Московское центральное кольцо. Мцк с метро
чем МЦК отличается от метро и электрички – Москва 24, 12.09.2016
Московское центральное кольцо (МЦК) – аббревиатура в ходу совсем недавно, само кольцо в работе с пассажирами и того меньше. На схемах метро кольцо обозначено 14-й линией, пусть и выглядит чуть по-другому.
Метро или электричка
Окружная железная дорога, Малое кольцо московской железной дороги, Московская кольцевая железная дорога, Московское центральное кольцо – все эти определения в том или ином виде относятся к одному и тому же объекту.Первый поезд на станции "Лужники" Московского центрального кольца. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий
В новом названии – МЦК – убрано упоминание железной дороги, на схемах метро оно обозначено 14 линией, пересадка с метрополитеном бесплатна (даже в варианте "метро – МЦК – метро"), на сайте метрополитена создана отдельная страничка для МЦК… Так может быть все-таки МЦК – это метро?Навигация в переходе между платформами станции Хорошево Московского центрального кольца. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий
Если подойти к вопросу формально, то МЦК – это самая настоящая железная дорога, однако в массовом сознании использование железной дороги для передвижения внутри одного города все же малоприменимо, к тому же МЦК интегрировано главным образом именно с метрополитеном, и является кольцо именно городским транспортом, а не пригородным, к которому относятся привычные горожанам зеленые электрички. В том числе поэтому навигация и тарифы разработаны именно таким образом, чтобы пассажир ощущал, что он на 14-й линии метро, хотя по факту МЦК, конечно же, метрополитеном не является.Турникеты на станции Лужники Московского центрального кольца. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий
В отношении МЦК уместно употреблять термин "городская электричка" – вид транспорта в России не очень распространенный.За рубежом подобный вид транспорта распространен и достаточно популярен. К примеру, в Германии, Австрии, Швейцарии работает S-bahn, который занимает промежуточное положение между городским общественным транспортом и классическими пригородными поездами.
МЦК само по себе ломает шаблоны многих определений, а на тематических форумах многие месяцы идут подобные дебаты – "Чем же все-таки считать новое кольцо?".МЦК, метрополитен, монорельс и наземный транспорт – все это элементы единой транспортной системы города, поэтому ставить вопрос "является ли МЦК частью метро?" не совсем верно. На вопрос же "Относится ли МЦК к московской транспортной системе?", безусловно правильно и корректно ответить "Да", как и на аналогичный вопрос в отношении метрополитена или монорельса.
Поезд "Ласточка" прибывает на станцию Хорошево Московского центрального кольца. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий
Основной поток на МЦК все же стоит ожидать пересадочный с метро, "чистых" самостоятельных поездок по кольцу будет меньше. В то же время такие станции как Зорге (ранее – Новопесчаная), Крымская (ранее – Севастопольский проспект), Стрешнево (ранее – Волоколамская) создали (в случае с Зорге – создадут) новые транспортные узлы. Жители ближайших домов и те, кто работает рядом, определенно оценят появление этих станций. Вслед за этим появятся и новые маршруты передвижения.В силу специфики, часть трассы МЦК проходит по промзонам. Но так ли это важно, ведь в городе появился новый транспортный коридор. Да и не всегда в окне "Ласточки" будут мелькать промзоны. Новодевичий монастырь, Москва-Сити, Лосиный остров, Москва-река – пейзажи более чем разнообразны.
Вид из окна поезда МЦК. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий
С точки зрения формальных определений, МЦК – скорее электричка, чем метро, фактически это новый полноценный элемент транспортной системы. Насколько он актуален – вопрос к каждому конкретному пассажиру. В любом случае, новые связи, сокращающие время в пути – это всегда хорошо, особенно для такого мегаполиса как Москва.Впечатления первых пассажиров
Новые маршруты: как МЦК поможет сократить время в пути
Андрей ПеречицкийСюжет: Запуск Московского центрального кольца
www.m24.ru
Московское центральное кольцо — WiKi
Московское центральное кольцо (МЦК) — маршрутная линия железнодорожного[7][8]пассажирского транспорта в Москве[9][10], частично интегрированная с метрополитеном по системе оплаты проезда и пересадкам[11]. Представляет собой городскую систему движения электропоездов[12] по основному ходу[13]Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД). РЖД осуществляет перевозки по договору с заказчиком проекта — Московским метрополитеном[14].
