Киевская (станция метро, Кольцевая линия). Киевская кольцевая


Станция «Киевская-кольцевая»: russos

1. Пилонная станция глубокого заложения. Архитекторы — Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев. Художники — А. В. Мизин, Г. И. Опрышко, А. Г. Иванов.

2. С 1954 года для выхода в город служит двухмаршевый эскалатор (работы архитекторов И. Г. Таранов, Г. С. Тосунов, инженеров-конструкторов Л. В. Сачкова, М. В. Головинова), который ведёт в общий вестибюль с одноимённой станцией Арбатско-Покровской линии.

3. С промежуточной площадки имеется переход на станцию АПЛ. А перед эскалатором на кольцевую линию сохранилась эта раритетная табличка.

4. В 1953 году на пост генерального секретаря ЦК КПСС заступает Никита Сергеевич Хрущёв, и в числе его первых деяний оказывается и увековечивание великой судьбы народа Украины в московском метро. На тот момент ни одна из двух существовавших «Киевских» его не удовлетворяли. По результатам объявленного конкурса было представлено 73 проекта, победу в котором одержали киевляне. Группой строителей руководил действительный член Академии архитектуры Украинской ССР Е. И. Катонин.

5. Архитектурные новшества не использовались украинской группой архитекторов. Основными стилистическими и инженерными принципами работы для них стали расширяющиеся вверху пилоны и параболический свод, позаимствованный у Л. М. Полякова — архитектора метрополитена, проектировавшего «Арбатскую» Арбатско-Покровской линии. Тонкие орнаментальные опоясывания форм станции напоминают оформление «Новослободской». Путевые стены и нижняя часть пилонов облицованы мрамором марки «Коелга», пол выложен серыми гранитными плитами.

6. Художественное оформление станции посвящено теме дружбы российского и украинского народов.

7.  В 1972 году сооружены дополнительные переходы из центрального зала в восточный торец станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии и в аванзал восточного выхода станции «Киевская» Филёвской линии.

8. Дверь в кабельный канал на путевой стене.

9. Центральная часть посадочного зала, перекрытая изящным белоснежным сводом, соединена с боковыми частями параболическими арками, окаймленными лепным жгутом, что характерно для украинской архитектуры семнадцатого века. В этом описании есть противоречие с подписью к фотографии №5 — на одно и тоже оформление есть две разные точки зрения: википедия и официальный сайт метрополитена.

10. Интересно, что тут меняли?

11. 18 пилонов украшены мозаичными панно из смальты, оформленными на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов.

12. Вместе с двумя другими станциями и некоторыми объектами ГО этот узел представляет собой сложнейшее инженерное сооружение.

13. Станция была последней и самой «богатой» на изображения И .В. Сталина. Целых пять его профилей можо было увидеть в оформлении станции на мозаиках «Провозглашение Советской власти В. И. Лениным. Октябрь 1917 года», «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве», «Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года», «Дружба русских и украинских колхозников» и в самом конце станции был помещён большой профиль Ленина-Сталина, который был заменён маленьким портретиком В. И. Ленина.

14.

15.

16.

17. На торцевой стене центрального зала станции расположено большое панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом В. И. Ленина в центре. Вокруг — строки гимна СССР.

18.  Под портретом — слова Ленина.

19. Переяславская рада. 8/18 января 1654 года

20. Пушкин на Украине.

21. Ленинская «Искра».

22. Провозглашение Советской власти В. И. Лениным в Смольном. Октябрь 1917 года.

23. М. И. Калинин и Г. К. Орджоникидзе на открытии Днепрогэса.

24. Освобождение Киева Советской Армией. 1943 год.

25. Социалистическое соревнование металлургов Урала и Донбасса.

26. Цветёт орденоносная Украина, республика рабочих и крестьян.

27. Содружество народов — источник расцвета социалистической родины.

28. Дружба русских и украинских колхозников.

29. Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года.

30. Тракторная бригада первой МТС.

31. Борьба за Советскую власть на Украине.

