Центр Челябинска. Как изменился облик города за последние десятилетия. Как изменился облик городов за последние сто лет
Как менялся облик городов за немыслимо короткие сроки в ХХ веке
Как изменился облик городов в XX веке.
В наше высокотехнологичное время благодаря человеческой фантазии города преображаются в фантастические творения, которые своей красотой могут соревноваться даже с самой природой. В этой подборке вы увидите, как из небольших деревушек или даже пустынь выросли невероятные современные мегаполисы, поражающие своей архитектурой и масштабностью.
1. Дубай (Объединенные Арабские Эмираты)
Так выглядел Дубай в 2000 году.
Дубай — ошеломительный город Объединенных Арабских Эмиратов, стремительно растущий вверх на просторах пустыни. Он ежедневно меняется и не перестает удивлять грандиозностью проектов и невероятностью архитектурных решений.
Дубай в наше время.
Еще 20 лет назад, ничем не приметный город превратился в богатейший город мира. Стал главным туристическим, торговым, развлекательным и финансовым гигантом на планете.
2. Абу Даби (Объединенные Арабские Эмираты)
Так выглядел Абу Даби в 70-х годах прошлого века.
Абу Даби - самый богатый и для очень богатых эмират в ОАЭ. Он не участвует в «гонках» небоскребов, присущих впечатляющим дубайским проектам. Его архитектура разумно и очень степенно спланирована, но при этом она невероятно респектабельная и дорогая.
Современный лоск Абу Даби.
Развлечения у жителей Абу-Даби соответствуют общей атмосфере города: они коллекционируют раритетные автомобили, имеют собственные раллийные трассы, расслабляются и отдыхают в Персидском заливе на мегасовременных яхтах.
3. Сеул (Южная Корея)
Сеул вначале прошлого века.
Сеул – главный деловой, туристический и культурный центр Южной Кореи. В нем органично переплетаются невероятные дворцовые комплексы, буддистские храмы и современнейшие небоскребы.
Невероятные преображения Сеула.
Стремительный рост промышленности и развитие новейших технологий, позволил Сеулу занять достойное место на мировой арене.
4. Шеньчжень (Китай)
Так выглядел Шеньчжень в середине прошлого века.
Шеньчжень - город самых современных в мире зданий расположен на юге Китая.
Современный Шеньчжень.
В нем немало достопримечательностей: необыкновенные парки «Окно в мир» и «Этнографическая деревня», сафари-парк и пляжные курорты.
5. Сингапур (Республика Сингапур)
Сингапур вначале века.
Сингапур - один из крупнейших портов и торгово-промышленных центров Юго-Восточной Азии. Такому головокружительному росту поспособствовало географическое положение республики Сингапур и ее одноименной столицы.
Фантастическое преображение за полтора десятилетия.
Находясь на пути следования торговых судов европейских государств к странам Дальнего Востока, он превратился в крупнейший порт экспортной торговли во всем регионе, дав огромнейший толчок экономическому развитию.
6. Токио (Япония)
Послевоенный Токио.
Токио – самый современный и космополитичный неоновый город Японии. Он поражает высотой и красотой небоскребов, магазинами невероятной и качественной электроники, крупнейшими торгово-развлекательными комплексами.
Кроме того восхищает историческими традициями, святынями и храмами, множеством музеев традиционных и не очень (музей паразитов например).
7. Торонто (Канада)
Торонто в тридцатые годы прошлого века.
Торонто – крупнейший канадский город, который хоть и не является административной столицей страны, стал самым привлекательным культурно-развлекательным и финансовым центром.
Завораживающий современный вид Торонто.
Одна из архитектурных достопримечательностей – телевизионная вышка CN, самая высокая башня в Западном полушарии. Но главную необычность можно найти под землей - другой город с названием PATH, который является крупнейшим подземным торговым комплексом.
8. Нью-Йорк (Соединенные штаты Америки)
«Большое яблоко» в середине прошлого века.
Нью-Йорк — «столица мира», огромный мегаполис на восточном побережье Соединенных Штатов.
Возрастающее величие Нью-Йорка.
Имеет репутацию самого дорогого города страны и финансово-экономическим центром земного шара. Его величие очаровывает и шокирует одновременно, никого не оставляя равнодушным.
Сидней в прошлом веке.
Сидней - самый большой город Австралии, является доказательством того, что необыкновенная красота природы может успешно сосуществовать с современным мегаполисом.
Удивительные преобразования Сиднея
Трогательно душевные исторические постройки в стиле средиземноморья, переплетаясь с красотой новейших небоскрёбов, создают необыкновенный контраст.
10. Лондон (Англия)
Вид города дождей в 20-е годы прошлого столетия.
Лондон — самый парадоксальный город-архипелаг в старой Европе. Он является главным политическим и культурным центром Соединенного Королевства Великобритании.
Современное величие Лондона.
Здесь уживаются пышные викторианские здания, бетонные колоссы 1960—1970-х годов и сверхмодные «стекляшки» нового века, а в воздухе витает энергия всепланетарной биржи и большого капитала.
11. Мельбурн (Австралия)
Вид Мельбурна сто лет назад.
Мельбурн имеет титул самого удобного для жизни города на Земле, расположен на юго-восточном побережье Австралии.
Современный Мельбурн поражает своими преобразованиями.
12. Рио-де-Жанейро (Бразилия)
Так выглядел Рио около ста лет назад.
Рио-де-Жанейро — город вечного праздника и удивительных преобразований.
Ультрасовременный город Бразилии.
Второй по величине город Бразилии поражает ультрасовременной архитектурой, захватывающими дух пейзажами, невероятно роскошными пляжами и отелями, утопающий в зелени экзотических растений.
13. Лос-Анджелес (Соединенные штаты Америки)
Лос-Анджелес всего 18 лет назад.
Лос-Анджелес является мировой столицей развлечений, городом грез и исполнения самых заветных желаний.
Значительные изменения в архитектуре современного Лос-Анджелеса.
Он удивляет своим величием и приводит в растерянность своей беспечностью. Из-за высокой сейсмической активности, в архитектуре преобладают небольшие дома и виллы, но их внешний вид поражает роскошностью размаха и дают фору многим небоскребам современных мегаполисов.
