Оценка различных способов оплаты коммунальных услуг. Как регулируются платежи жкх


правила предоставления, нормативы и стандарты качества

Предоставление населению коммунальных услуг строго регулируется федеральными законами, правилами, нормативными и иными актами.

Зная стандарты их предоставления, объемы, качество и время подачи, граждане могут добиваться улучшения обслуживания. Но нельзя забывать и о своих обязанностях – оплате, допуске контролеров.

Оглавление статьи

Законодательное регулирование данной сферы

Жилищные отношения между потребителями и поставщиками услуг невозможны без вмешательства государства. Оно осуществляет его путем принятия законов и внесения поправок в них.

Основными законами и нормативными актами, которыми руководствуются предприятия ЖКХ, являются:

  1. Гражданский кодекс РФ устанавливает нормы снабжения населения водой, газом, электроэнергией и прочими товарами (глава 30). Устанавливает преимущество конкретных нормативных актов перед общими положениями ГК РФ.
  2. Что нужно знать о правилах предоставления услуг по ЖКХ?Жилищный кодекс РФ.
  3. КоАП РФ определяет степень ответственности за нарушение требований СЭС к питьевой воде.
  4. Водный кодекс РФ устанавливает нормы в использовании водных объектов для специальных и бытовых нужд.
  5. Закон №69-ФЗ регламентирует процесс газоснабжения потребителей.
  6. Закон №210-ФЗ устанавливает тарифы для компаний ЖКХ.

Кроме того, предприятия сферы ЖКХ руководствуются множеством профильных нормативных актов в процессе своей деятельности:

  1. Правила использования системы канализации и водоснабжения в РФ (Постановление правительства №167).
  2. Постановление №761 определяет размер и порядок назначения субсидий гражданам-потребителям.
  3. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам №307 регламентируют порядок взаимоотношений собственников и конечных потребителей услуг с поставщиками, устанавливают нормативы потребления отдельных ресурсов.
  4. Специализированные нормативные акты, касающиеся конкретной отрасли ЖКХ – газоснабжения, водоотведения, водоснабжения, содержания многоквартирных домов и так далее.

Изменения, касающиеся порядка предоставления коммунальных услуг

Последние изменения в правила предоставления комуслугОсновным регламентирующим документом являются «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 г. В 2015 году данный документ подвергся некоторым изменениям.

Потребители услуг, имеющие возможность установить счетчики, но не сделавшие этого, будут платить больше. Данная мера призвана стимулировать население устанавливать приборы учета как общие, так и индивидуальные.

Такой нормативный акт существовал и ранее, но не имел широкого применения. Теперь же, после узаконивания новшества, требования будут касаться всех граждан без исключения.

Следовательно, изменился и пункт, который регламентирует начисление платы во время поверки (временного отсутствия) счетчика.

Если ранее для расчета брались показатели потребления за три предыдущих месяца «стандартного» тарифа, теперь во внимание будет браться тариф повышенный с повышающими коэффициентами. В начале 2017 года данный показатель равен 1,5.

Использование повышенных коэффициентов возможно в случае, если контролер не будет допущен в квартиру или дом для снятия показаний свыше трех месяцев подряд.

К газоснабжению повышенные тарифы применяться не будут.

Таким образом, все нововведения касаются использования повышающих коэффициентов при отсутствии счетчиков в помещении.

Важно то, что их отсутствие может быть оправдано, например, когда нет технической возможности монтажа ИПУ, ОПУ. В этом случае плата будет начисляться по старым тарифам.

Общие положения Правил

Основными пунктами документа являются:

  1. Общие положения правил предоставления услуг по ЖКХПредоставление коммунальных услуг производится на основании федеральных законов, нормативных актов, договора, а также вышеуказанных Правил.
  2. Поставщик несет ответственность за качество и сроки предоставления услуги в равной степени перед всеми потребителями.
  3. Качество и состав услуг ЖКХ зависят также и от возможностей инженерных сетей здания.
  4. ТСЖ или собственники помещений в доме при отсутствии договора с поставщиком могут заключить его непосредственно с ресурсоснабжающей компанией. Последняя несет в этом варианте ответственность перед потребителем за качество и своевременность подачи услуг, минуя поставщика.
  5. Взаимоотношения с ресурсопоставляющей компанией (при заключении договора) не должны противоречить принципам Правил и иных законов, нормативных актов.

Помимо этого, общие положения имеют расшифровку основных терминов и понятий, используемых в сфере предоставления услуг ЖКХ.

Действие документа распространяется на потребителей (граждан, законно проживающих в муниципальной, частной, государственной собственности), и поставщиков услуг.

Права и обязанности сторон коммунального обслуживания

Потребитель вправе:

  • получать обслуживание надлежащего качества, своевременно и в полном объеме;
  • бесперебойно получать коммунальные услуги, требовать повышения их качества до установленного уровня;
  • участвовать в принятии решений относительно общей собственности и придомовой территории;
  • контролировать и оплачивать фактический объем израсходованных услуг;
  • требовать уменьшения оплаты в случае перерывов в поставках, низкого качества или собственного отсутствия в помещении;
  • требовать возмещения ущерба, если последний причинен по вине поставщика услуг;
  • сверять произведенные платежи;
  • получать полную информацию, знакомиться с документами и нормативными актами относительно конкретных услуг.

Поставщик вправе:

  • требовать своевременной оплаты предоставленных услуг ЖКХ;
  • требовать соблюдения правил эксплуатации жилья, ИПУ, ОПУ;
  • получать компенсацию от государства за потребителей, имеющих льготы;
  • свободно попадать в помещения для сверки показаний и исправности приборов учета.

Какие права имеет поставщик ресурса ЖКХ?Потребитель обязуется своевременно оплачивать потребленные коммунальные услуги, предоставлять допуск представителям поставщика в помещение, самостоятельно следить за исправностью инженерных сетей в квартире.

Поставщик обязан предоставлять услуги своевременно, в полном объеме, без длительных перерывов, установленного качества, заключать договор с потребителем и осуществлять контроль технического состояния систем в доме.

Стандарты качества

Услуги ЖКХ должны производится в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000, федеральными законами и прочими нормативными актами.Все услуги должны подаваться в объеме, установленном для нужд населения, обеспечивать непрерывное потребление.

На каких условиях предоставляются коммунальные услуги?Перерывы допускаются только в случае проведения ремонта или форс-мажорных обстоятельств.

Все услуги должны быть безопасными для здоровья и жизни населения.

Поставщик обязательно должен проводить контроль качества услуг:

  • визуальный;
  • аналитический;
  • инструментальный.

Используемые для оказания услуг приборы, изделия, вещества также должны проходить контроль и соответствовать стандартам.

Порядок оплаты услуг ЖКХ

Жилищный кодекс обязует потребителя:

Разрешение споров и разногласий

Споры между потребителем и исполнителем могут иметь следующие виды:

  1. Способы разрешения споров по оплате коммуналки Судебное разбирательство. Истцом чаще всего выступает гражданин, которому была оказана некачественная или несвоевременная услуга. Исполнитель через суд может взыскивать долги по оплате.
  2. Медиация. Разрешение конфликта с привлечением посредника. Такое досудебное урегулирование выгодно обеим сторонам, так как проходит с меньшими затратами и в сокращенное время.

