Форт "Константин": описание, отдых, как добраться в гостиницу. Как доехать до форта константин на маршрутке
Форт "Великий Князь Константин" в Кронштадте
Один из самых крупных и доступных для ознакомления фортов острова Котлин – форт «Великий князь Константин». Он находится в средней части острова, на южном побережье, практически у въезда в тоннель, соединяющий Кронштадт с Ораниенбаумом.
Как добраться на форт «Константин»?
На автобусе №101 от м. «Старая деревня» до первой остановки на острове Котлин, вернуться к автостраде и по ее левой стороне пешком, чуть меньше 2 км, до въезда в туннель.
В 1808 году этот участок суши был островом. И здесь построили первую среди кронштадтских двухъярусную артиллерийскую батарею, чем обусловлено ее изначальное название - «Двойная южная». Переименовать батарею в форт «Константин», в честь своего сына великого князя Константина, повелел император Николай I, после посещения батареи в 1834 году.
В основании батареи были установлены деревянные ряжи, наполненные камнями, которые благополучно сохранились до начала строительства защитной дамбы в Финском заливе в 1986 году. Поверх ряжей были устроены два яруса деревянных укреплений для размещения сорока девяти орудий. Интересно был решен вопрос противодесантной обороны – вокруг батареи на расстоянии 200 м было вбито два ряда свай, препятствующих подходу кораблей противника к берегу.
В гранит форт «одели» в середине XIX века. Причин было две – затратность ежегодного ремонта деревянных строений после ледоходов, и опыт фортификации, приобретенный в Крымской войне. В 1860 году появилась эскарпная 300-метровая стена, выложенная из шести-тонных гранитных блоков.
В 1890 году форт был соединен с островом Котлин насыпной дамбой, благодаря чему сегодня он оказался таким доступным.
Вход на форт возможен только через турникет, но, впрочем, бесплатно. По правую руку от дороги располагается казарма рядового состава. Это и все остальные сохранившиеся строения исчисляют свою историю с середины XIX века.
Обогнув казарму, можно попасть в артиллерийские погреба батареи орудий Канэ, проектированием которой занимались в том числе участники обороны Севастополя (Э.И. Тотлебен, А.М. Берх и другие).
По дорожкам коридоров передвигали тележки со снарядами для последующей подачи наверх, в орудийные дворики батареи.
Валганг батареи отреставрирован, но, конечно же, имеет свою незавершенность из-за отсутствия орудий…
Укрепления неоднократно претерпевали изменения. Казематы с амбразурами для круговой обороны расчетов в случае прорыва неприятеля на батарею – одна из таких реконструкций.
Оказалось, что помещения батареи связаны коридором с выдвинутой вперед батареей «Шведе». Здесь располагались пять орудий, защищенных гранитным и броневым брустверами.
Назначение батареи – стрельба прямой наводкой по прорывающимся кораблям противника, так называемый «кинжальный огонь». Основным недостатком подобной защиты орудий был малый сектор обстрела, ограничиваемый амбразурами. Для перекрытия других зон на форте было построено еще две батареи с броневыми брустверами, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней.
Вот так выглядит броневой бруствер батареи Шведе с фронтальной стороны сегодня. Амбразуры смотрят как раз на судоходные ворота защитной дамбы.
На левом фланге форта располагалась вторая батарея «кинжального огня», от которой осталась только насыпь. Фронтальная броневая и потолочная защиты казематов практически полностью демонтированы «Вторчерметом».
На левой оконечности насыпи, ближе к заливу сохранились казематы и фрагменты двух шахт, в которые укрывались 13,5-дюймовые экспериментальные орудия системы Паукера.
Цель создания системы – повышение скорострельности и максимально возможная защита орудийных расчетов и самих орудий от вражеского огня. После произведенного выстрела платформа с орудием с помощью паровой машины опускалась в защитный колодец. Орудие заряжалось и поднималось на боевую позицию для производства очередного выстрела. При этом скорость перезарядки орудия сократилась с 5 мин до 15 сек.
Строительство батареи Паукера было закончено в 1879 году.
Левый фланг форта заканчивался батареей из четырех 10-дюймовых орудий.
Для защиты от шторма и возможного десанта внутренняя гавань форта была прикрыта искусственно насыпанным молом.
Павильон оптического дальномера, построенный в 1870 году по проекту В.Ф. Петрушевского, обеспечивал обзор всего водного пространства до южного берега Финского залива. Он дал возможность управлять огнем фортов «Павел I» и «Александр», к которым были проложены подводные кабели связи.
От батареи правого фланга, построенной в 1901 году, до сегодняшнего дня сохранились часть казематов и орудийных двориков…
В статье использованы материалы из книги Л.И. Амирханова и В.Ф. Ткаченко «Форты Кронштадта».
svoimarshrut.ru
Контакты
Где находится наш причал?
Схемы проезда для водителейСхема для пешеходов
Пешеходам
Пешком, от первой остановки в Кронштадте «Кронштадтское шоссе 38» (19 квартал), 30 минут.На местном такси от этой же остановки 5 минут (~160₽): +7 812 236-16-16 +7 812 311-90-90
Схема для пешеходов
Водителям
Просто дать любому навигатору координаты: 59.998752 29.704203. Но навигатор может проложить долгий маршрут…У нас тут есть две простых схемы на яндекс картах чтобы разобраться самим.Два направления: Вы едете с севера (в большинстве случаев) или с юга?
Север: Выборгское — Приморское шоссеРазвернутся над тоннелем, повернуть направо в сторону берега. На форт «Константин» (кассы и тд) не заезжать!
C юга: Краснофлотское шоссе, Петергоф, ЛомоносовПроехав тоннель повернуть направо и ехать по прямой до берега.
Морская экскурсия форт «Граф Милютин»
На форте экскурсанты обследуют казематированые казармы, продольные потерны связующие форт изнутри, пороховые погреба, сохранившееся устройство подъёмника снарядов, шахту скрывающегося прожектора «Шуккерт» и многое другое.
Морская экскурсия маяки кронштадта
Встретить вдвоём рассвет или проводить закат у Кронштадтского маяка.
Поход к одной из самых интереснейших и недоступных достопримечательностей Кронштадта — его маяки и створные знаки.
