Составлен экологический рейтинг регионов России по итогам осени 2017 года. Рейтинг экологический


Экологические рейтинги

31 Май 2013

Экологические рейтинги

Одним из основных факторов воздействия на окружающую среду является деятельность промышленных предприятий, от безопасности которой  напрямую зависит и сохранность биоразнообразия на Планете, и здоровье, и жизнь человека.

Одним из основных инструментов повышения эффективности природоохранной деятельности предприятий и субъектов Российской Федерации являются системы рейтинговой оценки, которые представляют собой эффективное дополнение правовому регулированию.

Рейтинги позволяют:

  • отразить в простой и доступной для понимания общественности форме результаты природоохранной деятельности регионов и промышленных предприятий;
  • обеспечить доступ к достоверной экологической информации со стороны рыночных институтов и общества;
  • оказать влияние на выполнение принципов и совершенствование целевых показателей экологической политики со стороны промышленных предприятий и администрации регионов под воздействием общественного мнения и средств массовой информации;
  • поддерживать и развивать конструктивный диалог между контрольно-надзорными органами, администрацией региона, предприятиями и гражданским обществом для эффективного решения экологических проблем территорий.

Традиционно в основе рейтингов лежат четыре основных источника информации - статистическая отчетность промышленных предприятий; отчетность государственных надзорных органов, в том числе акты проверок и протоколы нарушений, а также данные о наложенных мерах и взысканиях; жалобы со стороны общественности, а также исследования и другие аналитические документы, в которых рассматриваются характеристики предприятий и их природоохранная деятельность.

Разработка и внедрение системы рейтингов предусматривает проведение инвентаризации российской экономики на предмет её экологической составляющей; другими словами, определение реальной эколого-экономическую ситуации, сложившейся в каждом регионе. Рейтинги, которые будут направляться на рассмотрение президенту, премьер-министру РФ и всем административным структурам, будут составляться не для усиления административного воздействия на предприятия, а для стимулирования модернизации производства.

Формирование системы рейтингов позволяет наладить партнерские отношения между бизнесом и государством в части выработки экономических методов стимулирования эффективного природопользования, а также одновременно обеспечить информирование гражданского общества о реальной ситуации в области охраны окружающей среды и рациональном природопользовании.

Основная идея рейтингов – переход от использования норм административного права к нормам экономического права.

В настоящее время механизм рейтингования приобрел особую актуальность в связи с вступлением России в ВТО И ОЭСР: в ближайшей перспективе  начнут работать международные нормы, в которых обязательна экологическая составляющая. Например, в ЕС ни один продукт не может быть размещен на рынке без экологической оценки, то есть любой производитель обязан показать, какова экологическая составляющая в себестоимости продукции. Еще одна причина - по Киотскому соглашению Российская Федерация, по сути, не получила ни рубля, а другие страны (например, Украина) возвращают себе очень большие суммы; это объясняется тем, что к рейтинговой экологической оценке привлекли международные аудиторские компании, работающие с Глобальным экономическим фондом.

Механизмы экологического рейтингования успешно реализуются за рубежом. Так, уже многие годы Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводит работу над регистрами выбрасываемых и транспортируемых загрязняющих веществ. В настоящее время на смену таким (ресурсоемким в создании и поддержании) регистрам пришли более простые системы, заключающиеся в определении экологического рейтинга и обнародовании информации об экологической результативности. Существуют различные подходы к проектированию систем экологических рейтингов, которые в ряде случаев сводятся к перечням крупнейших загрязнителей или предприятий, систематически не соблюдающих природоохранные требования.

Влияние рейтингов на природоохранную деятельность предприятий является положительным еще и потому, что они представляют собой упрощенные системы мониторинга и оценки результативности на основе статистических показателей и сопряжены с низкими затратами. Большая часть действующих экологических рейтингов регионов или предприятий заключается в оценке природоохранной деятельности предприятий и ее результатов с использованием цветовых ярлыков. Результаты рейтинга распространяются через средства массовой информации и периодически обновляются, что дает предприятиям дополнительный стимул к совершенствованию своей экологической политики и достижению целевых экологических показателей.

Основной предпосылкой развития систем публичных экологических рейтингов является то, что предприятия беспокоятся о своей репутации в глазах общественности, и это позволяет выявить тех участников рынка, которые пытаются получить конкурентное преимущество, игнорируя нормативные требования. Напротив, высокий экологический рейтинг поощряет предприятия за вклад в соблюдение экологических нормативов и общее снижение нагрузки на окружающую среду, заботу о здоровье работников предприятия и населения региона присутствия. Наивысший показатель рейтинга означает, что достигнутые результаты соответствуют лучшим мировым практикам, а худший рейтинг означает отсутствие эффективной системы экологического управления и несоблюдение экологического законодательства.

Среди ключевых задач экологического рейтинга следует выделить: развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды, совершенствование системы государственного экологического мониторинга и развитие международного сотрудничества. Экологические рейтинги должны отражать экологическую эффективность деятельности государственных надзорных органов, органов исполнительной власти и предприятий - природопользователей на соответствующих территориях посредством критериев, определяемых на основе системы объективных показателей и индикаторов.

В конечном счете, система рейтинговой оценки нацелена на обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий. Такой подход должен основываться на учете абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов и энергии, негативного воздействия на окружающую среду, а также при оценке эффективности экономики в целом и по отраслям.

Системы рейтинговой оценки соответствуют принципам, заложенным рядом многосторонних экологических соглашений в области совершенствования природоохранного управления с Принципом 10 Декларации Рио, а также соответствуют положениям Орхусской Конвенции 1998 года ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию. Конвенция преследует цель создания окружающей среды, благоприятной для здоровья всех, защищая право каждого человека на доступ к экологической информации. Она четко обязывает государства обеспечить более активное участие общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, из чего следует вывод: экологические рейтинги работают в ключе целей Декларации Рио и на основе конкретных юридических обязательств.

Предприятия и регионы, участвующие в процессе экологического рейтингования будут демонстрировать современные подходы в области экологического управления, стремиться к снижению удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образованию отходов по видам экономической деятельности до уровня, соответствующего аналогичным показателям, достигнутым в экономически развитых странах.

Эти усилия будут сопровождаться совершенствованием процедуры и методологии оценки воздействия на окружающую среду и ее учету при принятии решений на всех уровнях, в том числе в соответствии с международными конвенциями и соглашениями и, в конечном счете, способствовать внедрению современных рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Такое направление совершенствования природоохранной практики создаст институциональные условия для поэтапного внедрения системы декларирования соблюдения экологических требований, широкого проведения экологического аудита на фоне повышения экологической и социальной ответственности бизнеса.

С другой стороны, система экологических рейтингов создаст стимулы для совершенствования системы государственного экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основе внедрения методов учета негативного воздействия на окружающую среду с использованием автоматизированных систем, позволяющих своевременно получать достоверную информацию в режиме реального времени о состоянии окружающей среды.

Использование результатов экологических рейтингов создаст информационное поле при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, принятии решений о реализации намечаемой экономической и хозяйственной деятельности, при составлении прогнозов социально-экономического развития, а также при осуществлении государственного экологического надзора.

