Почему в Бирюлево может не быть трамвая. Трамвай в бирюлево


Трамвай в Бирюлёво — раунд 2

Друзья, тут надо немного поотстаивать здравый смысл в деле строительства трамваев в Москве. Речь о строительстве новой линии трамвая в Бирюлёво. Трамвай дело хорошее, но там опять черт знает что напроектировали.

История началась 1,5 года назад. Тогда Институт Генплана спроектировал плохую линию, которая не решала проблему жителей Бирюлёво — как быстрее добраться утром до метро, а вечером обратно. В проекте линия проходила по окраине района Бирюлево Западное, то есть не охватывала значительную часть жилых домов, и ее строительство предполагало снос гаражей.Поэтому жители Западного Бирюлева дружно проголосовали против, и теперь трамвай от метро «Пражская» зайдет в район, пересечет по самому короткому пути его вообще без захода вглубь района и поедет в Бирюлево Восточное, жители которого строительство как раз поддержали. Об этом я писал тут.

Сейчас дошла очередь до публичного обсуждения второй очереди строительства трамвая — участка линии, которая пойдет по Восточному Бирюлеву. Снова Генплан предлагает плохую трассировку, которую нужно попробовать отбить. Что в ней плохого:

  1. Линия идет по окраине района, а не по центральной улице, а это означает, что значительная часть жилых кварталов и объектов инфраструктуры — магазинов, поликлиник — осталась в стороне. Внутри района ездить на трамвае будет неудобно (а сейчас это 32 тысячи пассажиров в день), а для поездок к метро «Пражская» нужно будет еще доехать на чем-то до остановки или долго идти пешком. Новый развивающийся микрорайон в Загорье трамвая не получает.
  2. На Элеваторной улице устраивают развилку путей, а это значит, что по каждой линии после развилки идет меньше трамваев, а интервалы движения увеличиваются.
  3. На маршруте спроектировано аж целых 8 крутых поворотов линии, на которых трамвай будет снижать скорость, из них 2 спроектированы на эстакадах, что вряд ли позволит достичь заявленной средней скорости 28 км/ч.
  4. Линия проходит сбоку от дороги, а значит, имеет множество пересечений с выездами из дворов и со второстепенными улицами, что заставляет трамвай снижать скорость и увеличивает вероятность ДТП.
  5. Продлить линию из Бирюлево Восточного в сторону Царицыно будет невозможно.
В Восточном Бирюлево вдоль западной границы скоростным транспортом обеспечивает железная дорога, а вдоль восточной работает выделенная линия для автобусов. По центральной Бирюлевской улице магистральный скоростной транспорт не ходит. Правильная трассировка трамвая сможет исправить это и возить до метро тех, кто сейчас или едет медленно, или вынужден пересаживаться на скоростной транспорт.

Что надо сделать, чтобы в Бирюлево появился хороший трамвай, который будет доступен 90% жителей? Проложить линию по центру района, то есть по Бирюлевской и потом Загорьевской улице, и не делать разветвление, а продолжить трассу.

Почему так лучше?

  1. Охват скоростным транспортом тех жителей, которым он сейчас недоступен. Трамвай сможет обслуживать 55 тысяч пассажиров каждый день. В версии Генплана пассажиропоток трамвая — 30 тысяч пассажиров.
  2. Интервал в час пик — 5 минут. При существующей трассировке интервал от 6 до 12 минут, в зависимости от ветки.
  3. Из-за прямолинейности обеспечена высокая скорость движения — до 22 км/ч. То, что предлагает Генплан, не позволит больше 18 км/ч.
  4. Экономия на выпуске поездов: при прямолинейной трассе без разветвлений хватит 18 поездов, а в существующем варианте их нужно 22.
  5. Меньше пересечений с другими трассами, что означает стабильность и надежность работы.
  6. Линия трамвая не будет дублировать линию скоростного автобуса, как это предполагает проект Генплана.
  7. Не надо будет строить эстакады!
  8. Вырубка деревьев нужна будет только в зонах уширений в районе остановок. В варианте Генплана требуется вырубить более 17 Га насаждений.
  9. В такой трассировке трамвай можно будет легко продлить до Царицыно или Кантемировской, чтобы обслужить сложившиеся пассажиропотоки.
Так это всё выглядит на схеме

Нашлось только одно рациональное объяснение такой кривизне линии скоростного трамвая — Генплан предлагает возить жителей Лебедянской улицы на ЖД станцию «Бирюлево-Товарная». Но стоит отметить, что трамвай — это магистральный вид транспорта, он должен идти в направлении максимального пассажиропотока и обеспечивать высокую скорость.Те жители, кому должно стать лучше, смогут добраться до другой ЖД станции «Бирюлево-Пассажрская» на автобусе, и это будет быстрее, чем на трамвае до Товарной. А кроме того, по ЖД люди, как правило, едут до ближайшего метро, т.е. до той же серой ветки, до которой их и так довезет трамвай.

Больше никаких рациональных объяснений нет.

Публичные слушания по этому проекту назначены на 12 мая в 19:00, собрание будет проходить в школе №935 по адресу: улица Липецкая, дом 15, корпус 2. Приходите на слушания, голосуйте за трамвай, требуйте изменения проекта и расскажите своим знакомым, живущим в Бирюлеве, об этой истории.

Спасибо anderson_mike за помощь в подготовке поста.

maxkatz.livejournal.com

Трамвай наносит ответный удар по Бирюлёво

Полтора года назад жители Бирюлёво Западное на общественных слушаниях высказались резко против запуска в районе трамвая. Тогда, очевидно, это было вызвано общей протестной волной, которая накрыла наш район после небольшого погрома овощной базы.