Экскурсия легендарный кронштадт
Городская экскурсия с осмотром интереснейших достопримечательностей Старого города.
Экскурсия будет одинаково интересна туристам посещающим Кронштадт впервые и путешественникам, которые уже бывали в нашем городе.
pofortam.ru
Большая экскурсия к фортам и маякам Кронштадта
- +посещение форта «Граф Милютин» +посещение маяка «Кронштадтский»
- 2000
Все самые интересные форты и маяки Кронштадта на нашей фирменной экскурсии
Хотите увидеть всё самое интересное за раз? Пожалуйста!
Для Вас мы объединили несколько зарекомендовавших себя временем маршрутов в один: Форты Кронштадта + маяки Кронштадта + выход на маяк «Кронштадтский» + выход на форт «Граф Милютин». Всё это отдельные программы и раньше мы предлагали их по отдельности. Теперь всё это вместе и по цене — с большой скидкой (тут должен быть важный подсчёт для экономного туриста, но об этом чуть позже).
Какие форты и маяки мы увидим?
Их будет много… Все знают знаменитый форт Бойяр (или Боярд) по одноимённой телеигре… Представили как он выглядит? Да-а… Грандиозное сооружение и прекрасный пример классического форта XIX века. Впечатляет! Так вот: у нас, в 40 минутах от Петербурга, подобных крепостей аж пять*. Причём, наш форт Александр почти в два раза больше французского аналога!
*Вообще, фортов и батарей в Кронштадте значительно больше и всего их — более 30. Но, большая часть этих укреплений похожи между собой и для того чтобы оценить Кронштадтскую крепость, не обязательно посещать их все.
А маяки? Их тоже много и все они соседствуют рядом с фортами. Южный корабельный фарватер Кронштадта даже называют русскими Дарданеллами (за стратегическое и сложное в плане навигации сходство).
Итак, что же мы увидим?
- Форт Александр І «Чумный» — мурашки бегут по коже когда видишь эту махину с расстояния 20-30 метров! Огромная чёрная крепость и десятки тёмных пушечных окон — амбразур. Второе название форт получил после размещения в его казематах особой противочумной лаборатории.
- Форт Пётр І — один из самый старых каменных фортов Кронштадта не многим уступал форту Александр в размерах. На форту Пётр ещё и первые русские мины собирали.
- Форт Павел І — а вот теперь поставьте два форта Александр рядом и установите вдвое больше орудий… Таким огромным был этот форт! Однако размеры его сравнимы только с масштабом взрыва его уничтожившего. Посмотрим на то, что осталось от самого крупного форта в мире.
- Батарея Князь Меншиков и батарея Николаевская — назвав две громадные каменные батареи своими именами, Князь Меншиков и Император Николай I хотели сказать, что праправнуки продолжают славное дело своих прапрадедов. У каждой батареи мы совершим остановку и расскажем о их назначении и дальнейшей судьбе.
- Защитные стены гаваней Кронштадта — более 5 километров гранитных стен были выстроены чтобы защитить флот от врага и стихии.
- Форт Граф Милютин — готовим фонарики и удобную обувь — впереди высадка на форт! Вот где есть разгуляться любителям крепостей: подземные стометровые тоннели и казематы за толстыми метровыми стенами — это форт Граф Милютин.
- Маяк Морского канала Санкт-Петербурга — высота современного 16-ти этажного здания примерно 48 метров… Именно такой высоты построили этот маяк в далёком 1914 году посреди вод Кронштадтского рейда. И он до сих пор в строю! Фотографируем маяк со всех сторон и идём дальше.
- Маяк Кронштадтский — смотрим: нет ли волны? — Нет! Значит, готовимся к высадке на самый старый створный маяк Кронштадта. Внутри металлической башни 60 ступеней, ведущих по винтовой лестнице на смотровую площадку. Сверху открывается шикарный вид на западные горизонты и проходящие мимо корабли.
- Большой Кронштадтский Рейд — вдоволь пофотографировав и послушав истории нашего экскурсовода, возвращаемся по рейдам Кронштадта к причалу, откуда началась наша экскурсия.
Маршрут экскурсии
Немного фотографий для визуалов
Понравились фотографии? Есть ещё больше!
Сколько же стоит такое удовольствие?
В этом маршруте ужилось вместе сразу 4 морских экскурсии:
После нехитрого расчёта получается сумма в 4500₽… Обсудив с капитаном и командой не малую, хоть и за достойную программу, стоимость, решили предложить Вам нашу экскурсию за 2000₽. Так-то лучше :)
В стоимость включено:
- входные билеты на форт
- экскурсионное сопровождение на протяжении всей программы
- тёплые пледы
- спасательные жилеты для детей и взрослых
- душевная атмосфера в нашей компании
В подарок — свежий приморский воздух, разнообразные пейзажи для фотоснимков, отличное настроение на протяжении экскурсии и богатые впечатления на потом.
Отдать швартовы!
На каком судне мы пойдём, капитан?
У нас два катера и, в зависимости от состава группы и погодных условий, отправляется либо быстроходный «Ультрамарин», либо тихоходный, но более комфортный «Малыш».
Конечно, быстроходный катер дарит большей эмоций и способен подойти значительно ближе и, за счёт экономии времени на быстрых переходах от одной точки к другой, потратить больше времени на достопримечательность. «Ультрамарин» прекрасен в хорошую погоду для группы не более 6 человек.
Теплоход «Малыш» для групп до 12 человек. Зарекомендовал себя как комфортное судно в непогоду, с просторным салоном и высокой, открытой видовой палубой.
Откуда и когда отправление, и как записаться на экскурсию?
Как добраться
Наш причал находится у форта Константин — это недалеко от Кронштадта. Удобнее всего добираться до Кронштадта на маршрутке №405 от ст.м. Чёрная речка, а из Кронштадта до нашего причала — на местном такси (+7 812 311-90-90, +7 812 311-16-16, +7 812 311-07-77 стоимость в районе 170₽).
Ещё можно дойти пешком от остановки «Кронштадтское шоссе, дом 38». Пожалуйста, смотрите карту для пешеходов:Ещё проще тем, кто сам за рулём: дать навигатору цель «Форт Константин», а на месте позвонить по телефону +7 953 357-81-31 и сообщить о прибытии. Мы либо встретим у ворот форта, либо объясним куда ехать дальше.