Метрополитен и департамент транспорта Москвы декларируют, что уровень обслуживания пассажиров «полностью соответствует стандартам метро» с точки зрения регулярности движения поездов, организации оплаты проезда и навигации[15], что создаёт единое с метрополитеном пространство[14]. В связи с этим Московский метрополитен позиционирует МЦК как 14-ю линию[16], на вестибюлях станций наряду с логотипом РЖД присутствует логотип метрополитена. Маршрут обозначается на схемах метро белой линией с красной окантовкой под названием МЦК и порядковым номером 14[15][17][18]. Проектирование и строительство системы велось под обозначением Московская кольцевая железная дорога (МКЖД)[2][19]; в июне 2016 года было объявлено о том, что на схемах Московского метрополитена система будет обозначена как Вторая кольцевая линия метрополитена[14][15], а в июле 2016 года система получила официальное название Московское центральное кольцо (МЦК)[8].
Малое кольцо МЖД, на котором организовано движение электропоездов МЦК, имеет длину 54 км, располагается вблизи исторически центральной части города, окружая Садовое кольцо на расстоянии от 2,5 до 9 км, на западе, юго-западе и юго-востоке вплотную приближается к Третьему транспортному кольцу и проходит вдоль трассы последнего. На линии устроен 31 остановочный пункт с пересадками на 10 линий метро и 9 радиальных направлений железной дороги. Логистическая роль МЦК предполагает генерацию нового пассажиропотока и оттягивание его от метрополитена, а также связь и консолидацию радиальных направлений метро и железной дороги.[20].
Как Московская окружная железная дорога магистраль была открыта в 1908 году, до 1934 года по ней осуществлялись пассажирские и грузовые перевозки, затем — только грузовые и технического характера. После реконструкции два главных пути магистрали используются преимущественно для пассажирского движения. Для грузовых перевозок и технологического движения используется новый, построенный на части линии (37 км) третий главный путь[2][3]. Вся железнодорожная инфраструктура находится в собственности ОАО «РЖД»[21]. В ночной перерыв в целях диагностики и обслуживания пассажирские пути используются для технологического движения дефектоскопов, путеизмерителей, рельсосмазывателей, мотрис[22].
Пассажирское движение на линии открыто 10 сентября 2016 года в присутствии президента Российской Федерации В. В. Путина и мэра Москвы С. С. Собянина[23]. Первый месяц (по 10 октября включительно[24]) МЦК работало бесплатно[15][25].
15-летний контракт московского метрополитена, как заказчика услуг по перевозке пассажиров, с компанией-перевозчиком РЖД составляет 57,7 млрд руб[26].
Московская окружная железная дорога (МОЖД)[27] была построена вокруг Москвы по проекту архитектора и инженера П. И. Рашевского в 1903—1908 годах. Её протяжённость составила 54 км[28].
Отсчёт вёрст новой железной дороги начинался от точки её пересечения с Николаевской железной дорогой по часовой стрелке. На дороге были выстроены 14 станций (все они — образцы московского модерна начала XX века), выполненных в едином стиле, два остановочных пункта (Потылиха у Николаевского моста, Военное поле близ Ходынских военных лагерей) и один телеграфный пост (Братцево). Все пассажирские здания располагались внутри кольца, со стороны центра города, а товарные платформы, пакгаузы, станционные пути — с внешней стороны[29].
Первоначально по дороге перевозились не только грузы, но и пассажиры, для которых были построены станции-вокзалы (Владыкино, Воробьёвы Горы, Братцево, Серебряный Бор, Лихоборы, Лефортово, Канатчиково и др.), часть из которых сохранилась по сей день. Дo 1917 года МОЖД развозила по Москве рабочих и служащих прилегающих к ней предприятий, хотя пассажиров всегда не хватало. К концу 1920-х годов районы, по которым проходит трасса МОЖД, получили надёжное трамвайное и автобусное сообщение, и в 1934 году пассажирское движение по кольцу было закрыто[28].
