База данных по Охотничьему Собаководству (БОС). Норд база


Прайс-лист

Заказать

Заказать современный уникальный дизайнерский проект это лишь самый первый этап в череде хлопот по проведению индивидуального строительства. Немаловажным моментом, влияющим на совершенно все последующие этапы, является правильный выбор строительных материалов. Именно для решения этой задачи была сформирована стройбаза «Северная».

Унифицировать, сделать более доступным выбор, покупку необходимой продукции, призван наш интернет магазин строительных материалов. Оформить соответствующий заказ вы теперь сможете, не выходя из дома. Профессиональные консультанты помогут правильно совершить выбор необходимых изделий, рассчитать необходимое их количество, оперативно оформят заявку на покупку.

Наш ресурс является крупнейшим представителем известных мировых производителей продукции для строительного дела. На нашем сайте можно найти самые современные облицовочные, изоляционные, кровельные материалы, железобетонные изделия, металлопрокат, любые строительные смеси, всевозможные лаки краски, крепежи, сайдинг и многое другое.

Преимущества сотрудничества с нами

Сотрудничая со стройбазой «Северная» клиенты получают ряд преимуществ, которые выгодно отличают нас от конкурентов, а именно:- интернет магазин строительных материалов поможет в минимальные сроки скомплектовать всем необходимым ваш объект на 100 %;- мы предлагаем вам самые современные, инновационные товары;- опытные консультанты помогут определиться с выбором готовой продукции в зависимости от планируемого бюджета;- одной из услуг магазина является доставка крупногабаритного и мелкогабаритного товара по адресу заказчика;- профессиональные инженеры, дизайнеры посоветуют подходящие именно вам изоляционные, кровельные, фасадные материалы;- большие торгово-складские помещения обеспечивают бесперебойную, оперативную поставку купленного товара.

Сотрудники компании всегда придут на помощь в случае любых затруднений, внимательно выслушают ваши пожелания, учтут технические характеристики, предложат возможные скидки. Сотрудничая только с проверенными временем производителями, поставщиками готовой продукции мы гарантируем высокое качество товара. Вся продукция сертифицирована, соответствует европейским и отечественным стандартам безопасности. Совершая покупки у нас вы останетесь довольны европейским уровнем сервиса.

Товары для дачи

Развитие во всех сферах жизни стало константной составляющей нашего общества. Развитие информационных технологий, внедрение научных достижений, разработок призваны облегчить нашу жизнь всеми возможными способами. Сегодня уже нет необходимости тратить огромное количество времени для походов по магазинам, ведь благодаря мировой информационной сети Интернет у нас есть возможность совершать покупки, даже не выходя из квартиры. Широк и разнообразен ассортимент продукции, которой располагает наш интернет-магазин: товары для дачи, строительные, отделочные материалы, железобетонные изделия, инструменты, спецодежда. Здесь вы встретите европейский уровень сервиса, внимательное отношение персонала, подробные ответы профессионалов на все вопросы, видовое, цветовое разнообразие продукции на любой вкус, финансовые возможности.

С наступлением тёпла, когда все стремятся вырваться за город, товары для дачи особо актуальны. Начинается период полевых, строительных работ на приусадебных участках, дачах. Особенно важно вовремя подготовится к этому. В нашем интернет магазине вы найдёте полный набор необходимых инструментов. Вёдра, секаторы, топоры, тачки, мётла, перчатки, лопаты и многое другое стройбаза «Северная» предлагает своим клиентам.

Товары для строительства хозяйственных, жилых построек

Предлагает интернет-магазин товары для дачи, строительные материалы, многое другое в помощь дачникам-любителям и профессионалам. Материалы строительного направления представлены у нас практически полностью: от цемента, гипса, керамзита до пиломатериалов, тепло, гидроизоляции, всевозможных покрытий, отделки. Отдельно стоит отметить широкий выбор эмалей, лаков, красок, защитных составов.

Посетив интернет-магазин, вы непременно оцените многочисленные преимущества сотрудничества с нами. Начиная с внимательного доброжелательного отношения менеджеров, консультирующих по любым вопросам строительной тематики, оперативного оформления заказа, до скорости и качества доставки приобретённой продукции.

Компания имеет свою складскую торговую площадь, при желании вы всегда сможете посетить её самостоятельно. С помощью современной погрузочной техники наши работники транспортируют купленный товар на стоянку прямо к вашему автомобилю или помогут оформить доставку на дом.

Мы всегда рады новым клиентам!

nordbaza.ru

Basis Nord (история функционирования нацистской военно-морской базы “Норд” под Мурманском): mysliwiec

Если совместная разработка химического оружия, создание авиа- и танковых школ происходили во времена Веймарской Германии, это не означает что советы не поддерживали нацистов нацистов в их войне против Англии и Франции в 1939 — 1941 гг. Одним из наиболее ярких фактов является история функционирования в данный период нацистской военно-морской базы “Норд” под Мурманском. Именно оттуда немецкие подводные лодки и рейдеры наносили удары по британским судам с разрешения и при полном сочувствии Кремля.

Разумеется, “сталинским соколам” во все это трудно поверить, если они сами лично во всем перечисленном не участвовали. А если участвовали, то давно заставили себя забыть. Однако на этот раз у адептов советизма должно снова испортиться настроение.О сотрудничестве СССР и нацистов в 1939 — 1941 гг. пишут уже многие российские издания, в том числе и военные, в частности, орган Военно-Морского Флота, учредителем которого является Министерство обороны Российской Федерации, — “Морской сборник”.В №11 за 2007 г. опубликована статья капитана 2 ранга С. Ковалева “Базис Норд”. Миф или реальность?”, где российский автор убедительно доказывает — это реальность.

Как он утверждает: “приблизительное время рождения тайной базы на Кольском полуострове обозначил немецкий военный историк Фридрих Руге: “… В начале октября 1939 г. германский военно-морской флот пользовался тайными базами снабжения… в бухте западнее Мурманска.… Считается, что в виде компенсации за предоставление секретной базы на Кольском полуострове в СССР была получена так называемая германская военно-техническая помощь (правда, она стала поступать только в 1940 г.) — недостроенный тяжелый крейсер “Лютцов” (первоначально речь шла о “Зейдлице” или “Принце Ойгене”, находившихся в большей степени готовности, однако “сошлись” на “Лютцове”)…” (с. 85).С. Ковалев также сообщает: “17 сентября 1939 г., не дожидаясь окончательного решения вопроса о создании секретной базы, в Кольский залив пришли немецкие транспорты “Кордиллере” и “Сан-Луи”, с грузами и техникой, а также лайнер “Бремен”.К концу ноября здесь находилось уже 36 немецких транспортов (среди них “Иллер”, “Х. Леонард”, “Поллине”, “Тобинген”). На якорной стоянке у Абрам-мыса они были надежно укрыты от британских поисковых кораблей. За это время на трех нацистских судах силами рабочих Мурманского судоремонтного завода был проведен необходимый межпоходовый ремонт” (с. 86). А в это время военно-морской атташе нацистов капитан цур зее Нерберт фон Баумбах, объезжая советское Заполярье, придирчиво выбирал самую удобную бухту для фашистских судов, для базы “Норд”. Териберская губа ему не понравилась, а вот губа Большая Западная Лица пришлась в самый раз.Как объясняет подобный выбор нацистов С. Ковалев, “…старого разведчика фон Баумбаха не устроила губа Териберская как залив, постоянно контролируемый советской стороной.

