Новые мусоросжигательные заводы в Подмосковье запустят через три-четыре года. Где планируют построить мусоросжигательный завод в подмосковье
Сжигать нельзя переработать: взгляд эколога на проблему с мусором в Подмосковье
Портал Новострой-М и EcoStandard group продолжают серию публикаций об экологической ситуации в Московском регионе. На этот раз эксперты рассуждают о планах властей решить «мусорную проблему» в Подмосковье: недавно стало известно о расширении некоторых свалок и строительстве новых мусоросжигательных заводов. Как соотносятся принимаемые у нас меры с мировым опытом и есть ли более эффективные решения — рассказывает руководитель Департамента экологического проектирования EcoStandard group Ольга Зацепина.
В 2016 году объем вывоза твердых бытовых отходов (ТБО) с территории городских поселений в целом по России составлял 52,4 млн тонн. Из них 47,5 млн тонн попало на полигоны, свалки и просто в окружающую среду, остальное было сожжено или переработано, согласно данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации». Количество образуемых в России отходов ежегодно растет, и вопрос мусора встает все острее с каждым годом.
Недавно власти Подмосковья опубликовали территориальную схему обращения с отходами до 2030 года, согласно которой часть мусорных полигонов в Подмосковье будут принимать больше мусора, чем раньше. Мощность некоторых свалок будет увеличена от 2 до 16 раз, к части полигонов власти планируют присоединить дополнительные территории, а вблизи возвести мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы.
Любую проблему нужно решать комплексно, а такую сложную, как проблема роста количества отходов, особенно. Комплексно — значит со всех сторон, в том числе и с профилактической.
Опыт развитых стран и здравый смысл подсказывают, что оптимальный путь решения проблемы отходов складывается из следующих частей:
- Внедрение раздельного сбора отходов (РСО) на уровне страны.
- Сжигание или захоронение неперерабатываемых остатков.
- Развитие культуры осознанного потребления для сокращения количества новых отходов.
Сортировка мусора в масштабах страны
Необходимость первого пункта — внедрения раздельного сбора отходов — очевидна, однако этот процесс не так-то просто организовать. Должно быть полностью доработано отраслевое законодательство, которое будет нормировать выбор региональных операторов, их обязанности и контроль за ними, регламентировать саму систему сбора, дополнительной сортировки, логистики, переработки и утилизации того, что нельзя переработать.
Непродуманность законодательства в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами — это большая проблема. Еще только идет процесс выбора региональных операторов, а первые выбранные из них уже жалуются на проблемы, запутанность, противоречивость и неполноту закона. Государству стоит прислушиваться к непосредственным участникам отрасли и максимально быстро вносить необходимые изменения в закон. Только тогда он в какой-то момент начнет работать, потому что станет понятным.
Необходимо подключить к работе по созданию полноценной инфраструктуры раздельного сбора управляющие компании и сферу ЖКХ в целом, потому что без них сделать это не получится.
Однако раздельный сбор необходим, потому что домашняя сортировка намного эффективнее сортировочных станций. До людей нужно доносить, куда идут отсортированные ими отходы, схема должна быть прозрачной. В городах раздельные бачки должны стоять в каждом дворе, также должны быть доступны инструкции, как правильно сортировать отходы и подготавливать их к сдаче: что-то сполоснуть, что-то смять и так далее.
То, что нельзя переработать — сжечь или захоронить
Теперь относительно второго пункта. Мировой опыт показывает, что с точки зрения существующих технологий, окружающей среды и бизнеса наиболее эффективная на сегодняшний день схема обращения с ТБО — это максимально возможная переработка с последующим сжиганием или захоронением тех остатков, которые переработать нельзя. Так поступают в большинстве западных стран, в том числе в экологически прогрессивных — например, в Финляндии и Швеции.
Однако в Европе уровень прогрессивности в плане управления отходами заключается не в том, насколько много перерабатывается и мало сжигается, а в том, на какое количество фракций делят сортируемые отходы. В некоторых европейских странах (например, в Швейцарии) уже на стадии домашней сортировки появляется несколько десятков мусорных фракций. Помимо привычных макулатуры, стекла, металла, швейцарцы отдельно собирают провода, разные виды батареек и аккумуляторов, разные виды бытовой техники и электроники. Даже каждый вид пластика часто собирается по отдельности. Такой подход наглядно демонстрирует, что люди при должной подготовке и воспитании, а также при наличии инфраструктуры готовы посвящать этому время, сортировать и относить каждую фракцию в нужный бачок на мусорной площадке. Это лишь вопрос привычки, и в этом нет ничего невозможного, в том числе для России.