Именно в сфере ЖКХ медиаторы не пользуются популярностью. Причина банальна — не получившая свое сторона считает себя правой и стремится наказать виновника. При этом она не учитывает, что суд может затянуться на годы, и может сопровождаться большими тратами денег, сил и времени.

Медиация же в ЖКХ направлена на примирение сторон, возмещение ущерба пострадавшему в короткие сроки.

Но, пока не будут внесены поправки в действующее законодательство, обязывающие стороны спора использовать медиацию, коммунальные конфликты будут решаться в суде.

Видео: В России повысили нормативы потребления коммунальных услуг

В репортаже обсуждается проблема расчета стоимости потребляемых коммунальных услуг при наличии или отсутствии индивидуальных приборов учета.

Рассказывается, какие повышающие коэффициенты будут введены для владельцев жилых помещений, не оснащенных счетчиками.

propertyhelp.ru

Оплата за ЖКУ - обязательный платеж, предусмотренный ЖК РФ

 

В статье “...о наигранной глупости, а скорее наглости экспертов от ЖКХ”,  опубликованной Геннадием Мартыновым по ссылке http://maxpark.com/community/1574/content/3666190 , сказано

“Второй крайне важный момент- основания требовать платеж, т.е. кому, за что, и в каком размере. Юридические основания в части платежа- кому, сколько и за что, способны возникать исключительно в силу гражданско- правовых отношений (ст.420 ГК РФ), в силу налоговых требований муниципальных и государственных органов власти, в силу решений судебных органов власти и в силу добровольных обязательств плательщика. Коммунальные платежи и взносы на капремонт в число налогов и судебных решений не попадают.

Остаются гражданско- правовые отношения и добровольные обязательства. Ни в первом, ни во втором случае Жилищным кодексом гражданско- правовые основания не установлены. Законодатели тупо зарядили собственникам помещений обязанность производить коммунальные платежи и взносы на капремонт на основании платежных документов, что само по себе означает конфискацию имущества собственника помещения без суда и следствия исключительно в силу неконституционных требований ч.2 ст.155 и ст.171 ЖК РФ.

Тем самым законодатель федеральный существенно посягает на конституционные права человека- ст.ст. 1,2,3, 35, 55 Конституции РФ. Об этом ОБЯЗАНЫ ГОВОРИТЬ ДОБРОСОВЕСТНЫЕ ЮРИСТЫ.”

Данное лицо пытается изменить не только порядок оплаты за жилищно-коммунальные услуги, но и установить свои правила игры в сфере жилищно-коммунального хозяйства, пытаясь перевести их в плоскость гражданско- правовых отношений (ст.420 ГК РФ).

 

Оплата за жилищно-коммунальные услуги осуществляется по умолчанию, поскольку квартира находится в многоквартирном доме, и регулируется Жилищным кодексом РФ, а не Гражданским кодексом РФ.

 

Вводя сумятицу в обязательные платежи по оплате за жилищно-коммунальные услуги, данное лицо вводит многих жителей в заведомо ложное заблуждение по не до знанию в данном вопросе или преднамеренно, в угоду чиновникам, занимающимся жилищно-коммунальным хозяйством.

 

До его сознания не доходит, что оплата за жилищно-коммунальные услуги являются обязательными платежами на основании платежных документов, которые устанавливаются законами, и регулируются только Жилищным кодексом РФ. Жители многоквартирных домов приобрели вначале квартиру в этом доме, и только потом перевели эту квартиру в свою собственность.

 

Перечень документов на квартиру закреплен в статье 153 Жилищного кодекса РФ, которые и являются основанием для начисления обязательных платежей за жилищно-коммунальные услуги жителям многоквартирных домов, а лицам, которые имеют в личной собственности частные дома.

 

Данное лицо путает обязательные платежи за жилищно-коммнульные услуги жителям многоквартирных домов с услугами, которые регулируются Законом о защите прав потребителей, которые оказываются единовременно и только на основании заключенного договора на оказание конкретных услуг конкретным юридическим лицом.

 

Именно из-за этой неразберихой многие жители проигрывают в судах по искам ТСЖ и управляющих организаций.

 

Дело в том, что все жители многоквартирных домов по умолчанию обязаны оплачивать жилищно-коммунальные услуги, поскольку их квартиры находятся в многоквартирном доме и коммунальные услуги являются благосостоянием для всех жителей в многоквартирном доме, а не только для собственников квартир.

 

А вот жителям, как собственникам квартир, законом предусмотрено дополнительное бремя содержания своей собственности, которое регулируется Гражданским, Жилищным кодексом РФ, а также законом о защите прав потребителей.

 

В данном случае приемлемы статьи 209 и 210 Гражданского кодекса РФ, которые закрепляют норму содержания права собственности, бремя содержания имущества.

 

“Статья 209. Содержание права собственности 

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. 

3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. 

4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

 

Статья 210. Бремя содержания имущества

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.”

 

В данном случае, услуги, оказываемые собственникам квартир в многоквартирном доме, осуществляются на основании свидетельства о собственности и на основании заключенного договора, предусмотренного статьей 420 ГК РФ.

А именно:”Статья 420. Понятие договора 

1. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. 

2. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции). 

3. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе. 

4. К договорам, заключаемым более чем двумя сторонами, общие положения о договоре применяются, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров.”

 

А вот кто имеет право для начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги, будет сказано в другой статье.

 

maxpark.com

Основы и система регулирования тарифов в сфере ЖКХ

Система ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве страны характеризуется различным уровнем государственного регулирования на услуги, работы, оказываемые потребителям, и, прежде всего, населению в жилищной сфере и коммунальном комплексе. Установление цен и тарифов на услуги по содержанию и ремонту жилья – полномочия собственников помещений многоквартирного дома (ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации). В конечном итоге цена определяется составом работ по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, состоянием инженерных коммуникаций, степенью износа конструктивных элементов здания и его благоустроенностью.            Коммунальное хозяйство – сектор экономики, который работает по регулируемым тарифам, рассчитываемым в порядке и по методическим рекомендациям, утверждаемым Правительством Российской Федерации и соответствующими органами власти.          Тарифную политику в сфере ЖКХ формирует Правительство РФ (в том числе, установление федеральных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг) совместно с федеральными органами исполнительной власти – Федеральной службой по тарифам, Министерством регионального развития РФ,Минэнерго России, Минпромторг России, Минэкономразвития России и др., а также региональными и муниципальными органами исполнительной власти в области тарифного регулирования – Региональными энергетическими комиссиями, региональными и муниципальными комитетами, департаментами, службами по регулированию цен и тарифов.            Направленность тарифной политики государства в настоящее время определяется:- необходимостью модернизации всей совокупности инженерно-технических сетей (электрических, тепловых, сетей водоснабжения и водоотведения) и покрытия соответствующих затрат предприятий;- необходимостью привлечения инвестиций в отрасль;- необходимостью сдерживания значительных темпов роста тарифов на энергоресурсы и услуги ЖКХ.Реформирование отрасли (с конца 1990-х годов) направлено, в том числе, на постепенное доведение тарифов для потребителей услуг до экономически обоснованных расходов предприятий, оказывающих данные услуги. Бюджетные дотации предприятиям ЖКХ на покрытие существовавшей разницы поэтапно снижались. Еще одно направление проводимой государством тарифной политики — постепенный отказ от системы перекрестного субсидирования, когда тарифы для населения искусственно занижались за счет завышения тарифов на услуги для промышленных предприятий.С 2006 года для сдерживания необоснованного роста стоимости жизненно важных услуг ФСТ России устанавливает предельные индексы изменения тарифов и индексы изменения платы населения за услуги ЖКХ. Индексы утверждаются в разрезе субъектов РФ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 № 708 утверждены основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.Один из основных документов федерального уровня по тарифному регулированию в ЖКХ – постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». В нем, предусматриваются три метода регулирования тарифов и надбавок:- метод установления фиксированных тарифов- метод установления предельных тарифов;- метод индексации установленных тарифов.          Порядок установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда определен в соответствии с Жилищным кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения…».          Тарифы на коммунальные услуги по городу Москве на 2012 год установлены Региональной энергетической комиссией в соответствии с протоколами и утвержденыпостановлением Правительства Москвы от 29.10.2011 г. № 571-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2012 год».