Запись на экскурсию и время отправления
У нас достаточно свободное расписание и Вы можете выбрать любые удобные часы для Вас или присоединиться к уже имеющейся группе в нашем экскурсионном расписании. Просто позвоните нам +7 953 357-81-31, и вместе мы обсудим время и дату отправления.
-
Экскурсия «Легендарный Кронштадт»
Во время экскурсии Вы узнаете много интересных фактов о морской крепости Кронштадт, удивительных изобретениях и открытиях известных учёных и мореплавателей, выбравших точкой отправ... -
Экскурсия Форт Южный №3 «Граф Милютин»
Морская экскурсия с посещением форта «Граф Милютин». На форту экскурсанты обследуют казематированые казармы, продольные потерны связующие форт изнутри, пороховые погреба, сохра... -
Экскурсия Форты Кронштадта
Все самые интересные южные форты с борта катера. Приморский воздух, вид на кронштадтские маяки и уникальные оборонительные сооружения XIX века — форты. Такое путешествие впеча... -
Парад кораблей в Кронштадте 2018
Экскурсия к двум самым крупным атомный крейсерам в мире: АПЛ Дмитрий Донской и ТАРКР Пётр Великий.... -
Экскурсия форт «Зверев»
Постапокалиптические пейзажи мощного химического пожара бушевавшего в 70 годах. Под высокой температурой плавились толстые кирпичные стены и перекрытия когда-то красивейшей крепост... -
Морская прогулка на быстроходном катере: Форты Кронштадта
За время прогулки Вы увидите все морские форты Кронштадта XIX века, а так же их спутники - маяки. Всего в маршруте более 12 створных маяков и 6 морских фортов: Александр I (он ж... -
Морская экскурсия Маяки Кронштадта
Встретить вдвоём рассвет или проводить закат у Кронштадтского маяка. Поход к одной из самых интереснейших и недоступных достопримечательностей Кронштадта - его маяки и створные ... -
Экскурсия «Форт Александр I» (Чумный)
Экскурсия с посещением легендарного форта кронштадтской крепости. Форт Александр I первый з-х ярусный казематированный форт в России. Внешний облик каменного форта дошел до наши... -
Экскурсия Форт Риф
Пешеходная экскурсия с посещением форта Форт Риф, один из самых интересных фортов Кронштадтской крепости. Находится в живописном месте, на западной оконечности острова Котлин, о... -
Экскурсия форт Тотлебен
Большая морская экскурсия с посещением форта. Перед Кронштадтом на искусственном основании расположен один из самых больших морских фортов в Финском заливе – форт Тотлебен. С... -
Экскурсия Форт Обручев
Морская экскурсия с посещением форта. Морская прогулка на самый крупный форт в окрестностях Санкт-Петербурга - протяжённость боевого фронта 950 метров. Артиллерия форта, вместе ...
Похожие записи
pofortam.ru
описание, отдых, как добраться в гостиницу
Санкт-Петербург окружают замечательные объекты, одни - яркие и парадные, обрамленные золотым одеянием, украшенные дриадами, нимфами, дополненные уникальной аллегорией и символикой. Вторые - величественные, мощные и завораживающие великолепием, являющиеся когда-то гордостью и силой Российской империи, а ныне превратившиеся в исторические архитектурные сооружения. Во все времена эти удивительные объекты были посещаемы и любимы.
Особенно туристы почитают форты Кронштадта: фантастические фортификационные ограждения, созданные с целью защищать российские берега. Подобного наследия не увидишь больше нигде. Дважды уникален форт «Константин» - это крупнейшая артиллерийская крепость. До недавнего времени проникнуть на объект было весьма проблематично.
Позже сооружение перешло в руки сына директора коммерческой компании «Третий парк», которая занимается автобусными перевозками. Благодаря этому территория модернизировалась, на ней сооружен плавучий отель-форт «Константин». Рядом с гостиницей построена вертолетная площадка. Теперь это еще одна из главных достопримечательностей города Кронштадта. Все желающие могут посетить крепость за дополнительную плату.
Общие сведения об отеле
Впервые функционировать он начал в 2007 г. И сразу стал пользоваться огромным спросом у отдыхающих. Его считают самым оригинальным уголком в Санкт-Петербурге. Даже несмотря на удаленность от центральной части города, гостиница предлагает комфортные условия для проживания, увлекательный и многогранный досуг.
Отель официально получил статус трехзвездочного туристического комплекса. Администрация организовывает трансфер из аэропорта и с железнодорожного вокзала, конечно, за определенное денежное вознаграждение. Вас встретят на комфортабельном автомобиле и доставят в пункт назначения. В летний сезон для туристов, разместившихся в отеле, форт «Константин» предлагает бесплатный автобус, доставляющий в Питер.
В самой гостинице работает экскурсионное бюро с собственным гидом. Для приезжих организуются познавательные и интересные маршруты по пригороду и морской защитной линии. Опытный гид расскажет увлекательную историю о фортификационных укреплениях крепости, а также обо всех близлежащих фортах и Финском заливе. Гости, уже побывавшие на этом объекте, с теплом отзываются о нем и рекомендуют тем, кто жаждет приключений, морских прогулок и незабываемых экскурсий.
Номерной фонд
Плавучая гостиница полностью оборудована для проживания. На ней сосредоточено всего 10 двух– и трехместных номеров с оригинальным дизайном под дерево. Из своих кают клиенты смогут наблюдать за изумрудным заливом и яхтенным причалом. Пригодна гостиница-форт «Константин» для проживания в холодное время. Зимой включается отопление.
Каждый номер оснащен ванной комнатой с гигиеническими средствами. Имеется удобная кровать с постельным бельем, небольшой холодильник и телевизор с кабельными каналами. Подведен высокоскоростной Интернет, что входит в стоимость размещения. Регулярно в каютах проводится уборка.
Система питания
Отель-форт «Константин» для своих дорогих гостей готовит вкусные завтраки. Блюда подаются в уютном кафетерии. Обед и ужин придется оплатить, но вы не разочаруетесь в качестве и изысканности продуктов. В теплое время можно принимать пищу на открытой террасе и при этом любоваться проплывающими мимо кораблями и старинным фортом "Александр". Свежий морской воздух способствует аппетиту и благоприятно действует на эмоциональное здоровье. К услугам - роскошный ресторан с богатым и разнообразным меню и банкетным залом для проведения торжественных мероприятий.