Московские власти решили не спорить с местными жителями, а пойти им на встречу. Вместо Бирюлёво Западное трамвай предполагают пустить в Бирюлёво-Восточное. Интересно, что скажут на новых общественных слушаниях жители этого района?

Трассировка, которую зарубили "западники":

Теперь в западное Бирюлёво трамвай будет заезжать лишь в депо. Основная же трамвайная линия, по которой будет осуществляться маршрутное движение, будет идти по прямой, пересекать Павелецкое направление МЖД на отдельном путепроводе и заканчиваться на Элеваторной улице.

Изучим предлагаемую схему трамваев по Бирюлёво Восточному. Если посмотреть внимательно, получается, что большая часть трамвайной линии обходит жилые районы по краю застройки. Это значит, что лишь небольшой процент населения района сможет воспользоваться новым видом транспорта. Он будет недостаточно востребован, а следовательно, менее эффективен.

Также кажется неразумной идея сделать разветвление линии на один небольшой огрызок с одной остановкой. В итоге на каждом из направлений частота движения вагонов будет не очень высокой, что дополнительно снизит привлекательность трамвая. Также видно, что трамвайные остановки часто совпадают с уже имеющимися остановками других видов скоростного транспорта: железной дороги и экспресс автобуса курсирующего по Липецой улице.

[Тут можно посмотреть проект планировки трамвайной линии, который выносится на слушания]Проект планировки новой трамвайной линии

Транспортная доступность Бирюлёво Восточное ничем не лучше своего западного собрата. Любая новая транспортная инфраструктура является необходимой и будет востребована. Особенно, если обратить внимание, что линия трамвая в данном случае даст новую устойчивую хордовую связь между южными районами города.

Больше того, на Михнёвской улице недавно вырос огромный высотный жилой район Загорье. Это, фактически, целый город.

Сейчас он лишен нормального транспортного обслуживания, но если вблизи него проложить трамвайную линию, ситуация намного улучшится. Проблема есть только в одном, предлагаемая трассировка линии проедет не только мимо этого микрорайона, но и мимо многих остальных домов.

Значит ли это, что трамвай в Восточном Бирюлёве не нужен?Конечно нет, трамвай там необходим, просто его нужно грамотно проложить по району.

Альтернативная трассировка выглядит так:

Первое, что нужно сделать – убрать ненужное ветвление линии, а строить продолжение от проектируемой тупиковой конечной на Элеваторной улице. Это позволит сократить интервалы движения на линии, убрать необходимость сооружения дополнительного съезда с эстакады, отказаться от необходимости закупки двусторонних трамвайных вагонов (т.к. конечная на Элеваторов предполагается «тупикового типа» без оборотного кольца).

Далее трассировка через весь район осуществляется вдоль Бирюлёвской улицы (главой улицы района). Есть, правда, дискуссия о необходимости трамвайной остановке на одной из железнодорожных станций. Мнения внутри проекта у нас расходятся. Дальше линию стоит проложить по Загорьевской улице и закончить в микрорайоне Загорье.

Какие преимущества нашего варианта:1. Это увеличит стабильность работы и сократит интервалы.2. Уменьшено дублирование других имеющихся маршрутов наземного транспорта.3. Значительно увеличен охват района и доля жителей.4. Снижение стоимости строительства линии, благодаря необходимости строительства меньшего числа эстакад (или даже полного отказал от них).

Как этого добиться? Надо прийти на публичные слушания и потребовать изменения трассировки с прокладкой линии по Бирюлёвской улице. Кстати, трамвайные активисты уже во всю агитируют за похожий вариант трассировки. Общественные слушания состоятся 12 мая 2015 года в помещении общеобразовательной школы № 935 по адресу: улица Липецкая, дом 15, корпус 2 в 19.00.

Трамвай в Бирюлёве нужен таким, каким он удобен жителям, а не таким, каким его проще сделать строителям.

P.S. Почему провалились общественные слушания по трамваю в Бирюлёво-Западное читайте наш специальный пост.

proboknet.livejournal.com

Новые трамвайные маршруты - блог о транспорте и жизни

У столичных властей грандиозные планы по развитию трамвайной сети в Москве. Тут и восстановление некоторых ранее демонтированных путей, и даже продление за МКАД. Есть вполне реальные маршруты, но есть и совершенно фантастические. Сегодня я хотел бы рассмотреть вполне конкретный проект: трамвайные маршруты, ведущие в Бирюлево Западное. Дело в том, что сейчас проходят публичные слушания о новой трамвайной линии в данный район. Как это у нас часто бывает, большинство людей, которых эта тема касается в первую очередь, ничего о ней и не знают. Давайте же всесторонне рассмотрим детали данного проекта и обсудим его слабые и сильные стороны, а также сложности, которые возникли при проектировании. Вот, собственно, схема будущей трамвайной линии в Бирюлево.

[Желающие подробно рассмотреть схему во всех подробностях могут сделать это тут]

Но прежде чем перейти к обсуждению темы трамвая, я бы хотел кратко обсудить основные транспортные проблемы Бирюлево, тем более, что они характерны для очень многих районов столицы. Западное Бирюлево имеет одни выезд на МКАД (недавно открыли второй, грузовой трафик ушел, но ничего принципиально не изменилось) и один непосредственно в Москву, через улицу Подольских Курсантов. Других выездов нет. Выезду на запад, восток и север из района препятствуют железные дороги. Аналогичная ситуация (только зеркальное отражение) характерна и для Восточного Бирюлево: один выезд на МКАД и Липецкая улица, ведущая в центр.