Развитие системы экологических рейтингов создаст стимулы для решения задач научного и информационно-аналитического обеспечения охраны окружающей среды через инициацию разработок и внедрения научно обоснованных и объективных показателей техногенного воздействия на окружающую среду и показателей экологической эффективности природоохранной деятельности.

Очерченные выше направления совершенствования практики эффективного природопользования через призму системы экологических рейтингов должны строиться при непосредственном участии граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества. Проблематика повышения эффективности природоохранной деятельности может только тогда сыть раскрыта и всесторонне обсуждена, если при принятии решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности принимают участие все представители гражданского общества.

В этой связи система экологических рейтингов будет служить надежным индикатором в процессе обеспечения открытости и доступности информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, о деятельности органов государственной власти и принимаемых ими решениях.

Система экологических рейтингов будет служить не только обеспечению публичности информации, но и давать оценку принятым целевым экологическим показателям, содержащимся в декларациях и разрешениях на воздействие на окружающую среду на локальном и региональном уровнях. Информационная открытость в части негативного воздействия на окружающую среду промышленных предприятий и предпринимаемых ими мер по снижению такого воздействия будет стимулировать развитие добровольных механизмов экологической ответственности, нацеленные на обеспечение экологической безопасности в соответствии с международными стандартами.

Система экологического рейтинга требует учета нескольких аспектов - прежде всего то, что она должна быть построена на основе верифицируемых объективных единообразных параметров и являться источником более глубокого анализа и сравнения данных. На фоне стимулов к постоянному совершенствованию природоохранной практики, рейтинги показывают потенциал и перспективу перемещения в рамках структуры оценивания от худшей к лучшей оценке по нескольким возможным категориям. При этом, по возможности, следует избегать взвешивания параметров в виду их слабой корреляции, низкой степени верификации и необъективности.

В качестве основы системы составления экологических рейтингов должна существовать надежная система управления информацией, содержащая параметры, формирующие статистическую отчетность предприятия или региона. Эта система должна обеспечивать:

  • достоверность и хранение показателей;
  • возможность обмена информацией и обработку данных;
  • представление результатов в цифровом и графическом виде.

Анализ существующих рейтингов и рэнкингов, предназначенных для ранжирования территорий и предприятий исходя из различных аспектов их деятельности, показал, что по ряду причин критерий экологической эффективности недостаточно представлен в исследованиях рейтинговых агентств. Оцениваются энергетическая и технологическая эффективность, инвестиции в неправительственные «зеленые» организации, качество природной среды в безлюдных регионах и прочее, в то время как факторы экологической эффективности остаются недостаточно изученными.

Между тем, «экологическая эффективность» является сложным, многоаспектным понятием, которое характеризует: негативное воздействие на окружающую среду, состояние окружающей среды и природных ресурсов, природоохранную деятельность в их взаимосвязи. Соответственно, показатели экологической эффективности могут быть построены в виде системы и (или) интегрального индикатора экологической эффективности, описывающих взаимосвязь негативного воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и природных ресурсов, природоохранной деятельности. Теоретической основой построения такой системы показателей экологической эффективности может служить модель ОЭСР: «воздействие» – «состояние» – «отклик» [OECDKeyEnvironmentalIndicators. – Paris: OrganisationforEconomicco-operationanddevelopment, 2008. – 36 p.].

Учет рекомендаций ОЭСР в процессе разработки системы показателей экологической эффективности предприятий и использование ресурсно-компонентного подхода позволили создать иерархическую систему показателей экологической эффективности предприятий России, в основе которой лежит теоретическая модель ОЭСР «воздействие»–«состояние»–«отклик».

Применение методов снижения размерности для обработки первичных данных экологической статистики позволило отобрать наиболее информативные – частные показатели экологической эффективности предприятий с минимальным использованием экспертных субъективных оценок.

Использование описательных статистик позволило определить пороговые значения частных показателей экологической эффективности предприятий, стимулирующие мотивацию предприятий к снижению негативного воздействия на окружающую среду, сохранению природной среды и усилению природоохранной деятельности.

Анализ положения отдельного предприятия в рейтинге позволил продемонстрировать подходы к выявлению проблемных областей в обеспечении экологической эффективности этого предприятий и приоритетных направлений разработки мероприятий по устранению этих проблемных областей.

Несмотря на недостаток первичной информации, подлежащей обработке, разработанную методику удалось  в полной мере апробировать при оценке экологической эффективности регионов России. На основе данных, предоставленных несколькими нефтяными компаниями на условиях NDA (соглашений о неразглашении), с применением разработанной методики удалось построить и мини-рэнкинг близких по характеристикам компаний, который оказался востребованным  самими компаниями, поскольку позволил выявить определенные недочеты в их экологической политике.

Кроме того, по итогам проведенного мини-рэнкинга удалось выявить наиболее узкие места, проявляющиеся при рейтинговании предприятий, в том числе:

  • необходимость формирования механизма обеспечения оперативной первичной информацией по экологической составляющей деятельности предприятия в целях обеспечения актуальности рейтингов и возможности их  использования при принятии управленческих решений;
  • необходимость отбора и формирования значительного массива ретроспективных данных по ряду экологических характеристик предприятий в целях обеспечения возможности вычисления  отраслевых поправочных  коэффициентов, что позволит, основываясь на первичных данных, с высокой достоверностью компенсировать неполноту данных по конкретным предприятиям.

Практическое внедрение предлагаемого подхода к рейтингованию предприятий позволит обеспечить Федеральную службу по надзору в сфере природопользования научно-методическим инструментарием, позволяющим производить обобщённую экологическую оценку производственных объектов (предприятий) в целях более эффективного осуществления полномочий, предусмотренных  п. 5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утверждённого  Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в редакции от 08.10.2012), согласно которому Росприроднадзор «ведёт государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух».

Боравский Б.В. - заместитель директора ЗАО «Инновационный экологический фонд»

rospromeco.com

Рейтинг экологического развития городов России

Автор - Сергей Ермак, АЦ «Эксперт».

Аналитический центр «Эксперт» в партнерстве с компанией EY подготовил рейтинг экологического развития городов России. Заказчиками исследования выступили Общероссийский народный фронт и Минприроды. Его базой стали данные, предоставленные местными администрациями.

Мы рассчитывали проранжировать 104 населенных пункта. Предварительный список включал в себя все региональные центры и так называемые вторые города (точки притяжения ресурсов вроде Тольятти, Набережных Челнов, Сургута, Новокузнецка, Магнитогорска или Нижнего Тагила). Однако полноценную информацию в итоге предоставили 69 муниципалитетов. Далеко не во всех случаях это означает, что местные власти хотели скрыть проблемы. Ряд показателей в некоторых городах попросту не отслеживается (например, загрязнение воздушной среды в Анадыре или площадь промзон в Хабаровске и Череповце). Откровенно плохо заполнили анкеты всего несколько участников — Иваново, Нижний Новгород, Симферополь и Старый Оскол. Биробиджан и вовсе не отреагировал на запрос.