www.center-kgh.ru

Обзор вариантов оплаты коммунальных услуг

Жилищный кодекс РФ достаточно четко установил систему обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг в МКД при различных способах управления. Но внесение оплаты управляющей организации многих не устраивает. И чиновники, и управляющие, и ресурсоснабжающие организации ищут способы «модернизировать» нормы по оплате ЖКУ.

Задача жильцов – своевременно передавать коммунальные платежи в свою управляющую компанию. При этом некоторые УК получают нарекания из-за того, что задерживают средства жильцов и не производят их полного и своевременного перечисления в адрес РСО и подрядчиков. Ресурсовики хотят контролировать поток средств и ратуют за введение прямых платежей.

Заплатить за коммунальные услуги потребители могут разными способами: в банке, на почте, в терминале, в расчетном центре. Вопрос о том, насколько легитимными являются отдельные способы оплаты, широко применяющиеся в российских регионах, требует внимательного изучения.

Нередко сложившийся порядок оплаты работает на фоне системы, которая «расщепляет» платежи с использованием расчетных центров. Работа с такими платежными агентами часто навязывается со стороны властей. Рассмотрим два варианта упомянутого «расщепления».

Работа через кредитные организации

Этот способ «расщеплять» платежи за услуги ЖКХ практикуется в Москве. Потребители здесь получают квитанции, в которых не указывается банковский счет владельца, наделенного правом требования от банка перечисления внесенных на него средств нужным контрагентам по собственному усмотрению. Вместо этого там стоит транзитный счет, который подписывается как «тр/сч». Это нарушает законодательство России.

Оплата ЖКХ поступает в банк на тот самый транзитный счет, у него он называется счет 40911. С него происходит расщепление денег на счета организаций, предоставляющих ресурсы и услуги. Продолжает поддерживаться миф о разрешении Центробанком приема денег на счет 40911 в качестве одного из способов оплаты ЖКУ. Это не соответствует действительности. На самом деле ЦБ РФ только регулирует отражение соответствующих операций, происходящих на этом счете. 40911 – пассивный счет.

Интересно почитать: материалы по теме

Положение Центробанка №383-П от 19 июня 2012 года в пункте 1.17 говорит о наличии у плательщика возможности составить распоряжение о перечислении денег нескольким получателям, которые обслуживаются одной или несколькими кредитными организациями. Эти действия совершаются при наличии двустороннего договора между клиентом и банком. Он заключается по ГК РФ. Однако в случае с платежами за коммунальные услуги работает совершенно иное соглашение – трехсторонний договор об информационном обеспечении расчетов потребителей за ЖКХ на основании ЕПД.

Если оплачиваются коммунальные услуги, то плательщиками выступают граждане, а получателями УК и ТСЖ. При оплате коммунальных ресурсов схема иная. Тут плательщиками будут сами управляющие организации, а получателями – соответствующие РСО.

Нормы оплаты коммунальных услуг

Если банк одновременно обрабатывает платежи граждан и распределяет средства нескольким РСО, то перед их «расщеплением» он не зачисляет деньги потребителей на счета управляющих компаний, выступающих в качестве исполнителей коммунальных услуг. Такое действие считается неправомерным.

В ЖК РФ закреплено, кому конкретно граждане должны оплачивать коммунальные и жилищные услуги. Эти нормы содержатся в статье 162 (часть 2 и 3), в статье 161 (часть 22 и 23) и в статье 155 (часть 4, 6 и 7). В них устанавливаются следующие правила:

  • если МКД находится под управлением УК, то жильцы оплачивают содержание, ремонт и ЖКУ этой управляющей компании;
  • если жильцы создали ТСЖ или кооператив, то порядок платы ЖКХ за услуги определяют управляющие органы этих объединений. Владельцы квартир, не получавшие членства в ТСЖ или ЖСК вносят средства в соответствии с заключенными с ними соглашениями;
  • если ТСЖ или кооператив заключает договор на управление МКД со специализированной организацией, то оплата поступает этой УО.

В соответствии с ПП №354 от 6 мая 2011 года в квитанции должно быть указано наименования исполнителя, его реквизиты в банке и счет.

Для возврата долгов физических лиц Вы можете воспользоваться советами экспертов из статьи «Проверенный способ погасить долг за жку, если у собственника нет денег»,

прочитать другие статьи по теме:

или спросить у наших экспертов:

В статье 155 ЖК РФ (части 61 и 71) приведено единственное исключение, позволяющее вносить платежи за коммунальные услуги не той организации, которая является их исполнителем. По решению общего собрания владельцев квартир за все или некоторые коммунальные услуги (кроме КУ на содержание общедомового имущества) можно напрямую платить ресурсоснабжающим организациям.

Статья 155 ЖК РФ обязывает потребителей оплачивать коммунальные платежи в соответствии с передаваемыми им платежными документами. При этом в ЕПД приводится счет 40911, который по ГК РФ не является банковским счетом. Это внутренний счет кредитной организации, и он не принадлежит управляющей компании. Получается, что граждане переводят деньги в пользу банка, и он на указанном счете осуществляет бухучет операций по денежным переводам.

ЕПД содержит ИНН банка, его корсчет и прочие реквизиты. По закону банк выступает получателем средств, направляемых исполнителю ЖКУ. Банковское законодательство этого не допускает. По данной причине в квитанциях не должен ставиться счет 40911, там необходимо указывать счет компании-исполнителя коммунальных и жилищных услуг.

Сложившаяся практика, при которой банк «расщепляет» получаемые от граждан средства на переводимые РСО (за коммунальные услуги) и УК (за жилищные услуги) противоречит, в том числе, и поручению плательщика. Последний поручает перечислить некоторую сумму управляющей компании. Банк при разделении средств удерживает собственное вознаграждение в размере 1 процента, хотя по ФЗ-161 от 27 июня 2011 года (часть 10 статьи 8) он не может этого делать, если деньги переводятся на счет получателя.