Иначе выглядела действительно “забытая богом и людьми” губа Большая Западная Лица, укрытая от посторонних глаз со всех сторон сопками материка и полуострова Рыбачий и волнами Мотовского залива. Более того — совсем рядом с советско-финской границей” (там же). В ноябре 1939 г. фон Баумбах принял, наконец, положительное решение о месте создания базы “Норд”.С. Ковалев пишет, что “…очень скоро на побережье бухты Нерпичья началось строительство новых причалов, ремонтных мастерских, складов снабжения и подскальных хранилищ авиационного топлива. До прибытия в Западную Лицу немецких строителей первые работы провели советские строители 95-го участка мурманского отделения ЭПРОН. Не исключено, что самую тяжелую работу здесь сделали заключенные из ближайшего к Мурманску спецлагеря НКВД” (с. 87).Фашистские суда с первых дней мировой войны свободно приходили в Кольский залив, чтобы под покровительством советских союзников прятаться от британских военных кораблей.Здесь они чувствовали себя в безопасности под прикрытием орудий береговых батарей Северного флота ВМФ СССР. А осенью 1939 г. батарея 104-го пушечного артполка обстреляла у полуострова Рыбачий два британских эсминца, которые искали немецкий лайнер “Бремен”.В общем, нацистская военно-морская база на советской территории функционировала вполне успешно. По материалам С. Ковалева: “С декабря 1939 г. по апрель 1940 г. старшим морским начальником в базе был капитан цур зее Нишлаг, который ранее командовал немецким тыловым подразделением в Стамбуле и был назначен в Заполярье в дни подготовки операции по захвату Норвегии. В июле 1940 года старшим морским начальником базы стал уже корветтен-капитан Гаус Гофер, командир корабля снабжения “Фениция”… Общее руководство “Базис Норд” было возложено на тыл Кригсмарине” (с. 88).База находилась под постоянным контролем Германии: “19 июля 1940 года сюда прибыли помощник военно-морского атташе Германии корветтен-капитан Вильгельм Шторх и представитель немецкого посольства Курт Крепш. Официально они знакомились с ходом продолжавшихся здесь строительных работ. А фактически? Круг задач у нацистских разведчиков был много шире. И настолько, что через месяц Крепш на борту вспомогательного крейсера перешел по Северному морскому пути на Тихий океан. А затем, в кратчайшее время, через Токио и Владивосток вернулся в Москву в германское посольство” (с. 90).

По этому же Северному морскому пути советская подводная лодка Щ-423 провела немецкий рейдер “Комет”.Как сообщает С. Ковалев, “удары “Комета” по британскому судоходству в Южных морях были столь чувствительны, что еще до возвращения крейсера домой старшему на борту рейдера капитану цур зее Роберту фон Эйссену было присвоено воинское звание контр-адмирал (с. 90 — 91).

“… 5 сентября 1940 г. гросс-адмирал Эрих Редер поблагодарил советскую сторону за возможность использования базы и приступил к ее ликвидации” (с. 91).

Фото: "Bundesarchiv Bild 101II-MW-5618-16, Narvik, Hafen, gesunkene Schiffe" by Bundesarchiv, Bild 101II-MW-5618-16 / Böttger, Gerd / CC-BY-SA. Licensed under CC BY-SA 3.0 de via Wikimedia Commons - http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bundesarchiv_Bild_101II-MW-5618-16,_Narvik,_Hafen,_gesunkene_Schiffe.jpg#/media/File:Bundesarchiv_Bild_101II-MW-5618-16,_Narvik,_Hafen,_gesunkene_Schiffe.jpg

По теме- http://fleet.sebastopol.ua/articles/_BAZIS_NORD___SOVETSKO-NACISTSKOE_SOTRUDNIChESTVO_V_1939_%E2%80%94_1940_gg.- http://en.wikipedia.org/wiki/Basis_Nord- Александр Некрич, "1941, 22 июня" - М.: Памятники исторической мысли, 1995; http://militera.lib.ru/research/nekrich/index.html

Другие материали по теме сотрудничества совка и германии см по тегу "агрессоры wwii":- как Сталин выдавал Гитлеру коммунистов http://grzegorz-b.livejournal.com/247994.html. Также "Эти провожали а эти встречали" http://grzegorz-b.livejournal.com/253502.html- Отличная подборка фотографий и фактов про сотрудничество совеццких и немецких нацистов опубликовала igorsova в свое время. http://grzegorz-b.livejournal.com/250531.html- Айнзацгруппы, совместные отряды Гестапо-НКВД - http://grzegorz-b.livejournal.com/269507.html, http://grzegorz-b.livejournal.com/251462.html и http://grzegorz-b.livejournal.com/237833.html- Сотрудничество СССР и нацистской Германии в 1939-1941 от mysliwiec - http://grzegorz-b.livejournal.com/240533.html- Секретная немецко-советская летная школа в Липецк http://grzegorz-b.livejournal.com/232268.html и http://grzegorz-b.livejournal.com/223208.html- Советско-немецкая танковая школа (объект "КАМА") http://grzegorz-b.livejournal.com/284936.html- Как СССР и Германия вместе учились химической войне http://grzegorz-b.livejournal.com/274865.html

mysliwiec.livejournal.com

«Базис Норд» - миф или реальность? Часть II. | Блог Игорь

«Базис Норд» - миф или реальность? Часть I - https://cont.ws/@white1/898853

Немцы действительно имели планы на строительство базы и зондировали почву. После подписания договора о дружбе, они обратились к нам с просьбой о предоставлении им базы. Советскому Союзу было выгодно щедро оплачиваемое предложение немцев, но абсолютно не нужен международный скандал, поэтому начинается обычная бюрократическая возня. Правительство СССР начинает тянуть резину. Сначала, вроде бы как, рассматривается вариант базы в Териберке, потом, ссылаясь на плохие погодные условия, предлагают Западную Лицу. В конечном итоге, предложение вовсе отзывается. Об этом говорится в меморандуме посла Германии в Москве Ф.-В. фон дер Шуленбурга:

«ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ — В МИД ГЕРМАНИИ

Меморандум

Москва, 11 апреля 1940 г.

В течение некоторого времени нами наблюдалась явно неблагоприятная по отношению к нам перемена со стороны советского правительства. Мы неожиданно столкнулись с трудностями, которые во многих случаях были совершенно необоснованны, во всех сферах. Даже в мелочах, таких, как визы, они начали чинить препятствия. Депортация германских граждан, отбывающих в советских тюрьмах длительные сроки заключения, неожиданно прекратилась. Советское правительство вдруг взяло назад уже данные им обещания относительно «северной базы», в которой заинтересован наш военно-морской флот, и т.д…»

Это апрель 1940 года. В этом же месяце немцы начинают датско-норвежскую операцию «Везерюбунг», а уже в начале июня они оккупируют Норвегию и потребность в базе на территории СССР у них отпадает. Вообще, необходимо отметить одну интересную особенность – «Basis Nord» упоминается только в немецких документах и трудах немецкого историка Ф.Руте. «Ну, естественно!» – скажут господа антисоветчики, - «Проклятый совок все засекретил!» И, как мы помним, проклятая советская система секретности до сих пор работает без сбоев. А что если все эти мимолетные упоминания о базе имеют совершенно другую цель? Например, вбить клин в возможный союз СССР и Англии?  Ну да ладно, это все предположения.

Как видели немцы цели базы? Они изложены в приказе Главного командования ВМС (ОКМ) 569/39 gKdos от 31.10.1939:

«а) Немецкие ВМС по предложению советского правительства получают в полное распоряжение бухту Западная Лица в координатах 69.25 с.ш. - 32.26 в.д. Предусматривается использовать ее в качестве "Базы Север" военными и торговыми кораблями для следующих целей: 1) база снабжения, 2) гавань-убежище, 3) место для ремонта (по готовности плавмастерских).