И еще одна принципиально важная оговорка: итоговое место городов показывает не только и не столько чистоту воздуха, воды и т. д., сколько эффективность управления экологическим развитием. Мы оценивали 29 удельных показателей, среди которых расход воды и электроэнергии, объем выбросов на душу населения, доступность общественного транспорта, его популярность и экологичность, потери тепла, прозрачность и подотчетность в сфере охраны окружающей среды (ООС). Показатели были объединены в восемь категорий (подробнее о методике см. «Как мы считали»).

Доминирование Татарстана

Лидером рейтинга по суммарному показателю в 2017 году стали Набережные Челны. То, что этот город, где расположен КамАЗ и работает мощная ТЭЦ, оказался на первой строчке, многим может показаться ошибкой. Действительно, высоким качеством воздуха Челны похвастаться не могут (в этой категории они находятся лишь на 58-м месте среди всех участников рейтинга). Но зато у города есть масса других сравнительных преимуществ: потери воды — всего 8%, доля проб, не соответствующих нормам по химии, — 0,6%, по микробиологии — 0,2%; 55% мусора в Набережных Челнах уходит на переработку, но главное, здесь экстремально высокий уровень подотчетности и прозрачности в сфере охраны окружающей среды (по двум последним категориям город занимает четвертое и второе места соответственно).

Топ-5 среди всех участников рейтинга Категория / Позиция в рейтинге 1 2 3 4 5
Воздушная среда Сочи Севастополь Ханты-Мансийск Курск Оренбург
Водопотребление и качество воды Тольятти Нижневартовск Набережные Челны Петрозаводск Глазов
Обращение с отходами Ижевск Оренбург Красноярск Набережные Челны Глазов
Использование территории Сочи Нефтеюганск Владивосток Ханты-Мансийск Выборг
Транспорт Курск Киров Симферополь Абакан Старый Оскол
Энергопотребление Магадан Челябинск Воронеж Москва Казань
Управление воздействие на окружающую среду Казань Набережные Челны Вологда Челябинск Орел
"Зеленый щит" и "Генеральная уборка" Воронеж Смоленск Киров Ярославль Магас

 

Следом за Набережными Челнами расположилась Казань. По большому счету она обладает теми же достоинствами, что и лидер рейтинга (в категории управления экологическим развитием город занимает первое место, по качеству воды и водопотреблению входит в десятку). Победить Казани помешала относительно низкая популярность общественного транспорта и его неэкологичность.

Топ-5 среди городов 500+ Категория / Позиция в рейтинге 1 2 3 4 5
Воздушная среда Оренбург Волгоград Краснодар Киров Казань
Водопотребление и качество воды Тольятти Набережыне Челны Казань Санкт-Петербург Воронеж
Обращение с отходами Ижевск Оренбург Красноярск Набережные Челны Тольятти
Использование территории Владивосток Пенза Уфа Барнаул Москва
Транспорт Киров Кемерово Ульяновск Санкт-Петербург Уфа
Энергопотребление Челябинск Воронеж Москва Казань Набережыне Челны
Управление воздействие на окружающую среду Казань Набережные Челны Новокузнецк Чебоксары Челябинск
"Зеленый щит" и "Генеральная уборка" Воронеж Киров Ярославль Томск Казань

 

Замыкает тройку Воронеж. Город, который ярко выделяется на карте благодаря активной реализации проекта «Зеленый щит» (предполагает создание вокруг городов лесопаркового пояса) и ликвидации несанкционированных свалок. Кроме того, Воронеж отличается высокой долей низкоуглеродной энергетики (50% потребляемого электричества производится на АЭС). Явные недостатки города — плохое качество воздуха (64-е место в категории, основные загрязнители — ТЭЦ-1, «Воронежсинтезкаучук» и Воронежский шинный завод), низкая доступность общественного транспорта и его недостаточная экологичность.

Топ-5 среди городов 500- Категория / Позиция в рейтинге 1 2 3 4 5
Воздушная среда Сочи Севастополь Ханты-Мансийск Курск Салехард
Водопотребление и качество воды Нижневартовск Петрозаводск Глазов Волжский Сургут
Обращение с отходами Глазов Брянск Улан-Удэ Горно-Алтайск Ставрополь
Использование территории Сочи Нефтеюганск Ханты-Мансийск Выборг Петрозаводск
Транспорт Курск Абакан Воткинск Старый Оскол Орел
Энергопотребление Магадан Тула Калуга Вологда Курган
Управление воздействие на окружающую среду Вологда Орел Подольск Саранск Магас
"Зеленый щит" и "Генеральная уборка" Смоленск Магас Вологда Грозный  Нальчик

 

В топ-5 рейтинга также попали Магас и Вологда. Столица Ингушетии требует отдельного внимания. По российским меркам это очень маленький город. Его площадь — 12 кв. км (для сравнения: один Магнитогорский меткомбинат занимает 118 кв. км), население — восемь тысяч человек. От других муниципалитетов Магас ожидаемо отличается высоким качеством воздуха (здесь почти нет машин и предприятий). В числе его преимуществ также относительно большие расходы на ООС и прозрачность в вопросах экологического развития.

Унтер-офицерская вдова

Теперь о пятерке аутсайдеров. Замкнула рейтинг Махачкала. Главная причина провала — странная ситуация с водопотреблением. Судя по присланным данным, 25% проб, взятых в городе, не соответствуют нормам по микробиологии, 3% — по химии. Но это полбеды: только 10% домохозяйств в столице Дагестана подключены к централизованному водоснабжению. В ходе подготовки рейтинга мы несколько раз пытались уточнить присланные данные, но в ответ получали все те же убийственные цифры. И тем не менее к ним нужно относиться с подозрением. В этой же анкете было указано, что в Махачкале объем выбросов от транспорта составляет почти 160 тыс. тонн (показатель Санкт-Петербурга, автопарк которого больше в 15 раз, — 448 тыс. тонн). Более или менее похожие на правду данные указаны в госдокладе о состоянии окружающей среды Дагестана и ее охране — 26,6 тыс. тонн. Пример Махачкалы уникален, он противоречит обычной для местной власти практике — приукрашивать действительность.

К числу реальных недостатков города можно отнести высокую долю промзон, неэффективное обращение с отходами, слабую подотчетность и отсутствие ряда стратегических документов в сфере ООС.

Второе место с конца — у Рязани. В городе не создан общественный совет при департаменте природопользования и охраны окружающей среды, здесь не разработаны документы, в которых были бы указаны цели повысить качество воздушной среды и эффективно использовать водные ресурсы. Кроме того, в Рязани зарегистрированы большие потери в теплосетях и объемы выбросов парниковых газов.

Чуть выше расположился Южно-Сахалинск. Для него характерно низкое качество воды, большие потери в сетях и невысокая доля домохозяйств, охваченных центральной канализацией. В городе непопулярен общественный транспорт: при 202 тыс. жителей средний ежедневный пассажиропоток составляет 83 тыс. человек. Автобусы на газе перевозят только 8,4 тыс. пассажиров (трамвайные и троллейбусные линии отсутствуют).