14. Форталеза (Бразилия)
Форталеза в 70-е годы прошлого века.
Форталеза - город-пляж, самая комфортабельная зона отдыха не только Бразилии, но и всего Атлантического побережья.
Неимоверные превращения обычного поселка в грандиозный город-отель.
За последние десятилетия из обычного рыбацкого поселения вырос необыкновенной красоты город, в котором оригинально переплетаются древние постройки с современными отелями-небоскребами, расположенными вдоль живописного побережья.
Источник
extremal.mirtesen.ru
Как изменился Красноярск за 100 лет: часть вторая (фоторепортаж)
НГС.НОВОСТИ продолжают серию фоторепортажей о том, как менялся облик Красноярска с годами. Пролистав архивные фотографии и прогулявшись по городу, замечаешь, что некоторые здания время как будто обошло стороной. Изменяясь внутри, они всё так же хранят вековую историю снаружи, возвращая нас в Красноярск конца XIX и начала XX века. Торговые дома купцов, особняки, тюрьмы, больницы и храмы; что удалось сохранить до сегодняшних дней — в репортаже далее.
Первая часть проекта публиковалась ранее.
Жилой дом мещанки Фримы Цукерман. Дом на Ленина, 66, построенный еще в конце XIX века, считался одним из лучших в Красноярске. В 1911 году он был реконструирован и превращен во «дворец», каковым остался до сих пор. После революции здесь находились красноярская коммуна и общежитие летчиков, позже — жилые квартиры. С 1997 года и до сих здесь Литературный музей им. В.П. Астафьева.
В этом здании на Ленина, 70, где сейчас располагается корпус СФУ, раньше была мужская гимназия. Оно было построено в 1891 году. Здесь же, кстати, позже открылся первый вуз Красноярска — Сибирский лесотехнический институт на базе лесного факультета Омской сельхозакадемии. Историческое фото сделано в 1907 году.
Такой вид открывался на ул. Воскресенскую, ныне пр. Мира, в 1910 году. Здание справа — наш «Детский мир» 100 лет назад. К слову, в 1891 году в Красноярске именно в этом доме купца Николая Гадалова появилось первое электрическое освещение.
Покровская церковь на ул. Сурикова. Нам удалось найти более раннее фото, сделанное еще в 1902 году. По просторной площади рядом с церковью прогуливаются горожане, пешком или на повозках. Сейчас здесь оживленная проезжая часть.
В этом здании на пр. Мира, 55 (фото 1911 года) была типолитография, переплётная и фабрика каучуковых штемпелей семьи Кохановских. Они выпускали ряд политических газет. Сейчас здесь — НИИ геологии и минерального сырья. Типография, кстати, у института осталась.
Одна из самых старых фотографий. Такой вид открывался на ул. Ленина с ул. Перенсона в 1870-х годах. Улица кажется такой широкой. Узнать прежнее место помогает лишь одноэтажный дом, что справа. Сейчас здесь детская художественная школа им. В.И. Сурикова.
Особняк и контора нотариуса Иосифа Ицына на ул. Кирова, 25. Его построили еще в 1911 году по проекту архитектора Леонида Чернышева. В 1923 году в нем размещалась редакция газеты «Красноярский рабочий». А с 1930 года и до сих пор дом и его участок используется под детский сад.
А так выглядит дом самого архитектора Леонида Чернышева, спрятанный во дворах на ул. Марковского, 21. В нем архитектор жил вместе со своей семьей, на мансарде дома была его мастерская, в цокольном этаже — котельная (это был первый в городе дом с паровым отоплением). Сейчас здесь краевая служба по контролю за строительством.
Городская лечебница в Театральном переулке — сейчас это здание торгово-промышленной палаты на Кирова. Историческое фото было сделано еще в 1896 году. Врачи вели здесь ежедневный бесплатный прием неимущих больных. На карте Красноярска 1906 года здание так и указывалось — «Больница для бедных». За 100 с лишним лет оно осталось неизменным.
Слева от торгового дома купца Ивана Гадалова (Мира, 90) в 1905 году располагался дом Я.П. Яциксона и фруктовый погреб. Сейчас этой усадьбы уже нет, а на ее месте 6-этажный центр «Воскресенский».
Красноярский почтамт, что на ул. Ленина, 62, и 100 лет назад был почтово-телеграфной конторой. Там же в 1911 году располагалась и городская телефонная станция. Известно, что в начале XX века в здании размещался магазин мебели, обуви и одежды.
Строительство этого дома на пр. Мира, 76 было завершено в 1911 году. По данным портала «Красное место», здесь был магазин обуви и платья, книжный магазин, а также «Городской Общественный банк», жандармское управление, а на 3-м этаже — гостиница «Метрополь». Сейчас в здании Институт повышения квалификации.
На историческом фото — «Синематограф "Патеграф"», открывшийся в 1910 году. Втиснувшийся между домами Гадалова и Семенова-Романова кинотеатр за свою столетнюю историю пережил целую череду названий: «Патеграф», «АРС», «РотФронт», «Октябрь» и, наконец, «Дом кино».
Этот тюремный замок XIX века сохранился до наших дней. Правда, сейчас он спрятан за стенами нового корпуса СИЗО, построенного только в 2008 году. «В старом корпусе, как и прежде, содержатся подозреваемые и обвиняемые и располагается музей "Красноярский тюремный замок"», — рассказывают в ГУФСИН по краю.
Наталия ЕрмаковаФото Артема ЛенцаСнимки старого Красноярска взяты из фотоальбомов, хранящихся в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края: «Енисейская губерния, Красноярский край. История в фотографиях. 1870–1970 гг.», «Красноярск. История в фотографиях. 1870–1970» (составитель — красноярский коллекционер, краевед Владимир Черкашин, редактор — Сергей Копцев). В альбомах использованы фотоснимки из Архивного агентства Красноярского края, Красноярского краеведческого музея, ЗАО «Ионесси», Центра противопожарной пропаганды и общественных связей Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Красноярскому краю, из частных собраний коллекционеров Красноярска, Санкт-Петербурга, Москвы, из личных архивов Л.Киселева, Н.Винник, А.Фальковского, В.Александрова.