б) названия этой бухты в ведомственном обороте избегать, вместо него употреблять обозначение "База Север".

в) в данный момент возможно путем кратковременного перебазирования находящихся в Мурманске судов организовать временное снабжение топливом с танкеров и торговых судов, равно как и в ограниченном объеме провиантом и товарами, закупленными в Мурманске. Подготовка солярки и провианта для ПЛ будет выслано с родины, также, как и предоставление/оснащение судна снабжения для броненосца на 3 месяца, со снабжением водой в "Базе Север".

г) на самой "Базе Север" пока никаких природных или искусственных средств для ее будущего применения нет. По поводу подготовки снабжения см п. в). Подходящее под плавказарму судно (CORDILLERA) находится в Мурманске. Для проведения запланированных ремонтов в последующем нужна плавмастерская, ее подготовка запрошена.

д) BdU (командующему ПЛ) предложили использовать "Базу Север" для снабжения ПЛ, и дать ответ по виду и объемам обслуживания по таким вариантам:

1) для получения снабжения в самой "БС";

2) для получения снабжения в море с Базы - с предложением района моря, для этого предназначенного.»

Еще раз подчеркнем, что так видело задачи базы немецкое командование, а что планировало советское руководство и планировало ли оно что-либо вообще – таких документов не имеется! Ковалев в своей книге пишет:

«уже 17 сентября 1939 года, то есть, не дожидаясь окончательного решения вопроса о создании базы» в Мурманск пришли лайнер «Бремен» и немецкие транспорты «Кордиллере» и «Сан-Луи» с грузами и техникой для будущей «Базис Норд».»

Ну во-первых, согласно донесениям УНКВД Мурманской области, «Бремен» пришел без груза и пассажиров. Во-вторых, он пришел не 17 сентября, а 6-го. В-третьих, «Сан-Луис» так же прибыл без груза, а «Кордиллере» вез кофе, какао, железные и скобяные изделия, текстиль, кожу и бревна.  Что тут можно использовать для строительства современной военно-морской базы? Бревна? Скобяные изделия? Ага, а потом пригнать на такую базу парусник! Далее Ковалев приводит слова немецкого историка Руге:

«в начале октября 1939 германский военно-морской флот пользовался тайными базами снабжения… в бухте западнее Мурманска».

Любопытно получается, командование Кригсмарине, на 31 октября 1939 года, занимается только лишь планированием, а немецкий флот, согласно Руге и Ковалеву, по собственной инициативе, без разрешения советского правительства, уже разгрузился, отстроился и во всю «пользуется тайными базами снабжения», да еще и во множественном числе! Похоже, немецкий флот тоже воевал ВОПРЕКИ своему руководству. Хорошо, но может быть, согласно приказу Главного командования ВМС, база функционирует хотя бы за счет судов обеспечения? Никак нет! Ковалев с упоением рассказывает о том, как базу сначала строили специалисты ЭПРОНа, затем строительство продолжили немецкие специалисты, которые строили причалы, ремонтные мастерские, склады снабжения, резервуары для топлива, рубили штольни в заполярных скалах и, по словам автора, к зиме 1940 года база уже была полностью готова. Пару месяцев на постройку! В условиях полной секретности! Лихо, ничего не скажешь! Вот как он описывает немецкий аэродром:

«Особый интерес для военных историков представляет взлетно-посадочная полоса аэродрома на западном берегу губы Большая Западная Лица, которая и сегодня выходит к губе Нерпичья. Даже в наши дни она еще хорошо просматривается. ВПП была построена недалеко от старой дороги на Титовку (в районе высоты 186,0). Предположительное время ее строительства — май-сентябрь 1940 года (когда позволяли метеоусловия). До появления в городе Заозерск «несунов-металлистов» на взлетной полосе лежали плитки специального металлического покрытия.»

Во-первых, этот немецкий аэродром не выходит к губе Нерпичья, а находится от нее в нескольких километрах. Во-вторых, в наши дни он уже совсем не просматривается. На его месте – песчаный карьер. В-третьих, «плитки специального металлического покрытия», для тех, кто не знает, выглядят примерно так

В-четвертых, как это Ковалев с такой точностью определил время строительства? А мне вот кажется, что аэродром был построен в период с сентября 41-го по октябрь 44-го. Рядом как раз проходила линия фронта и данную территорию немцы контролировали целых три года. Кстати, для снабжения войск они использовали канатную дорогу. Это поистине уникальное инженерное сооружение имело протяженность почти 60 км и строилось немецкими специалистами и советскими военнопленными. Строительство шло во встречных направлениях. Канатная дорога соединила немецкий тыл, находящийся в Печенге (Петсамо) и войска, воевавшие в районе Западной Лицы и хребта Муста-Тунтури.

Посмотрите на карту. Синим пунктиром отмечена немецкая линия обороны, красным – наша. В этих местах немцы не смогли сломить сопротивление советских войск и фронт стабилизировался на долгих три года. И именно в эти районы прокладывают канатку! Но до ее постройки войска тоже надо было как-то обеспечивать, а делать это в условиях тундры не очень-то удобно, мягко говоря. Возможно, аэродром строился именно для этих целей, а не для «Basis Nord»? Зачем строить аэродром так далеко от базы? Так же в своей книге Ковалев утверждает:

«рыбаки колхоза «Коминтерн» (созданного из обрусевших финнов в Западном Лице), проживавшие в поселках Большая Западная Лица и Большая Лица, в течение одной из сентябрьских ночей 1939 года были переселены в Карелию».

Сделано это, якобы для обеспечения режима секретности, чтобы колхозники не могли видеть грандиозных немецких строек. На сайте «Хибинский Мемориал» опубликованы воспоминания директора колхоза «Коминтерн» Аксель Келлинсалми:

«Переселение финнов с Западного побережья Мурмана происходило в 1940 году. В то время я был председателем Западно-Лицкого рыболовецкого колхоза "Коминтерн" в малой Западной Лице… В июле того же года, когда наши рыбаки промышляли треску в районе Иоканьги, они были оцеплены кораблями Северного флота и, как преступники, конвоированы в Порт-Владимир. Там мы сдали боты в местную МРС (моторно-рыболовная станция) и отправились домой. В колхозе нас ждали представители района и ГПУ, и океанский транспорт "Мария Ульянова" стоял на якоре в бухте. В паспортах колхозников поставили штамп: "Переселяется в Карело-Финскую ССР. Разрешается проживание только в Медвежьегорском районе". Членам партии и комсомольцам пока разрешили остаться, но у нас никто не остался.»

Мы видим, что в июле 1940 года рыбаки колхоза еще ловили треску. Никаких выселений в сентябре 1939 года не было! Выселения по Мурманской области проводились с июня 1940 года, на основании решения Правительства СССР и в соответствии с приказом наркома внутренних дел № 00761 от 23 июня 1940 года, когда СССР отошла некоторая часть территории Финляндии. Население с этих территорий было переселено в другие районы страны, а их места проживания заняли трудопоселенцы из СССР, и никакого отношения к созданию «Basis Nord» эти переселения не имели! Читаем дальше:

«к концу ноября здесь находилось уже 36 немецких транспортов … На якорной стоянке у Абрам-мыса они были надежно укрыты от британских поисковых кораблей.»

Во-первых, у читателя, незнакомого с географией Мурманской области, складывается ощущение, что 36 немецких транспортов уже стояли на «Basis Nord». Однако «якорная стоянка у Абрам-мыса» - это стоянка напротив мурманского порта, а до Западной Лицы по прямой - еще 60 км.