На этой мозаике современные пассажиры усматривают у одного из партизан в руках мобильный телефон и КПК, а на коленях — ноутбук. В действительности он использует полевой телефон модели УНА-И или УНА-Ф, причём тяжёлую трубку партизан держит двумя руками, а то, что принимают за ноутбук — крышка от ящика с телефонным аппаратом. Вместе с тем, указанные модели телефонов начали выпускать только во второй половине 20-х годов XX века. Надо полагать, что на мозаике изображён некий иностранный полевой телефон-передатчик.

32. 1905 год в Донбассе.

33. Чернышевский, Добролюбов, Некрасов и Шевченко в Петербурге.

34. Полтавская битва

35. Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве.

36. Народное гуляние в Киеве.

russos.livejournal.com

Станция Киевская московского метро

Станции московского метро называют самыми красивым в мире, некоторые из них являют собой настоящие произведения искусства.

Одна из самых красивых станций московского метро – Киевская кольцевой линии. Сюда нередко привозят иностранных туристов, которые всегда активно фотографируют. Сегодня и я достала фотокамеру. Москвичи привыкли ко всей этой красоте и настолько утомлены бешеным ритмом мегаполиса, что уже, кажется, просто не обращают внимания на окружающую их красоту.

Станция Киевская кольцевой линии Московского метрополитена открылась 14 марта 1954 года во времена Н.С.Хрущева. На тот момент две другие станции пересадочного узла уже работали, однако, по мнению Хрущева их декор был недостаточен для увековечивания великой судьбы народа Украины. Был объявлен конкурс на проект новой станции. Из 40 вариантов комиссия под личным руководством Хрущева выбрала проект члена Академии архитектуры Украинской ССР Е.И.Катонина.

Вестибюль метро встроен в здание Киевского вокзала, отсюда и название, и сюжеты для декорирования. На станции украшено все, даже вентиляционные решетки выполнены в виде богатых розеток.

18 пилонов станции Киевская кольцевой линии украшены мозаичными панно, изображающими картины из истории дружбы украинского и русского народов. На многих панно можно увидеть изображения Сталина и Ленина.

На одной из мозаик москвичи разглядели мобильный телефон и ноутбук у одного из партизан.

Конечно, если присмотреться, то заметно, что телефон тот полевой, а «ноутбук» — всего лишь крышка от какого-то ящика.

В торце станции Киевская кольцевой линии находится лепное панно с портретом Ленина. Под панно написана цитата из его речи о нерушимой вечной дружбе украинского и русского народов.

Фотографировать в разгар рабочего дня в московском метро, да еще и на кольцевой линии – дело неблагодарное. Порой в кадре получаются только головы и спины…

 

Больше повезло мне на станции Киевская Арбатско-Покровской линии. Удалось поймать момент, когда в кадре вообще не оказалось людей. Действительно, редкая удача.

Уже через несколько секунд картинка вновь наполнилась людьми.

Станция Киевская Арбатско-Покровской линии выглядит тоже роскошно. В облицовке стен и пилонов использованы различные сорта мрамора. Станция оформлена 24 фресками с изображениями трудящихся Советской Украины.

В большинстве случаев на фресках — женщины. То ли они больше трудятся на Украине, то ли наоборот, больше позируют художникам. Кто как хочет, так и трактует увиденное…

Торцевая стена станции украшено панно, которое посвящено 300-летию воссоединения Украины с Россией.

Оформление станции Киевская Филевской линии довольно скромно по, однако все-таки отличается наличием декора по сравнению с недавно построенными новыми станциями. В отделке этой станции также использованы различные цвета мрамора и гранита.

Уже когда написала пост, подумала, что он сегодня абсолютно в тему. Получилось совершенно случайно, просто по делам оказалась в Москве на станции метро Киевская.

vicamilleri.com

Киевская (станция метро, Кольцевая линия) — WiKi

Кольцевая линия не входила в первоначальные планы Московского метрополитена. Вместо неё должны были быть построены «диаметральные» линии с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии был разработан в 1934 году, в нём планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями. В проекте 1938 года линию планировалось построить значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савёловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава» и «Киевская». В 1941 году проект Кольцевой линии изменился. Теперь её планировали построить ближе к центру. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки Центрального пересадочного узла («Охотный Ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»)[1].