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
ngs24.ru
Шокирующие изменения Земли за последние годы (фото) | Наука
Глобальное потепление, вырубка лесов и изменения в климате изменяют нашу Планету просто на глазах
Внешний вид планеты, как известно, постоянно меняется за счет десятка различных факторов. К одному из них – глобальному потеплению – многие относятся со скепсисом, причисляя его к разряду гипотетических. Ученые из NASA решили попробовать доказать обратное с помощью фотографий, демонстрирующих, как изменился облик Земли за последние годы и десятилетия.
Ледник Петерсен, Аляска
Фотография слева была сделана в августе 1917 года, в снимок справа – в августе 2005-го. За 88 лет от ледника практически ничего не осталось.
Ледник Маккарти, Аляска
Похожая история и у другого ледяного исполина с Аляски – ледника Маккарти. Снимок слева датирован июлем 1909 года. А вторая фотография сделана в августе 2004. Площадь «отступления» ледника заняла более 15 километров.
За состоянием ледников на Аляске ученые следят с 50-х годов прошлого века. В среднем, по данным исследователей, лед тает со скоростью порядка 1,8 метра в год. Однако за последнее десятилетие этот показатель стал увеличиваться. По мнению ученых из Аргентинского университета, таяние ледников в таких объемах происходит впервые за последние 12 тысяч лет.
Гора Маттерхорн, Италия/Швейцария
Сильно видоизменилась за последние 45 лет и гора Маттерхорн, расположенная на границе Италии и Швейцарии. 4478-метровая громада – одно из самых экстремальных альпинистских направлений – значительно убавила в «весе».
По мнению итальянского метеоролога Луки Меркали, исследовавшего поведение горы за последние десятилетия, таяние льда значительно ускорилось летом 2003 года – из-за аномально теплой погоды. А одними из самых серьезных последствий этой тенденции стали трещины в скалах и камнепады.
Водохранилище Элефант-Бьютт, США
Худшая с 1972 года ситуация сложилась на водохранилище Элефант-Бьют, расположенном вдоль реки Рио-Гранде в штате Нью-Мексико. На двух снимках показано, как водохранилище изменилось за 19 лет – в период с 1993 по 2004 год.
В 2009 году Федеральное бюро мелиорации США подготовило пакет предложений по сохранению водохранилища и улучшению сложившейся ситуации. На сегодняшний день Элефант-Бьют должно обеспечивать водой техасский город Эль-Пасо и 35000 гектаров сельскохозяйственных земель. С этими задачами Элефант-Бьют справляется с трудом.
Бастроп, Техас
Сильно изменился и внешний вид техасского округа Бастроп после вызванных летней засухой 2011 года лесных пожаров, уничтоживших 13111 гектаров леса и почти 20 тысяч домов. Этот пожар стал самым крупным за всю историю Техаса.
Озеро Оровилл, Калифорния
Всего за три года озеро в США Оровилл потеряло около 70% своего объема. Фотография слева сделана в июле 2011 года. Снимок справа датирован августом 2014 года.
А вот еще пара фотографий, сделанных с другого ракурса, которые позволяют полнее осознать масштабы трагедии.
К слову, в похожей ситуации оказалось и другое калифорнийское озеро Шаста – самое большое в стране. В 2014 году водоем был почти наполовину опустошен. Там, где некогда была вода, осталась лишь выжженная солнцем земля. Белый пластиковый предмет на фото – фрагмент буя.
В федеральном бюро мелиорации пришли к выводу, что 2014 год стал самым засушливым для Калифорнии за последние сто лет.
Озеро Мар-Чикита, Аргентина
Соленое озеро Мар-Чикита, которое нередко называют «маленьким морем», за последние 13 лет потеряло почти половину объема. Причиной стала засуха и ирригация.
Одним из последствий сокращения объема воды в озере стали пылевые бури. Кстати, из-за высыхания озеро с каждым годом становится более соленым.
Аральское море, Казахстан/Узбекистан
Еще одно соленое озеро, повышенное до ранга моря, находится на грани исчезновения. Расположенное на границе Узбекистана и Казахстана Аральское море начало высыхать в середине прошлого века. В 1960 году его площадь составляла 70 тыс. кв. километров. В 1989 году из-за высыхания море распалось на две части: малую и большую. А к началу нового тысячелетия площадь двух морей составила 14 тыс. кв. километров и 20 соответственно.
Высыхание моря, обусловленное изменением климата и строительством многочисленных каналов для орошения сельскохозяйственных земель, стало причиной исчезновения почти всех видов рыб и возникновения песчаных бурь.
На фото – «обезвоженные» участки Аральского моря.
Леса в Рондонии, Бразилия
Активное воздействие меняющегося климата на облик планеты не умаляет при этом и «заслуг» человека. О том, как человечество уродует Землю, Anews рассказывал в одном из своих недавних обзоров. Еще одним хорошим примером того, как мы воздействует на облик планеты, кардинально изменяя его при этом, может послужить история Рондонии – одного из самых молодых бразильских штатов. Он вырос всего за несколько десятилетий на месте непроходимых некогда джунглей Амазонки. Разумеется, главным минусом возникновения нового штата стала массовая вырубка тропических лесов.
Фотография слева сделана в 1975 году. А снимок справа, на котором запечатлен новый штат, — в 2009.
Что говорят ученые
Оценивая снимки различных тропических лесов за последние десятилетия, ученые из Центра космических полетов NASA пришли к выводу, что темпы вырубки не только не уменьшились, но увеличились на 62 процента. По словам профессора Тохюн Кима из Университета Мэриленда, объемы вырубаемого ежегодно леса сравнимы с площадью острова Цейлон. В ходе исследования специалисты проанализировали более пяти тысяч фотографий. По данным ученых, результаты исследования которых опубликовал научный журнал Geophysical Research Letters, массовая вырубка лесов будет способствовать более активному изменению мирового климата. Причем не в лучшую сторону.