Сервис
Клиенты, приезжающие на отдых в форт «Константин» в Кронштадте, смогут не переживать за сохранность и безопасность собственного автомобиля. Для гостей предоставляется парковочное место абсолютно бесплатно. То же самое относится к водному транспорту. На всей территории проведен Wi-Fi. Для курящей аудитории выделены специальные места.
Если у вас с собой есть ценные вещи, то их рекомендуется оставлять в сейфе, который расположен в отделе регистрации. Здесь же открыт пункт спортивного инвентаря. Есть все необходимые рыболовные снасти. Летом открыт ухоженный и чистый пляж – вовсе не обязательно ездить в заморские страны, чтобы поплавать и позагорать.
Особое отношение форт «Константин» уделяет корпоративному отдыху. Специализируется отель на проведении и организации крупных праздничных мероприятий. Профессиональные сотрудники регулярно проводят зажигательные вечеринки для клиентов. Вам не нужно самостоятельно ничего выдумывать, беспокоиться о шоу-программе и подаваемых блюдах. Здесь имеется качественное оборудование и просторные помещения. Очень часто проводятся крупномасштабные концертные мероприятия и фестивали. Смету рассчитают по вашему бюджету и приоритетам.
Активный досуг
Если вы считаете, что в гостинице ограничен досуг, то глубоко ошибаетесь. Это полноценный, благоустроенный, с отличной инфраструктурой отель, предлагающий активную систему развлечений даже для искушенных туристов. Экстремалы высоко оценят виндсерфинг, катание на «таблетке», парашют. Для более пассивного времяпрепровождения – катамараны, прогулки на яхте, рыбалка, пеший туризм. И это далеко не весь спектр услуг, что предложит вам форт «Константин».
Как добраться до пункта назначения?
Доехать до отеля можно двумя способами – на лайнере и автомобиле. Двигаетесь в сторону г. Кронштадта, выезжая из тоннеля, сворачиваете направо.
На данный момент на территории форта ведутся работы по благоустройству, поэтому перед поездкой следует заранее предупредить персонал о своем визите, чтобы вам открыли шлагбаум. На этом завершим описание завораживающего отеля. Это место наполнено особой атмосферой, которая исключает шум мегаполиса и безудержную суету.
Плавающий туристический комплекс подарит долгожданное умиротворение, неторопливость и спокойствие. Каждое утро вы будете просыпаться под звуки моря и колыхание волн. Неземное блаженство и нереальное удовольствие дарит своим посетителям форт «Константин».
fb.ru
Как добраться к экскурсионному причалу в Кронштадте
На этой странице представлены инструкции с информацией как добраться до причала с отправлением экскурсионных теплоходов в Кронштадте в летний сезон.
Пожалуйста, перед выездом, ознакомьтесь с картами и видео на этой странице.
Как доехать на автомобилеЯндекс-карта с маршрутомМинутный видео-ролик. Проезд к причалуПеший маршрутФотографии причала
Если Вы хотите посетить форт самостоятельно, перейдите на страницу путеводитель по фортам Кронштадта. Там Вы найдёте информацию о кронштадтских фортах и о том как к ним добраться.
Как доехать на автомобиле
Добраться до нашего причала очень просто!
Но есть один важный нюанс: причал находится рядом с фортом Константин, но не на его территории.Часто туристы опаздывают на экскурсию из-за того, что по ошибке заезжают на территорию форта Константин.
Пожалуйста, внимательно изучите карту. Здесь представлены карты в виде снимка со спутника, чтобы детально представить по какой дороге проехать к нашему причалу.
Карта Yandex с схемой проезда к причалу
Движение по КАД с севера (Выборгское шоссе, Сестрорецк, Приморский р-н Санкт-Перетрубрга).Движение по КАД с юга (Краснофлотское шоссе, Ломоносов, Сосновый Бор).
Видео-гид: где съехать с КАД и как подъехать к причалу (длительность видео всего 1 минута).
Обратите внимание — на видео машина двигается по КАД от Кронштадта. То есть с севера.Если Вы планируете свой маршрут от южного берега (Краснофлотское шоссе, Ломоносов, Бронка),то Вам необходимо проехать через тоннель и как только его стена справа закончится, повернуть направо и ехать к берегу.
Как добраться пешком
Важно: на автомобиле по данному маршруту не проехать, только пешком.
- Пешком от остановки «Кронштадтское шоссе, 38» ~20 минут.
- Вы можете вызвать кронштадтское такси до места назначения «База Литке» (стоимость ~150р.)Номер телефона местного такси: 311-90-90
- Скачать схему
Фотографии причала
Обратите внимание на металлический забор справа. За ним находится территория форта Константин.
Морская экскурсия форт «Граф Милютин»
На форте экскурсанты обследуют казематированые казармы, продольные потерны связующие форт изнутри, пороховые погреба, сохранившееся устройство подъёмника снарядов, шахту скрывающегося прожектора «Шуккерт» и многое другое.
Морская экскурсия маяки кронштадта
Встретить вдвоём рассвет или проводить закат у Кронштадтского маяка.
Поход к одной из самых интереснейших и недоступных достопримечательностей Кронштадта — его маяки и створные знаки.
Экскурсия легендарный кронштадт
Городская экскурсия с осмотром интереснейших достопримечательностей Старого города.
Экскурсия будет одинаково интересна туристам посещающим Кронштадт впервые и путешественникам, которые уже бывали в нашем городе.
pofortam.ru
экскурсия с посещением легендарной крепости
Экскурсия с посещением легендарного форта кронштадтской крепости — форта Император Александр I, он же «Чумный».
С экскурсоводом Вы исследуете форт Александр I начиная от пристани, где расположился старинный механический кран, горжевой части и внутреннего двора, заканчивая четвёртым открытым орудийным ярусом — крышей, откуда открывается панорама на Большой Кронштадтский рейд с маяками и судами идущими вдоль других фортов Кронштадта.