Это мое любимое Бирюлево Западное

После недавних нашумевших событий в Бирюлево, мне довелось услышать и прочитать массу комментариев, что наш район депрессивный и бесперспективный. Рабочих мест мало, с культурой (картинные галереи, театры и т.д.) не особо. Короче, все плохо. Как бы не так, Бирюлево - это теперь самое лучшее место для жизни, тихо, спокойно, жители отстояли свое право на это. Но мало нормальных рабочих мест. Однако жители всех округов Москвы, за исключением центрального, вынуждены каждое утро уезжать из своего спального района туда, где есть рабочие места. Причем для всего города характерна низкая связанность улично-дорожной сети и не очень хорошее развитие общественного транспорта. Единственное место, куда можно добраться за приемлемое время - это центр города. Поэтому большинство жителе работают именно там.

Можно, конечно, построить современный офисный комплекс где-нибудь в Гольяново, но туда же невозможно будет попасть из других районов Москвы. Аналогичная проблема и в Бирюлево. Поэтому любые территории надо развивать в комплексе с транспортной составляющей. И в этом нет ничего невозможного. Вот, например, Бирюлево можно превратить из тупикового района чуть ли не в самый транспортно-развитый район города. Для этого необходимо продлить две ветки метро и построив несколько локальных дорожных связок:

Многие критически отнесутся к идее очередного продления линий метрополитена, ведь это должно вызвать рост пассажиропотока в и без того переполненной подземке. Но дело в том, что этого не произойдет. Если линии метро не просто продлевать на окраины, а еще и пересекать их друг с другом, то это создаст новые связки и уменьшит пассажиропоток через центр. Ведь теперь, чтобы попасть с одного конца столицы в другой, не нужно будет ехать через кольцевую линию (например, появится быстрая и удобная связка всего Юго-Западного района столицы с Юго-Восточным).

Но главное даже не избавление центра от транзитного трафика, а то, что появляется большая территория, напрямую связанная с половиной города: две железные дороги и четыре линии метрополитена сходятся в одном месте. Еще в таком районе можно создать большое количество современных рабочих мест. Этакое Москва-Сити-2, только в отличие от первого, к нему будет идти минимум три ветки метро, а не одна.

Отлично понимаю, что написанное выше - это фантастические планы, которые вряд ли будут когда-нибудь реализованы. Бирюлево, как и десятки других районов, остается спальным и люди ежедневно вынуждены уезжать на работу исключительно в центр. Приход трамвая в Бирюлево не исправит эту ситуацию, он лишь поможет быстрее вывозить людей из района утром и возвращать вечером.

Но за неимением ничего лучшего, попробуем выжать максимум из трамвая. Глядя на будущую схему легкорельсового транспорта, сразу возникает вопрос, почему новая линия, чтобы попасть в Бирюлево, идет мимо станции метро Пражская и далее по улице Подольских Курсантов, делая крюк в несколько километров. Не проще ли было продлить трамвай от существующей конечной на улице Академика Янгеля, мимо одноименной станции подземки?

Такой вариант рассматривался, но был отброшен, так как для пересечения с Курской железной дорогой пришлось бы рыть тоннель длинной около километра, что сильно повысило бы стоимость всего проекта. Поэтому трамвай будет ходить странным маршрутом через улицу Подольских Курсантов. В самом Бирюлево пути также предлагается положить довольно странным образом: по краю района. Дело в том, что по строительным нормам трамвайные пути нельзя прокладывать ближе чем 20 метров от жилых строений. Поэтому проектировщики решили вообще не заморачиваться, а сразу вынесли трамвай на окраину района.

Это сильно упрощает не только проектирование, но и строительство, но, во-первых, оставит северную часть района без трамвая (жители будут вынуждены ехать до него на автобусе или очень долго идти пешком), а, во вторых, даже в южной части части Бирюлево, до ближайшей остановки придется идти по 600-700 метров. Еще одна проблема заключается в том, что пути пойдут там, где все застроено гаражами. Почти все они пойдут под снос (владельцы об этом пока еще ничего не знают). Дело даже не в лишении людей имущества, а в том, что тысячи машин будут ставить не в гаражи на краю района, а во дворы. А последние и так уже забиты под завязку личным транспортом.

на месте этих гаражей планируется проложить трамвайные пути

Учитывая все проблемы, мы с chek_pipinda решили представить альтернативную схему трамвайных маршрутов с максимальным охватом жилых кварталов  и продлением до Царицыно.

Изюминка нашего предложения заключается в прокладке линии непосредственно через жилой массив. Полноценную улицу в этом месте делать не стоит, а вот трамвай хорошо там разместится. Расстояние между жилыми домами составляет около 80-100 метров, что позволяет разместить там пути без нарушения ГОСТов и СНИПов. Линия пройдет через пустырь, территорию заброшенного детского садика, но, вынуждено заденет дом культуры "Дружба" (на схеме 6А). На первый взгляд это кажется ужасным, но, на самом деле, нет ничего страшного. Дом культуры можно возвести в другом месте.

Еще раз повторю, до жилых домов там останется очень много пространства. Вид с Харьковского проезда:

и с Медынской улицы:

В результате, трамвай пройдет через весь район Бирюлево Западное по Медынской улице.

Вот такой проект трамвая в Бирюлево я поддерживаю (конечно, трамвай должен быть современным, бесшумным, как недавно прибывший в столицу Alstom, и без турникетов). Приглашаю всех заинтересовавшихся принять участия в публичных слушаниях по данному вопросу.

[Собрания участников публичных слушаний состоятся 04 декабря 2013 г. по адресам]Информационные материалы представлены на экспозициях по следующим адресам:Бирюлево Восточное: ул. Касимовская, д.21 (библиотека № 102).Бирюлево Западное: ул. Медынская, д.11, стр.2 (библиотека № 233)Чертаново Центральное: ул. Кировоградская, д.16, корп.3 (актовый зал ГУ ИС района Чертаново Центральное).Чертаново Южное: ул. Дорожная, д.20, корп.1 (библиотека № 153)Часы работы: рабочие дни: 12.00-20.00 суббота, воскресенье: 10.00-15.00

Собрания участников публичных слушаний состоятся 04 декабря 2013 г. по адресам:Бирюлево Восточное: ул. Элеваторная, д.4,корп.2 (школа № 508).Бирюлево Западное: ул. Медынская, д.7А (школа № 933).Чертаново Центральное: ул. Красного Маяка, д.3Г (школа № 879).Чертаново Южное: ул. Подольских курсантов, д.16А (школа № 657)Время регистрации 18.30 – 19.00.