После войны одновременно с продолжением перевода Московского железнодорожного узла на электротягу встал вопрос об электрификации Малого кольца. Первые предложения по этому поводу прозвучали ещё 1946 году, однако без полномасштабных и дорогостоящих работ сделать это было невозможно. Тем не менее, к вопросу необходимости электрификации линии возвращались постоянно — и во время XX съезда КПСС 1956 года, и в генеральной схеме размещения производительных сил 1966-го, и в очередном проекте электрификации 1996-го. С такой же частотой говорили о возвращении пассажирского движения — в 1952-м, 1966-м (когда даже был определён тип подвижного состава электрички, который предполагалось использовать на линии), в конце 1980-х и в 2001 году. Однако старые мосты с низкими порталами не позволяли просто и дёшево электрифицировать трассу, а организация пассажирского сообщения требовала сооружения новых пассажирских платформ в местах, удобных для пересадки на другие виды транспорта, в результате чего эти планы в XX веке так и не были воплощены[30].
С 2000-х годов по 2014 год на Малом кольце в экскурсионном режиме изредка ходили пассажирские ретро-поезда под паровозной тягой, состоящие из одного или нескольких вагонов. Поезда обычно отправлялись с вокзалов Москвы (чаще всего — Рижского и Киевского) и затем съезжали на Малое кольцо, где делали от одной до нескольких остановок возле исторических вокзалов его станций[31].
Проектирование
Рабочая карта Малого кольца МЖД со всеми соединительными ветвями перед реконструкцией, 2012В 2001 году был разработан проект организации пассажирского сообщения электропоездов на Малом кольце МЖД в режиме наземной линии метро, предусматривающий пересадки на станции метрополитена и остановочные пункты пригородных поездов на радиальных железнодорожных направлениях[30]. Первичное соглашение о реализации проекта по реконструкции и электрификации кольца для запуска пассажирской линии городской электрички было подписано правительством Москвы и руководством ОАО «РЖД» при согласии председателя правительства России В. В. Путина в 2008 году[32]. Для реконструкции кольца и запуска пассажирского движения по нему в 2011 году РЖД и Правительство Москвы на паритетных условиях учредили совместную компанию ОАО «МКЖД», при этом каждая из сторон продолжала инвестировать в проект и самостоятельно.
Проект организации кольцевой линии городской электрички в составе транспортной сети Москвы был разработан в рамках долгосрочной программы «Город, удобный для жизни», концепции обеспечения транспортной доступности в Московском регионе, развития транспортной системы столицы, избавления города от пробок[33]. 11 июня 2011 года проект МКЖД одобрен на встрече председателя правительства РФ Владимира Путина и главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина[28][34].
В 2011—2012 годах разработана проектная документация на инфраструктуру, подготовлены градостроительные обоснования, проекты планировки территорий и документация для строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). НИИ «Мосжелдорпроект» и ряд других профильных институтов выполнили проектные изыскания.
Реконструкция инфраструктуры линии
Реконструкция МКЖД для возможности запуска движения городской электрички осуществлена в период с 2012 по 2016 год за счёт средств федеральных инвестиций, ОАО «РЖД», правительства Москвы и группы компаний-инвесторов[28][35]. В ходе реконструкции была проведена замена путей на бесстыковые для бесшумного движения поездов, произведена реконструкция мостов, осуществлена электрификация линии, сооружены остановочные пункты для электропоездов, интегрированные с транспортно-пересадочными узлами, обновлена система сигнализации и автоблокировки на линии. Для возможности грузового движения в дневное время без помех электричкам был сооружён третий главный путь на 2/3 протяжённости кольца (кроме 17-километрового участка Пресня — Канатчиково — Угрешская, где третий путь не был сооружён из-за сложной инфраструктуры (мосты через Москву-реку, Гагаринский тоннель, вплотную примыкающие к железнодорожным путям Третье транспортное кольцо и объекты городской инфраструктуры) и особенностей рельефа)[36]. В ходе реконструкции кольца за пределы города были выведены пять грузовых дворов, всего в сферу благоустройства попало 8,5 тысячи га столичной территории.
