров, Роман Кармен, Александр Ширвиндт, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, певица Людмила Зыкина, поэты Александр Твардовский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, писатель Василий Аксенов, писатель Константин Паустовский, режиссер Наталья Сац, балерина Раиса Стручкова, художник Аркадий Пластов, композитор Никита Богословский. И понятно, что раз столько знаменитых людей, значит есть множество интересных историй, с ними связанных.

К примеру, известный шутник композитор Никита Богословский придумал такую загадку: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?». Люди терялись в догадках, а композитор отвечал: «Пырьев с Ладыниной!». На двоих у актрисы и режиссёра действительно было 9 государственных премий.

Когда Богословский встречал Раневскую, то кричал на весь двор: «Привет, старуха!», на что актриса сильно злилась, а поэт Александр Твардовский, наоборот, обращался к ней: «Приветствую вас, моя великая соседка», что ей, несомненно, нравилось гораздо больше. История знакомства Раневской и Твардовского тоже интересна, говорят, Твардовский однажды забыл ключи, а семья была на даче, а поэту прозаически захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке, после чего они проговорили несколько часов подряд, и Раневская при прощании сказала: «Приходите ещё, двери моего клозета всегда открыты для вас!».

Кстати, та же Фаина Раневская, говорят, не случайно оказалась в этом доме. Якобы её хотели завербовать сотрудники КГБ, чтобы докладывала о своих соседях и коллегах, но она ответила им: «Не могу! Говорю во сне громко, а живу в коммуналке, боюсь, проболтаюсь соседям». И актрисе дали квартиру в высотке, на втором этаже, над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. О своём месте жительства она говорила: «Живу над хлебом и зрелищами». А чтобы сотрудники КГБ от неё отстали, пришлось целую неделю использовать свои актёрские способности и «говорить во сне». Разговаривала она громко, окна были открыты, и соседи уже начали жаловаться управдому, что спать невозможно. Пришлось чекистам оставить Раневскую в покое.

Ещё одна история – ограбление дрессировщицы Ирины Бугримовой 30 декабря 1981 года. Говорят, что грабители представились консьержке сотрудниками Госцирка, и сказали, что им велено было оставить ёлку и подарки у двери дрессировщицы. Племянница дрессировщицы пишет: «Под Новый год к Бугримовой пришли два мальчика, сказали консьержке, что хотят поздравить Ирину Николаевну с праздником. В руках — тортик, елка… Не заподозришь воров. Они взломали дверь и вынесли все, что могли: японскую технику, столовое золото, кожаное пальто… Даже залезли в холодильник, съели запеченного индюка и вино выпили. Это громкое дело взяло под контроль большое начальство с Петровки, 38. Поэтому мальчишек быстро нашли. Во время очной ставки с Бугримовой они попросили прощения: «Простите нас и дядю Колю». Дядя Коля был шофером Бугримовой. Жена знаменитого дрессировщика Бориса Эдера, который тоже жил с Бугримовой в одном доме, после смерти мужа завела себе друга. Простого мужичка, водителя междугородных рейсов — того самого дядю Колю. Потом он вместе с Тамарой Эдер поселился у тети на даче во флигеле. И так нагло себя вел, что в поселке Старых Большевиков начали возмущаться. Дяде Коле пришлось съехать, но зло затаил. После той истории и произошла кража.»В народе, конечно, ходили слухи, что заказчиком ограбления была дочь генсека, Галина Брежнева, но, как видите, дело обстояло иначе.

Кстати, и сам архитектор этого здания, Дмитрий Чечулин, тоже жил здесь. После его смерти в 1981 году остался его гараж. На этот гараж претендовал Евтушенко, но отдали его Ширвиндту. Дело в том, что Евтушенко совершенно невовремя опубликовал в газете своё стихотворение «Тараканы в высотном доме».

Вот его фрагмент:

«Тараканы в высотном доме —бог не спас,Моссовет не спас.Все в трагической панике —кроме тараканов,штурмующих нас.Адмиралы и балерины,физик-атомщик и поэтзабиваются под перины,тараканоубежища нет.

На столе у меня ода —тяжкий труд,а из мусоропроводагости прут.Только Зыкина запела,с потолковподпевать пошла капеллапрусаков.Композитор Богословскийвзял аккорд,а на клавиш вспрыгнул скользкийрыжий черт …»

И после такого стихотворения домоуправление обиделось на поэта и не дало гараж, а достался он актёру Ширвиндту, несмотря на уверения Евтушенко, что, мол, тараканы у него выписаны в фигуральном смысле. Тараканов же действительно было очень много. И не случайно, ведь дом построен на месте мучных складов, которые много веков тут стояли. Земля вся пропиталась мукой, к ХХ веку окаменела, являясь пищей и жилищем для множества тараканов. И вот построили высотку – лакомый кусочек для них, и они не могли туда не переселиться. Травили тараканов долго, и ядом, и мусоропроводы заваривали. Старожилы говорят, что в 1980-х годах произошёл массовый побег тараканов – миллионы их ползли по стене дома, потом по земле, и прям на проезжую часть набережной. Куда потом делись, неизвестно.

В комплекс здания входили и магазины, и парикмахерская, и почтовое отделение, и конечно же, кинотеатр. Сначала он назывался «Знамя». А в 1966 году его перепрофилировали под показ фильмов Госфильмфонда, крупнейшего в стране архива кинолент, и переименовали в «Иллюзион». Причем название выбирали из нескольких вариантов: «Волшебный фонарь», «В мире кинолент», «Фототека», но выбрали самое удачное. Все фильмы были лицензионными, многие иностранные, доставшиеся после войны, и в прокат их было пускать нельзя, лицензию никому платить не хотелось. И всё это проходило, как закрытый показ, но для всех желающих. Крутили фильмы даже на английском языке, которые приходили смотреть англичане и американцы. Кинотеатр действует и сейчас, в 2004 году обновили оборудование, и основной упор в репертуаре сделан на классику мирового кино.