Во-вторых, с конца сентября немецкие корабли наоборот начинают покидать порт Мурманска, о чем свидетельствуют постоянные доклады Мурманского УНКВД в ГТУ НКВД СССР, так что к концу ноября здесь никак не могло находиться 36 немецких транспортов. В-третьих, в Кремле Кольский залив считали «проходным двором» и постановлением бюро ЦК ВКП(б) от 25 октября 1939 года, сразу после инцидента с «Сити оф Флинт», его вообще закрыли:

«1. Признать нетерпимым нынешнее положение в Кольском заливе и в Мурманском порту, когда любое иностранное военное судно, замаскировавшись под гражданский пароход, может беспрепятственно пробраться в Мурманск или к нашим военно-морским базам в Кольском заливе.

2. Закрыть проход в Кольский залив для всех иностранных гражданских и тем более военных судов.

3. Возложить ответственность за исполнение пункта второго настоящего постановления на командование Северного военно-морского флота, которому подчинить в оперативном отношении пограничную морскую охрану НКВД в районе Кольского залива.

4. Военному совету Северного военно-морского флота незамедлительно установить соответствующий режим в районе Кольского залива и Мурманского порта, с тем чтобы этому режиму беспрекословно подчинялись все советские суда в указанных районах, для чего разрешить наркому Военно-Морского Флота принять необходимое количество наших гражданских судов в указанных районах по указанию т. Молотова.

Секретарь ЦК ВКП(б)»

Естественно, с точки зрения неполживых историков, Кольский залив закрыли для того, чтобы немцам было удобнее строить свою базу. Это даже не обсуждается! Далее Ковалев указывает, что в конце ноября на базу заходят две немецкие лодки U-36 и U-38. Очень странно, что капитан II ранга не знает, что согласно немецким источникам, U-36 вышла из Киля 2 декабря, а 4 декабря уже была потоплена британской подводной лодкой. До так называемой базы «Северная» она не дошла. А поскольку предыдущий ее поход закончился 30 сентября, то заходить в ноябре на «Basis Nord» она никак не могла. Что касается U-38, то данные разнятся. По одним сведениям, она действительно заходила в бухту с целью разведки и определения ее пригодности для строительства базы, по другим – она вообще охотилась за английскими судами, и бухта ее не интересовала.

Как-то очень много нестыковок и домыслов у товарища капитана II ранга, вы не находите? Да и сама картина, нарисованная им не сильно впечатляет: немецкий флот, вопреки как своему руководству, так и советскому, построил за один месяц суперсовременную и суперсекретную базу, на которой уже с конца ноября обслуживались немецкие субмарины и рейдеры, чтобы отдохнув, вновь атаковать беззащитный британский флот.

Ну а что же было на самом деле? А об этом написано в немецких документах, находящихся на пленках NARA (T1022, roll 2913 – материалы военно-морского атташе в СССР). Уважаемый камрад Игорь Борисенко, любезно согласился нам их предоставить (кстати, на его страничке  https://igor-ktb.livejournal.c... вы найдете много интересных материалов на военно-историческую тему). В этих документах содержится отчет немецкого посольства в Москве от 10.10.1940г. о функционировании «Basis Nord». Данный отчет составлен на 11страницах и в сети, как мне кажется, публикуется впервые, во всяком случае - в русском сегменте.

Продолжение следует.

«Базис Норд» - миф или реальность? Часть III - https://cont.ws/@white1/898962

×

cont.ws

11. БАЗА «НОРД», НЕФТЬ И НЕМЕЦКИЕ РЕЙДЕРЫ. Свастика над Таймыром

11. БАЗА «НОРД», НЕФТЬ И НЕМЕЦКИЕ РЕЙДЕРЫ

Итак, база «Норд» была создана Но зачем она была нужна здесь Третьему рейху?

Если взглянуть на обычную карту мира, то сразу же бросится в глаза, что через районы у полуострова Рыбачий любые суда (особенно танкеры и суда-снабженцы) имеют прямой выход сначала в Баренцево море, а затем — хоть в Гренландское море, хоть — в Норвежское море. Поэтому нацистские суда и корабли, базировавшиеся здесь на секретную базу, могли тайно выходить, как в Северную Атлантику, так и в Северный Ледовитый океан. А англичане просто не могли отследить их выход. Поэтому серьезным вкладом «Базис Норд» в успешность войны за Атлантику была совсем не стоянка здесь нацистских подлодок или тяжелых рейдеров. Главным ее вкладом было обеспечение осенью 1939 года крейсерства броненосца «Дойчланд» (принявшего наименование «Лютцов» вскоре после продажи Советскому Союзу недостроенного тяжелого крейсера) и рейдов линейных кораблей «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в районе Большой Ньюфаундлендской банки. А осенью 1939 года — летом 1940 года — в обеспечении походов подводных лодок, которым пришлось заполнить «вакуум», образовавшийся в рядах Кригсмарине из-за огромных потерь крейсеров и эсминцев в Норвежской операции.

Интересно, что при этом германские конструкторы применили еще и техническую «хитрость». Они так грамотно использовали бортовые топливные цистерны разрешенных по Версальскому договору 500-тонных германских подлодок VII серии (а вернее — усовершенствованных подлодок типа UBIII, прекрасно проявивших себя еще в Первую мировую войну), что при добавлении к их водоизмещению всего лишь семнадцати тонн получили прирост запаса топлива на сорок тонн. А это, в свою очередь, увеличивало дальность плавания подлодки с 6200 миль до 8700 миль. А если запас топлива у такой субмарины увеличить не на семнадцать тонн, а на большее количество горючего, которое будет доставлено танкером непосредственно в точку встречи с подлодкой?

Не удивительно, что именно в «Базис Норд» и в финский порт Лиинахамари зимой 1939 года — весной 1940 года зачастили танкеры, которые были переданы Германии американской компанией «Вариед танкер компани» и «Эссбергер шиппин компани» (Гамбург), а также танкеры компании «Евро- танк». Правда, это совершенно не вписывается в реализацию программы правительства США «Cash and earn», которая обязывала воюющие страны, приобретавшие у американцев военные материалы за наличные средства, вывозить все грузы собственными судами.

Но бизнес есть бизнес, а потому все возможно. Ведь с началом Второй мировой войны перед Кригсмарине и люфтваффе остро встал вопрос обеспечения нефтью.

После окончания Первой мировой войны «пигмейский» флот Веймарской республики не испытывал особых трудностей с получением горючего. Просто некому было их испытывать. Да и дальних походов у недавних имперских кораблей тогда не было. Германская промышленность вырабатывала горючее из залежей бурого угля, добываемого в центральной Германии, и обеспечивала полностью невысокие потребности своего флота.

Но после 1934 года стало заметно, что по мере возрождения военного флота нового рейха его потребность в дизельном топливе и мазуте стала возрастать. И это, естественно, не понравилось казначейству Германии, которое перестало предоставлять военному флоту конвертируемую валюту на импортные закупки нефти. А ведь нефть — это «кровь» флота. Лучше всех об этом сказал в то время главнокомандующий Кригсмарине, гросс-адмирал Эрих Редер:

— Неподвижный флот ни на что не годен во время мира и в высшей степени бесполезен в дни войны. Чтобы предотвратить смертельно опасную неподвижность флота, Редер вместе с доктором Фетцером (ответственный за решение вопросов снабжения горючим Кригсмарине) заблаговременно, в середине 1930-х годов, начал создавать резерв жидкого топлива для германских кораблей. Часть необходимого горючего по-прежнему стремились получить из бурого угля шахт центральной Германии. Однако, в частности, уголь из шахт Рура был годен только для мазута, который, в лучшем случае, подходил для изготовления гудрона. Поэтому немецким тыловикам приходилось приобретать мазут у перерабатывающих предприятий Рура и продавать его заводам Соединенных Штатов На полученные финансовые средства они покупали за границей дизельное топливо. Даже во время Второй мировой войны подобная система бартерных поставок продолжала успешно работать.