Прогнозы на ближайшее будущее неутешительны. Экстремальность климатических явлений будет только возрастать, уверены специалисты. Впрочем, оценить некоторые изменения «в цифрах» можно уже сейчас. Согласно докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), в период 1901 по 2010 год уровень моря увеличился на 19 сантиметров, а температура поверхности Земли возросла на 0,85 градуса.
thekievtimes.ua
Центр Челябинска. Как изменился облик города за последние десятилетия | ОБЩЕСТВО
Дома купца Андрея Петровича Холодова
Торжественное открытие крупнейшего в Челябинске торгового дома состоялось 14 октября 1911 года. Газеты того времени единогласно заявляли, что здание «будет служить украшением Челябинска, небогатого красивыми постройками». Внешне магазин был выполнен в стиле модерн, внутри его оснастили по последнему слову техники: в подвале размещалась автономная электростанция, освещавшая торговые залы.
И ранее, и сейчас в здании расположен ресторан. Фото предоставлено Николаем АнтипинымСейчас здание сбоку слева занимает ресторан «Цыплята табака».
Конец Кировки сегодня, около площади Ярославского. Фото Надежды УваровойПересечение улиц Сибирской и Мастерской
Вид зданий раньше. Фото предоставлено Николаем АнтипинымЭтот вид (пересечение улиц Труда и Пушкина) мало изменился за последний век. На фотографии слева — дом купца Василия Колбина. В 1913 году он был куплен городской управой и здесь разместились дума. Здание справа — это дом Соломона Данцигера, построенный в 1910 году по проекту архитектора А. А. Федорова в стиле модерн.
Здания очень узнаваемы. Фото Надежды УваровойСейчас на улице труда размещаются в основном банки, офисные центры и гостевые дома.
Главпочтамт в центре Кировки
Снимок главпочтамта до реконструкции. Фото с сайта http://www.kraeved74.ru/Здание построено сравнительно недавно, несколько лет назад полностью реконструировано. Форма и облик не изменились, фасад обновлен.
Здание сегодня. Фото Надежды УваровойКинотеатр «Родина»
Построен в 1950 году. Здание выполнено в стиле неоклассицизма по проекту челябинского архитектора В.Я.Гофрата (в 1951 году проект был удостоен премии Госстроя РСФСР). Тогда не заметить «Родину» было нельзя: здание кинотеатра заметно возвышалось над кварталами одноэтажных деревянных домиков, украшало район Заречья.
Снимок сделан в середине прошлого века. Фото с сайта http://scool154.ru/Потом помещение не раз пытались выкупить некоторые предприимчивые бизнесмены, чтобы открыть в нем развлекательный центр. В начале девяностых помещение было признано аварийным, сейчас заканчивается его реконструкция.
Кинотеатр после ремонта. Фото Надежды УваровойПересечение улиц Скобелева и Азиатской
В одном из домов улицы располагалась гостиница. Фото предоставлено Николаем АнтипинымДом справа – номера Дядина, гостиница, построенная в 1907 году на углу улиц Скобелевской и Азиатской (ныне улицы Коммуны и Елькина) челябинским предпринимателем Михаилом Дядиным. В номерах было 45 благоустроенных комнат с водяным отоплением, электричеством и телефоном.
Облик зданий узнаваем и сейчас.
Сейчас в здании слева расположено ведомство УВД. Фото Надежды Уваровой
www.chel.aif.ru
Лондон меняет свой облик. Лондон
Лондон меняет свой облик
За последние несколько лет заметно изменился силуэт Лондона. Куда ни глянь, над старыми лондонскими крышами группами или в одиночку высятся пока ещё не прокоптившиеся высотные здания. На первый взгляд все они похожи друг на друга: простые и чёткие геометрические объёмы, прямолинейные контуры, плоские линии крыш, фасады с чередующимися горизонталями стекла и бетона — всё то, что можно обнаружить в многочисленных памятниках современной архитектуры Запада, конструкции и формы которых восходят, в конечном счёте, к положениям, разработанным Ле Корбюзье и его школой. Заметно, однако, что здесь стараются избегать крайностей. Не так уж часто встречаются изощрённые, сверкающие стеклянными гранями гигантские параллелепипеды, поднятые на тонкие стойки, сооружением которых увлекался Мис ван дер Роэ (США) и другие представители современного функционализма. Почти нет здесь и усложнённых криволинейных поверхностей, демонстрирующих возможности железобетона. Нет эффектных купольных покрытий.
Очертания новых лондонских зданий относительно спокойны. На экспериментальные решения не хватает средств. К тому же совершенно очевидно, что формы современной архитектуры, развивающиеся в послевоенные годы на Западе, получают здесь национальную окраску, приспосабливаются к английским вкусам и привычкам. Любопытно, что традиционный для Англии кирпич продолжает часто встречаться как облицовочный материал в зданиях современной конструкции. Да и вверх Лондон начал расти совсем недавно, когда во второй половине 1950–х годов был снят запрет строить дома выше стофутовой пожарной лестницы, то есть десяти–одиннадцати этажей. «Новое поколение» лондонских небоскрёбов стало энергично «подрастать» только с начала 1960–х годов.
Сити. Здание газеты «Дейли экспресс».
Лондонский университет
В облик города современная архитектура вошла поздно и прокладывала себе дорогу очень медленно. Ещё в начале 1920–х годов в Лондоне господствовала пышная эклектика и различные «исторические» стили. На набережной Темзы, около Вестминстерского моста, стоит здание Совета Лондонского графства, выстроенное в 1922 году Ральфом Нотом, не без воздействия памятников эпохи Возрождения. В 1920–1923 годах Реджинальд Бломфилд застраивает Риджент–стрит тяжеловесными классицистическими зданиями.
Новые веяния в архитектуре Лондона, как вообще в Англии, начинают быстро распространяться лишь с начала 1930–х годов, во многом под влиянием и при участии переселившихся в Англию выдающихся зодчих и теоретиков современной архитектуры, таких, как В. Гропиус и других, бежавших из нацистской Германии. Широкий отклик получает в это время перевод на английский язык книги Ле Корбюзье «К новой архитектуре».