Управляющим компаниям для отражения в бухучете выручки и расчетов с ресурсовиками приходится использовать документацию, оформляемую банковскими организациями, потому что именно банк по факту становится получателем средств и плательщиком РСО. УО в итоге не способна подтвердить, что денежные средства поступили на ее счет, а ресурсоснабжающие организации получили необходимые средства. У управляющей компании нет нужных для этого платежных поручений, выписок по собственному счету и других документов, которые используются при безналичных расчетах.

Изложенные доводы позволяют сделать вывод о нелегитимности сложившейся практики и необходимости ее исправления.

Работа через платежных агентов

Второй способ получил широкое распространение при оплате коммунальных услуг. В этом случае в квитанции указывается банковский счет не УК, а расчетного центра. Речь идет не о специальном счете. РЦ производит «расщепление» поступивших средств в пользу РСО и даже различных подрядчиков, привлекаемых управляющей компанией для обслуживания домофонов, лифтов, телекоммуникационного оборудования и прочих целей.

В данном случае происходит неправильное применение законов о платежных системах. Платежные агенты работают в соответствии с ФЗ-103 от 3 июня 2009 года. У них нет права на оформление квитанций от своего имени и указание в них собственных банковских счетов.

На практике платежные агенты зачастую заключают с управляющими организациями соглашения, на основе которых они:

  • выставляют потребителям квитанции;
  • начисляют плату за ЖКХ услуги;
  • собирают с населения средства;
  • обрабатывают эти платежи.

По ФЗ-103 платежному агенту разрешается принимать только наличные, к примеру, с помощью терминалов. Осуществлять безналичные расчеты он уже не может. Таким образом, у платежного агента нет права указывать в квитанции свой счет в банке для перевода на него коммунальных платежей в безналичной форме.

Платежные агенты могут проводить ограниченное число операций, и среди них нет зачисления денег, полученных от потребителей за ЖКУ и на капремонт, с собственного простого расчетного счета на соответствующие спецсчета. Заключенные соглашения между УК и такими агентами изначально прописанных в законодательстве условий не меняют.

Закон разрешает всевозможным РЦ рассчитывать величину взносов, печатать и рассылать квитанции, обеспечивать управляющим компаниям юридическую защиту при работе с задолжниками. В то же время квитанция оформляется от лица поставщика услуг и с указанием его банковского счета. Региональные и муниципальные власти не имеют права принимать нормативные акты, вносящие изменения в порядок и способы оплаты за коммунальные услуги с привлечением платежных агентов. Такие вопросы решаются исключительно на федеральном уровне.

Способ с описанной схемой привлечения платежных агентов тоже нелегитимен, и его нужно исправлять.

Смотрите фрагмент вебинара на тему "Распространенные ошибки в общении с жителями: практика, советы и примеры"

www.gkh.ru

Коммунальные услуги для юридических лиц: предоставление и оплата

Коммунальные услуги для юридических лиц предоставляются на весь комплекс владений в многоквартирном доме либо любом другом сооружении, подключённым к инженерно-техническим коммуникациям. Плата за предоставление коммунальных услуг не зависит от типа помещений и правового статуса потребителя, ведь некоторые виды коммуналки потребляются не только в жилищном быту, но и в производственном процессе.

Юридическое лицо как потребитель коммунальных услуг

калькулятор

Коммунальные услуги юридические лица получают наравне с обычными жителями многоквартирных домов.

В этом смысле потребление может выражаться в следующих формах:
  1. Потребление коммунальных услуг на обеспечение нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности юридических лиц.
  2. Потребление с целью содержания жилых помещений, принадлежащих юр. лицам.
  3. Потребление коммунальных услуг в производственных целях.

Форма потребления имеет большое значение, так как оплата услуг производится в соответствии с такой формой. Так, если лица юридические услуги ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) потребляют в форме содержания жилых помещений, то порядок оплаты устанавливается такой же, как и для обычных жителей таких помещений.

Если помещения используются в производственных целях, то порядок взаимоотношений с поставщиками услуг регламентируется в особом порядке. Однако это не лишает права заключать соглашения с посредниками, к примеру, управляющими компаниями или ТСЖ (товарищество собственников жилья).

В чём же заключается основное отличие от потребления коммуналки физическими лицами? В отличие от физических лиц, для которых устанавливаются общие условия федеральными и местными законодательными актами, для каждого юридического лица, если оно потребляет коммуналку в целях производства, условия устанавливаются отдельно, специальным соглашением.

То есть, отношения юр. лиц с поставщиками или посредниками преимущественно регламентируются общими гражданско-правовыми нормами, а также нормами ведения хозяйственной деятельности. Ответственность и последствия нарушения договорных правил также определяются самими соглашениями.

Виды поставляемых коммунальных услуг

счетчик

Виды услуг, отнесённых к категории коммунальных, определены в Постановлении Правительства от 06.05.2001 № 354.

Так, согласно данному акту в перечень услуг коммунального характера могут быть включены:
  • снабжение холодной и горячей водой;
  • обслуживание канализации и водоотведение;
  • снабжение электроэнергией;
  • поставка газа и обслуживание газового оборудования;
  • обеспечение отоплением;
  • сбор и вывоз твёрдого мусора.

Таким образом, другие услуги не могут быть включены в категорию коммунальных. Однако жилищная организация вправе включить в перечень расходов, а соответственно и плат, свои издержки на содержание многоквартирного дома.

В случае с юр. лицами услуги, помимо коммунальных, могут быть представлены исключительно при наличии соответствующего условия в соглашении. Но в многоквартирных домах такие услуги могут быть включены в квитанцию, если соглашением не определено иное или же соглашение отсутствует вовсе.

Многое зависит от того, осуществляет ли сама организация траты на содержание и использует ли иные помещения в МДК (многоквартирном доме). Как правило, траты на обеспечение работоспособности инженерно-технических коммуникаций включаются в квитанцию в любом случае.

Соглашение

А вот нужно ли платить юр. лицу за ремонт, необходимо определять в соглашении. Если такого соглашения нет, то жилищная организация вправе на своё усмотрение распределить подобные траты и на юр. лиц, пользующиеся помещениями нежилого типа в МКД.

Однако, если юр. лицо является владельцем помещения жилого типа, то оплата производится по общим правилам, а траты на ремонт и обеспечение распределяются и на них.

Рекомендуем ознакомиться:

Поэтому очень важно учесть, какой тип здания находится во владении юр. лица.

Кроме того, особое значение нужно уделить основанию владения помещением. Так, если помещение используется по праву собственности, то организация или предприятие несёт полную ответственность, которую несёт любой другой собственник жилья в доме.

Если же на правах аренды, то необходимо учитывать положения договора аренды.

Основные обязанности юр. лиц при потреблении коммунальных услуг

Как правило, стороны гражданско-правовых соглашений вправе самостоятельно определять их условия. Но исходя из практики предоставления юридическим лицам услуг коммунального характера, можно выделит определённые общие нормы, включая обязательства юр. лица при потреблении коммуналки.

Для начала стоит отметить, что юр. лица в подобных правоотношениях выступают в виде заказчика, а не как потребитель. Подобным образом поставка коммуналки и характеристика взаимоотношений сразу приобретает несколько иную природу.