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось открыть линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха». Первый участок был открыт 1 января 1950 года, второй — 30 января 1952 года, и третий, замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года (после его ввода в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 40 станций)[1]. Станция получила название от одноимённого ей Киевского вокзала и замкнула собой строившуюся Кольцевую линию.

В 1953 году главой КПСС стал бывший лидер Украинской ССР Н. С. Хрущёв, и в числе его первых деяний оказалось и увековечивание Украины в московском метро. На тот момент ни одна из двух существовавших станций, носящих название «Киевская»[2], его не удовлетворяла. В ходе объявленного конкурса было представлено 40 проектов, по его результатам победу одержали киевляне[3]. Группой строителей руководил действительный член Академии архитектуры Украинской ССР Е. И. Катонин.

В 1972 году был открыт второй выход станции, ведущий в подземный вестибюль станции «Киевская» Филёвской линии[4].

Вестибюли

Станция имеет два вестибюля: южный (наземный) — совмещённый со станцией Арбатско-Покровской линии, и северный (подземный), общий со станцией Филёвской линии[4].

Южный вестибюль «Киевской» (архитекторы И. Г. Таранов, Г. С. Тосунов, инженеры-конструкторы Л. В. Сачкова, М. В. Головинова) был построен в здании Киевского вокзала для станции Арбатско-Покровской линии в 1953 году, а в 1954 году стал совмещённым вестибюлем Кольцевой и Арбатско-Покровской линий. При открытии в 1958 году Филёвского радиуса этот вестибюль соединился переходом с подземным вестибюлем станции Филёвской линии[5].

Кассовые залы расположены в реконструированном цокольном этаже вокзала. Эскалаторный зал представляет собой полукруглый атриум, обращённый к эскалаторной арке. Восемь колонн зала с коринфскими капителями несут антаблемент, над которым находится купол. Зал освещается лампами за карнизом. Стену зала за колоннами украшает мозаичный фриз «Торжество людей Советской Украины» Г. И. Опрышко. На нём счастливые украинцы несут к гербу Советской Украины плоды своих трудов[5].

Стены и колонны эскалаторного зала облицованы светлым мрамором, а в окаймляющем зал дуговом коридоре — декоративным мрамором разных цветов[5].

  Вход на станцию, оформленный французскими художниками в 2006 году

С 1953 года для выхода в город служит двухмаршевый эскалатор, который ведёт в общий вестибюль с одноимённой станцией Арбатско-Покровской линии. С промежуточной площадки имеется переход на вторую станцию[6].

Один из лестничных сходов в подземный переход, ведущий в открытый в 1972 году второй совмещённый вестибюль (с Филёвской линией), в 2006 году был оформлен французскими архитекторами по образцу Парижского метрополитена, в духе Эктора Гимара. Гимар, представитель стиля модерн, декорировал входы на первые станции парижского метро в 1900—1910 годах. Ответным подарком московского метрополитена стал витраж «Курочка Ряба», установленный на станции «Мадлен» в Париже[7].

В 2009 году турникеты были заменены на новые, принципиально более новой конструкции — типа УТ-2009 (впервые установленные в московском метро)[6].

Станционные залы

Конструкция пилонная, трёхнефная, глубокого заложения (глубина заложения — 53 метра[8]). Архитекторы — Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев[9]. Художники — А. В. Мызин, Г. И. Опрышко, А. Т. Иванов.

Художественное оформление станции посвящено теме дружбы русского и украинского народа. Пилоны станции плавно переходят в своды центрального и боковых залов и межпилонных проходов[4]. К постаментам пилонов в зале и на платформах приставлены диваны на мраморных основаниях. Центральный зал перекрыт изящным белым сводом. Межпилонные проходы окаймлены лепным жгутом, характерным для украинской архитектуры XVII века. Путевые стены облицованы светлым мрамором. Станционные залы освещают богато украшенные золотистые люстры[10].