Для городской электрички был обустроен 31 остановочный пункт с высокими платформами, которые строились с нуля, при этом имеющиеся возле вокзалов исторических станций низкие платформы и занимаемая ими площадь не были использованы при возведении новых платформ. К моменту начала реконструкции уже существовала подземная платформа Площадь Гагарина, а в 2013—2016 годах она была реконструирована и отделана. Из новых платформ раньше всего (в конце 2013 года) было начато строительство остановочного пункта Лужники. Непосредственное строительство большинства остальных платформ началось весной 2015 года. К сентябрю 2016 года работы по возведению практически всех платформ были завершены, также были возведены примыкающие к ним павильоны с кассами и турникетами и лестницы, однако работы по отделке павильонов и лестниц у части платформ ещё не были завершены. К моменту запуска пассажирского движения 10 сентября оказались не готовы к открытию 5 платформ из 31, однако на 8 ноября они открыты все. Помимо указанных платформ, планировалась и обозначалась на схемах 32-я платформа Пресня (в границах одноимённой станции), решение о её строительстве будет принято после запуска пассажирского движения[37][38].
По состоянию на конец второго квартала 2016 года, работы по реконструкции дороги были выполнены на 97 %, при этом были закончены укладка пути и электрификация, что позволило начать эксплуатацию электропоездов на полном кольцевом маршруте в тестовом режиме[39]. Однако линия на тот момент ещё не была готова принять первых пассажиров, поскольку вестибюли и сходы на платформы у значительной части пассажирских остановочных пунктов ещё продолжали строиться.
В ходе реконструкции МЦК на значительном числе его участков производилась массовая перекладка путей и стрелочных переводов. В результате изменилась схема путевого развития, что повлекло некоторые изменения в административно-территориальном делении г. Москвы. Так, в ВАО из-за перекладки подъездного пути к ТЭЦ-23 в северной горловине станции Черкизово, по которому проходит граница района Гольяново и Метрогородок, район Богородское утратил общую границу с районом Гольяново[40].
Организация перевозок
Табличка при входе на одну из платформ МЦК с логотипами метрополитена и РЖДОрганизация перевозок на пассажирской линии постановлением правительства Москвы № 799-ПП от 9 декабря 2013 года была возложена на ГУП «Московский метрополитен»[41]. Конкурс на выбор перевозчика 29 декабря 2014 года сроком на 15 лет выиграла Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК)[28]. Управление движением, обслуживание и контроль инфраструктуры МКЖД будут осуществлять специальный диспетчерский круг, созданный в Центре управления пригородным комплексом, а также другие подразделения Московской железной дороги[28][34][42]. 21 января 2016 года ОАО «ЦППК» и ОАО «РЖД» заключили соглашение о переуступке договора на транспортное обслуживание МКЖД, вследствие чего исполнять заказ столичного правительства на пассажирские перевозки по МКЖД будет железнодорожный холдинг; данная сделка согласована правительством Москвы в лице ГУП «Московский метрополитен». Организует транспортное обслуживание на МКЖД Московская дирекция скоростного сообщения (МДОСС), являющаяся структурным подразделением Дирекции скоростного сообщения — филиала ОАО «РЖД»[2]. При этом вице-мэр Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов отметил, что «железнодорожному кольцу вскоре предстоит стать фактически ещё одной линией метро»[43].
С 21 декабря 2015 года дорога обозначается на схемах Московского метрополитена как строящаяся 14-я линия[44][45]. По данным «РЖД» и правительства Москвы, кольцевая железная дорога станет для Москвы ещё одной веткой метро, только наземной[19][46].