Однако незадолго до новой войны германские ученые разработали новый технологический процесс, который позволил получать из бурых углей устраивающее флот жидкое топливо. В этом гросс-адмиралу Редеру помогли совместные усилия Торгового объединения производителей каменноугольной смолы (город Эссен) и углеперерабатывающего завода (город Гляйвиц).

Одним из направлений в получении жидкого топлива для Кригсмарине стало приобретение горючего за границами рейха. Здесь главными поставщиками нефти стали Соединенные Штаты, Советский Союз, Румыния и ряд других стран мира.

В качестве первых шагов были подписаны долгосрочные контакты с эстонской нефтяной компанией из Кивиоли. Этот контракт, заключенный при поддержке берлинского банка Мендельсона, позволил Кригсмарине получать нефть хорошего качества из сланцевого сырья. При этом нефть грузилась на танкеры прямо в портовых терминалах компании и в короткое время приходила в порты Германии. В 1936 году у Кригсмарине благодаря партнерским связям с компанией «British Oil» после создания к западу от реки Тигр германской концессии появилась возможность получения иракской нефти. Однако эти поставки были непродолжительными из-за недальновидности Министерства финансов Третьего рейха.

Одним из главных поставщиков нефти дня Третьего рейха всегда была Мексика. Здесь после продолжительной внутренней борьбы с Министерством финансов и в сотрудничестве с «Дрезден-банком» была приобретена концессия на нефтяном месторождении Роза-Рика. Даже с началом Второй мировой войны поступление жидкого топлива для нацистских военных кораблей из мексиканских источников не прекратилось. Правда, нацистским танкерам для безопасности переходов пришлось использовать Канарские острова как промежуточный опорный пункт.

Все изменилось после создания странами антифашистской коалиции системы специальной проверки судовых грузов в портах погрузки или в специально определенных пунктах контроля. При этом основные источники добычи нефти в Мексике стали труднодоступными для германских танкеров, так как их океанская дорога к родным берегам всегда проходила через районы британских корабельных дозоров. И с каждым новым военным месяцем прорывы нефтеналивных судов стали приводить к заметному росту потерь фашистского танкерного флота. Очень скоро гросс-адмиралу Редеру и контр-адмиралу Деницу пришла пора задуматься над новыми решениями топливной проблемы Кригсмарине. Вот тут-то и понадобилась топливная база на Кольском полуострове, то есть «Базис Норд». Ведь в битве за Атлантику после гибели броненосца «Адмирал граф Шпее» и не слишком удачных походов других тяжелых рейдеров в 1939 году германским подводникам была отведена особая роль. И если подводные «серые волки» не тратили время на переходы с назначенной позиции в свои базы, а получали топливо и продовольствие на месте, например, от «снабженцев», пришедших из базы «Норд» (или любой другой базы, созданной за пределами рейха), то воспитанники «папаши Деница» экономили не менее недели своей боевой работы. Эта же экономия позволяла им дольше оставаться в оперативной зоне и в среднем добавлять к дальности плавания своих кораблей более четырехсот миль, которые в ином случае пришлось бы потратить на переходы через Северное море и вокруг северной части Британских островов. Естественно, чаще всего испытывая активное противодействие английских противолодочных сил. Вот лишь краткая военная статистика той поры.

В сентябре 1939 года все немецкие подводные лодки, находившиеся в море, потопили тридцать союзных транспортов. В октябре того же года уже сорок шесть, а в феврале следующего — пятьдесят одно. Рост успешности действий фашистских подводных лодок налицо. В какой-то мере этот рост можно отнести и на счет «Базис Норд». Ведь с помощью танкеров и судов снабжения, пришедших из тайной базы на Кольском полуострове, «серые волки» избегали лишних встреч с британскими корабельными поисковыми группами и дозорами и дольше действовали на коммуникациях англичан. И уж совершенно не случайно, начиная с января 1940 года, разведкой Северного флота было выявлено пристальное внимание британских кораблей-разведчиков именно к районам полуострова Рыбачий и к западной части Кольского полуострова. Сейчас-то мы знаем, чем было вызвано такое внимание.

Схожий «пик успешности» действий фашистских субмарин еще раз наступит в июне и в августе 1940 года (пятьдесят восемь и пятьдесят шесть транспортов, соответственно). И, что интересно, советские и иностранные военные историки всегда связывали эти пики успешности с захватом баз Норвегии и Франции, что просто увеличило радиус действия «серых волков».

А почему же мы так скромно молчим о значении «Базис Норд»? Тем более что период с декабря 1939 года по сентябрь 1940 года (за исключением времени, когда проявились многочисленные технические дефекты немецких торпед) по праву можно назвать временем успеха дня германских подводных лодок. Этот успех значительно вырос после внедрения Деницем тактики «волчьих стай» (или тактики «Руделя»), Начало ей было положено еще в годы Первой мировой войны. Первоначально кайзеровский подводный флот достиг больших успехов в охоте на вражеские транспорты у Британских островов. Однако введение англичанами конвойной системы сразу же лишило немецких подводников возможности стать решающей силой в войне на море.

Ведь в те дни находившиеся на позиции германские подводные лодки, действовавшие в одиночку, могли чисто случайно наткнуться на скопление английских и французских транспортов (одновременно — до полусотни), находящееся в окружении мощного эскорта из боевых кораблей, или же, наоборот, за весь поход не встретить ни одного вражеского транспорта. После обнаружения немецкие командиры предпринимали любые попытки, чтобы выполнить хотя бы одну атаку. Порой изнурительное для обеих сторон преследование затягивалось на несколько суток и прекращалось, либо когда транспорты конвоя заходили в назначенный порт, либо когда командир и экипаж субмарины валились с ног от усталости. Но даже за это время одиночная подводная лодка могла потопить одно или два судна (чрезвычайно редко — больше). В любом случае ее успех не мог серьезно повлиять на продолжение перехода данного каравана судов или на выход в море новых конвоев. Таким образом, продовольствие или стратегически важные материалы все же обязательно достигали Британских островов.

Впервые использовать в атаках на конвои несколько германских субмарин предложил командир одной из кайзеровских субмарин, по фамилии Бауэр. И не просто предложил, а решил проверить лично весной 1917 года на вновь построенном подводном крейсере некоторые свои идеи по организации совместных действий подлодок против конвоев. Однако его предложение было отвергнуто командованием. Затем с такими же предложениями выступили офицеры другой подводной флотилии кайзеровского флота — Розе и Отто Шультце, которые в 1917 и 1918 годах внесли свои предложения по организации групп кайзеровских подлодок, взаимодействующих между собой. Были ли реализованы на деле эти предложения? Оба предложения по различным причинам официально так и не были доведены до большинства немецких подводников. Тем более — их реализация.

Вновь к идеям совместных атак уже нацистские моряки вернулись в середине тридцатых годов. Тактика подводных «волчьих стай» была предложена в 1935 году, в то время еще капитен цур зее Карлом Деницем-командиром Ведлигенской флотилии подводных лодок. Он предложил для атак вражеских конвоев использовать сначала небольшие, а затем и многочисленные группы подводных лодок среднего водоизмещения. При этом управлять ими нужно было либо с плавучих командных пунктов, либо с командного пункта, находящегося в прибрежной зоне. Впервые на практике совместные действия подводных лодок были проверены на маневрах нацистского флота осенью 1937 года.