66-е и 65-е места заняли соответственно Саратов и Чита. Последняя отличается чрезвычайно низким качеством воздуха (индекс загрязнения атмосферы — 31,1, очень высоким считается показатель больше 14) и неэффективным обращением с коммунальными отходами (все 283,5 тыс. тонн образованных в 2016 году отходов были захоронены) и плохой водой (46% проб не соответствует нормам по химии). Город не спасает даже относительно большая площадь зеленых насаждений (25% территории) и перевод всех автобусов на газ.

Основные проблемы Саратова — неэкологичный транспорт (25% пассажиропотока приходится на трамваи и троллейбусы, остальной объем обслуживают дизельные автобусы) и высокий расход воды. «Неучтенка» и потери составили в 2016 году 75,7 млн кубометров (это при общем объеме отпуска всем потребителям 74,7 млн кубометров). Кроме того, в Саратове не особо торопятся реализовывать инициативу «Зеленый щит» и не очень эффективно борются с несанкционированными свалками.

Города в нарезку

Безусловно, мы понимали, что сравнивать города вроде Москвы, Санкт-Петербурга или Новосибирска с Рязанью, Брянском и Магасом не совсем корректно. Хотя все рассчитываемые показатели — удельные, размер города все равно имеет значение. За уровень отсечения мы взяли 500 тыс. человек. Планка спорная, но, на наш взгляд, именно после ее преодоления в населенных пунктах стартуют процессы, характерные для мегаполисов, например диверсификация промышленной экономики или работа над качеством пространства.

После разбиения участников на две группы и перерасчета (вместе с набором участников изменились минимумы, максимумы и средние величины) в топовой пятерке «500 плюс» оказались Оренбург и Уфа. Первый город отличается относительно высоким качеством воздуха (содержание вредных примесей невелико, выбросы от стационарных объектов и транспорта низкие) и эффективным обращением с коммунальными отходами (70% уходит на переработку, 30% сжигается).

Уфа опережает львиную долю крупных городов по площади озеленения (больше 50% территории города), популярности и экологичности общественного транспорта (ежедневный пассажиропоток составляет почти 70% населения города, 73% людей перевозят трамваи, троллейбусы и автобусы на газе).

В топ-5 городов «500 минус» помимо Магаса и Вологды вошли Горно-Алтайск (вполне ожидаемо — город был одним из лидеров рейтинга 2015 года), Орел и Владикавказ. Из этой тройки больше всего вопросов вызывает, конечно, столица Северной Осетии. Ее жители неоднократно проводили митинги и пикеты против работы завода «Электроцинк» (входит в УГМК). Из-за его деятельности предельно допустимая концентрация ядовитых веществ в воздухе была перманентно превышена. Но еще в мае 2016 года в соответствии с договоренностью между временно исполняющим обязанности главы Северной Осетии Вячеславом Битаровым и руководством УГМК было принято решение остановить производства свинца на заводе. За десять месяцев 2017 года, по данным минпромтранса республики, с территории «Электроцинка» отгружено свыше 21 тыс. тонн накопленных промышленных отходов для их дальнейшей переработки. До конца года показатель должен увеличиться до 31 тыс. тонн. Индекс загрязнения атмосферы во Владикавказе по-прежнему остается довольно высоким — 8,3. Однако динамика однозначно положительная. Не так давно Вячеслав Битаров поручил «Электроцинку» предоставить общественности доступ к данным постов контроля качества атмосферного воздуха.

Методика рейтинга предполагала оценку городов по восьми категориям — состояние воздушной среды, энергопотребление, водопотребление и качество воды, обращение с коммунальными отходами, развитие транспортной системы, управление в сфере охраны окружающей среды, эффективность использования территорий и результаты проектов «Генеральная уборка» и «Зеленый щит».

Всего анализировалось 56 абсолютных и 29 удельных показателей. Внутри категории каждому из последних присваивались веса, в сумме равные единице.

Все показатели стандартизировались (приводились к показателям, характеризующим нормальное распределение) и нормировались, то есть приводились к общему диапазону значений (от нуля до единицы). Нормализованные значения внутри категории складывались и умножались на веса.

Максимальный балл, который город мог получить в одной категории, — 1, суммарный максимальный балл — 8.

Данные для анализа нам предоставляли местные власти. Полученные показатели анализировались на предмет полноты и корректности. Для этого они сопоставлялись с информацией, указанной в открытых и официальных источниках, а также с диапазоном обычных значений. После первичного обследования составлялись уточняющие запросы. Если присланные повторно сведения казались неправдоподобными, они исключались из расчета. Если данные противоречили официальной информации (например, госдокладу о состоянии окружающей среды), они корректировались.

Города, предоставившие менее двух третей необходимых данных в какой-либо категории, из общего рейтинга исключались. Если город предоставил более 66%, но менее 100% необходимых данных, вместо отсутствующих показателей мы подставляли среднее нормализованное значение.

www.acexpert.ru

Составлен экологический рейтинг регионов России по итогам осени 2017 года

Регионами с самой благополучной экологической обстановкой стали Тамбовская область (1-е место), Республика Алтай (2-е место) и Алтайский край (3-е место). Об этом свидетельствуют данные Экологического рейтинга субъектов РФ по итогам осени 2017 года общественной организации «Зелёный патруль» (есть в распоряжении RT).

На шесть пунктов в рейтинге поднялась Курская область (4-е место), следом идут Санкт-Петербург (5-е место), Мурманская область (6-е место). На две позиции опустились Республика Чувашия (7-е место) и Ульяновская область (8-е место). Также в десятку лидеров вошли Краснодарский край (9-е место) и Республика Коми (10-е место).

По словам председателя «Зелёного патруля», члена Общественного совета Росприроднадзора Андрея Нагибина, тройка лидеров рейтинга остаётся неизменной уже на протяжении четырёх лет. Хорошую экологию этим субъектам обеспечивает отсутствие промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду.

«Традиционно в первой десятке регионы, где нет промзон, — рассказал он в беседе с RT. — Краснодарский край как туристический субъект очень заинтересован в своей экологии, поэтому заметно прибавил в рейтинге».

Рейтинг рассчитывается экологами с 2007 года и публикуется по итогам каждого сезона, четыре раза в год. Среди субъектов, демонстрирующих хорошие экологические показатели, традиционно находятся сельскохозяйственные регионы, тогда как в конце рейтинга располагаются промышленные области.

Аутсайдером стала Челябинская область (85-е место). Ранее она занимала предпоследнее место, на котором сейчас находится Свердловская область (84-е место). На прежних местах находятся Московская (83-е место) и Иркутская (82-е место) области. На два пункта ухудшили свои позиции Еврейская Автономная область (78-е место) и Нижегородская область (76-е место).

В десятку субъектов с худшей экологией также вошли Ленинградская область (77-е место), Республика Бурятия (79-е место), Брянская область (80-е место) и Севастополь (81-е место).

По словам эколога, в число худших попадают субъекты с хорошо развитой промышленностью, что сказывается на их экологии. У таких регионов, как Московская и Ленинградская области, существует проблема большого количества свалок, мусор на них поступает также из соседних столиц.