Наше государство движется в правильном направлении, слишком, впрочем, упирая на сжигание. Сжигание и захоронение мусора, еще раз повторим, должны быть вынужденными шагами после максимальной переработки, и если их можно избежать, нужно это сделать.
С другой стороны, мусорные полигоны и степень их расширения, мусоросжигательные заводы и комплексы не берутся из ниоткуда. Их количество и мощность рассчитываются на основании данных по объему образуемых отходов в Москве и области. Такими данными располагает Министерство экологии и природопользования Московской области. Расчеты и прогнозы по изменениям объемов отходов и их захоронению, строительство заводов и устройство полигонов — все это делается не против, а для людей. Иначе все бы погрязли в гораздо большем количестве мусора, чем мы наблюдаем сейчас. Об этом почему-то все забывают.
Безусловно, люди, соседствующие с полигонами, против их расширения. Но перенос полигонов на новые места не поможет, потому что и там люди тоже будут против. Нужно совершенствовать саму систему обращения с отходами, а не перекидывать полигоны с одного места на другое.
Достаточно ли будет новых полигонов, без достоверных цифр и данных сказать нельзя. Любые предположения, озвученные без учета расчетов и экспертизы, будут голословными. Можно сказать одно: какие бы чиновники ни управляли этой сферой, кто бы ни был за нее ответственен, эти люди так или иначе заинтересованы в создании достаточной и эффективной инфраструктуры. Никто не хочет и не может позволить себе эпидемию в столичной агломерации.
Насчет выбранных технологий и способов утилизации отходов ведутся споры, есть разные мнения. Обсуждать их, выбирать и ничего не делать можно еще пять лет. Но у нас нет пяти лет, проблему нужно решать как можно скорее, прямо сейчас. В такой ситуации сжигание — лучше, чем ничего, и точно лучше, чем полигоны.
Конечно, это утверждение справедливо только при ответственной эксплуатации проектируемых комплексов и заводов. Если они будут ответственно эксплуатироваться и регулярно проверяться на соответствие действующему законодательству, то ухудшения экологической ситуации в районах их расположения не должно быть. Но ответственность сама по себе ниоткуда не возьмется. Общество должно требовать информационной прозрачности от таких объектов. Хорошая новость заключается в том, что, учитывая нарастающее внимание к вопросам экологии в России, скрывать нарушения будет с каждым годом сложнее.
Ну а людям, как частным лицам, сегодня следует как можно быстрее учиться новым привычкам — сортировке отходов, умеренному потреблению — и пропагандировать такой образ жизни среди своего окружения. Об этом — следующий пункт.
Развивая осознанность
Третий пункт, возможно, самый важный в долгосрочной перспективе. Повсеместное развитие культуры осознанного — меньшего, чем сейчас — потребления приведет к сокращению образования новых отходов. Это стратегический взгляд в самый корень проблемы: чем меньше отходов, тем меньше их неперерабатываемых фракций будет попадать на полигоны или сжигаться на заводах — и тем лучше для планеты и людей.
В то же время, это самый сложный пункт, потому что он возможен только при должном воспитании, когда у поколения с детства взращивают ответственное отношение к окружающей среде. Экологическая культура в стране возможна только при наличии государственной поддержки экопросвещения на всех уровнях: проведения «зеленых» уроков в школах, внедрения РСО в университетах, РСО и «зеленых офисов» в частных и государственных компаниях и организациях, освещения темы в СМИ, в поп-культуре и в кинематографе. Быстрых результатов такие вещи не дают, зато привычки, выстроенные благодаря осознанному подходу, хорошо закрепляются, эффективно работают и надолго остаются.
Впрочем, в борьбе с ростом объемов отходов есть не только стратегические методы, но и вполне быстродействующие. Один из них — минимизация одноразовой упаковки. Во многих странах уже запретили пластиковые пакеты, а в России за них просто берут деньги на кассах супермаркетов, но большую часть покупателей это не останавливает. Нужно возродить культуру сдачи макулатуры и стеклотары, добавив к ним пару новых фракций, можно ввести оборотную стеклотару, популяризировать zero waste магазины и zero waste образ жизни — механизмов масса, но для их успешной реализации нужна поддержка государства.