Вы увидите анфилады из множества казематов — всего на форту около 55 различных помещений, а их общая площадь более 5000 квадратных метров! Поднимитесь по ажурной чугунной лестнице, аналогов которой в Кронштадтской крепости нет, оцените её удобство и красоту. Узнаете о реализации новаторских идей в военном зодчестве. Подвигах медиков в борьбе с чумой. О смене эпох военного вооружения и пригодности форта Александр I в наши дни.
Описание экскурсии с посещением форта Александр I
Общая продолжительность экскурсии — 1 час. Программа начинается со сбора экскурсантов у причала, расположенного около форта «Великий Князь Константин» и посадки на экскурсионный теплоход.
Внимание! Обязательно посмотрите раздел нашего сайта — как к нам добраться — часто экскурсанты теряют время не ориентируясь на местности.
Переход на форт Александр I занимает 5-7 минут. После чего экскурсовод встречает группу на парадном причале форта у механического крана начала XX века. Кран, как и причал с узкоколейной железной дорогой, был устроен у стен форта для нужд противочумной лаборатории и предназначался для разгрузки и швартовки единственного курсирующего между берегом и противочумной лабораторией судна под названием «Микроб».
Подход теплохода к форту Александр 1 Экскурсия с посещением форта Александр I «Чумный». Если подойти достаточно близко к форту — будут видны те самые камни которыми заполняли ряжи: искусственное основание под стенами форта.Исторический причал был меньших размеров и расположен в другом месте, а на время боевых действий и вовсе был разобран для предотвращения высадки десанта.Длинна современного причала около 50 метров и начинается он у мощного портала на египетский манер — главный и единственный вход в форт. Когда-то ворота форта были красиво декорированы мордами львов, а в зубах они держали массивные кольца. Эстетике, при строительстве форта, отдавалась не последнее место.
Так, над порталом обращает на себя внимание балкон, выходящий из квартиры коменданта, его чугунные балясины напоминают стебли растений и в общем виде грозного форта выглядят красиво и легко. Запомните их внешний вид — богатые чугунные лестницы внутри форта, так же были оформлены подобными балясинами, но увы не сохранились.По сторонам от портала Вы увидите средства ведения боя с десантом — бойницы для ружейного огня и небольших размеров амбразуры для лёгких и маневренных пушек.
После знакомства с горжей (тыльная часть укрепления-форта) группа проходит через ворота. Внутренний двор форта поражает своим пространством — его общая площадь 900 квадратных метров, о чём не скажешь осматривая форт снаружи. Приглядевшись замечаешь, что все постройки симметричны и находят своё отражение по сторонам.Во дворе расположены: две пристройки с 12 пороховыми погребами, две пристройки с чугунными ажурными лестницами, лифт устроенный во время противочумной лаборатории.
В противоположной части форта находятся казармы для размещения личного состава и служебные помещения — мастерские, кухня, пекарня и прочее.Ещё один интересный объект расположенный внутри двора — единственное на всём форте дерево. Высокий каштан цветёт и плодоносит каждый год уже около ста лет. А ведь именно питательной смесью из плодов каштана кормили множество подопытных животных при чумной лаборатории.
Под собой двор имеет основание из песка и земли — фундамент из свайного поля в пять тысяч свай забит под тяжелыми стенами форта. Отдельно стоит заметить, что самой трудоёмкой работой при возведении форта была установка фундамента. Только его постановка заняла четыре года из общих девяти лет строительства. Прочность фундамента была рассчитана с большим запасом.
Вид на оборонительные ярусы через ворота. Общая площадь всех помещений форта 5000 квадратных метров. На этой площади размещалось 12 пороховых погребов, 7 винтовых лестниц, 2 ядрокалильные печи, столовая и кухня, кузница, мастерские и жилые помещения для гарнизона численностью 1150 человек. Первый ярус предназначался для подсобных помещений: кухни, столовой, мастерских. Второй этаж для офицеров и коменданта форта. На третьем этаже располагались нижние чины. Внутри двора, в горже, располагалась жилая часть форта. Внутренний двор форта довольно вместительный — 900 квадратных метров. Площадь всех помещений форта — 5000 квадратных метров. Во времена когда на форту находилась противочумная лаборатория, внутренний двор использовали для выгула животных в числе которых были северный олени, верблюды, зебры и 20 лошадей. Единственное дерево растущее во дворе форта Александр I, каштан.Следующий пункт в маршруте по форту — подъём на второй орудийный ярус. Всего на форту четыре яруса — три закрытых и один открытый. Ярусы, или как их можно ещё назвать — палубы, строились по принципу пушечных кораблей того времени — орудия устанавливались близко друг к другу, что повышало плотность огня и мощь обороны.Таким образом ярусы разделены на множество казематов и в каждом каземате по 1 — 2 орудия. Всего на палубах форта Александр могло быть установлено до 137 орудий. В истории лишь один корабль мог похвастаться большим количеством пушек — испанский трёхпалубный линейный корабль 1-го класса «Святейшая Троица» — 140 пушек. Однако сравнивать корабль даже 1 ранга с подобным фортом нельзя — слишком большой перевес в сторону форта.
Обслуживать одно орудие приходилось от 5 до 12 человек во главе фейерверкером (должность в артиллерийских частях). Такая команда называлась — орудийный расчёт. Для скорости команд, каждому человеку присваивается номер. Отсюда происхождение термина — орудийный расчёт. Кстати гарнизон форта во время мобилизации насчитывал до 800 человек. В мирное время такому количеству человек находится на форту было не зачем и личный состав форта обходился максимум в 150 человек.
Один из сложнейших архитектурных элементов форта была амбразура. Состояла она из множества отдельных камней имеющих специфические названия: пятикату, стулья, щёки, замки, пяты и др. Камни грубо отёсывались на берегу, а по месту подгонялись окончательно. Гранит для форта добывался в каменоломне у берегов залива Питерлакс в Финляндии. Там же был извлечен один из самых больших в мире монолитов, из которого была создана Александрийская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.
После прогулки по анфиладе из казематов, группа выходит на ажурную чугунную лестницу. Лестница очень красива, её колонны напоминают стебли растений, капители выполнены в виде бутонов. Площадки и ступени отлиты сеткой, облегчающей конструкцию и пропуская свет. Если спуститься на первый этаж и посмотреть вверх — можно увидеть древнеегипетский символ — око Ра. Этот символ считался могущественным амулетом и олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.