С апреля 2016 года начала функционировать Московско-Окружная дистанция инфраструктуры Московской дирекции инфраструктуры, созданная на базе технических средств дистанций пути, электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки[21][47]. Система автоблокировки (АБ) предусмотрена с интервальным регулированием на базе аппаратуры Ebilock и АБТЦ-МШ[48], позволяющей варьировать межпоездные интервалы движения, увеличивать и уменьшать блок-участки в зависимости от пассажиропотока. Это даёт возможность обеспечить рост пассажиропотока за счёт такта, а не за счёт больших скоростей, которые не превышают 80 км/ч из-за множества остановочных пунктов и малого расстояния между ними[49].
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, пассажирское движение по МКЖД позволит «создать ещё одно наземное кольцо Московского метрополитена и снизить нагрузку на действующую Кольцевую линию примерно на 15 процентов». Запуск МКЖД поможет, по мнению градоначальника, разгрузить вокзалы Москвы и железнодорожные платформы радиальных направлений. Глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров оценил провозную способность МКЖД в более чем 400 тысяч пассажиров ежедневно[50]. По утверждению заместителя начальника Московского метрополитена Юрия Дегтярёва в декабре 2015 года, МКЖД будет полноценной частью Московского метрополитена с едиными билетом и навигацией[51].
Выбор подвижного состава
Электропоезд ЭГ2Тв «Иволга», ранее планировавшийся к эксплуатации на МЦКПервоначально в качестве подвижного состава для городской электрички планировалось использовать электропоезда ЭГ2Тв «Иволга», разработанные в 2014 году Тверским вагоностроительным заводом как принципиально новые городские и пригородные поезда отечественной разработки, в начале 2015 года было изготовлено два пятивагонных поезда в городском исполнении специально для использования на МКЖД. В качестве альтернативы рассматривался вариант использования более дорогих электропоездов ЭС2Г «Ласточка» (Siemens Desiro) разработки немецкого концерна Siemens с локализацией производства на отечественном заводе Уральские локомотивы. Оба поезда имели бестамбурную конструкцию и салон городского исполнения с сиденьями, размещёнными по схеме 2+2.
Однако по состоянию на конец 2015 года обе модели не участвовали в конкурсе: первая не прошла испытания, вторая показалась компании ЦППК, которая на тот момент была выбрана перевозчиком, слишком дорогой для закупки и эксплуатации[52]. Вместо них компанией ЦППК к концу года было решено использовать 35 шестивагонных электропоездов ЭД4М (модификация ЭД4М-500) производства Демиховского машиностроительного завода[53][54][55].
Упоминалось также о другой причине срыва конкурса. Как указывали вице-президент НП «Объединение производителей железнодорожной техники» Антон Зубихин и журнал Forbes, выгодный заказ на подвижной состав для МКЖД ещё с 2011 года вызвал жёсткую конкуренцию между двумя ведущими производителями железнодорожной техники в России — ЗАО «Трансмашхолдинг» и «Группой Синара». Каждый из этих концернов продвигал своё детище, первый — «Иволгу», а второй — «Ласточку». Поезда «Ласточка» в значительном количестве были закуплены РЖД в Германии, в России же «Группой Синара» налажено совместное с Siemens Desiro производство адаптированной модели этих поездов в Верхней Пышме — именно с целью поставки и эксплуатации на МКЖД. Эту схему поддерживал бывший президент РЖД Владимир Якунин, при котором были осуществлены закупки поездов Siemens в Германии. Однако после отставки В. И. Якунина в августе 2015 года маятник качнулся в другую сторону. Все ключевые фигуры, влияющие на управление МКЖД, — Максим Ликсутов, Михаил Хромов, Андрей Бокарев и гендиректор ОАО «МКЖД» Алексей Зотов — выходцы из «Трансмашхолдинга», поэтому закупать электропоезда «Ласточка» у конкурентов им оказалось весьма невыгодно. В обстоятельствах, когда «Иволга» ещё не дошла до серийного производства, и появилось более простое и дешёвое решение: закупить обычные электропоезда Демиховского машзавода — предприятия «Трансмашхолдинга»[56][57][58][28].