Калькулятор

Так, можно выделить следующие обязанности юр. лица при потреблении услуг коммуналки:
  1. Оплачивать потреблённые услуги способом, установленным соглашением. Обычно устанавливается плата за потребление по истечении соответствующего месяца в течение определённого периода. К примеру, может быть назначена обязанность по оплате в течение недели по истечении соответствующего месяца потребления.
  2. Соглашением может быть предусмотрена обязанность юр. лица обеспечивать сохранность оборудования, позволяющего поставлять коммунальные услуги.
  3. Заказчик берёт на себя все расходы по ремонту инженерно-технического оборудования на территории своего помещения (участка и так далее).
  4. Обеспечить на территории своего помещения соблюдения норм пожарной, санитарной, эксплуатационной безопасности.
  5. Не осуществлять без согласования с поставщиком дополнительные подключения к линиям снабжения.
  6. Использовать инженерно-техническое оборудование поставщика в соответствии с его назначением.
  7. Своевременно осведомлять поставщика о сбоях в системе снабжения, аварийных ситуациях, возникших в связи с поставкой определённых видов коммунальных услуг.

За нарушение правил, устанавливаемых соглашениями, юр. лица привлекаются к ответственности. Так, по общему правилу, поставщик услуг может прекратить поставку, если заказчик не оплачивает услуги в течение трёх месяцев.

При этом расходы поставщика, связанные с отключением и последующим подключением, несёт сам заказчик.

Разумеется, помимо возмещения убытков на заказчика налагаются финансовые санкции, предусмотренные соглашением или гражданским законодательством.

Потребление юр. лицами коммуналки за владения в МДК

рукопожатие

Поставка юр. лицам коммунальных услуг осуществляется исключительно при наличии соответствующего договора. К примеру, жильцы многоквартирных домов могут стать участниками таких отношений, не заключая никакого договора, а лишь имея лицевой счёт на своё жилище.

Когда юр. лицо потребляет коммуналку за обособленно стоящее помещение, в том числе и жилое, то без соглашения ему услуги не предоставляются ни в коем случае. А вот при владении помещениями в многоквартирных домах они становятся потребителями автоматически.

Большинство организаций, подразумевая, что у них без договора никаких обязательство не возникает, не спешат заключать соглашение с поставщиком или жилищной организацией. В свою очередь, жилищные организации также не настаивают на этом, рассматривая юр. лицо как обычного жителя многоквартирного дома.

Закон точной регламентации такой ситуации не содержит. Однако судебная практика богата подобными примерами. В большинстве случае суды обязывают организации оплачивать потреблённую коммуналку даже при отсутствии соглашения.

Так, основные правила, на которые опираются суды, заключаются в следующем:
  1. Некоторые суды полагают, что не оплаченные за коммуналку средства представляют собой необоснованное обогащение, которое взыскивается в пользу пострадавшего лица, то есть поставщика или жилищной организации, управляющего хозяйства.
  2. Другие суды, подразумевая, что место располагается в МКД, применяют правила жилищно-коммунального законодательства. Эти правила устанавливают обязательство каждого владельца в МКД, по которому оплачиваются коммуналки.

С 2011 года в данной области действует правило, согласно которому поставщик заключает сделку со всем МКД при его вводе в эксплуатацию. Уполномоченные органы не дают разрешение на ввод в эксплуатацию соответствующего дома, пока не будет заключено соглашение с коммунальщиками.

При этом кто является собственником помещений, а кто им станет в будущем, не имеет значения. Каждый собственник автоматически становится участником данного соглашения.

Рекомендуем ознакомиться:

Данное правило можно обойти, лишь собрав всех жильцов и приняв решение о смене формы домоуправления.

Отношения ТСЖ и собственника – юр. лица

мужчина

Когда в качестве жилищной организации выступает управляющая компания, которая, по сути, является коммерческим предприятием, вопросов по поводу заключения соглашений с юр. лицами не возникает. Но ведь ТСЖ является некоммерческой организацией. Соответственно возникает вопрос, а может ли ТСЖ вступать в коммерческие отношения?

Хотя ТСЖ является организацией некоммерческого типа, но уставом определяется, что товарищество может распоряжаться общим имуществом МКД. Что касается поставки коммуналки, то закон рассматривает такие соглашения как коммерческие, но для ТСЖ делается исключение.

В сфере регулирования таких отношений действуют некоторые основные правила, которые также неоднократно отмечались судами в их постановлениях по различным спорам:
  1. Отказ потребителя, в том числе и юр. лица, от заключения соглашения с ТСЖ для поставки услуг по коммуналке не освобождает его от обязанности оплачивать такие услуги.
  2. Основные правила регулирования взаимоотношений ТСЖ с другими организациями должны определяться уставом товарищества либо отдельным решением собрания собственников.
  3. ТСЖ не может отказать юр. лицу в заключении соглашения и поставке услуг коммунального характера.

Одно дело, когда организация выступает владельцем части в МКД. Тогда оно вправе участвовать в управлении ТСЖ по общим правилам. Но зачастую юр. лица выступают арендаторами. В таких случаях закон не запрещает ТСЖ заключать соглашения об аренде. Взаимоотношения в сфере поставки и оплаты коммуналки регламентируются данным соглашением. Так, соглашением может быть установлено нормативное исчисление стоимости коммуналки, а также исчисление в зависимости от показателей потребления.

Однако средства, вырученные от подобных коммерческих отношений, ТСЖ может использовать только на нужды самого МКД в соответствии с целями, определёнными уставом организации, решениями собрания собственников.

Тот факт, что лица выступают арендаторами, не освобождает их от обязательства оплачивать коммуналку. Это было неоднократно отмечено в постановлениях судов различных уровней.

Но оплата может производиться как арендодателю, так и поставщику услуг непосредственно.

Порядок взыскания задолженности юр. лица

суд

Порядок взыскания с юридического лица долгов по ЖКХ напрямую зависит от типа помещения, в которое такие услуги поставлялись. Так, если это части в МКД, то задолженность является бесспорной и предоставляющие поставщики взыскивают в приказном порядке через суд.

Если же взыскивается задолженность за поставленные ресурсы в обособленное производственное здание или же между поставщиком, посредником и юр. лицом было заключено отдельное соглашение, то взыскание производится по общим правилам разрешения хозяйственно-правовых споров.

В этом смысле законодательство предусматривает несколько способом разрешения конфликта без обращения в судебные органы:
  • переговоры;
  • претензия;
  • прекращение поставки.

Переговоры с юридическими лицами довольно эффективный инструмент, при помощи которого достаточно легко можно разрешить спор по поводу задолженности по коммуналке. Так, если пересмотреть платёжную политику, перевести некоторые расходы на саму организацию и перераспределить задолженность, то юр. лицо пойдёт навстречу. Ведь оно прекрасно понимает, что отключение от сетей снабжения ничем хорошим ему не сулит. При возникновении сложностей можно привлекать юристов в качестве медиаторов.

Претензионный порядок является общим и обязательным досудебным порядком разрешения конфликтных ситуаций между хозяйствующими субъектами. Так, поставщик или посредник должен направить письменную претензию с указанием суммы задолженности и требованием оплатить её. При этом необходимо установить срок, в течение которого долг должен быть погашен.