Хорошая новость заключается в том, что теме отходов и экологии в последние пять лет стало уделяться гораздо больше внимания, чем раньше. Год Экологии действительно привлек внимание общественности, бизнеса и чиновников к этой теме. Это его основное достижение, потому что по факту реализовано было не очень много проектов. Внедрение раздельного сбора отходов на Чемпионате мира по футболу 2018 — огромный шаг к популяризации темы, если все будет хорошо продумано и реализовано.
Распределение источников образования отходов по поселениям
Муниципальное образование |
Численность населения, чел |
Количество источников |
Алексинская зона РО |
266 764 |
5229 |
Солнечногорский |
138 764 |
2 480 |
Клинский г.о. |
128 000 |
2 749 |
Воскресенская зона РО |
1044641 |
16627 |
Воскресенский район |
155436 |
2521 |
г.о.Егорьевск |
104120 |
1890 |
Раменский (за исключением границы с.п.Константиновское Никоновское Ганусовское ) |
253096 |
3335 |
г.о. Шатура |
71806 |
2555 |
Орехово-Зуевский |
9501 |
224 |
г.о. Рошаль |
20793 |
452 |
г.о. Люберецы |
296177 |
3318 |
г.о. Бронницы |
22467 |
717 |
г.о. Жуковский |
108427 |
1378 |
г.о. Павлово-Посадский |
2818 |
237 |
Каширская зона РО |
989032 |
19743 |
г.о. Луховицкий |
58635 |
1903 |
Ленинский |
112419 |
2001 |
г.о. Ступино |
121070 |
2688 |
г.о.Кашира |
66842 |
1482 |
г.о. Коломенский |
188380 |
3495 |
г.о. Дзержинский |
53867 |
700 |
г.о.Зарайск |
40149 |
1175 |
г.о. Котельники |
43128 |
489 |
г.о. Домодедово |
170799 |
3052 |
г.о. Лыткарино |
57076 |
718 |
Раменский (границы с.п.Константиновское Никоновское Ганусовское ) |
15989 |
400 |
г.о.Серебряные Пруды |
25115 |
614 |
г.о. Озёры |
35563 |
1026 |
Ногинская зона РО |
1604872 |
22640 |
г.о. Павлово-Посадский |
93771 |
1739 |
Орехово-Зуевский |
85290 |
1871 |
Щёлковский |
204449 |
2903 |
Ногинский |
211536 |
|
Ликино-Дулёво |
30069 |
565 |
г.о. Балашиха |
440513 |
4283 |
г.о. Звёздный городок |
5622 |
35 |
г.о. Красноармейск |
26660 |
|
г.о. Лосино-Петровский |
25266 |
393 |
г.о. Орехово-Зуево |
120165 |
2456 |
г.о. Реутов |
96627 |
862 |
г.о. Фрязино |
59798 |
655 |
г.о. Черноголовка |
23542 |
239 |
г.о. Электрогорск |
23085 |
346 |
г.о. Электросталь |
158479 |
2268 |
Рузская зона РО |
1 113 097 |
26 232 |
г.о. Наро-Фоминский |
155010 |
3865 |
г.о. Рузский |
62745 |
1655 |
Одинцовский |
309043 |
5320 |
г.о. Истра |
119192 |
3215 |
г.о.Красногорск |
217404 |
4281 |
г.о. Власиха |
25441 |
149 |
г.о. Восход |
1925 |
5 |
г.о. Звенигород |
20802 |
709 |
г.о. Краснознаменск |
40433 |
326 |
г.о. Молодёжный |
2814 |
9 |
Волоколамский |
43636 |
2055 |
Лотошинский |
16925 |
904 |
г.о.Можайск |
71947 |
2679 |
г.о. Шаховская |
25780 |
1060 |
Сергиево-Посадская зона РО |
1631536 |
27295 |
Сергиево-Посадский |
219502 |
5300 |
Пушкинский |
179745 |
3128 |
Талдомский |
49515 |
1458 |
Дмитровский район |
162162 |
3584 |
г.о.Мытищи |
225727 |
4530 |
г.о. Долгопрудный |
100567 |
1206 |
г.о. Дубна |
75179 |
911 |
г.о. Ивантеевка |
72023 |
876 |
г.о. Королёв |
221129 |
2527 |
г.о. Химки |
239967 |
2805 |
г.о Лобня |
86020 |
970 |
Чеховская зона РО |
668707 |
11025 |
Серпуховский |
35836 |
900 |
г.о. Подольск |
320523 |
5306 |
г.о. Чехов |
127571 |
1754 |
г.о. Протвино |
36910 |
414 |
г.о. Пущино |
21281 |
367 |
г.о. Серпухов |
126586 |
2284 |
Итого |
7 318 649 |
128 791 |
Источник: Министерство экологии и природопользования Московской области
Чтобы проверить экологическую ситуацию района, в котором вы живете, сверьтесь с экологической картой Москвы и Новой Москвы.