После переуступки прав перевозчика от ЦППК к РЖД 21 января 2016 года окончательный выбор подвижного состава для МКЖД сделан в пользу электропоездов «Ласточка»[2][59], а планировавшиеся ранее электропоезда ЭД4М-500 так и не были изготовлены. В ноябре 2017 года опрос ВЦИОМ показал, что большинство пассажиров МЦК желают, чтобы и на других направлениях городского и пригородного железнодорожного движения использовались электропоезда «Ласточка» или этого класса[60]. В ноябре 2017 года стало известно, что 23 состава поездов «Иволга» будут в октябре-ноябре 2018 года поставлены компании ЦППК для эксплуатации на линии Лобня — Одинцово проекта Московские центральные диаметры[61][62][63].
Ввод в тестовую эксплуатацию
В мае 2016 года по МКЖД началось тестовое движение электропоездов на опытном участке Канатчиково — Лихоборы[3][19]. Тестовая обкатка всей линии была начата с 4 июля 2016 года[64] по окончании реконструкции и электрификации главных путей. Первоначально по кольцу с заниженными скоростями курсировали только электропоезда ЭС2Г «Ласточка», которые и стали использоваться для пассажироперевозок. Позднее для полной загрузки инфраструктуры МКЖД ввиду отсутствия в депо достаточного количества «Ласточек», часть которых ещё не поступила с завода, к испытаниям привлекли 12 дополнительных электропоездов отечественной разработки серий ЭД4М, ЭТ2М и ЭР2Т, снятых с пригородных маршрутов, хотя их эксплуатация на кольце в будущем не планируется[65].
20 июля 2016 года, почти сразу после запуска электропоездов отечественной разработки, с одним из них произошёл первый инцидент. Электропоезд ЭД4М-0403 въехал на платформу Стрешнево, первую по маршруту его следования, и процарапал бок головного вагона[66]. Данное происшествие повлекло временную остановку движения по кольцу, в течение нескольких часов после него путь вдоль платформы Стрешнево с помощью выправочной подбивочно-рихтовочной машины был смещён чуть дальше от платформы для соответствия габаритам, после чего движение было возобновлено[65]. Однако как негативное следствие смещения пути, между останавливающимися поездами и платформой образовался значительный зазор, создающий неудобства для пассажиров[67].
Федеральное агентство железнодорожного транспорта выдало в 2016 году разрешительные документы для временной эксплуатации МЦК, разрешение на постоянную эксплуатацию ожидается к концу 2017 года[68].
Открытие и начало регулярной эксплуатации
10 сентября 2016 года, в День города, состоялось открытие Московского центрального кольца. В церемонии открытия, состоявшейся около 12 часов, приняли участие Президент России В. Путин и мэр Москвы С. Собянин, которые прокатились по кольцу от платформы Лужники до платформы Площадь Гагарина и обратно[69].
В 14 часов платформы для всех пассажиров на МЦК были открыты, что ознаменовало начало регулярного пассажирского движения электропоездов по линии городской электрички. При этом, хотя движение открылось по всей длине кольца, для пассажиров было доступно лишь 26 платформ. Ещё две — Соколиная Гора и Дубровка — открылись 11 октября, платформа Коптево — 1 ноября, платформа Зорге — 4 ноября, платформа Панфиловская — 8 ноября.
В честь открытия была выпущена памятная серия карты Тройка. В первый месяц после открытия проезд пассажиров по МЦК был бесплатным[25], однако на некоторых станциях пересадки на метро и обратно пересадочные турникеты уже работали в обычном режиме.
Турникетный зал на МЦК Карта МЦК и метрополитенаС 11 октября 2016 года для оплаты проезда на МЦК используются единые для Московского городского транспорта бесконтактные билеты и перезаписываемые смарт-карты, в том числе, карта «Тройка», социальная карта москвича и другие. Для билетов с ограниченным числом поездок предусмотрена возможность бесплатной пересадки между станциями МЦК, расположенными поблизости станциями метрополитена и монорельса[87] в течение 90 минут с момента прохода без дополнительного гашения поездки или списывания денег. На МЦК частично действуют те же столичные социальные льготы, что и в метро[3][19][50]. В этих целях на МКЖД действует как федеральное, так и московское (не в полном объёме) законодательство о льготах[88].