Известно, что строили высотку заключённые. И, по преданию, один из заключённых решил сбежать, и изготовил себе фанерные крылья. Дождавшись удачной минуты, взял, и спрыгнул с недостроенного здания, с мыслью: «либо смерть, либо свобода». Приземлился успешно, тем не менее его поймали, и срок добавили.Говорили также, что заключённые не только строили, но и позировали для скульпторов, лепивших барельефы. Как-то однажды заключённый позировал для скульптуры флагоносца. Пришлось очень долго стоять с вытянутыми руками и тяжёлым знаменем. В конце концов заключённый не выдержал и от усталости упал в обморок. Отдали приказ: «Диверсия! Расстрелять!», но за несчастного заключённого вступились, объяснили, что он упал в голодный обморок. Расстрел отменили, но все-равно наказали, три дня держали человека без пайка.

01Располагавшийся на месте высотки и прилегающей территории Свешников переулок.

02Место, где будет построена высотка. 1933-34 годы.

03Строительство первого корпуса А, вдоль Москвы реки. 1938-40 годы.

04Корпус А построен. 1940 год. До начала строительство основной части высотки остаётся еще 8 лет.

05

Строительство центральной части высотки. 1949 год.

061949 год, чуть позже.

07Строительство высотки, вид с обратной стороны. 1949 год. Видны еще недоломанные дома Курносова и Малого Подгорного переулков. Возможно использовались в качестве жилья для строителей-заключённых.

08Вид из-за реки, 1950 год.

091951 год.

10Монтаж звезды, 1951 или 1952 год.

11Кинотеатр «Иллюзион» в год открытия, 1966. До этого он назывался «Знамя».

12Фойе кинотеатра «Иллюзион», 1970-е годы.

13

Кинотеатр «Иллюзион», 1984 год.

14Вид со здания высотки, 1970-е годы.

И этот же вид сейчас:

Обширный двор высотки со Швивой горкой, ныне совершенно скрытой за громадиной здания

Вид на Ивановскую горку и Хитровскую площадь

Виден Иоанно-Предтеченский монастырь и Лютеранская кирха Свв. Петра и Павла (см. нашу отдельную публикацию и репортаж со службы)

Кремль на закате

Лубянка

Что самое обидное, все эти виды открываются не с опасной крыши, а с хорошей смотровой площадки на доме, которую бы было неплохо открыть для общего посещения, но никак:

Звезды на башнях трехмерные

Здесь некогда стояла гостиница «Россия», а пока, возможно, самый большой и самый дорогой в мире пустырь в центре города.

Обещают, что здесь будет парк, но пока еще ничего не сдвинулось с мертвой точки

В центральной высотке под шпилем есть и еще одна закрытая даже для жителей смотровая площадка

Но спустимся снова в центральный холл, где сидит специально выведенный и особо суровый тип консьержки, строго отсеивающий часто даже гостей, не говоря уже о любопытных туристах

Пройдем в левое крыло центрального корпуса

Здесь для жителей дома были созданы все условия и даже детей в кружок и сегодня можно водить в домашних тапочках

Для разнообразия поднимемся по лестнице с элементами былого величия…

… и сегодняшнего не очень хорошего состояния

Холл с квартирами

Судя по всему, пол из плитки более поздний и такая площадка скорее исключение, потому что большая часть площадок в высотке паркетные, как на соседнем этаже:

Большинство дверей, что приятно, старые, из массивного дерева с прорезью для писем и газет. По уверениям, местных жителей местный почтальон до сих пор все также разносит почту в каждую квартиру.

Заглянем в одну из сохранившихся квартир

Паркет сохранился еще с самого начала, деревянные двери тоже ни разу не менялись.

И мебель сохранилась изначальная. Прежние жильцы-старожилы много работали по теме востока, отсюда соответствующие вещи на полках и литература

Люди жили образованные, и за книжным «фасадом» вторым во втором ряду книг можно найти, например, стихи Высоцкого в «самиздате»

И даже окна работают по-прежнему: для проветривания предусмотрен рычаг, открывающий фрамугу под высоким потолком

Во многих частях квартиры сохраняются старые розетки, что в наше время не всегда удобно

Сталинские светильники при входе

Рядом с санузлом имеется небольшая дверь — второй выход из квартиры на черную лестницу, как в лучших дореволюционных доходных домах

Черная лестница между квартир.

Переместимся в другую квартиру, где по счастливому стечению обстоятельств ситуация совершенно противоположная: комнаты, наоборот, утратили свой колорит, а вот кухня сохранилась с прежних времен

Но для начала взглянем по пути на межкомнатные двери

Изначально все кухни в доме, в том числе и в очень привилегированных квартирах были облицованы кафелем, что типично для послевоенных кухонь, сравните с кухней в московском доме Сергея Павловича Королева.

Здесь также есть выход на черную лестницу

Рядом с раковиной сохранился мусоропровод, которым уже не пользуются, а в новых квартирах по возможности заделывают,  на стенках за годы скопилось много мусора, вонь от которого проходит в квартиру.

А тем временем на город спустилась ночь:

В доме зажглись окна

Как видите, в доме колоссальное количество пустых пространств, за счет которых в 1990-х новые жильцы стали ввысь и вширь увеличивать свои квартиры.

Зажглась подсветка и под шпилем высотки

С прекрасным видом на город

На площадке под шпилем установлены статуи комсомольца и комсомолки

Комсомолец и комсомолка с напряженными выражениями лиц держат табличку с серпом и молотом.

При этом у комсомолки напряжено не только лицо, но и другие части тела, которые при ближайшем рассмотрении буквально прорывают платье.

Спасибо за фото ivanscar

На этой поразительной и фривольной детали советской архитектуры мы и завершаем публикацию, спускаемся вниз и выходим через шикарный подъезд:

Спасибо за внимание!

Отдельно благодарим создателей одного из самых московских инстаграмов mos_photo за помощь в организации съемок. Подписывайтесь, они одни из немногих, кто показывает Москву красиво и без политики.