«К нам поступают жалобы граждан из Челябинской области. Они жалуются на выбросы. У Свердловской области проблема — опять же промышленность, — объясняет RT Нагибин. — В Московскую и Ленинградскую области вывозится весь мусор из столиц, также туда выезжают горожане, особенно летом, увеличивается количество нелегальных свалок».

Ранее «Зелёный патруль» составил Экологический рейтинг субъектов РФ по итогам лета 2017 года. Лидерами стали Тамбовская область, Республика Алтай и Алтайский край. Согласно данным по итогам весны 2017, лучше всего экологическая ситуация также складывалась в Тамбовской области, в Москве и Санкт-Петербурге. Хуже всего дела с охраной окружающей среды обстоят в Свердловской и Челябинской областях. Подробнее — в материале RT.

russian.rt.com

составлен экологический рейтинг субъектов России — РТ на русском

Согласно данным «Экологического рейтинга субъектов РФ», лучше всего экологическая ситуация складывается в Тамбовской области, Алтайском крае, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Экологические аутсайдеры — Челябинская, Свердловская, Ленинградская и Московская области. С содержанием рейтинга, составленного по итогам прошедшей зимы, ознакомился RT.

Где живётся чище

Общероссийская общественная организация «Зелёный патруль» составила «Экологический рейтинг субъектов РФ» по итогам зимы 2016—2017 года (есть в распоряжении RT). Лучшая экологическая обстановка наблюдается в Тамбовской области, далее идут Республика Алтай и Алтайский край.

Примечательно, что Москва и Санкт-Петербург значительно укрепили свои позиции по сравнению с рейтингом прошлого года. Две столицы расположились на пятом и девятом местах, в то время как в рейтинге по итогам осени 2016 года они занимали только седьмое и двенадцатое места соответственно.

Директор природоохранных программ «Зелёного патруля» Роман Пукалов рассказал RT, почему экология Санкт-Петербурга и Москвы стала заметно лучше в последние годы.

«В обеих столицах многое делалось для улучшения качества атмосферного воздуха, благоустройства территорий и так далее. Даже тема противогололёдных реагентов, которая так популярная у СМИ и в жалобах обеспокоенных граждан в зимнее время, прошедшей зимой затрагивалась гораздо реже», — отметил он.

По мнению общественников, запуск скоростной автомагистрали в Северной столице существенно улучшил экологическую ситуацию — в городе уменьшились автомобильные пробки, а значит, и количество выхлопных газов.

  • Центральный парк культуры и отдыха имени Горького в Москве
  • РИА Новости

Также в десятку лидеров вошли Ульяновская, Белгородская и Тюменская области, Чукотский автономный округ и Чувашская Республика.

В рейтинге представлены все 85 российских субъектов. При его составлении анализировались такие показатели, как состояние воздуха, воды, сбросов, выбросов и даже ответственность власти, активность общественных организаций и другие критерии.

Экологические двоечники

Как ни парадоксально, но Ленинградская и Московская области попали в десятку наиболее загрязнённых регионов. Подмосковье, к слову, потеряло сразу две позиции по сравнению с осенью и теперь находится на 82-м месте из 85 регионов. По мнению председателя «Зелёного патруля» Андрея Нагибина, это происходит из-за того, что отходы двух столиц вывозятся в области.

Также по теме

Всемирный фестиваль молодёжи 2017 года пройдёт без использования бумаги

Всемирный фестиваль молодёжи и студентов (ВФМС), который состоится в Сочи в октябре 2017 года, пройдёт в формате paper less — с...

«Подмосковье фактически является сборником всего мусора Москвы. Из столицы в область вывозится ежегодно порядка пяти миллионов тонн отходов. Такая ситуация складывается с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. А кроме того, в Ленинградской области негативную роль сыграли незаконные песчаные карьеры», — рассказал он RT.

В Минэкологии Московской области сообщили RT, что им неизвестно, по каким методикам и критериям общественная организация «Зелёный патруль» составляла экологический рейтинг субъектов и на каком основании Московская область отнесена к десятке худших регионов. По словам пресс-службы, регион действительно испытывает серьёзную антропогенную нагрузку: население области превышает 7 млн человек, здесь работает свыше 3 тыс. крупных промышленных предприятий и захоранивается более 20% твёрдых бытовых отходов, образуемых в России. В ведомстве заявили, что объективные данные свидетельствуют, что экологическая ситуация в Подмосковье в последние годы остаётся стабильной, а по ряду параметров улучшается.

Также по теме

Антибраконьеры за антилоп: Минприроды занесёт сайгаков в Красную книгу России

Сайгаков занесут в Красную книгу России к июню 2017 года. Об этом RT рассказал глава Минприроды Сергей Донской. По его словам, число...

«Мы выделяем четыре магистральных направления работы министерства в ближайшей перспективе, — отметил министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган. — Это модернизация сферы обращения с отходами, восстановление гидротехнических сооружений и реабилитация малых рек Подмосковья, создание новых особо охраняемых природных территорий, борьба с незаконной недродобычей».

Последнюю строчку рейтинга заняла Челябинская область. Также в десятке худших оказались Свердловская, Тверская, Оренбургская, Курганская, Иркутская области, Еврейская автономная область и Республика Бурятия.

  • Челябинский цинковый завод
  • РИА Новости

Кроме того, падение в рейтинге на 3—7 пунктов по итогам зимы продемонстрировали и Кабардино-Балкарская Республика, Кемеровская, Тульская и Орловская области.

Зоной экологического бедствия эксперты назвали Красноярск. Там находится один из крупнейших в мире алюминиевых заводов, выпускающий более 1 млн тонн продукции в год.

«Если учесть ещё и объёмы выброса автотранспорта, ТЭЦ, десятков крупных угольных котельных, тысяч бытовых угольных котлов, цементного завода и десятков других предприятий, то ясно, почему жители Красноярска задыхаются», — добавляют авторы.

Уход за отходами

В «Зелёном патруле» отмечают, что на сегодняшний день основная проблема, мешающая улучшению экологии, это переработка отходов. Регионы имеют небольшое количество объектов обработки и размещения коммунальных отходов, соответствующих законодательству и обеспечивающих экологическую безопасность.

С целью привлечения внимания субъектов РФ к этой проблеме организация запускает проект «Зелёный сертификат» по проверке действующих и строящихся полигонов твёрдых коммунальных отходов на соответствие «зелёным стандартам». Из претендентов на такие «зелёные сертификаты» по стране пока их получили только полигоны твёрдых коммунальных отходов в Волгоградской области, а также полигон в Калмыкии.

Экологическая ретроспектива

Рейтинг рассчитывается экологами с 2007 года и публикуется по итогам каждого сезона 4 раза в год. За десять лет ведения рейтинга расположение регионов в нём практически не меняется. В «Зелёном патруле» заявили, что среди субъектов, демонстрирующих хорошее экологическое положение, традиционно почти нет промышленных регионов, а основное производство в них связано с агропромышленным комплексом. Кроме того, как поясняют авторы проекта, каждый из субъектов, вошедших в десятку, старается там удержаться.

По их данным, в Челябинской области и других областях — аутсайдерах экологического рейтинга обстановка всегда была неблагоприятной.