Здесь Карл Дениц с помощью радиосвязи организовал управление веддигенскими субмаринами с борта плавбазы, стоящей в Киле. Благодаря наведению немецкие подлодки обнаружили и успешно атаковали формирования вражеских кораблей в районе побережья Западной и Восточной Пруссии. Но при этом учение ясно показало, что для координации совместных атак недостаточно просто плавбазы подлодок. Для этого был необходим специальный штабной корабль, оборудованный мощными средствами связи. Таковым для штаба Ведигенской флотилии стал «Эрвин Васснер», а для фашистских подлодок пришедших с началом Второй мировой войны в Арктику, — специальные суда снабжения типа «Кернтерн».

На следующий год такое же учение было проведено в водах Северного моря, в 1939 году — к западу от Иберийского полуострова и Бискайского залива. И далее — на Балтике в присутствии гросс-адмирала Эриха Редера.

В Атлантическом учении наравне с 500-тонными подлодками и специально оборудованной для того плавбазой «Саар» действовали еще и большие субмарины I серии U-25 и U-26. Таким образом, были опробованы действия уже всех типов подлодок, находившихся в составе Кригсмарине. Итоги учений были весьма обнадеживающими и показали, что тактика совместного использования подлодок для нападения на вражеские конвои обладает значительным «жизненным потенциалом». В короткое время совместное использование фашистских подводных сил при атаках конвоев противника стало приносить желанные «плоды».

И подлодки из одной из заграничных баз рейха, например, из тайной базы «Норд», могли бы сыграть здесь существенную роль. Ведь еще в 1938 году Карл Дениц предложил военно-морскому командованию разместить одну из имеющихся подводных флотилий за границами Третьего рейха (например — на Скандинавском полуострове):

— Предлагаю разместить одну из имеющихся флотилий подводных лодок за границей. Расположенная там флотилия в мирное время будет оказывать сдерживающее политико-военное влияние, а после начала войны окажется в выгодном положении для нанесения точного удара по коммуникациям противника. Случайно ли совпадение, но, повторюсь, наибольшие успехи подводными лодками Деница были достигнуты именно в 1940 году. Вместо ответа приведу следующий пример.

20 сентября 1940 года в районе Исландской котловины шесть «серых волков» по наведению подводной лодкой U-47 за две ночи потопили одиннадцать транспортов конвоя союзников НХ-72 и один — повредили. Через месяц группа из восьми фашистских подводных лодок неподалеку, в районе скалы Роколл, последовательно атаковала три союзных конвоя (SC-7, НХ-79А, НХ-79) и потопила из их состава тридцать восемь транспортов. Хотелось бы отметить, что литером «НХ» обозначались конвои для доставки особо ценных грузов и в каждый собирались только самые быстроходные транспорты. А здесь атаковано сразу целых три. При этом потери — не меньше тридцати быстроходных транспортов. Это ли не успех? В 1942 году успехи «серых волков» были еще более значимы.

Вот как выглядела информация о деятельности фашистских подлодок в 1942 году, предназначенная только для военных моряков и летчиков США:

— Бойня, проводившаяся вдоль нашего Атлантического побережья германскими подводными лодками в 1942 году, являлась таким же национальным бедствием, как если бы диверсанты уничтожили пять наших крупнейших заводов Если на каждую подводную лодку приходилось потопление двух судов тоннажем по 6000 тонн и одного танкера водоизмещением 3000 тонн, то в общей сложности наши потери во время этой кампании соответствовали потере 42 танкеров, 8 шестидюймовых гаубиц, 88 двадцатипятифунтовых орудий, 40 двухфунтовых орудий, 24 броневиков, 50 транспортов, 5210 тонн боеприпасов, 600 винтовок, 428 тонн боезапаса для танков, 3000 тонн различных запасов и 1000 цистерн с бензином Для того чтобы уничтожить такое количество вооружения и военного снаряжения во время воздушных бомбардировок, потребовалось бы 3000 воздушных налетов.

Ну, как впечатляет? А ведь это данные только о воспитанниках «папаши Деница».

Меж тем в Мировом океане, в том числе опираясь и на тайные базы, действовали еще и фашистские вспомогательные крейсеры, которых по праву называли «незаметными кораблями».

Выходя в океан, как правило, они маскировались под торговые суда нейтральных стран. Иногда — даже под суда противника. Обычно у них на борту устанавливалось до шести артиллерийских орудий среднего калибра, несколько торпедных аппаратов и гидросамолет-разведчик. Все свободное место на таком «транспорте» было занято запасами продовольствия и горючего, достаточными для многомесячного океанского плавания. На должности командиров вспомогательных крейсеров подбирались наиболее смелые и находчивые моряки, способные хладнокровно обмануть врага. Внешне «незаметные корабли» ничем не отличались от обычных торговых судов, поэтому встреча транспорта противника с замаскированным рейдером чаще всего заканчивалась исчезновением английского судна или судна Британского союза, который даже не успевал передать в эфир сигнал о встрече с немцами.

Дальше — больше. При планировании в 1940 году материально-технического обеспечения действий надводных рейдеров Кригсмарине с использованием специальных судов снабжения и танкеров, одновременно была предусмотрена возможность использования этих же вспомогательных судов в различных районах Мирового океана как снабженцев для «серых или полярных волков». Первый успешный опыт был приобретен уже 17 июля 1940 года, когда подводная лодка UA получила от немецкого вспомогательного крейсера «Пингвин» дизельное топливо, продовольствие и торпеды. На фашистскую субмарину было «передано 11 торпед и 70 тонн дизельного топлива». Но и англичане не бездействовали.

Уинстон Черчилль, в то время Первый морской лорд, твердо считал, что уже зимой 1940 года нацистские подводные лодки превратились в главную опасность для Британских островов. В Комитете обороны Великобритании он стал инициатором создания новой системы национальной противолодочной обороны, и председателем специально созданного военно-морского подкомитета, который тщательно прорабатывал любые вопросы, касавшиеся боев за Атлантику. Он считал, что только одной стаи «серых волков» требовались два корабля снабжения и до шести танкеров с дизельным топливом.

Следовательно, с началом действий «волчьих стай» количество находившихся в море вспомогательных кораблей Кригсмарине сразу же возросло. Но эти корабли можно перехватывать в Северном проходе или в проливе Ла-Манш. Хуже, если эти «снабженцы» не проходили через районы, расположенные возле Британских островов. В этом случае англичанам были нужны радикальные, а порой и «хирургические» меры. Не удивительно, что очень скоро собственный вклад «Базис Норд» в бои за Атлантику был замечен английскими морскими разведчиками, которые легко выявили интенсивный радиообмен информацией между торговыми судами в ранее редко посещаемом Мотовском заливе. Столь необычная оживленность движения судов в районе полуострова Рыбачий определялась тем, что германские рейдеры полностью зависели от пополнения запасов продовольствия и топлива. А в феврале 1940 года, после захвата английскими крейсерами в Атлантике нескольких фашистских вспомогательных судов и транспортов, в районе Кольского полуострова резко возросло количество встреч советских дозорных кораблей с английскими разведывательными кораблями и подводными лодками. И это прямо указывало на то, что британские разведчики правильно использовали поступившую информацию от пленных немецких моряков.

Начиная с 20 февраля 1940 года, радиоразведка Северного флота стала ежедневно докладывать командованию об обнаружении в непосредственной близости от наших территориальных вод в Баренцевом море радиопереговоров норвежских и английских кораблей. И они откровенно активизировались после того, как в марте 1940 года гросс-адмирал Э. Редер предложил использовать «Базис Норд» как передовой опорный пункт для высадки горных стрелков на Британские острова. Ведь, кроме изучения навигационно-гидрографических условий норвежского побережья (с целью предварительной подготовки высадки десантных частей и разведывательно-диверсионных групп), англичане стали вести интенсивную топографическую разведку побережий Финмарк и Кольского полуострова, а также подходов к порту Петсамо. Уже позже мы узнаем, что все это проводилось в интересах подготовки англо-французского десанта на Кольский полуостров или на северное побережье Скандинавии, и оценим, к чему нас едва не привела «межгосударственная дружба» с Третьим рейхом.