Египетская тематика довольно часто встречается на форте Александр начиная с портала-главного входа, ажурной лестницы и заканчивая более мелкими декоративными элементами в виде цветков лотоса.
По лестнице легко подниматься, высота ступени рассчитана для передвижение маршем, то есть бегом. Материал лестницы долговечен и красив, однако хрупок. Поэтому на время предполагаемых боевых действий, хрупкие элементы лестницы, такие как балясины, закрывали досками.
Пройдя по ажурной маршевой лестнице, группа выходит на крышу — открытый оборонительный ярус. Отсюда открывается просторная панорама с видом на множество маяков, а их в Кронштадте больше чем где либо. Видны все Южные форты: Кроншлот, развалины форта Павел I, группа номерных Южных фортов во главе с фортом Граф Милютин, форт Пётр I и батарея Князь Меньшиков.
С крыши форта Александр I можно оценить масштаб строительства Кронштадтской крепости и её былую мощь. Можно представить как идут по древнему пути «Из Варяг в Греки» парусные торговые суда. Или как военные корабли салютуют новому форту, надёжному защитнику на подступах к Санкт-Петербургу.
Подробную историю форта, с морскими сражениями, на подступах к Кронштадту, очерком о бактериологическом институте КОМОЧУМ читайте на странице история форта Александр I.
Заказать индивидуальную экскурсию или присоединиться к группе Вы можете по телефону +7 953 357-81-31
pofortam.ru
Заплыв мечты: форты Кронштадта. - Пристрастный Наблюдатель
Дело было этим летом. Мне очень хотелось услышать Sigur Ros да и вообще куда-нибудь слиться. Воплощение этой мечты явило себя в поездке на Stereoleto в Питер(детка) - единственное из турдэйтсов группы, на что хватало времени с моей убогой жизнью и денег с нынешним курсом валют. Но пост будет не о концерте, а о фортах, которые в Кронштадте. С момента моего заплыва на пароме в 2013 году (тоже на Sigur Ros, кстати), когда из небытия стекленеющей декабрьской воды на несколько минут показался черный, дикий и одинокий клочек земли, меня не покидали мысли о том, что быть мне гадом, если я не побываю на фортах. Тем более, что перетекание по туристическому центру Питера в потоках китайцев перестаёт приносить радость после 2й-3й поездки.
Вид с Петровской гаваниЧтогдекогда?
Все просто и логично. К 1703 году Российская Империя отвоевала у шведов устье Невы, где был заложен Санкт-Петербург. Но враг не терял надежды вернуть утраченное, поэтому уже в 1704 году Пётр I сообразил, что надо защищаться, и распорядился о создании оборонительной крепости на острове Котлин и первых фортов. С тех пор их строительство и усовершенствование не прекращалось до начала двадцатого века. Всего, помимо крепости, было построено двадцать укреплений, в разное время принимавших участие в обороне СПб. После Великой Отечественной войны стратегическая значимость этих объектов постепенно стала сходить на нет. Форты стали стремительно накрываться опой: орудия растаскивались на металлолом, помещения использовались как склады, сдавались в аренду. Больше всего меня поразило, что на форте «Император Александр I» в 2000х устраивали неистовый дискач - рейвы. Представляю, как на крышах, лестницах без перилл, среди кучек битого кирпича и т.п. во тьме ночной под воздействием разнообразных химических соединений и конечно электроритмов отплясывали люди. Хотелось бы на это посмотреть. Сейчас вроде как все форты не охраняются, приезжай и делай, что душе угодно. При этом форты являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО, и их историческая ценность несомненна. С 1867 года форты принято делить на группы Северного и Южного фарватеров острова Котлин.
Форты. Задолбаешься подписывать %).
Путь-дороженька.
Как туда попасть, и куда - туда? Вопрос, на первый взгляд, туповатый. Но меня он поначалу поставил в тупик. Ну, до Кронштадта понятно - автобус 101 от Старой деревни, маршрутка 405 от Черной речки, но дальше ... Не на черепахах же плыть. Результаты поисков по Вконтактику меня ничуть не удовлетворили. Основная масса групп предлагает заплыв на самые окультуренные и баянистые форты (типа вышеупомянутого "Александр I"), и это, разумеется, прекрасный вариант для человека, который принципиально не расстаётся с двадцатисантиметровыми шпильками или решил устроить культурный досуг своей заскучавшей бабушке. Там можно вообще не сходить на берег, послушать экскурсию и уложиться в 400рэ (особенно если ты льготник). Но если ты «смелый, ловкий, умелый», то возможности выбора безграничны. Правда на береговые форты – Риф, Шанц, 1-й Северный и Константин – удобнее добираться на своей машине, так как расположены они далеко друг от друга и остановок общественного транспорта.С морскими фортами всё сложнее. Зимой энтузиасты добираются туда пешком прямо по льду, но в начале июля нужно преодолевать водную гладь. Самым простым способом найти перевозчика оказалось запилить соответствующую объяву в "Подслушано Кронштадт". "Терпение, спокойствие, сейчас они появятся". Теплоходы, яхты, бриги, катера - готовь бабло и выбирай из кучи предложений в комментариях. Можно было присоединиться к набранной группе, это дешевле (~2000), но маршрут уже готовый. Поэтому мы (да-да, со мной были люди! подруга Женя и сестра Дунд) арендовали самый наибюджетнейший катер и скомандовали, на что держать курс. Четыре часа плавания с посещением фортов обошлись на троих в 7500. Облазить успели три объекта.
Будь готов.
Немного мудростей из жизненного опыта. Что сделать, чтобы всё было эффективно, легко и непринужденно:- выделить на прогулку целый день. Чтобы добраться до фортов, нужно время. Кроме того, оказавшись в Кронштадте, будет тупостью пройти мимо Морского Никольского собора и Петровской гавани.
Вот он, красавчик. Морского Никольского собор.