 

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Вторник, октября 1, 2013 в 10:36 в теме: ГОРОД, Советская архитектура, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

moscowwalks.ru

Интерьер трехкомнатной квартиры на Котельнической набережной – ok-interiordesign.ru

Данная трехкомнатная квартира расположена на Котельнической набережной в Высотке корпуса «А», построенном в конце 30-40-х гг. XX века известным архитектором Дмитрием Чечулиным для сотрудников КГБ.

На фото: Сталинская высотка на Котельническкой набережной

По планировке квартира напоминала коммунальную с длинным коридором и комнатами на одну сторону. Такое планировочное решение скрадывало потрясающий вид из окон на исторический центр города, проплывающие по Москве-реке корабли и явно требовало пересмотра. В то же время, отсутствие несущих стен, являясь неоспоримым преимуществом квартиры, давало проектировщикам свободу выбора из нескольких вариантов перепланировки с учетом требований СНИП. После демонтажа несущих перегородок обнаружилось три ригеля, которые нужно было спрятать, либо как-то обыграть…

Идеи переустройства

Желанием заказчика было создать в квартире ощущение дома с семейной историей, решенного в стиле современной классики. Перед дизайнером стояла нелегкая задача — реализовать эту идею на практике, введя при этом в интерьер нотки сталинского ампира, гармонирующие с архитектурным решением дома.

Дизайнер решила придать квартире объём при помощи анфиладности помещений — приема, характерного для эпохи сталинского классицизма. Такой подход, подразумевающий объедение двух центральных комнат, использование высоких распашных дверей и больших белых окон, позволил бы полностью раскрыть красоту вида на город. В результате, высота дверей была увеличена с 2,1 до 2,6 м (под ригелем), а окна с учетом карниза с гардиной вытянулись от пола до потолка. По внешним краям квартиры были размещены зеркала, позволяющие просматривать панорамный вид на набережную, открывающийся из четырех окон, из многих точек квартиры.

На фото: Пространство кухни-гостиной с элементами стиля сталинской эпохи визуально расширено при помощи зеркала

Отделка и декорирование интерьера квартиры

В качестве отделки помещений квартиры дизайнерами были использованы: простая широкая лепнина с небольшими декоративными элементами, светлый паркет-ёлочка и высокие классические белые двери со стеклянными вставками. Лепнина позволила визуально увеличить высоту потолков, сделать их сложными и, в то же время, геометрически упорядоченными.

Новый интерьер отличается продуманностью и совершенной симметрией, которая позволяет создать особенно гармоничную обстановку. Натуральные материалы, высокие дубовые двери, деревянные полы, изящная люстра, шторы с подхватом, книжные полки, связанные в восприятии человека с семейной историей, создают в квартире атмосферу тепла, уюта и комфорта.

Кухня-гостиная

За счет «расформирования» коридора и присоединения его к функциональным помещениям удалось увеличить площадь гостиной и установить в нише дополнительные шкафы.

В новой гостиной площадью 35 кв.м. образовалось студийное пространство, объединяющее кухонную, и обеденную зоны, рабочее место и удобный диван для чтения перед домашней библиотекой.

На фото: Небольшая, но функциональная кухня компактно вписана в стеновую нишу в гостиной

Вдоль окон расположился единый широкий деревянный подоконник, служащий дополнительной поверхностью для аксессуаров и предметов интерьера. Радиаторы были закрыты декоративными экранами.

На фото: Зона для чтения в гостиной меблирована антикварным креслом и кофейным столиком

Интерьер спальни

В связи с появлением на свет в семье второго ребенка, одной из целей перепланировки было создание дополнительной маленькой комнаты для новорожденного. Для этого спальня была разделена стеклянной перегородкой на 2 помещения с отдельным входом. «Темная» часть была отведена собственно под спальню, а место у балкона подготовлено для ребенка.

На фото: Кроватка и столик в детской

Будуар для юной особы

В помещение бывшей кухни теперь располагается небольшой, но довольно уютный будуар для юной дочери хозяйки. Главным пожеланием девушки была большая кровать размером 1400 x 2000 мм, которая заняла бы основную часть комнаты, а ведь нужно было оставить место и для других не менее важных деталей…

Несмотря на оправданные опасения, функциональные возможности комнаты после переустройства превзошли все ожидания! В ней легко поместилась желаемая большая кровать, а широкий подоконник взял на себя роль письменного стола и места, где можно посидеть вечерами в раздумьях за чтением книг. Нейтральная окраска стен послужила хорошим фоном для картин, а освежающие оттенки зеленого привнесли в комнату дополнительный воздух. Для визуального увеличения пространства был применен традиционный прием — зеркало, расположенное напротив входной двери.

Ванная комната

Один из кусочков коридора после перепланировки «отошел» помещению ванной. Изначально в квартире имелся раздельный санузел, состоящий из туалета и ванной комнаты. Это было не совсем удобно заказчику, так как перегородка съедала часть пространства и не позволяла разместить стиральную машину.

Решением дизайнера было увеличение размеров ванной за счет коридора и объединение санузла. Это позволило дополнительно установить в просторной комнате стиральную машину, раковину с большой столешницей и шкафчик для хранения белья. Для большего комфорта всех членов семьи на ванну были установлены как дверцы, так и шторы. Первый прием позволил использовать ее в качестве душевой кабины, а второй — разграничить функциональные зоны помещения.

Белый цвет стен и предметов интерьера, а также большое зеркало помогли визуально расширить пространство ванной, сделав его чистым и воздушным. Бирюзовый занавес и шторка хорошо оттенили свежую белизну, а бронзовое обрамление зеркала, картина и декор придали интерьеру оттенок неоклассики. Плитка на стенах уложена в высоту до 2,10 м, смонтирована обычная люстра, создающая в ванной ощущение жилой комнаты.

Цветовая палитра интерьера

Стоить обратить отдельное внимание на цветовое решение квартиры. В мебели, отделке пола, стен и потолка предпочтение дизайнера отдано нейтральным цветам. В то же время, для тканевого оформления помещения использованы природные оттенки зеленой листвы и древесной коры с примесями кофейно-фисташковых мотивов. Это позволило создать в квартире одновременно интимное и щедрое на цвет пространство. Достоинством такого декораторского решения является легкость перевоплощения интерьера. Стоит лишь сменить шторы, покрывала, подушки и скатерти и он заиграет по-новому.