Среди «ветеранов» лондонской современной архитектуры здание газеты «Дейли экспресс» на Флит–стрит (1931), Королевский институт британских архитекторов (архитектор Грей Уорнум, 1934), новый Лондонский университет в Блумсбери (архитектор Чарльз Холден; начал строиться в 1931 году), станции метро, такие, как Арнос–гроув или Сент–Джонз–вуд. В зданиях Королевского института британских архитекторов и в Лондонском университете, несмотря на современные конструктивные приёмы и свойственную новой архитектуре простоту линий и объёмов, ещё очень много традиционного. Так, например, современная по формам шестидесятичетырехметровая башня библиотечного корпуса университета прорезана окнами, повторяющими привычные для англичан пропорции и переплёты окон XVIII века.
В лондонских кинозалах, магазинах, зданиях газетных издательств, в станциях метро возможности, открываемые новыми конструкциями, использованы более полно и откровенно. В здании газеты «Дейли экспресс» поражают огромные застеклённые поверхности — окна, чередующиеся с полированным чёрным стеклом, которым облицованы стены. Этот приём по своему духу не только ближе эстетическим исканиям современной архитектуры, но своей эффектностью создаёт как бы рекламу для самой газеты.
Знакомясь с Лондоном, весьма любопытно совершить прогулку по станциям метрополитена. Лондонское метро — одно из старейших в мире. В 1963 году отмечался его столетний юбилей. На первых линиях подземки курсировали ещё паровозы с основных железнодорожных линий. И хотя с 1863 года, естественно, многое изменилось в техническом отношении, внешний облик старых станций, находящихся в центре города, их платформы, спуски к перронам на редкость стойко хранят свой первозданный вид. Здесь ещё можно встретить старинные железные ступени. Вместо эскалаторов нередко подъем и спуск пассажиров производится лифтами, форма и вид которых наверняка были такими же ещё полстолетия назад. Узкие лабиринты переходов ведут к платформам, стены которых сплошь заклеены рекламами. О каких?либо эстетических и архитектурных достоинствах здесь говорить не приходится. Но если спуститься под землю на одной из таких старых станций в центре Лондона и затем выйти на поверхность на какой?нибудь из окраинных станций, которые начали строиться в 1930–х годах, то контраст будет разительным. Удобная планировка и лаконичная простота архитектурных форм сделали, например, станцию Арнос–гроув (архитектор Ч. Холден) одним из тех образцов нового строительства, успех которых немало способствовал утверждению современного стиля в архитектуре Лондона.
В предвоенные годы, в период экономической депрессии, в Лондоне строили не очень много, а во время войны строительство почти совсем приостановилось. Оно оживилось только в 1950–х годах.
Концертный зал Фестиваль-холл
Большим событием в жизни Лондона и Англии в целом и толчком к распространению новой архитектуры явился состоявшийся в то время в Лондоне «Фестиваль Британии» — национальная выставка, открытая в 1951 году, в столетнюю годовщину Первой всемирной выставки. Экспозиционная территория была отведена на южном берегу Темзы, между мостами Ватерлоо и Чэринг-кросс. Два больших сооружения, стоявших среди временных выставочных павильонов, особенно привлекали внимание: концертный зал Королевский Фестиваль–холл (архитекторы Лесли Мартин и Роберт Мэттью) и так называемый «Купол открытий» (архитектор Ральф Таббс).
Хотя по поводу Фестиваль–холла до сих пор высказываются весьма противоречивые суждения, он несомненно остаётся самым примечательным из общественных зданий Лондона, возведённых за последнее время.
Внешне он кажется малопривлекательным и даже довольно неуклюжим. Основной интерес представляет своеобразный замысел и планировка здания, удачное решение интерьера и сложных акустических проблем. Учитывая возможности, открываемые новыми железобетонными конструкциями, архитекторы сделали главным ядром здания зал, рассчитанный на три тысячи человек, который, по их замыслу, должен был восприниматься как бы подвешенным в громадной стеклянной коробке. Однако по техническим причинам пришлось заполнить углы здания рядом помещений и, таким образом, первоначальный замысел претерпел изменения. Зал расположен в самой верхней части здания, над главным и нижним фойе, которые лежат в двух уровнях и обращены застеклённой стеной в сторону Темзы. Когда главное фойе залито светом, оно просматривается с улицы на всю глубину и эффект, к которому стремились авторы, до некоторой степени достигается. Немало внимания уделено цветовому решению всего интерьера, в отделке которого использованы различные дорогостоящие материалы. Из главного фойе открывается великолепная панорама северного берега реки с парламентом и набережной Виктории. Одно из бесспорных достижений строителей Фестиваль-холла— отличная акустика и решение проблем звукоизоляции. Нужно иметь в виду, что буквально под его окнами проходит одна из крупных лондонских железнодорожных линий, что не могло не создать добавочных трудностей при постройке концертного зала.
Другое примечательное сооружение выставки — «Купол открытий» был временным павильоном, предназначенным для демонстрации научных и технических достижений Британии. Однако оригинальность его решения заставляет неоднократно вспоминать о нём и после окончания Фестиваля. Основной эффект был рассчитан на вечернее освещение. Благодаря искусно направленному свету как бы исчезали стены, и казалось, что покрывавший их огромный алюминиевый купол 111 метров в диаметре поддержан лишь тонкими стальными трубками и парит в воздухе. Проникнуть внутрь «Купола» можно было только через подземные туннели.
«Купол открытий»
Школа в округе Пэддингтон
На бывшей выставочной территории, рядом с Фестиваль–холлом, нынче планируется создание нового культурного центра Лондона. Здесь уже выстроен Национальный Дом кино, вскоре будет открыт Малый концертный зал и помещения для выступлений чтецов. В июле 1968 года здесь был открыт большой зал для художественных выставок, оборудованный верхним светом и соединённый с террасами, предназначенными для размещения скульптуры. Но в целом все эти проекты, задуманные ещё в конце 1940–х годов, осуществляются медленно, и для их завершения понадобится ещё немало времени.
Галерея Тейт и небоскрёб Виккерс
Коммерческие сооружения растут, увы, гораздо более скорыми темпами. Многие из них просто удручают своей безликостью. Бросается в глаза и отсутствие единой направляющей руки в выборе местоположения зданий. Оффисы «идут напролом» по берегу Темзы в самом центре города. Особенно кричащий пример несовместимого соседства — 25–этажный небоскрёб нефтяной компании Шелл, напоминающий спичечный коробок, поставленный на торец, к которому сзади добавлен ещё один, положенный плашмя. Он выстроен чуть ли не дверь–в-дверь с Фестиваль–холлом и к тому же почти напротив парламента. Так что в ансамбль готических вертикалей башни Виктории и Большого Бена теперь врывается плоская верхушка нефтяного детища.