18 пилонов украшены абстрактно-растительными орнаментами, а также мозаичными панно из смальты и ценных пород, тематика которых связана с историей Украины и дружбы украинского и русского народов. Они находятся на пилонах со стороны центрального зала. Панно ограничены сложными рамками, которые окаймляются широким лепным орнаментом по национальным украинским мотивам (стилизованные колосья, бутоны, листья, гирлянды). Под каждым панно размещён стилизованный мраморный свиток с названием[6].

  Пример оформления пилона: Борьба за Советскую власть на Украине

На одной из мозаик — «Борьба за Советскую власть на Украине» — изображён партизан, который использует переносной телефон на базе штабного телефона FF-17[11], который производился с 1910 по 1920 год в Германии. Тяжёлую трубку телефона партизан держит двумя руками. Некоторые современные пассажиры принимают аппарат за мобильный телефон, КПК и ноутбук[3].

Несмотря на то, что станция открылась уже после 1953 года, она была самой «богатой» на изображения И. В. Сталина. Семь его профилей можно было увидеть в оформлении станции на мозаиках «Провозглашение Советской власти В. И. Лениным. Октябрь 1917 года», «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве», «Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года», «Дружба русских и украинских колхозников», «ХІХ съезд — съезд единства Коммунистической партии, Советского правительства и народа»[12], а в торце станции был помещён большой беломраморный барельеф Ленина и Сталина, который был позже заменён маленьким портретом В. И. Ленина. На мозаике «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве» было два изображения Сталина (одно из них — на знамени, вместе с Лениным). Также по проекту предполагалась мозаика на тему «XIX съезд партии — съезд единства партии, правительства и народа», которая должна была прославлять Сталина, однако после его смерти была заказана мозаика на другую тему[13]. После развенчания культа личности Сталина все его изображения были убраны[13].

На торцевой стене центрального зала станции расположено смальтовое панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом В. И. Ленина в центре. Вокруг — строки гимна СССР, а под портретом — слова Ленина:

  Нерушимая вечная дружба украинского и русского народов является залогом национальной независимости и свободы, расцвета национальной культуры и процветания украинского народа, как и других народов Советского Союза  

[14]

Арки проходов обведены широкими рельефными лепными фризами с национальным орнаментом. Станционные залы освещаются подвесными многорожковыми люстрами по оси всех трёх сводов. Цоколи пилонов и путевые стены облицованы белым коелгинским мрамором, пол выложен серым гранитом с красной каймой[6].

Переходы

Пересадочный узел начал формироваться в 1954 году. Изначально это был узел только Арбатско-Покровской и Кольцевой линий. На радиальной станции мостики над путём в сторону «Смоленской» вели в промежуточный зал, из которого также можно было попасть на кольцевую станцию. На кольцевой линии в южном торце был эскалатор, из которого можно попасть на промежуточную площадку и в вестибюль[4].

В 1958 году была вновь открыта станция «Киевская» мелкого заложения. Из одного из двух подземных вестибюлей можно было попасть в вестибюль глубоких «Киевских»[4].

В 1972 году были построены дополнительные переходы из центра зала кольцевой станции в восточный торец «Киевской» Арбатско-Покровской линии и в аванзал восточного вестибюля «Киевской» Филёвской линии[4].

ru-wiki.org

Киевская кольцевая - это... Что такое Киевская кольцевая?

«Ки́евская» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Открыта 14 марта 1954 года в составе участка «Белорусская» — «Парк Культуры». Расположена между станциями «Краснопресненская» и «Парк Культуры». Переход на Филёвскую и Арбатско-Покровскую линии.

История создания

Станция получила название от одноимённого ей Киевского вокзала, и замкнула собой строившуюся Кольцевую линию.

В 1953 году на пост генерального секретаря ЦК КПСС заступает Никита Сергеевич Хрущёв, и в числе его первых деяний оказывается и увековечивание великой судьбы народа Украины в московском метро. На тот момент ни одна из двух существовавших «Киевских»[1] его не удовлетворяли. По результатам объявленного конкурса было представлено 40 проектов, победу в котором одержали киевляне[2]. Группой строителей руководил действ. член Академии архитектуры Украинской ССР Е. Катонин.