Все эти детали в сумме делают стиль данного интерьера изящным, уютным и тонким.

www.ok-interiordesign.ru

Высотка на Котельнической набережной - Прогулка романтика

Вчера мне посчастливилось попасть именно в ту высотку, о которой больше всего написано и где в свое время давались квартиры партработникам и прочим звездам сцены и экрана. Высотка на Котельнической набережной полностью жилая и мне очень захотелось в нее попасть.

Пару слов о том, почему наши родные высотки мне гораздо интереснее, чем небоскребы Нью Йорка. Все знают, что к хорошему быстро привыкаешь, так и с небоскребами. В Нью Йорке их слишком много и на них перестаешь обращать внимание, рассмотреть их тем более не получается, потому что налеплены они слишком плотно друг к другу. Большое, как известно, видится на расстоянии и Московские высотки выгодно отличаются от своих американских собратьев. Они парят над низенькой застройкой центра города и их видно практически из любой точки.

Так и в этот раз, намереваясь попасть на Кропоткинскую, я увидел шпиль и сменил свое направление

Если посмотреть сверху, то вся высотка представляешь собой равносторонний треугольник без одной стороны.

Въехать во двор можно через 2 арки с огромным барельефом над ними

Посередине расположен подземно-надземный гараж, а поверх него детская площадка

Ожидаешь увидеть парад тщеславия, но все гораздо прозаичнее и среди жителей дома встречаются простые люди

А теперь о самом главном - попасть мне удалось аж в 2 подъезда! Первым оказался подъезд в левом крыле дома, если смотреть из двора. В подвале велись сварочные работы и дверь оказалась незапертой

Ступеньки обвивают лифтовую шахту

Типичное решение для советских домов с лифтом

На каждом этаже встречается вот такая табличка, которая чем-то напоминает монеты советского периода

Квартир на каждом этаже всего 2 и расположены они очень тесно

Глядя на такой дом, хочет узнать как же живут его обитатели, как обставлены квартиры. Живут они, как оказалось, имея богатый внутренний

Строители дома "позаботились" о будущих жильцах и провели мусоропровод на кухню каждой квартиры, но люди насильно отказывались от благ цивилизации и замуровывали люки, что в конечном итоге создавало огромные проблемы для ЖЭУ и мусорокамеры рядом с каждым подъездом решено было опечатать и не использовать вообще.

Самая интересная часть здания - центральная, она же самая высокая, насчитывающая 32 этажа + шпиль. Жилая зона проходит до 24 этажа, оставшиеся этажи отданы различным телекомовским службам и тд. Хорошая статья попалась от Раскалова Виталия известного московского руфера оттуда можно посмотреть с высоты шпиля.

Я же поднялся до последнего жилого этажа и поснимал из раскрытого окна. Но обо всем по порядку. Сначала парадная и главный подъезд, которому могут позавидовать лучшие отели мира

Вид на парадную со стороны лифтов

За колонной справа сидит консьерж, поэтому снимать их я не стал дабы не привлекать лишнего внимания

Лифтов в здании великое множество, сразу напротив центрального входа 2 лифта

Я поднялся наверх по второстепенному лифту, который находится в глубине коридора справа от 2 основных. Фото со стороны лифта

Квартиры на площадке в глубине основного здания расположены немного иначе. На полу паркетный настил и изящные плафоны под потолком

Очень радует оформление некоторых лестничных площадок :-)

Ну а теперь виды из окна

Левое крыло здания

Башенка на крыше правого крыла здания. Говорят, что в них квартиры двухуровневые

А вот и вид на внутренний дворик

На первом этаже расположились магазины и телеграф, а также салон красоты

Обратно пришлось выходить через парадных вход, т.к. запасной ход был уже закрыт на железную скобу. Мило улыбнувшись и поздоровавшись с консьержками, я отбыл восвояси :-)

Стало интересно, что пишут о жилье в доме сейчас:

Звездное время здания миновало, и теперь квартиры в доме на Котельнической оцениваются в лучшем случае как бизнес-класс, элитный сегмент занят более престижными вариантами. Здание ветшает, «сталинский кафель» давно обвалился. Лишь сохранившиеся хрустальные люстры сияют по-прежнему, разбрасывая радужные, бриллиантовые брызги света. Но вечные проблемы с лифтами, мусоропроводами, стоянками и прочим техническим обслуживанием снижают стоимость квартир в здании на Котельнической. К сожалению, сейчас высотка утратила прежнюю значимость, сохраняя лишь привлекательность исторического плана («Хочу жить там, где жила Уланова!»).

Увы, новые жильцы, покупающие квартиры в высотке, резко отличаются от тех, которые жили в доме прежде. Не так давно была настоящая война между старожилами и «новоселами» из-за частного лифта (в результате установки частного лифта в многоуровневой квартире в одной из квартир дома начал разрушаться потолок и пошли трещины по стенам). Удивительно, что здание на Котельнической кряхтит, но пока держится.

А ведь были времена...

samarskyrider.livejournal.com

Высотка на Котельнической набережной - У Господа нет на Земле других рук, кроме наших

"А когда отступит страх, на секунду, миг короткий,Я как взмою на крылах над бульваром и высоткой,И, над Яузой летя, звонко свистнув что есть мочи,Пронесусь дугой шутя в чёрной ночи между прочим." (Г.Сукачев)

Жилой дом на Котельнической набережной в Москве — одно из «высотных зданий», построено в устье Яузы в 1938—1952. Авторы проекта — Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, инженер Л. М. Гохман. Курировал строительство, в том числе, настоял на выборе площадки для строительства дома Лаврентий Берия.

Этот текст надо читать обязательно. Даже москвоведы-профессионалы найдут в нём много для себя нового. Тема создавалась именно ради текста, а фотографии являются приложением к нему.

Высота здания 176 метров. Это третья по высоте сталинская высотка (после МГУ и гостиницы "Украина"). Строили её, разумеется, пленные, которые проживали недалеко, в "Лагпункте" (концлагерь на Таганке). Списки жильцов утверждал сам И.В.Сталин. Поэтому часть квартир были заселены всевозможными работниками КГБ, партийными и военными деятелями, другую часть получили известные учёные, артисты, писатели.