Самыми экологически благоприятными районами в 2017 году компанией EcoStandard group были признаны:
ВАО: районы Ивановское, Измайлово и Сокольники ЗАО: районы Крылатское и Проспект Вернадского ЮАО: район Орехово-Борисово Северное СЗАО: районы Митино, Северное Тушино, Строгино, Хорошёво-Мнёвники СЗАО СВАО: районы Марфино, Северный, Ярославский ЮЗАО: районы Обручевский, Северное Бутово, Тёплый Стан и Ясенево.
Большая часть Новомосковского и Зеленоградского округов также были признаны экологически благоприятными. В Троицком округе самыми «зелеными» были признаны поселение Вороновское и Троицк.
Что касается неблагоприятных районов, то лидерами «антирейтинга» стали:
ВАО: Косино-Ухтомский, Преображенское и Соколиная Гора ЗАО: Очаково-Матвеевское САО: Восточное Дегунино, Головинский, Дмитровский и Западное Дегунино ЮАО: Бирюлёво Западное, Даниловский, Нагатино-Садовники и Чертаново Центральное СВАО: Алтуфьевский, Бабушкинский, Бутырский, Северное Медведково
Читайте также:
Как не купить квартиру «с душком»: свалки и мусорные полигоны Подмосковья
«Москва совершенно спокойно, эгоистично заваливает Подмосковье мусором»
Москва, Новая Москва или Подмосковье: где экология лучше, а жизнь безопаснее?
Дата публикации 18 июняwww.novostroy-m.ru
Интерфакс-Недвижимость / Новые мусоросжигательные заводы в Подмосковье запустят через три-четыре года
29 января 2018, 10:38
Фото: ГУП "Экотехпром"
Предварительное соглашение о возведении объектов заключили с "Ростехом" столичные власти
Москва. 29 января. ИНТЕРФАКС-МОСКВА — Москва заключила предварительное соглашение с "Ростехом" о строительстве трех мусоросжигательных заводов в Московской области, куда планируется направить значительную часть городских отходов, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.
"Это будут заводы по самой современной технологии, которые есть в мире. Правительство РФ приняло решение об установлении "зеленых" тарифов на электроэнергию для этих заводов. Соответственно, весь инвестиционный цикл можно выстроить с точки зрения окупаемости данного проекта. Проект начал реализовываться", — сказал С.Собянин в интервью газете "Коммерсант", опубликованном в понедельник.
Он уточнил, что эти заводы планируется запустить в течение трех-четырех лет.
Мэр также напомнил о договоренности с Московской областью об оказании содействия в рекультивации и приведении в нормативное состояние действующих полигонов твердых бытовых отходов.
Ранее сообщалось, что столичные власти планируют использовать бетон от снесенных по столичной программе реновации домов для рекультивации свалок в Подмосковье.
"Вся арматура из отходов от сноса пятиэтажек в городе уйдет на переплавку, а бетон пойдет на создание состава, который будет использоваться при рекультивации подмосковных свалок", — рассказал руководитель департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин.
По его словам, для Подмосковья это очень актуальная проблема.
"В области нет такого объема грунтов или других материалов — весь материал они берут с наших строек. Например, чтобы накрыть соответствующими слоями Кучинскую свалку в Балашихе", — сообщил глава департамента.
Он подчеркнул, что никакого повторного применения этого бетона не будет, так как он уже не конструктивен.
"Мы сделали карту перерабатывающих предприятий, находящихся в Москве и Московской области, посмотрели их привязанность к районам реновации, к объемам сноса домов. На сегодня есть четкое понимание, сколько "кубов" строительного мусора образуется при сносе одного пятиподъездного пятиэтажного дома. Сколько арматуры, остатков окон, фаянса, сломанного бетона. Никакого экологического коллапса мы не видим, тем более, что отходы будут появляться не лавинообразно, а прирастать достаточно планомерно", — добавил он.