Добавить мой журнал в друзья можно тут.

proboknet.livejournal.com

Почему в Бирюлево может не быть трамвая: sopass

Вчера сразу в четырех районах прошли слушания по поводу строительства трамвая от Пражской в Бирюлево. Основной площадкой было Бирюлево Западное, где и развернулись самые горячие события.

Чтобы сразу понимать теорию вопроса, создание линии очень сильно задевает интересы владельцев гаражей района (префект озвучил цифры в 3700 гаражей, который необходимо будет снести, отчасти из-за не слишком удачной трассировки линии с созданием не нужного разворотного кольца там, где их много), ну и волнует жителей близлежащих домов, в основном по Востряковскому проезду.

Именно эти люди в массе своей и пришли вчера на слушания в Бирюлево Западное и прочитали, как по учебнику, проектировщикам лекцию о том, что такое "not in my backyard", то есть "делайте, что хотите, но чтобы трамвай не шумел именно под моими окнами и моим гаражам не мешал".

Создавалось полное ощущение, что власти проводят слушания не о современной линии современного транспорта для самого депрессивного района Москвы, а о том подвергнуть или нет Бирюлево ковровой бомбардировке. Люди из домов по Востряковскому возмущались, что трамвай будет шуметь (предложение ген.директора "Мосгортранса" посмотреть на новый бесшумный французский трамвай в депо вызвало только большее раздражение), а владельцы гаражей  бросались к выступавшим с криками о том, что им негде больше хранить свои машины. Начало казаться, что в какой-то момент аудитория просто набросится на докладчиков, успокаивало только грамотное поведение префекта.В общем, люди были очень недовольны:

Кто же виноват в том, что Бирюлевцы так самозабвенно хотят жить в одной большой промзоне и получать удовольствие от поездок на маршрутках? Можно, конечно, обвинить во всем неразумное население, которое не хочет принимать прекрасный новый мир. Но это было бы в корне неверно. Тот самый термин "not in my backyard", как видно, вовсе не отечественный и за свои личные интересы люди борются повсюду. Например, лет десять назад в городе Бордо, что во Франции, можно было воочию наблюдать похожую картину. Чтобы читателю было понятнее, в Бордо одна из самых красивых и инновационных на тот момент (никаких проводов, нижний токоприем) трамвайных систем и выглядит она как-то так:

Так вот, на одной из улиц города, где трамвайных путей еще не было, но, по всей видимости, предполагались, можно было наблюдать следующую картину: половина домов была завешена плакатами "НЕТ трамваю на нашей улице". И эти плакаты повесили не бирюлевцы, которые такого трамвая в жизни не видели, а самые что ни на есть зажиточные и просвещенные жители Европы, которые могли каждый день наблюдать какой именно трамвай у них построят.

Так что проблема не совсем в жителях и есть два возможных направления ее решения. Первый - это замена крайне несовершенной процедуры публичных слушаний чем-то более объективным вроде районного референдума. Ведь на общественные слушания пришли в основном те люди, которым трамвай не нужен, но ощущения такое, что если начать строить трамвай, то завтра все 90 тысяч жителей устроят революцию, а это, быть может, совсем не так. Да, в Бирюлево из-за большого количества гаражей затрагиваются интересы около 10% жителей, но это все же не большинство. В Восточном Бирюлево и вовсе на слушаниях большинство было за строительство. Но при этом, вывод из слушаний в Западном Бирюлево однозначный - жители против и совсем игнорировать это тоже нельзя, иначе так мы быстро придем к тому, что и такой, пусть слабо, но сдерживающий мэрию от дурацких проектов механизм, как публичные слушания, полностью себя дискредитирует.

Второй - целенаправленная городская политика по ликвидации гаражных кооперативов в том виде в котором они существуют сейчас. Нынешние гаражи для города самая плохая вещь - выгоды от них почти никакой, места занимают очень много, с точки зрения городской среды они не только сами по себе ужасны, так еще и делают более депрессивными окружающие их пространства.

Но это больше про слом устоев, которые прочно засели в наших головах, поэтому первый путь был бы для мэрии намного репутационно проще. Но отказ от слушаний в пользу более объективной процедуры повлек бы за собой практически невозможность создавать всякие ненужные горожанам, но нужные узкому кругу лиц из-за стоимости строительства дороги и развязки. Поэтому тут получается замкнутый круг - со слушаниями не получается протолкнуть многие важные проекты, а без них труднее заботиться о личных интересах.

Вот так как-то и живем пока:) Ну и нотка оптимизма напоследок - тот самый трамвай, который безуспешно предлагал посмотреть всем желающим директор "Мосгортранса" на видео выше:

sopass.livejournal.com

Скоростной трамвай в Бирюлёво

4 декабря 2013 года на публичные слушания выносится проект трассировки линии трамвая в районах Бирюлёво-Западное и Бирюлёво-Восточное. По вновь разработанному проекту Института Генплана трамвайные линии в районе Бирюлёво-Западное образуют петлю, проходя по Харьковской улице и Булатниковскому проезду с одной стороны, и Востряковскому проезду – с другой стороны. Разворотное кольцо планируется разместить в промзоне южнее перекрёстка Булатниковского и Востряковского проездов, где линии будут соединяться. В новом проекте частично учтены рекомендации фонда «Городские проекты», направленные в Институт Генплана 5 сентября 2013 года. В частности, теперь линиями трамвая охватывается большая площадь района Бирюлёво-Западное. Кроме того, трамвай заходит теперь в район с улицы Подольских Курсантов на квартал ранее – по Харьковской улице (в предыдущем проекте линия заходила в жилые кварталы лишь на Булат-никовской улице, до которой шла по промзоне). Большим преимуществом данного проекта является трассирование линии из района Бирюлёво-Западное 
в Бирюлёво-Восточное (по предыдущему проекту трамвай оканчивался у железнодорож-ной линии Павелецкого направления, а продление трамвая в Бирюлёво-Восточное предполагалось в долгосрочной перспективе. Однако линия имеет ряд недостатков: 1) В Бирюлёво-Западном трамвай хотят проложить не 
по центру района, а по его окраинам. Предложена линия по Востряковскому проезду, который застроен домами только с одной стороны. Местами линия идёт по территории, занятой гаражами, которые необходимо будет сносить, что вызовет затраты и недовольство жителей. Основной недостаток проекта: число жилых домов, от которых до трамвая можно дойти пешком, слишком мало. Также без трамвая останутся северные кварталы Бирюлёво-Западного. Это не будет удобно жителям. 2) Трамвай совершенно не охватывает район Бирюлёво-Восточное, который в два раза больше Бирюлёво-Западного 
по площади и в полтора раза больше по населению. Институт Генплана спроектировал конечную остановку на Элеваторной улице. Вглубь района линия 
не заходит. Люди по-прежнему будут вынуждены ездить до метро на автобусах по пробкам. Необходимо сразу требовать прокладку внеуличного трамвая в Бирюлёво-Восточное. 3) Проектом предусмотрено слишком малое число остановок: они расположены на расстоянии не менее 700 м друг от друга. Редкие остановки повышают скорость трамвая, но это делает трамвай неудобным для жителей Бирюлёво, которым придётся идти лишние 300-400 м от дома до остановки. 4) Трассировка линии трамвая по улице Подольских Курсантов к станции метро «Пражская» неоптимальна, а другие варианты (например, к станции метро «Кантемировская» или «Царицыно») не рассматривались. «Городские проекты» рекомендуют рассмотреть следующие изменения: 1) Предусмотреть развитие трамвая в Бирюлёво-Восточном: продолжить существующую в Генплане линию от Элеваторной улицы по Бирюлёвской и Загорьевской улицам. Линия пройдёт по густонаселённым кварталам и обеспечит удобный подвоз к станциям метро. Необходимо требовать линию 
от Бирюлёво-Восточного 
к станции метро «Царицыно». Путь на трамвае до метро будет гораздо быстрее, чем по пробкам на автобусе! 2) В районе Бирюлёво-Западное трассировать линию по Харьковской, Медынской, Булатниковской улицам и далее по существующему варианту Института Генплана – по Булатниковскому проезду до конечной остановки Бирюлёво-Западное с обеспечением пересадки на автобус №37 и другие автобусы. Места для прокладки трамвайной линии 
на нечётной стороне Медынской улицы и чётной стороне Булатниковской улицы достаточно: жилые дома расположены в отдалении 
от проезжей части.  3) Вывести трамвай с улицы Подольских Курсантов на Харьковский проезд на 400 м севернее, чтобы трамвай проходил в пешеходной доступности от жилых домов. 4) Для устранения «разорванности» центров районов Бирюлёво-Восточное 
и Бирюлёво-Западное – рассмотреть возможность строительства трамвайной эстакады или тоннеля от Булатниковской до Михневской улиц с выходом на Бирюлёвскую и Загорьевскую улицы. Железная дорога перестанет быть бирюлёвской Берлинской стеной! 5) Внутри жилых кварталов организовать остановки на расстоянии 300-500 м друг от друга, вне жилых кварталов – 
до 1000 м. «Городские проекты» просят всех жителей Чертаново, Бирюлёво-Западного 
и Бирюлёво-Восточного во время общественных слушаний обязательно поддержать строительство новой линии скоростного трамвая и вместе 
с тем требовать внесения изменений в проект по пунктам, предложенным «Городскими проектами».

city4people.ru

Будущие линии трамвая утверждены в Новой Москве и Загорье

В первых числах декабря сразу две трамвайные линии получили одобрение Правительства Москвы. Своя местная трамвайная сеть появится в Новой Москве. А до 6-го микрорайона Загорья дотянется линия, начинающаяся от действующих путей на Чертановской улице.

Бирюлёво-Загорье

Новая линия начнётся от другой, ещё не построенной линии от Чертановской улицы через станцию метро «Пражская» в северную часть района Бирюлёво Восточное. Проект планировки этой линии был утверждён Правительство Москвы в июле 2014 года.

Новая линия пройдёт преимущественно в одном уровне с землёй, на обособленном полотне шириной 10-13 метров. Такое исполнение позволит поддерживать среднюю скорость сообщения на линии в пределах 25-30 километров в час.

По району Бирюлёво Восточное линия пройдёт от пересечения продолжения Элеваторной улицы с Павелецким направлением МЖД, затем по эстакадному съезду повернёт на Касимовскую улицу и вдоль её западной стороны дойдёт до станции Бирюлёво-Товарная. После этого трасса трамвая свернёт на Донбасскую улицу и пройдя с южной стороны, выйдет на восточную сторону Бирюлёвской улицы.

Далее трамвай по эстакаде пересечёт пути грузовой железнодорожной линии, обслуживающей Московский коксогазовый завод (г. Видное), вдоль железнодорожных путей под Липецким путепроводом выйдет на Липецкую улицу со стороны Бирюлёвского дендропарка, где дойдёт до 6-го микрорайона Загорья.