Предоставляется федеральная льгота на проезд в пригородных поездах на основании справки из ПФР (основная часть — инвалидам из других регионов РФ, а также не имеющие при себе соцкарту, но имеющие справку).
Однако с 11 октября, с первого дня работы кольца в платном режиме, правом бесплатного проезда не могут воспользоваться региональные льготники из Московской области, а также сотрудники московской полиции, дружинники и ряд других категорий получателей льгот города Москвы[89].
Контроль проездных билетов и гашение поездок либо списание денежных средств (в зависимости от вида билета) осуществляется при входе на остановочные пункты МЦК с помощью турникетов аналогично станциям метрополитена. Турникеты имеют распашные либо раздвижные створки, открывающиеся на вход при поднесении к магнитному валидатору действующего проездного билета. При этом на турникете загорается зелёная лампа и отображается оставшееся число поездок, а если билет был использован менее 90 минут назад при входе на станцию метро или монорельса и после этого не использовался в городском транспорте, на турникете загорается слово «ПЕРЕСАДКА» и поездка не списывается. На выход турникеты открывают створки для пассажиров в свободном режиме. Однако беспрепятственные пересадки (минуя турникеты) между метрополитеном и МЦК отсутствуют на всех ТПУ, в том числе имеющих прямую пересадку[90]. Поэтому хотя сохранение билета после прохода через входной турникет в целом необязательно, в случае необходимости пересадки с МЦК в метрополитен или наоборот без дополнительного гашения поездки в течение 90 минут пассажиру всё же потребуется сохранить билет, использованный им ранее при входе, и использовать его же при входе через турникеты во время пересадки[4].
При использовании билета «90 минут»
- Если поездка начата на наземном транспорте, то при входе в метро или МЦК начинается второй таймер в 90 минут. Возможно дальнейшее использование наземного транспорта до истечения первого таймера, но это обнулит второй;
- Если поездка открыта на метро или МЦК, то можно совершить одну или две пересадки (или ни одной), после чего завершить поездку на наземном транспорте (любого маршрута) при наличии остатка времени;
- При переходе между метро или МЦК использование наземного транспорта не допускается.
Возможность бесплатной пересадки имеет ряд ограничений:[87]
- Пересадка осуществляется между станциями разных рельсовых транспортных систем (МЦК — метро — монорельс) в течение 90 минут;
- В рамках одной пересадки билет не должен использоваться в уличном транспорте (трамвае, троллейбусе, автобусе или маршрутке) между проходами через турникеты метро, монорельса и МЦК, в противном случае при проходе через турникет станции после поездки на наземном транспорте списывается новая поездка;
- Допускается не более одного входа на станции МЦК или монорельса и не более двух входов на станции метрополитена, включая монорельс, если между ними был совершён проход на МЦК;
- По одному билету обрабатывается одновременно только один пересадочный цикл, то есть двум пассажирам нужно иметь два билета, в противном случае протарифицируется как 3 поездки, трём-5 и т. д.;
- бесплатная пересадка по использованному ранее билету с ограниченным числом поездок может осуществляться только между определёнными станциями разных систем московского рельсового транспорта, обозначенными на схеме (или текстом) как пересадочные, во всех остальных случаях происходит списание ещё одной поездки. Список станций указан в приложении 2 к постановлению Правительства Москвы 519-ПП от 22.08.2016 г. (п.2.1. и 2.2). Согласно этому постановлению, возможны также пересадки с любых станций МЦК на станции монорельса «Тимирязевская» и «Выставочный центр», а с любых станций монорельса — на станции МЦК Ботанический сад, Ростокино, Окружная, Владыкино. Согласно постановлению Правительства Москвы 651-ПП от 10.10.2016, добавилась пересадка на станцию монорельса «Улица Милашенкова». Кроме того, турникеты позволяют пересадку с МЦК на станции ВДНХ, Тимирязевская, Фонвизинская, а также с метро на станцию МЦК Ростокино. Но данные пересадки, а также пересадки между МЦК и монорельсом практически бесполезны ввиду большого расстояния между ними;
- Контроль времени осуществляется только общие 90 минут и только по входу, поэтому при быстром оформлении документов, передаче вещей и т. п. возможны ситуации, что пассажир укладывается как между официальными пересадками, но не так связанными: «Кожуховская-Угрешская», «ЗИЛ/Парк Легенд-метро Автозаводская», так и при треугольных проходах «Водный Стадион-Балтийская», «Семёновская-
ru-wiki.org
МЦК с пассажирами - Метрополитен
2. И всё-таки это железная дорога, несмотря ни на что
3. Все кассы, основная навигация в стиле РЖД
4. Добро пожаловать на МЦК
5. Турникеты для бесплатных пересадок помечены жёлтой наклейкой. То есть если вы были в метро и планируете после МЦК продолжить поездку опять в метро, проходите через этот турникет, приложив билет. Если вы потом в метро не пойдёте, то вообще не нужно ничего прикладывать (первый месяц бесплатно!) и идти через другие турникеты
6. В ожидании первого поезда на станции «Лужники»
7. К открытию подготовили вот такие красочные альбомы, их дарили высоким гостям
8. Удалось полистать немножко
9.