"В нашем доме будут жить наши люди". (И.В.Сталин о высотке на Котельнической).

Точное количество квартир в этом доме всегда было тайной. Сперва из-за засекреченных агентов, которые жили в квартирах без номеров, потом из-за "новых русских", которые массово скупали и объединяли-разъединяли квартиры между собой. Можно сказать, что в доме где-то 700-800 квартир.

Главным архитектором высотки был Дмитрий Николаевич Чечулин. Этот человек вообще являлся генералом среди архитекторов советского периода, работать он начал при Сталине, а закончил при Брежневе. Кроме дома на Котельнической он построил, например, гостиницу «Россия», дом Советов РСФСР (Белый дом), бассейн «Москва», жилые дома на Кутузовском и Ленинском проспектах. Его образ мы можем видеть в знаменитом фильме "Верные друзья".

Высотное здание строилось в два этапа. До войны существовал так называемый "корпус А", который тянется вдоль реки. А уже после войны архитектор "вписал" само высотное здание, прилегающее к корпусу в том месте, где в Москву-реку впадает Яуза.

Чечулин был необычный для своего времени человек. Он не боялся проверять приказы самого Сталина на целесообразность. Сталинских высоток на самом деле планировалось построить не семь, а восемь. Последняя, самая высокая, должна была встать возле самого Кремля. Но Чечулин прекрасно понимал, как это изуродует и оттенит центр Москвы, и тянул, мешкал со строительством, забраковывал все предложения. И дотянул до того, что вместо высотки была построена гостиница «Россия».

Он поплатился за это, слава Богу, не сроком, а всего лишь тем, что получил квартиру в своём собственном детище не на высоком этаже, как он мечтал, чтобы видеть оттуда весь город, а в самом низу.

Высотка на Котельнической - это словно город в городе. В этом доме есть всё: магазины всех видов, библиотека, школа, детский сад. Есть и свой кинотеатр. Москвичи его прекрасно знают.

Сейчас это единственный в Москве кинотеатр-музей. А в старое время мы ломились сюда на премьеры новых фильмов с Бельмондо или Делоном, а раньше кто-то так же ломился сюда на Жана Габена или фильмы Акиры Куросавы.

«Иллюзион» работает до сих пор. Здесь ничего не изменилось. То же уютное кафе, так же под немые фильмы играет живой пианист, те же редкие премьеры. Плюс, кинотеатр этот считается чем-то вроде клуба знакомств для интеллигентных одиноких людей. Мы взяли на пробу два свежевыжатых сока, пирожное и 50 грамм "Арарата".

В квартирах некоторых знаменитых жильцов дома даже устроили музей. Например, сейчас тут работает дом-музей Галины Улановой.

В этом доме жил композитор Никита Владимирович Богословский («Тёмная ночь», «Шаланды, полные кефали», «Любимый город», «Лизавета»). Он был большой шутник. Его любимым занятием было доводить своих соседей, коллег-композиторов до инфаркта.

Однажды композитор Анатолий Григорьевич Новиков («Смуглянка», «Эх, дороги…») поздним вечером захотел полюбоваться Москвой. Но подойдя к окну он вдруг заметил с той стороны Никиту Богословского, бледного как смерть, в одежде из простыни, зловеще завывающего. Этаж был не высокий, но и не низкий. Новиков в ужасе отпрянул от окна, а там продолжало завывать: "Оу-у-у! Вау-у-у!" Набравшись мужества, Новиков подошёл к окну и увидел, что Богословский стоит в подъёмной корзине машины для работ на большой высоте. Он за десятку договорился с шофёром повалять дурака.

В другой раз наш шутник позвонил композитору Дмитрию Шостаковичу, и изменённым голосом объявил, что звонят ему из разведки, и агентура доносит, что ночью в его квартире произойдёт ограбление. Грабители предположительно будут переодеты врачами. Шостакович, конечно, позвонил в милицию, и та устроила засаду. Глубокой ночью в Скорую помощь раздался звонок, и плачущий голос сказал, что великому композитору Шостаковичу плохо. Ну, ясное дело, врачи приехали по вызову, где их и свинтили менты.Утром раскаявшийся Богословский сам явился с повинной, и заплатил штрафы за ложный вызов и мелкое хулиганство. А могли бы и посадить.

В высотке жило столько знаменитых людей, что мемориальных досок на всех не напасёшься. Я не знаю, по какому принципу одним доски вешали, а другим - нет. Например, есть доска Константина Паустовского.

А вот доски моей любимой Фаины Георгиевны Раневской, с именем которой у большинства москвичей этот дом и ассоциируется, мы не обнаружили. Раневская получила здесь двухкомнатную квартиру, кажется, на втором этаже в левом крыле здания. Она говорила, что живёт "над хлебом и зрелищами" (булочной и кинотеатром).

Её соседом по лестничной клетке был писатель и поэт Александдр Трифонович Твардовский, который называл её "моя великая соседка". Однажды Твардовский потерял ключи от квартиры, не мог войти и очень хотел в туалет. Он попросил Раневскую воспользоваться её туалетом. Та, конечно, впустила, но потом при встрече с ним кричала на весь двор: "Александдр Трифонович, мой клозет всегда в вашем распоряжении!"

Другим её соседом был композитор Вано Ильич Мурадели. Ему она говорила: "Вы лажовщик, мой друг, ни в одну ноту не попадаете, му вместо ми, ра вместо ре, де вместо до и ли вместо ля".

"Я б вас послала, да вижу - вы оттуда" (Ф.Г.Раневская).

Приглашая в гости соседей, она говорила:- Если звонок не работает, стучите ногами.- Почему ногами, Фаина Георгиевна?- Ну не с пустыми же руками вы ко мне придёте!