Гораздо более удачно на противоположном берегу Темзы, на набережной Милбэнк, расположен небоскрёб компании Виккерс, хотя он и соседствует с Галереей Тейт. Выстроенный по проекту архитектора Р. Уорда в 1960–1963 годах, он легко узнается по эффектной и стройной 34–этажной башне с застеклёнными выпукло–вогнутыми гранями. Пожалуй, это единственный лондонский небоскрёб, форма которого действительно создаёт ощущение взлёта ввысь, к небу. Другим высотным зданиям Лондона в меньшей степени присуще это свойство — даже таким известным, как Кэстрол–хауз (1958–1960), наиболее приближающийся к американским образцам, или как Нью–Зиланд–хауз (1960–1963), поднявшийся в самом центре Лондона на углу Пэлл–Мэлл и Хей-маркет.
В послевоенные годы особенно много ценных и интересных предложений было внесено английскими архитекторами в области градостроения и жилой архитектуры.
Военные разрушения и усилившийся жилищный кризис вызвали острую необходимость вновь вернуться к вопросу об упорядочении стихийного развития Лондона.
В квартале Рохэмптон
Сент–Джеймсская площадь
В 1950–е годы в Лондоне жило уже свыше восьми миллионов человек, то есть около Vs населения всей страны. На огромной территории расползшегося во все концы города оно распределялось очень неравномерно. С одной стороны, в перенаселённых рабочих кварталах Ист–энда приходилось три тысячи человек на один гектар. Продолжали существовать и хаотические скопления старых домов вокруг вокзалов и различных промышленных предприятий в кварталах центрального Лондона. В то же время были сравнительно мало заселённые аристократические кварталы Вест–энда и просторные буржуазные пригороды. Плотность населения здесь составляла всего лишь сто человек на один гектар. Быстрейшего решения требовала также и транспортная проблема. Это станет понятным, если учесть хотя бы то обстоятельство, что нынче уже не только Сити, но и значительная часть Вест–энда превратилась в нежилой район. Сюда стекается для работы, за покупками и разного рода другими делами колоссальное количество людей. Уже в 1964 году ежедневно от окраин к центру и обратно перемещалось по крайней мере шесть миллионов человек.
В основе мер, которые были предприняты для регулирования роста послевоенного Лондона, лежало два проекта. Первый, предложенный ещё в 1943 году архитекторами Форшоу и Аберкромби, предусматривал реконструкцию территории Совета Лондонского графства, то есть центрального ядра города, занимающего площадь 302 квадратных километра. Второй проект, 1944 года, составленный Аберкромби, был посвящён проблеме развития Большого Лондона. Главная мысль этого проекта, получившего широчайшую известность, заключалась в том, чтобы ограничить рост Лондона путём создания вокруг него, в радиусе 30–50 километров, так называемых городов–спутников.
В 1947 году ответственность за новое строительство была возложена на муниципалитеты. Но только после 1955 года (когда был принят план развития собственно Лондона, разработанный Советом Лондонского графства) на участках, расчищенных в центральных кварталах, на пустырях, оставшихся после войны, постепенно стали вырастать новые здания. Сейчас они воспринимаются как изолированные островки среди старых построек города.
Однако реализация проектов даже в черте Лондонского графства не всегда соответствует намеченным планам. Частное предпринимательство и различные виды коммерческого строительства вносят много стихийного, вторгаются в ранее существовавшие архитектурные ансамбли, нарушая их цельность.
Коттеджи и башенные дома в квартале Рохэмптон
Тем большее внимание обращает на себя жилой дом, возведённый в 1960 году на Сент–Джеймсской площади архитектором Лэсденом. Несмотря на свою высоту и современные очертания, он удачно вписался в строгий ансамбль зданий XVIII века.
Среди целых комплексов жилых зданий, построенных в центральной части города, пожалуй, наибольшую известность получили дома в квартале Пимлико, возведённые в 1946–1962 годах по проектам архитекторов Ф. Пауэлла и X. Мойи.
Специфически английской чертой, отличающей новые лондонские многоэтажные жилые дома, является своеобразная планировка их квартир. Как известно, традиционное английское жилище развивается не по горизонтали, а по вертикали. Для Англии издавна были типичны не многоквартирные дома, а отдельные домики — хаузы, комнаты которых расположены чаще всего в двух–трёх уровнях: кухня и помещения для дневного пребывания— в нижнем этаже, спальня — в верхнем. В последние годы так стали располагать комнаты иногда и в многоэтажных домах. Таким образом, окна одной и той же квартиры находятся одни над другими, в двух этажах. Помимо таких домов, мезонетов, существуют и обычные дома с квартирами, комнаты которых размещены в одном уровне.
Чтобы получить представление о наиболее ярких сторонах современной жилой архитектуры Лондона, надо посетить окраины города, например кварталы Рохэмптон в юго–западном районе Уондсуорт или Со–граденз в районе Кеймберуэлл на юго–востоке. Здесь на сравнительно свободных землях особенно широкое применение получила смешанная застройка, где группируются несколько типов домов с разным количеством этажей. Так, например, в Рохэмптоне ступенчатая гряда одноэтажных коттеджей с индивидуальными входами и садиками соседствует с блоками многоквартирных домов и 11–этажными башенными зданиями. Дома разбросаны на холмах, среди бережно сохранённых вековых деревьев, лужаек и садов. Благодаря тщательно продуманной планировке создаётся впечатление, будто здания выросли как раз там, где это подсказано природой. Ощущение естественности усиливается благодаря тому, что основные транспортные магистрали лежат в стороне, а между домами проложены не только дорожки, посыпанные песком, но и тропинки. На траве можно сидеть и лежать, как это принято в английских парках. Давние английские традиции в понимании «живописного» получили здесь своеобразное преломление.