По территории 6-го микрорайона линия пройдёт вдоль его южной границы, по Загорьевской улице и Загорьевскому проезду до проектируемого проезда № 6650.

Протяжённость линии составит примерно 5,2 километра, из которых 700 метров займут эстакадные участки (съезд на Касимовскую улицу и пересечение грузовой железной дороги в районе Ряжской улицы), остальные 4,5 километра будут расположены на уровне земли.

Пока речь идёт о восьми остановках на новой линии:

  • «Касимовская улица» – вдоль Касимовской улицы в районе дома 7;
  • «Платформа Бирюлёво-Товарная» – вдоль Касимовской улицы в районе разворотной площадки автобусов, рядом со станцией Бирюлёво-Товарная Павелецкого направления МЖД;
  • «Бирюлёвская улица» – вдоль Бирюлёвской улицы в районе домов 25 и 27;
  • «Ряжская улица» – вблизи домов 37 корпус 3 и 15 корпус 1 по Ряжской улицы. Для прохода пешеходов через железнодорожные пути зарезервировано место для строительства внеуличного пешеходного перехода;
  • «Липецкая улица» – вдоль Липецкой улицы со стороны Бирюлёвского дендропарка, в районе дома 7 корпус 1, рядом с существующим пешеходным переходом;
  • «Загорьевская улица» – вдоль Загорьевской улицы в районе домов 15 и 17;
  • «Загорьевский проезд» – вдоль Загорьевского проезда в районе дома 25;
  • «Лебедянская улица» – вдоль Загорьевского проезда у примыкания Лебедянской улицы в районе дома 38.

В среднем остановки будут расположены каждые 700 метров.

Предполагается, что на линии будут работать сочленённые трамвайные вагоны длиной 30 метров, с интервалом движения 4-6 минут. Это позволит провозить в час «пик» до 5,5 тысяч пассажиров. Расчётное время поездки до станции метро «Пражская» составит 12-20 минут.

В районе пересечения Лебедянской улицы с Загорьевским проездом запланировано разворотное кольцо с конечной станцией для оборота и отстоя трамвайных вагонов. Обслуживать новую линию должно трамвайное депо в Бирюлёво-Западном, строительство которого вместе с линией от Чертановской улицы должно начаться в 2016 году.

Новая Москва – новая трамвайная сеть

Для обслуживания Новой Москвы планируется построить изолированную сеть трамвая, которая не будет соединена с существующей. Такое решение оправдано, так как длина соединительной связки была бы больше самой линии.

Прокладка линии предусматривается в виде двустороннего кольца протяжённостью 11,69 километра в зоне планируемого активного развития в поселении Сосенское вокруг посёлка Коммунарка.

Линия должна обеспечить подъезд к планируемым станциям «Коммунарка» и «Столбово» новой линии метрополитена от Третьего пересадочного контура из микрорайонов «Бунинский», «Бутовские аллеи», «Москва А 101».

В основном линия предполагается в наземном исполнении, на обособленном полотне с шириной технической зоны от восьми до 22 метров. Эстакады планируются на пересечении с крупными автодорогами. Планируется, что на линии будет 16 остановочных пунктов. Среднее расстояние между ними составит порядка 700 метров.

Резервируются земельные участки для разворотного кольца трамвая и для строительства трамвайного депо площадью 6,9 га.

От разворотного кольца в районе Ивановского пруда линия вдоль проектируемого проезда № 255 должна дойти до автодороги «Коммунарка – Ямонтово». От их пересечения другая перспективная трамвайная линия может быть проложена в будущем до станции Бутово.

 Кольцевая же линия пройдёт вдоль автодороги «Коммунарка – Ямонтово» и пересечёт улицу Александры Монаховой между ЖК «Бунинский» и СНТ «Юннат-2». Дальше она вдоль района «Бутовские аллеи» доберётся до пересечения с дорогой «Солнцево – Бутово – Видное». К северу от этого перекрёстка предусмотрено место для строительства трамвайного депо.

Далее трамвайная трасса должна повернуть на дорогу «Газопровод – Бутово», пересечь улицу Липовый парк и выйти на Бачуринскую улицу. Оттуда, пересекая дорогу «МКАД – Коммунарка – Остафьево», линия по новому бульвару пройдёт улицу Александры Монаховой, после чего повторно пересечёт дороги «Солнцево – Бутово – Видное» и «МКАД – Коммунарка – Остафьево» и замкнёт своё кольцо в районе Ивановского пруда.

Когда построят?

Сроки строительства линий пока не определены. Если бирюлёвская линия запланирована в уже сложившейся застройке, то трасса по Новой Москве зависит от сроков освоения участков, по которым она проходит, в том числе строительства новых дорог. Тем самым ещё важнее до начала строительства закрепить наличие трамвая в районе Коммунарки, чтобы впоследствии земельные участки не разошлись на другие нужды. Сама линия в проектируемом виде будет востребована одновременно со строительством станций метро «Столбово» и «Коммунарка», что произойдёт уже после 2020 года.

Ранее в Москве были утверждены проекты планировки ещё трёх трамвайных линий – от посёлка Северный до района Медведково, по шоссе Энтузиастов и от Чертанова в Бирюлёво-Западное и Бирюлёво-Восточное. Начало их активного строительства запланировано адресной инвестиционной программой Правительства Москвы в 2016 году.

tr.ru

Сферический трамвай в вакууме - блог о транспорте и жизни

Наверняка многие были в Европе и видели там местные трамваи. Как и большинству, мне они очень понравились. Вот как выглядит современный трамвай, например, в Германии.

Красота! В такой трамвай нельзя не влюбиться!