«Это связано с тем, что там сосредоточено большое число промышленных производств, которые работают фактически на советском наследии», — отметил Андрей Нагибин.

  • Красноярский алюминиевый завод
  • Reuters

Заведующая кафедрой экологического мониторинга и прогнозирования экологического факультета РУДН Марианна Харламова рассказала RT, что экологическая ситуация в России в целом ближе к неблагополучной.

«Такой вывод можно сделать, суммировав все неблагоприятные воздействия на окружающую среду: речь идёт о производстве, обращении с отходами, сбросах, состоянии водных объектов, применении различных технологий», — говорит она.

Для улучшения экологии как в Московской и Ленинградской областях, так и по стране в целом необходимо запретить использование полигонов как метода утилизации отходов.

«Во всём мире от этого способа отказались. Единственным адекватным методом является строительство заводов по переработке мусора. В России таким образом обрабатывается только 5% отходов», — заявила собеседница.

Что касается других благополучных в экологическом плане регионов, таких как Тамбовская область, то здесь, по словам Харламовой, применяется разумный подход к переработке отходов, который учитывает специфику региона.

В Минприроды сообщили RT, что региональный план ведомства по улучшению экологической обстановки на 2017 год предусматривает более 600 мероприятий, самые крупные из них касаются внедрения новой системы управления отходами и перехода на более доступные технологии. Кроме того, в число приоритетных вошли те, которые касаются защиты Байкальской природной территории, сохранения водных ресурсов и развития заповедной системы.

«Зелёный патруль» занимается проведением экспедиций, экологическим мониторингом, сопровождением крупномасштабных проектов, выявлением нарушений природоохранного законодательства. Организация проводит совместную работу с ОНФ. Например, они вместе реализуют проект «Интерактивная карта свалок».

russian.rt.com

ОНФ и Минприроды представили экологический рейтинг российских городов

Рейтинг экологического развития городов России можно посмотреть здесь

Эксперты Общероссийского народного фронта совместно с Минприроды России подготовили «Экологический рейтинг российских городов – 2017» на основе данных, представленных органами власти крупных муниципальных образований на территории всех регионов страны.

Экологический рейтинг российских городов формируется ежегодно с 2013 г. Его цель – оценить достаточность усилий муниципальных властей по обеспечению благоприятной окружающей среды и высокого качества жизни для россиян, а также подготовить предложения по улучшению экологии и среды обитания горожан, которые городские власти смогут применить на практике. Публикация рейтинга и широкое обсуждение его результатов способствуют прозрачности и подотчетности усилий в деле охраны природы органов муниципального самоуправления городов России.

Структура документа сформирована из семи ключевых категорий: воздушная среда, транспорт, энергопотребление, водопользование, обращение с отходами, биотическая среда (растительный и животный мир), управление воздействием на окружающую среду.

В этом году методика рейтинга была доработана с учетом положений экспертов Общероссийского народного фронта. В конечную версию рейтинга были экстраполированы критерии, подготовленные экспертами ОНФ. По словам сопредседателя Центрального штаба Общероссийского народного фронта, вице-спикера Госдумы РФ Ольги Тимофеевой, результаты проекта ОНФ «Генеральная уборка» и текущий статус «зеленых щитов» вокруг городов оказали серьезное влияние на итоговые результаты рейтинга.

«На основании данных, представленных органами власти, мы проанализировали все крупные города России и составили свой экологический рейтинг. Мы не просто брали цифры и данные, предоставленные чиновниками, а накладывали на них экспертное, общественное мнение, выясняли, насколько то, что происходит на территории, совпадает с тем, что представлено в аналитических записках. Так что этот рейтинг составляет достаточно объективную картину», – отметила Тимофеева.

Важная задача – подготовить совместные рекомендации и выступить катализатором решения экологических проблем, поменять реальную ситуацию на местах, отметила Тимофеева: «Просьба ко всем главам субъектов, руководителям органов местного самоуправления, главам городов – обратите внимание на проблемы, которые выявлены».

Как заявил координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрий Миронов, экспертам удалось учесть основные риски предыдущих рейтингов, исправить стратегические ошибки и выработать наиболее эффективный вариант экологического рейтинга.

«Рейтинг направлен не столько на фиксацию ситуации с экологической чистотой, сколько на оценку эффективности управления в сфере экологии. Основная цель, которую мы преследуем, – это побуждение муниципальных властей к переходу на устойчивое развитие регионов и принятие всех решений с оглядкой на экологию», – сказал Миронов.

Как отмечал глава Минприроды России Сергей Донской, в 2017 г. в рейтинге приняли участие рекордное число городов, что свидетельствует о повышении внимания россиян к вопросам охраны окружающей среды и сформировавшемся социальном запросе на эффективную работу в этой сфере муниципальных властей.

«Этот рейтинг делается для того, чтобы население могло оценивать работу муниципальных органов власти, чтобы люди включались в природоохранную повестку, понимали, на основании каких критериев можно оценивать работу муниципальных чиновников и как участвовать в этой работе, – заявил руководитель пресс-службы Минприроды РФ Николай Гудков. – Сейчас мы видим, что к мероприятиям в рамках Года экологии активно подключились простые граждане, региональные органы власти и представители бизнеса».

В экологическом рейтинге российских городов приняли участие региональные центры субъектов и города с населением свыше 100 тыс. человек. Всего в рейтинг вошли 103 города.

Лучшим городом в экологическом управлении стали Набережные Челны, на втором месте – Казань. В частности, они показали одни из лучших результатов сразу же в нескольких категориях: «управление в области охраны окружающей среды», «водопотребление и качество воды» и «энергопотребление». Следом на третьем месте идет Воронеж, на четвертом – Магас, на пятом – Вологда, на шестом – Горно-Алтайск, на седьмом – Оренбург, на восьмом – Грозный, на девятом – Йошкар-Ола, на десятом – Владикавказ.  При этом Москва в этом году оказалась на 16 месте, а Санкт-Петербург – на 26-м.

Координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, депутат Госдумы Владимир Гутенев сообщил, что в рейтинге были учтены не только результаты работы проекта ОНФ «Генеральная уборка», но и текущий статус «зеленых щитов» вокруг городов, которые серьезнейшим образом повлияли на итоговый рейтинг российских городов. «Приведу несколько примеров того, как наши данные повлияли на изменения в рейтинге городов. Если такие города, как Набережные Челны и Казань, фактически не изменили своего места, то есть ряд регионов, по которым имеются определенные сомнения. В частности, мы видим, что Челябинск и Великий Новгород сильно изменили свои места в рейтинге. Так, если Челябинск до предоставления данных со стороны ОНФ занимал 29-е место, а Великий Новгород – 50-е, то теперь Челябинск находится на 34-м, а Великий Новгород – на 44-м. Стоит упомянуть, что включение критериев ОНФ позволило рейтингу стать более достоверным. Однако по-прежнему остается ряд вопросов, которые можно доработать: это и достоверность предоставляемых данных, и их полнота. Целый ряд городов не представил Минприроды информацию. Мы считаем, что это недопустимо», – заключил Гутенев.