Перед смертью у неё поселилась сестра, Белла Фельдман, которая была поражена тем, что Раневская совсем не богата. Последние годы жизни актриса жила не в этом доме, а в Южинском переулке. По её популярности она, конечно, должна была быть похоронена на Новодевичьем кладбище, но она скромно попросила похоронить её с сестрой на Донском кладбище. Она была удивительным человеком.

Из внутреннего дворика можно по довольно крутой лестнице подняться на Швивую горку, к храму Никиты Мученика и музею Русской иконы.

В этом доме живёт Александр Ширвиндт. Он написал книгу "Ширвиндт, стёртый с лица земли" (так назывался город в Пруссии), в которой он несколько раз упоминает высотку на набережной. Ширвиндт предлагает ввести для наших чиновников три новых ордена - "за частичную, временную и окончательную потерю чести и достоинства".

Он отмечает, что старые жильцы, которые давно на пенсии, не могут платить за огромные квартиры в знаменитом доме и вынуждены их продавать всяким крутышам.

Однажды его старая соседка, вдова генерала, встретив Ширвиндта, пожаловалась, что ей приходится продавать квартиру, но главная проблема в том, что она не может найти евреев для ремонта. При чём тут евреи? - удивился Ширвиндт. Ну как же, ведь я должна сделать тут евро-ремонт, - ответила старушка.

Высотка уникальна и асимметрична. Вот, например, с одного боку прилепился огромный балкон, на нём можно играть в футбол.

А во многих квартирах теперь живут наследники великих, которым просто повезло родиться в надлежащей семье. Трёшку в этом доме можно разменять на несколько других очень приличных квартир, одну из них сдавать и никогда больше не работать.

Любопытна история, как в доме получила квартиру знаменитая актриса Лидия Николаевна Смирнова. Они с мужем, оператором Владимиром Раппопортом жили в коммуналке и мечтали из неё переехать.

Владимир Раппопорт тоже был знаменитостью, он снимал такие фильмы, как "Тихий Дон" или "Молодая гвардия", но сколько он не ходил по инстанциям, ничего не получалось. Он просто не умел просить, и мямлил, как мол, хорошо им жить и так.

И Лидия Николаевна решается на отчаянный шаг - она пишет прошение самому Берии, что в то время являлось строжайшим нарушением субординации, и за такие шутки могло быть очень плохо.

Но Смирнова оказалась в числе любимых актрис Берии, и он моментально наложил резолюцию: "Выдать им квартиру!"

Не успели они собрать вещи, как Берию арестовали. На все его решения было наложено вето, и Смирнова пришла в полное отчаяние. И вдруг звонок оттуда: "Почему вы до сих пор не переехали?!" Одно из немногих решений Берии не отменили, потому что новое начальство тоже оказалось поклонником Лидии Николаевны.

И когда она приехала смотреть новую квартиру, у неё случился от счастья обморок, бедняжка ездила в таком состоянии на лифте вверх-вниз, пока её не обнаружили соседи.Уже совсем старая, перед смертью, Смирнова говорила, что сейчас её спасает только вид из окна высотки на любимую Москву.

В этом же доме проживала знаменитая Ирина Николаевна Бугримова — советская артистка цирка, дрессировщица львов, первая в СССР женщина-дрессировщик. Мужем её был известный мотогонщик Александр Буслаев.

Правда, развелись они довольно быстро. Бугримова потом говорила, что у женщины-укротительницы редко складывается личная жизнь, потому что укрощать мужа намного проще, чем льва или тигра.

Она первая стала выступать с группой львов самцов. Это очень опасно. Дело в том, что львы живут прайдами, в одном прайде не бывает двух матёрых самцов, а если такие находятся вместе, то их агрессивность возрастает на порядок.

У Бугримовой в группе было около 80 львов. Успех был бешеный, но рвали львы Ирину Николаевну неоднократно, и несколько раз она заканчивала номер на арене вся в крови.

В 1976 г. во время гастролей во Львове львы неожиданно в очередной раз взбунтовались и напали на Бугримову прямо на арене. Помощники отбили её от хищников, но после этого происшествия дрессировщица решила прекратить выступления.

Вожаком этого неформального мужского львиного прайда был огромный лев по имени Цезарь. Все остальные львы его боялись. Он выступал 23 года, что для льва невероятно долго. Но вот он одряхлел, выступать уже не мог, и его было решено списать в зоопарк. Но Бугримова встала за него грудью, мол, не за что его за решётку, взяла его к себе и всюду таскала за собой огромного льва. Так что он отчасти тоже являлся жильцом знаменитого дома на Котельнической.

Когда Бугримова выступала на арене с другими львами, Цезарь сидел за кулисами в клетке, и очень переживал, что номер проходит без него. Он катался по клетке и скулил, а когда раздавались трубы, он грудью кидался на прутья, чтобы занять своё почётное место на арене среди других. Однажды после номера его нашли на полу мёртвым. Лев умер от огорчения, что больше не может выступать.

Под конец мы зашли в гастроном в высотке, чтобы купить попить что-нибудь холодненькое.

Я был очень удивлён. Этот гастроном напоминает бывший Смоленский или в высотке на Красной Пресне, но в отличии от них он остался таким же, как был много лет назад. Народу никого, цены очень низкие, продавщицы безупречные.

Я сфотографировал вот эти пирожные. Много лет назад я вот также любовался пирожными в знаменитых гастрономах, но тогда они мне были не по карману.

Много интересных историй хранит этот дом, высотное жилое здание на Котельнической набережной. Всего один дом в городе, а писать про него и писать. Самое первое фото с вертолёта, разумеется, не моё.