Архитектурные новшества не использовались украинской группой архитекторов. Основными стилистическими и инженерными принципами работы для них стали расширяющиеся вверху пилоны и параболический свод, позаимствованный у Л. Полякова — архитектора метрополитена, проектировавшего «Арбатскую» Арбатско-Покровской линии. Тонкие орнаментальные опоясывания форм станции напоминают оформление «Новослободской». Путевые стены и нижняя часть пилонов облицованы мрамором марки «Коелга», пол выложен серыми гранитными плитами.

Описание

Конструкция пилонная, трёхнефная, глубокого заложения. 18 пилонов украшены мозаичными панно из смальты, оформленными на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов:

Архитекторы — Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев. Художники — А. В. Мизин, Г. И. Опрышко, А. Г. Иванов.

На торцевой стене центрального зала станции расположено большое панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом В. И. Ленина в центре. Вокруг — строки гимна СССР, а под портретом — слова Ленина:

Нерушимая вечная дружба украинского и русского народов является залогом национальной независимости и свободы, расцвета национальной культуры и процветания украинского народа, как и других народов Советского Союза

С 1954 года для выхода в город служит двухмаршевый эскалатор (работы архитекторов И. Г. Таранов, Г. С. Тосунов, инженеров-конструкторов Л. В. Сачкова, М. В. Головинова), который выходит в общий вестибюль с одноименной станцией Арбатско-Покровской линии. С промежуточной площадки имеется переход на вторую станцию.

Один из выходов из станции в 2006 году оформлен французскими архитекторами по образцу Парижского метрополитена, в духе Эктора Гимара.

Интересные факты

  • На одной из мозаик — «Борьба за Советскую власть на Украине» — современные пассажиры усматривают у одного из партизан в руках мобильный телефон и КПК, а на коленях — ноутбук. В действительности он использует полевой телефон модели УНА-И или УНА-Ф, причем тяжелую трубку партизан держит двумя руками, а то, что принимают за ноутбук — крышка от ящика с телефонным аппаратом[2].

Фотографии

Панно с изображением В.И.Ленина в центре

Мозаика «1905 год в Донбассе». Смальта.

Вход на станцию, оформленный французскими художниками в 2006 году, стилизация под работу Эктора Гимара

Тот же вход, вид поздним вечером.

Солдат с «ноутбуком» и «мобильником»

Примечания

  1. ↑ Киевская Филёвской линии и Киевская Арбатско-Покровской линии
  2. ↑ 1 2 Егор Ларичев, Анастасия Углик №3. Кольцевая линия // Московское метро. Путеводитель. — КнигиWAM. — М.: Просвещение, 2007. — С. 74—75. — 167 с. — ISBN 5-91002-015-3

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Киевская (станция метро, Кольцевая линия)

Координаты: 55°44′37.32″ с. ш. 37°34′01.92″ в. д. / 55.7437° с. ш. 37.5672° в. д. (G) (O) (Я)55.7437, 37.5672

Дата открытия: Район: Округ: Тип: Глубина заложения, м.: Количество платформ: Тип платформы: Форма платформы: Архитекторы: Художники: Инженеры-конструкторы: Выход к улицам: Переходы на станции: Наземный транспорт: Время открытия: Время закрытия: Работающие операторысотовой связи: Код станции:

«Киевская»

Кольцевая линия

Московский метрополитен

14 марта 1954 года

Дорогомилово

Западный

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения

53

1

островная

прямая

Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев

А. В. Мызин, Г. И. Опрышко, А. Г. Иванов

М. В. Головинова, А. Н. Пирожкова

Площадь Европы, Киевская улица

Киевская Киевская

А: 17т, 34т, 119, 132, 157, 157э, 205, 205к, 791, 818, 840, 902Тб: 7, 17, 34, 39

5:35

1:00

МТС, Билайн, Мегафон

077

«Киевская» на Викискладе

«Ки́евская» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Открыта 14 марта 1954 года в составе участка «Белорусская» — «Парк Культуры». Расположена между станциями «Краснопресненская» и «Парк Культуры». Переход на Филёвскую и Арбатско-Покровскую линии. Единственная станция метро Кольцевой линии, не расположенная в Центральном административном округе Москвы.