- не планировать больше трех фортов за раз. Даже если хватит времени, силы покинут.- обязательно проверить прогноз погоды на интересующую дату. По-хорошему, это должен сделать перевозчик, но надо бдить. Прогулка под проливным дождём удовольствия не принесёт, а во время штормового предупреждения есть риск в лучшем случае остаться на берегу, а в худшем – заночевать на форте.- надеть удобную одежду и обувь. Воздержаться от шортов (или возлюбить крапиву и колючки).- запастись мощным фонариком. Хотя освещать дорогу в чОрных-чОрных коридорах вспышкой от фотика тоже весьма эпично. Как в фильмах ужасов.- прихватить солнцезащитные очки и платок. В солнечный день есть риск обгореть на открытых просторах Финского залива, пока плывёте.- взять средство от комаров. Очень много средства от комаров. Ну вы поняли.- заранее проверить, что у вашего перевозчика достаточное количество спасательных жилетов. Так, на всякий случай.
То, ради чего...
... имело названия <b>«2й Северный», «Обручев» и «4й Северный Зверев»</b>. Именно на эти форты пал наш выбор.
Вид с катера на форт «Обручев».
Мы выехали из Спб рано утром на 405 маршрутке (время в пути без пробок - час). Погода была прекрасная. Цели нашей поездки мелькали за окнами зелеными клочками среди воды, пока мы проезжали по дамбе. Комплекс защитных сооружений, как правильнее её называть, строился с 1979 по 2011 год и способен защитить город от наводнений высотой до 4,55 м. Общая протяженность дамбы составляет 25,4 км, по ней проходит кольцевая автодорога (КАД), соединившая Котлин с большой землей. Устройство дамбы привлекает туристов, и на неё даже устраивают отдельные экскурсии. Но мы поехали дальше.Пару часов мы гуляли по городу. Зашли в собор, прошлись по Петровскому парку до гавани, попялились на корабли и подлодки. Было очень жарко, толпы туристов курсировали с «ракет» и обратно, а рядом, прямо с гранитной набережной сигали в воду дети. Было завидно. Виднеющийся деревянный маяк был закрыт для посещений (о чем мне сообщил дежуривший у забора военный), Петровский док тоже перегорожен (искать дырки в заборе мои спутники желания не проявили), и мы отправились в «спальную» часть города, навстречу нашему катерку и его владельцам.
Петровский док.
Старые пятиэтажки, несетевые продуктовые, бабули с внуками за руку - стандартный провинциальный городок. Там, среди кучкующихся по берегу гаражей мы нашли наших перевозчиков. Водного транспорта с автомобилями в гаражах на берегу было поровну. Без предисловий мы погрузились в катер и поплыли. Сначала медленно, лавируя между мелями вдоль маленькой косы, полной наслаждающихся пляжным отдыхом людей, мимо густо-зелёных островков камышей, с торчащими оттуда рыбаками.
Коса и чайки.
А потом нас попросили надеть жилеты и - кик даун. Шевелюра в стороны, ты впечатан в кресло, язык по ветру. Нам очень повезло с погодой, гладь воды была идеальной и позволяла развить адовую скорость. Первые пару минут ничего не понятно, но весело. Потом начинаешь привыкать, крепче цепляться за фотик и параллельно понимать прибрежные камни, отшлифованные ветром. А мы, наивные чукотские девочки, рассчитывали непринужденно развалиться в креслах и похавать в пути. Хаха. Позади над камышами властно высился Никольский собор, впереди - пролёт под дамбой, куда метил катер, по бокам - островки, островки фортов. Гораздо ближе, чем мне думалось раньше.
И вот, точка номер раз, форт «2-й Северный».
Форт «2-й Северный» был построен на насыпном острове в середине девятнадцатого века под руководством военных инженеров Эдуарда Тотлебена и Константина Зверева и с тех пор существует в неизменном состоянии.
Мы подплыли к небольшому островку с несколькими постройками, окруженному невероятно живописным защитным молом. Водное заграждение из округлых камешков, поросших зеленью - на суше так улицы украшают. Несмотря на очевидно милитаристское предназначение, старомодное здание форта из красного кирпича тоже не выглядело угрожающим. Едва мы ступили на берег, как погрузились в облако ароматов благоухающих душистых трав. Иван-чай, крапива, полынь, какие-то розоватые и желтые метёлки. Кайф! Идиллическую картину дополняли кронштадтцы, спешащие насладиться редкими лучами северного солнца. На берегу шумное семейство жарило шашлык, а в камышах и кувшинках у покосившегося мола пытали счастье рыбаки.
По крутому склону мы полезли на крышу. Заросшие дикими цветами ДОТы соединялись почти незаметными среди гигантских колючек и крапивы тропинками, в которых таились в засадах отряды комаров и мошек. Из нас троих умной оказалась только Женя. Она была в джинсах. В противостоянии сестры и травы победила трава, ну а мне оставалось только стиснуть зубы и шагать. Оно того стоило. С крыши форта открываются великолепные виды на дамбу, Финский залив и на саму территорию форта. Пошарились мы и внутри.
Кое-где были разрушены стены, убранства никакого не сохранилось, но и грязи от туристов на удивление не много, а маленькие окошки и сводчатые потолки казарм создавали ощущение чуть ли не уюта. Общее впечатление - приятность. Такое чувство, что побывал в клипе Gorillaz - El Manana. В первой его части xD.
Точкой номер два на нашем пути стал форт «Обручев», который изначально интересовал меня больше всего.
Форт «Обручев», наряду с его соседом, фортом «Тотлебен» – одно из самых поздних кронштадтских укреплений. Его строительство велось с 1896 по 1913 годы. Название своё он получил в честь генерала Николая Обручева, начальника Главного штаба Русской императорской армии, работавшего над модернизацией кронштадтской крепости. Форт принимал участие в Советско-финской и Великой Отечественной войнах, но уже в 1958 году был заброшен и разграблен.
Нас «Обручев» привлек, прежде всего, своим внушительным размером – протяженность составляет 950 метров – и удалённостью от берега. Ведь чем дальше объект от большой земли, тем безлюднее он, по идее, должен быть. Однако уже на подступах к форту стало ясно, что проникнуться духом сурового отшельничества здесь не получится. Навстречу неслись водные лыжники и дети на «ватрушках», у причала пришлось потолкаться среди яхт и катеров, на берегу высился пестрый походный шатёр аквабайкеров. У меня даже в мыслях не было, что на этих фортах может быть такая активная тусовка. Столпотворение отдыхающих невероятно контрастировало с длинным приземистым серым зданием форта. Четкая без излишеств планировка, частые огневые точки и черные провалы зарешеченных окон выглядели угрожающе и напоминали о былом предназначении этого места. Нижний ярус форта состоит из однотипных казематов, в которых когда-то жили солдаты. Туда-то мы и ломанулись в первую очередь.