Однако уж совсем не случайно в те дни на всех командных пунктах береговой артиллерии Северного флота были вывешены силуэты английских крейсеров, которым в Норвежском и Баренцевом море действительно хватало работы.

Например, для выхода в океан всего лишь одного тяжелого рейдера нацистам приходилось держать в районах ожидания сразу шесть судов снабжения и танкеров. И особенно были важны последние, ведь топливо с захваченных торговых судов не подходило для главных двигательных установок немецких рейдеров. Даже при действиях по соседству однотипных кораблей. Так, автономность рейдера «Дойчланд» позволяла действовать без пополнения запаса топлива до одного месяца. А вот «Адмирал Шеер» был вынужден встречаться с транспортами снабжения и танкерами через каждые три недели. И вновь не удивительно, что специально выделенные крейсеры Королевского британского флота активизировали охоту за германскими судами снабжения, особенно в самых отдаленных районах северной части Атлантического океана Поиск и уничтожение немецких судов и кораблей снабжения стали для них одним из основных способов действенной борьбы с рейдерами и кораблями-блокадопрорывателями.

С этой поры фашистские суда снабжения перехватывались англичанами и военными моряками стран Британского союза значительно раньше, чем они успевали достичь районов встречи с рейдерами или с «серыми волками». Если для экипажей надводных рейдеров это стало серьезной, но не смертельной проблемой, то для подводных экипажей это могло быть «смерти подобно».

После захвата острова Исландия английским десантом (в июне 1940 года) «время тепличных условий» для фашистских подводников закончилось. Их субмарины уже не могли действовать безнаказанно на дальних океанских коммуникациях. Союзные конвои стали обеспечиваться противолодочным охранением более чем на половине маршрута через Северную Атлантику. Вскоре наметился спад и в успешности действий немецких «морских волков». В июле все нацистские подлодки потопили лишь тридцать шесть транспортов, что стало полным провалом в действиях немецких подводников. Уж не поэтому ли 19 июля 1940 года на тайную базу в Западной Лице прибыли помощник военно-морского атташе Германии, корветтен-капитен Вильгельм Шторх и представитель германского посольства Курт Крепш?

Официально они посетили «Базис Норд» для ознакомления с ходом строительства сооружений и объектов. А фактически? Кто же такой Крепш? Только ли «представитель» германского посольства? Это неясно и сегодня, но ниже о нем еще будет рассказано.

И все же в те дни гросс-адмирал Эрих Редер и его разведчики-аналитики до конца не осознали всей важности трансокеанского маршрута, который появился у Германии благодаря дружбе с Советской Россией. Истинное значение советского Заполярья и районов Северного морского пути (а вернее — отсутствие надежного контроля над ними) они оценили только в середине 1943 года Послевоенный анализ всего хода Второй мировой войны показывает, что одной из главных причин разгрома гитлеровской Германии стали возникновение проблемы подвоза стратегического сырья из стран Дальнего Востока и крушение гитлеровских планов захвата территорий Советского Союза, богатых стратегическим сырьем, и установления прямых сообщений с дальневосточными источниками стратегического сырья. Поражение фашистской армии под Курском и последовавшие затем поражения на всем Восточном фронте резко обострили потребность германской военной промышленности в таких дефицитных видах сырья, как каучук, вольфрам, свинец и редкоземельные металлы. Их потребление практически уравнялось с поступлением полуфабрикатов сырого металла. Только в никеле, магнии и олове, по данным Управления военно-хозяйственного планирования, удалось увеличить среднемесячную добычу. Вряд ли это произошло из-за увеличения поставок из Юго-Восточной Азии. Ведь большая часть германских судов-блокадопрорывателей и транспортных подводных лодок либо не достигали места погрузки, либо были уничтожены до возвращения в германские и французские порты назначения. А вот отдельные районы норвежской провинции Финмарк, советской Арктики, Латинской Америки и Антарктики могли быть весьма и весьма полезны.

Итак, мы совсем близко подошли к ответу на вопрос: «Почему адмиралы и разведчики Третьего рейха так стремились поближе познакомиться с нашим Заполярьем?» Пришла пора более подробно ответить на него. Одновременно — рассказать о рожденных в недрах абвера «арктических» загадках нацистов, на большинство из которых не будет точного ответа, пока в России не будут организованы в эти районы серьезные экспедиции. Но чьи призрачные следы мы можем отыскать в советской Арктике и сегодня.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Базис Норд - это... Что такое Базис Норд?

Базис Норд

Базис Норд

Базис Норд — планировавшаяся секретная база для снабжения операций немецкого военно-морского флота в 1939—1940 годах на Севере СССР к западу от Мурманска. Место для базы в губе Западная Лица было предложено СССР в ходе торговых переговоров с Германией. В итоге, ни одно военное судно или подводная лодка Германии не получили снабжение на этой базе[1].

История

Переговоры о базе велись в рамках обмена ресурсами и технологией между СССР и Германией, с советской стороны подчинёнными наркома внешней торговли Микояна[2].

На предполагаемое место базы для разведки была послана немецкая подлодка U-36, но она не дошла до места, так как 4 декабря 1939 она была потоплена английским кораблём HMS Salmon[3]. Другая немецкая подводная лодка, U-38, смогла осмотреть подходы к базе, несмотря на противодействие советских торпедных катеров и судов береговой охраны[4].

В декабре 1939 в губу Западная Лица из Мурманска пришли и встали на якорь немецкие невооружённые торговые корабли Cordillera, Phoenicia и Sachsenwald[5].

Территория предполагаемой базы была практически не освоена. В заливе не было причалов или каких-либо портовых сооружений, корабли стояли на якоре на неподготовленных якорных стоянках. С другой стороны, СССР стремился поддерживать нейтралитет, а для этого как раз отдалённая база в глухом фьорде на советской территории, о которой мало кто знал, могла служить как нельзя лучше.

20 января 1940 года немцами был отправлен из Киля торговое судно Jan Wellem с запасами, который прибыл в залив 4 февраля[6].

С вторжением в Норвегию в апреле 1940 года потребность немцев в базе на советской территории заметно уменьшилась, если не пропала вовсе.

1 мая 1940 года СССР предложил другое место расположения для «Базис Норд» — в близлежащем заливе Йоканьга, но это предложение также не было реализовано.

В апреле 1940 года советское правительство отозвало все свои прежние обещания, касавшиеся Базис Норд[7].

См. также

Литература

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Базис НОРД. Как СССР помогал гитлеровцам уничтожать британские суда

Если совместная разработка химического оружия, создание авиа- и танковых школ происходили во времена Веймарской Германии, это не означает что советы не поддерживали нацистов нацистов в их войне против Англии и Франции в 1939 — 1941 гг. Одним из наиболее ярких фактов является история функционирования в данный период фашистской военно-морской базы “Норд” под Мурманском. Именно оттуда немецкие подводные лодки и рейдеры наносили удары по британским судам с разрешения и при полном сочувствии Кремля.