Лишь после направления претензии, в случае если юр. лицо не погашает долг в течение отведённого для этого срока, поставщик может отключить его.

В противном случае преждевременное отключение может быть расценено как нарушение условий договора и уже потребитель может потребовать возмещения ущерба.

Ответственность юр. лица за просрочку платежа

документы

Порядок назначения и расчёта штрафных санкций на потребление обособленного производственного здания осуществляется согласно договору либо общим правилам гражданского законодательства. Однако для зданий, включая нежилые в МКД, способ начисления штрафных санкций определяется жилищным законодательством и специальными актами правительства.

Так, на сегодняшний день существуют следующие основные правила назначения и исчисления штрафных санкций за долги по коммунальным услугам в многоквартирных домах:
  1. Начисление пени производится лишь с 30 дня просрочки. То есть за первый месяц просрочки поставщик не вправе назначать какие-либо денежные штрафы на потребителя.
  2. Размер пени строго определён законодательством. Так, он равен 1/300 части ставки Центрального банка за день просрочки. Данная ставка регулярно изменяется, так что расчёт осуществляется исходя из действующей на дату просрочки процентной ставки.
  3. После трёх месяцев просрочки оплаты долга поставщик вправе начислять пеню в размере 1/130 части ставки ЦБ.
  4. Общий размер начисленной за весь срок просрочки пени не может быть больше половины всей суммы задолженности.

Стоит отметить, что отключить от сетей снабжения потребителя, в том числе и юр. лица в многоквартирном доме, возможно только после трёхмесячной просрочки платежа.

zhiloepravo.com

Жилищно-коммунальные услуги: что говорит закон?

Вопросы по начислению и оплате коммунальных услуг являются наиболее наболевшими в РФ. Собственники неустанно жалуются на цены и чрезмерные начисления, а коммунальщики – на злостных неплательщиков с большими долгами.

В связи с этим, рекомендуется разобраться, как вести себя, чтобы можно было законно отстоять свою правоту. При любых вопросах можно обратиться к Жилищному Кодексу.

Жилищный Кодекс

1

Статья 155 ЖК регулирует практически все вопросы и правила, касающиеся оплаты и начисления платежей коммунальных услуг.

Вначале, определимся со сроками. Если дом управляется по договору управления, либо на собрании собственников было принято решение об общедомовом дне оплаты, сроки остаются фиксированными и стандартными.

Оплатить услуги ЖЭК за месяц можно в первые десять дней последующего месяца. Если же общедомовое собрание или кооператив приняли другой день, платится в принятый день.

Но оплата, согласно закону, дело второе. До конца месяца, за который планируется уплата, необходимо предоставить платежные документы, если другой день не был принят местными уполномоченными органами домоуправления.

Наниматели, которые арендуют жилье у частных лиц, оплачивают аренду и коммунальные услуги непосредственно наймодателю, согласно ЖК. Если речь идет о жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, а также о том, которое контролируется управляющей компанией, правила оплаты несколько другие.

В случае с частным лицом, арендатор и наймодатель заранее договариваются о перечне услуг, которые будут оплачены помимо стоимости аренды. Во втором случае, по Кодексу, арендатор обязуется оплачивать ремонт и содержание дома, а также коммунальные услуги.

Оплата начисляется на счет управляющей компании. Если же жильцом вносится меньше, чем требуется, и образуется задолженность, порядок ее погашения также устанавливает управляющая компания.

Организации и кооперативы

2

Правила оплаты коммунальных услуг несколько отличается и для тех, чьи дома подчиняются кооперативам или товариществам собственников жилья. Члены такого товарищества обязаны оплачивать расходы на ремонт и содержание общедомового имущества, как гласит закон. И это помимо коммунальных услуг, оплату которых, в таких случаях, также подразумевает жилищный кодекс.

Те, кто не являются членами всевозможных кооперативов, товариществ и прочих организаций, должны заключить договор о начислении и оплате с данными организациями. При этом, также оплачивается определенная сумма на ремонт и содержание дома.

Расчеты за ресурсы, в таких случаях, проводят товарищества и организации, с которыми заключался договор. В случае с управляющей компанией, ЖК также предоставляет ей возможность производить расчеты.

Данные расчеты производятся по договорам:

  • снабжения горячей и холодной водой;
  • отведения воды;
  • снабжения электричеством;
  • газом;
  • теплоснабжением.

Под договорами поставки газа, ЖК подразумевает не только природный газ на дом, но и поставку газа в баллонах, если есть такая необходимость.

Отопление подразумевает не только централизованную систему. При наличии печей, заключаются договора на поставку твердого топлива и это тоже входит в обязанности компаний, организаций и товариществ, как гласит статья 155 ЖК РФ.

По сути, закон (ЖК РФ) говорит о том, что при наличии таких товариществ, организаций, либо при управлении жильем с помощью управляющей компании, оплата должна производится через них.

Но случаи бывают разные – некоторые не доверяют своим ТСЖ, иные хотят убедиться, что оплата происходит строго до копейки. В любом случае, оплачивать можно напрямую тем организациям, которые предоставляют ресурсы.

Независимо от того, заключен у вас договор с ТСЖ или УК, вы вправе оплатить непосредственно в компанию, снабжающую вас ресурсами, и Жилищный Кодекс определяет это, как выполнение обязательств перед данными организациями.

Если вы оплатили услуги прямо в компанию, УК или ТСЖ не имеют права обвинять вас в задолженности и задержке платежей, если у вас на руках имеются квитанции, подтверждающие данные расчеты.

Но, для предоставления такого права, необходимо собрать собственников жилья и решить этот вопрос вместе. Если один собственник будет платить напрямую, а другие – через УК или ТСЖ, то первого, вероятно, заставят последовать примеру большинства и выполнять общие правила.

Если же такую идею поддерживают все собственники помещения, следует организовать собрание, оформить решение собрания в письменном виде и собрать подписи участников собрания. К слову, подписей должно быть больше половины всех собственников в доме, даже если иные не явились на собрание.

Другие правила оплаты

3

Если дом находится под управлением той или иной организации, правила предоставления услуг и их оплаты вполне понятны.

Нередко, управляющие компании уже имеют долгосрочные договора с представителями ресурсоснабжающих компаний. В других случаях, жильцы могут сами выбрать таковые – закон этого не запрещает.

С новостройками бывают другие ситуации. Если застройщик не заключал договоров с управляющими компаниями, оплата за предоставление коммунальных услуг производится самому застройщику.

Такая практика достаточно исключительна, но тоже имеет место. Согласно Жилищному Кодексу РФ, застройщик либо заключает договор с УК, либо управляет домом самостоятельно. Поэтому, в зависимости от вида управления, оплата начисляется такому ответственному лицу.

Самостоятельное управление

Если собственники управляют домом непосредственно, оплата коммунальных услуг производится по договорам, заключенным напрямую с компаниями снабжения ресурсами, как гласит закон РФ.

То же касается оплаты различных ремонтных работ, проводимых с целью содержания и ремонта дома.