Кроме того, более 30 городов в рейтинге получили самое низкое место – 70-е – за то, что их руководство не представило полную информацию об экологическом состоянии этих населенных пунктов. В их число вошли в том числе Благовещенск, Иваново, Калининград, Красноярск, Магнитогорск, Нижний Новгород, Петрозаводск, Псков, Смоленск, Тверь, Томск и другие.

По мнению экспертов Общероссийского народного фронта, руководители этих городов скрывают от общественности реальную экологическую обстановку, что является нарушением права граждан на открытую информацию о состоянии окружающей среды. В связи с этим эксперты ОНФ обратятся в надзорные органы с целью провести проверку экологического состояния городов, которые продемонстрировали низкие показатели в экологическом рейтинге. Свои предложения по улучшению ситуации Народный фронт представит до конца года.

Рейтинг экологического развития городов России можно посмотреть здесь. 

onf.ru

Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации (в период с июня по августа 2015 года)

Динамика рейтинга

Субъект РФ

Природо-

охранный

индекс

Промышленно-экологический индекс

Социально-экологический индекс

Сводный

экологический 

индекс

1

-

Тамбовская область

67/33

56/44

69/31

64/36

2

+2

Республика Алтай

68/32

38/62

62/38

56/44

3

-1

Белгородская область

45/55

54/46

67/33

56/44

4

-1

Чукотский АО

51/49

52/48

64/36

56/44

5

-

Ульяновская область

54/46

49/51

59/41

55/45

6

-

Алтайский край

57/43

45/55

60/40

54/46

7

-

Курская область

64/36

35/65

50/41

53/47

8

+1

Чувашская республика

45/55

34/65

71/29

51/49

9

+3

Ростовская область

39/61

50/50

62/38

51/49

10

-2

Томская область

44/56

49/51

59/41

50/50

11

-

Кабардино-Балкарская Республика

83/17

18/82

51/49

50/50

12

   +1

Магаданская область

69/31

30/70

52/48

50/50

13

+4

Карачаево-Черкесская Республика

72/28

34/66

43/57

50/50

14

-4

Воронежская область

50/50

31/69

64/36

49/51

15

+5

Тюменская область

35/55

46/54

64/36

49/51

16

-

Орловская область

42/58

29/71

74/26

49/51

17

+2

Новосибирская область

42/58

53/47

53/47

49/51

18

-

Краснодарский край

46/54

45/55

54/46

49/51

19

-4

Ярославская область

38/62

59/41

49/51

49/51

20

+2

Мурманская область

53/47

42/58

51/49

49/51

21

-7

Смоленская область

41/59

52/48

53/47

49/51

22

+2

Костромская область

63/37

39/61

42/58

48/52

23

+4

Москва

27/73

43/57

69/31

48/52

24

+1

Пензенская область

45/55

39/61

59/41

48/52

25

-4

Камчатский край

65/35

36/64

41/59

48/52

26

-

Калужская область

42/58

36/64

63/37

48/52

27

+3

Санкт-Петербург

35/65

49/51

57/43

47/53

28

-5

Республика Карелия

55/45

49/51

40/60

47/53

29

+3

Республика Коми

52/48

31/69

57/43

47/53

30

+3

Архангельская область

34/66

52/48

54/46

47/53

31

-

Ставропольский край

58/42

37/63

46/54

47/53

32

-4

Омская область

60/40

36/64

41/58

46/54

33

-

Ненецкий АО

52/48

27/73

59/41

46/54

34

-

Пермский край

40/60

49/51

48/52

46/54

35

+2

Липецкая область

45/55

31/69

58/42

46/54

36

+4

Кемеровская область

40/60

37/63

59/41

46/54

37

+2

Ямало-Ненецкий АО

31/69

46/54

58/42

46/54

38

+1

Чеченская Республика

46/54

29/71

61/39

45/55

39

+17

Вологодская область

31/69

49/51

54/46

45/55

40

-4

Псковская область

52/48

43/57

41/59

45/55

41

+4

Рязанская область

45/55

36/64

52/48

45/55

42

-1

Самарская область

25/75

52/48

54/46

45/55

43

+16

Республика Татарстан

37/63

35/65

58/42

45/55

44

+7

Приморский край

54/46

42/58

38/62

44/56

45

-1

Ивановская область

47/53

26/74

58/42

44/56

46

+3

Удмуртская республика

40/60

31/69

60/40

44/56

47

-5

Волгоградская область

46/54

32/68

54/43

44/56

48

+5

Кировская область

35/65

43/57

53/47

44/56

49

-11

Республика Бурятия

50/50

25/75

56/44

44/56

50

-3

Хабаровский край

60/40

28/72

43/57

44/56

51

-8

Владимирская область

49/51

29/71

51/49

44/56

52

+6

Республика Башкорстан

37/63

40/60

53/47

44/56

53

+4

Республика Ингушетия

71/29

17/83

43/57

43/57

54

-8

Новгородская область

39/61

34/66

57/43

43/57

55

-5

Республика Хакасия

45/55

35/65

49/51

43/57

56

-4

Брянская область

40/60

33/67

55/45

43/57

57

+6

Астраханская область

36/64

41/59

52/48

43/57

58

+4

Республика Мари Эл

46/54

31/69

52/48

43/57

59

-11

Иркутская область

30/70

37/63

58/42

43/57

60

-5

Калининградская область

41/59

36/64

49/51

42/58

61

-7

Республика Адыгея

72/28

21/79

35/65

45/55

62

-2

Республика Мордовия

37/63

35/65

53/47

42/58

63

+2

Нижегородская область

33/67

40/60

50/50

42/58

64

+3

Республика Крым

51/49

24/76

49/51

41/59

65

-4

Республика Тыва

61/39

14/86

50/50

41/59

66

-2

Сахалинская область

57/43

29/71

39/61

41/59

67

+6

Республика Дагестан

49/51

26/74

48/52

41/59

68

-2

Амурская область

54/46

36/74

33/67

41/59

69

+1

Республика Калмыкия

53/47

30/70

38/62

41/59

70

+6

Тверская область

51/49

29/71

42/58

41/59

71

-

Красноярский край

41/59

38/62

42/58

40/60

72

-

Севастополь

49/51

29/71

44/56

40/60

73

+6

Саратовская область

42/58

33/67

44/56

40/60

74

-

Курганская область

38/62

26/74

56/44

40/60

75

-8

Забайкальский край

51/49

22/78

45/55

40/60

76

-7

Республика Саха (Якутия)

64/46

34/66

23/77

40/60

77

-2

Оренбургская область

27/73

29/71

61/39

40/60

78

-1

Еврейская ОА

73/27

12/88

33/67

39/61

79

+4

Ленинградская область

28/72

27/73

59/41

39/61

80

-

Северная Осетия-Алания

46/54

20/80

45/55

38/62

81

+1

Ханты-Мансийский АО

27/73

17/83

63/37

37/63

82

-1

Челябинская область

23/77

42/58

43/57

36/64

83

-

Московская область

30/70

28/72

47/53

36/64

84

+1

Тульская область

26/74

28/72

47/53

35/65

85

-1

Свердловская область

34/66

32/68

36/64

34/66

expert.ru

10 лидеров и аутсайдеров РФ – Вести Экономика, 12.02.2018

Москва, 12 февраля - "Вести.Экономика". Общероссийская общественная организация "Зеленый патруль" подвела итоги 2017 г. - Года экологии. Названы лидеры и аутсайдеры экологического рейтинга среди регионов России.