Предполагалось, что подобные комплексы зданий различных типов позволят расселить в них семьи разного количественного, возрастного и социального составов. На деле же оказалось, что исключительно высокая квартирная плата позволяет жить в них лишь людям, имеющим высокий уровень доходов.
В принципах строительства таких микрорайонов, как Рохэмптон, совершенно явственно звучат отголоски идей, высказанных ещё в 1898 году английским социологом Э. Хоуардом, предлагавшим, в целях разгрузки Лондона, в противовес промышленным городам–гигантам, каким Лондон уже был в то время, создавать небольшие, автономные города–сады, которые имели бы собственные предприятия, промышленные и торговые, и были бы окружены зелёным сельскохозяйственным поясом. Идеи Хоуарда, получившие широкий отклик во многих странах, в самой Англии легли в основу проекта Аберкромби о строительстве городов-спутников.
В этой области здесь уже сделано довольно много интересного. Вслед за Лечуорсом, первым английским городом–садом (1902), находящимся в 50 километрах от Лондона, и заложенным в 1920 году городом Уэлвином в 1946–1949 годах началось строительство восьми новых городов–сателлитов, из которых наибольший интерес представляют Харлоу и Бэзилдон.
Но и в этой области замысел английских социологов и градостроителей не получает должного воплощения. Не всегда удаётся обеспечить работой жителей городов–спутников на имеющихся здесь предприятиях. Потоки служащих и рабочих продолжают устремляться на работу в Лондон, а повышенная квартирная плата в этих домах, отнимающая 30–40 процентов заработка, фактически вновь оставляет открытой проблему расселения трудового Лондона.
Современная скульптура в квартале Рохэмптон
Аэропорт
О Лондоне написано множество различных книг. Однако ещё нет такой, где был бы по существу «весь Лондон». И это не случайно, настолько многогранен этот город сложнейших социальных взаимоотношений и контрастов, необычайно многообразного уклада жизни и быта, город многовековой истории и непрестанного обновления.
Эта книга также не ставила перед собой задачу всестороннего описания Лондона. Главное, чему посвящены её страницы, это рассказу о наиболее интересных в художественном отношении памятниках. Это не путеводитель по городу и тем более не исчерпывающий каталог его достопримечательностей. Здесь упомянуто преимущественно лишь то, в чём нашли своё отражение важнейшие события истории Англии, наиболее высокие достижения её культуры и искусства. В этих памятниках удивительно ярко проявились талант и высокое мастерство, особенности духовного развития и сам характер народа. Созданные зачастую много веков тому назад, они доставляют большое эстетическое наслаждение и современному человеку и бесспорно заслуживают внимания как важный вклад английского народа в художественную сокровищницу мировой культуры. Многие из них широко известны, другие знакомы только более узкому кругу специалистов. Если читатель найдёт здесь сведения до этого ему не встречавшиеся, и, присовокупив их к тому, что он уже знал о Лондоне, в целом составит себе некоторое общее представление об этом своеобразном и по–своему необыкновенном городе, его важнейших районах и выдающихся памятниках, задача книги будет исчерпана в полной мере.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Когда Москва впервые встала в пробки. О том, как менялась архитектура столицы
С течением времени Москва менялась, приспосабливаясь к новым ритмам жизни, к новым условиям. Требования жителей большого города неизменно влияют на его архитектуру
Вид на Кремль, 50-е годы ХХ века. Фото: ИТАР-ТАССПервый генплан Москвы разрабатывался в 1918-1924 годах, и тогда это делалось с чистого листа – опыта подобных проектов раньше не было. Был принят план, который прозвали «Солнечная лучевая система». Ядро в центре, от которого, как лучики отходили дороги, а между собой они соединялись тем самым Бульварным кольцом. С ростом населения план потерял свою актуальность, и было решено разработать более масштабную концепцию, которая бы смотрела в будущее. Москву решили раздробить на несколько «городов-садов». Тогда же была предложена идея избавиться от радиальной системы и перестроить город по прямоугольному принципу. Такие города лучше справляются с трафиком, пример тому американский Чикаго. Но этого не произошло, и как мы видим сегодня, Москва благополучно развивалась по радиальной системе, при этом погрязнув в пробках.
Позже столица развивалась по генплану «Сталинский», который включал в себя строительство тех самых знаменитых сталинских высоток. Начавшаяся война сильно изменила облик города, который затем в рекордные сроки был отстроен. В 1960 году слово «МКАД» впервые стало сакральным, а в 1971 году было решено строить город максимально удобным для горожан. Москву разбили на 9 округов, которые стали связаны между собой сетью дорог и автомагистралей. Этот генплан был первым реализован в полном объеме, и сегодня на 80% это та Москва, в которой мы живем. Оставшиеся 20% внесла перестройка и современное время. Лужков придумал «Генплан возможностей», который, по сути, оказался очередным дорогостоящим провалом. Бесконтрольно в центре Москвы строились уродливые бизнес-центры и гостиницы, город захламлялся палатками. Да, было завершено строительство Третьего транспортного кольца, но с точки зрения коммерческой реализации сделано это было ужасно. По данным экспертов, один километр ТТК стоил 117 миллионов долларов.
Автомобили ЗИМ (Завод имени Молотова) на площади Маяковского. Москва, 1957 год. Фото: ИТАР-ТАСС
С начала 2000 года благосостояние горожан начало расти, что привело к еще большим пробкам, которые теперь неразрывно связаны с образом Москвы. Тогда же в проектировании начали учитывать размер трафика. В 2007 году был предложен «Генплан необходимостей»: согласно нему Москва расширялась до бетонного кольца области, появляется новое Четвертое кольцо. В 2011 году Дмитрий Медведев решил границы Москвы расширить, что и произошло. Люди уснули в Московской области, а проснулись уже в Москве, где цены на их недвижимость выросли за ночь сразу в полтора раза.