Естественно, очень хочется и у нас в Москве сделать трамвай таким же современным и удобным. Видимо поэтому Максимом Кацем maxkatz овладела идея опутать всю столицу трамвайными линиями. Не долго думая, Максим (или кто-то из его коллег по Городским проектам) изрисовал в графическом редакторе всю карту столицы красными линиями – будущими маршрутами рельсового транспорта. Более того, было высказано предположение, что при нормальном руководстве города, все эти планы можно воплотить буквально за 3-5 лет. Видимо, после этого все автомобилисты должны пересесть в трамвай, и проблема пробок, следовательно, навсегда уйдет в прошлое.

Схема трамвайных линий от Максима Каца.

Мне, как и многим, тоже нравятся современные, комфортные и скоростные трамваи. Поэтому считаю, что нынешнюю московскую систему необходимо срочно модернизировать и оснастить современным подвижным составом. Однако в гигантской Москве (с населением 12 млн. человек), в отличии от, например, Цюриха (400 тыс. человек), транспортную проблему одними трамваями не решить. И распространение трамвайной сети по всей столице не только не улучшит значительно транспортную ситуацию, но и потребует гигантских затрат. Ведь рисовать красивые картинки гораздо проще, чем потом все это реализовать на практике.

Но давайте обо всем по порядку.

Трамвай условно можно разделить на магистральный и местный. Первый обладает очень большой провозной способностью в 15-25 тыс. человек в час. Второй перевозит в несколько раз меньше, всего 7-8 тыс. человек в час. Это при благоприятных условиях, в реальности его провозная способность будет еще меньше, около 5 тыс., немногим больше чем у автобуса.

Какую же трамвайную сеть хочет создать в Москве Максим? Магистральную или местную? Правильный ответ: ни ту, ни другую. Это будет гибрид. По широким проспектам поедет скоростной трамвай, однако, как только он доберется до улиц поменьше, трамвай станет обычным. Соответственно и провозная способность всей этой системы будет минимальна, ведь она лимитируется именно узкими местами. Хочу напомнить, что московский метрополитен, одна линия которого перевозит до 80 тысяч человек в час, уже давно и сильно перегружен.

Кстати, метрополитен строился в Москве потому что трамвай уже физически не справлялся с возросшим пассажиропотоком. Рекомендую всем очень интересный пост "Трамвайный коллапс в центре Москвы" vanchouzzz на эту тему.

Конечно, современный трамвай совсем не тот что был в 20-30 годы прошлого века. Современный рельсовый транспорт обладает потрясающей провозной способностью. Поэтому, во многих городах мира, действительно, для трамвая наступила эпоха ренессанса. Но это в идеальных условиях. Теперь давайте посмотрим, как будет выглядеть этот ренессанс в Московских реалиях.

Первое с чем мы сталкиваемся в российской столице – это катастрофическая нехватка места. За два лужковских десятилетия застроен каждый клочек земли. Дома, офисы и прочие сооружения стоят вплотную к дорогам. Где же в таких условиях прокладывать трамвайные пути? Правильно, только в одном месте – на проезжей части. Я бы хотел обсудить, как это будет выглядеть на практике. Для примера возьму два места: Ленинский проспект и Бирюлево (район где я знаю каждый закоулок). Максим, правда, просил не придираться к трассировке (мол, это детали и их можно уточнять, изменять и т.д.). Но я не согласен с такой позицией. Как известно, дьявол кроется в деталях. И сейчас я покажу, что эти детали меняют всю концепцию трамвая в Москве коренным образом.

Ленинский проспект

В данном случае нам повезло. У нас есть не просто картинка, а целый макет того, как представляет себе Максим будущий Ленинский проспект с трамваем.

Фото макета с выставки Городских проектов Варламова и Каца.

Очень красивый макет, даже трамвайчик по рельсам ездит. Однако это тот самый сферический трамвай в вакууме. Никаких 15 тысяч человек в час он перевозить не сможет, так как светофоры просто физически не дадут это сделать. Если же отдавать приоритет проезда трамваям, то это убьет все остальное движение, включая пешеходное. Или люди должны перебегать пути, каждый раз рискуя попасть под колеса трамвая? Скажете, что сейчас такого не происходит. Ну, это пока трамвай не скоростной. Если же он будет ходить с большой скоростью, то нас ждут десятки жертв ежегодно. Почитайте о людях, задавленных электричками на переходах.  Впрочем, успокою будущих пешеходов, с большой скоростью трамвай ходить не будет. Частые остановки (через 300-400 метро) и светофоры просто не дадут этого сделать.

Есть и другой вариант подхода к трамваям - это сделать подземные переходы. В таком случае, пешеходы не будут рисковать жизнями. И трамвай сможет быстро ездить. Только вот другая беда получается. Скоростной трамвай будет также разрывать город на анклавы, как и вылетные или хордовые автомагистрали.

БирюлевоКак я уже говорил, я в отличии от Максима, в этом районе каждый закоулок знаю и о-о-очень хорошо представляю себе, как пойдет трассировка трамвая по улицам. И, согласно представленной схеме, пройдет она следующим образом:

Рельсы идут по улице Подольских Курсантов, Харьковской улице, Булатниковскому проезду, пересекают МКАД и уходят в сторону г. Видное.

Недостаток такой трассировки заключается в том, что от многих домов до ближайшей трамвайной остановки придется идти около километра. Офигительная пешеходная доступность. Не многие готовы идти даже до станции метро такое расстояние, а уж до остановки наземного общественного транспорта, который отвезет к ближайшей станции метро, подавно. Может кто-то думает, что жители будут ездить на нем в центр? Ничего подобного. Трамвай – это наземный общественный транспорт и остановки не его маршруте частые, и пойдет он окольными путями, и пересадку (а может и не одну) с одного трамвая на другой придется делать. Короче, неудобно. Между прочим, сейчас можно доехать из Чертаново до Медведково, использую только трамвай. Но так никто не ездит, ибо очень долго и неудобно (быстрее и комфортнее доехать на метро).