Стоит помнить, что, в этом случае, также требуется общее собрание собственников, где будет решено и письменно утверждено, услугами какой именно компании по снабжению хотят пользоваться собственники жилья в доме, а также в какой день будет производиться оплата (или будет производиться в первые десять дней месяца, согласно ЖК РФ).

Задолженности и пути оплаты

4

Интересная ситуация наблюдается в том случае, если наниматель, владелец или жилец не пользуются жилым помещением. Лучше всего, если в таком помещении есть счетчики.

Тогда собственник или наниматель должен уплатить только сбор на ремонтные работы, а начисление по коммунальным платежам происходит по показаниям счетчиков.

Если же приборов учета в квартире нет, о своем отсутствии необходимо будет предупредить компании, снабжающие ресурсами.

Тогда, по общим нормам потребления произведут перерасчет, который, однако, не лишает собственника обязанности платить за услуги.

Если наниматель предоставляет снимаемое жилье временным жильцам, и это не запрещено договором найма, плата будет вноситься по отдельному договору, составленному на срок проживания данных временных жильцов. Но вносится все равно от лица нанимателя.

Наймодатель или УК должны письменно уведомить владельцев квартир о любых изменениях в тарифах на ресурсы за месяц до вступления новых тарифов в силу. То же касается ремонтных работ, планируемых для улучшения состояния коммуникаций или технических помещений, особенно, если работы проводятся при условии отключения дома от того или иного ресурса на определенный срок.

Если оплата коммунальных услуг проходит несвоевременно или выплачивается не полностью, образуется долг. В этом случае, должник должен уплатить одну трехсотую ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы задолженности на каждый просроченный день.

Подразумевается, что должник, узнав о задолженности и начиная ее погашать, платит данный процент за каждый день, пока не выплатит долг полностью.

Если не в полной мере или не вовремя был оплачен капитальный ремонт, собственник оплачивает аналогичный процент в фонд ремонта. Все компании и лица, перечисленные в данной статье ЖК РФ и принимающие оплаты за коммунальные услуги, могут пользоваться услугами платежных организаций, которые принимают платежи физлиц.

То есть, взаимодействие с ресурсоснабжающей компанией, наймодателем, ТСЖ и прочими организациями, которым, в конкретном случае, начисляется оплата, может происходить через банковские кассы и прочие организации, которые работают с таким типом платежей.

Но только в том случае, если данные организации работают в соответствии с законами РФ о банковской деятельности.

Последствия неуплаты

5

Начисление пени – только первая мера воздействия компаний. Ее можно оспорить через суд, если имеются основания. Добиться отмены начисления пени – процесс длительный, но дающий должнику возможность оплатить за этот срок свой долг.

Вторая мера – ограничение снабжения. Она применяется в том случае, если в течение месяца после предупреждения не была внесена сумма, погашающая задолженность и пеню. Чтобы посчитать неполную оплату задолженности по предоставлению коммунальных услуг, достаточно умножить текущую минимальную зарплату на два.

Задолженность насчитывается уже по средним нормам, а не счетчикам. Мера подразумевает ограничение предоставления коммунальных услуг до суточного лимита, или ограничение подачи того ресурса, по которому имеется задолженность.

Если такая мера не произвела нужный эффект, проводят отключение, которое, согласно Жилищному Кодексу, является временным. В многоквартирном доме такое отключение достаточно просто проводится. Если речь идет о частном доме, перекрывают трубы или обрезают провода, а затем, при повторном подключении, их ремонт проводится за счет бывшего должника.

Если собственником жилья является муниципальная власть, а жильцы живут по договору соц.найма, согласно Жилищному Кодексу, возможно выселение. Собственника из приватизированного жилья выселить за долги невозможно.

Такие санкции закон разрешает спустя полгода неуплаты, а также, если ограничения предоставления коммунальных услуг не принесли результатов.

Выселение происходит только по решению суда, который берет в расчет и причины задолженности. Например, заболевание владельца, его родственников, а также временная нетрудоспособность считаются уважительными причинами.

Но в том случае, когда правила на стороне истцов, выселяемым должна быть предоставлена иная жилплощадь с учетом площади по 6 квадратных метров на жильца.

При отключении или ограничении предоставления ресурсов, а также тогда, когда должник погасил задолженность, закон устанавливает сроки в два дня для восстановления снабжения.

Законное предоставление услуг

6

Правила предоставления ресурсов, согласно ЖК РФ, обновились в 2011 году. Начало снабжения, как устанавливает закон, возникает с момента покупки жилья, заключения договора о найме или заключения договора аренды, а также с дня предоставления жилья жилищно-строительным кооперативом.

Перечень услуг и ресурсов для предоставления, как гласит закон, может определяться только степенью благоустройства дома. При этом, объемы предоставления должны удовлетворять требования жильца и технические возможности здания.

Правила называют перечень ресурсов и услуг, которые могут быть предоставлены:

  • холодная вода;
  • горячая вода;
  • электроснабжение;
  • водоотведение;
  • газоснабжение;
  • отопление.

Предоставлять услуги можно только на основании договора, но потребитель не может быть лишен предоставления услуг только потому, что не имеет письменного заключенного договора.

Заключение

Жилищный Кодекс регулирует и указывает на права и обязанности не только владельцев жилья, но и нанимателей по разным видам договоров, а также указывает на правила и основания для предоставления тех или иных услуг.

Осуществление платежей, согласно ЖК, может производиться на счет управляющей компании, ТСЖ, наймодателя, но есть возможность начисления платежей и непосредственно на счет ресурсоснабжающей компании.

Последний тип платежей осуществляется тогда, когда заключен договор на предоставление каждого из ресурсов после общего собрания собственников жилья. Без собрания Жилищный Кодекс не может определить такие договора, как законные, а сам закон, регулирующий предоставление и оплату, на них не распространяется.

bytrf.ru

Услуги ЖКХ 2018 - что входит, виды, стоимость, тарифы

Жилищно-коммунальные услуги в современном мире являются необходимостью для жителей городов и других населенных пунктов. Они нужны гражданам для комфортного проживания в собственных квартирах и домах.

Коммунальные услуги могут предоставляться гражданам ТСЖ, управляющими компаниями и другими организациями, имеющими соответствующие разрешения. При этом должен быть составлен договор, в котором описаны все предоставляемые услуги.

Общие сведения

К коммунальным относятся те услуги, которые могут поставляться монопольными организациями. Они обеспечивают жилье человека различными энергетическими и природными ресурсами.

Ответственность за своевременную поставку ЖКУ могут нести следующие организации:

  • товарищество жильцов или управляющая компания;
  • непосредственно поставщики потребляемых ресурсов;
  • жилищные или жилищно-строительные кооперативы.

ЖКУ подлежат обязательной оплате со стороны граждан. Их размер регулируется при помощи устанавливаемых тарифов. При этом человек может оплачивать услуги как подушно, так и по количеству потраченных ресурсов. Для последнего метода в жилье должны быть установлены индивидуальные приборы учета.

Законодательная база

Регулировку предоставления услуг ЖКХ осуществляют сразу несколько законодательных актов. Прежде всего, это Гражданский Кодекс и Закон о защите прав потребителей.

Помимо этого, для решения тех или иных вопросов может использоваться целый ряд федеральных законов, постановлений и правил. Все это позволяет устанавливать не только необходимые коммунальные услуги, но и тарифы на них.