Зал. Самый большой и парадный из найденных.
Форт оказался просто огромен! За полтора часа мы полу-бегом не обошли и половины. Планировка простая - одна стена тупиковая, без окон и дверей, вдоль неё тянутся одинаковые помещения, раздолбаные сгнившие лестницы на второй этаж. Но одинаковым всё выглядит лишь на первый взгляд.
Где-то окна и дверные проёмы были замурованы кирпичами, где-то темные галереи комнат заканчивались тупиками, где-то - выводили к огромным круглым замшелым орудийным нишам, где-то - к каким-то полкам под снаряды, видимо.
Тут мы и пожалели об отсутствии фонарика, так как нельзя было сказать заранее, куда приведет тебя сводчатый увешанный сталактитами коридор: к памятнику истории или объекту более современного искусства.
Мы подсвечивали путь вспышками от фотика, с каждым шагом из темноты выхватывались какие-то новые очертания, иногда провалы посреди пути, и это было жутковато, но ооочень захватывающе. В таком месте грех было не утечь за угол от паникующей сестры и послушать её грозно-отчаянные вопли "Бляяя! Ну вы где!".
Пробежавшись по первому этажу, мы по цивильной каменной лестнице поднялись на верхний ярус, где расположена цепочка наблюдательных и огневых постов.
Эта лестница - просто «грех мой, душа моя», любимая фотка. Напоминает кадры из «Blood+» или «King of Thorn».
Снаружи всё выглядело четко и просто - вереница одинаковых прямоугольных комнатух, какие-то с бойницами, какие-то с низенькими дверными проёмами.
Но внутри понимание рассеивалось прямо пропорционально сгущающейся тьме. Узенькие коридорчики уходили то вбок, то вверх, то вниз, выводили то на огневую точку, то к помещениям, напоминающим склады боеприпасов. По полу были протянуты какие-то желоба (может, подвозить снаряды?), попадались маленькие коварные ступеньки, и всё это в кромешной тьме - не видно было собственных рук.
Интересность невероятная! Сама крыша, зеленая ото мхов и травы, была покрыта углублениями, в которых когда-то располагались крупнокалиберные орудия, очень глубокими малопонятными круглыми дырами (может, вентиляционные отверстия?) и жарящими шашлыки людьми.В целом, для не сведущего в военном деле человека путешествие на «Обручев» превращается в квест под названием «Как думаешь, для чего нужна эта штука?», но ответить на этот вопрос, к сожалению, некому. Экскурсоводы по «Обручеву» пока не ходят, а любители отдыха на природе уменьшают шансы форта дожить до лучших времён. Из трёх, посещённых нами, «Обручев» однозначно побил рекорд по количеству оставленного мусора и надписей на стенах. Люди хозяйничают на форте, растаскивают остатки убранства, недавно, как поведал нам нам наш перевозчик, спилили зачем-то все деревья. Однако глядя на круги спиленных деревьев и заросли дикого шиповника, всё ещё можно представить себе ухоженную набережную, строгое здание форта, покоящиеся на позициях орудия - порядок, который был здесь всего шестьдесят лет назад.
Замыкала наше восхитительное путешествие точка номер три - форт «4-й Северный Зверев».
Форт «4-й Северный Зверев», как и «2-й Северный», был построен на насыпном острове в середине девятнадцатого века по проекту Константина Зверева, в честь которого и получил своё название. Сверху его здание напоминает гриб – такая необычная планировка увеличивала площадь обстрела.
«Весь покрытый зеленью, абсолютно весь», «Зверев» традиционно узнаётся издалека по обильным зарослям дерев и крану для разгрузки судов завода Берда. Говорят, раньше на каждом форте был такой, но окончили они свои дни в пунктах приёма металлолома, выжил,кажется, лишь один. Времени на последний форт у нас оставалось немного, но, как оказалось, там мало что сохранилось для просмотра. Сквозь разрушенную стену нашим глазам открылись своды казарм из оплавленного до состояния стекла кирпича с большущими провалами в полу. Всё это имело вид одновременно чарующий и инфернальный.
Такой живописный урон внутреннему убранству был нанесён в 1970х годах, когда (как говорят источники в инетах) он часто горел по нескольку дней. По разным данным он использовался как выгребная яма для корабельных горюче-смазочных материалов или для испытания оружия, в состав которого входила термитная смесь с более высокой температурой горения. Такое атмосферное место не могло не обрасти легендами. Любители мистики находят там скрученные деревья (но мы об этом не знали, и почему-то не встретили ни одного) и считают форт «местом силы», поэтому там часто кучкуется особый контингент. Например, когда приплыли мы, на «Звереве» играл психодел и развевался транспарант с каким-то божеством. Туристы обожают там фоткаться, проводят даже свадебные фотосеты, но меня сгоревшие казармы почему-то повергли в печальку. Потом мы зарулили к крану. Вблизи он оказался невероятно массивным, шестерёнки - в человечий рост.
Взобраться на него было не так-то просто без помощи или сильных рук. Женя вообще не рискнула, Дунд оцарапалась, но была поймана. Дальнейшие бродилки под сайкоделик транс привели нас на какую-то башенку - экзистенциально одинокую огневую точку, укрытую рябиновыми ветвями. Зелень путала похлеще темных коридоров. В итоге мы спустились через дебри на другую сторону острова и ещё минут двадцать шагали вдоль покрытого шаткими валунами берега, балансируя, как шаолиньские монахи.
На большую землю плыли притихшие и довольные. Привычный баланс воды и земли был нарушен, и мне это безумно нравилось. От точки к точке тверди, сквозь безграничное и зыбкое пространство. Как и в случае с паромом, мне это напоминало космос из научнофантастических анимех. Что непонятного в том, что теперь я хочу побывать на всех 20 фортах? =D
Автор в нирване.
Current Mood: | high |
Current Music: | Gorillaz - Empire Ants |
verloren-pol.livejournal.com