Трассировку можно, конечно, изменить и пустить трамвай, например, по Медынской и Булатниковской улицам, но в таком случае трамвайные пути пройдут вдалеке от двух железнодорожных станций (никаких пересадочных узлов вообще не получится). Лишь опутав все бирюлевские улицы рельсами, можно добиться удобного доступа жителей к трамваю. То есть, по сути, трамвай должен полностью вытеснить собою все автобусы. И так по всей Москве. Иначе люди будут ездить на автобусе до трамвая, потом на нем до метро и только потом попадать в центр города. Полное безумие. И уже очень не дешевое.

Но это еще цветочки. Сейчас начнутся ягодки.Проехав через все Бирюлево, трамвай пересекает МКАД и уходит в сторону г. Видное. Интересно, когда рисовали красивую схему, хоть кому-нибудь пришел в голову вопрос, как трамвай будет пересекать кольцевую автодорогу? А я скажу как: он должен проезжать через единственный прокол под МКАДом. Вот он:

фото из Яндекс-панорам.

Глядя на красивую схему, представленную Максимом, хоть кто-нибудь задумался, сможет ли тут разместиться контактная сеть для трамвая? И как она будет уживаться с постоянным потоком автомобилей, в том числе и грузовиков? А если один из них зацепит контактную сеть или произойдет ДТП? Транспортный коллапс обеспечен.

Для того, чтобы избежать таких опасностей, нужно делать новый прокол под МКАДом или строить через него эстакаду. А это уже значительно удорожает проект трамвая.

Но и это еще полбеды.Посмотрите на схему трамвая в районе Бирюлево. Рельсы проложены только в западной его части. И это не ошибка художника, который просто забыл нарисовать несколько лишних линий в восточной части (где, кстати, живет большая часть жителей). Тут имеется серьезная проблема. Называется она железная дорога. Чтобы пустить через нее трамвай, потребуется или строительство тоннеля длинной несколько сотен метров, или сооружение эстакады. И тот и другой вариант приведет к многократному удорожанию проекта.

Как видите, всего одни район, а для нормальной трамвайной системы требуется сооружение тоннелей или эстакад. И так по всей Москве. Именно поэтому, например, трамвай не сможет напрямую попасть из Красногорска в Строгино (рельсы делают крюки через Новорижское и Волоколамское шоссе). Прямая связка потребовала бы строительства эстакады через МКАД и моста через Москву-реку.

Как вы видите, в действительности вылезает множество проблем, которых на картинке никак не видно!

Есть и еще одна проблема. Это недостаточная провозная способность трамвая. Да, конечно, она гораздо больше, чем у автобуса, но гораздо меньше, чем требуется уже сейчас. Не говоря уже о перспективе на будущее.

Например, район Куркино и Новые Химки. Там живет более 100 тысяч человек. Очень многие ездят на работу в Москву. И почему-то почти все в одно и тоже время, создавая пассажиропоток в несколько десятков тысяч людей в час. И только метро сможет их всех перевезти. Трамвай сразу-же после строительства не будет справляться с перевозками. А что будет через несколько лет, когда население этих районов еще вырастет? Вот и я о том же.

Ситуацию может спасти только тяжелый рельсовый транспорт: метро и железная дорога (на обе эти темы я обещаю вам два больших поста). Да, метро стоит дороже трамвая (кстати, он тоже оказывается не дешев, если учесть все затраты), но обладает в несколько раз большей провозной способностью. Посмотрите, Сокольническая ветка строилась в 30-е годы прошлого века, но до сих пор справляется с нагрузками. Да, проблемы имеются, но представьте вместо нее трамвай! :-)

Подведем итог.Просто положить трамвайные рельсы на всех дорогах Москвы – это не решение транспортных проблем столицы. Это лишь трамвай ради трамвая. Значит ли это, что ему не место в Москве? Конечно, нет! Как я уже писал выше, трамвайную сеть можно и нужно модернизировать. Например, ее нужно продлить от м. Университет по Ломоносовскому проспекту и дальше. Это же полный абсурд, когда трамвай не доезжает пары километров до места основного притяжения трафика - МГУ! Вот этот проект абсолютно реальный и заслуживает детального рассмотрения и обсуждения. И к нему отнесутся серьезно и в департаменте транспорта и в мэрии Москвы. Кстати, время его реализации как раз и будет 3-5 лет. А схема Максима так навсегда и останется лишь красивой картинкой, нарисованной в графическом редакторе.

UPD: Судя по комментариям, не все поняли, что я хотел сказать. Я не обсуждаю трассировку трамвайных линий. Я на конкретных примерах показываю сложности, с которыми придется столкнуться. Можно, конечно, восхищаться 300 километрами новых трамвайных линий в столице, не обращая внимания на проблемы.

Три (и даже 5 лет) – это нереальный срок для прокладки 300 км. новых путей. И дело не в бюрократии, а в сложности проектирования и строительства. К сожалению, реальные сроки для создания такой системы – это 10-15 лет, 3-5 – это демагогия. Если подходить к трамваю в Москве взвешенно, то выясняется, что стоимость его будет очень приличная. Никто точно не знает, во сколько обойдется современный скоростной трамвай в Москве (с учетом всех туннелей и эстакад), потому что его еще никто не строил.

Максим, ты обижаешься, но при этом, наотрез отказываешься обсуждать, где будут проходить все эти 300 км. новых линий. «случайном порядке взятые 400 километров линий, и разбросанные по карте города в случайном порядке с целью просто показать масштаб» - это и есть сферический трамвай в вакууме.

Еще раз. Я не обсуждаю точную трассировку. Я на примере одного района (Бирюлево) показал, что все не так безоблачно, как хотелось бы. Что уж говорить про всю Москву.

proboknet.livejournal.com