Разумеется, “сталинским соколам” во все это трудно поверить, если они сами лично во всем перечисленном не участвовали. А если участвовали, то давно заставили себя забыть. Однако на этот раз у адептов советизма должно снова испортиться настроение. Дело в том, что в отличие от “зомби — СМИ” Украины, работающих на некоторые специфические партии и покровителей “за бугром”, о сотрудничестве СССР и нацистов в 1939 — 1941 гг. пишут уже многие российские издания, в том числе и военные, в частности, орган Военно-Морского Флота, учредителем которого является Министерство обороны Российской Федерации, — “Морской сборник”. В №11 за 2007 г. опубликована статья капитана 2 ранга С. Ковалева “Базис Норд”. Миф или реальность?”, где российский автор убедительно доказывает — это реальность.Как он утверждает: “приблизительное время рождения тайной базы на Кольском полуострове обозначил немецкий военный историк Фридрих Руге: “… В начале октября 1939 г. германский военно-морской флот пользовался тайными базами снабжения… в бухте западнее Мурманска.… Считается, что в виде компенсации за предоставление секретной базы на Кольском полуострове в СССР была получена так называемая германская военно-техническая помощь (правда, она стала поступать только в 1940 г.) — недостроенный тяжелый крейсер “Лютцов” (первоначально речь шла о “Зейдлице” или “Принце Ойгене”, находившихся в большей степени готовности, однако “сошлись” на “Лютцове”)…” (с. 85).С. Ковалев также сообщает: “17 сентября 1939 г., не дожидаясь окончательного решения вопроса о создании секретной базы, в Кольский залив пришли немецкие транспорты “Кордиллере” и “Сан-Луи”, с грузами и техникой, а также лайнер “Бремен”.К концу ноября здесь находилось уже 36 немецких транспортов (среди них “Иллер”, “Х. Леонард”, “Поллине”, “Тобинген”). На якорной стоянке у Абрам-мыса они были надежно укрыты от британских поисковых кораблей. За это время на трех нацистских судах силами рабочих Мурманского судоремонтного завода был проведен необходимый межпоходовый ремонт” (с. 86). А в это время военно-морской атташе нацистов капитан цур зее Нерберт фон Баумбах, объезжая советское Заполярье, придирчиво выбирал самую удобную бухту для фашистских судов, для базы “Норд”. Териберская губа ему не понравилась, а вот губа Большая Западная Лица пришлась в самый раз.Как объясняет подобный выбор нацистов С. Ковалев, “…старого разведчика фон Баумбаха не устроила губа Териберская как залив, постоянно контролируемый советской стороной.

Иначе выглядела действительно “забытая богом и людьми” губа Большая Западная Лица, укрытая от посторонних глаз со всех сторон сопками материка и полуострова Рыбачий и волнами Мотовского залива. Более того — совсем рядом с советско-финской границей” (там же). В ноябре 1939 г. фон Баумбах принял, наконец, положительное решение о месте создания базы “Норд”.С. Ковалев пишет, что “…очень скоро на побережье бухты Нерпичья началось строительство новых причалов, ремонтных мастерских, складов снабжения и подскальных хранилищ авиационного топлива. До прибытия в Западную Лицу немецких строителей первые работы провели советские строители 95-го участка мурманского отделения ЭПРОН. Не исключено, что самую тяжелую работу здесь сделали заключенные из ближайшего к Мурманску спецлагеря НКВД” (с. 87).Фашистские суда с первых дней мировой войны свободно приходили в Кольский залив, чтобы под покровительством советских союзников прятаться от британских военных кораблей.Здесь они чувствовали себя в безопасности под прикрытием орудий береговых батарей Северного флота ВМФ СССР. А осенью 1939 г. батарея 104-го пушечного артполка обстреляла у полуострова Рыбачий два британских эсминца, которые искали немецкий лайнер “Бремен”.В общем, нацистская военно-морская база на советской территории функционировала вполне успешно. По материалам С. Ковалева: “С декабря 1939 г. по апрель 1940 г. старшим морским начальником в базе был капитан цур зее Нишлаг, который ранее командовал немецким тыловым подразделением в Стамбуле и был назначен в Заполярье в дни подготовки операции по захвату Норвегии. В июле 1940 года старшим морским начальником базы стал уже корветтен-капитан Гаус Гофер, командир корабля снабжения “Фениция”… Общее руководство “Базис Норд” было возложено на тыл Кригсмарине” (с. 88).База находилась под постоянным контролем Германии: “19 июля 1940 года сюда прибыли помощник военно-морского атташе Германии корветтен-капитан Вильгельм Шторх и представитель немецкого посольства Курт Крепш. Официально они знакомились с ходом продолжавшихся здесь строительных работ. А фактически? Круг задач у нацистских разведчиков был много шире. И настолько, что через месяц Крепш на борту вспомогательного крейсера перешел по Северному морскому пути на Тихий океан. А затем, в кратчайшее время, через Токио и Владивосток вернулся в Москву в германское посольство” (с. 90).

По этому же Северному морскому пути советская подводная лодка Щ-423 провела немецкий рейдер “Комет”.Как сообщает С. Ковалев, “удары “Комета” по британскому судоходству в Южных морях были столь чувствительны, что еще до возвращения крейсера домой старшему на борту рейдера капитану цур зее Роберту фон Эйссену было присвоено воинское звание контр-адмирал (с. 90 — 91).

“… 5 сентября 1940 г. гросс-адмирал Эрих Редер поблагодарил советскую сторону за возможность использования базы и приступил к ее ликвидации” (с. 91).

Фото: "Bundesarchiv Bild 101II-MW-5618-16, Narvik, Hafen, gesunkene Schiffe" by Bundesarchiv, Bild 101II-MW-5618-16 / Böttger, Gerd / CC-BY-SA. Licensed under CC BY-SA 3.0 de via Wikimedia Commons - http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bundesarchiv_Bild_101II-MW-5618-16,_Narvik,_Hafen,_gesunkene_​Schiffe.jpg#/media/File:Bundesarchiv_Bild_101II-MW-5618-16,_Narvik,_Hafen,_gesunkene_Schiffe.jpg

По теме- http://fleet.sebastopol.ua/articles/_BAZIS_NORD___SOVETSKO-NACISTSKOE_SOTRUDNIChESTVO_V_1939_%E2%80%​94_1940_gg.- http://en.wikipedia.org/wiki/Basis_Nord- Александр Некрич, "1941, 22 июня" - М.: Памятники исторической мысли, 1995; http://militera.lib.ru/research/nekrich/index.html

Другие материали по теме сотрудничества совка и германии см по тегу "агрессоры wwii":- как Сталин выдавал Гитлеру коммунистов http://grzegorz-b.livejournal.com/247994.html. Также "Эти провожали а эти встречали" http://grzegorz-b.livejournal.com/253502.html- Отличная подборка фотографий и фактов про сотрудничество совеццких и немецких нацистов опубликовала igorsova в свое время. http://grzegorz-b.livejournal.com/250531.html- Айнзацгруппы, совместные отряды Гестапо-НКВД - http://grzegorz-b.livejournal.com/269507.html, http://grzegorz-b.livejournal.com/251462.html и http://grzegorz-b.livejournal.com/237833.html- Сотрудничество СССР и нацистской Германии в 1939-1941 от mysliwiec - http://grzegorz-b.livejournal.com/240533.html- Секретная немецко-советская летная школа в Липецк http://grzegorz-b.livejournal.com/232268.html и http://grzegorz-b.livejournal.com/223208.html- Советско-немецкая танковая школа (объект "КАМА") http://grzegorz-b.livejournal.com/284936.html- Как СССР и Германия вместе учились химической войне http://grzegorz-b.livejournal.com/274865.html

maxpark.com

Норд (NORD) | База данных по Охотничьему Собаководству (БОС)

№ Свидетельства на охотничью собаку: 

Окрас: 

зонарно-серый

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

№ Свидетельства на охотничью собаку: 

Окрас: 

зонарно-серый

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

Происхождение неизвестно

rors.ru.ruswebs.ru