Екатерина Румянцевапредседатель совета директоров Kalinka Group
Атмосферу изменения городского пространства отобразили в своей новой выставке художники Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «Москва: ускользающая реальность». Выставка рассказывает о неповторимом образе города, который менялся за последние сто лет. В живописных картинах органично сплетены реальность прошлого, фантазии, надежды и чаяния жителей столицы. В произведениях присутствуют элементы поп-культуры и городского дизайна, кадры черно-белого кино, детали быта, городские пейзажи. По словам председателя совета директоров компании RDI Дмитрия Аксенова, ускользающая реальность – это то неуловимое, что не передается дорожными картами, что невозможно отразить на схемах и графиках. Ведь город состоит не только из архитектуры, инфраструктуры и «пробок». Город – это прежде всего живущие в нем люди. И для каждого из них он предстает в своем неуловимом свете, в воспоминаниях и личных историях.
Дмитрий Аксеновпредседатель совета директоров RDI
Экспозиция поделена на несколько частей, каждая из которых создает неповторимый образ Москвы разных эпох – от конца XIX века до наших дней. А. Виноградов и В. Дубосарский работают вместе с середины 90-х годов. В масштабных полотнах художники соединяют образы массовой культуры и рекламы c бытовыми сценами, описывая жизнь героев нашего времени. В новой выставке они выстраивают многоликий образ идеальной Москвы, где смешиваются история и современность.
Сегодня есть план развития Москвы до 2025 года, однако заглядывать нужно куда дальше – как минимум до 2050 года. Население столицы будет неуклонно расти, и новые строительные проекты должны будут, прежде всего, предусматривать высокую нагрузку на инфраструктуру и транспортное сообщение.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
www.bfm.ru
Как изменился облик Волгограда за 100 лет | ОБЩЕСТВО: Событие | ОБЩЕСТВО
Как изменялся город от царской эпохи до современной России? «АиФ-Волгоград» проследил историю преображения архитектурного облика Волгограда, сравнив снимки довоенного Царицына с современными.
Вокзал
Первое кирпичное здание вокзала на нынешнем месте было построено в 1871 году. Во время Сталинградской битвы его практически полностью разрушили. Новый вокзал возвели чуть севернее старого здания и сдали в эксплуатацию 2 июня 1954 года.
Довоенный вокзал. Подпись на открытке означает Царицын на Волге Фото: АиФ-Волгоград / undefined Волгоград-1 в день открытия восстановленного фонтана Фото: АиФ-Волгоград / Светлана БелодорожкинаМузей обороны
Музей обороны Царицына расположен в особняке купчихи Юлии Репниковой. Здание 1903 года постройки чудом уцелело во время гражданской войны, являясь штабом обороны. В 1937 году в нём был открыт Музей обороны Царицына. После Сталинградской битвы строение оказалось разрушенным, но в 1948 году было восстановлено в прежнем виде. Когда-то перед зданием был памятник Иосифу Сталину, но потом его убрали.
Особняк купчихи Репниковой Фото: АиФ-Волгоград / undefined Сейчас это здание и Мамаев курган включены в одну музейную сеть Фото: АиФ-Волгоград / Светлана БелодорожкинаС 1962 по 1982 годы здесь Волгоградский государственный музей обороны. А теперь Волгоградский мемориально-исторический музей.
До революции это была улица Вокзальная Фото: АиФ-Волгоград / undefined В Волгограде здесь проходит улица Коммунистическая Фото: АиФ-Волгоград / Светлана БелодорожкинаСвято-Духов монастырь
Так выглядел Свято-Духов монастырь на нынешней улице Рокоссовского вплоть до Октябрьской революции. Монастырь был закрыт советской властью в 1918 году. Служил исправительным лагерем, коммуной, детским домом, общежитием, ремонтной мастерской и воинской частью. Вновь был открыт в 1992 году. Часть зданий монастыря сегодня закрыта строительными лесами – там ведутся ремонтные работы. Другая только ожидает необходимого ремонта.
Настоятель монастыря Илиодор стал жестоким революционером Фото: АиФ-Волгоград / undefined Улица Рокоссовского - одна из главных магистралей города Фото: АиФ-Волгоград / Светлана БелодорожкинаМузкомедия
В 1936 году в этом здании был Дворец физкультуры и спорта. Сегодня – Волгоградский музыкальный театр, в народе по привычке называемый музкомедией.
У советской власти из культуры в особом почете была физическая Фото: АиФ-Волгоград / undefined Иногда в этом здании ломают немузыкальную комедию: проводят общественные слушания Фото: АиФ-Волгоград / Светлана БелодорожкинаГлавпочтамт
На месте Главпочтамта раньше располагалась Гострудсберкасса, а трамваи ходили прямо по улице Гоголя до ж/д вокзала.
Дореволюционная архитектура отличалась большей затейливостью Фото: АиФ-Волгоград / undefinedВ настоящее время в здании располагаются службы Главпочтамта, переговорный пункт, медпункт, телеграф, службы федеральной почтовой связи, ОАО «Электросвязь», Волгоградский радиоузел и службы филиала «Проектсвязьстрой».
Относительно недавно вывеска Почты России сменила на фасаде Samsung, висевший больше 10 лет Фото: АиФ-Волгоград / Светлана БелодорожкинаНЭТ
Сталинградский рабочий театр располагался в царицынском доме науки и искусств, там же находилась городская публичная библиотека. В 1929 году театр получил имя Максима Горького, а в 1933 году постановлением Нижневолжского крайисполкома стал краевым драматическим театром.
Театр в Сталинграде Фото: АиФ-Волгоград / undefined
Сегодня здесь расположен Новый экспериментальный театр. Внешний вид театра несколько изменился. Так, например, посетителей больше не встречают на входе статуи львов.
Новый экспериментальный театр является одним из самых посещаемых в городе Фото: АиФ-Волгоград / Светлана Белодорожкина
Универмаг
Годовщина Октябрьской революции, 1927 год, площадь Павших борцов. Трамвай движется по улице Гоголя в направлении железнодорожного вокзала. На месте двухэтажного купеческого здания на заднем плане к концу 30-х годов появится ЦУМ. В 1943 году здесь пленили фельдмаршала Паулюса.
Сегодня ЦУМ фактически прекратил свою работу. На первом этаже здания остаются лишь несколько торговых точек.
Трамвай №1 идет на Тихорецкую Фото: АиФ-Волгоград / undefined Сегодня в Волгограде ЦУМ больше не является магазином, здание пустует Фото: АиФ-Волгоград / Светлана БелодорожкинаСмотрите также:
www.vlg.aif.ru