Ниже представляем 10 регионов с самой благоприятной экологической и самой неблагоприятной ситуацией в России.

Если говорить о регионах с благоприятной экологической ситуацией, то десятка лидеров выглядит следующим образом:

10. Республика Коми

В Республике Коми геологические памятники начали выделять с 1973 г.

На 2008 г. в республике учреждено 95 памятников природы.

На Северном Урале 32 800 кв. км покрыты девственными лесами. Уникальная территория — Печоро-Илычский заповедник.

Таких девственных лесов, не подвергавшихся влиянию человеческой деятельности и техногенному воздействию, в Европе уже не сохранилось.

9. Чувашия

Чувашская Республика расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, преимущественно на правобережье Волги, между ее притоками Сурой и Свиягой.

8. Санкт-Петербург

В городе действует 21 автоматическая станция мониторинга атмосферного воздуха.

7. Ульяновская область

Леса занимают 1/4 территории. Красная книга Ульяновской области включает 219 видов сосудистых растений и 22 вида мхов. На территории области находятся Особо охраняемые природные территории: национальный парк "Сенгилеевские горы", Охранная зона государственного заповедника "Приволжская лесостепь", памятники природы "Ундоровский минеральный источник", "Реликтовые леса", остров "Борок", лесополоса Генко и др.

6. Мурманская область

Мурманская область богата рыбой: в морских акваториях промышляют такие породы рыб, как треска, морской окунь, палтус, зубатка, камбала, сельдь, навага. В Баренцевом море у берегов области интродуцирован камчатский краб. Озера и реки богаты ценными видами рыб, такими как форель, семга, сиг, хариус, палия, нельма, голец. В больших количествах водятся окунь, щука, налим.

5. Курская область

Экономика области основана на использовании двух основных видов природных ресурсов: плодородных сельскохозяйственных земель и железных руд Курской магнитной аномалии, добываемых в Михайловском карьере. В Российской Федерации Курская область выделяется продукцией сельского хозяйства, добычей железной руды, производством сахара и выработкой электроэнергии.

4. Белгородская область

Около 10% видов животных относятся к числу нуждающихся в особой охране. 50 видов включены в список Красной книги. Насчитывается около 279 видов птиц, в том числе 152 — гнездящихся, остальные — пролётные и откочевывающие.

3. Алтайский край

Состояние атмосферного воздуха в значительной степени определяется размещением и концентрацией экологически активных отраслей материального производства, уровнем очистки производственных выбросов от загрязняющих веществ, сосредоточием и загруженностью транспортных магистралей. На предприятиях края газоочистными установками улавливается 64% выделяемых в атмосферу загрязняющих веществ.

2. Республика Алтай

Основу экономики составляет животноводство, а также туризм, выращивание кормовых культур, садоводство и прочее. Туризм в Республике Алтай является одной из основных отраслей экономики региона, а также важным источником дохода. Ежегодно на Алтай приезжает до 1 млн туристов.

Среди активных видов отдыха наибольший объем занимают летние экологические и культурно-познавательные путешествия и экскурсии по автомобильным, пешим, конным, водным, альпинистским, охотничьим, рыболовным, спелеологическим и иным маршрутам с посещением природных и культурно исторических объектов и территорий.

1. Тамбовская область

Леса (основные породы — сосна, дуб, клен, липа, ясень, береза, осина) занимают около 10% территории. На территории Тамбовской области находится Воронинский заповедник. Если говорить о регионах с неблагоприятной экологической ситуацией в России, то здесь ситуация выглядит следующим образом:

1. Челябинская область

Огромное количество промышленных предприятий Челябинской области не могло не отразиться на ее экологии. Экологическая обстановка в регионе остается одной из самых напряженных в России. Челябинская область лидирует по выбросам в атмосферный воздух твердых веществ.

2. Свердловская область

Свердловская область является одним из важнейших промышленных регионов России. В структуре промышленного комплекса доминируют черная и цветная металлургия (соответственно 31% и 19% объема промышленного производства), обогащение урана и железной руды, машиностроение. Это оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды в регионе.

3. Московская область

Экологическая ситуация в Московской области тяжелая; загрязнены как районы, прилегающие к Москве, так и промышленные районы востока и юго-востока области. Наибольшую экологическую опасность представляют сточные воды промышленных и животноводческих предприятий, выбросы предприятий энергетики, базы захоронения бытовых и промышленных отходов.

4. Иркутская область

Иркутская область — крупный промышленный район. В общероссийском производстве обеспечивает 6,5% производства электроэнергии, 15% вывоза деловой древесины, 6% добычи угля, почти 20% общероссийского производства целлюлозы, более 10% картона, перерабатывается около 9% нефти. Это также отражается на состоянии окружающей среды в регионе.

5. Брянская область

В результате аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. часть территории Брянской области была загрязнена долгоживущими радионуклидами (главным образом Злынковский, Климовский, Клинцовский, Новозыбковский, Красногорский и Гордеевский районы).

6. Республика Бурятия

В Бурятии существует несколько крупных заповедников и национальных парков. Среди них Баргузинский государственный биосферный заповедник, Байкальский государственный биосферный заповедник, государственный природный заповедник "Джергинский", национальный парк "Забайкальский", национальный парк "Тункинский".

7. Еврейская АО

В водоемах области обитает 73 вида рыб, в том числе белый и черный амур, верхогляд, желтощёк, калуга, кета, ленок, амурский лещ, осётр, сазан, налим, таймень, толстолоб, хариус, щука и другие.

Семь видов, нуждающихся в особой охране, занесены в Красную книгу России. Для воспроизводства дальневосточного стада лососевых рыб в области действует два рыборазводных завода мощностью закладки 64,5 млн икринок в год.

8. Оренбургская область

Ведущие отрасли — топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая, нефтехимическая и пищевая отрасли.

На территории Оренбургской области находится крупнейшее в России Оренбургское газоконденсатное месторождение. Ведется добыча нефти (район Предуралья), железных (Халиловское месторождение), медных (Гайское месторождение) и никелевых руд, асбеста (Киембаевское месторождение).

9. Нижегородская область

На территории области располагаются Керженский заповедник и заказник "Ичалковский".

На территории области расположен Дзержинск — город-центр химической промышленности, где экологическая обстановка представляет собой одну из наиболее сложных в России.

Всего в Нижегородской области насчитывается 388 особо охраняемых природных территории и 102 охранные зоны площадью 72622 га, которые занимают 7,5% площади области.

10. Севастополь

В Севастопольском регионе располагается 49 км пляжей, работают более 80 гостиниц и более 200 гостевых домов, 4 санатория-профилактория, 9 пансионатов, 4 автокемпинга, 10 яхтклубов и более 10 дайвинг-центров, более 80 баз отдыха и объектов, приравненным к ним.

www.vestifinance.ru