Вот очень и очень сокращённый список известных жильцов (и тех, и этих):- Аксёнов, Василий Павлович- Богословский, Никита Владимирович- Бугримова, Ирина Николавна- Вознесенский, Андрей Андреевич- Евтушенко, Евгений Александрович- Жаров, Михаил Иванович- Зыкина, Людмила Георгиевна- Литвинова, Рената Муратовна- Лучко, Клара Степановна- Любимов, Юрий Петрович- Милютин, Юрий Сергеевич- Мокроусов, Борис Андреевич- Нагиев, Дмитрий Владимирович- Огнивцев, Александр Павлович- Паустовский, Константин Георгиевич- Раневская, Фаина Георгиевна- Смирнова, Лидия Николаевна- Токарев, Вилен Иванович- Уланова, Галина Сергеевна- Чечулин, Дмитрий Николаевич- Ширвиндт, Александр Анатольевич- Шифрин, Ефим Залманович

raven-yellow.livejournal.com

Жилой дом на Котельнической набережной

Композиция в целом создает живописный, нарастающий к центру силуэт, с богатым сочетанием разнообразных объемов, подчиненных взлету центральной башни. Подчиненность всей композиции центральному объему подчеркивается и планировочным решением фронтальной части, создающим ощущение направленности к центру. В центральной части первого этажа расположен главный вестибюль, при котором предусмотрены помещения для хранения детских колясок и велосипедов, бюро заказов и бюро бытового обслуживания проживающих в доме. Четыре подъемника и три лестницы разрешают проблему вертикального транспорта. Трехлучевая система плана высотной части здания, обеспечивая свободный доступ света и воздуха во все квартиры, создает более короткие пути от вертикальных коммуникаций до входов в квартиры. При этой системе создается естественный центр на пересечении трех осей в виде центрального холла, обслуживающего 5 квартир и являющегося основным узлом планировочного решения типового этажа; та же планировка сохраняется и в завершающем башенном объеме. Планировка «лучей» за пределами центрального узла решается самостоятельно с собственным транспортным узлом в виде двух подъемников и лестницы, обслуживающих 4 квартиры в каждом этаже. Таким образом, в типовом этаже размещается 17 квартир. А всего в высотном объеме здания размещены 344 квартиры, в том числе однокомнатных — 7, двухкомнатных — 272, трехкомнатных — 52 и четырехкомнатных — 13; кроме того, 6 общежитий и 4 магазина.

Весь комплекс здания, являющийся одним из крупнейших в Москве, вмещает 540 квартир, из них однокомнатных — 13, двухкомнатных — 336, трехкомнатных — 173 и четырехкомнатных — 18; общежитий — 10 и магазинов — 18. Общая жилая площадь 25 165 м2, общая кубатура комплекса — 480 000 м3.

В планировке и оборудовании отдельных квартир проявлено большое внимание к созданию наибольших удобств для проживающих в здании.

Квартиры изолированы от лестниц тамбурами, обеспечены встроенными шкафами, кладовыми, встроенным оборудованием кухни, электрохолодильниками, мусоропроводами и т. п. Много внимания уделено внутренней отделке квартир и вестибюлей, где применены естественный мрамор, ценные породы дерева, цветные металлы и пр.

Прилегающая к зданию территория превращается в благоустроенный сквер с цветочными клумбами, фонтанами и пр. Под внутренним двором размещен подземный гараж-стоянка на 212 машин. На высоту 5 этажей здание облицовывается розовым гранитом, выше — керамическими блоками.

Жилое здание на Котельнической набережной займет одно из первых мест в городе не только благодаря своему внушительному объему. Весь комплекс, вписанный в живописную рамку двух омывающих его рек, со всеми видами его благоустройства, с квартирами, предоставляющими уют и радостную обстановку проживающим в них, явится одной из ярких иллюстраций заботы партии и правительства о трудящихся, проявлением сталинской заботы о человеке.

ussr.totalarch.com

Уроки истории. Квартира на Котельнической набережной | Фото дизайнов интерьера 2017

Веб-версия статьи, опубликованной в журнале «Квартирный ответ» № 6 (95) 2013

Наполнив интерьер деталями сталинского ампира, дизайнер Ольга Кондратова восстановила историческую справедливость: квартира находится в одной из московских высоток, ставших символом этого стиля.

На фото: Сталинская высотка на Котельническкой набережной

Московские высотки — символ сталинского ампира и наглядное подтверждение его архитектурных достоинств. Но это очевидно лишь с фасада,  в интерьерах же плюсы и минусы домостроения той эпохи не так очевидны. Эта трехкомнатная квартира расположена в высотке на Котельнической набережной, в самом раннем ее крыле, которое было построено в конце  30-х годов и позднее присоединено к основному зданию архитектора  Дмитрия Чечулина.

В просторном объединенном санузле поместились и большая люстра, и раковина на массивном подстолье, и шкафчики для хранения белья. Широкое зеркало и белый цвет стен еще больше расширяют пространство.

НА ЧТО ПОТРАТИЛИСЬ

Объединение двух комнат в светлую гости­ную, установка больших белых окон и уве­личение высоты дверных проемов с 2,1  до 2,6 м добавило квартире воздуха.

Кухня так акку­ратно вписана  в небольшой просте­нок, что ее не сразу заметишь

Круглый стол, символ тради­ционных семейных ужинов, — одно из главных пожеланий хозяев

Хозяева давно мечтали здесь поселиться (прежде  они жили по соседству), но, купив заветную жилплощадь, обнаружили, что фасад и внутренняя архитектура мало гармонируют друг с другом.  По планировке квартира напоминала коммуналку с длинным коридором, роскошный вид из окон с проплывающими по Москве-реке кораблями оказался практически скрытым, а старая отделка — лепнина и паркет — пребывала не в лучшем состоянии.

В неболь­шой девичьей комнате нашлось место спальной и рабочей зоне со всей необходимой мебелью

Широкий подоконник служит  рабочим столом,  но может превра­титься и в место для посиделок

 

Перепланировка квартиры

Дизайнер Ольга Кондратова предложила тактичный и простой вариант перепланировки квартиры.  Неподдающуюся ремонту лепнину заменили широкими декоративными молдингами, на пол положили светлый паркет елочкой, установили высокие белые двери со стеклянной раскладкой. Отсутствие в квартире несущих стен позволило выстроить анфиладу, такую характерную для сталинского ампира  и раскрывающую прекрасный вид из окон.

Центральные комнаты объединили в просторную (35 м2) кухню-гостиную с обеденной зоной, рабочим местом и библиотекой. Сплошной широкий подоконник вдоль окон  служит дополнительной полкой  для сувениров.  Зеркала на противоположной стене обыгрывают отраженную панораму из четырех окон.