Также ранее сообщалось, что отходы от сноса пятиэтажек в Москве могут утилизировать по зарубежным технологиям. Отмечалось, что переработкой отходов программы реновации интересуются десятки частных компаний.
realty.interfax.ru
В Подмосковье «Ростех» построит четыре мусоросжигательных завода. Их адреса
В Москве 24 мая под руководством советника президента РФ по экологии Сергея Иванова пройдет совещание, на котором окончательно определят места строительства мусоросжигательных заводов в Московской области
О масштабном совещании, на котором федеральные и московские чиновники с представителями госкорпорации «Ростех» утвердят планы строительства мусоросжигательных заводов в Московской области, сообщает "Коммерсант".
Как известно, губернатор Московской области Андрей Воробьев пообещал построить в Подмосковье одиннадцать современных заводов по уничтожению ТБО. Такое заявление глава региона сделал после того, как делегация Московской области под его руководством посетила мусоросжигательный завод в Токио.
Планировалось, что подмосковные мусоросжигательные заводы в процессе своей работы будут производить электроэнергию из уничтоженных отходов. Строить предприятия собирались за бюджетный счет. Предварительная смета строительства одного завода составляет 300 миллионов долларов. Оплатить строительство заводов должно население. Подсчитали, что тарифы за вывоз и утилизацию мусора для населения должны возрасти примерно в 10 раз.
Подобный проект оказался слишком глобальным для «дочки» государственной корпорации «Ростех» - «РТ-Инвест».
Напомню, что по поручению Владимира Путина «мусорной реформой» в России займется глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Расходы на строительство мусоросжигательных заводов и новую логистику вывоза ТБО полностью оплатит население. Будут введены дополнительные платежи на вывоз и переработку мусора по примеру взносов, которые собираются в Фонд содействия капитальному ремонту.
Поскольку «Ростех» отказался от масштабного строительства мусоросжигательных заводов, на совещании с Ивановым будет обсуждаться «компромиссный вариант» - строительство четырех "пилотных" МСЗ в Подмосковье, а также по одному - в Татарстане и Бурятии. Соответственно, тарифы на вывоз и утилизацию мусора для населения возрастут не в десять, а в три четыре раза. Почему за строительство мусоросжигательных заводов будет платить население страны? Ну а кто должен за это платить? «Ростех» - корпорация государственная, вот население государства и заплатит.
Сроки строительства мусоросжигательных заводов составят ориентировочно пять лет. То есть, песня выйдет не быстрая. Только официальное окончание строительства запланировано на 2024 год, а как показывает практика, никакие графики строительства у нас не выполняются.
- Два мусоросжигательных завода собираются построить в Наро-Фоминском и Воскресенском районах.
- Благодаря нашей инициативе рассматривается площадка полигона «Малинка» рядом с городом Московский.
- В Волоколамском районе на полигоне «Ядрово» мусоросжигательный завод строить точно не будут. Корпорацию «Ростех» отпугнули протесты населения и свалка, скорее всего, здесь останется просто гигантским полигоном ТБО.
- В Поварово Солнечногорского района в огромных количествах вырубают лес и готовят площадку. Здесь, по слухам, также планируется строительство мусоросжигательного завода.
Остается открытым вопрос, куда все эти годы, пока продолжается строительство, Москва будет девать свои бытовые отходы?
Вся огромная Россия вывозит за год 55 миллионов тонн твердых бытовых отходов. Территория практически безграничная. Леса и степи можно загаживать еще десятки лет. Другое дело Подмосковье.
Столица нашей Родины за год производит пятую часть всех ТБО страны – 12 миллионов тонн. Весь мусор из Москвы высылается за МКАД и оседает в Подмосковье. При этом в Московской области были закрыты 24 из 39 мусорных полигонов. Весь оставшийся мусор повезли на 15 оставшихся полигонов.
12 миллионов тонн на 15 полигонов. В том числе в Волоколамск. А до запуска мусоросжигательных заводов еще как минимум пять лет. Перспектива для Новой Москвы невеселая.
Игорь Сагенбаев, член экспертного совета комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
lamagrad.net