История создания

Станция получила название от одноимённого ей Киевского вокзала, и замкнула собой строившуюся Кольцевую линию.

В 1953 году на пост первого секретаря ЦК КПСС заступает Никита Сергеевич Хрущёв, и в числе его первых деяний оказывается и увековечивание великой судьбы народа Украины в московском метро. На тот момент ни одна из двух существовавших «Киевских»[1] его не удовлетворяли. По результатам объявленного конкурса было представлено 40 проектов, победу в котором одержали киевляне[2]. Группой строителей руководил действительный член Академии архитектуры Украинской ССР Е. И. Катонин.

Архитектурные новшества не использовались украинской группой архитекторов. Основными стилистическими и инженерными принципами работы для них стали расширяющиеся вверху пилоны и параболический свод, позаимствованный у Л. М. Полякова — архитектора метрополитена, проектировавшего «Арбатскую» Арбатско-Покровской линии. Тонкие орнаментальные опоясывания форм станции напоминают оформление «Новослободской». Путевые стены и нижняя часть пилонов облицованы мрамором марки «Коелга», пол выложен серыми гранитными плитами.

Описание

Конструкция пилонная, трёхнефная, глубокого заложения. Архитекторы — Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев. Художники — А. В. Мызин, Г. И. Опрышко, А. Г. Иванов.

На торцевой стене центрального зала станции расположено большое панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом В. И. Ленина в центре. Вокруг — строки гимна СССР, а под портретом — слова Ленина:

Нерушимая вечная дружба украинского и русского народов является залогом национальной независимости и свободы, расцвета национальной культуры и процветания украинского народа, как и других народов Советского Союза

18 пилонов украшены мозаичными панно из смальты, оформленными на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов:

С 1954 года для выхода в город служит двухмаршевый эскалатор (работы архитекторов И. Г. Таранов, Г. С. Тосунов, инженеров-конструкторов Л. В. Сачкова, М. В. Головинова), который ведёт в общий вестибюль с одноимённой станцией Арбатско-Покровской линии. С промежуточной площадки имеется переход на вторую станцию.

Один из выходов со станции в 2006 году был оформлен французскими архитекторами по образцу Парижского метрополитена, в духе Эктора Гимара.

Факты

Солдат с «ноутбуком» и «мобильником»
  • На одной из мозаик — «Борьба за Советскую власть на Украине» — современные пассажиры усматривают у одного из партизан в руках мобильный телефон и КПК, а на коленях — ноутбук. В действительности он использует полевой телефон модели УНА-И или УНА-Ф, причём тяжёлую трубку партизан держит двумя руками, а то, что принимают за ноутбук — крышка от ящика с телефонным аппаратом[2]. Вместе с тем, указанные модели телефонов начали выпускать только во второй половине 20-х годов XX века. Надо полагать, что на мозаике изображён некий иностранный полевой телефон-передатчик.
  • Станция была последней и самой «богатой» на изображения И. В. Сталина. Целых пять его профилей можно было увидеть в оформлении станции на мозаиках «Провозглашение Советской власти В. И. Лениным. Октябрь 1917 года», «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве», «Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года», «Дружба русских и украинских колхозников» и в самом конце станции был помещён большой профиль Ленина-Сталина, который был заменён маленьким портретиком В. И. Ленина.
  • Один из входов на станцию оформлен французскими архитекторами в духе типовых проектов Эктора Гимара. Представитель стиля модерн, Эктор Гимар декорировал входы на первые станции парижского метро в 1900-1910 годы. Ответным подарком московского метрополитена стал витраж "Курочка Ряба", установленный на станции "Madeleine" в Париже.[3].