Услуги ЖКХ

В перечень услуг ЖКХ входит несколько наименований, просмотреть их список можно как в договоре с поставщиком, так и в ежемесячно приходящих квитанциях для их оплаты.

В основном, в их перечень включены:

  • поставка электроэнергии;
  • водоснабжение и водоотведение;
  • отопление;
  • вывоз ТБО.

Также в квиток могут включаться и другие услуги, однако требование оплаты некоторых из них не имеет под собой законных оснований.

Электроэнергия

В настоящее время учет потребляемой электроэнергии ведется за счет счетчиков, установленных для каждого жилья.

Также жильцу необходимо оплачивать и электроэнергию для, так называемых, общедомовых нужд. В их перечень включены затраты на пользование лифтом, освещение подъезда и крыльца и так далее.

Стоит отметить, что стоимость «общей» энергии является фиксированной и зависит от установленных законом нормативов.

Обязанности есть не только у граждан. Так, поставщики электроэнергии, согласно закону, не могут останавливать подачу электроэнергии более, чем на два часа за месяц. Такое правило действует в случае, если есть два независимых источника электричества. Если же источник один, то месячные перебои в сумме не должны превышать суток.

Горячее и холодное водоснабжение

Оплата за горячую и холодную воду производится отдельно. При этом, начисления могут вестись как по зафиксированным нормам на душу населения, так и по приборам индивидуального учета ― счетчикам.

При этом существует одна интересная особенность: если вода имеет температуру ниже 40 ⁰C, то ее следует отнести к холодной, и производить оплату в соответствии с этими данными. Горячая же вода может иметь температуру до 75 ⁰C.

Помимо температурного режима, существует еще несколько ограничений. Так, холодная вода при поставке не должна содержать в себе патогенных бактерий. Также в ее составе должны отсутствовать вредные химические составы, включая мышьяк и соли различных тяжелых металлов.

Как и в случае с электроэнергией, закон позволяет производить перерывы в подаче воды. Их сроки в месяц не должны превышать 8-ми часов. А в случае возникновения крупной аварии вода может быть отключена на одни сутки. Данные ограничения касаются как горячей, так и холодной воды.

Отопление

Установленные нормы проживания включают в себя и показатели температуры. Так, для возможности проживания граждан в помещениях должно быть не менее, чем +18 ⁰C. Отопление подается в период наступления холодов. При этом, в указанный промежуток времени могут происходить перебои. Их суммарное время, как и в случае с водоснабжением, не должно превышать суток в месяц.

Если же произошло единоразовое отключение, то его длительность должна зависеть от температуры внутри помещения:

  • при более чем +12 ⁰C ― не больше 16 часов;
  • если температура от +10 до +12 ⁰C ― не больше 8 часов;
  • если температура от +10 ⁰C и менее ― не более 4 часов.

Оплата за отопление начисляется в зависимости от площади отапливаемого помещения. Основанием для расчетов служат региональные нормативы.

Помимо отопления собственных квартир, жильцам также необходимо оплачивать и предоставление услуг в местах общего пользования.

Вывоз мусора

Мусор или ТБО должен подлежать утилизации. Его вывоз на специальные полигоны также включен в жилищно-коммунальные услуги. Деньги за данную работу могут высчитывать либо из оплаты за содержание жилья, либо из ремонтных работ.

Законодательными документами установлено, что оплата за вывоз мусора должна производиться в зависимости от метража помещения, в котором проживает человек.

В связи с этим, довольно часто возникают различные споры. Так, многие считают, что вычисление точной суммы оплаты должно производиться из количества жильцов помещения, а не его размеров.

Водоотведение

Водоотведение или канализация также включены в ЖКУ. Оно является неотъемлемой частью водоснабжения и позволяет отвести хозяйственно-бытовые и сточные воды. Поэтому от состояния канализационной системы зависит санитарно-эпидемиологическая обстановка во всем городе.

Другие

Все перечисленные выше услуги являются обязательными к оплате. Однако существуют и другие платежи ЖКХ, которые могут даже не входить в содержание дома. Наиболее часто в квитанциях можно встретить дополнительные строки с оплатой за охрану, видеонаблюдение, обслуживание сигнализаций.

Некоторые из жилищных компаний и вовсе стараются списать с жильцов незаконные платежи. К ним относятся:

  • Все услуги, не прописанные в договоре о поставках услуг ЖКХ.
  • Оплата за обязательные услуги, установленная выше законных нормативов.
  • Различные сборы на деятельность компании.

Действующие тарифы

В 2018 году было внесено несколько изменений в правила поставки коммунальных услуг. Они включают в себя порядок их расчета и оплаты. За исключением отопления, все обязательные коммунальные услуги поделены на две категории: «индивидуальные» и «общедомовые».

В основном, постоянным изменениям подвергаются нормативные коэффициенты. Они возрастают, подталкивая граждан к установке индивидуальных счетчиков.

Так, для тех, у кого есть современные индивидуальные приборы учета, нормативные начисления ниже. Для тех же граждан, у кого не стоят счетчики, существуют специальные, повышающие коэффициенты.

Стоит отметить, что с каждым полугодием повышающий коэффициент будет увеличиваться на 10%. Максимальное завышение будет составлять 60%.

Можно ли отказаться от некоторых услуг?

Практически все из того, что входит в услуги ЖКХ, является обязательным условием для проживания. Однако от части из них гражданин все же может отказаться. Так, в 16 статье закона о «Защите прав потребителей» говорится, что поставщик ЖКУ не имеет права навязывать гражданам свои платные услуги, не внесенные в договор.

Также можно отказаться от коммунальных услуг, которые внесены в договор. Для этого подается соответствующее заявление в управляющую компанию.

Таким образом можно отказаться от:

  • обслуживания домофона;
  • поставки кабельного телевидения;
  • обслуживания радиоточки.

Также можно написать отказ от оплаты услуг, которые не выполняет поставщик. Например, в случае, если сломаны лифт или мусоропровод. При этом необходимо предоставить веские доказательства в виде фотографий неисправного объекта.

Ответственность за ненадлежащее исполнение условий договора

Некоторые компании требуют оплату за предоставление коммунальных услуг в полном размере, при этом недобросовестно выполняя свою часть договора.

В таком случае законодательство предусматривает применение нескольких видов мер. Так, в случае несвоевременного вывоза мусора или ненадлежащего ухода за общедомовыми помещениями, граждане могут составить соответствующий акт.

Составить документ следует как можно скорее, поскольку начало отсчета периода невыполнения обязанностей будет вестись с момента подписания акта.

Если недовольство жильцов имеет массовый характер, то подготавливается письменная коллективная жалоба  с четко установленной формулировкой претензий.

Документ необходимо подать в ТСЖ или управляющую компанию. В бумаге должна содержаться информация о точной дате, до которой необходимо устранить нарушения. Жалобу следует написать в двух экземплярах.

Такое же письмо в случае бездействия следует направить и в управление ЖКХ по населенному пункту. Если со стороны организации также не будут приняты никакие меры, то у граждан появляется возможность обращения в суд.

На видео о задолженности по коммунальным услугам

realtyurist.ru