10. Как это виделось век назад
11. Надеюсь, когда-нибудь он будет в широком доступе
12. Вернёмся к МЦК: навигация РЖД дополнена схемами в стиле Московского транспорта, собственно благодаря им и можно нормально ориентироваться
13. Пока что доступны 26 станций, Панфиловская, Дубровка, Зорге (кто придумал такое убогое название?), Коптево и Соколиная гора ещё не готовы
14. А вот и первая Ласточка. Пассажирское движение по МЦК открыто
15. Такие прекрасные виды открываются далеко не всегда, в основном за окном мелькают промзоны. С другой стороны, МЦК как раз поможет их облагородить
16. Станция, где ломается баланс белого - «Деловой центр»
17. Из-за ядовитого зелёного, который дают прозрачные панели, находиться тут неприятно
18. Зато удобная пересадка на станцию метро «Международная»
19. Изначально эта станция МЦК должна была называться «Сити». Новые таблички повесили, но не везде
20.
21. В процессе поездки обнаружил, что вот такие ещё буклеты раздавали на входе
22. Мне кажется, очень хорошее начинание
23. Станция «Хорошёво» с прекрасным видом на Москву-Сити
24. Всё бы ничего, но зачем путать пассажиров, указывая на ещё один путь №3, который им совсем ни к чему?
25. «Ботанический сад». Несмотря на отсутствие «тёплой» пересадки, связь с метро тут тоже весьма удобная
26. «Ростокино» - нетиповая станция
27. Здесь можно пересесть на платформу «Северянин» Ярославского направления
28. Идти относительно недалеко, но, даже такая пересадка, думаю, будет пользоваться спросом, так как до этого пересадок на магистральный транспорт у Ярославского направления не было в принципе, все ехали на вокзал. Но на «Северянине» как минимум нужен второй выход
29. «Ростокино» в проекте было «Ярославской», внимательный пассажир это заметит
30. Мост МЦК над Ярославским направлением
31. «Локомотив». Пересадка на метро «Черкизовская»
32. Пересадка крытая, быстрая, удобная, но
33. Архитектура прежнего вестибюля метро убита напрочь
34. Сейчас это похоже на очередной торговый центр
35. Вместо витража Андрея Кузнецова какая-то китайская подделка. В целом, этот вестибюль разочаровал больше всего
36. Едем дальше. Последний пункт - «Площадь Гагарина»
37. Единственная подземная станция на Кольце
38. Здесь, пожалуй, самая короткая пересадка - на метро «Ленинский проспект»
39. Благодаря МЦК «Ленинский проспект» получил третий вестибюль, он получился очень неплохим. Надо приехать сюда как-нибудь рано утром или поздно вечером, посмотреть на него без большого количества пассажиров
40. Коридор выходит прямо на платформу станции метро
41. Несмотря на все огрехи, кольцу - быть! Поздравляю всех с его запуском
ru-metro.livejournal.com