Фотографии

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Киевская кольцевая (станция метро) Википедия

Дата открытия Район Округ Тип Глубина заложения, м Количество платформ Тип платформы Форма платформы Архитекторы Художники Инженеры-конструкторы Выход к улицам Переходы на станции Наземный транспорт Время открытия Время закрытия Код станции Соседние станции

«Киевская»

Московский метрополитен
14 марта 1954 года
Дорогомилово
Западный
Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
53
1
островная
прямая
Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев
А. В. Мызин, Г. И. Опрышко, А. Т. Иванов
М. В. Головинова, А. Н. Пирожкова
Площадь Европы, Киевская
 Киевская Киевская
А: 119, 132, 157, 205, 205к, 320, 791, 840, 902Тб: 7, 17, 34, 39
5:35
1:00
077
Парк культуры и Краснопресненская
 Интерактивная схемаi
свернуть схему развёрнутая схема со станциями
 Киевская на Викискладе

wikiredia.ru

Киевская (станция метро, Кольцевая линия) — Википедия РУ

Кольцевая линия не входила в первоначальные планы Московского метрополитена. Вместо неё должны были быть построены «диаметральные» линии с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии был разработан в 1934 году, в нём планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями. В проекте 1938 года линию планировалось построить значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савёловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава» и «Киевская». В 1941 году проект Кольцевой линии изменился. Теперь её планировали построить ближе к центру. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки Центрального пересадочного узла («Охотный Ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»)[1].

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось открыть линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха». Первый участок был открыт 1 января 1950 года, второй — 30 января 1952 года, и третий, замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года (после его ввода в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 40 станций)[1]. Станция получила название от одноимённого ей Киевского вокзала и замкнула собой строившуюся Кольцевую линию.

В 1953 году главой КПСС стал бывший лидер Украинской ССР Н. С. Хрущёв, и в числе его первых деяний оказалось и увековечивание Украины в московском метро. На тот момент ни одна из двух существовавших станций, носящих название «Киевская»[2], его не удовлетворяла. В ходе объявленного конкурса было представлено 40 проектов, по его результатам победу одержали киевляне[3]. Группой строителей руководил действительный член Академии архитектуры Украинской ССР Е. И. Катонин.

В 1972 году был открыт второй выход станции, ведущий в подземный вестибюль станции «Киевская» Филёвской линии[4].

Вестибюли

Станция имеет два вестибюля: южный (наземный) — совмещённый со станцией Арбатско-Покровской линии, и северный (подземный), общий со станцией Филёвской линии[4].

Южный вестибюль «Киевской» (архитекторы И. Г. Таранов, Г. С. Тосунов, инженеры-конструкторы Л. В. Сачкова, М. В. Головинова) был построен в здании Киевского вокзала для станции Арбатско-Покровской линии в 1953 году, а в 1954 году стал совмещённым вестибюлем Кольцевой и Арбатско-Покровской линий. При открытии в 1958 году Филёвского радиуса этот вестибюль соединился переходом с подземным вестибюлем станции Филёвской линии[5].

Кассовые залы расположены в реконструированном цокольном этаже вокзала. Эскалаторный зал представляет собой полукруглый атриум, обращённый к эскалаторной арке. Восемь колонн зала с коринфскими капителями несут антаблемент, над которым находится купол. Зал освещается лампами за карнизом. Стену зала за колоннами украшает мозаичный фриз «Торжество людей Советской Украины» Г. И. Опрышко. На нём счастливые украинцы несут к гербу Советской Украины плоды своих трудов[5].

Стены и колонны эскалаторного зала облицованы светлым мрамором, а в окаймляющем зал дуговом коридоре — декоративным мрамором разных цветов[5].

  Вход на станцию, оформленный французскими художниками в 2006 году

С 1953 года для выхода в город служит двухмаршевый эскалатор, который ведёт в общий вестибюль с одноимённой станцией Арбатско-Покровской линии. С промежуточной площадки имеется переход на вторую станцию[6].

Один из лестничных сходов в подземный переход, ведущий в открытый в 1972 году второй совмещённый вестибюль (с Филёвской линией), в 2006 году был оформлен французскими архитекторами по образцу Парижского метрополитена, в духе Эктора Гимара. Гимар, представитель стиля модерн, декорировал входы на первые станции парижского метро в 1900—1910 годах. Ответным подарком московского метрополитена стал витраж «Курочка Ряба», установленный на станции «Мадлен» в Париже[7].

В 2009 году турникеты были заменены на новые, принципиально более новой конструкции — типа УТ-2009 (впервые установленные в московском метро)[6].