Часть коридора тоже оказалась  присоединенной к гостиной, а также  за счет него получилось расширить ванную комнату. Две большие двустворчатые двери ведут из гостиной в боковые спальни.  В бывшей кухне теперь комната старшей дочери. Главным ее пожеланием была большая кровать, она и заняла основную часть пространства.  Но функционально интерьер от этого не пострадал: роль письменного стола исполняет широкий подоконник,  зеркало напротив входной двери  увеличивает объем. Спальню родителей немного потеснили, чтобы выгородить отдельное  пространство для малыша.

Интерьер поделен надвое стеклянной перегородкой: «темная» сторона — спальня,  уголок у балкона — детская, при этом  с отдельным входом. Декоративная «история» комнат выдержана в одном ключе. Натуральные материалы, высокие двери, изящные светильники, шторы на подхватах, полки с давно собираемыми книгами — все это создает ощущение дома, стены которого видели не одно поколение живущей в нем семьи.

НА ЧЕМ СЭКОНОМИЛИ

Для вместительных шкафов, выстроившихся по одной стороне гостиной и спальни, не нашлось подходящих дверей, поэтому их заменили шторами. Это «временное» решение оказалось удачным: вместо плотной шеренги мебельных фасадов — легкие и живые портьеры. Еще одно достоинство такого интерьера — простота перевоплощения: стоит сменить текстиль, и характер комнат тоже станет другим.

 

Обеденный стол в интерьере гостиной

Стеклянная перегородка делит спальню на две части, в каждой —  собственное освеще­ние и вход из гостиной.

Зеркало на сте­не помогает  расширить пространст­во малыша и впустить туда еще больше света. В качестве пеленально­го столика родители используют антиквар­ный, привезенный ими из Европы.

Текст: Ирина Быкова

www.ok-interiordesign.ru

Жилой дом на Котельнической набережной

 памятник архитектуры (региональный)

Дом на Котельнической наб.

Дом на Котельнической набережной на карте Москвы

Жилой дом на Котельнической набережной в Москве — одно из «высотных зданий», построено в устье Яузы в 1948—1952. Авторы проекта — Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, инженер Л. М. Гохман. Курировал строительство, в том числе, настоял на выборе площадки для строительства дома Лаврентий Берия[1].

Дом, замыкающий перспективу от Кремля к устью Яузы, строился в 1938—1940, 1948—1952. Центральный объём насчитывает 26 этажей (32 вместе с техническими этажами) и имеет высоту 176 м. В высотке расположены 540 квартир, из них 336 двухкомнатных, 173 трёхкомнатных, 18 четырёхкомнатных и 13 однокомнатных квартир. К нему примыкает «старый», 9-этажный жилой корпус, выходящий на Москву-реку, спроектированный теми же авторами в 1938 году и завершённый в 1940-м. Всего в здании находятся 700 квартир, магазины, почтовое отделение, кинотеатр «Иллюзион» (базовый кинотеатр Госфильмофонда; выходит на Большой Ватин переулок), музей-квартира Г. С. Улановой.

Известные жильцы

  • Аксёнов, Василий Павлович
  • Богословский, Никита Владимирович
  • Вознесенский, Андрей Андреевич
  • Евтушенко, Евгений Александрович
  • Жаров, Михаил Иванович
  • Зыкина, Людмила Георгиевна
  • Ладынина, Марина Алексеевна[2]
  • Лучко, Клара Степановна
  • Любимов, Юрий Петрович
  • Милютин, Юрий Сергеевич
  • Мокроусов, Борис Андреевич
  • Нагиев, Дмитрий Владимирович
  • Огнивцев, Александр Павлович
  • Паустовский, Константин Георгиевич
  • Песков, Александр Валерьянович[3]
  • Раневская, Фаина Георгиевна
  • Токарев, Вилен Иванович
  • Уланова, Галина Сергеевна
  • Чечулин, Дмитрий Николаевич
  • Ширвиндт, Александр Анатольевич
  • Шифрин, Ефим Залманович

Дом с разных точек зрения

Здание в искусстве

В литературе

В романе «Москва Ква-Ква» (2006) Василия Аксёнова главная героиня романа 19-летняя золотоволосая студентка МГУ Глика Новотканная живет со своей семьёй в этом доме. И в этом же доме, по замыслу автора романа, находится секретное убежище, где погибает И. В. Сталин [4].

Дом на Котельнической набережной упоминается в романе Людмилы Улицкой «Медея и её дети». Персонаж романа пытается покончить с собой после того, как «с седьмого этажа выбросилась молодая девушка, дочь знаменитого авиаконструктора»[5].

В музыке и поэзии
А когда отступит страх, на секунду, в миг короткий, Я как взмою на крылах над бульваром и высоткой. И, над Яузой летя, звонко свистнув что есть мочи, Пронесусь дугой, шутя — в чёрной ночи, между прочим… Гарик Сукачёв. «Ночной полёт».[6]
В кинематографе
  • В телесериале «Бригада» друзья дарят Саше Белому квартиру в доме на Котельнической набережной (5 серия). В первый же день на молодоженов совершают покушение с помощью растяжки с гранатой в подъезде.
  • В советском двухсерийном художественном фильме «Покровские ворота» во 2-й серии родители Маргариты (работницы ЗАГСа) живут именно в доме на Котельнической набережной.
  • В фильме «Брат 2» тоже запечатлён дом на Котельнической набережной - квартира Ирины Салтыковой.
  • В фильме «Стиляги» в нем живёт лидер стиляг Фред (Максим Матвеев), типичный представитель «золотой молодёжи», сын дипломата (Олег Янковский), студент МГИМО.
  • В фильме-катастрофе «Фантом» в здании проходит один из основных эпизодов фильма.
  • В фильме "Каникулы Кроша" Крош и другие герои живут в корпусе "А" дома на Котельнической набережной;
  • В фильме "Москва слезам не верит"
  • В сериале "И всё-таки я люблю..."
  • В киножурнале "Ералаш" выпуск № 139 («Приветик!»)

Примечания

Ссылки

dal.academic.ru