Станционные залы

Конструкция пилонная, трёхнефная, глубокого заложения (глубина заложения — 53 метра[8]). Архитекторы — Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев[9]. Художники — А. В. Мызин, Г. И. Опрышко, А. Т. Иванов.

Художественное оформление станции посвящено теме дружбы русского и украинского народа. Пилоны станции плавно переходят в своды центрального и боковых залов и межпилонных проходов[4]. К постаментам пилонов в зале и на платформах приставлены диваны на мраморных основаниях. Центральный зал перекрыт изящным белым сводом. Межпилонные проходы окаймлены лепным жгутом, характерным для украинской архитектуры XVII века. Путевые стены облицованы светлым мрамором. Станционные залы освещают богато украшенные золотистые люстры[10].

18 пилонов украшены абстрактно-растительными орнаментами, а также мозаичными панно из смальты и ценных пород, тематика которых связана с историей Украины и дружбы украинского и русского народов. Они находятся на пилонах со стороны центрального зала. Панно ограничены сложными рамками, которые окаймляются широким лепным орнаментом по национальным украинским мотивам (стилизованные колосья, бутоны, листья, гирлянды). Под каждым панно размещён стилизованный мраморный свиток с названием[6].

  Пример оформления пилона: Борьба за Советскую власть на Украине

На одной из мозаик — «Борьба за Советскую власть на Украине» — изображён партизан, который использует переносной телефон на базе штабного телефона FF-17[11], который производился с 1910 по 1920 год в Германии. Тяжёлую трубку телефона партизан держит двумя руками. Некоторые современные пассажиры принимают аппарат за мобильный телефон, КПК и ноутбук[3].

Несмотря на то, что станция открылась уже после 1953 года, она была самой «богатой» на изображения И. В. Сталина. Семь его профилей можно было увидеть в оформлении станции на мозаиках «Провозглашение Советской власти В. И. Лениным. Октябрь 1917 года», «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве», «Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года», «Дружба русских и украинских колхозников», «ХІХ съезд — съезд единства Коммунистической партии, Советского правительства и народа»[12], а в торце станции был помещён большой беломраморный барельеф Ленина и Сталина, который был позже заменён маленьким портретом В. И. Ленина. На мозаике «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве» было два изображения Сталина (одно из них — на знамени, вместе с Лениным). Также по проекту предполагалась мозаика на тему «XIX съезд партии — съезд единства партии, правительства и народа», которая должна была прославлять Сталина, однако после его смерти была заказана мозаика на другую тему[13]. После развенчания культа личности Сталина все его изображения были убраны[13].

На торцевой стене центрального зала станции расположено смальтовое панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом В. И. Ленина в центре. Вокруг — строки гимна СССР, а под портретом — слова Ленина:

  Нерушимая вечная дружба украинского и русского народов является залогом национальной независимости и свободы, расцвета национальной культуры и процветания украинского народа, как и других народов Советского Союза  

[14]

Арки проходов обведены широкими рельефными лепными фризами с национальным орнаментом. Станционные залы освещаются подвесными многорожковыми люстрами по оси всех трёх сводов. Цоколи пилонов и путевые стены облицованы белым коелгинским мрамором, пол выложен серым гранитом с красной каймой[6].

Переходы

Пересадочный узел начал формироваться в 1954 году. Изначально это был узел только Арбатско-Покровской и Кольцевой линий. На радиальной станции мостики над путём в сторону «Смоленской» вели в промежуточный зал, из которого также можно было попасть на кольцевую станцию. На кольцевой линии в южном торце был эскалатор, из которого можно попасть на промежуточную площадку и в вестибюль[4].

В 1958 году была вновь открыта станция «Киевская» мелкого заложения. Из одного из двух подземных вестибюлей можно было попасть в вестибюль глубоких «Киевских»[4].

В 1972 году были построены дополнительные переходы из центра зала кольцевой станции в восточный торец «Киевской» Арбатско-Покровской линии и в аванзал восточного вестибюля «Киевской» Филёвской линии[4].

http-wikipediya.ru